Работа по развитию коммуникативной деятельности глухого обучающегося.
статья по логопедии (4 класс) на тему
Люди, имеющие нарушения слуха испытывают трудности в общении. Преодоление последствий глухоты возможно и эффективно при овладении неслышащими языка слов как основным средством общения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_po_razvitiyu_kommunikativnoy_deyatelnosti_gluhogo_obuchayushchegosya.docx | 17.17 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГЛУХОГО ОБУЧАЮЩЕГОСЯ.
Люди, имеющие нарушения слуха испытывают трудности в общении. Преодоление последствий глухоты возможно и эффективно при овладении неслышащими языка слов как основным средством общения. Поэтому важной задачей, которую призвана решать школа, является обучение глухих и слабослышащих словесной речи и в первую очередь, развитие навыков общения с окружающими посредством устной речи. Сформировать у глухого устную речь - значит обеспечить усвоение им необходимого словаря, грамматического строя языка, навыков восприятия устной речи и произношения.
Решая данную задачу, необходимо строить работу таким образом, чтобы в процессе обучения дети овладевали языком как средством общения. Обучение языку необходимо связывать с жизнью, т.к. это делает речь практически значимой и легко усваиваемой. Так же необходимо создавать речевую среду в школе, т.е. благоприятные условия для широкой речевой практики. Только так у детей возникнет потребность в словесном общении. Как же решают данную задачу педагоги нашей школы?
На уроках русского языка учащиеся овладевают лексикой, фонетикой, грамматикой, т.е. происходит обогащение словарного запаса, дети учатся грамматически правильно строить предложения и оформлять свои высказывания не только в устной, но и письменной форме, что помогает развитию самостоятельности в речевой деятельности. На данных уроках используются разнообразные виды работ: составление предложений по картинке или демонстрации действий, описание предметов, событий, составление рассказа на заданную тему или по плану и т.д. И вместе с этим педагоги выполняют задачу формирования качественного произношения, учат применять правила произношения.
На индивидуальных занятиях по ФП и РСВ происходит формирование правильного звукопроизношения и развитие комплекса речевых умений в условиях интенсивной работы по РСВ, развитие умений контролировать качество собственного произношения. Педагоги работают над голосом и речевым дыханием, звуками и их сочетаниями, словом, фразой. На этих занятиях дети учатся понимать обращение, выполнять различные инструкции и поручения, выражать просьбу, желание, отвечать на вопросы и задавать их, сообщать о выполненной работе, участвуют в диалогах с учителем или товарищем, учатся самостоятельным высказываниям. В качестве речевого материала используется материал по учебным предметам, взятый из жизни и быта детей, например, темы «Семья», «Мои друзья», «Мой отдых» и т.д. Весь используемый речевой материал способствует формированию навыков обиходно – разговорной речи.
На уроках по всем учебным предметам не только даются знания по изучаемой теме, но и поводится работа по закреплению навыков правильного звукопроизношения через такие формы работы как фонетические зарядки, работа по РСВ, формирование навыков самоконтроля.
Особое значение в специальной школе отводится урокам СБО и ППО, т.к. только в практической деятельности формируется активный словарь и речевые навыки. На этих уроках дети вынуждены называть объекты работы, материалы, инструменты, пользоваться речью для взаимопонимания. Каждое слово при этом служит средством общения. Уроки проходят на самые различные темы: «Уход за одеждой и обувью», «Уход за мебелью», «Приготовление пищи», «Дом, где я живу», «Правила дорожного движения», игра в волшебные слова. Содержание этих уроков предполагает продолжение, расширение и углубление работы по обучению детей языку, овладению ими коммуникативной функцией языка. На этих уроках дети осваивают определённый речевой материал, учатся различным способам обращения к другому лицу, способам выражения отношения к другим людям, культуре общения.
Т.О, каждый учебный предмет в школе призван осуществлять речевое развитие на том содержании, которое является предметом изучения, будь это математика, история или география. Всё обучение должно идти в условиях овладения учениками речевой деятельностью.
Работа по развитию речи учащихся продолжается и во внеклассной деятельности воспитателем, который под руководством учителя закрепляет речевые умения и навыки, полученные на уроке в процессе участия детей в разнообразной деятельности. Формы работы по развитию речи детей во внеклассное время используются самые разнообразные. Это и сюжетно – ролевые игры, которые моделируют разные жизненные ситуации и тем самым дети в них учатся выполнять разные социальные роли и общаться между собой в ходе выполнения этих ролей, учатся договариваться о правилах игры, о распределении ролей. Это игры на темы «Доктор», «Кукла в гостях», «Миша – неряха» и т.д.
Организуются и деловые игры, которые расширяют коммуникативные возможности детей, способствуют развитию диалога. Здесь педагоги моделируют различные ситуации, чтобы научить общаться в обстановке, приближенной к реальной. Например, «Приём на работу», «Давайте познакомимся» и др.
Часто используются беседы, которые проводятся на самые различные темы и в ходе которых формируется навык ведения диалога. А чтобы они стали более эффективным методом развития речи, педагоги проводят их в форме спора, коллективного поиска нужного ответа. («Скажи мне кто твой друг», «Здоровье человека»)
Педагогами школы часто проводятся экскурсии на предприятия города, в музеи, в детскую библиотеку. В ходе экскурсий дети учатся навыкам общения с окружающими людьми, культурному общению в условиях того или иного учреждения.
Стремясь интегрировать наших детей в среду слышащих, мы организовываем встречи наших детей со слышащими. С этой целью проводятся уроки с приглашением учащихся из массовой школы, совместные с ними мероприятия. Наши учащиеся наравне со слышащими принимают участие в различных олимпиадах и конкурсах, спортивных соревнованиях и занимают призовые места; посещают кружки. Это помогает нашим детям овладеть различными способами социального поведения и нужными средствами речевого общения. Они учатся обращаться за помощью, выражать и отстаивать своё мнение. Считаем, что интеграция в среду слышащих одна из наиболее эффективных форм работы по социализации детей с нарушением слуха.
В школе проводится и профориентационная работа: дети посещают училище ,где получают не только развитие профессиональных интересов, но в первую очередь идёт понимание необходимости словесного общения со слышащими людьми, совершенствуется устная речь.
Формируя речевое общение в любой деятельности, педагоги стараются создавать дружественную атмосферу, участвовать в деятельности совместно с детьми, поскольку это создаёт благоприятные условия для общения; понимают необходимость формировать и пробуждать мысль ребёнка, постоянно создавать условия для появления потребности в речи, как в учебной, так и во внеурочной деятельности.
Решая задачу формирования устной речи, проводится и работа с родителями, с целью помочь им грамотно организовать общение с ребёнком дома. Для этого педагоги ежегодно приглашают родителей посетить индивидуальные занятия по ФП и РСВ, фронтальные уроки. Например, в учебном году были организованы дни открытых дверей в декабре месяце. Здесь они знакомят родителей с формами и методами работы над речью. Также проводятся родительские собрания, посвящённые теме развития устной речи, беседы с родителями, консультации, даются необходимые рекомендации. В рамках общешкольного родительского собрания школе ежегодно проводятся на высоком уровне речевые конференции, где родители могут видеть успехи своих детей в речевом развитии. Темы конференций самые различные:
«С чего начинается Родина», «Я говорю, и голос мой услышан», «Хорошая речь – твой путь в мир слышащих», «Мой дом - моя семья», «Здоровым будешь – всё добудешь».
Исходя из всего выше сказанного, можно сделать вывод:
-овладение школьниками содержанием учебных программ должно проходить на основе словесной речи;
-ознакомление детей с социальной и бытовой сторонами действительности даёт богатый материал для активизации речевого развития;
-развитие речи детей – это развитие речевой деятельности, а не просто накопление слов, фраз;
-только при общении с окружающими глухие овладевают богатством языка.
Т.О, хорошо сформированная коммуникативная деятельность создаёт благоприятные условия для полноценной социальной реабилитации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие коммуникативных навыков у обучающихся.
Упражнения для детей на развитие коммуникативных навыков....
Конспект развивающего занятия, направленного на развитие коммуникативных навыков у обучающихся с ОВЗ младшего школьного возраста.
Цель: содействие социализации детей с ОВЗ в условиях образовательной школы через создание ситуации успеха и благоприятного психологического климата.Задачи:развивать коммуникативные навыки у обуч...
Мастерские по развитию коммуникативных умений у обучающихся с ОВЗ
Как организовывать детей...
Игровые технологии как средство развития коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью
Игра занимает важное место в жизни ребенка дошкольного и младшего школьного возраста, являясь ведущим видом их деятельности. Как сделать так, чтобы игра стала неотъемлемым элементом жизни каждого ребе...
РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГЛУХОГО ОБУЧАЮЩЕГОСЯ".
Люди, имеющие нарушения слуха испытывают трудности в общении. Преодоление последствий глухоты возможно и эффективно при овладении неслышащими языка слов как основным средством общения. Поэтому важной...
Организация работы в группах, как средство развития коммуникативных навыков у обучающихся начальных классов
В статье раскрыт опыт организации работы в группах на уроках, как средство развития коммуникативных навыков у обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)....