Программа по внеурочной деятельности "Клуб путешественников"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Программа по внеурочной деятельности "Клуб путешественников".  Программа расчитана на 4 года, носит краеведческий характер. Имеет структуру соответствующую требованиям ФГОС. Программу можно менять в зависимости от региона.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №7 муниципального образования г. Новороссийск

                                           УТВЕРЖДЕНО

Решением педсовета протокол №

                                                            От____________2012 года

                                                         Председатель педсовета

                                                              __________С.А.Любимцева

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

по предмету   «Клуб путешественников»

класс    1 -4

количество часов      135

учитель:  Курочкина С.Н.

Программа  разработана на основе  авторской программы учителя начальных классов   Раушановой В.М.

rudocs.exdat.comп

I. Пояснительная записка

Программа  разработана на основе  авторской программы учителя начальных классов   Раушановой В.М.

        Образовательная   программа  «Клуба путешественников»     направлена     на формирование у  младших школьников основ краеведческой культуры и способствует формированию высоких моральных качеств, таких как бережное отношение к природе, любовь к Родине, патриотизм, чувство гордости за свою Родину.

Краеведческий принцип дает возможность строить преподавание предметов согласно дидактическому принципу: «от известного к неизвестному», «от близкого к далекому». Ведь именно краеведение – самая доступная и обширная сфера применения приобретаемых учащимися знаний и умений. Особенно оно способствует развитию навыков общественной работы. В ходе внеурочных занятий   многое выполняется коллективно, возникают общие интересы и ответственность, которые укрепляются сознанием полезности дела и реальными результатами работы.

           II. Общая характеристика курса.

Одно из важнейших положений данного курса– интегрирующая роль краеведения в системе наук вообще. Изучение природы своего края переплетается со знакомством с произведениями местных авторов, фольклорными произведениями и традициями коренного населения. Привлечение литературы, этнографии способствуют формированию нравственного сознания и поведения младших школьников, дают возможность обогатить новое поколение непреходящими ценностями: почтительное отношение к взрослым, забота о младших, доброта, гостеприимство, порядочность, духовное единство с природой.

Краеведение помогает видеть красоту в природе, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края.

Изучение природы своего края способствует  эстетическому воспитанию, оно учит находить в окружающем мире красоту природы: даже от простого созерцания  на экскурсии   могут возникать волнующие переживания. Наблюдения многих природных явлений вызывают у детей любознательность и желание больше вникать в тайны природы, побуждают беречь её.

Изучение своего края исключительно, как и в воспитательном, так и в познавательном отношении. В процессе познавательной активности дети получают жизненно необходимые знания, являющиеся основой успешного усвоения природоведения в 5 классе и предметах естественного цикла в средней школе. При этом реализуется принцип преемственности между начальной и средней школой.

Школьное краеведение, являясь одним из направлений общего краеведения, есть важнейший фактор нравственного, интеллектуального, эстетического, личностного развития школьника. Знакомство с прошлым, настоящим и предполагаемым будущим своей малой родины, особенностями природы, экономических, политических, культурных и других условий способствует формированию у школьников гражданского мировоззрения.

Воспитание патриотизма через краеведение — это многогранный и сложный процесс, который расширяет кругозор и развивает познавательные интересы учащихся, приобщает к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения, повышает нравственность. Изучение родного края дает возможность привлечь учащихся к поисково-исследовательской работе

Цели краеведческого образования в школе значительны и разнообразны. Именно они позволяют расширить и углубить знания учащихся о природе, населении, хозяйстве, истории своего города и района. Пробудить любовь к своей малой родине, к естественным наукам.

Дополнительная образовательная программа «Клуб путешественников» рассчитана на 4 года.  В реализации данной дополнительной образовательной программы участвуют младшие школьники в возрасте 6,5-11 лет.

III. Описание ценностных ориентиров содержания курса

   Новизна и теоретическая значимость дополнительной образовательной программы «Клуб путешественников» заключается:

  • в уточнении структуры и содержания  краеведческой культуры применительно к младшему школьнику;
  • в определении критериев и уровней сформированности  краеведческой культуры младшего школьника;
  • в создании системы формирования краеведческой культуры у младших школьников

Отличительная особенность данной программы состоит в её практической значимости:

  • в разработке программы по формированию  краеведческой культуры младших школьников через вовлечение  младших школьников  в  поисковую, исследовательскую деятельность;
  • в формировании и апробации блока диагностических методик для педагогического управления процессом становления краеведческой  культуры.
  • в реализации индивидуального подхода, позволяющего решать задачи формирования коммуникативной успешности младших школьников

 Цель образовательной программы:  формирование гармонически развитой и духовно богатой личности, воспитание стремления к самосовершенствованию, развитие познавательной и творческой активности учащихся,  расширение их историко-географических представлений о своём крае, воспитание чувства любви и гордости за свой город.

Задачи программы: 

  • Формирование интереса к изучению истории, культуры, природы родного края
  • Воспитание любви и чувства гордости к своему краю, уважительного отношения к местным  культурным ценностям; бережного отношение к природе,  умения видеть и понимать красоту родной природы.
  • Формирование  активной гражданской позиции, социальных компетенций – избирательной, экологической, общекультурной, коммуникативной.

 Методы и приемы: 

  • диалоги; элементы дискуссий
  • игры-практикумы;
  • проблемные ситуации;
  • сюжетно-ролевые игры;
  • конкурсы, викторины;
  • беседы;
  • коллективно-творческие дела.

 Формы проведения 

  • рассказ, демонстрация, чтение информационных текстов,
  • экскурсии; поездки, походы
  • практическое занятие, викторина, консультация
  • проблемная лекция, работа в музеях
  • встречи с интересными людьми

IV. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения  курса

Выпускник начальной школы, знающий  и принимающий культуру, историю, природу родного края, владеющий  навыками самостоятельного труда и сформированными нравственными качествами (любовь к Малой Родине, чувство гордости за родной край, бережное отношение к природе,  умение видеть и понимать красоту родной природы).

         Критерии результативности 

  • Участие в общешкольных и городских мероприятиях (тематические конкурсы);
  • Участие в социально-значимых проектах;
  • Участие в учебно-исследовательских конференциях и фестивалей ученических проектов.

        V. Содержание  курса внеурочной деятельности.

   Для достижения поставленных целей и задач предполагается работа по следующим направлениям:

  • представления: Родина как место, где человек родился, природа родины; традиции, нравы, обычаи Малой  Родины; история; понятие соотечественника; национальные особенности жизни людей; особенности жизни многонационального общества; интернационализм как нравственное качество человека; патриотизм как отношение к Отечеству; патриотические чувства; деяние на благо Родины как элемент жизни современного человека;
  • знания: в ходе коллективной и индивидуальной работы учащему необходимо усвоить понятия «Родина», «Отчизна», «Отечество», необходимо настроить воспитанника на самостоятельное познание истории родного края, своей родословной, на самоанализ и определение своего отношения к Родине, труду, окружающим людям;
  • умения: воспитанник учится анализировать, вдумчиво читать, собирать по крупицам материал, работать в архивах, приобретать навыки экскурсовода, навыки работы в школьном музее.

 1 класс – 33 часа

Прогулки и экскурсии в природу укрепляют здоровье.   1 час

Одежда и обувь для летних и зимних прогулок.    1 час

Игра «Что возьмем с собой в дорогу».    1 час

Рюкзак туриста первого класса и его укладка.     1 час

Простейшие элементы ориентирования. Компас.     2 часа

Карты. Условные обозначения .     2 часа

Понятие о расстоянии. .     1 час

Что делать если ты заблудился. .     1 час

Моя школа. .     1 час

Памятные места микрорайона.    1 час

Самая красивая улица микрорайона.     1 час

Памятные места города.    1 час

Музеи моего города.    2 часа

Подготовка  викторины «Знай и люби свой город»   1 час

Проведение викторины «Знай и люби свой город»   1 час

Замечать, что тебя окружает.   1 час

Не сорить на природе, не нарушать ее покоя.   1 час

Лекарственные растения.    1 час

Лекарственные и съедобные растения.    1 час

Ядовитые растения.    1 час

Местность, в которой я живу.    1 час

Местность, в которой я живу. Как себя вести.    1 час

Достопримечательности и красота природы нашего края.    1 час

Животные нашего края.    1 час

Растения нашего края.    1 час

Главное правило – соблюдать дисциплину.    1 час

Правильно перейти улицу.   1 час

Правильно пользоваться транспортом.    1 час

Быть внимательным и осторожным на прогулке и экскурсии.   1 час

2 класс – 34 часа

Мой край летом и осенью. Экскурсия.     1 час

Мой город. Экскурсия в парк.     1 час

Кубанские поэты и художники о лете и осени.    1 час

Природа моего края. Экскурсии     6 часов

Народы Кубани.    1 час

Памятники – хранители истории.   1 час

Фольклор народов Кубани.     4 часа

Зима в природе. Экскурсия.    4 часа

Зимние забавы. Как избежать беды?     1 час

Семейные традиции.     1 час

Что означают наши имена.    1 час

У воды и на воде.    1 час

Мой край родной. Заповедные места.    2 часа

Весна идёт, весне дорогу! Экскурсия.     3 часа

Космонавты Краснодарского края.    1 час

Мои земляки, участники ВОВ.    1 час

По местам сражений. Экскурсия.   1 час

Города края. Виртуальное путешествие.    1 час

Викторина «Свой край люби и знай!»    1 час

3 класс – 34 часа

История моего края и города. Географическое положение города и района-

4 часа

Герб города - 1 час

Из глубины веков - 5 часов

Монастыри,  соборы,  церкви - 2часа

Фольклорные праздники - 4 часа

Когда гремели бои. Экскурсии по местам боевой славы.  - 3 часа

Созвездие героев. Их именами названы улицы города. Проектная работа.  3 часа

Современный город. Население. Профессии моих родителей -3 часа

Викторина «Мой город» - 1 час

Родная природа - 5 часов

Игры бабушек и дедушек – 3 часа

4 класс – 34 часа

Имена в истории. Известные люди  нашего края. Проектная работа. - 5 часов

Наш край в годы Великой Отечественной войны – 4 часа

Добрых рук мастерство. Народные художественные промыслы и декоративное искусство. Посещение выставок.  -  3 часов

Устное народное творчество: кубанские говоры, легенды и были нашего края-  5 часов

Традиции  народа нашего края. Фольклорные праздники – 4 часа

Праздники нашего города -2 часа

Природа моего края. Экскурсии - 7 часов

Детские игры наших дедушек и бабушек- 6 часов

Проектная работа «Мой край» - 6 часов


Учебно-тематическое планирование.

1 класс (33 часа)

п/п

уро

ка

Содержание

Кол-во

часов

Оборудование

Медиа-

ресурс

Универсальные

учебные действия

(УУД)

1 четверть

1

1

Прогулки и экскурсии в природу укрепляют здоровье.

1

Плакаты времён года

Аудиозаписи «Звуки природы»

Регулятивные:  

сотрудничатьс учителем при

знакомстве с новой темой;

Познавательные: освоение знаний об экскурсиях и их значениях.

Коммуникативные:  

уметь работать в сотрудничестве с коллективом, задавать вопросы, слушать и воспринимать ответы.

2

2

Одежда и обувь для летних и зимних прогулок.

1

Картинки с одеждой и обувью

3

3

Игра «Что возьмем с собой в дорогу».

1

4

4

Рюкзак туриста первого класса и его укладка.

1

Рюкзак

Презентация «Правила укладки»

Регулятивные:  принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные: составлять сообщения в устной и письменной форме.

Коммуникативные:  

уметь формировать

свою позицию и точку зрения;

5

5

Простейшие элементы ориентирования. Компас.

1

Компас

Регулятивные: планировать и последовательно (пошагово) выполнять работу.

Познавательные: осознанное и произвольное построение речевых высказываний в устной форме.

Коммуникативные:

уметь сотрудничать с учителем и 

сверстниками.

6

6

Простейшие элементы ориентирования.

1

Презентация «Элементы ориентирования»

7

7

Карта.

1

Карта любой местности

Регулятивные: планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Познавательные: осознанное и произвольное построение речевых высказываний в устной форме, использование знаково - символических средств представления информации.

Коммуникативные:

слушать учителя, задавать вопросы.

8

8

Карты. Условные обозначения.

1

Диск «Карта»

9

9

Понятие о расстоянии.

1

2 четверть

10

1

Что делать если ты заблудился.

1

Плакаты с видимыми ориентирами

Регулятивные: оценивать

качество и уровень усвоения знаний.

Познавательные: осознанное и произвольное построение речевых высказываний в устной форме.

Коммуникативные: уметь слушать учителя и сверстников

и вступать с ними в диалог

11

2

Моя школа.

1

Презентация «Моя школа»

Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Познавательные: отстаивание своей позиции, обобщение известной информации.

Коммуникативные:

уметь слушать учителя и сверстников.

12

3

В этих домах живут мои друзья – одноклассники.

1

Фотогра-

фии домов одноклас-

сников

13

4

Памятные места микрорайона.

1

Презентация

« Памятные места микрорайо

на»

Регулятивные:  

принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные: осуществление поиска нужной информации.

Коммуникативные:

уметь интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное

взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.

14

5

Самая красивая улица микрорайона.

1

Фотогра

фии улиц учащихся

15

6

Памятные места города.

1

Презентация « Памятные места города»

Регулятивные:

действовать по плану, контролировать

процесс и результаты своей деятельности.

Познавательные: составление осознанных речевых высказываний в устной форме, умение выполнять поиск информации.

Коммуникативные:

уметь вступать в коллективное учебное

сотрудничество.

16

7

Музеи моего города.

1

Презентация

« Музеи моего города»

3 четверть

17

1

Любимый музей моего города.

1

Иллюстра-

ции музеев города

18

2

Подготовка  викторины «Знай и люби свой город»

1

Регулятивные: действовать и контролировать процесс и результаты своей деятельности по плану, проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности.

Познавательные:  

представление о своём городе.

Коммуникативные:

уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

19

3

Проведение викторины «Знай и люби свой город»

1

Викторина

«Знай и люби свой город»

20

4

Замечать, что тебя окружает.

1

Наше окружение

Регулятивные: прогнозировать результат, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Познавательные:

анализ окружения человека.

Коммуникативные:

уметь слушать учителя, задавать

вопросы с целью уточнения

информации.

21

5

Не сорить на природе, не нарушать ее покоя.

1

Урна

Презентация «Красота природы»

22

6

Лекарственные растения.

1

Презентация

«Лекарствен

ные растения»

Регулятивные:

составлять план работы, выполнять самоконтроль своих действий,

анализировать и делать вывод.

Познавательные:

осознанное построение речевых высказываний в устной форме, ответы

на вопросы учителя по теме.

Коммуникативные:

уметь договариваться о распределении

функций и ролей в совместной деятельности.

23

7

Лекарственные и съедобные растения.

1

Плакаты со съедобны

ми растениями

24

8

Ядовитые растения.

1

Плакаты с ядовитыми растениями

25

9

Местность, в которой я живу.

1

Регулятивные:

последовательно (пошагово) выполнять

работу,  контролируя свою деятельность по плану.

Познавательные:

составление диалога в соответствии с 

заданной  задачей.

Коммуникативные:

умеют воспринимать речь учителя, строить понятные речевые высказывания вступать в учебный диалог.

4 четверть

26

1

Местность, в которой я живу. Как себя вести.

1

Правила поведения

27

2

Достопримечательности и красота природы нашего края.

1

Презентация « Достопри

Мечательно

сти и красота природы нашего края»

Регулятивные:

составлять план работы, выполнять самоконтроль своих действий,

анализировать и делать вывод.

Познавательные:

соблюдение последовательности

плана работы.

Коммуникативные:

уметь слушать учителя, задавать вопросы на понимание и уточнение,

высказывать свою точку зрения.

28

3

Животные нашего края.

1

Диск « Животные нашего края»

29

4

Растения нашего края.

1

Диск «Растения нашего края»

30

5

Главное правило – соблюдать дисциплину.

1

Плакат «Соблюде

ние дисципли

ны»

Регулятивные: ориентироваться в информационном пространстве.

Познавательные: осуществление поиска информации, самостоятельное предположение, какая информация нужна

для решения. Коммуникативные: 

уметь высказывать

свою точку зрения,

пытаться ее обосновать, приводя аргументы.

31

6

Правильно перейти улицу.

1

32

7

Правильно пользоваться транспортом.

1

Презентация « Правильно пользоваться транспортом»

33

8

Быть внимательным и осторожным на прогулке и экскурсии.

1

2 класс (34 часа)

п/п

уро

ка

Содержание

Кол-во

часов

Оборудование

Медио-

ресурс

Универсальные

учебные действия

(УУД)

1 четверть

1

1

Мой край летом и осенью. Экскурсия.

1

Плакаты времён года

Аудиозаписи «Звуки природы»

Регулятивные:  

сотрудничатьс учителем при

знакомстве с новой темой;

Познавательные: освоение знаний об экскурсиях и их значениях.

Коммуникативные:  

уметь работать в сотрудничестве с коллективом, задавать

вопросы, слушать и воспринимать ответы.

2

2

Мой город. Экскурсия в парк.

1

3

3

Кубанские поэты и художники о лете и осени.

1

4

4

Лес и его жители осенью.

1

Регулятивные:  принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные: составлять сообщения в устной и письменной форме.

Коммуникативные:  

уметь формировать

свою позицию и точку зрения;

5

5

Растения и грибы нашего края.

1

Регулятивные: планировать и последовательно (пошагово) выполнять работу.

Познавательные: осознанное и произвольное построение речевых высказываний в устной форме.

Коммуникативные:

уметь сотрудничать с учителем и 

сверстниками.

6

6

Реки. Обитатели рек.

1

7

7

Моря Краснодарского края и их обитатели.

1

Регулятивные: планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Познавательные: осознанное и произвольное построение речевых высказываний в устной форме, использование знаково символических средств представления информации.

Коммуникативные:

слушать учителя, задавать вопросы.

8

8

Охрана водоёмов. Экологический десант.

1

9

9

Викторина «Наш край»

1

2 четверть

10

1

Край, в котором я живу. Выставка рисунков.

1

Регулятивные: оценивать

качество и уровень усвоения знаний.

Познавательные: осознанное и произвольное построение речевых высказываний
в устной форме.

Коммуникативные: уметь слушать учителя и сверстников и вступать с ними в диалог

11

2

Народы Кубани.

1

Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Познавательные: отстаивание своей позиции, обобщение известной информации.

Коммуникативные:

уметь слушать учителя и сверстников.

12

3

Памятники – хранители истории.

1

13

4

Путешествие в кубанскую сказку.

1

Регулятивные:  

принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные: осуществление поиска нужной информации.

Коммуникативные:

уметь интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное

взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.

14

5

Путешествие в кубанскую сказку.

1

15

6

Загадки, пословицы и поговорки как зеркало мудрости народа.

1

Регулятивные:

действовать по плану, контролировать

процесс и результаты своей деятельности.

Познавательные: составление осознанных речевых высказываний в устной форме, умение выполнять поиск информации.

Коммуникативные:

уметь вступать в коллективное

учебное сотрудничество.

16

7

Фольклорные праздники.

1

3 четверть

17

1

Зима в природе. Экскурсия.

1

Плакаты времён года

Аудиозаписи «Звуки природы»

18

2

Растительный мир моей местности зимой.

1

Регулятивные: действовать и контролировать процесс и результаты своей деятельности по плану, проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности.

Познавательные:  

представление о своём городе.

Коммуникативные:

уметь с достаточной

полнотой и точностью выражать свои мысли.

19

3

Животные зимой.

1

20

4

Поможем птицам перезимовать.

1

Регулятивные: прогнозировать результат, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Познавательные:

анализ окружения человека.

Коммуникативные:

уметь слушать учителя, задавать вопросы с

целью уточнения информации.

21

5

Зимние забавы. Как избежать беды?

1

22

6

Семейные традиции.

1

Регулятивные:

составлять план работы, выполнять самоконтроль своих действий,

анализировать и делать вывод.

Познавательные:

осознанное построение речевых высказываний в устной форме, ответы

на вопросы учителя по теме.

Коммуникативные:

уметь договариваться о распределении

функций и ролей в совместной деятельности.

23

7

Что означают наши имена.

1

24

8

У воды и на воде.

1

25

9

Мой край родной. Заповедные места.

1

Регулятивные:

последовательно (пошагово) выполнять

работу,  контролируя свою деятельность по

плану.

Познавательные:

составление диалога в соответствии с 

заданной  задачей.

Коммуникативные:

умеют воспринимать речь учителя, строить

понятные речевые высказывания вступать

в учебный диалог.

26

10

Берегите первоцветы. Экскурсия.

1

4 четверть

27

1

Весна идёт, весне дорогу! Экскурсия.

1

28

2

Растительный и животный мир моего края весной.

1

Плакаты времён года

Диск «Растения нашего края»  « Животные нашего края»

Регулятивные:

составлять план работы, выполнять самоконтроль своих действий,

анализировать и делать вывод.

Познавательные:

соблюдение последовательности

плана работы.

Коммуникативные:

уметь слушать учителя, задавать вопросы на понимание и уточнение,

высказывать свою точку зрения.

29

3

Весна на Кубани. Выставка рисунков.

1

30

4

Космонавты Краснодарского края.

1

31

5

Мои земляки, участники ВОВ.

1

Регулятивные: ориентироваться в информационном пространстве.

Познавательные: осуществление поиска информации, самостоятельное предположение, какая информация нужна

для решения. Коммуникативные: 

уметь высказывать

свою точку зрения, пытаться ее обосновать, приводя аргументы.

32

6

По местам сражений. Экскурсия.

1

33

7

Города края. Виртуальное путешествие.

1

34

8

Викторина «Свой край люби и знай!»

1

3 класс (34 часа)

п/п

уро

ка

Содержание

Кол-во

часов

Оборудование

Медио-

ресурс

Универсальные

учебные действия

(УУД)

1 четверть

1

1

История моего края.

1

Регулятивные:  

сотрудничатьс учителем при

знакомстве с новой темой;

Познавательные: освоение знаний об экскурсиях и их значениях.

Коммуникативные:  

уметь работать в сотрудничестве с коллективом, задавать вопросы, слушать и воспринимать ответы.

2

2

Географическое положение  Краснодарского края.

1

3

3

Мой город на карте.

1

4

4

История города Новороссийска.

1

Регулятивные:  принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные: составлять сообщения в устной и письменной форме.

Коммуникативные:  

уметь формировать

свою позицию и точку зрения;

5

5

Герб города-героя.

1

Регулятивные: планировать и последовательно (пошагово) выполнять работу.

Познавательные: осознанное и произвольное построение речевых высказываний в устной форме.

Коммуникативные:

уметь сотрудничать с учителем и 

сверстниками.

6

6

Из глубины веков.

1

7

7

Путешествие в каменный век.

1

Регулятивные: планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Познавательные: осознанное и произвольное построение речевых высказываний в устной форме, использование знаково - символических средств представления информации.

Коммуникативные:

слушать учителя, задавать вопросы.

8

8

Племена, населявшие Кубань.

1

9

9

Культура древних греков, живших на побережье Чёрного моря.

1

2 четверть

10

1

Монастыри, соборы, церкви Краснодарского края. Виртуальная экскурсия.

1

Регулятивные: оценивать

качество и уровень усвоения знаний.

Познавательные: осознанное и произвольное построение речевых высказываний в устной форме.

Коммуникативные: уметь слушать учителя и сверстников и вступать с ними в диалог

11

2

Храмы  города Новороссийска. Экскурсия.

1

Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Познавательные: отстаивание своей позиции, обобщение известной информации.

Коммуникативные:

уметь слушать учителя и сверстников.

12

3

1

13

4

Фольклорные праздники.

1

Регулятивные:  

принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные: осуществление поиска нужной информации.

Коммуникативные:

уметь интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное

взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.

14

5

Рождество Христово на Кубани. Проектная работа.

1

15

6

Масленица пришла – отворяй ворота!

1

Регулятивные:

действовать по плану, контролировать процесс и результаты своей деятельности.

Познавательные: составление осознанных речевых высказываний в устной форме, умение выполнять поиск информации.

Коммуникативные:

уметь вступать в коллективное учебное

сотрудничество.

16

7

Пасха – всем праздникам праздник.

1

3 четверть

17

1

Когда гремели бои. Экскурсии по местам боевой славы

1

18

2

На Малой земле.

1

Регулятивные: действовать и контролировать процесс и результаты своей деятельности по плану, проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности.

Познавательные:  

представление о своём городе.

Коммуникативные:

уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

19

3

Мой город – герой. Проектная работа.

1

20

4

Созвездие героев. а

1

Регулятивные: прогнозировать результат, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Познавательные:

анализ окружения человека.

Коммуникативные:

уметь слушать учителя, задавать вопросы с

целью уточнения информации.

21

5

Их именами названы улицы города.

1

22

6

Их именами названы улицы нашего микрорайона. Проектная работа.

1

Регулятивные:

составлять план работы, выполнять самоконтроль своих действий, анализировать и делать вывод.

Познавательные:

осознанное построение речевых высказываний в

устной форме, ответы на вопросы учителя по

теме.

Коммуникативные:

уметь договариваться о распределении

функций и ролей в совместной деятельности.

23

7

Современный город. Население

1

24

8

 Профессии моих родителей

1

25

9

Предприятия города.

1

Регулятивные:

последовательно (пошагово) выполнять

работу,  контролируя свою деятельность по

плану.

Познавательные:

составление диалога в соответствии с заданной  задачей.

Коммуникативные:

умеют воспринимать речь учителя, строить

понятные речевые высказывания вступать

в учебный диалог.

26

10

Викторина «Мой город»

1

4 четверть

27

1

Родная природа.

1

28

2

Родная природа в произведениях писателей и поэтов.

1

Регулятивные:

составлять план работы, выполнять самоконтроль своих действий, анализировать и делать вывод.

Познавательные:

соблюдение последовательности

плана работы.

Коммуникативные:

уметь слушать учителя, задавать вопросы на понимание и уточнение,

высказывать свою точку зрения.

29

3

Когда цветут сады.

1

30

4

Кубань – житница России.

1

31

5

Путешествие по заповеднику.

1

Диск «Растения нашего края»  « Животные нашего края

Регулятивные: ориентироваться в информационном пространстве.

Познавательные: осуществление поиска информации, самостоятельное предположение, какая информация нужна

для решения. Коммуникативные: 

уметь высказывать

свою точку зрения,

пытаться ее обосновать, приводя аргументы.

32

6

Игры бабушек и дедушек

1

33

7

Во что играли наши папы и мамы.

1

34

8

Обобщающее занятие. Викторина «я знаю свой край»

1

4 класс (34 часа)

п/п

уро

ка

Содержание

Кол-во

часов

Оборудование

Медио-

ресурс

Универсальные

учебные действия

(УУД)

1 четверть

1

1

Имена в истории Краснодарского края.

1

Регулятивные:  

сотрудничатьс учителем при

знакомстве с новой темой;

Познавательные: освоение знаний об экскурсиях и их значениях.

Коммуникативные:  

уметь работать в сотрудничестве с коллективом, задавать вопросы, слушать и воспринимать ответы.

2

2

Известные люди  нашего края. Проектная работа.

1

3

3

Путешествие по полям. Известные земледельцы.

1

4

4

Поэты и писатели моего края.

1

Регулятивные:  принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные: составлять сообщения в устной и письменной форме.

Коммуникативные:  

уметь формировать

свою позицию и точку зрения;

5

5

Посещение дома-музея Н.Островского.

1

Регулятивные: планировать и последовательно (пошагово) выполнять работу.

Познавательные: осознанное и произвольное построение речевых высказываний в устной форме.

Коммуникативные:

уметь сотрудничать с учителем и сверстниками.

6

6

Наш край в годы Великой Отечественной войны.

1

7

7

Виртуальное путешествие на 70 лет назад.

1

Регулятивные: планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Познавательные: осознанное и произвольное построение речевых высказываний в устной форме, использование знаково - символических средств представления информации.

Коммуникативные:

слушать учителя,

задавать вопросы.

8

8

Сопка Героев в городе Крымске. Экскурсия.

1

9

9

Герои ВОВ. Проектная работа.

1

2 четверть

10

1

Добрых рук мастерство.

1

Регулятивные: оценивать

качество и уровень усвоения знаний.

Познавательные: осознанное и произвольное построение речевых высказываний в устной форме.

Коммуникативные: уметь слушать учителя и сверстников и вступать с ними в диалог

11

2

Народные художественные промыслы и декоративное искусство.

1

Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Познавательные: отстаивание своей позиции, обобщение известной информации.

Коммуникативные:

уметь слушать учителя и сверстников.

12

3

Посещение выставок.

1

13

4

Устное народное творчество: кубанские говоры, легенды и были нашего края.

1

Регулятивные:  

принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные: осуществление поиска нужной информации.

Коммуникативные:

уметь интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.

14

5

Быт казаков.

1

15

6

Казачьи сказки.

1

Регулятивные:

действовать по плану, контролировать

процесс и результаты своей деятельности.

Познавательные: составление осознанных речевых высказываний в устной форме, умение выполнять поиск информации.

Коммуникативные:

уметь вступать в коллективное учебное

сотрудничество.

16

7

Атамань – колыбель истории казаков.

1

3 четверть

17

1

Легенды и были нашего края

1

18

2

Традиции  народа нашего края. Фольклорные праздники

1

Регулятивные: действовать и контролировать процесс и результаты своей деятельности по плану, проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности.

Познавательные:  

представление о своём городе.

Коммуникативные:

уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

19

3

Свадебный обряд.

1

20

4

Традиции, связанные с детьми.

1

Регулятивные: прогнозировать результат, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Познавательные:

анализ окружения человека.

Коммуникативные:

уметь слушать учителя, задавать вопросы с

целью уточнения информации.

21

5

Блюда кубанской кухни. Проектная работа.

1

22

6

Праздники нашего города

1

Регулятивные:

составлять план работы, выполнять самоконтроль своих действий, анализировать и делать вывод.

Познавательные:

осознанное построение речевых высказываний в

устной форме, ответы на вопросы учителя по

теме.

Коммуникативные:

уметь договариваться о распределении

функций и ролей в совместной деятельности.

23

7

Наш город – молодой и красивый. Экскурсия на набережную.

1

24

8

Природа моего края.

1

25

9

Растения Краснодарского края.

1

Диск «Растения нашего края»  

Регулятивные:

последовательно (пошагово) выполнять

работу,  контролируя свою деятельность по

плану.

Познавательные:

составление диалога в соответствии с 

заданной  задачей.

Коммуникативные:

умеют воспринимать речь учителя, строить

понятные речевые высказывания вступать

в учебный диалог.

26

10

Лекарственные растения.

1

4 четверть

27

1

Грибной край.

1

28

2

Забота о братьях наших меньших.

1

 « Животные нашего края»

Регулятивные:

составлять план работы, выполнять самоконтроль своих действий, анализировать и делать вывод.

Познавательные:

соблюдение последовательности плана работы.

Коммуникативные:

уметь слушать учителя, задавать вопросы на понимание и уточнение,

высказывать свою точку зрения.

29

3

Домашние питомцы.

1

30

4

Зелёная зона нашего города.

1

31

5

Детские игры наших дедушек и бабушек

1

Регулятивные: ориентироваться в информационном пространстве.

Познавательные: осуществление поиска информации, самостоятельное предположение, какая информация нужна

для решения. Коммуникативные: 

уметь высказывать свою точку зрения,

пытаться ее обосновать, приводя аргументы.

32

6

Парки развлечений-любимое место детей.

1

33

7

Проектная работа «Мой край»

1

34

8

Защита проектов «Мой край»

1


Литература

  1. Родная Кубань: страницы истории. Под редакцией профессора В.Н.Ратушняка. Краснодар 2008
  2. Мирук М.В., Науменко Т.А. Введение в историю Кубани. Краснодар, 2000
  3. Бардадым В. Ратная доблесть кубанцев. Краснодар, 2002
  4. Матвеев О. Слово о кубанском казачестве. Краснодар, 1995
  5. Кубань в Великую Отечественную.  1941-1945гг., Краснодар, 2000
  6. Бардадым В. Замечательные кубанцы. Краснодар, 2002


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Клуб путешественников»

Данная программа рассчитана на 1 год для детей младшего школьного возраста....

“ Внеурочная деятельность как продолжение основной образовательной программы школы» (На примере программы курса внеурочной деятельности «Музей в твоём классе»)

В статье автор говорит о внеурочной  деятельности, как продолжении  предметных программ  с развивающим компонентом. . О формировании универсальных учебных действий через восприятие и ан...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Путешественники"

Данная программа составлена с целью привлечения интереса учащихся к истории Москвы  и родного Подмосковья, где они проживают и учатся.           ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я путешественник»

Цель программыВоспитание эстетического восприятия, расширение эмоционально - чувственной сферы учащихся, пробуждение интереса и стремления к дальнейшему изучению историко- художественных путей развити...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Я-путешественник"

1.Рабочая программа к курсу внеурочной деятельности «Я - путешественник» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего...