Классный час в 4 классе "Зимующие птицы"
классный час (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Яблоневская ОШ»
Классный час на тему:
4 класс
подготовила:
учитель начальных классов
Столярова Надежда Александровна
2016 год
Тема занятия: «Зимующие птицы»
Цель: создание условий для обобщения знаний о зимующих птицах.
Межпредметные задачи: способствовать формированию универсальных учебных действий:
Регулятивных – умение управлять своей деятельностью, контролировать и корректировать её, проявлять инициативу и самостоятельность;
Познавательных:
- познакомить учащихся с различными зимующими птицами и их отличительных признаками;
- формировать умение различать птиц по внешнему виду;
- формировать умение работать с информацией;
Коммуникативных – умение интегрироваться в группу и строить продуктивное взаимодействие, готовность слушать собеседника, излагать своё мнение.
Личностные УУД: развивать речевой аппарат, работать с текстами, учить проявлять заботу о пернатых друзьях.
Оборудование: презентация, картинки с изображением птиц, разрезные картинки с изображение птиц, карточки с индивидуальными заданиями для детей, запись голосов птиц, снежинки белого и синего цвета, воздушные шарики разного цвета
Ход занятия
I Организационный момент.
- Ребята, сегодня у нас необычное занятие, на котором вы сможет узнать что-то новое, проявить свои способности. Закройте глаза…, что вы слышите (пение птиц)
- А что вы знаете о птицах? (есть птицы зимующие и перелётные…)
- Многие птицы на юг улетают,
Многие зиму у нас коротают.
Синица, ворона, голубь, снегирь и воробей
Ну-ка, ребята, вспомни скорей
Как называются птицы все эти! (зимующие)
- 15 января мы отмечаем день зимующих птиц России.
Ребята, я предлагаю вам отправиться в путешествие и поближе познакомиться с зимующими птицами. Как вы думаете, куда же мы отправимся? (в парк, в лес, на улицы села…)
- Нас ждёт путешествие по сёлам и городам нашего края. А как мы сможем путешествовать? Кругом сугробы, не пройти, не проехать. (на лыжах, снегоходах)
- Мне нравятся ваши предложения, только птицы живут на деревьях, нам будет сложно за ними наблюдать с земли. Подумайте, на чём ещё можно путешествовать? (ответы детей)
- Я приготовила для вас сюрприз – это воздушные шары, на них мы и отправимся в зимнее путешествие. (Учитель расставляет шары на столы)
- В руках у вас пригласительные билетики на наше занятие, рассмотрите их повнимательнее, они помогут вам разделиться на группы и занять свои места.
(Дети усаживаются за парты. Шары и билеты к ним имеют одну цветовую гамму)
- Теперь необходимо каждой команде выбрать своего капитана.
- Отправляемся в путь.
(Видеоролик о зимующих птицах)
Задание 1
- Ребята, нам повезло, мы встретили на своём пути много зимующих птиц. А внимательными ли вы были, я сейчас проверю. Каждая группа имеет дневник наблюдений. Вам необходимо по памяти перечислить и записать названия птиц.
(Проверка работы)
Беседа о зимующих птицах.
- Ребята, а знаете ли вы об особенностях зимующих птиц, почему они не улетают в тёплые края, как приспосабливаются к зимним условиям? (ответы детей)
- Сейчас мы познакомимся с некоторыми видами птиц поближе…
(Презентация)
Самая распространенная птица в наших краях воробей
Общая окраска оперения домового воробья коричневато-бурая сверху, беловатая снизу. Самец отличается от самки большим черным пятном, охватывающим подбородок, горло, зоб и верхнюю часть груди.
Гнездятся они в разных строениях, скворечниках, садах, в парках, в дуплах деревьев.
Дятел - Окраска оперения у дятлов разнообразная, но у большинства видов довольно яркая — черная, зеленая или пестрая. Оперение жесткое. Тело у дятлов коренастое, у подавляющего большинства видов с характерным долотообразным клювом. Ноги короткие, с двумя обращенными назад и двумя вперед пальцами, вооруженными цепкими когтями.
Зяблик - Окраска оперения яркая: голова синевато-серая, спина коричневатая с зелёным, зоб и грудь буровато-красные, на крыльях большие белые пятна.
Московка - окрасом, прежде всего чёрной шапочкой перьев на голове и белыми щёчками, напоминает большую синицу, однако отличается от неё меньшими размерами, более плотным телосложением и бледным оперением остальной части тела.
Синица - не только летом, но и зимой они прыгают с ветки на ветку, ищут щели и трещинки в коре, где спрятались насекомые. Даже в стужу очищают деревья от мелких насекомых и их личинок. За зиму синички уничтожат все гнёзда боярышницы и златогузки.
Сойка - Имеет яркое, рыхлое оперение, заметный широкий хохол на голове и довольно длинный хвост. Цвет туловища рыжевато-коричневый, крылья, хвост
(у некоторых подвидов и верх головы) — черные, надхвостье белое, перья на плечах — ярко-голубые с узкими черными полосками. Голова -рыжая, беловатая. Взрослые особи имеют рост 15 см и длину с хвостом 25—40 см. Вес 150—200 г.
Физкультминутка.
Мы выходим на крыльцо,
Ветер дует нам в лицо,
На дворе стоит мороз,
Мерзнут щеки, мерзнет нос.
Прилетели снегири.
И ты руками помаши.
Ножками потопай,
Ручками похлопай
Птички с ветки улетели
И мы за парты тихо сели.
Задание 2
Мы познакомились с некоторыми зимующими птицами. Сейчас каждая группа получит карточки с названиями птиц. Ваша задача найти информацию о птицах в справочниках, которые лежат у вас на столе. Работать вы будете по плану, капитанам необходимо распределить поручения. По истечении определённого времени капитаны представят нам собранный материал.
Сбор информации по плану:
- Внешний вид.
- Местообитания.
- Питание.
- Месторасположение гнезда.
- Строительный материал гнезда.
- Сроки гнездования.
- Распространение.
- Хозяйственное значение.
(Примерные ответы детей)
Воробей
Внешний вид. У самца верх головы и щеки серые, зашеек коричневый; самка и молодые птицы однотонные, буровато-серые с более темным верхом головы, размытой полосой через глаз, темными в пестринах спиной и крыльями.
Местообитания. Обычно в городах, поселках и селах.
Питание. Питается семенами, в меньшей степени — насекомыми.
Места гнездования. Гнездится у жилищ человека — в городах, деревнях, селах.
Месторасположение гнезда. Гнездится в щелях и углублениях различных строений, под карнизами, застрехами, иногда в дуплах деревьев.
Строительный материал гнезда. Гнездо сделано из травинок, соломинок, мочала, клочков бумаги, тряпочек, ниток, перьев и пр. В строительном материале много перьев и пуха, которыми выстилается не только внутренняя поверхность гнезда, но часто и наружные стенки.
Распространение. Распространен почти повсюду, кроме большей части Севера и Дальнего Востока, в населенных пунктах в основном городского типа.
Хозяйственное значение. Многочисленные исследования кормовой базы свидетельствуют о преобладании у домового воробья растительной пищи, основу которой составляют семена злаков. Поэтому в сельской местности домовые воробьи могут причинять большой урон посевам сельскохозяйственных культур.
Свиристель
Внешний вид. Размером со скворца, с густым пушистым оперением и большим хохлом на голове. Окраска розовато-серая, крылья черные с желтыми и белыми полосками, хвост, горло и полоска через глаз черные. По краю хвоста желтая полоса, на крыле узкая белая полоска.
Местообитания. Обитает в разреженных хвойных и смешанных лесах, на зарастающих гарях и вырубках.
Питание. Летом питается насекомыми, которых нередко ловят на лету, личинками, различными ягодами и молодыми побегами растений. В иное время питаются преимущественно ягодами и плодами, например, брусникой, рябиной, калиной, омелой.
Места гнездования. Гнездится в смешанных и хвойных лесах, состоящих из сосны, березы и ели.
Месторасположение гнезда. Гнездо помещает на елях и соснах на высоте 2-16 м от земли.
Строительный материал гнезда. Гнездо строит из сухих древесных веток, травянистых стеблей с примесью лишайника, хвоща и мха. Лоток выстлан волосом, пухом и перьями.
Распространение. Распространен почти по всей таежной зоне страны. Довольно обычен, хотя численность в отдельных районах сильно меняется по годам. Зимой чаще всего встречается на юге страны, а поздней осенью и ранней весной — в средней полосе. Зимой широко кочует, появляясь большими стаями в городах, особенно в годы урожая рябины.
Хозяйственное значение. В жизни леса свиристели играют большую роль, так как широко разносят семена рябины и других сочных ягод, которые, пройдя через их кишечник, не теряют всхожести.
Сорока
Внешний вид. Черно-белая птица с очень длинным ступенчатым хвостом.
Местообитания. Обитает в открытом ландшафте с отдельными деревьями или живыми изгородями. Нередко встречается в поселках и городских парках.
Питание. Питается различными мелкими животными, птенцами, яйцами, падалью и плодами.
Места гнездования. Гнездится на прилегающих к опушкам участках леса, в рощах, лесочках, оврагах, заросших лесом и кустарником, поймах рек.
Месторасположение гнезда. Гнездо обычно располагает в густых кустарниках, в лиственных молодняках на высоте 2-15 м, чаще 2-4 м от земли. Оно очень хорошо скрыто от глаз наблюдателя.
Строительный материал гнезда. Наружная часть гнезда сложена из крупных ветвей, переплетенных стеблями травянистых растений и скрепленных глиной; внутренняя часть — из более тонких прутиков. Подстилка в гнезде состоит из мха, мягкой травы, корешков, шерсти.
Распространение. Распространена почти по всей стране, кроме тундр и большей части Восточной Сибири.
Зимовка. Оседла или совершает недалекие кочевки.
Хозяйственное значение. Будучи всеядной, сорока иногда нападает на мелких птиц, расклевывает в их гнездах яйца и птенцов. В деревнях сороки могут таскать яйца из курятника и даже уничтожить цыплят. Она решается иногда нападать даже и на крупных животных: расклевывает спины у овец и горбы у верблюдов, чтобы поживиться салом. На полях, в лесу, в степи сорока приносит несомненную пользу, уничтожая множество вредных насекомых и грызунов, главным образом серую полевку.
Подведение итогов задания.
- Спасибо командам за выступление. Вы провели большую исследовательскую работу. А теперь я всем предлагаю разгадать кроссворд.
Задание 3 Кроссворд
- Наше путешествие подходит к концу. И прежде чем мы вернёмся, ответьте на мой вопрос: почему птицы зимой перебираются ближе к жилью человека?
- Очень часто птицы голодают. Особенно им трудно во время метели, снегопада, сильного мороза.
- Ребята, что мы можем сделать, чтобы помочь птицам?
- Когда птицы сыты, то даже среди зимы могут петь песни.
Думаю, что каждый из вас открыл для себя что-то новое, а главное, я думаю, что вы усвоили, птицы – наши маленькие друзья, и мы, как старшие – должны их беречь и охранять. Закончить хочу стихами.
Сугробами засыпаны
Бугры, дворы, дорожки,
Не могут пташки отыскать
Не зернышка, ни крошки.
И вот летают все слабей
Ворона ,галка ,воробей…
Скорей на помощь ,дети!
Вот в этот самый трудный час
Спасенья птицы ждут от нас.
Кормите их! Согрейте!
Повесьте домик на суку!
Рассыпьте крошки на снегу,
А то и манной кашки…
И оживут бедняжки!
По небу весело скользя,
Взлетят пернатые друзья
И пропоют. Чирикая:
« Спасибо вам великое! »
Рефлексия: Вы молодцы! Хорошо потрудились. А понравилось ли вам наше путешествие, мы определим по вашим снежинкам: если понравилось, то покажите белую снежинку, а если нет, то синюю. На память оставьте снежинки. Спасибо за работу!
Домашнее задание: Пусть сегодня домашним задание будет изготовление кормушки для птиц. Сделайте её вместе с родителями. Прикрепите у своего окна. И вы сможете каждый день кормить птиц, наблюдать за ними. Может кто-нибудь из вас в конце зимы напишет интересный рассказ или нарисует зимующих птиц.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Уроки и классный час по теме "Птицы"
Представляю конспекты уроков по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности 1 класс в школе 8 вида и классный час по теме Домашние птицы....
Презентация для классного часа "Викторина о птицах"
Презентация для классного часа "Викторина о птицах"Цель: развить знания о птицах, воспитать бережное отношение к птицам, любовь к жителям леса....
Классный час «Наши друзья – птицы»
Наш разговор будет посвящён теме «Наши друзья-птицы», о том как сложно зимовать младшим братьям, пролетать несколько километров в поисках пищи. Ведь корм- это зимой самое главное.А в лесу уже нет вкус...
Классный час "В мире птиц"
Классный час "В мире птиц"...
Классный час-праздник "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!"
В работе с детьми младшего и среднего школьного возраста большое внимание уделяется воспитанию любви к природе, бережному отношению к ее обитателям. Использование при этом яркого, интересного ма...
Классный час "Наши друзья - птицы"
Подборка материала о птицах....
Классный час на тему : "Птицы - наши друзья"
Классный час на тему : «Птицы – наши друзья » Цели: проверить знание птиц, обитающих в России; повторить пословицы о птицах...