ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
рабочая программа (3 класс) на тему

Прохорова Снежана Анатольевна

В стремительно меняющихся условиях общественного и технического  развития особенно важными качествами становятся творческая активность и нестандартность решений. Творчество следует рассматривать не только как профессиональную характеристику, но и как необходимое личностное качество, позволяющее адаптироваться в быстро меняющихся социальных условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon progr._trevozh.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Программу составила: педагог-психолог

МБОУ Гимназия №166

Прохорова С.А.

ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ  ПО   ПРОФИЛАКТИКЕ

ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Новоалтайск 2015г

Психопрофилактическая программа по развитию творческого воображения и профилактике школьной тревожности у младших школьников.

  Цели и задачи:

- развитие творческого мышления;

- развитие чувствительности к проблемам;

- развитие гибкости и оригинальности мышления;

- развитие способности анализировать и синтезировать идеи;

- развитие способности понимания предмета и явления установления;

- организация сотворческой деятельности, способствующей развитию  

   творческого мышления;

- организация развивающих воздействий с использованием таких методов,  

  как сказкотерапия, изотерапия, игровая терапия, психодрама;

- снижать уровень тревожности обучающихся;

- снижать уровень агрессивности обучающихся;

- развитие мелких мышц руки, пространственной ориентации, координации движений, координации в системе «глаз-рука», увеличение объема зрительного восприятия;

- формирование чувства психологической защищенности у детей в условиях

   совместной творческой деятельности;

- развитие конструктивных способов взаимодействия в детском коллективе;

                                

Актуальность программы:

 В стремительно меняющихся условиях общественного и технического  развития особенно важными качествами становятся творческая активность и нестандартность решений. Творчество следует рассматривать не только как профессиональную характеристику, но и как необходимое личностное качество, позволяющее адаптироваться в быстро меняющихся социальных условиях.

        Данная программа способствует развитию у учащихся умения  творчески мыслить, находить нестандартные решения из жизненных ситуаций и использовать творческий подход в решении учебных задач.

        Однако практика последних лет показывает, что дети не всегда способны принять темп школьной жизни, у них недостаточно развита произвольность поведения, психомоторное развитие часто ниже возрастной нормы, что сказывается и на развитии познавательных процессов.

        В результате у детей наблюдаются страхи, неадекватные реакции на ситуацию (агрессивное поведение, замыкание в себе, избегание контактов),

а также признаки «школьного невроза»  или «фобии школы», что характерно для процесса дезадаптации.

        Данная программа направлена на снятие дискомфорта у младших школьников, создание ситуации успеха, снятие агрессивности, снижения уровня тревожности, научение конструктивным навыкам взаимодействия с окружающими.

        Программа реализуется на основе психодиагностики, которая проводится  2 раза в год.

Программу реализует педагог-психолог Антипова Анна Александровна.

Эффективность программы оценивается по результатам психологического обследования.

Программа составлена с учетом интересов и психолого-возрастных особенностей детей.

                                       ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

По мнению ряда психологов, творческие способности или творческие потенциалы заложены и существуют в каждом ребенке, так как творчество – естественная природная функция, которая проявляется и реализуется в деятельности в меру наличия специальных способностей или конкретной деятельности. Творчество напрямую связано с развитием мышления ребенка и его эмоциональной сферой.

Известный американский психолог Э. Фромм определяет творческое мышление как « способность удивляться, познавать и находить решения в нестандартных ситуациях,… нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта».

Развивая творческое мышление, необходимо обращать внимание на развитие таких компонентов мышления как:

- способность к анализу, синтезу, сравнению и установлению причинно-следственных связей;

-  критичность мышления;

- прогнозирование возможного развития событий;

- способность видеть любую систему или объект в аспекте настоящего, прошлого и будущего.

Данная программа направлена на развитие творческого мышления у обучающихся младших классов, снятие эмоционального дискомфорта, создание ситуации успеха, а также коррекции и развитии познавательных сферы в сотвоческой деятельности.

Основные условием реализации программы является сотрудничество младшего школьника  со сверстниками и \или с детьми старшего младшего возраста, так как группа может быть разновозрастной (от 6 до 9 лет), а также со взрослыми в ходе совместной творческой деятельности.

Данная программа предназначена для учащихся (1-4-х классов).

Программа рассчитана на 27 часов, на одну учебную четветь.

 - предварительный этап – 8 часов; (подбор диагностических методик и проведение психологического обследования);

          -  основной этап – 12 часов;  (подготовка и проведение развивающих занятий 1 раз в неделю) (продолжительность занятий варьируется от 45 до 120 минут в зависимости от психофизического состояния каждого, так как  переутомление недопустимо).

 - заключительный этап – 7 часов (подготовка и проведение повторной диагностики с целью выявления динамики развития). Информирование педагогов и родителей о результатах развивающей работы с детьми.)

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут или 1 часу в день 2 раза в год, 1 раз в неделю.

CОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ

Дата

                                   Т е м а   з а н я т и я, цель:

Кол-во часов:

7.09.

Вводное занятие  Создание доброжелательной атмосферы в группе, развитие способности к игровому поведению. Упражнения «Знакомство», «Нетрадиционное приветствие,  «Птицы, пауки, блохи», «Дерево желаний», «Дерево», «Импульс» Рефлексия.

45 -1

14.09.

Диагностическое занятие «Выявление особенностей творческого мышления учащихся, научение коммуникативным навыкам» Упражнения «Назови соседа справа через одного», «Как один», «Ритм», «Сказочная ситуация – «Витражи», «Зернышко», «Пожелания» в круг». Рефлексия.

45 -1

21.09.

Развивающее занятие. Развитие творческого мышления учащихся и снятие эмоционального напряжения Упражнения «Имя и цифра», «Маски настроений»,  «Сказочный герой», «Сказочный букет». Рефлексия.

45 -1

28.09.

Развивающее занятие.  Развитие творческого мышления,  слухового восприятия и моторики рук учащихся. Сплочение детского коллектива. Упражнения «Услышь своё имя», «Линейка, стройся», «Волшебные пальчики», «Рельефная рыбка», «Весёлые краски».

  1. 1

  5.10.

Развивающее занятие Развитие творческого мышление учащихся, сплочение детского коллектива. Упражнения «Имя и ощущения с прошлого занятия», «Трамвайчик», «Стихии», «Морской цветок». Рефлексия.

45 -1

 12.10.

Развивающее занятие. Развитие творческого мышления . Упражнения «Встаньте те, у кого», Хорошо – плохо», «Винегрет», «Дыхание», «Осанка», «Гимнастика для губ». Рефлексия.

45 -1

 19.10.

Итоговое занятие. Развитие творческого мышления учащихся, укрепление моторики рук,  развитие конструктивных форм поведения у учащихся. Упражнения «Позови ласково», «Деревянные куклы», «Паровозик», «У тебя всё получится!» Рефлексия.

45 -1

К КОНЦУ ГОДА У УЧАЩИХСЯ ДОЛЖНЫ

СФОРМИРОВАТЬСЯ СЛЕДУЮЩИЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ:

* творческое мышление, характеризующееся;  нестандартностью, гибкостью,   точностью, оригинальностью;

* развитие эмоциональной сферы личности: основы саморегуляции, эмоциональное осознание собственных чувств, переживаний, и формирование основ эмпатического взаимодействия;

* снижение уровня тревожности;

* снижение уровня агрессивности;

* развитие коммуникативных умений и навыков и обучение конструктивным способам взаимодействия с окружающими;

* развитие мелких мышц руки, пространственной ориентации, координации движений, координации в системе «глаз-рука», увеличение объема зрительного восприятия;

* формирование чувства психологической защищенности у детей в условиях  совместной творческой деятельности;

К КОНЦУ УЧЕБНОГО ГОДА УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ НАУЧИТЬСЯ:

* нестандартно и творчески мыслить;

*  навыкам контроля и самоконтроля, научиться испытывать чувство эмпатии к окружающим;

* контролировать свое психоэмоциональное состояние;

*  конструктивным способам взаимодействия с окружающими;

*  самостоятельно в парах, в группах.

*  развить мелкую моторику  рук при совместном взаимодействии и при выполнении индивидуальных видов работ.

Список литературы, использованной при разработке программы:

  1. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов,  работающих с детьми – СПб., 2006 г.
  2. Кирнос Д. И. Индивидуальность и творческое мышление - М., 1992 г.
  3.  Краткий тест творческого мышления. Фигурная форма: пособие для школьных психологов: М., 1995 г.
  4. Межиев М. В. Развитие творческих способностей у детей 5-9 лет –  Ярославль, 2002 г.
  5. Практикум по возрастной и педагогической психологии: для студентов сред. пед. учебных заведений \  авт. – сост. Е. Е. Данилова; под редакцией И. В. Дубровиной – М., 2000 г.
  6. Психология  творчества \  под ред. Я. А. Пономарева – М.,1990 г.
  7. СубботинаЛ. Развитие воображения у детей – Ярославль, 1998 г.
  8. Туник Е. Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты – СПб., 1997 г.
  9. Шевандрин Н. И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности – М., 1999 г.

     

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОБЛЕМА ЗАВИСИМОСТИ УСТОЙЧИВОГО ВНИМАНИЯ ОТ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Вопрос взаимосвязи внимания и тревожности обусловлен той ролью, которой внимание играет в процессе обучения и развития личности младшего школьника. Хорошо развитый уровень внимания в деятельности...

Коррекция школьных страхов и тревожности у младших школьников.

Данные рекомендации позволят родителям корректировать школьные страхи и тревожность у детей....

Тревожность у младшего школьника.

Причины, следствия и коррекция тревожности у детей младшего школьного возраста....

ПРЕОДОЛЕНИЕ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

В статье рассмотрена проблема преодоления школьной тревожности у младших школьников в процессе формирования универсальных учебных действий;  описаны приемы учебной деятельности с обучающимися мла...

«Снижение тревожности у младших школьников с признаками одарённости»

Дети, имеющие признаки одарённости, характеризуются более высоким, по сравнению с «обычными» школьниками, уровнем тревожности, обусловленным специфическим характером психологических трудно...

Рабочая программа по профилактике школьной дезадаптации младших школьников с ЗПР

Данная программа направлена на профилактику дезадаптивного поведения учащихся начальной школы....