Внеклассное мероприятие "Хлеб всему голова"
классный час (3 класс) на тему

Соколова Татьяна Борисовна

 Проведению этого внеклассного мероприятия предшествовала большая подготовительная работа: экскурсия в пекарню, конкурс рисунков на тему:» Чудо земли – хлеб» беседа по стенду: «Дорожи хлебом».

Состоялась беседа по тематической выставке репродукцией картин А. А. Пластова «Ужин трактористов», Т. Н. Яблоневской «Хлеб», И. И. Шишкин «Рожь».

Сами дети участвовали в сборе пословиц, поговорок, народных примет по теме, писали сочинения о хлебе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие: «Хлеб всему голова»

Цели:

прививать детям любовь к труду, бережное отношение к хлебу, воспитание любви к Родине, приобретение навыков коммуникативного общения  друг с другом.

 Проведению этого внеклассного мероприятия предшествовала большая подготовительная работа: экскурсия в пекарню, конкурс рисунков на тему:» Чудо земли – хлеб» беседа по стенду: «Дорожи хлебом».

Состоялась беседа по тематической выставке репродукцией картин А. А. Пластова «Ужин трактористов», Т. Н. Яблоневской «Хлеб», И. И. Шишкин «Рожь».

Сами дети участвовали в сборе пословиц, поговорок, народных примет по теме, писали сочинения о хлебе.

Оформление зала: выставка репродукций картин художников, а также детских рисунков, выставка хлебных изделий.

Ребята входят в зал под музыку песни «Русское поле».

Учитель. Наш устный журнал мне хочется начать стихотворением Александра Балина:

Вот хлеб — высок, румян и свеж.

Его ты ежедневно ешь:

Орловский, рижский, заварной,

Пшеничный любишь и ржаной.

Не забывай же никогда.

Какого стоило труда

Поднять тугую целину

Плугами в трудную весну,

Удобрить землю под черно,

Чтоб в колос выбилось оно.

А жатва, если зной иль град?!

Их много — всяческих преград —

Преодолеть нам суждено,

Запомни же, как дважды два.

Народной мудрости слова:

«Кто хлебушком не дорожит,

Тот мимо жизни пробежит».

И если ты не глух, не слеп,

Цени народный, трудный хлеб.

Далее следует коллективная декламация-перекличка «Хвала тебе, хлеб!».

Только снег сошел в апреле,

Как поля зазеленели.

Мы говорим: «Хлеб!» (Хором.)

Золотой простор бескрайний —

Там работают комбайны.

Мы говорим: «Хлеб!» {Хором.)

Вот зерно течет рекой,

Чтобы сделаться мукой.

Мы говорим: «Хлеб!» (Хором)

Тесто кружится в квашне,

Запекается в огне.

Мы говорим: «Хлеб!» {Хором.)

Ешь его, расти и помни:

В мире нет труда огромней.

Чтоб на стол к тебе явился Свежий хлеб.

Хлебное поле большое, как море —

Не сосчитаешь колосьев на нем.

В дружном дозоре, в почетном дозоре

Каждое зернышко мы бережем.

Зернышко мы согреем заботой

В добрых и теплых ладонях полей.

Солнышку тоже хватает работы.

Чтобы звенели хлеба веселей.

Хлебные зернышки сказочным кладом

Спрячутся в землю и дружно взойдут.

Самая лучшая в мире награда -

Эта живая награда за труд.

Ржаной росток зеленый

Оглядывает поле,

Смешной и удивленный,

Как первоклашка в школе.

Его расти научит

Любой весенний дождик,

А каждый вешний лучик

Раскрасит, как художник.

Он вместе с близнецами

Так быстро станет взрослым,

Что скоро даже с нами

Померяется ростом.

Зерна наших дней, светитесь

Позолотою резной.

Говорим мы: «Берегите,

Берегите хлеб родной!» {Хором.) 

Не мечтаем мы о чуде

К нам полей живая речь:

«Берегите хлеб, вы —люди,

Научитесь хлеб беречь!» {Хором.)

Как хлеб к нам пришел?

Чтец. Пышный, мягкий, пропеченный.

Подрумяненный слегка,

Хлеб с горбушкой золоченой

Шел к тебе издалека.

Учитель. Издавна кормит людей матушка-земля. Во времена, когда люди еще не умели пахать и сеять, они брали только то, что земля сама для них припасла: ягоды, орехи, грибы, съедобные корешки. Но часто случалось так, что вместе с грибами и съедобными травами человек невзначай приносил спрятавшиеся в корзинке несколько зернышек. Случайно упадут они на землю возле дома — глядь, на этом самом месте вскоре вырастут несколько колосков. Каша из этих зерен получалась вкусная, лепешки и того лучше. Тогда люди смекнули, что можно не случайно, а специально приносить с собой зерна и сажать их возле жилья. Вот и появились первые колоски. Сперва — ячменя, потом пшеницы и ржи.

Ученые полагают, что первый хлеб был испечен не менее 15 тысяч лет назад. В музее швейцарского города Цюриха хранится найденная на дне осушенного озера буханка хлеба, испеченная 6 тысяч лет назад. Профессия пекаря – одна из древних на земле. Особенно ценился тот пекарь, который умел делать хлеб на дрожжах. Этот сорт хлеба был очень дорогим. Его могли себе позволить купить только очень богатые люди.

Сегодня на нашем столе, на самом почетном месте лежит хлеб: хрустящий, с аппетитной корочкой.

Много людей помогало ему в этом: и тот, кто пахал землю, сеял, убирал, и тот, кто потом хлеб молол, а потом испек. Трудно, тяжело достается хлеб. Хлеб кормит. Без хлеба нет жизни. Он занимает важнейшее место в жизни человека.

Выходил на поля...

Не сама собой природа

Хлеб на блюде подает.

Сколько требует ухода

Мать-земля на целый год.

В каждый дом, на каждый стол

Хлеб пожаловал, пришел,

В нем — здоровье, наша сила,

В нем — чудесное тепло.

Много рук его растило

Сохраняло, берегло.

Учитель. Нелегок труд земледельца. Не в уютном помещении под крышей создается хлеб. Всем ветрам и ливням, всем капризам погоды открыто зеленое поле.

Святое дело – вырастить хлеб. Разве можно найти профессию более нужную, более почетную, чем профессия хлебороба!

Хлеб мой вкусный, хлеб душистый;

1-й чтец. Слава миру на Земле!

2-й чтец. Слава хлебу на столе!

1-й чтец. Если мы хотим кого-то

Встретить с честью и почетом,

Встретить щедро, от души,

С уважением большим,

То гостей таких встречаем

Круглым, пышным караваем.

Он на блюде расписном,

С белоснежным рушником.

2-й чтец. С караваем соль подносим,

Поклонясь, отведать просим.

— Дорогой наш гость и друг,

Принимай хлеб-соль из рук!

(ученик вручает хлеб-соль гостям праздника)

Хлеб и воина

Чтец. В дыму ленинградское небо,

Но горше смертельных ран

Тяжелого хлеба, Блокадного хлеба

Сто двадцать пять грамм.

Учитель. Есть только одно слово, равнозначное слову «хлеб». Это слово — «жизнь». И никакая глыба золота не перевесит крошку хлеба.

В Музее истории Ленинграда хранится кусочек заплесневелого хлеба, величиной с мизинец. Таков был в зимние месяцы блокады дневной паек для жителей осажденного немцами города. А людям-нужно было жить, работать, нужно было выжить — назло фашистам, назло бомбежкам и обстрелу. Суровая правда тех блокадных дней, запечатленная в дневнике ленинградской школьницы Тани Савичевой, потрясла весь мир. Прочтем их и мы. (Зачитываются строки из дневника.)

В годы войны в Ленинграде хранилась коллекция основного семенного фонда страны. Голод, а люди берегли лучшие сорта зерен. Потому что эта коллекция была нужна для науки о хлебе. Она и теперь, эта коллекция, бережно хранится, только сейчас на Кубани, в исследовательском центре.

Сказка ложь, да в ней намек

Чтец. Корочка хлеба.

Хлебная крошка,

Что это — много или немножко?

Даже не верится нам с тобою,

Что кто-то сорит этим чудом земли.

Сердце за хлеб обливается болью,

Когда он лежит в придорожной пыли.

Сказительница (входит и кланяется). Верно, милый, верно! Ох как надо беречь хлебушек! Я сейчас расскажу вам сказку о девочке, которая наступила на хлеб.

Жила на свете девочка по имени Инге. Была она прехорошенькая, но гордая и жестокая. Однажды мать Инге испекла хлеб и сказала: «Доченька, отнеси этот хлеб нашей бабушке». Инге надела лучшее свое платье и нарядные башмачки и отправилась в путь. Дорога проходила через болото. Жалко стало Инге своих нарядных башмачков. Бросила она хлеб в грязь и наступила на него, чтобы перейти через лужу. Но только Инге наступила на хлеб, как хлеб вместе с нею стал стремительно погружаться в

болото. И оказалась Инге в зловонном подземелье у ядовитой старухи — Болотницы. Злая Болотница превратила девочку в истукана. Руки и ноги ее окаменели, жирные пауки оплели ее своей паутиной.

Пастухи видели, что случилось на болоте, и вскоре повсюду узнали историю о девочке, которая наступила на хлеб.

Однажды горячая слеза упала на голову окаменевшей Инге. Это плакала ее мать. «Какой толк, что мать теперь хнычет обо мне», — подумала Инге, и душа ее от этих мыслей становилась все грубее.

Однажды эту историю услышала маленькая девочка. «Бедная, бедная Инге! — заплакала она. -— Как бы я хотела, чтобы Инге попросила прощенья и ей позволили вернуться на землю». Слова эти дошли до самого сердца Инге, И она залилась слезами раскаянья.

В тот же миг луч света проник в зловонное подземелье, и Инге маленькой птичкой вылетела на волю. Она вернулась в родительский дом. Инге и ее мама снова стали счастливыми, потому что девочка научилась ценить и беречь хлеб.

Учитель:

Ребята, давайте вспомним правила, которые все должны знать:

1. Мой руки перед едой.

2. Бери хлеба столько, сколько съешь.

3. Нельзя играть с хлебом.

Ученица. (Стихотворение С.В.Михалкова «Булка»)

Три паренька по переулку,

Играя будто бы в футбол,

Туда-сюда гоняли булку

И забивали ею гол.

Шел мимо незнакомый дядя,

Остановился и вздохнул,

И, на ребят почти не глядя,

К той булке руку протянул.

Потом, насупившись сердито,

Он долго пыль с нее сдувал

И вдруг спокойно и открыто

При всех ее поцеловал.

- Вы кто такой? – спросили дети.

Забыв на время про футбол.

- Я – пекарь! – человек ответил.

И с булкой медленно ушел.

И это слово пахло хлебом

И той особой теплотой,

Которой налиты под небом

Моря пшеницы золотой.

Учитель

Хлеб – это самый дорогой плод нашей матери – земли и рук человеческих.

Хлеб – это державное наше богатство.

Берегите хлеб !

Он очень трудно дается.

Хлеб также дорог, как и сама жизнь.

Учитель.

Эй. девчушки-хохотушки,

Начинайте петь частушки.

Начинайте веселей,

Чтоб порадовать гостей.

Ученицы.

Мы в поселке живем,

Сушки, пряники жуем.

Мы частушек много знаем

И сейчас для вас споем.

1-я девочка.

Прянички печатные,

До того нарядные!

Мы не сразу их съедим,

А сначала поглядим.

2-я девочка.

Но не сразу стали зерна Хлебом тем, что на столе.

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.

3-я девочка.

Он не падает к нам с неба,

Появляется не вдруг.

Чтобы вырос колос хлеба,

Нужен труд десятков рук.

1-я девочка.

Дождик, дождик, поливай —

Будет славный урожай:

Будет белая пшеница,

Будет рожь и чечевица.

Инсценировка «Хлеб» (по Г. Виеру).

Мальчик.

Хлеб мой вкусный, хлеб красивый,

Говорю тебе: «Спасибо!»

Хлеб.

Лучше б ты не поленился,

Доброй пашне поклонился.

Мальчик.

Кланяюсь тебе я, пашня,

За горячий хлеб домашний!

Пашня.

Лучше б ты не поленился —

Солнцу в небе поклонился.

Мальчик.

Солнце, солнце в небе синем,

За горячий хлеб спасибо!

Солнце.

Ты б, сынок, не поленился,

Дождику бы поклонился!

Мальчик.

Вот спасибо, дождик в небе,

Что заботишься о хлебе! Дождик.

Лучше б ты не поленился,

Папе с мамой поклонился!Мальчик.

Вам спасибо, папа с мамой,

Хлеб даете вкусный самый!

Папа.

И тебе спасибо тоже,

Ты у нас такой хороший!

Учитель загадывает загадки.

На соломине дом.

Сто ребяток в нем. {Колосок.)

Что на сковородку наливают

Да вчетверо сгибают? (Блины.)

Вырос в поле колосок,

На столе лежу куском. (Хлеб.)

За трактором по полю ходит она.

Отборного ей насыпают зерна.

А где ее след чуть заметней ложится.

Там буйно потом урожай колосится.

{Сеялка.}

Учитель. А сколько «хлебных» примет родилось на нашей земле!

Хлеб из рук выпадет — значит, гость спешит.

Раздвоился вдруг хлеб в печи — к отлучке одного члена семьи.

Ешь хлеб с плесенью — хорошо плавать будешь.

Сквозь пряник глядела на свадьбе в первый раз невеста на жениха.

Матери невесты дарили выпеченные гребень и сапоги, отцу невесты — бочонок и борону, деду — хлебный шалашик.

Перед Новым годом отец семейства «прятался» за горкой пирогов и спрашивал детей: «Видите меня?» Те отвечали: «Не видим!» Тогда отец приговаривал: «Ну так чтоб и на следующий год так было!»

Кто для нас хлеб создает

Коллективная декламация-перекличка.

Посеяли хлеб хлеборобы весною.

Созрел он и встал золотою стеною.

И слышит страна: «За уборку пора!

Для хлеба комбайны нужны, трактора».

«Дадим! — отвечают в цехах металлисты. –

Для хлеба машины мы сделаем быстро.

Но только нам нужен металл непременно»

«Дадим! — Отвечают немедля мартены. —

Нам только руду подавайте сюда!»

Для хлеба с рудою спешат поезда.

Для хлеба положены рельсы дорог,

Для хлеба идет на гора уголек.

Для хлеба плотины на реках встают,

И краны, и вышки до самого неба.

Для хлеба! Для хлеба!

Для хлеба! Для хлеба!

Учитель,

Тогда за столом вы, ребята, сидите,

То помните, кто для вас хлеб создает.

Ученики (по очереди). Рабочий, нефтяник, строитель, шахтер, машинист, металлург, хлебороб. (Хором.) Народ!

Учитель. Ребята, живите так, чтобы хлеб ваш был всегда честным. В хлебе — душа нашей родной земли, судьбы многих людей, их неустанный труд. Мама, хлеб, Родина — это одни из самых святых слов для человека. И мне хотелось закончить эту страницу нашего устного журнала отрывком из стихотворения, посвященного Родине, России.

Мне сегодня приснилась Россия

В покрывале из утренних рос

Были очи ее светло-синими

И пшеничною россыпь волос.

Шла Россия некошеным лугом

Сквозь седой предрассветный туман.

Вскоре солнце взошло алым кругом,

Окунувшись в небес океан.

Шла со звонкою радостной песней,

Воспевались в ней ширь и простор.

Ну, а с песней и труд интересней —

Ей подпел молодой комбайнер.

Подхватили доярки-певуньи,

Что прошли через луг прямиком,

Чтоб скорее молочные струйки

Зазвенели над каждым ведром.

К чаю ароматному угощенье знатное

Учитель. Вот и заканчивается наш журнал. Переворачиваем последнюю страницу. Но ее мы не смогли бы приготовить без помощи ваших добрых мам. Поможем им накрыть на стол.

Звучит песня «Пряники русские».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие.Хлеб - всему голова.

Хлеб нужен человеку, как продукт питания. За хлеб отдавали жизнь... Хлеб выращивают люди многих профессий - нужно уважат их труд. Хлеб вкусный, полезный, в нем здоровье и сила. Про хлеб много пословиц...

Внеклассное мероприятие "Хлеб - всему голова".

Разработака внеклассного мероприятия о бережном отношении к хлебу....

Внеклассное мероприятие "Хлеб -всему голова"

Внеклассное мероприятие для учащихся начальной школы "Хлеб- всему голова"...

Урок внеклассного чтения "Хлеб всему голова"

Разработка урока внеклассного чтения по рассказу Е.Пермяка "Славка"....

Конспект урока внеклассного чтения "Хлеб - всему голова"

Урок внеклассного чтения "Хлеб - всему голова" проведен для учащихся 4 класса  коррекционной школы VIII вида в рамках Декады начальных классов. На уроке использовано произведение местной поэтессы...