Рабочая программа по профилактике школьной дезадаптации младших школьников с ЗПР
рабочая программа
Данная программа направлена на профилактику дезадаптивного поведения учащихся начальной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 45.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №131
Красносельского района Санкт-Петербурга
«Утверждаю» Директор ГБОУ школа №131 Красносельского района Санкт-Петербурга __________________ Л.Н. Ненашева « » ________________2021г. |
Рабочая программа индивидуальных психокоррекционных занятий по профилактике школьной дезадаптации у учащихся с задержкой психического развития
1 – 4-х классов
Составитель
педагог-психолог
Курносова А.О.
Санкт-Петербург
2021
№ п/п | Содержание | Страницы |
Пояснительная записка | 2 | |
Календарно-тематическое планирование | 4 | |
Планируемые результаты освоения программы | 6 | |
Условия реализации программы | 6 | |
Литературно-методическое и информационное обеспечение программы | 6 |
Нормативно-правовые документы
Нормативными документами для составления рабочей программы являются:
- Конституция РФ
- Конвенция ООН о правах ребенка
- Семейный кодекс РФ
- Уголовный кодекс РФ
- ФЗ «Об образовании»
- Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года
- Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка» от 24.07. 1998г. № 124 Ф-3 (изменения и дополнения от 20.07.2000г.)
- Федеральный Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
- Письмо Государственного комитета СССР по народному образованию от 27.04.89 года № 16 «О введении должности психолога в учреждении народного образования»
- Решение коллегии МО РФ № 7/1 от 29.03.95 «О состоянии и перспективах развития службы практической психологии образования в РФ»
- Письмо МО РФ от 22.01.98 № 20-58-07 ин/20-4 «Об учителях логопедах и педагогах-психологах образовательных учреждений»
- Приказ № 636 от 22.10.99.г. «Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации» с приложением
- Письмо МО РФ № 70/23-16 от 07.04.1999 г. «О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования»
- Письмо МО РФ №297/19-10 и Профсоюза работников народного образования и науки РФ № 117 от 15.08.2000 г. «О некоторых вопросах применения положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений», приложение к приказу МО РФ от 26.06.2000 г. № 1908 «Положение о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений»
- Материалы заседания Коллегии Министерства образования РФ от 8.02.2000 г. № 27/602-6 «О мероприятиях по развитию службы практической психологии в системе МО РФ в 2000-2001 г.г.»
- Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения»
- Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.06.03 № 28-51-513/16. Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования
- Приложение к письму Департамента общего и дошкольного образования от 17.02.2004 № 14-51-36/13 «Об использовании программ индивидуального адаптивного развития при подготовке детей к школе»
- Приказ МО РФ от 01.03.2004 г. № 945 «О режиме рабочего времени и времени отдыха работников образовательных учреждений»
- Письмо Министерства образования РФ, Департамент общего и дошкольного образования от 21.05.2004 № 14-51-140/13 «Об обеспечении успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования – на основную»
- Этический кодекс педагога-психолога службы практической психологии образования России (принят на Всероссийском съезде практических психологов образования, май 2003г., г. Москва)
- Распорядительно-нормативные документы (административ-ные распоряжения, инструкции, приказы, законодательные акты и распоряжения субъектов РФ, и пр.)
- Учебный план ГБОУ школы №131 Красносельского района Санкт-Петербурга на 2021-2022 учебный год
- Образовательная программа ГБОУ школы№ 131 Красносельского района Санкт-Петербурга
- Письмо Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 10.06.2014 года № 03-20-2419/14-0-0 «О направлении методических рекомендаций по разработке рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей)
- Положение о рабочей программе ГБОУ школы №131 Красносельского района Санкт-Петербурга
Пояснительная записка.
Школьная дезадаптация — это одна из типичных проблем, с которыми сталкивается школьный психолог. Особое внимание она привлекает потому, что совокупность факторов, лежащих в ее основе, отрицательно влияют на все сферы жизнедеятельности ребенка: не только на учебу, но и на общение, в том числе и за пределами школы, на здоровье и общий уровень психологического благополучия.
Данная проблема осложняется тем, что понятие «школьная дезадаптация» многоаспектно и включает в себе достаточно большой спектр факторов таких, как тревожность, агрессия, различного рода аддикции, поведенческие трудности и т.д. Зачастую это проблема «трудных» детей, которые оцениваются родителями и учителями как «неуправляемые», «невнимательные», «невоспитанные», «наглые». Такое разнообразие проявлений школьной дезадаптации обусловлено неоднородностью причин, приводящих к ней. В качестве основных стоит выделить незрелость психики ребенка, в следствие основного заболевания, либо сопутствующих и, что не мало важно недостаток или дефекты воспитания в семье.
Предлагаемая программа занятий предназначена для психокоррекционной работы с учащимися задержкой психического развития 1-8-х классов.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся.
Обучающиеся с ЗПР — это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные заключением Т(Ц)ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Категория обучающихся с ЗПР–наиболее многочисленная среди детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и неоднородная по составу группа школьников. Среди причин возникновения ЗПР могут фигурировать органическая и/или функциональная недостаточность центральной нервной системы, конституциональные факторы, хронические соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания. Диапазон выраженности нарушений - от состояний, приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний, требующих отграничения от умственной отсталости. Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями поведения.
Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.
Вышеперечисленная симптоматика характеризуется вариативностью, неоднородностью в структуре дефекта, что требует дифференцированного подхода в коррекционной работе.
Цель программы: обретение учащимися компетенций, обеспечивающих максимальное включение в учебный процесс на основе индивидуального, планомерного, поэтапного расширения эмоционально-личностных, коммуникативных и поведенческих навыков.
В программу входят четыре блока:
Задачи:
I. Развитие познавательных процессов
1. формировать психологический базис для развития высших психических функций;
2. развивать высшие психические функции.
II. Развитие коммуникативных навыков
Задачи:
1. развивать навыки взаимодействия со сверстниками в различных социальных ситуациях;
2. развивать навыки взаимодействия с педагогами в учебном процессе;
3. обучать формам конструктивного общения.
III. Развитие эмоционально-личностных навыков
Задачи:
1. развивать понимание эмоциональных состояний и личностных навыков;
2. обучать социально-приемлемым формам поведения;
3. развивать самостоятельность и самоконтроль в учебном процессе.
IV. Коррекция поведения
Задачи:
1. развивать навыки саморегуляции поведения;
2. обучать нормам социально-приемлемого поведения;
3. формировать установки на конструктивное общение.
Оценка достижений обучающихся производится по результатам психолого-педагогической диагностики, которая проводится в начале и в конце каждого учебного года.
Календарно – тематическое планирование
Количество часов на каждую из каждого блока носит рекомендательный характер. Выбор областей и количество часов на изучение каждой темы может корректироваться в зависимости от индивидуальных особенностей развития учащихся.
Тема занятия | Кол-во часов | Цель занятия | Сроки проведения | ||||||
Классы | |||||||||
2 б | 3 а | 3 б | 4 а | 4 б | 4 в | ||||
Блок «Развитие познавательных процессов» | |||||||||
1.Восприятие | 1 | Развитие пространственного восприятия, количественного, временного. Целостность восприятия | |||||||
2.Внимание | 1 | Развитие концентрации, переключения, устойчивости, распределения и объема внимания | |||||||
3.Мышление | 1 | Развитие логического и понятийного мышления. Формирование аналитических способностей и способности рассуждать | |||||||
4.Память | 1 | Развитие зрительной, слуховой, ассоциативной памяти. Формирование навыков опосредованного запоминания | |||||||
5.Воображение | 1 | Развитие воображения и творческих способностей | |||||||
6.Тонкая и общая моторика | 1 | Развитие тонкой моторики рук и общей координации движений | |||||||
Блок «Развитие коммуникативных навыков» | |||||||||
1.Развитие и коррекция коммуникативных процессов | 1 | Формирование коммуникативных навыков. Задания на развитие коммуникативных навыков | |||||||
2.Формирование приемов общения | 1 | Развитие чувства эмпатии. Развитие внутригруппового сплочения | |||||||
3.Культура общения | 1 | Обучение правилам поведения в общественных местах. Формирование навыков взаимодействия с учетом гендерных различий | |||||||
4.Личные границы | 1 | Формирование понимания учащимися личностных границ. Круги отношений и безопасности для учащихся | |||||||
5.Конструктивное общение | 1 | Обучение навыкам позитивного общения Обучение навыкам делового общения | |||||||
6.Развитие и коррекция межличностных отношений | 1 | Формирование межличностных отношений. Обучение навыкам культуры поведения | |||||||
Блок «Развитие эмоционально-личностных навыков» | |||||||||
1.Развитие и коррекция личностных особенностей | 1 | Выявление личностных особенностей учащихся Задания на развитие личностных качеств | |||||||
2.Принятие себя, формирование доверительных отношений | 1 | Принятие своего «Я». Формирование положительной «Я» концепции. Формирование умения доверия | |||||||
3.Коррекция тревожности | 1 | Проработка страхов Помощь в преодолении социальных барьеров Работа со стрессом | |||||||
4. Мотивация | 1 | Развитие учебной мотивации. | |||||||
5.Коррекция и развитие эмоциональной сферы и компонентов личности | 1 | Обучение пониманию различных эмоциональных состояний и личностных составляющих | |||||||
6.Коррекция эмоциональных состояний | 1 | Обучение способам саморегуляции и релаксации | |||||||
7.Развитие и коррекция нравственных представлений | 1 | Выявление нравственных представлений учащихся Задания на развитие нравственности | |||||||
Блок «Коррекция поведения» | |||||||||
1.Саморегуляция поведения | 1 | Развитие и формирование базовых навыков психической саморегуляции, повышение контроля над жизненными событиями, обучение конструктивным способам управления эмоциональным состояние | |||||||
2.Коррекция агрессивного поведения | 1 | Обучение способам работы с гневом и негативными эмоциями. | |||||||
3.Коррекция дезадаптивного поведения | 1 | Обучение нормам социально-приемлемого поведения и эмоциональному реагированию в социально-приемлемых формах | |||||||
4. Обучение социально-приемлемым формам поведения. | 1 | Развитие навыков социально-приемлемого поведения. | |||||||
5.Способность адаптироваться к изменениям | 1 | Развитие адаптивных способностей. Формирование пластичности. | |||||||
6. Руководящий контроль | 1 | Развитие навыка послушания. | |||||||
7.Профилактика аддиктивного поведения | 1 | Профилактика ВИЧ Профилактика курения. Профилактика употребления алкоголя. Формирование установки на здоровый образ жизни | |||||||
Итого: 26ч |
Объем часов по программе – 26 ч. Количество часов на изучение каждой темы может корректироваться в зависимости от индивидуальных психологических особенностей обучающихся.
Планируемые результаты освоения программы
Предметные УУД:
- понимание и объяснение изучаемых понятий;
- умение делать умозаключения и выводы на основе аргументации (на примере своего поведения);
-умение прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей;
- саморегуляция эмоционального состояния.
МетапредметныеУУД:
-умение использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей.
Личностные универсальные учебные действия:
-готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;
- проявление эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других.
Условия реализации программы
Под условиями реализации данной рабочей программы подразумевается:
- посещение обучающимися занятий не менее одного раза в неделю;
- продолжительность занятий – 20-40 минут;
- комплексное медико-психолого-педагогическое сопровождение обучающихся;
- организация специальной предметно-развивающей среды в кабинете педагога-психолога;
- использование современных педагогических технологий;
- взаимодействие педагога-психолога с педагогами, специалистами школы и родителями (законными представителями) обучающихся.
Литературно-методическое и информационное обеспечение программы
Литература:
- Вачков В. И. Основы технологии группового тренинга. — М., 1999.
- Зинкевич Т. Д., Михайлов А. М. Волшебный источник. Теория и практика сказкотерапии. — СПб., 1996.
- Иванова Л. С. Проблемно-ориентированое сопровождение школьников с проявлениями дезадаптации. Автореферат дис.... канд. психол.наук. — М., 2003.
- Кочубей Б. И., Новикова Е. В. Эмоциональная устойчивость школьника. — М., 1988.
- Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб., 2000 г.
- Матвеева О. А., Львова Е. А. Помощь в адаптации к средней школе: психолого-педагогическое сопровождение 5-6 классов // Психологическая наука и образование. — 2001. — № 3. — С. 57-80.
- Практическая психология в образовании / Под ред. И. В. Дубровиной. — М., 2000.
- 84. Прихожан А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование. — 1998. — № 2. — С. 11-18.
- Руководство практического психолога: психологическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. Ред. И. В. Дубровина. — М., 2000.
- Слободяник Н.П. "Формирование эмоционально-волевой регуляции у учащихся начальной школы: Практическое пособие"/М.: Айрис-пресс, 2004.
- Степанов В.Г. Психология трудных школьников. М.: Издательский Центр «Академия», 2001.
Сетевые источники
- Электронная библиотека Российской государственной библиотекиhttp://elibrary.rsl.ru/
- Библиотека учебной и научной литературы» Русского гуманитарного интернет – университета, режим доступа: http://www.i-u.ru/biblio/default.aspx
- «Психея», режим доступа: http://www.psycheya.ru
- Библиотека сайта «Psychology.ru: Психология на русском языке», режим доступа: http://www.psychology.ru/Library
- Виртуальная библиотека по психологии, режим доступа: http:// scitylibrary.h11.ru/Library.htm
Аудиовизуальные средства:
- Экранные средства обучения (зрительный ряд)
- Экранно− звуковые средства (учебные видеозаписи).
- Схемы, таблицы, наглядные пособия.
- Технология мультимедиа (презентации).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/19/picture-268111-1371630147.jpg)
Рабочая программа общекультурного направления внеурочной деятельности младших школьников "Искусство городецкой росписи"
Вниманию практикующих педагогов предлагается авторская рабочая программа общекультурного направления внеурочной деятельности "Искусство городецкой росписи" для реализации в общеобразовател...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/21/picture-371501-1587493634.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности для младших школьников "Твоё здоровье".
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Твоё здоровье". Тематическое планирование может быть использовано на классных часах, на уроках окружающего мира в фоновом режиме....
Рабочая программа по исправлению дисграфии у младших школьников
Рабочая программа составлена в ответствии с ФГОС НОО.Цель программы: исправление нарушения письма у обучающихся 2-4 классов.Адресат: обучающиеся 2-4 классов, с нарушением письменной речи, характ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/06/picture-1010385-1636219348.jpg)
Дипломная работа - проект "Интеллектуальные игры как средство коррекции школьной дезадаптации младших школьников"
В образовательных учреждениях педагог часто сталкивается с проблемой школьной дезадаптации младших школьников, но высокие требования учебной программы не позволяют уделять достаточного внимания дезада...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/06/picture-1010385-1636219348.jpg)
Сборник методических рекомендаций по проведению интеллектуальнных игр как средства коррекции школьной дезадаптации младших школьников
Интеллектуальные игры, в которые с удовольствием играют и взрослые, представляют большой интерес для младших школьников. В таких играх от участников требуется отвечать на вопросы из различных сфер жиз...
Профилактика проявлений школьной дезадаптации младших школьников «Я познаю этот мир»
Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку всего образа жизни и деятельности ребёнка с особыми потребностями в обучении. Этот период труден и для ребёнка, который прошёл подг...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/07/picture-137372-1473271429.jpg)
ПРОФИЛАКТИКА ШКОЛЬНОЙ НЕУСПЕВАЕМОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ГРУППОВОЙ РАБОТЕ
Профилактика школьной неуспеваемости младших школьников будет осуществляться успешней в групповой работе, являющейся одной из самых продуктивных форм сотрудничества учащихся и способствующей активизац...