ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
рабочая программа (3 класс) на тему
В стремительно меняющихся условиях общественного и технического развития особенно важными качествами становятся творческая активность и нестандартность решений. Творчество следует рассматривать не только как профессиональную характеристику, но и как необходимое личностное качество, позволяющее адаптироваться в быстро меняющихся социальных условиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
progr._trevozh.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Программу составила: педагог-психолог
МБОУ Гимназия №166
Прохорова С.А.
ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ
ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Новоалтайск 2015г
Психопрофилактическая программа по развитию творческого воображения и профилактике школьной тревожности у младших школьников.
Цели и задачи:
- развитие творческого мышления;
- развитие чувствительности к проблемам;
- развитие гибкости и оригинальности мышления;
- развитие способности анализировать и синтезировать идеи;
- развитие способности понимания предмета и явления установления;
- организация сотворческой деятельности, способствующей развитию
творческого мышления;
- организация развивающих воздействий с использованием таких методов,
как сказкотерапия, изотерапия, игровая терапия, психодрама;
- снижать уровень тревожности обучающихся;
- снижать уровень агрессивности обучающихся;
- развитие мелких мышц руки, пространственной ориентации, координации движений, координации в системе «глаз-рука», увеличение объема зрительного восприятия;
- формирование чувства психологической защищенности у детей в условиях
совместной творческой деятельности;
- развитие конструктивных способов взаимодействия в детском коллективе;
Актуальность программы:
В стремительно меняющихся условиях общественного и технического развития особенно важными качествами становятся творческая активность и нестандартность решений. Творчество следует рассматривать не только как профессиональную характеристику, но и как необходимое личностное качество, позволяющее адаптироваться в быстро меняющихся социальных условиях.
Данная программа способствует развитию у учащихся умения творчески мыслить, находить нестандартные решения из жизненных ситуаций и использовать творческий подход в решении учебных задач.
Однако практика последних лет показывает, что дети не всегда способны принять темп школьной жизни, у них недостаточно развита произвольность поведения, психомоторное развитие часто ниже возрастной нормы, что сказывается и на развитии познавательных процессов.
В результате у детей наблюдаются страхи, неадекватные реакции на ситуацию (агрессивное поведение, замыкание в себе, избегание контактов),
а также признаки «школьного невроза» или «фобии школы», что характерно для процесса дезадаптации.
Данная программа направлена на снятие дискомфорта у младших школьников, создание ситуации успеха, снятие агрессивности, снижения уровня тревожности, научение конструктивным навыкам взаимодействия с окружающими.
Программа реализуется на основе психодиагностики, которая проводится 2 раза в год.
Программу реализует педагог-психолог Антипова Анна Александровна.
Эффективность программы оценивается по результатам психологического обследования.
Программа составлена с учетом интересов и психолого-возрастных особенностей детей.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
По мнению ряда психологов, творческие способности или творческие потенциалы заложены и существуют в каждом ребенке, так как творчество – естественная природная функция, которая проявляется и реализуется в деятельности в меру наличия специальных способностей или конкретной деятельности. Творчество напрямую связано с развитием мышления ребенка и его эмоциональной сферой.
Известный американский психолог Э. Фромм определяет творческое мышление как « способность удивляться, познавать и находить решения в нестандартных ситуациях,… нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта».
Развивая творческое мышление, необходимо обращать внимание на развитие таких компонентов мышления как:
- способность к анализу, синтезу, сравнению и установлению причинно-следственных связей;
- критичность мышления;
- прогнозирование возможного развития событий;
- способность видеть любую систему или объект в аспекте настоящего, прошлого и будущего.
Данная программа направлена на развитие творческого мышления у обучающихся младших классов, снятие эмоционального дискомфорта, создание ситуации успеха, а также коррекции и развитии познавательных сферы в сотвоческой деятельности.
Основные условием реализации программы является сотрудничество младшего школьника со сверстниками и \или с детьми старшего младшего возраста, так как группа может быть разновозрастной (от 6 до 9 лет), а также со взрослыми в ходе совместной творческой деятельности.
Данная программа предназначена для учащихся (1-4-х классов).
Программа рассчитана на 27 часов, на одну учебную четветь.
- предварительный этап – 8 часов; (подбор диагностических методик и проведение психологического обследования);
- основной этап – 12 часов; (подготовка и проведение развивающих занятий 1 раз в неделю) (продолжительность занятий варьируется от 45 до 120 минут в зависимости от психофизического состояния каждого, так как переутомление недопустимо).
- заключительный этап – 7 часов (подготовка и проведение повторной диагностики с целью выявления динамики развития). Информирование педагогов и родителей о результатах развивающей работы с детьми.)
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут или 1 часу в день 2 раза в год, 1 раз в неделю.
CОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Дата | Т е м а з а н я т и я, цель: | Кол-во часов: |
7.09. | Вводное занятие Создание доброжелательной атмосферы в группе, развитие способности к игровому поведению. Упражнения «Знакомство», «Нетрадиционное приветствие, «Птицы, пауки, блохи», «Дерево желаний», «Дерево», «Импульс» Рефлексия. | 45 -1 |
14.09. | Диагностическое занятие «Выявление особенностей творческого мышления учащихся, научение коммуникативным навыкам» Упражнения «Назови соседа справа через одного», «Как один», «Ритм», «Сказочная ситуация – «Витражи», «Зернышко», «Пожелания» в круг». Рефлексия. | 45 -1 |
21.09. | Развивающее занятие. Развитие творческого мышления учащихся и снятие эмоционального напряжения Упражнения «Имя и цифра», «Маски настроений», «Сказочный герой», «Сказочный букет». Рефлексия. | 45 -1 |
28.09. | Развивающее занятие. Развитие творческого мышления, слухового восприятия и моторики рук учащихся. Сплочение детского коллектива. Упражнения «Услышь своё имя», «Линейка, стройся», «Волшебные пальчики», «Рельефная рыбка», «Весёлые краски». |
|
5.10. | Развивающее занятие Развитие творческого мышление учащихся, сплочение детского коллектива. Упражнения «Имя и ощущения с прошлого занятия», «Трамвайчик», «Стихии», «Морской цветок». Рефлексия. | 45 -1 |
12.10. | Развивающее занятие. Развитие творческого мышления . Упражнения «Встаньте те, у кого», Хорошо – плохо», «Винегрет», «Дыхание», «Осанка», «Гимнастика для губ». Рефлексия. | 45 -1 |
19.10. | Итоговое занятие. Развитие творческого мышления учащихся, укрепление моторики рук, развитие конструктивных форм поведения у учащихся. Упражнения «Позови ласково», «Деревянные куклы», «Паровозик», «У тебя всё получится!» Рефлексия. | 45 -1 |
К КОНЦУ ГОДА У УЧАЩИХСЯ ДОЛЖНЫ
СФОРМИРОВАТЬСЯ СЛЕДУЮЩИЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ:
* творческое мышление, характеризующееся; нестандартностью, гибкостью, точностью, оригинальностью;
* развитие эмоциональной сферы личности: основы саморегуляции, эмоциональное осознание собственных чувств, переживаний, и формирование основ эмпатического взаимодействия;
* снижение уровня тревожности;
* снижение уровня агрессивности;
* развитие коммуникативных умений и навыков и обучение конструктивным способам взаимодействия с окружающими;
* развитие мелких мышц руки, пространственной ориентации, координации движений, координации в системе «глаз-рука», увеличение объема зрительного восприятия;
* формирование чувства психологической защищенности у детей в условиях совместной творческой деятельности;
К КОНЦУ УЧЕБНОГО ГОДА УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ НАУЧИТЬСЯ:
* нестандартно и творчески мыслить;
* навыкам контроля и самоконтроля, научиться испытывать чувство эмпатии к окружающим;
* контролировать свое психоэмоциональное состояние;
* конструктивным способам взаимодействия с окружающими;
* самостоятельно в парах, в группах.
* развить мелкую моторику рук при совместном взаимодействии и при выполнении индивидуальных видов работ.
Список литературы, использованной при разработке программы:
- Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми – СПб., 2006 г.
- Кирнос Д. И. Индивидуальность и творческое мышление - М., 1992 г.
- Краткий тест творческого мышления. Фигурная форма: пособие для школьных психологов: М., 1995 г.
- Межиев М. В. Развитие творческих способностей у детей 5-9 лет – Ярославль, 2002 г.
- Практикум по возрастной и педагогической психологии: для студентов сред. пед. учебных заведений \ авт. – сост. Е. Е. Данилова; под редакцией И. В. Дубровиной – М., 2000 г.
- Психология творчества \ под ред. Я. А. Пономарева – М.,1990 г.
- СубботинаЛ. Развитие воображения у детей – Ярославль, 1998 г.
- Туник Е. Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты – СПб., 1997 г.
- Шевандрин Н. И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности – М., 1999 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактика вредных привычек у младших школьников
Разговор на трудную тему...
ПРОБЛЕМА ЗАВИСИМОСТИ УСТОЙЧИВОГО ВНИМАНИЯ ОТ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Вопрос взаимосвязи внимания и тревожности обусловлен той ролью, которой внимание играет в процессе обучения и развития личности младшего школьника. Хорошо развитый уровень внимания в деятельности...
Коррекция школьных страхов и тревожности у младших школьников.
Данные рекомендации позволят родителям корректировать школьные страхи и тревожность у детей....
Тревожность у младшего школьника.
Причины, следствия и коррекция тревожности у детей младшего школьного возраста....
ПРЕОДОЛЕНИЕ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
В статье рассмотрена проблема преодоления школьной тревожности у младших школьников в процессе формирования универсальных учебных действий; описаны приемы учебной деятельности с обучающимися мла...
«Снижение тревожности у младших школьников с признаками одарённости»
Дети, имеющие признаки одарённости, характеризуются более высоким, по сравнению с «обычными» школьниками, уровнем тревожности, обусловленным специфическим характером психологических трудно...
Рабочая программа по профилактике школьной дезадаптации младших школьников с ЗПР
Данная программа направлена на профилактику дезадаптивного поведения учащихся начальной школы....