РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ОСВАИВАЮЩИХ ФГОС НОО
материал на тему
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ОСВАИВАЮЩИХ ФГОС НОО (реферат на курсах повышения квалификации)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kursy_referat.docx | 18.6 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ,
ОСВАИВАЮЩИХ ФГОС НОО
Семенова Наталия Николаевна,
учитель начальных классов
МАОУ СШ №51 г. Липецка.
Современный ребёнок рано знакомится с компьютером. Мы радуемся, глядя, как ребёнок ловко нажимает на кнопки домашней техники. Многим родителям нравится, что дети не балуются, не носятся по улице, а мирно сидят дома за компьютером. В результате взрослые порой не подозревают, какую информацию черпают их дети из компьютера. Они не догадываются, что машина не только становится для ребёнка няней или источником знаний, но и начинает эмоционально заменять ему родителей, особенно много работающих родителей. Постепенно ребёнок проводит всё больше времени за компьютером.
В настоящий момент увеличивается количество школьников, умеющих работать с компьютерными программами, в том числе и играть в компьютерные игры. Мощный поток новой информации, применение компьютерных технологий, а именно распространение компьютерных игр оказывает большое влияние на воспитательное пространство детей и подростков.
Вместе с тем несомненным положительным значением компьютеризации следует отметить негативные последствия этого процесса. Возникла серьёзная проблема, о которой последнее время говорят всё чаще и чаще, - это компьютерная зависимость.
Компьютерная зависимость — пристрастие к занятиям, связанным с использованием компьютера, приводящее к резкому сокращению всех остальных видов деятельности, ограничению общения с другими людьми. У младших школьников компьютерная зависимость обычно проявляется в форме пристрастия к компьютерным играм. Вместе с тем, она нередко становится источником успешной профессиональной подготовки к последующей производительной деятельности в области компьютерных технологий.
Основными причинами компьютерной зависимости могут быть: недостаток внимания со стороны родителей, неуверенность в себе и своих силах, застенчивость, комплексы и трудности в общении, склонность подростков к быстрому «впитыванию» всего нового, интересного, желание ребенка быть «как все» его сверстники, следовать за их увлечениями, не отставать, отсутствие у ребенка увлечений или хобби, любых других привязанностей, не связанных с компьютером.
Первые признаки развития зависимости у ребёнка:
- Если ребёнок ест, пьёт чай, готовит уроки у компьютера.
- Провёл хотя бы одну ночь у компьютера.
- Прогулял школу – сидел у компьютера.
- Приходит домой и сразу к компьютеру.
- Забыл поесть, почистить зубы (раньше такого не наблюдалось).
- Испытывает эйфорию, хорошо себя чувствует за компьютером, и наоборот, ощущает пустоту, раздражение, когда вынужден заниматься чем-то другим или лишён компьютера.
- Увеличивает число времени, проводимое за компьютером, в ущерб другим занятиям – учёбе, домашним делам, полностью или частично теряя к ним интерес.
- Вступает в конфликт с близкими людьми из-за своей деятельности, что ведёт ко лжи относительно того, что он делает.
- Предвкушает следующий сеанс жизни в виртуальной реальности, что также поднимает настроение и захватывает все помыслы.
Как сделать так, чтобы вопрос о компьютерной зависимости не возникал вообще? Если вам лично компьютер не особенно нужен, но вы уверенны, что современный ребенок не может без него существовать, не говорите это вслух. Сделайте вид, что приобретаете компьютер для собственных нужд. Тогда вы сможете сформулировать правила его использования для ребенка.
Что можно сделать, чтобы предотвратить развитие компьютерной зависимости у детей? Можно выделить ряд рекомендаций, которые должны помочь родителям в данном вопросе:
- Оговаривайте время игры ребенка на компьютере и точно сохраняйте эти рамки. Начиная с 5 до 7 лет ребенку можно начинать знакомиться с компьютером, но желательно не более 2 ч в день и не подряд, а по 15 – 20 мин. с перерывами.
- Нужно больше времени общаться с ребенком, ежедневно рассказывайте, как прошел ваш день, спросите, что было интересного в его жизни.
- Посещайте различные мероприятия, чтобы ребенок научился общению с различными людьми.
- Категорически запрещается играть в компьютерные игры перед сном.
- Необходимо привить ребенку интерес к активным играм и физическим упражнениям.
- Необходимо следить, чтобы игра на компьютере не подменяла реальное общение со сверстниками и друзьями.
- Говорите с ребенком об отрицательных явлениях жизни, вырабатывайте устойчивое отношение к злу, активное противостояние тому, что несет в себе энергию разрушения, уничтожения, деградации личности.
- Осуществляйте "цензуру" компьютерных игр и программ. Научите ребенка использовать компьютер и интернет в помощь учебе.
- Приобщайте ребенка к домашним обязанностям.
- Контролируйте круг общения ребенка, приглашайте его друзей в дом.
- Знайте место, где ребенок проводит свободное время.
- Учите правилам общения, расширяйте кругозор ребенка. Культивируйте семейное чтение.
- Научите способам снятия эмоционального напряжения, выхода из стрессовых состояний.
- Играйте в настольные и другие игры, приобщайте к традиционным играм.
- Не разрешайте выходить в интернет бесконтрольно.
- Не забывайте, что родители - образец для подражания, поэтому сами не нарушайте правила, которые устанавливаете для ребенка.
В младшем школьном возрасте эта проблема компьютерной зависимости выражена в меньшей степени, однако нельзя не учитывать её. Если же родители ради хороших оценок готовы «за уши тянуть» школьника и сглаживать его проблемы, то пассивность его лишь увеличится. Таким образом, именно в младшем школьном возрасте важно начать профилактику компьютерной зависимости, потому что проблему легче предотвратить, чем решить. Выполнение указанных выше правил поможет снизить риск возникновения зависимости в несколько раз.
В случаях, если родители самостоятельно не могут справиться с проблемой, обращаться к психологам, в специализированные центры.
Литература:
- Беляева, А.В., Коул, М. Компьютерно-опосредованная совместная деятельность и проблема психического развития Текст. / А.В. Беляева, М. Коул // Психологический журнал, 1991. Т. 12. - № 2. - С. 145-152.
- Психология развития. Словарь под ред.А.Л. Венгера, СПб., 2005. – 176 с.
- Рубцов, В.В. Ученик за компьютером: что можно, что нельзя Текст. / В.В. Рубцов // Основы социально-генетической психологии. М.: Воронеж, 1996.-23 с.
- Юрьева Л. Н., Больбот Т. Ю., Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика: Монография. Днепропетровск, 2006. 196 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОФИЛАКТИКА КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В статье представлены проблемы компьютерной зависимости младших школьников, выделены основные её причины, раскрыты способы профилактики....
Презентация "Специфика профилактики компьютерной зависимости учащихся начальных классов
Презентация "Специфика профилактики компьютерной зависимости учащихся начальных классов...
Профилактика компьютерной зависимости в семье
Статья представляет собой развёрнутую инструкцию для родителей по профилактике компьютерной зависимости. В статье подробно описывается взаимосвязи возрастных особенностей подростков, младших школьнико...
Профилактика компьютерной зависимости
В наш бурный 21 век - век высоких технологий, нельзя забывать о здоровье детей, которое проводят немало времени у мониторов. Поэтому я предлагаю некоторые советы для родителей по профилактике компьюте...
Профилактика компьютерной зависимости (статья)
В статье рассматриваются основные проблемы компьютерной зависимости у детей младшего школьного возраста и способы их решения...
Рекомендации по профилактике компьютерной зависимости у младших школьников
В стаье представлены рекомедации родителям по устранению и предотвращению компьютерной зависимости у младших школьников....
Памятка для родителей обучающихся "Рекомендации по профилактике компьютерной зависимости у младших школьников"
В настоящий момент увеличивается количество школьников, умеющих работать с компьютерными программами, в том числе и играть в компьютерные игры. Мощный поток новой информации, применение компьютерных т...