Конспект урока по коррекционному курсу "Развитие коммуникативной деятельности". «Настроение, чувства и тон говорящего».3 класс
план-конспект занятия (3 класс)
Коррекционная составляющая урока (занятия): коррекция основных психических процессов; коррекция и развитие коммуникативных навыков учащихся: формирование адекватной самооценки своих возможностей, навыков межличностного общения; формирование умения сравнивать, анализировать, делать несложные самостоятельные выводы.
Урок построен на принципах деятельностного обучения и включает работу в парах, самостоятельную работу с использованием приемов само-и взаимопроверки. На уроке предусматривается достижение не только предметных результатов, но и личностных и метапредметных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
koneva_s.s._shkola_-_internat_imeni_s.a._martirosyana_verhnyaya_pyshma_konspekt.doc | 768.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательное учреждение: г.Верхняя Пышма, Свердловская область, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Верхнепышминская школа-интернат имени С.А. Мартиросяна, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы».
Предмет: развитие коммуникативной деятельности
Класс: 3
Учитель: Конева Светлана Сергеевна
Тема урока: «Настроение, чувства и тон говорящего».
Продолжительность: 1 урок
Практическая реализация: урок проведён 24.11.2016 г.
Тип урока: повторение и обобщение изученного
Оборудование: компьютер, презентация, карточки со схемами, мультимедиапроектор, Интернет, аудиозапись мелодии «От улыбки» слова Э.Успенского, музыка В. Шаинского.
Коррекционная составляющая урока (занятия): коррекция и развитие коммуникативных навыков учащихся; формирование адекватной самооценки своих возможностей, навыков межличностного общения; формирование умения сравнивать, анализировать, делать несложные самостоятельные выводы.
Задачи урока: учить определять эмоциональные состояния, которые может переживать человек; закрепить основные понятия темы: "эмоции", "чувства", "настроение";
развивать эмоциональную сферу, коммуникативные и личностные способности учащихся через формирование положительной мотивации;
развивать мышление, умение использовать свой жизненный опыт, выделять главное, обобщать; способствовать выражению чувств и эмоций посредством игры;
Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, работе в паре.
Личностные УУД: формировать адекватную позитивную осознанную самооценку, актуализация сведений из личного жизненного опыта, применение знаний полученных в новых жизненных ситуациях.
Регулятивные УУД : понимать, принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои учебные действия, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы, адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления.
Познавательные УУД: формировать умения выделять познавательную цель, формулировать правило.
Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи, понимать зависимость характера речи от ситуации общения, стараться строить свои диалогические и монологические высказывания, выбирая для них средства языка с учётом этой ситуации и конкретных речевых задач.
Планируемый результат:
Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные: (Регулятивные УУД). Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
(Коммуникативные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
(Познавательные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Методы обучения: словесный (беседа, подводящий диалог), наглядный, репродуктивный, частично-поисковый, практический, метод контроля и самоконтроля.
Формы организации образовательного пространства на уроке: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая работы.
Урок проводится в 3 классе, составлен в соответствии с требованиями ФГОС.
Урок построен на принципах деятельностного обучения и включает работу в парах, самостоятельную работу с использованием приемов само-и взаимопроверки. На уроке предусматривается достижение не только предметных результатов, но и личностных (рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками и метапредметные (умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения).
Этап урока. Цель. ФОУД. | Содержание учебного материала | Деятельность учеников | Деятельность учителя |
Орг.момент. Мотивация к учебной деятельности. Цель: вовлечение в активную познавательную деятельность на уроке. Фронтальная.
Формулирование темы урока. Включение в учебную деятельность. Цель: подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Фронтальная. Самостоятельная работа «Назови эмоции». Цель: самопроверка умения применять знания в типовых условиях. Индивидуальная. Парная. Физкультминутка «Передача чувств». Групповая. Работа в паре «Узнай жесты». Цель: применение нового знания в типовых заданиях. Парная. Применение знаний и способов действий. «Угадай эмоции» Цель: применение нового знания в типовых заданиях. Фронтальная. Итог урока. Цель: проанализировать пути решения учебной задачи, оценить их оптимальность Фронтальная. Рефлексия. Цель: организовать проведение самооценки учениками работы на уроке. Индивидуальная. Домашнее задание | Звучит мелодия «От улыбки» слова Э.Успенского, музыка В. Шаинского. -Мне приятно видеть вас. У меня сегодня очень хорошее настроение, и я хочу передать всем вам свое хорошее настроение, давайте улыбнёмся друг другу, подарим друг другу улыбку, ведь улыбка может показать наше дружелюбие и улучшить всем настроение. Итак, у всех хорошее настроение? Мы начинаем наше занятие, пусть оно принесёт нам радость общения! - Вы, наверное, уже догадались, о чём мы сегодня будем говорить? - Совершенно верно, сегодня мы поговорим о настроении. СЛАЙД 1 - А что бы вы хотели узнать о настроении? - Итак, значит, мы поговорим о том, что связано с настроением, об эмоциональных состояниях, которые может переживать человек. - Скажите, а вы можете представить себе человека, который никогда не смеётся, не плачет, не удивляется, не сердится, не боится? - Конечно же, нет. Мы все реагируем на то, что происходит вокруг нас. Если бы мы не радовались, не плакали, не злились, не удивлялись, никак не реагировали на какие-то события, то на кого мы были бы похожи? - Настроение – это состояние человека, его отношение к жизни. Настроение связано с тем, как человек себя чувствует на работе, в школе, дома, в гостях. - А можем ли мы определить, какое настроение у человека? - Как? Что нам помогает? - Верно, мимика – это язык лица. И своё эмоциональное состояние мы выражаем с помощью мимики. Если у человека хорошее настроение: – Что он делает? - А если плохое? - Давайте сейчас вспомним, какие эмоции мы знаем? - А сейчас попробуем определить, какие эмоции выражают нарисованные лица. (ПРИЛОЖЕНИЕ) (Взаимопроверка) - Поменяйтесь карточками в парах и оцените работу друг друга на линеечке знаний. 1-все задания выполнены без ошибок; 2- не всё задание выполнено или есть ошибки; 3- не выполнено задание или много ошибок. 1) 2) 3) Все встают в шеренгу, в затылок друг другу, первый человек поворачивается ко второму и передать ему мимикой какое-либо чувство (радость, гнев, печаль, удивление), второй человек должен передать следующему это же чувство и т.д. у последнего спрашивают какое чувство он получил, и сравнивают с тем, какое чувство было послано вначале, и как каждый участник понимал полученное им чувство - Итак, что нам помогает определить настроение человека? - Представьте, что к нам в гости приехал иностранец. Он не знает русского языка, а вы не знаете того языка, на котором он говорит. С помощью чего мы сможем с ним пообщаться? - Верно, с помощью жестов. Жесты – это движение рук. Они могут заменять речь, помогают понимать друг друга, выразить свои чувства, мысли. - Вспомните, какие общепринятые, понятные многим людям жесты вы знаете? - Догадайся, какое настроение, эмоциональное состояние передают жесты. (ПРИЛОЖЕНИЕ)
(Проверка по эталону на доске) (Приложение) Хорошо, молодцы! Значит, что нам помогает понимать друг друга, выражать свои чувства, мысли? - А если мы не будем видеть человека, а только слышать, сможем ли мы определить его настроение? - Что нам поможет? - Верно, свои эмоции мы можем выразить при помощи слов, которые произносят определенным тоном. - Тон или интонация - это удивительное средство выразительности устной речи, ведь с его помощью можно передать свое настроение, выражать чувства, свое состояние. - Как вы думаете, какой может быть тон речи? - А сейчас мы с вами поучимся передавать эмоций и чувства при помощи голоса и интонаций. (ПРИЛОЖЕНИЕ) А мы попытаемся угадать, какое чувство, эмоцию передал читающий. - Какая это эмоция положительная или отрицательная? - Вы все ужасны! (Злость). - Какая это эмоция положительная или отрицательная? - Какая это эмоция положительная или отрицательная? - Какая это эмоция положительная или отрицательная? - Какая это эмоция положительная или отрицательная? - Какой огромный слон! (Удивление). - Какая это эмоция положительная или отрицательная? - Отлично! Скажите, ребята, при помощи чего мы с вами сейчас выражали свои эмоции? - Вы заметили, каких фраз мы произнесли больше с положительным эмоциональным состоянием человека ил отрицательным? - Если мы испытываем положительные эмоции, какое у нас настроение? СЛАЙД 2 - А отрицательные? -Положительные эмоции или хорошее настроение- это путь к здоровью и успеху. СЛАЙД 3 -Отрицательные эмоции или плохое настроение ослабляют, организм, - Значит, улыбка и добрый смех – СЛАЙД 5 - Наше настроение зависит от того, как мы воспринимаем полученную информацию или какие-то события. Есть два типа людей, которые на одни и те же события реагируют по – разному. Оптимист - это человек, который СЛАЙД 6 смотрит с большой радостью на жизнь и во всем видит положительное. Он не расстраивается по пустякам. Пессимист - это человек, который в событиях видит больше плохого, видит мир в мрачных тонах. - Сейчас мы посмотрим отрывок из известного вам мультфильма "ОХ! И АХ!". (фрагмент - как ходили по воду - со 2 мин. 58 сек. до 4 мин.10 сек. ) - Кто из них оптимист, а кто пессимист? - Что посоветуете Оху? - Кто знает, чем закончился этот мультфильм? - Кто вам более приятен, Ох, который всегда ноет и вздыхает или Ах, который не расстраивается по пустякам? - Улыбнитесь, а сейчас делайте грустное лицо, с кем приятнее общаться? - Какой можно сделать вывод? Какие эмоции помогут вам общаться с окружающими и найти себе новых друзей? - Что вам сегодня запомнилось с урока? - Что показалось трудным, не понятным? - Как вы думаете, пригодится ли в жизни то, о чём мы говорили? СЛАЙД 7 - Настроение хорошее! Доволен результатами работы на уроке! Мне всё удалось! - Испытываю чувство неудовлетворения, потому что не всё понял. - Я подавлен! Ничего не запомнил и не понял! - Кого бы хотели похвалить за работу на уроке? Почему? - Закончить урок я бы хотела строками из стихотворения Ю.А. Мерзлякова СЛАЙД 8 Из всех эмоций лучше всех, Которые рождают смех. Смеяться, право не грешно, Когда действительно смешно! Здоровье – царство смеха, Сам смех – тропа к успеху. И нам всё удаётся Когда душа смеётся! В объятия смеха спеши! Смех – это душ для души! Ю.А. Мерзляков - Вспомнить историю, когда у вас было хорошее настроение или плохое. - Спасибо за занятие, я уверена, что теперь вы сможете правильно передавать свои чувства и настроение. На этой доброй интонации мы завершим наше занятие. Всем хорошего настроения! СЛАЙД 9 | Учащиеся эмоционально настраиваются на урок. Предполагают, о чем пойдет речь на уроке, исходя из этого, формулируют цели. - О настроении. Высказывания детей. Принимают учебную задачу. -Конечно, нет. - На робота, на памятник, на куклу. - Мимика. - Он радуется, улыбается. - Он грустит, печалится. - Радость, удивление, страх, грусть и т.д. -При смене настроения меняется выражение лица человека, разное расположение бровей, глаз и рта при определенном состоянии. Удивляется - приподняты брови и широко открыт рот. От страха (испуга) широко раскрыты глаза, рот открыт, брови приподняты. Радость - уголки губ подняты вверх. Грусть – уголки губ опущены вниз. Злость – брови сдвинуты к переносице, складки между бровей, рот сжат. - Мимика - С помощью жестов. - Привет, пока…. Соотнесение работы с эталоном для самопроверки. - Жесты - Сможем. - Голос, тон, интонация. - Убеждающий, уверенный, приказывающий или просительный, радостный или грустный, суровый, строгий или ласковый. - Положительная - Отрицательная - Положительная - Отрицательная - Положительная - Положительная - При помощи слов, которые произносят с определенной интонацией. - Хорошее. -Плохое. - Ох от своего мрачного настроения заболел, а друзья пришли к нему на выручку. Оценивание учащимися собственной деятельности на уроке. | Проверяет готовность обучающихся к уроку Создает эмоциональный настрой. . Организует диалог. Организует работу в парах. Подвести учащихся к итогу урока. |
https://drive.google.com/ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Работа обучающихся на уроке (указать активность, меру занятости): обучающиеся работали активно, все были включены в работу.
Дифференциация и индивидуализация обучения (подчеркнуть): присутствовала/отсутствовала.
Характер самостоятельной работы учащихся (подчеркнуть): репродуктивный, продуктивный.
Оценка достижения целей урока: цели урока достигнуты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока: " Что надо знать чтобы сохранить органы чувств здоровыми"
Урок-исследование по окружающему миру по системе Занкова с тестом, презентацией....
Конспект урока: " Что надо знать чтобы сохранить органы чувств здоровыми"
Урок-исследование по окружающему миру по системе Занкова с тестом, презентацией....
Конспект урока по окружающему миру "Наши помощники-органы чувств"
Конспект урока по окружающему миру "Наши помощники-органы чувств" во 2 кл. Цель: создать условия для формирования представления об органах чувств, углубить и расширить знания ...
Презентация к занятию по риторике № 9 Настроение, чувства и тон говорящего (2 класс)
Презентация к занятию по риторике. Занятие № 9 Тема: Настроение, чувства и тон говорящего (2 класс)...
Презентация «Настроение, чувства и тон говорящего»
Развитие коммуникативной деятельности Презентация «Настроение, чувства и тон говорящего» ...
Конспект урока литературного чтения "В.Драгунский.Надо иметь чувство юмора"
Конспект урока литературного чтения "В.Драгунский.Надо иметь чувство юмора"...
Конспект урока по окружающему миру на тему "Органы чувств" в 3 классе
Конспект урока по окружающему миру на тему "Органы чувств" в 3 классе...