Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Я-путешественник"
рабочая программа по окружающему миру (2 класс)
1.Рабочая программа к курсу внеурочной деятельности «Я - путешественник» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Примерной программы воспитания.
2.Программа предполагает проведение регулярных экскурсий со школьниками (в расчете 4-8 часов на экскурсию и обработку экскурсионных материалов).
3.Согласно учебному плану МКОУ «СОШ № 5» на реализацию этой программы отводится 1 час в неделю, 34 часа в год.
Цель курса
Целью внеурочной деятельности является - ознакомление младших школьников с загадочным окружающим миром, формирование навыков наблюдения, анализа, формулировки выводов, пробуждение интереса к знаниям наукой.
Место курса в плане внеурочной деятельности
Курс «Я – путешественник» относится к общеинтеллектуальному направлению внеурочной деятельности «Интеллектуальный марафон». На реализацию этой программы отводится 1 час в неделю, 34 часа в год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа по внеурочной деятельности | 144.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5»
ПРИНЯТО Педагогическим советом МКОУ СОШ №5 Курского муниципального района Ставропольского края Протокол № _1__ от 25 .08. 2023 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор МКОУ СОШ №5 Курского муниципального района Ставропольского края ______________________ Т.Н. Мурадханова Приказ № 198 от 25 .08. 2023г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Я - путешественник»
для 2 б класса
на 2023-2024 учебный год
Составитель: Арутюнян Татьяна Артёмовна,
учитель начальных классов
Эдиссия 2023
Пояснительная записка
1.Рабочая программа к курсу внеурочной деятельности «Я - путешественник» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Примерной программы воспитания.
2.Программа предполагает проведение регулярных экскурсий со школьниками (в расчете 4-8 часов на экскурсию и обработку экскурсионных материалов).
3.Согласно учебному плану МКОУ «СОШ № 5» на реализацию этой программы отводится 1 час в неделю, 34 часа в год.
Цель курса
Целью внеурочной деятельности является - ознакомление младших школьников с загадочным окружающим миром, формирование навыков наблюдения, анализа, формулировки выводов, пробуждение интереса к знаниям наукой.
Место курса в плане внеурочной деятельности
Курс «Я – путешественник» относится к общеинтеллектуальному направлению внеурочной деятельности «Интеллектуальный марафон». На реализацию этой программы отводится 1 час в неделю, 34 часа в год.
Содержание курса внеурочной деятельности
Правила юного путешественника
Какую пользу человеку приносят экскурсии и прогулки. Правила путешественника. Что надеть и что с собой взять на прогулку или экскурсию. Правила безопасности на прогулках и экскурсиях. Правила дорожного движения. Правила поведения в транспорте, в театре, в кино и в музее. Викторина «Посвящение в юные путешественники»
Моя Родина, моя Россия
Беседа о Родине. Знакомство с понятиями «гражданин», «конституция», «государственные символы» страны, знакомство с национальными традициями русских и других народов России. Достопримечательности крупных городов нашей страны. Посещение достопримечательностей столицы (Красная площадь, Исторический музей, Собор Василия Блаженного, Храм Христа Спасителя, Воробьевы горы, Поклонная гора). Оформление экскурсионного фотоотчета. Подготовка сообщений детьми.
Моя малая Родина
Я живу на Ставрополье. Растения нашего края. Составление гербария. Животный мир нашего края. Знакомство с животным миром Подмосковья. Чтение книг Н.Сладкова, В.Бианки, о животных. Знакомство с правилами поведения в природе. Прогулки и экскурсии в ближайшую природную зону. Оформление экскурсионного фотоотчета. Подготовка сообщений. Обзорная экскурсия по лермонтовским местам. Обзорная экскурсия по КМВ. Викторина «Я знаю свою Родину». Подведение итогов изучения курса «Я - путешественник».
Формы и методы работы
Формы работы:
- Познавательная, этическая и профилактическая беседы;
- игры: ролевые, ситуационные;
- тренинги;
- экскурсии.
Методы работы:
- методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, диспут, метод примера);
- методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, иллюстрации и демонстрации);
- методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная игра, эмоциональное воздействие, поощрение и др.);
- методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Программа обеспечивает достижение второклассниками следующих личностных, метапредметных результатов.
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
- основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;
- эстетические и ценностно-смысловые ориентации, создающие основу для формирования позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма, потребности в творческом самовыражении.
Обучающиеся получат возможность для формирования:
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- компетентности в реализации основ гражданской идентичности личности в поступках и деятельности;
- основ гражданской идентичности путем знакомства с героическим историческим прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям ее граждан;
- эстетических ценностей и на их основе эстетических критериев.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
Обучающиеся научатся:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
- выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;
- проявлять инициативу действия в межличностном сотрудничестве;
- использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- анализировать и синтезировать необходимую информацию;
- определять цель, обнаруживать и формулировать проблему, тему проекта;
- работать по плану, используя дополнительные средства (справочники, доп. литературу, средства ИКТ);
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные УУД:
Обучающиеся научатся:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве интернета;
- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- строить рассуждения в форме простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
- устанавливать аналогии;
- создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ, редактировать, оформлять, сохранять их.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
- самостоятельно оценивать правильность выполнения действия, вносить коррективы как по ходу действия, так и в конце действия,
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
- строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные УУД:
Обучающиеся научатся:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
- задавать вопросы;
- контролировать действия партнёра;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- монологической и диалогической формами речи;
- навыкам коллективной и организаторской деятельности;
- аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников.
Предметные результаты
Обучающиеся научатся:
- находить информацию о городе, о различных учреждениях, необходимых для удовлетворения жизненных потребностей горожан, для самореализации (поликлиниках, магазинах, центрах развлечений, железнодорожных вокзалах, кассах, учебных заведениях, музеях, библиотеках, театрах, концертных залах и выставках, учебных заведениях) в справочниках, научно-популярной литературе, интернете, на карте, в периодической печати;
- извлекать информацию из городской среды, памятника наследия, музейной экспозиции при непосредственном общении с ними, а также из семейных архивов, из общения с родственниками, знакомыми и незнакомыми;
- ориентироваться по карте города и в городском пространстве;
- объяснять понятия «мой город (село)», «мой край», «Малая Родина», «культура», «облик города (села)» и использовать эти понятия.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- извлекать информацию из различных источников, музейной экспозиции, а также из семейных архивов, из общения с родственниками, знакомыми и незнакомыми;
- ориентироваться по карте;
Тематическое планирование
№ | Наименование разделов и тем | Общее количество часов на изучение |
Правила юного путешественника | 4 | |
Моя Родина, моя Россия | 10 | |
Моя малая Родина | 20 | |
ИТОГО | 34 часа |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема занятия | Форма проведения занятия | Часы | ЦОР/ЭОР | Календарные сроки | Фактические сроки |
Правила юного путешественника (4 часа) | ||||||
1. | Инструктаж по технике безопасности и правилам поведения на уроке и в школе. Какую пользу человеку приносят экскурсии и прогулки | беседы, практические занятия | 1 | https://resh.edu.ru/ | 7.09 | |
2. | Что надеть и что с собой взять на прогулку или экскурсию | беседы, практические занятия | 1 | https://resh.edu.ru/ | 14.09 | |
3. | Правила безопасности на прогулках и экскурсиях | беседы, практические занятия | 1 | (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/4062/start/81551/ | 21.09 | |
4. | Правила дорожного движения | беседы, практические занятия | 1 | (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/4062/start/81551/ | 28.09 | |
Моя Родина, моя Россия (10часов) | ||||||
5. | Моя Родина - Россия | демонстрационный показ | 1 | (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/5127/conspect/105671/ | 5.10 | |
6. | Города России. | демонстрационный показ | 1 | (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/5127/conspect/105671/ | 12.10 | |
7. | Москва – столица нашей Родины | демонстрационный показ, практика | 1 | (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/5127/conspect/105671/ | 19.10 | |
8. | Достопримечательности нашей столицы | демонстрация фильма | 1 | (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/5127/conspect/105671/ | 26.10 | |
9-10 | Посещение достопримечательностей столицы | Виртуальные экскурсии | 2 | (РЭШ) | 9.11 16.11 | |
11-12. | Заповедники России | экскурсии | 2 | (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/5127/conspect/105671/ | 23.11 30.11 | |
13 | «Широка страна моя родная…» | Виртуальная экскурсия | 1 | 7.12 | ||
14 | Викторина «Я знаю свою Родину» | викторина. | 1 | 14.12 | ||
Моя малая Родина (20 часов) | ||||||
15. | Я живу на Ставрополье | интеллектуально-познавательные игры | 1 | Инфоурок) https://iu.ru/video-lessons/0a12552a-3fc6-4aa0-8713- fa3369dc6234 | 21.12 | |
16. | Растения нашего края | интеллектуально-познавательные игры | 1 | Инфоурок) https://iu.ru/video-lessons/0a12552a-3fc6-4aa0-8713- fa3369dc6234 | 28.12 | |
17. | Инструктаж по технике безопасности и правилам поведения на уроке и в школе. Подготовка сообщений | наблюдения; исследовательская деятельность | 1 | Инфоурок) https://iu.ru/video-lessons/0a12552a-3fc6-4aa0-8713- fa3369dc6234 | 11.01 | |
18. | Животный мир нашего края | презентации, самостоятельная работа (индивидуальная, в паре, групповая). | 1 | (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/3940/start/154258/ | 18.01 | |
19. | Прогулки и экскурсии в ближайшую природную зону | экскурсии | 1 | (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/3940/start/154258/ | 25.01 | |
20. | Прогулки и экскурсии в ближайшую природную зону | экскурсии | 1 | (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/3940/start/154 | 1.02 | |
21. | Оформление экскурсионного фотоотчета. Подготовка сообщений | презентации, самостоятельная работа (индивидуальная, в паре, групповая). | 1 | (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/3940/start/154258/ | 8.02 | |
22. | Достопримечательности моей малой Родины | видео путешествие | 1 | (Инфоурокhttps://iu.ru/video- lessons/37e05727-4c98-472b-97cf-c0295e78882c | 15.02 | |
23. | КМВ - жемчужина Ставрополья | экскурсия | 1 | (Инфоурокhttps://iu.ru/video- lessons/37e05727-4c98-472b-97cf-c0295e7888 | 22.02 | |
24. | Наследие поэтов и писателей края | экскурсия | 1 | (Инфоурокhttps://iu.ru/video- lessons/37e05727-4c98-472b-97cf-c0295e78882c | 29.02 | |
25. | Оформление экскурсионного фотоотчета. Подготовка сообщений | презентации | 1 | (Инфоурок https://iu.ru/video- lessons/37e05727-4c98-472b-97cf-c0295e78882c | 7.03 | |
26. | Достопримечательности нашего края | экскурсия | 1 | (Инфоурок https://iu.ru/video- lessons/37e05727-4c98-472b-97cf-c0295e78882c | 14.03 | |
27. | г. Пятигорск Лермонтовские места | экскурсия | 1 | (Инфоурок https://iu.ru/video- lessons/37e05727-4c98-472b-97cf-c0295e78882c | 21.03 | |
28. | Оформление экскурсионного фотоотчета. Подготовка сообщений | презентации | 1 | (Инфоурокhttps://iu.ru/video- lessons/37e05727-4c98-472b-97cf-c0295e78882c | 4.04 | |
29. | Экскурсия Курорты края | экскурсия | 1 | (Инфоурокhttps://iu.ru/video- lessons/37e05727-4c98-472b-97cf-c0295e78882c | 11.04 | |
30. | Предгорья Кавказа | экскурсия | 1 | (Инфоурок https://iu.ru/video- lessons/37e05727-4c98-472b-97cf-c0295e78882c | 18.04 | |
31. | Наши природные богатства | экскурсия | 1 | (Инфоурокhttps://iu.ru/video- lessons/37e05727-4c98-472b-97cf-c0295e78882c | 25.04 | |
32. | Оформление экскурсионного фотоотчета. Подготовка сообщений | презентации | 1 | (Инфоурок https://iu.ru/video- lessons/37e05727-4c98-472b-97cf-c0295e78882c | 2.05 | |
33. | Викторина «Я знаю свою Родину» | викторина | 1 | https://www.yaklass.ru/ | 16.05 | |
34. | Итоговое занятие | конкурсы | 1 | https://www.yaklass.ru/ | 23.05 |
Материально-техническое обеспечение.
-Интернет ресурсы;
- проектор;
-ноутбук;
-географическая и политическая карты.
Литература.
ФГОС НОО. Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373;
Авторская программа учителя Нехорошковой Т.А. rudocs.exdat.comп
Рабочая программа по предмету «Клуб путешественников»
Красная книга РСФСР. Животные. - М.: Россельхозиздат, 1985.
Красная книга РСФСР. Растения. - М.: Россельхозиздат, 1988.
Николина В.В. , Липкина Е.К. География. Проекты и творческие работы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений, Москва, «Просвещение», 2012.
Раковская Э.М. География: природа России. Методическое пособие для учителя. М.: 1999.
Якубович В.И. и Смирнова Г.А. Записки географического клуба М.: Просвещение, 2005.
Я познаю мир: Детская энциклопедия: Экология/ Авт.-сост. А.Е. Чижевский. - М.: ООО "Издательство АСТ", 1997.
Новиков Э.А.Планета загадок. — Москва: Просвещение, 1999
Столяров А.А.Занимательная география — Й-Ола, 2001
Томилин А.А. Как люди открывали свою землю — Москва: Просвещение 1998г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Оч. умелые ручки» в соответствии с ФГОС II поколения
Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколени...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА"
Программа кружка «Занимательная математика» рассматривается в рамках реализации ФГОС НОО и направлена на общеинтеллектуальное развитие обучающихся.Развитие интеллекта – это целенаправленный и ор...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Праздники, традиции и ремёсла народов России" 3 класс
Данная программа внеурочной деятельности предусмотрена ФГОС начального образования...
"Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика»"
Программа внеклассной работы по математике для 1 класса c использованием ИТ....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по общекультурному направлению кружок « Театр Петрушка»
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе приме...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Азбука правил дорожного движения» основного общего образования срок реализации программы: 1 год
Рабочая программа курса внеурочной деятельности составленав соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартомосновного общего образования,с учетом Примерной основной образовательно...