Коррекционно-развивающая программа "Развитие коммуникативной деятельности" для 1 класса (вариант 3.2)
рабочая программа (1 класс)
Коррекционно-развивающая программа "Развитие коммуникативной деятельности"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
k-r_programma_razvitie_kommunikatsii.docx | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 62 III–IV ВИДА»
«СОГЛАСОВАНО» Зам. директора по УВР (______________) М.С. Соболеева «_31_» ____августа__ 2023 г. |
«УТВЕРЖДАЮ» Директор: (_____________) Б. Д. Доржиев «_31_» ____августа__ 2023 г. |
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету (курсу, модулю и т. д) Развитие коммуникативной деятельности___
Вариант, вид____3.2_____________________________________________________
Класс___1_____________________________________________________________
Количество часов по программе__33_ч.____________________________________
Срок реализации программы__________2023-2024 учебный год_______________
Учитель:_Цыбенова Д.Б.__________________________________________________
г. Улан-Удэ, 2023 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа по коррекционно-развивающему курсу «Развитие коммуникативной деятельности» для обучающегося 1 класса Полякова Никиты ГБОУ СКОШИ №62 III-IV вида разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для детей с ОВЗ, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 года №1598; (ФАОП НОО, вариант 3.2)
- Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования для слепых обучающихся с ОВЗ (вариант 3.2) ГБОУ СКОШИ №62 III-IV вида;
- Положение о адаптированных рабочих программах учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей в соответствии с требованиями ФГОС и ФОП, ФАОП начального общего образования ГБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №62 III-IV вида».
Целью изучения коррекционного курса «Развитие коммуникативной деятельности» является формирование у слепых обучающихся компенсаторных способов преодоления специфических коммуникативных трудностей посредством овладения навыками вербальной и невербальной коммуникации, освоения правил и норм общения, а также накопления и расширения опыта межличностного и социального взаимодействия.
Задачи:
- ознакомление с ролью общения в жизни человека;
- ознакомление с компенсаторной ролью и функциями общения и речи в жизни слепых;
- развитие потребности в общении, повышение мотивации коммуникативной деятельности;
- формирование культуры общения;
- овладение правилами и нормами общения со взрослыми и сверстниками в различных коммуникативных ситуациях;
- формирование навыков вербальной и невербальной коммуникации;
- обучение правильному воспроизведению и пониманию неречевых способов общения с помощью осязания, формирование механизмов произвольного воспроизведения доступных выразительных движений, элементов мимики и жестов;
- обучение способам выражения эмоциональных состояний с помощью неречевых средств;
- расширение представлений о собственных коммуникативных возможностях;
- обучение восприятию образов других людей на основе их мимики и пантомимики;
- развитие навыков межличностного и социального взаимодействия в различных видах деятельности;
- преодоление вербализма и формализма речи посредством соотнесения слова, установления связи речи с ее предметным содержанием;
- обучение навыкам конструктивного взаимодействия при работе в группе, команде.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
«Развитие коммуникативной деятельности»
Коррекционно-развивающий курс «Развитие коммуникативной деятельности» направлен на формирование у слепых обучающихся навыков коммуникации для установления контактов с окружающими, развитие потребности в общении, овладение вербальными и невербальными средствами коммуникации, навыками их использования в различных коммуникативных ситуациях, возникающих в повседневной жизни, нормами и правилами общения, его культурой, обогащение представлений о себе и собственных коммуникативных возможностях, восприятие образов других людей на основе их мимики и пантомимики, накопление социального опыта. Курс обеспечивает развитие межличностного взаимодействия между обучающимися с нарушенным и сохранным зрением. В рамках освоения программного содержания курса слепые обучающиеся приобретут опыт самовыражения в речи, мимике, жестах и пантомимике.
У слепых обучающихся отмечаются специфические трудности в развитии коммуникативной деятельности, обусловливающие снижение уровня сформированности коммуникативных навыков в младшем школьном возрасте. Отсутствие или глубокое нарушение зрения блокируют или резко ограничивают основной канал поступления информации, которая характеризует партнера по общению, что значительно затрудняет обратную связь с ним. У слепых обучающихся наблюдаются изменения внешних эмоциональных проявлений. К их числу относятся ослабленность выразительных движений, нечеткость, упрощенность мимики, жестов и пантомимики. Слепым обучающимся свойственны вялые, бедные, маловыразительные мимика, жесты и пантомимика. Внешние проявления эмоций могут носить неадекватный характер и сочетаться с навязчивыми движениями. Наряду с трудностями в формировании невербальных средств коммуникации, у слепых обучающихся наблюдается своеобразие в развитии языковых средств общения (фонематический состав, словарный запас, грамматический строй речи). Характерными для слепых обучающихся являются трудности в восприятии, интерпретации и воспроизведении средств общения, нарушения соотношения слова и образа, проявляющиеся в недостаточной связи речи с ее предметным содержанием, вербализм и формализм речи. Перечисленные трудности определяют необходимость целенаправленной и систематической коррекционной работы по развитию у слепых обучающихся коммуникативной деятельности на уровне начального общего образования. При этом, важно отметить, что у слепых обучающихся речь должна выполнять компенсаторную функцию.
Содержание курса «Развитие коммуникативной деятельности» включает многообразие форм и способов овладения языком и речью, другими видами коммуникации, их использование в различных сферах жизнедеятельности и общения. Коррекционный курс «Развитие коммуникативной деятельности» носит ярко выраженную практико-ориентированную направленность. Особое внимание уделяется формированию навыков невербальной коммуникации и обучению использованию в коммуникативной деятельности невербальных средств общения. Необходимо учить слепых обучающихся не только воспроизведению выразительных движений, но и их пониманию с помощью осязания. Работа по формированию у слепых обучающихся навыков невербальной коммуникации предполагает обучение правильному воспроизведению и употреблению неречевых способов общения. Кроме того, в процессе преподавания курса проводится специальная работа по овладению обучающимися правилами и нормами общения со взрослыми и сверстниками в различных коммуникативных ситуациях. Реализация содержания курса обеспечивает овладение обучающимися начальными навыками межличностного и социального взаимодействия, а также работы в команде, как важнейших надпрофессиональных компетенций. На коррекционных занятиях по развитию коммуникативной деятельности используются подгрупповая и индивидуальная формы работы.
Воспитательный потенциал содержания учебного предмета
Воспитательными ориентирами начального общего образования слепых обучающихся выступают:
1. Гражданско-патриотическое воспитание.
Знающий и любящий свою малую родину, свой край, имеющий представление о Родине - России, ее территории, расположении.
Сознающий принадлежность к своему народу и к общности граждан России, проявляющий уважение к своему и другим народам.
Понимающий свою сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, своей Родины - России, Российского государства.
Понимающий значение гражданских символов (государственная символика России, своего региона), праздников, мест почитания героев и защитников Отечества, проявляющий к ним уважение.
Имеющий первоначальные представления о правах и ответственности человека в обществе, гражданских правах и обязанностях.
Принимающий участие в жизни класса, образовательной организации, в доступной по возрасту социально значимой деятельности.
2. Духовно-нравственное воспитание.
Уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего народа, семейные ценности с учетом национальной, религиозной принадлежности.
Сознающий ценность каждой человеческой жизни, признающий индивидуальность и достоинство каждого человека.
Доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать помощь, выражающий неприятие поведения, причиняющего физический и моральный вред другим людям, уважающий старших.
Умеющий оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным нормам, осознающий ответственность за свои поступки.
Владеющий представлениями о многообразии языкового и культурного пространства России, имеющий первоначальные навыки общения с людьми разных народов, вероисповеданий.
Сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка, русского языка, проявляющий интерес к чтению.
3. Эстетическое воспитание.
Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, искусстве, творчестве людей.
Проявляющий интерес и уважение к отечественной и мировой художественной культуре.
Проявляющий стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, искусстве.
4. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия.
Бережно относящийся к физическому здоровью, соблюдающий основные правила здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в информационной среде.
Владеющий основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного поведения в быту, природе, обществе.
Ориентированный на физическое развитие с учетом возможностей здоровья, занятия физкультурой и спортом.
Сознающий и принимающий свою половую принадлежность, соответствующие ей психофизические и поведенческие особенности с учетом возраста.
5. Трудовое воспитание.
Сознающий ценность труда в жизни человека, семьи, общества.
Проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное отношение к результатам труда, ответственное потребление.
Проявляющий интерес к разным профессиям.
Участвующий в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой деятельности.
6. Экологическое воспитание.
Понимающий ценность природы, зависимость жизни людей от природы, влияние людей на природу, окружающую среду.
Проявляющий любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий, приносящих вред природе, особенно живым существам.
Выражающий готовность в своей деятельности придерживаться экологических норм.
7. Ценности научного познания.
Выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке.
Обладающий первоначальными представлениями о природных и социальных объектах, многообразии объектов и явлений природы, связи живой и неживой природы, о науке, научном знании.
Имеющий первоначальные навыки наблюдений, систематизации и осмысления опыта в естественно-научной и гуманитарной областях знания.
Психолого-педагогическая характеристика обучающегося
Все слепые обучающиеся испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные зрительной депривацией, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех слепых обучающихся являются в разной степени выраженные недостатки в развитии зрительного восприятия, в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у них отмечаются нарушения умственной работоспособности и эмоциональной сферы.
Особые образовательные потребности обучающихся
Требованиях к организации учебного процесса
При организации учебного процесса необходимо учитывать гигиенические требования:
- чередовать тактильную, слуховую и зрительную нагрузки; фронтальную и индивидуальную формы работы;
- иметь достаточное количество и разнообразие дидактического и наглядного материала, технических средств обучения;
- проводить физкультминутки;
- следить за правильным использованием обучающимися оптических средств коррекции зрения (очки, лупы и увеличивающие устройства различной модификации);
- использовать при необходимости подставки для книг и наглядного материала, в частности, ими непременно должны пользоваться дети с концентрическим сужением поля зрения и
ограничением поля зрения снизу при восприятии иллюстраций);
- в солнечные дни использовать жалюзи; осуществлять контроль за правильной позой учащихся во время занятий.
- необходимо использование специальных средств обучения (в том числе и специализированных компьютерных технологий), обеспечивающих реализацию «обходных» путей обучения;
- индивидуализации обучения требуется в большей степени, чем для обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья;
- целенаправленное обогащение чувственного опыта через активизацию, развитие, обогащение зрительного восприятия и всех анализаторов;
- руководство тактильным восприятием;
- расширение, обогащение и коррекция предметных и пространственных представлений, формирование и расширение понятий;
- развитие познавательной деятельности слепых как основы компенсации, коррекции и профилактики нарушений, имеющихся у данной группы обучающихся;
- систематическое и целенаправленное развитие логических приемов переработки учебной информации;
- строгий учет зрительного диагноза (основного и дополнительного), состояния основных зрительных функций, возможности коррекции зрения с помощью оптических средств и приборов, режима зрительных и физических нагрузок;
- использование индивидуальных пособий, выполненных с учетом степени и характера
нарушенного зрения, клинической картины зрительного нарушения;
- учет темпа учебной работы слепых обучающихся;
- увеличение времени на выполнение практических работ;
- постановка и реализация на общеобразовательных уроках целевых установок, направленных на коррекцию отклонений в развитии и профилактику возникновения вторичных отклонений в развитии слепого;
- активное использование в учебно-познавательном процессе речи как средства компенсации нарушенных функций;
- целенаправленное формирование умений и навыков зрительной ориентировки в микро и макропространстве;
- создание условий для развития у слепых обучающихся инициативы, познавательной и общей активности, в том числе за счет привлечения к участию в различных (доступных) видах деятельности;
- повышение коммуникативной активности и компетентности;
- совершенствование и развитие регуляторных (самоконтроль, самооценка) и рефлексивных (самоотношение) образований.
- необходимость использования специальных приемов организации учебно-познавательной деятельности слепых обучающихся;
- обеспечение доступности учебной информации для зрительного и тактильного восприятия слепыми обучающимися;
- рациональное чередование тактильной нагрузки со слуховым восприятием учебного материала;
- использование приемов, направленных на снятие физического напряжения;
- использование специальных учебников и учебных принадлежностей, отвечающих особым образовательным потребностям слепых;
- использование индивидуальной, адаптированной с учетом зрительных возможностей обучающихся, текстовой и изобразительной наглядности;
- необходимость при выполнении слепыми обучающимися итоговых работ адаптации (в соответствии с их особыми образовательными потребностями) текстового и иллюстративного материала и увеличения времени на их выполнение: время может быть увеличено в 1,5 раза по сравнению с регламентом, установленным для обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО КУРСА
«Развитие коммуникативной деятельности»
Для проведения занятий по коррекционному курсу «Развитие коммуникативной деятельности» необходимо следующее оборудование и дидактическое обеспечение:
- объемная шарнирная модель «Деревянный человечек»;
- рельефные рисунки человека на наглядных пособиях;
- рельефные рисунки, изображающие представителей некоторых профессий;
- рельефная модель схемы лица;
- рельефные изображения базовых эмоций человека;
- модели мимики, поз, жестов человека;
- атрибуты для создания ситуаций общения;
- цифровая техника для виртуального общения (компьютер или ноутбук, смартфон со специальным программным обеспечением невизуального экранного доступа);
- аудиозаписи образцов речи, диалогов, монологов и коммуникативных ситуаций.
Место учебного предмета в учебном плане
На изучение коррекционного курса «Развитие коммуникативной деятельности» в начальной школе отводятся часы внеурочной деятельности учебного плана, входящие в коррекционно-развивающую область. По учебному плану 1 класса (вариант 3.2) индивидуального обучения на дому на коррекционный курс «Развитие коммуникативной деятельности» отводится 1 ч. в неделю, в год – 33 ч.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
1 КЛАСС
Общение и его роль в жизни человека.
Общение в жизни человека. Человек как адресат и адресант общения. Базовые нормы и правила общения. Культура общения. Базовые средства речевого и неречевого общения. Отдельные ситуации общения. Роль и компенсаторные функции общения и речи в жизни слепых. Использование в коммуникативной деятельности сохранных анализаторов и остаточного зрения.
Формирование образа человека.
Формирование представлений о себе и собственного образа. Развитие психомоторного образования «схема тела». Приобретение первоначального опыта самовыражения. Формирование образа другого человека. Имя человека. Внешний облик человека. Речь и голос человека. Базовые эмоции человека и их выражение. Движения человека в ситуации общения. Образ человека и деятельность. Приобретение первоначального опыта восприятия и понимания партнера по общению.
Развитие навыков невербальной коммуникации. Невербальные средства общения.
Развитие знаний и умений в области невербальной коммуникации. Развитие мышц лица, тела. Знакомство с понятиями «Мимика», «Жесты», «Пантомимика». Кинетические (жесты, мимика) средства общения. Ознакомление с основными эмоциональными состояниями и способами их выражения через мимику, жесты, позы и комплексные выразительные движения. Первоначальные представления о мимических, и пантомимических средствах невербального общения.
Развитие навыков вербальной коммуникации. Вербальные средства общения.
Знакомство с интонационными и фонационными (тембр, громкость речи) средствами общения. Приобретение первоначальных знаний в области вербальной коммуникации. Формирование знаний о средствах вербальной коммуникации: слово, предложение. Развитие речевой культуры. Формирование первоначальных представлений о диалоге как форме речевого общения. Развитие способности выражать свои мысли, чувства.
Формирование знаний и умений в области социального взаимодействия.
Формирование знаний и умений привлечь внимание к себе, к предмету, вступать во взаимодействие, предлагать, брать предметы и др. Развитие пространственных, предметно-пространственных, социально-бытовых представлений и умений, актуальных для социального взаимодействия с партнером по общению. Развитие координации совместных с партнером действий. Понятие «Виртуальное общение».
Формирование компенсаторных способов устранения коммуникативных трудностей.
Развитие слухового восприятия как способа ориентации в коммуникативной ситуации. Развитие воображения. Приобретение первоначального опыта в подключении и использовании остаточного зрения в ситуацию общения. Приобретение первоначального опыта очередности высказываний. Роль эмоций в процессе общения. Формирование базовых речевых моделей. Соотнесение слова с его чувственным образом, речи с ее предметным содержанием.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО КУРСА
«Развитие коммуникативной деятельности»
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- осознание значимости общения в жизни человека и для своего дальнейшего развития, продолжения образования, профессионального самоопределения и профессиональной самореализации;
- сформированность потребности в общении, в использовании средств общения;
- обогащение представлений о себе и своих коммуникативных возможностях;
- сформированность представлений о вербальных и невербальных средствах общения;
- приобретение первоначального опыта общения;
- развитие межличностной системы взаимоотношений между обучающимися с нарушенным и сохранным зрением;
- приобретение опыта самовыражения в мимике, жестах, пантомимике, речи;
- сформированность мотивации к самостоятельности, активности, социально-бытовой независимости;
- сформированность адекватной самооценки, способности к позитивной оценке окружающих, конструктивному межличностному и социальному взаимодействию.
- МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- личностное самоопределение, восприятие «образа Я» как субъекта коммуникативной деятельности;
- установление связи между целью коммуникативной деятельности, мотивом и результатом общения;
- понимание значения овладения навыками коммуникации для осмысления социального окружения, своего места в нем;
- установка на деловое общение, социальное взаимодействие в учебной и внеурочной деятельности;
- использование знаний и умений в области вербальной и невербальной коммуникации;
- адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач, владение диалогической формой речи;
- моделирование ситуаций общения, социального взаимодействия как способа устранения коммуникативных трудностей;
- использование компенсаторных способов, остаточного зрения для решения различных коммуникативных задач;
- постановка вопросов, необходимых для организации собственной деятельности и сотрудничества с обучающимися с нарушенным и сохранным зрением;
- умение произвольно и выразительно строить контекстную речь с учётом целей коммуникации, особенностей слушателя.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Слепые обучающиеся осознают значимость общения в жизни человека и для своего дальнейшего развития, продолжения образования, профессионального самоопределения и профессиональной самореализации. У них будет формироваться потребность в общении, в использовании средств общения.
У обучающихся будут развиваться навыки коммуникации для установления контактов с окружающими, обогащаться представления о себе и своих коммуникативных возможностях, формироваться образы окружающих людей, развиваться вербальные и невербальные средства общения, расширяться и обогащаться социальный опыт.
У них будет развиваться межличностное взаимодействие между обучающимися с нарушенным и сохранным зрением.
Слепые обучающиеся расширят и углубят знания о себе, своих коммуникативных возможностях.
Обучающиеся приобретут опыт самовыражения в мимике, жестах, пантомимике, в речи. У них сформируется адекватная самооценка, способность к конструктивному межличностному и социальному взаимодействию.
Слепой обучающийся научится:
1. Общение и его роль в жизни человека: понимать роль общения в жизни человека; понимать основные нормы и правила общения; понимать и дифференцировать средства речевого и неречевого общения; осознавать роль слуха, речи, движений, зрения (для слепых с остаточным зрением) в общении.
2. Формирование образа человека: дифференцировать части тела, использовать движения тела адекватно ситуации общения; дифференцировать, узнавать, называть базовые эмоции; использовать некоторые движения и действия человека в ситуации общения; пользоваться способами обогащения опыта восприятия и понимания партнера по общению.
3. Развитие навыков невербальной коммуникации. Невербальные средства общения: использовать адекватно ситуации невербальную коммуникацию; практической дифференциации двигательно-мышечных ощущений в использовании невербальных средств общения.
4. Развитие навыков вербальной коммуникации. Вербальные средства общения: использовать адекватно ситуации вербальную коммуникацию и вербальные средства общения.
Владеть диалогической и монологической формой речи; уметь вести дискуссию; аргументировать свою точку зрения; выступать публично; задавать вопросы и отвечать на вопросы; обращаться с просьбами к взрослым и сверстникам, знакомым и незнакомым людям (в том числе с просьбами о помощи); использовать свои коммуникативные возможности и способности.
5. Формирование знаний и умений в области социального взаимодействия: создавать ситуацию общения; использовать пространственные, социально-бытовые представления, умения и навыки в коммуникативной деятельности; регулировать совместные с партнером действия; работать в паре, группе, команде; договариваться о распределении функций, действий, видов деятельности, поручений; конструктивно взаимодействовать в коллективе; владеть навыками виртуального общения; уметь пользоваться мессенджерами, осуществлять обмен мультимедийным контентом, адекватно использовать и понимать смайлы.
6. Формирование компенсаторных способов устранения коммуникативных трудностей: осмысленному, целостному и детализированному слуховому восприятию для ориентации в коммуникативной ситуации; моделировать разные ситуации общения; понимать роль остаточного зрения в общении и адекватно использовать его в коммуникативной деятельности; координировать свои действия и высказываний; строить и использовать речевые модели.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Раздел. Тема. | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности обучающихся |
1 | Общение и его роль в жизни человека. | 2 | Учащиеся осваивают первоначальные умения: - понимают учебную задачу занятия и стремятся ее выполнить; - понимают, что такое общение; - понимают роль общения в жизни человека; - приводят простейшие примеры общения (человек-человек, человек-информация, человек- природа); - знают основные нормы и правила общения; - понимают, что такое речевое и неречевое общение; - приводят простейшие примеры речевого и неречевого общения; - используют навыки осязательного восприятия для обследования рельефных моделей мимики, жестов и позы человека; - развивают опыт выражения некоторых собственных эмоциональных состояний; - знают ситуации общения; - понимают роль осязания, слуха, речи, зрения (для обучающихся с остаточным зрением) в ситуациях общения; - отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на занятии. |
2 | Формирование образа человека. | 5 | понимают учебную задачу занятия и стремятся ее выполнить; - обследуют по алгоритму объемную шарнирную модель «Деревянный человечек»; - выделяют основные крупные части человеческого тела (голова, туловище, руки, ноги); - выделяют мелкие части – шея, ладони, ступни; - используют приемы обследования основных пропорциональных отношений фигуры человека, используя шарнирную модель «Деревянный человечек»; осваивают приемы осязательного восприятия основных эмоций человека, выраженных мимикой; - воспринимают базовые мимические движения; - читают изображение базовых эмоций человека на рельефных наглядных пособиях; - осваивают приемы базовых характерных жестов; - читают рисунки человека на рельефных наглядных пособиях; - понимают «схему тела»; - воспринимают схему собственного тела; - отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на занятии. используют приемы обследования основных пропорциональных отношений фигуры человека на основе использования шарнирной модели; - читают рисунки человека на рельефных наглядных пособиях; - знают внешний облик человека; - понимают основные (базовые) эмоции человека; - знают основные движения и действия человека в ситуации общения; приобретают первоначальный опыт коммуникативной деятельности (моделирование ситуаций общения: врач-пациент, продавец-покупатель и т.д.); - приобретают опыт коммуникации в конкретных ситуациях общения; |
3 | Формирование коммуникативной грамотности. | 11 | приобретают представление о невербальных средствах коммуникации; - приводят примеры проявления невербальных средств коммуникации при общении; - моделируют ситуаций общения; приобретают представления о кинетических (жесты, поза, мимика) средствах невербального общения; - развивают гностический (познавательный) компонент невербальных средств общения; - развивают практические навыки использования мимики и пантомимики как средств невербальной коммуникации; - изучают базовые мимические движения на основе использования рельефных наглядных пособий; - воспроизводят базовые мимические движения; - изучают жестовые движения; - воспроизводят жестовые и пантомимические движения; - приобретают практический опыт применения мимики и жестов в конкретных ситуациях общения (моделирование ситуаций общения); приобретают представления об интонационных средствах невербального общения; - знакомятся с фонациональными (темп, тембр, громкость речи, заполнение пауз) средствами общения; - воспроизводят различный тембр голоса; - воспроизводят различный уровень громкости речи (моделирование ситуаций общения); развивают двигательную активность; - развивают гностический (познавательный) компонент невербальных средств общения; - воспроизводят различный тембр голоса в конкретных ситуациях общения; - воспроизводят различный уровень громкости речи в конкретных ситуациях общения (моделирование ситуаций общения); - приобретают опыт применения мимики и жестов в конкретных ситуациях общения; развивают знания и умения в области вербальной коммуникации; - приобретают представление о вербальных средствах коммуникации; - приводят примеры проявления вербальных средств коммуникации при общении (моделирование ситуаций общения); развивают речевую культуру (моделирование ситуаций общения); - осваивают основные речевые формы общения (моделирование ситуаций общения); |
4 | Формирование знаний и умений в области социального взаимодействия. | 9 | знают нормы и правила поведения при общении с другим человеком и умеют их адекватно применять; - формируют понятие «культура общения», «нормы поведения», «правила поведения»; - развивают понимание необходимости соблюдения норм и правил поведения в обществе; - анализируют свои поступки и поступки других в конкретных ситуациях общения; усваивают на практике модели поведения в разнообразных видах деятельности (моделирование ситуаций общения); - развивают навыки вербальной и невербальной коммуникации на основе моделирования ситуаций общения; - развивают умения оценивать результативность общения на основе моделирования ситуаций общения; - развивают умения обосновывать свое мнение, свой выбор, свое решение на основе моделирования ситуаций общения; |
5 | Формирование компенсаторных способов устранения коммуникативных трудностей. | 7 | развивают внимание, память, восприятие, мышление для совершенствования навыков коммуникации на основе упражнений и моделирования ситуаций общения; развивают осязательное восприятие и остаточное зрение для совершенствования коммуникативной деятельности; -используют остаточное зрение в ситуациях общения; развивают слуховое восприятие для совершенствования навыков коммуникативной деятельности; - используют слух в ситуациях общения; - изучают речевые модели; |
итого | 33 ч |
ПРИЛОЖЕНИЕ I
Календарно-тематическое планирование
№ | Наименование разделов и тем | Дата проведения | Домашнее задание |
Роль общения в жизни человека | |||
Как мы общаемся | |||
Образ человека | |||
Выражение эмоциональных состояний человека | |||
Образ другого человека | |||
Образ человека и деятельность | |||
Обогащение опыта общения | |||
Средства невербальной коммуникации | |||
Мимика и пантомимика как средства общения | |||
Фонациональные средства общения | |||
Эмоции как средства общения | |||
Овладение приемами невербальной коммуникации | |||
Средства вербальной коммуникации | |||
Развитие речевой коммуникации | |||
Развитие речевой коммуникации | |||
Диалог как средство формирования коммуникативной грамотности | |||
Овладение приемами вербальной и невербальной коммуникации | |||
Овладение приемами вербальной и невербальной коммуникации | |||
Как взаимодействовать с другим человеком | |||
Усвоение норм, правил, моделей поведения | |||
Усвоение норм, правил, моделей поведения | |||
Усвоение норм, правил, моделей поведения | |||
Усвоение практических навыков соблюдения моделей поведения в разнообразных видах деятельности | |||
Усвоение практических навыков соблюдения моделей поведения в разнообразных видах деятельности | |||
Усвоение практических навыков соблюдения моделей поведения в разнообразных видах деятельности | |||
Усвоение практических навыков соблюдения моделей поведения в разнообразных видах деятельности | |||
Проверка усвоения знаний и умений в области социального взаимодействия | |||
Трудности коммуникации и способы ее устранения. Внимание, память, восприятие, мышление | |||
Трудности коммуникации и способы ее устранения. Внимание, память, восприятие, мышление | |||
Трудности коммуникации и способы ее устранения. Зрение | |||
Трудности коммуникации и способы ее устранения. Зрение | |||
32 | Трудности коммуникации и способы ее устранения. Слух | ||
33 | Трудности коммуникации и способы ее устранения. Слух |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект коррекционно-развивающего занятия с учащимися 4 класса коррекционной школы 8 вида на тему «Осень»
Конспект коррекционно-развивающего занятия с учащимися 4 класса коррекционной школы 8 вида. Этот конспект предназначен для педагогов-психологов, будет интересен и учителям начальных классов, молодым с...
Конспект коррекционно-развивающего занятия для учащихся 3 класса коррекционной школы 8 вида на тему "Морское путешествие"
Конспект коррекционно-развивающего занятия для учащихся 3 класса коррекционной школы 8 вида. В данном занятии ребятам предлагаются игры и упражнения на развитие когнитивной сферы (внимания, памяти, мы...
Индивидуальная коррекционно-развивающая программа для обучающейся 1в класса с ТНР вариант 5.2 (1 отделение).
Рабочая программа разработана и составлена в соответствии с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными в...
Групповое коррекционно-развивающее занятие для детей с ОВЗ вариант 7.2 3 класс
Групповое занятие направленное на развитие внимания и памяти для обучающихся 3 класса. Вид занятия – игра-путешествие, так как для наиболее эффективного развития и коррекции познавате...
Рабочая программа коррекционного курса "Коррекционно-развивающие занятия" для обучающихся 4 класса с глубокой умственной отсталостью, вариант 2.
Актуальность и практическая значимость программы курса «Коррекционно-развивающие занятия» состоит в формировании общей культуры, обеспечивающей, в соответствии с общеп...
План-конспект коррекционно-развивающего занятия для учащихся 3К класса с интеллектуальными нарушениями вариант 1 (1-4 класс)
План-конспект коррекционно-развивающего занятия для учащихся 3К класса с интеллектуальными нарушениями вариант 1 (1-4 класс) на тему: ориентировка в пространстве. Лексическая тема: «Путешествие ...
Конспект коррекционно-развивающего занятия для обучающихся 2 класса по АООП НОО с ЗПР (вариант 7.2)
Конспект коррекционно-развивающегозанятия для обучающихся 2 класса по АООП НОО с ЗПР (вариант 7.2)...