Школьный праздник «Чыл пазы»
план-конспект на тему

Кольчикова Вера Ефимовна

Сценарий проведения мероприятия, посвященного встрече хакасского национального Нового года

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shkolnyy_prazdnik_chyl_pazy.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Кольчикова Вера Ефимовна, учитель  

Томочакова Виктория Николаевна, учитель хакасского языка и литературы,

МБОУ «Устъ-Чульская СОШ», Аскизский р-н 

Школьный праздник «Чыл пазы»

Цели:  воспитание  патриотических чувств на примере традиций, обычаев, любви к своей Родине; -повышение социальной активности учащихся.

Задачи:  познакомить учащихся с обычаями и историей празднования;- прививать любовь  к родной культуре, традициям своего народа.

Оформление: Зал оформлен шарами. На сцене половина юрты, курганы видны вдалеке, солнце, коновязь. Все участники в хакасских национальных костюмах.

Ход представления:

Сарын «Чыл пазы», толдырчалар Кольчикова Мария и Шевлякова Катя.

Устагчы: Бурнаков А. Л.

Хыс: Изеннер аарлығ олғааннар, ӱгретчілер, іҷе-пабалар, аалҷылар!

Оол: Узулбес тамыр учун.

Уребес чурт учун!

Чыл пазы азарға

Чон чыылыс парды!

Хыс: Пӱӱн пістің  улуг кун! Хакас кибірінен, Чыл пазы чит килд!. Кун хараанан тиннесче, чир-чайаан хысхы соохтар соонан усхунча.

Оол: Чыл пазында хустар чылыг чирден ибзер айланчалар. Чылыг айас куннер килче. Чонга хан тигірнен, куннен, чирден Кус. хазьгх. хьшыс. паарсас агылча.

Сценазар хакас когенектіг оолагастар. хызычахтар сыхчалар. Олар кибелістер чоохтапчалар.

1.«Пой, Хайджи! Собрался весь народ

  Пусть чатхан твой звонко запоет -

Так, чтоб горы пели и леса,

Чтоб звенели даже небеса.

2.      Пой. Хайджи. о солнце, о весне.

Пой о нашей радостной стране.

О её грядущем, расскажи.

 Пой о нашей Родине, хайджи!»

3.      «Узулбес тамыр учун.

 Чыл пазы, чыл пазы килд!!

 Уребес чурттас учун,

Чыл пазы, чыл пазы читі!

Сценазар улуг класстагы угренчилер сыхчалар. Чыл пазы улукунненер чоохтапчалар.

1. Новый год - Чыл пазы занимает особое место в цикле календарных праздников и обрядов хакасов. Зима -самое тяжелое время в жизни кочевых народов. Изнурительный холод, сильные ветры и нехватка корма для скота вынуждали и людей жить на жесткой продовольственной диете.

2.  Медленно тянулась зима, но все ближе и ближе Чыл пазы - конец зимы, начало весны. И вот наступил канун Нового года. В юртах наводили порядок, убирались, ремонтировали старую одежду или же надевали новую. В это время нельзя было допускать никаких ссор в доме, все старались сделать ближним что-нибудь приятное, по возможности облегчить жизнь бабушек и дедушек, детям подарить чуточку больше внимания и тепла.

3. На стол в день Нового года обязательно ставили, свежее сваренное мясо и молочные продукты.

4.  Чыл пазы празднуется 22 марта. В каждой местности, в определенном месте, около священного дерева хакасов - березы, разводится три костра. На восточной стороне - особый сакральный костер, которому поклонялись и просили у его живительного огня лучшей жизни и судьбы. На юге-западе разводится костер для приготовления пищи, обычно из мяса баранина, в огромном костре - «хазане».

5.  На северо-западе - особый костер для сжигания черных «чалама». Чалама - специальная ленточка. Кроме черной, применяются еще белая, красная и синяя. Черная ленточка завязывается узлами, по числу бед, болезней и несчастий у человека за прошедший год и сжигается в священном очищающем огне.

6. Остальные чалама с просьбами и пожеланиями завязываются на «хазың» - священной березе. Цвет белой ленточки символизирует в мифологии хакасского народа чистоту дел и помыслов, красный - символ солнца, символ тепла, жизни и достатка. Синий цвет - символ чистого неба, связь с космосом, с верхним миром.

7.   Встреча  Нового   года  весной,   а  не   зимой,   как  в  европейской  традиции,  связана  с  древними представлениями о цикличности времени, согласно которым год «рождается», «живет» и «умирает» вместе со сменой сезонов.

8.   Участники обряда все вместе провожают старое солнце и приветствуют новое. Совершить обряд подвязывания чалама «Пай хазын» совершается у священной березы. Производят и другие обряды - кормление большого огня, дарение небесным духам барана, чтобы они помогали людям.

9.  А еще традиционно в Новый год хакасы приходят к ритуальному камню - саблевидному менгиру. Они прикасаются к нему и поклоняются, чтобы в жизни было все хорошо. По преданию, камень имеет магическую силу. Дореволюционные времена на месте камня решали родовые вопросы, споры. Отсюда его второе название - «Символ мирового яйца». Возле него шаманы частенько проводят свои обряды. В последнее время менгир популярен у молодоженов, ни одна хакасская свадьба не проходит без посещения магического камня. (Этот текст можно одному человеку кратко рассказать для экономии времени). Продолжение рассказа стихов:

4.      «Весна» (Я. Тиспереков)

 Вновь доносится пенье кукушки,

Чтоб души тревожить до слез.

 Вновь зелеными стали верхушки

Осин, тополей и берез.

Вновь травку ветерок обнимает,

А кажется, нежит меня.

Вновь на пастбище скот выгоняют

С рождением каждого дня.

Вновь над пашнею крыльями машет

Всех жаворонков веселя.

Вновь с весною встречается наша

Родимая сердцу земля.

5.     «Чирім пары - хойнымда,

Тус – чылларның  хучаанда.

Чоным чахсы сарназын,

Пос чиріне öрінзін».

Музыка школазының хакас инструменттерінің ансамбльі ойнапча. Устагҷы: Бурнаков А.Л.

Хыс: Андаг улуг улукунде марыглар иртірчебіс. (Пу пирілген марыгларны пір туста иртірерге чарир)

Оол: Пастагы марыг «Сурместер».

(Сурместіг  хызыҷахтар сценазар сыгып, андар-мындар маңзырабин, пас чöрчелер. Анан сценада пір узунга турыбысчалар. Жюри, оларны корш, паалапчалар).

Хыс: Ӏкінҷі марыг «Хакас чонның  кип-азаа».

(Сценада чазанчых кип-азахтыг оол-хыстар ідок аар-пеер пас чорчелер.

Оол: Узінҷі  марыг: «Тахпахтар».

(Полган на класс позының  тахпахчызын сыгарча. Соон сурісктіре сценаа сыхчалар, хайдаг класстаң, кемнің тахпагын тахпахтирын чоохтапчалар).

Хыс: Торттінҷі  марыг «Хакас чонның  ас-тамаа».

(Полган на класс позының  столын азынада тимнепче).

Оол: Пизіңҷі  марыг «Хакас чонның  ойыннары хоостыра, марыглар». (Тас хабары (гиря), Хазың тартызы, Хол пазызы, Сööртеп пазыс (хождение с гирями), Учух тастааны (метание аркана), Курес и т.д.).

Хыс: Мыннаң  марыгларны тоосчабыс, жюри чоптесчеткен аразында, музыка школазыньщ ӱгренчілері теелбек сал пирерлер.

Оол: Амды улукун салтарларын истіп алыңар!

Жюридегілер, чоох тудып, салтарлар искіріп, сыйыхтар, грамоталар, дипломнар араласчыларга пирчелер.

Хыс: Чыл пазы улукунні  мынаң тоосчабыс! Анымч;охтар паза тоғасханч,а!

Оол: Пусть очаг будет вечным

Пусть жизнь будет бесконечным.

До следующего Нового года!

Анымҷохтар!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к школьному празднику, посвященному Дню славянской культуры и письменности

Презентация к сценарию школьного праздника для учащихся 3-х классов, посвященного Дню славянской культуры и письменности....

Методический доклад: Школьные праздники - фольклорные праздники

Наша задача, чтобы дети постепенно входили в богатый мир народной культуры, осваивали певческое искусство, учились красиво водить хороводы и разыгрывать содержание песен. Дети любят играть в народные ...

Школьные праздники. Праздник "Прощай, весёлый первый класс!"

Праздник, посвященный окночанию первого класса....

Школьные праздники. Праздник первой оценки

Цели: познакомить с нормами оценок по предметам,  воспитывать интерес к знаниям....

Праздник букваря. Сценарий школьного праздника.

Костюмированное представление....