Здоровьесбережение на занятиях по театральной деятельности в рамках ФГОС
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Бредихина Ольга Васильевна

    Статья для научно - практической конференции "Образование и здоровье" г. Новокузнецке содержит обобщение опыта работы по внеурочной театральной деятельности с точки зрения здоровьесбережения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здоровьесбережение на  занятиях по театральной деятельности  в рамках ФГОС

                                                           Ничто так не содействует успеху  

                                                    нашей деятельности, как крепкое здоровье.      

                              Наоборот, слабое здоровье  слишком мешает ей.                                                                                

                                                                                                               Френсис Бэкон

                                         Здоровому все здорово.                          

Даль

С введением новых Федеральных государственных образовательных стандартов   перед современной школой стоят сложные задачи.  Об этом говорил Президент РФ, В.В.Путин в своем послании: каждая школа должна создать проект школы будущего, где используются современные материальные и информационные условия, создается система поиска одаренных детей,  где большое внимание уделяется проблемам воспитания и здоровьесбережения. Идея здоровьесбережения учащихся в образовании особенно актуальна  для начальной школы, что связано с освоением ребёнком новой социальной роли «ученик». Стандарт обеспечивает формирование знаний, установок, ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение, укрепление здоровья, заинтересованного отношения к собственному здоровью, знание негативных факторов риска здоровья.

            Казалось бы внеурочная театральная деятельность и  здоровьесбережение понятия далекие друг от друга. Но на деле  принципы и методологические основы программы по сохранению здоровья применяются и во внеурочной театральной  деятельности.

  Ученые мира  понятие «здоровье» рассматривают с различных сторон. Педагогика здоровья как самоценная область научных знаний в современном обществе оказалась особенно  актуальной. В международной практике в настоящее время получила распространение 6-компонентная модель «цветка здоровья». Каждый компонент отражает один из аспектов здоровья:

1. Физический - согласованная работа органов и систем;

2. Психо-эмоциональный  - способность   человека   выражать   эмоции,   проявлять   их, управлять ими;

3. Интеллектуальный - способность работать с информацией;

4. Личностный - самооценка (восприятие себя как личности и на отношения окружающих к себе) самозначимость;

5. Социальный - а/ половой аспект, Я - (модель поведения);  б/взаимоотношения с социумом в различных ситуациях;

6. Духовный - стержень человека (отношение к непреходящим ценностям, нравственные принципы, вопросы веры и. т. д.).

 На  занятиях  по внеурочной  деятельности «Театральная  гостиная» физиологический и психо–эмоциональный аспект «здоровья» рассматривается через ритмопластику. Это один из  видов деятельности  который включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей школьников. Обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений. Развитие ребенка идет от движений и эмоций к слову. Поэтому вполне естественно, что детям школьного возраста легче выразить свои чувства и эмоции через пластику своего тела. Особенно интересные пластические образы возникают под влиянием музыки. Различные по характеру и настроениям музыкальные произведения стимулируют фантазию ребенка, помогают творчески использовать пластическую, пантомимическую выразительность.
         Занятия ритмопластикой предполагают решение следующих задач: развитие двигательных способностей детей (ловкости, подвижности, гибкости, выносливости).  Развитие пластической выразительности (ритмичности, музыкальности, быстроты реакции, координации движений). Развитие воображения (способность к пластической импровизации).

Необходимым условием решения этих задач является умение владеть своим телом, так называемая мышечная свобода. У школьников отсутствие этих умений проявляется в двух видах: как перенапряжение («зажим») всех или отдельных групп мышц или как излишняя разболтанность, развязность. Поэтому наряду с упражнениями и играми, направленными на развитие двигательных навыков, необходимы специальные упражнения в попеременном напряжении и расслаблении различных групп мышц, вплоть до полного расслабления всего тела. Только добившись определенных результатов в этом направлении, можно переходить к созданию пластических образов.

 Примером такой работы упражнения с предметом: лентой, султанчиком, мячами под музыку и счет. Этюды на напряжение – расслабление «Мороженное», «Шалтай-болтай» и т. д. Игры на умение контролировать свою двигательную активность «В образе… замри» «Море волнуется» «Молекулы» Релаксации и подвижные игры с речевым сопровождением.

А так же   загадки-пантомимы:

—    в магазине (игрушек, овощном, гастрономе, мебельном и пр.) — отгадать, какой товар нужен покупателю или какой товар стоит на полке;

—    в зоопарке: отгадать, кто сидит в клетке;

—    отгадать настроение (по позе, выражению лица, походке и т. д.);

—    отгадать, какая на улице погода;

—  определить по походке прохожего (балерина, солдат, очень старый человек, манекенщица, человек, которому жмут ботинки, и т. д.).

Упражнения типа «Покажи руками»

—    Стой на месте!

—    Идем со мной!

—    До свидания.

—    Давай, помиримся.

—    Я тебя люблю!

—    Я боюсь.

«Показать частями тела»

—    как твои плечи говорят: «Я горжусь»;

—    как твоя спина говорит: «Я старый, больной человек»

—    как твой палец говорит: «Иди сюда!»;

—    как твои глаза говорят: «Нет»;

—    как твой рот говорит: «М-м-м, я люблю это печенье...».

В этом ряду также упражнения для развития мелкой моторики рук, логоритмические игры, релаксации.

 Еще один раздел  — «Культура и техника речи» — объединяет игры и этюды, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией. Правильная речь и дыхание  является профилактикой фонетико-фонематических нарушений. Чем более развита у школьника речь, тем шире его возможности в познании мира, полноценнее взаимодействия со сверстниками, совершеннее его умственное и психофизическое развитие.

 В этот же раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Игры со словами   тесно связаны со специальными театральными играми на превращение.
          Интеллектуальный аспект здоровья рассматривается  через «Этюдный тренаж», который позволяет отработать практические навыки перевоплощения и кукловождения. Задача раздела: учить импровизировать, развивать свои умения в играх драматизациях на знакомые темы и темы сказок, выполнять действия с воображаемыми предметами. Все этапы занятия построены на смене деятельности, что необходимо по возрастным особенностям младших школьников.

Личностный и духовный аспекты здоровьесбережения в театральной деятельности просматривается через самоанализ сюжета, который ведется после этюдов, упражнений. Он развивает умение общаться с людьми в различных ситуациях, контролировать  и оценивать свои действия и действия других. Подбор этюдов, пьес для постановок ведется  с пониманием необходимости темы для конкретного детского коллектива со сформировавшимися отношениями, с событиями,  ожидаемыми в школе.

В  контексте учебных дисциплин художественно-эстетического цикла творчество во внеурочной театральной деятельности используется как антисстресс, снижение остроты адаптационного периода первоклассников.       

 В «Театральной гостиной» создается обстановка безопасности и доверия, помогающая раскрытию творческого потенциала младших школьников.

 Таким образом, изложенный выше материал  показывает, применение здоровьеразвивающих технологии на занятиях театральной деятельности в рамках ФГОС дает не только повышение двигательной активности на занятиях, но и развитие познавательных процессов, формирование метапредметных универсальных учебных действий.

Кроме того, у них улучшается умственная деятельность, развиваются  творческие способности, коммуникативные качества. Проблема здоровья детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях актуальна,  так как оно определяет будущее страны, научный и экономический потенциал общества.

Учителям, применяющим эту технологию на практике, становится и легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического  и театрального творчества.

Литература

1.Генералова И.А.Театр Пособие для дополнительного образования. Методические рекомендации для учителя, 2-4 классы. - М.: Баланс, Изд. Дом РАО, 2005 - 160 с. (образовательная система  «Школа 2100»)

2. Никифорова В.М. канд. искусстоведения, проф. каф. ОО «Искусство и Технология»             ГБОУ ДПО НСО НИПК и ПРО. «Концепции здоровьесберегающего подхода к обучению» 

3.Чернякова В.Н Развитие звуковой культуры речи у детей 4-7 лет: Сборник упражнений. - М; ТЦ Сфера, 2005.- 70 с.

Заявка на участие в работе конференции

1.Бредихина Ольга Васильевна

2.Учитель начальных классов МБОУ СОШ №1 г.Ленинск –Кузнецкого.

3.Форма участия (заочная)

4.Тема статьи: «Здоровьесбережение на занятиях по театральной деятельности в рамках ФГОС»

5.Г.Ленинск-Кузнецкий  пер. Авроры 18-2, 89045729260.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Проектная деятельность" в рамках ФГОС. Реализация компонента внеурочной деятельности.

Программа  " Работа над проектами" предназначена для реализации компонента внеурочной деятельности Федеральных государственных стандартов в школе 1 ступени.  Программа проектной деятельности...

Статья на тему: "Психолого-педагогические основы здоровьесбережения педагога в рамках ФГОС".

В статье говорится о синдроме профессионального выгорания. Даются некоторые советы по его преодалению....

Психолого-педагогические основы здоровьесбережения педагога в рамках ФГОС

Статья на тему "Психолого-педагогические основы здоровьесбережения педагога в рамках ФГОС"...

Доклад по теме: "Формирование самооценки обучающихся в структуре учебной деятельности рамках ФГОС НОО».( из опыта работы)

Самооценка – это важнейший показатель развития личности, компонент самосознания. Она позволяет человеку делать активный выбор в самых разнообразных жизненных ситуациях, оценивать свои действия и...

Здоровьесбережение школьников в учебном процессе в рамках ФГОС

Проблема сохранения и развития здоровья в последнее десятилетие приобрела статус приоритетного направления. Идея здоровьесбережения учащихся в образовании – красная нить национального проекта &l...