Рабочая программа по профилактике школьной дезадаптации младших школьников с ЗПР
рабочая программа
Данная программа направлена на профилактику дезадаптивного поведения учащихся начальной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profilaktika_shkolnoy_dezadaptatsii_1-4_klassov.docx | 45.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №131
Красносельского района Санкт-Петербурга
«Утверждаю» Директор ГБОУ школа №131 Красносельского района Санкт-Петербурга __________________ Л.Н. Ненашева « » ________________2021г. |
Рабочая программа индивидуальных психокоррекционных занятий по профилактике школьной дезадаптации у учащихся с задержкой психического развития
1 – 4-х классов
Составитель
педагог-психолог
Курносова А.О.
Санкт-Петербург
2021
№ п/п | Содержание | Страницы |
Пояснительная записка | 2 | |
Календарно-тематическое планирование | 4 | |
Планируемые результаты освоения программы | 6 | |
Условия реализации программы | 6 | |
Литературно-методическое и информационное обеспечение программы | 6 |
Нормативно-правовые документы
Нормативными документами для составления рабочей программы являются:
- Конституция РФ
- Конвенция ООН о правах ребенка
- Семейный кодекс РФ
- Уголовный кодекс РФ
- ФЗ «Об образовании»
- Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года
- Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка» от 24.07. 1998г. № 124 Ф-3 (изменения и дополнения от 20.07.2000г.)
- Федеральный Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
- Письмо Государственного комитета СССР по народному образованию от 27.04.89 года № 16 «О введении должности психолога в учреждении народного образования»
- Решение коллегии МО РФ № 7/1 от 29.03.95 «О состоянии и перспективах развития службы практической психологии образования в РФ»
- Письмо МО РФ от 22.01.98 № 20-58-07 ин/20-4 «Об учителях логопедах и педагогах-психологах образовательных учреждений»
- Приказ № 636 от 22.10.99.г. «Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации» с приложением
- Письмо МО РФ № 70/23-16 от 07.04.1999 г. «О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования»
- Письмо МО РФ №297/19-10 и Профсоюза работников народного образования и науки РФ № 117 от 15.08.2000 г. «О некоторых вопросах применения положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений», приложение к приказу МО РФ от 26.06.2000 г. № 1908 «Положение о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений»
- Материалы заседания Коллегии Министерства образования РФ от 8.02.2000 г. № 27/602-6 «О мероприятиях по развитию службы практической психологии в системе МО РФ в 2000-2001 г.г.»
- Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения»
- Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.06.03 № 28-51-513/16. Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования
- Приложение к письму Департамента общего и дошкольного образования от 17.02.2004 № 14-51-36/13 «Об использовании программ индивидуального адаптивного развития при подготовке детей к школе»
- Приказ МО РФ от 01.03.2004 г. № 945 «О режиме рабочего времени и времени отдыха работников образовательных учреждений»
- Письмо Министерства образования РФ, Департамент общего и дошкольного образования от 21.05.2004 № 14-51-140/13 «Об обеспечении успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования – на основную»
- Этический кодекс педагога-психолога службы практической психологии образования России (принят на Всероссийском съезде практических психологов образования, май 2003г., г. Москва)
- Распорядительно-нормативные документы (административ-ные распоряжения, инструкции, приказы, законодательные акты и распоряжения субъектов РФ, и пр.)
- Учебный план ГБОУ школы №131 Красносельского района Санкт-Петербурга на 2021-2022 учебный год
- Образовательная программа ГБОУ школы№ 131 Красносельского района Санкт-Петербурга
- Письмо Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 10.06.2014 года № 03-20-2419/14-0-0 «О направлении методических рекомендаций по разработке рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей)
- Положение о рабочей программе ГБОУ школы №131 Красносельского района Санкт-Петербурга
Пояснительная записка.
Школьная дезадаптация — это одна из типичных проблем, с которыми сталкивается школьный психолог. Особое внимание она привлекает потому, что совокупность факторов, лежащих в ее основе, отрицательно влияют на все сферы жизнедеятельности ребенка: не только на учебу, но и на общение, в том числе и за пределами школы, на здоровье и общий уровень психологического благополучия.
Данная проблема осложняется тем, что понятие «школьная дезадаптация» многоаспектно и включает в себе достаточно большой спектр факторов таких, как тревожность, агрессия, различного рода аддикции, поведенческие трудности и т.д. Зачастую это проблема «трудных» детей, которые оцениваются родителями и учителями как «неуправляемые», «невнимательные», «невоспитанные», «наглые». Такое разнообразие проявлений школьной дезадаптации обусловлено неоднородностью причин, приводящих к ней. В качестве основных стоит выделить незрелость психики ребенка, в следствие основного заболевания, либо сопутствующих и, что не мало важно недостаток или дефекты воспитания в семье.
Предлагаемая программа занятий предназначена для психокоррекционной работы с учащимися задержкой психического развития 1-8-х классов.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся.
Обучающиеся с ЗПР — это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные заключением Т(Ц)ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Категория обучающихся с ЗПР–наиболее многочисленная среди детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и неоднородная по составу группа школьников. Среди причин возникновения ЗПР могут фигурировать органическая и/или функциональная недостаточность центральной нервной системы, конституциональные факторы, хронические соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания. Диапазон выраженности нарушений - от состояний, приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний, требующих отграничения от умственной отсталости. Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями поведения.
Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.
Вышеперечисленная симптоматика характеризуется вариативностью, неоднородностью в структуре дефекта, что требует дифференцированного подхода в коррекционной работе.
Цель программы: обретение учащимися компетенций, обеспечивающих максимальное включение в учебный процесс на основе индивидуального, планомерного, поэтапного расширения эмоционально-личностных, коммуникативных и поведенческих навыков.
В программу входят четыре блока:
Задачи:
I. Развитие познавательных процессов
1. формировать психологический базис для развития высших психических функций;
2. развивать высшие психические функции.
II. Развитие коммуникативных навыков
Задачи:
1. развивать навыки взаимодействия со сверстниками в различных социальных ситуациях;
2. развивать навыки взаимодействия с педагогами в учебном процессе;
3. обучать формам конструктивного общения.
III. Развитие эмоционально-личностных навыков
Задачи:
1. развивать понимание эмоциональных состояний и личностных навыков;
2. обучать социально-приемлемым формам поведения;
3. развивать самостоятельность и самоконтроль в учебном процессе.
IV. Коррекция поведения
Задачи:
1. развивать навыки саморегуляции поведения;
2. обучать нормам социально-приемлемого поведения;
3. формировать установки на конструктивное общение.
Оценка достижений обучающихся производится по результатам психолого-педагогической диагностики, которая проводится в начале и в конце каждого учебного года.
Календарно – тематическое планирование
Количество часов на каждую из каждого блока носит рекомендательный характер. Выбор областей и количество часов на изучение каждой темы может корректироваться в зависимости от индивидуальных особенностей развития учащихся.
Тема занятия | Кол-во часов | Цель занятия | Сроки проведения | ||||||
Классы | |||||||||
2 б | 3 а | 3 б | 4 а | 4 б | 4 в | ||||
Блок «Развитие познавательных процессов» | |||||||||
1.Восприятие | 1 | Развитие пространственного восприятия, количественного, временного. Целостность восприятия | |||||||
2.Внимание | 1 | Развитие концентрации, переключения, устойчивости, распределения и объема внимания | |||||||
3.Мышление | 1 | Развитие логического и понятийного мышления. Формирование аналитических способностей и способности рассуждать | |||||||
4.Память | 1 | Развитие зрительной, слуховой, ассоциативной памяти. Формирование навыков опосредованного запоминания | |||||||
5.Воображение | 1 | Развитие воображения и творческих способностей | |||||||
6.Тонкая и общая моторика | 1 | Развитие тонкой моторики рук и общей координации движений | |||||||
Блок «Развитие коммуникативных навыков» | |||||||||
1.Развитие и коррекция коммуникативных процессов | 1 | Формирование коммуникативных навыков. Задания на развитие коммуникативных навыков | |||||||
2.Формирование приемов общения | 1 | Развитие чувства эмпатии. Развитие внутригруппового сплочения | |||||||
3.Культура общения | 1 | Обучение правилам поведения в общественных местах. Формирование навыков взаимодействия с учетом гендерных различий | |||||||
4.Личные границы | 1 | Формирование понимания учащимися личностных границ. Круги отношений и безопасности для учащихся | |||||||
5.Конструктивное общение | 1 | Обучение навыкам позитивного общения Обучение навыкам делового общения | |||||||
6.Развитие и коррекция межличностных отношений | 1 | Формирование межличностных отношений. Обучение навыкам культуры поведения | |||||||
Блок «Развитие эмоционально-личностных навыков» | |||||||||
1.Развитие и коррекция личностных особенностей | 1 | Выявление личностных особенностей учащихся Задания на развитие личностных качеств | |||||||
2.Принятие себя, формирование доверительных отношений | 1 | Принятие своего «Я». Формирование положительной «Я» концепции. Формирование умения доверия | |||||||
3.Коррекция тревожности | 1 | Проработка страхов Помощь в преодолении социальных барьеров Работа со стрессом | |||||||
4. Мотивация | 1 | Развитие учебной мотивации. | |||||||
5.Коррекция и развитие эмоциональной сферы и компонентов личности | 1 | Обучение пониманию различных эмоциональных состояний и личностных составляющих | |||||||
6.Коррекция эмоциональных состояний | 1 | Обучение способам саморегуляции и релаксации | |||||||
7.Развитие и коррекция нравственных представлений | 1 | Выявление нравственных представлений учащихся Задания на развитие нравственности | |||||||
Блок «Коррекция поведения» | |||||||||
1.Саморегуляция поведения | 1 | Развитие и формирование базовых навыков психической саморегуляции, повышение контроля над жизненными событиями, обучение конструктивным способам управления эмоциональным состояние | |||||||
2.Коррекция агрессивного поведения | 1 | Обучение способам работы с гневом и негативными эмоциями. | |||||||
3.Коррекция дезадаптивного поведения | 1 | Обучение нормам социально-приемлемого поведения и эмоциональному реагированию в социально-приемлемых формах | |||||||
4. Обучение социально-приемлемым формам поведения. | 1 | Развитие навыков социально-приемлемого поведения. | |||||||
5.Способность адаптироваться к изменениям | 1 | Развитие адаптивных способностей. Формирование пластичности. | |||||||
6. Руководящий контроль | 1 | Развитие навыка послушания. | |||||||
7.Профилактика аддиктивного поведения | 1 | Профилактика ВИЧ Профилактика курения. Профилактика употребления алкоголя. Формирование установки на здоровый образ жизни | |||||||
Итого: 26ч |
Объем часов по программе – 26 ч. Количество часов на изучение каждой темы может корректироваться в зависимости от индивидуальных психологических особенностей обучающихся.
Планируемые результаты освоения программы
Предметные УУД:
- понимание и объяснение изучаемых понятий;
- умение делать умозаключения и выводы на основе аргументации (на примере своего поведения);
-умение прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей;
- саморегуляция эмоционального состояния.
МетапредметныеУУД:
-умение использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей.
Личностные универсальные учебные действия:
-готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;
- проявление эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других.
Условия реализации программы
Под условиями реализации данной рабочей программы подразумевается:
- посещение обучающимися занятий не менее одного раза в неделю;
- продолжительность занятий – 20-40 минут;
- комплексное медико-психолого-педагогическое сопровождение обучающихся;
- организация специальной предметно-развивающей среды в кабинете педагога-психолога;
- использование современных педагогических технологий;
- взаимодействие педагога-психолога с педагогами, специалистами школы и родителями (законными представителями) обучающихся.
Литературно-методическое и информационное обеспечение программы
Литература:
- Вачков В. И. Основы технологии группового тренинга. — М., 1999.
- Зинкевич Т. Д., Михайлов А. М. Волшебный источник. Теория и практика сказкотерапии. — СПб., 1996.
- Иванова Л. С. Проблемно-ориентированое сопровождение школьников с проявлениями дезадаптации. Автореферат дис.... канд. психол.наук. — М., 2003.
- Кочубей Б. И., Новикова Е. В. Эмоциональная устойчивость школьника. — М., 1988.
- Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб., 2000 г.
- Матвеева О. А., Львова Е. А. Помощь в адаптации к средней школе: психолого-педагогическое сопровождение 5-6 классов // Психологическая наука и образование. — 2001. — № 3. — С. 57-80.
- Практическая психология в образовании / Под ред. И. В. Дубровиной. — М., 2000.
- 84. Прихожан А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование. — 1998. — № 2. — С. 11-18.
- Руководство практического психолога: психологическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. Ред. И. В. Дубровина. — М., 2000.
- Слободяник Н.П. "Формирование эмоционально-волевой регуляции у учащихся начальной школы: Практическое пособие"/М.: Айрис-пресс, 2004.
- Степанов В.Г. Психология трудных школьников. М.: Издательский Центр «Академия», 2001.
Сетевые источники
- Электронная библиотека Российской государственной библиотекиhttp://elibrary.rsl.ru/
- Библиотека учебной и научной литературы» Русского гуманитарного интернет – университета, режим доступа: http://www.i-u.ru/biblio/default.aspx
- «Психея», режим доступа: http://www.psycheya.ru
- Библиотека сайта «Psychology.ru: Психология на русском языке», режим доступа: http://www.psychology.ru/Library
- Виртуальная библиотека по психологии, режим доступа: http:// scitylibrary.h11.ru/Library.htm
Аудиовизуальные средства:
- Экранные средства обучения (зрительный ряд)
- Экранно− звуковые средства (учебные видеозаписи).
- Схемы, таблицы, наглядные пособия.
- Технология мультимедиа (презентации).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа общекультурного направления внеурочной деятельности младших школьников "Искусство городецкой росписи"
Вниманию практикующих педагогов предлагается авторская рабочая программа общекультурного направления внеурочной деятельности "Искусство городецкой росписи" для реализации в общеобразовател...
Рабочая программа по внеурочной деятельности для младших школьников "Твоё здоровье".
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Твоё здоровье". Тематическое планирование может быть использовано на классных часах, на уроках окружающего мира в фоновом режиме....
Рабочая программа по исправлению дисграфии у младших школьников
Рабочая программа составлена в ответствии с ФГОС НОО.Цель программы: исправление нарушения письма у обучающихся 2-4 классов.Адресат: обучающиеся 2-4 классов, с нарушением письменной речи, характ...
Дипломная работа - проект "Интеллектуальные игры как средство коррекции школьной дезадаптации младших школьников"
В образовательных учреждениях педагог часто сталкивается с проблемой школьной дезадаптации младших школьников, но высокие требования учебной программы не позволяют уделять достаточного внимания дезада...
Сборник методических рекомендаций по проведению интеллектуальнных игр как средства коррекции школьной дезадаптации младших школьников
Интеллектуальные игры, в которые с удовольствием играют и взрослые, представляют большой интерес для младших школьников. В таких играх от участников требуется отвечать на вопросы из различных сфер жиз...
Профилактика проявлений школьной дезадаптации младших школьников «Я познаю этот мир»
Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку всего образа жизни и деятельности ребёнка с особыми потребностями в обучении. Этот период труден и для ребёнка, который прошёл подг...
ПРОФИЛАКТИКА ШКОЛЬНОЙ НЕУСПЕВАЕМОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ГРУППОВОЙ РАБОТЕ
Профилактика школьной неуспеваемости младших школьников будет осуществляться успешней в групповой работе, являющейся одной из самых продуктивных форм сотрудничества учащихся и способствующей активизац...