Развитие коммуникативной деятельности
план-конспект занятия (2 класс) по теме
Развитие коммуникативной деятельности Тема занятия: «Настроение, чувства и тон говорящего»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 54.34 КБ |
Предварительный просмотр:
ОАУ С(К)О школа-интернат III-IVвида
Развитие коммуникативной деятельности
Тема занятия: «Настроение, чувства и тон говорящего»
Подготовила:
Иноземцева М.А.
Липецк
2015 г.
Цели: Учить определять эмоциональные состояния, которые может переживать человек; закрепить основные понятия темы: "эмоции", "чувства", "настроение";
развивать эмоциональную сферу, коммуникативные и личностные способности учащихся через формирование положительной мотивации,
развивать мышление, умение использовать свой жизненный опыт, выделять главное, обобщать; способствовать выражению чувств и эмоций посредством игры;
воспитывать ценностное отношение к понятиям «добро», «доброта», доброжелательное отношение к людям.
Личностные УУД: актуализация сведений из личного жизненного опыта, применение знаний полученных в новых жизненных ситуациях, развитие умения понимать эмоции других людей, умение высказывать своё отношение.
Регулятивные УУД : понимать, принимать и сохранять учебную задачу; действовать по плану и планировать свои учебные действия; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления.
Познавательные УУД: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом; фиксировать информацию разными способами; понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной; проводить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение; подводить под понятие, доказывать, делать выводы.
Коммуникативные УУД: осознавать речь, как способ устного и письменного общения людей; участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи; понимать зависимость характера речи от ситуации общения, стараться строить свои диалогические и монологические высказывания, выбирая для них средства языка с учётом этой ситуации и конкретных речевых задач.
Оборудование: учебник, презентация, карточки со словами и схемами.
1. Оргмомент.
Круг приветствия
- Здравствуйте, ребята! У меня сегодня очень хорошее настроение. Я уже вчера думала о встречи с вами.. мне всегда очень приятно проводить с вами время. И сегодня по пути в школу мне встретился очень добрый человек и подарил вот эту шляпку, от такого приятного момента мое настроение стало еще лучше. И я хочу передать всем вам свое хорошее настроение, хочу, чтоб каждый из вас примерил эту шляпку и пожелал друг другу добрые слова.
- Вы, наверное, уже догадались о чём мы сегодня будем говорить?
Тема нашего занятия: «Настроение, чувства и тон говорящего.»
Итак, у всех хорошее настроение и мы начинаем наше занятие.
- Сегодня мы поговорим о настроении, о том что связано с хорошим настроением, а это радость, доброта, улыбка, смех; об эмоциональных состояниях, которые может переживать человек.
Скажите, а вы можете представить себе человека, который никогда не смеётся, не плачет, не удивляется, не сердится, не боится?
Конечно же, нет. Мы все когда-нибудь реагируем на то, что происходит вокруг нас. Если бы мы не радовались, не плакали, не злились, не удивлялись, никак не реагировали на какие-то события, то на кого мы были бы похожи? (на робота, на памятник)
Настроение – это состояние человека, это его отношение к жизни. Настроение связано с тем, как человек себя чувствует на работе, в школе, дома, в гостях. Если у человека хорошее настроение – он радуется, улыбается, а если плохое, то он грустит, печалится.
Сейчас мы потренируемся в определении настроения людей.
2. Работа с демонстрационным материалом
Игра «Назови эмоции»
- Я раздам вам схемы лиц, определите и подпишите какая из них отражает какое состояние человека?
Вы можете работать парами.
- А теперь давайте проверим правильно ли вы определили настроение.
- Посмотрите на доску.
- Какое чувство испытывает первый смайлик?
- По каким чертам лица вы определили, что это радость?
- Посмотрите на это лицо, какое настроение выражает это лицо? Грусть (Он грустит, расстроен).
- Как вы определили? Что изменилось в чертах лица? (Изменились рот, глаза, брови).
- Теперь посмотрите на следующее лицо и определите эмоциональное состояние мальчика. (У него нахмурены брови. )
- А что при этом появилось на лбу? (Морщинки, складка между бровей.)
- Да, когда человек хмурится, у него появляются морщины.
- Как назвали схему? (Гнев.)
- Как назовем следующую схему? (Удивление)
Как вы определили какое состояние изображено ? (удивляется, у него приподняты брови и широко открыт рот)
- Какое состояние у мальчика на последней картинке? (от страха (испуга) широко раскрыты глаза).
- Рассматривая схемы, мы с вами обнаружили, что при смене настроения меняется выражение лица человека, у них разное расположение бровей, глаз и рта при определенном состоянии.
- Кто знает, каким словом называют эти различные выражения лица?
( эмоции. )
- Свои эмоции мы можем выразить при помощи слов, которые произносят определенным тоном.
Тон-это удивительное средство выразительности устной речи, ведь с его помощью можно передать свое настроение, выражать чувства, свое состояние.
Как вы думаете какой может быть тон речи? (убеждающий , уверенный, приказывающий или просительный, радостный или грустный, суровый, строгий или ласковый)
- Давайте вспомним какое произведение И.А. Крылова мы с вами изучили на уроках литературного чтения, в котором очень хорошо можно услышать и понять тон, которым разговаривают герои басни.
Чтение басни «Стрекоза и муравей» по ролям
- Каким тоном разговаривала Стрекоза? Почему она выбрала этот тон речи?
- Каким тоном разговаривал Муравей? Почему он выбрал этот тон речи?
3. Упражнения в определении интонации в речи
Сейчас мы с вами поупражняемся в определении интонации в речи.
- Я вам раздала карточки, на них записаны отрывки из знакомых вам произведений. Надо прочитать их выразительно и определить тон, передающий настроение, чувства и состояние героев. Сначала подготовьтесь, прочитайте сначала про себя.
Произнеси слова героев сказок таким тоном, чтобы были понятны чувства, которые они выражают.
На экране картинки из сказок:
- Из какого произведения первый отрывок. (Принцесса на горошинеГ.Х. Андерсен)
-С какой интонацией говорит принцесса? (Жалобная, капризная интонация.)
Кто хотел бы его озвучить?
-Я всю ночь не могла сомкнуть глаз. Бог знает, что за постель у меня была. Мне казалось, что я лежу на булыжниках, и теперь всё тело у меня в синяках. Ах ,я спала очень- очень плохо!
- Капризность это какое качество? Что оно даёт окружающим людям? (с капризными людьми неприятно общаться. А сам человек устаёт от каприз, нарушается психика)
- Об изнеженных, избалованных девочках говорят «Ну, она как принцесса на горошине...»
- Из какого произведения следующий отрывок? ( Три поросёнка
Английская сказка)
-О чём эта сказка? (о взаимовыручке, Наф - Наф выручил, спас своих братьев.)
-Что ты строишь?- в один голос закричали удивленные
Ниф -Ниф и Нуф- Нуф. -Что это, дом для поросенка или крепость?
-Дом поросенка должен быть крепостью! – спокойно ответил им Наф-Наф, продолжая работать.
- Каким тоном надо прочитать слова братьев? ( удивлённый немного насмешливый)
- А слова Наф-Нафа? ( спокойный уверенный тон)
- Спокойствие и уверенность - это какое качество?
- Что оно даёт окружающим людям? (С ними приятно общаться)
- А самому человеку? (Добивается успехов)
Из какого произведения следующий отрывок? ( Царевна-лягушка)
- Иван-царевич- грустный. Послушаем каким тоном говорит с ним царевна-лягушка.
-Ква-ква, Иван - царевич! Почто кручинишься? Аль от отца услыхал слово неприветливое?
- (Ласковый тон, с сочувствием) таким тоном говорит хороший близкий друг.
- Доброта - это какое качество? Что оно даёт окружающим людям?
- Хорошие отношения, таких людей любят, хотят с ними дружить
Вывод:
- Мы рассмотрели только некоторые интонации в речи.
- Назовите положительные интонации. (Добрая, спокойная, ласковая, уверенная, приветливая)
- Какой же мы можем сделать с вами вывод, как надо общаться?
Вывод: общайтесь с другими так, как бы вы хотели, чтобы общались с вами.
4. Физкультминутка
5. Психологическая игра «Угадай эмоции»
- А сейчас мы с вами проведём игру, поучимся передавать эмоций и чувства при помощи голоса и интонаций.
- Каждый из вас возьмет карточку с фразой и с соответствующей интонацией попробует произнести ее.
А участники игры попытаются угадать какое чувство, эмоцию передал читающий.
- Ты не любишь мороженое? (Удивление).
- Зачем ты меня толкнул? (Обида).
- Как темно в лесу! (Страх).
- Какое теплое море! (Радость).
- Как прекрасна дорога, по которой я иду! (Радость).
- Вы все ужасны! (Злость).
- Я бедный! Никто меня не любит. (Огорчение).
- У меня сегодня получилось лучше всех! (Радость).
- Какой огромный слон? (Удивление)
- Я сегодня получил пятёрку. (Радость)
- Отлично! Скажите, ребята, при помощи чего мы с вами сейчас выражали свои эмоции? (При помощи слов, которые произносят с определенной интонацией).
- Вы заметили, что больше мы произнесли фраз, которые определяют положительное эмоциональное состояние человека - это РАДОСТЬ.
6. Рефлексия
- А теперь я предлагаю вам поиграть
Ролевая игра «Карусель».
Назначение: формирование навыков быстрого реагирования при вступлении в контакты; развитие эмпатии и рефлексии в процессе обучения.
- Задание: легко войти в контакт, поддержать разговор и проститься.
Члены группы встают по принципу «карусели», т. е. лицом друг к другу и образуют два круга: внутренний неподвижный и внешний подвижный
Примеры ситуаций:
- После длительной разлуки вы встречаете друга (подругу), вы очень рады встрече...
- Перед вами незнакомый человек. Познакомьтесь с ним...
- Перед вами маленький ребенок, он чего-то испугался. Подойдите к нему и успокойте его.
- Скажи доброе пожелание (Учащиеся по кругу друг другу говорят добрые пожелания, ведущий начинает первый, задавая правильный настрой).
7. Итог.
- Молодцы, хорошо справились со всеми заданиями. Чувства и эмоции тесно связаны с нашими внутренними качествами, они могут быть приятными и неприятными.
- Как вы думаете какие эмоции помогут вам общаться с окружающими и найти себе новых друзей?
- Я уверена, что теперь вы сможете правильно передавать свои чувства и настроение? В этой доброй интонации мы завершим наше занятие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/10/picture-590520-1423554581.png)
Проблемы развития коммуникативной деятельности у младших школьников с ЗПР
В статье рассматриваются проблемы возникающие у младших школьников с ЗПР при общении....
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/01/picture-413365-1393646411.jpg)
Работа по развитию коммуникативной деятельности глухого обучающегося.
Люди, имеющие нарушения слуха испытывают трудности в общении. Преодоление последствий глухоты возможно и эффективно при овладении неслышащими языка слов как основным средством общения....
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/20/picture-976088-1511183143.jpg)
Рабочая программа по развитию коммуникативной деятельности «Тропинка к своему Я» (1-5 классы)
Рабочая программа по развитию коммуникативной деятельности «Тропинка к своему Я» (1-5 классы). Вариант 4.2...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/01/picture-413365-1393646411.jpg)
РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГЛУХОГО ОБУЧАЮЩЕГОСЯ".
Люди, имеющие нарушения слуха испытывают трудности в общении. Преодоление последствий глухоты возможно и эффективно при овладении неслышащими языка слов как основным средством общения. Поэтому важной...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/19/picture-962520-1521465696.jpg)
Учимся владеть собой (занятие курса Развитие коммуникативной деятельности)
Занятие курса Развитие коммуникативной деятельности...
Конспект урока по коррекционному курсу "Развитие коммуникативной деятельности". «Настроение, чувства и тон говорящего».3 класс
Коррекционная составляющая урока (занятия): коррекция основных психических процессов; коррекция и развитие коммуникативных навыков учащихся: формирование адекватной самооценки своих возможностей, навы...
![](/sites/default/files/pictures/2024/02/12/picture-1195882-1707708622.jpg)
Коррекционно-развивающая программа "Развитие коммуникативной деятельности" для 1 класса (вариант 3.2)
Коррекционно-развивающая программа "Развитие коммуникативной деятельности"...