Модель воспитательной системы класса
рабочая программа на тему

Наталья Николаевна Яшина

Каждый человек обладает своими индивидуальными особенностями,  манерой поведения. Дети, которые приходят к нам в класс тоже неодинаковые: у каждого свой характер, темперамент, стиль поведения.

 

Как, учитывая все это, сформировать  единый работоспособный дружный  и активный классный коллектив?    

Данная модель воспитательной системы расчитана на 4 года: с 1-го по 4 -ый класс, поможет в сплочении ученического коллектива, в создании оптимальных условий для развития, саморазвития и самореализации личности ученика – личности психически и физически здоровой, гуманной, духовной и свободной, социально мобильной, востребованной в современном обществе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл model_vs_klassa_3b.docx167.42 КБ

Предварительный просмотр:

Модель

воспитательной

системы класса

«Вместе в будущее!»

                                

                                Кл. руководитель:

                                                Куликова Н.Н.

Воспитательная система класса – это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива.

Вашему вниманию я хочу предложить материалы из личного опыта воспитания дружного активного  классного коллектива в начальной школе.

Классный руководитель, он же учитель в начальной школе - это человек, который занимает одно из  главных мест в жизни ребенка. Он не только учит, а еще воспитывает, потому что в начальной школе эти две роли неразделимы. Обучение и  воспитание проходят постоянно: на уроке, на перемене, в столовой, на экскурсии. Даже когда ребенок уходит домой, ему говоришь  " Аккуратно переходи дорогу..."

Считаю, что классный руководитель – самый необходимый человек для ребенка в современной школе. Он должен не только руководить, направлять, но и воспитывать. Его предназначение – проследить за становлением личности ребенка, входящего в современный мир, воспитать человека, способного достойно занять свое место в обществе.

Только через формирование активной жизненной позиции каждого члена ученического коллектива возможно воспитание активности всего класса. Активный,  динамично развивающийся,  дружелюбный  классный коллектив способствует улучшению образовательного процесса, повышает мотивацию учащихся.

Данная воспитательная система разработана в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Конвенцией о правах ребенка, Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей, а также Уставом школы.

Созданная модель помогает мне более целенаправленно и обоснованно строить воспитательную работу, сосредотачивать усилия на решении наиболее важных педагогических проблем, согласовывать устремления действий учителя, воспитателя, учащихся и родителей при планировании и организации жизнедеятельности в классе. А это, несомненно, должно способствовать повышению эффективности педагогической деятельности, достижению более существенных результатов в духовном и физическом развитии учащихся, формировании индивидуальности классного сообщества и его членов. Система воспитательной работы разработана с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Краткая психолого-педагогическая характеристика класса

Общие сведения о классе и история его формирования

3 Б класс – общеобразовательный класс школы. Обучается в нем 25 человек: 11 девочек и 14 мальчиков.  (2006, 2007 гг. рождения). Постоянный состав начал формироваться еще со «Школы будущего первоклассника» и первого класса школы

Социальный паспорт класса

Дети в основном из благополучных семей, поэтому ценят семейные традиции. Из 25 учащихся 5 человека из неполных семей, 4 человека из многодетных семей. В 15 семьях родители имеют высшее образование, в 8-ми семьях – среднее специальное и только в 2-х – среднее.

Хорошие взаимоотношения сложились с родителями, большинство из которых интересуется жизнедеятельностью класса, достижениями своих детей. Особенно активны члены родительского комитета (5 человек). Родители одобряют выбранное направление работы, ценностные приоритеты данной воспитательной системы.

Познавательный потенциал и познавательная активность учащихся

Класс учится по системе развивающего обучения "Гармония", нацеленной на общее развитие всех учащихся. Из 25 учащихся класса  6 человек учатся на «отлично», 10 человек на «4» и «5», 3 человека имеют «3» по одному предмету.

Познавательный уровень и общее развитие класса высокий. Ребята любознательны, активны, задания выполняют с интересом. Но есть учащиеся – 5 человек (20%), которые при выполнении задания требуют внешнего стимулирования, круг интересующих вопросов довольно узок.

Уровень воспитанности учащихся

Учащиеся класса показывают высокий и хороший уровни

воспитанности. (Методика Капустина Н.П.) Особенно ярко проявляют ребята такие качества, как открытость, доброжелательность, щедрость.

Уровень сплоченности коллектива

В моём классе в основном дети открытые, доброжелательные, они

 способны сопереживать друг другу. Девочки дружат с мальчиками, приглашают друг друга в гости, ходят на дни рождения. Учащиеся умеют взаимодействовать  и сотрудничать с учителем и одноклассниками.   Социальная  ситуация  развития учащихся имеет положительную динамику. Взаимоотношения детей между собой ровные, дружелюбные. Возникающие мелкие конфликты легко разрешаются.

Уровень физического развития и здоровья детей

Дети физически здоровы: с 1 группой здоровья – 3 человек, 2 группа здоровья – 24 человек,   3 группа здоровья – 2 человека. Есть дети с нарушением зрения – 4 человека. На уроке я уделяю внимание формированию  правильной осанки и слежу за освещенностью кабинета. Идет работа по дальнейшему развитию всех физических качеств ребенка, связанных с работоспособностью – качеством, необходимым для достижения успеха в овладении учебной программой.

В целом класс имеет хорошие показатели физического здоровья учащихся, что объясняется совместной работой классного руководителя, родителей и учителя физической культуры,  направленной  на укрепление и сохранение здоровья школьников. Этому способствуют занятия в бассейне, спортивных секциях в школе и вне школы. Этому были посвящены родительские собрания, где отцы делились опытом занятия спортом вместе с детьми.

Степень вовлеченности ребят во внешкольную деятельность

Из 25  человек – 19 посещают кружки и секции, 6 человек из класса не занимается дополнительно. Во внеурочное время ребята посещают кружки и секции ДЮСШ и ДШИ.

Совместно с 3 А классом создан хореографический кружок, который посещают почти все обучающиеся класса.

Школьный психолог методом социометрии продиагностировал детей на  определение социального статуса каждого ребенка. Данные изучения показали:

- дети в группе поддержки взаимодружеских отношений – 20 чел. (80 %)

- в классе имеются дети по статусу  занимающие разряд:

а) лидеров –  5 чел. (20%)

б) предпочитаемых – 20 чел. (80 %)

Пренебрегаемых и  отвергаемых нет.  В классе ребята дружные. Умеют общаться, но бывают и ссоры. Если ссора произошла, то ведется разъяснительная беседа с использованием критики и самокритики. Конфликты разрешают ребята или учитель.  Для сплочения коллектива на уроках использую групповые формы работы, меняя состав групп.

Модель воспитательной системы класса

Каждый человек обладает своими индивидуальными особенностями,  манерой поведения. Дети, которые приходят к нам в класс тоже неодинаковые: у каждого свой характер, темперамент, стиль поведения.

Как, учитывая все это, сформировать  единый работоспособный дружный  и активный классный коллектив?

Ученик начальной школы проходит 4 ступени.

На 1-ом году обучения важным является изучение интересов, потребностей и склонностей детей, поэтому работа с классом условно представлена модулем «Будем знакомы!».

Затем,  в 2-ом классе важным, на мой взгляд,  является получение опыта сотрудничества в коллективе  «Давайте жить дружно!».

В 3-ем классе расширяется спектр возможностей участия в жизни класса через участие в проектах, конкурсах. Модуль «Без друзей меня чуть-чуть!».

Накопив определенный опыт общения в классе необходимо научить взаимодействию с учащимися разного возраста. Этот 4-ый этап я назвала «Дело мастера боится!».

Данная модель представлена на Рисунке №1.

Рисунок №1

Модель непрерывной воспитательной системы начальной  школы на основе получения личного опыта посредством включения в различные виды деятельности

Ценностно-смысловое ядро воспитательной системы класса

Цель: создание оптимальных условий для развития, саморазвития и самореализации личности ученика – личности психически и физически здоровой, гуманной, духовной и свободной, социально мобильной, востребованной в современном обществе.

Чтобы реализовать данную цель, необходимо решить следующие задачи: 

  1. организация единого воспитательного пространства, разумно сочетающего внешние и внутренние условия воспитания школьников;
  2. развитие познавательной активности и культуры умственного труда
  3. воспитание  у детей чувства патриотизма, долга, ответственности, бережного отношения к себе, семье, окружающим, природе;
  4. развивать коммуникативные способности учащихся формирование сознательного отношения учащихся к своей жизни, здоровью, а также к жизни и здоровью окружающих людей;  
  5. воспитание в духе демократии, личностного достоинства, уважения прав человека, гражданственности, патриотизма;
  6. развивать творчество детей через проектную деятельность и КТД
  7. создание условий для участия семей учащихся в воспитательном процессе класса, повышения активности родительского сообщества

Ключевыми понятиями, характеризующими сущность воспитательной системы класса, являются: индивидуальность, самостоятельность, доброта, творчество, активность, коллектив, которые одновременно исполняют роль принципов строящейся системы и жизнедеятельности классного сообщества.

Приоритетным видом деятельности в воспитательной системе является коллективная творческая деятельность. Основу этой деятельности составляет коллективное (совместное) творческое дело. Что же является надежным результатом творческих дел? Это позитивная активность школьников, причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства (не нам сделали, устроили, провели, а мы решили, провели, сделали). Нельзя обойти вниманием тот факт, что одним из наиболее ярких проявлений системы являются соуправление и самоуправление.

Самоуправление. Здесь главное – не органы самоуправления, а деятельность, направленная на совершенствование жизни коллектива. Использую метод чередования организационных поручений. Сущность метода заключается в создании гибких, мобильных, часто обновляющихся по составу групп, с целью обучить всех участников коллективной деятельности организаторскому мастерству.

Детский коллектив – это маленькая страна, где нужно организовать всё так, чтобы каждый её «житель» чувствовал свою  необходимость, значимость, возможность проявить  себя.

Вдохновителем и организатором деятельности учащихся в классе всегда был и есть классный руководитель. Именно он непосредственно взаимодействует с учениками, с их родителями, стремится помочь детям в решении их проблем, интересно и с пользой организовать школьную жизнь.

Я  работаю учителем начальных классов с 1995 года,  и все эти годы выполняла обязанности классного руководителя. Мне интересна эта работа, я вижу результаты своего труда. Из маленьких, беспомощных, порой капризных малышей за 4 года ребята превращаются в самостоятельных учеников.

Современная школа не может заниматься только обучением, она должна научить ребенка быть самостоятельным, уметь принимать решения, нести ответственность за свои поступки, защищать свои права. Ученики приходят в школу не только за знаниями, но и  для того, чтобы готовиться к жизни.

Одним из помощников в  организации жизни класса является самоуправление. В своей работе с детьми именно развитию самоуправления в классе я отвожу важную роль. Самоуправление – результат огромной совместной работы взрослых и детей. Чтобы подвести их к самоуправлению, надо обеспечить самостоятельность суждений и поступков ребят, пробудить в них желание самим взяться за дело. В начальной школе это только формируется, потому что  подлинное самоуправление – это стиль жизни классного  коллектива. Для развития самоуправления необходимо  коллективное планирование, организация в классе обсуждений планируемых дел, поочерёдное выполнение обязанностей дежурного, коллективный анализ и оценка всех проведённых мероприятий, регулярные самоотчёты детей о выполнении поручений.

Высшим органом самоуправления является собрание учащихся класса, где даётся коллективный анализ и оценка всех проведенных мероприятий.

Немаловажную роль в организации самоуправления в классе  играют родители во главе с родительским комитетом, которые в большей мере заинтересованы, чтобы их дети стали как можно самостоятельнее, целеустремлённее, ответственнее.

Я думаю, что задача учителя начальных классов - заложить основы самоуправления в классе,  чтобы в средней и старшей  школе дети могли самостоятельно решать многие возникающие вопросы. В младшем школьном возрасте у детей нужно формировать активную жизненную позицию, делать это в среднем и старшем звене часто бывает поздно.

Цели организации ученического самоуправления в классе 

  • повышение активности учащихся в классных делах
  •  реализация интересов каждого учащегося
  • привлечение родителей к совместной деятельности
  • воспитание  активного класса, которому небезразлична школьная жизнь

Задачи организации ученического самоуправления в классе 

  • создать условия для развития организаторских способностей каждого ребенка
  • дать возможность самореализации и самоутверждения каждого через конкретные дела
  • создать условия для творческого развития, инициативности, самостоятельности
  • создать благоприятные условия совместной деятельности детей и взрослых (учителей и родителей)
  •  формировать толерантность, умение общаться

В течение первого года обучения в классе ребята получали разовые поручения, только  дежурство по классу проходило постоянно по очереди.

В начале второго класса на классном часе  мною было предложено ребятам выбрать какое–то дело по душе. Кто-то захотел ухаживать за цветами, а кто-то стать командиром класса. Регулярно проводились беседы о значимости этой работы для всего класса, о желании или нежелании продолжать эту работу детьми. В конце полугодия  дети подводили  итоги,  и лучшие  ребята за свой труд награждались. Так постепенно сложились поручения в классе,  и круг обязанностей для каждого члена классного коллектива.  Нередко дети сами находили себе полезное дело для блага всего класса. Как учитель, классный руководитель,  хочу отметить, что такая организация труда в классе несет мне огромную помощь в работе, а дети, понимая значимость своего дела, получают удовольствие от своего труда.

Наши поручения, круг обязанностей

  • Цветоводы - уход за цветами.
  • Библиотекари – следят за состоянием школьных уебников, помогают библиотекарю школы.
  • Физорг – проводит физминутки на уроках, контролирует построение на урок физкультуры.
  • Художники  – оформление газет  и т.д.
  • Санитары  – следят за чистотой рук в столовой перед едой.
  • Ответственные за урок труда – организуют готовность класса к уроку труда, следят за чистотой в классе после урока.
  • Командир – помощник учителя, контролирует работу всех служб, в случае необходимости оказывает помощь.
  • Дежурный командир – составляет график дежурства, контролирует                      выполнение    дежурства в классе.                                                                                                    

           Ожидаемые результаты

Я, как учитель, - главная фигура в образовательном процессе. Моя работа не ограничивается только урочными занятиями, выполнением учебных программ и норм, определяемых образовательными стандартами. Она значительно шире и сложнее. Я не просто хожу на работу и отрабатываю часы, а вместе с детьми проживаю и переживаю каждый день в школе. Соединяю воедино всю многообразную деятельность в сотрудничестве с детьми. При этом стараюсь находить возможность работать творчески. Творческая работа предполагает развитие ребёнка, строится на опережении, на постоянном творческом поиске во всех видах взаимодействия со своими детьми.

Не каждому ребёнку дано учиться на «4» и «5», но быть порядочным человеком может быть каждый. Я должна, организуя любую деятельность своего ученика, предусмотреть в ней ситуацию успеха. Только тогда это даст возможность заметить достоинства каждого ребёнка, его исключительность, и дать возможность реализовать свои лучшие качества, таланты и склонности.

Я очень хочу помочь детям воплотить свои созидательные усилия в результат творческого удовлетворения, признания, а значит, и счастья.

Если моим детям удастся добиться успеха в школе, у них будут все шансы добиться успеха в жизни.

Главным целевым ориентиром, ожидаемым результатом в реализации воспитательной системы является модель выпускника начальной школы, содержащая ценностный, познавательный, коммуникативный, художественный и физический уровни.

Модель выпускника начальной школы

Мальчикбезфона

   

 

             

Механизм   реализации  воспитательной системы

            Выбор направлений осуществлялся на основе и в соответствие с результатами диагностики, определением уровня развития и интересов учащихся и обусловлен целевым ориентиром – моделью выпускника начальной школы. Функционирование воспитательной системы осуществляется за счет комплексного взаимодействия всех направлений, гармоничного развития ребенка в различных сферах.

 

        

        

Направление "Гражданин. Патриот"

Цель: Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам,  свободам и обязанностям человека.

Ценности:  любовь к России, к своему народу,  к своей малой родине; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей; закон и правопорядок; межэтнический мир; свобода и ответственность; доверие к людям.

Задачи:

элементарные представления о политическом устройстве России, об институтах государства, их роли в жизни общества, о важнейших законах нашей страны;

представления о символах государства – Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;

элементарные представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;

элементарные представления о правах и об обязанностях гражданина России;

интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;

уважительное отношение к русскому языку как к государственному, языку межнационального общения;

начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;

элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России;

интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, населенного пункта, в котором находится образовательное учреждение;

стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села, города;

любовь к школе, своему селу, городу, народу, России;

уважение к защитникам Родины;

первоначальные представления о правилах поведения в школе, дома, на улице, в населенном пункте, на  природе;

умение отвечать за свои поступки;

отрицательное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.

Для достижения целей воспитания в данном направлении в классе проведены тематические классные часы: «Герб, гимн и флаг России», «Я – гражданин своей страны», «Конституция РФ», «Голосуйте за мир», «Мы памяти верны!», «Пока мы помним, мы живем»,  «День воинской славы России. 27 января - день снятия блокады Ленинграда».

 Активное участие ученики принимают в общешкольных мероприятиях, проводимых в рамках военно-патриотического месячника: смотр строя и песни, посетили районный музей  Большое впечатление в памяти детей оставила встреча учащихся с ветеранами Великой Отечественной войны

Направление "Нравственность"

Цель: Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Ценности: нравственный выбор; смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; любовь; почитание родителей; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания. Представления о вере, духовности, религиозной жизни человека и общества, религиозной картине мира.

Задачи:

первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;

различение хороших и плохих поступков;

знание правил поведения в школе, семье, общественных местах;

элементарные представления о религиозной картине мира, роли православия и других традиционных российских религий в развитии российского государства, в истории и культуре нашей страны;

почтительное отношение к родителям;

уважительное отношение к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;

установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;

бережное, гуманное отношение ко всему живому;

знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;

стремление избегать плохих поступков; не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и проанализировать его;

представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;

отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.

Работа в этом направлении ведется мною третий год. В ходе реализации воспитательной программы были проведены классные часы, направленные на формирование нравственной культуры, умение отстаивать свою нравственную позицию: «Правила поведения в школе», «Уроки нравственности», «Творить благо»,  «Свои и чужие», беседа  «Где добрые люди, там беды не будет»и другие. На классных часах учащиеся активное участие принимают в обсуждении различных тематических вопросов, где можно высказать и отстоять свою точку зрения.

Направление "Трудолюбие"

Цель: Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Ценности: трудолюбие; творчество; познание; истина; созидание; целеустремленность; настойчивость в достижении целей; бережливость.

Задачи:

первоначальные представления о ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;

первоначальные представления о нравственных основах учебы, труда и творчества;

уважение к труду и творчеству старших и сверстников;

элементарные представления об основных профессиях;

ценностное отношение к учебе как виду творческой деятельности;

элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;

первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;

умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;

умение соблюдать порядок на рабочем месте;

бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;

отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учебе, небережливому отношению к результатам труда людей.

В классе систематически ведётся работа по воспитанию трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Проводятся тематические классные часы и беседы, дети участвуют в операции "Чистый дом", к Новому году  в классе работает  мастерская  Деда  Мороза, изготовление  новогодних  украшений.

Направление "Здоровье. Безопасность"

Цель: Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

Ценности: здоровье физическое, здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива), активный, здоровый образ жизни.

Задачи:

ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников;

элементарные представления о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, психического (душевного), социального (здоровья семьи и школьного коллектива);

элементарные представления о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей;

понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;

интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;

первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы на человека;

первоначальные представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;

отрицательное отношение к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой.

Для реализации целей и задач данного направления били проведены тематические классные часы и беседы «О правильном питании для сохранения здоровья», "Безопасность школьников в сети Интернет", «Наркотики -смертельная угроза человечеству». (психолог школы),  «Детям  не  сестрички  вредные  привычки», минутки безопасности, викторина «Гигиена и движение – это всех проблем решение». Класс принимает участие в Дне Здоровья, спортивных марафонах, соревнованиях "Весёлые старты".

Направление "Эстетика"

Цель: Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие; художественное творчество.

Задачи:

представления о душевной и физической красоте человека;

умение видеть красоту природы, труда и творчества;

интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам;

интерес к занятиям художественным творчеством;

стремление к опрятному внешнему виду;

отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.

В классе проводится работа, направленная на художественно- эстетическое воспитание, формирование эстетического восприятия и художественного вкуса учащихся. Школьники принимают участие в традиционных общешкольных и внеклассных мероприятиях художественно-эстетической направленности: «День знаний», «День учителя», «Новогодний утренник» и других.

Активное участие ребята приняли в конкурсе «Минута славы». 5 обучающихся посещают художественную школу, занимаясь в кружках лепки, живописи, рисунка. 16 человек занимаются в музыкальной школе по классу: фортепиано, а также в ансамбле танца «Росинка». Учащиеся занимаются постановкой спектаклей  к Новому году, номеров к общешкольным праздникам.

 Направление "Экология"

Цель: Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

Ценности: жизнь; родная земля; заповедная природа; планета Земля.

Задачи:

развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;

ценностное отношение к природе и всем формам жизни;

элементарный опыт природоохранительной деятельности;

бережное отношение к растениям и животным.

Для реализации целей и задач данного направления ежегодно проводятся:  экскурсия «Осенние изменения в природе», конкурс чтецов и плакатов в защиту птиц, КТД «Птичья кормушка», акция «Поможем зимующим птицам», «Весенние мотивы» (конкурс рисунков), Экскурсия «Весенние изменения в природе», беседа с элементами викторины «Берегите родную Землю!»,тематические классные часы и беседы.

Каждое из направлений программы  в течение учебного года реализуется через систему мероприятий, годовой цикл Коллективных Творческих Дел, который является традиционным механизмом реализации задач функционирования воспитательных систем ОУ коммунарского типа. Годовой цикл Коллективных Творческих Дел составлен в соответствии с общешкольным планом воспитательной работы.

Критерии и способы изучения эффективности воспитательной системы класса.

Критерии эффективности воспитательной системы класса следующие:

  • сформированность нравственного, познавательного, коммуникативного, художественного и физического потенциалов личности младшего школьника;
  • развитость креативных способностей учащихся;
  • проявление индивидуальности каждого ученика и классного сообщества в целом;
  • сформированность классного коллектива.

В соответствии с данными критериями могут быть использованы традиционные и нетрадиционные методики изучения воспитательного процесса, такие как:

  • методики для исследования развития познавательных процессов личности младшего школьника;  
  • социометрические методы;
  • тест «Цветок настроения»;
  • сочинение-рассуждение, «Каким я стал за этот год и почему»;
  • анкета «Я и моя школа»;
  • заполнение «Карты воспитанности» (см. Приложение)
  • составление «Портфолио» учащихся
  • отслеживание спортивных результатов

Перечисленные методики позволяют получить необходимую и достоверную информацию о развитии личности учащихся и сформированности коллектива классного сообщества.

Моделирование воспитательной системы - это сложный и длительный процесс, так как происходящие изменения в жизни общества, школы, класса, ребенка требуют постоянного внесения корректив в первоначально созданную модель. Во всей работе отчетливо реализуется идея сотрудничества, она способствует обогащению жизни детей, содействует формированию благоприятного морально – психологического климата в детском коллективе, укрепляет и развивает отношения «Педагог-ученик», «Ученик-родитель», «Педагог-родитель». Такая работа способствует достижению положительных результатов в учебно-воспитательном процессе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель воспитательной системы класса

Структура модели воспитательной системы класса...

Модель воспитательной системы класса.

Создание для учащихся здоровьесберегающей среды в учебно-воспитательном процессе является актуальнымобоснованием модели воспитательной системы «Новое поколение»....

модель воспитательной системы

Свои выводы и учительские находки я попыталась изложить в виде модели воспитательной системы класса, которую я назвала «Ты - Гражданин России ». законы жизни класса, направления воспитательной р...

Модель воспитательной системы "Я друг"

В данной презентации я представила цели и задачи, поставленные передо мной для сплочения коллектива....

Модель воспитательной системы класса.

В помощь классному руководителю....

Модель воспитательной системы класса

•Воспитательная система  класса - это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компон...

Опыт создания модели воспитательной системы класса (МВСК) на базе воспитательной системы лицея

Опыт создания модели воспитательной системы класса в  практике воспитателя начальной школы.  Для построения модели воспитательной системы в качестве теоретической базы  выбрана ко...