Уроки и классный час по теме "Птицы"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме
Представляю конспекты уроков по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности 1 класс в школе 8 вида и классный час по теме Домашние птицы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
3.1.2. КОНСПЕКТ УРОКА «ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИРОДЕ. ПОХОЛОДАНИЕ, ОТЛЕТ ПТИЦ»
Цель урока: расширение представлений обучающихся о признаках осени, об отлете птиц
Задачи:
- Коррекционно-обучающие:
повторить признаки осени; форму и расцветку листьев березы, осины, дуба, рябины; развивать словообразовательные умения и навыки согласования слов в словосочетании;
- Коррекционно-развивающие:
корригировать звуковую сторону речи, зрительную память на основе упражнений в запоминании;
- Коррекционно-воспитательные:
воспитывать мотивацию к учению, правильное эмоциональное отношение к природе
Место занятия в учебном процессе: урок по рабочей программе.
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом
Вид занятия: урок с использованием мультимедийной презентации
Используемые методы обучения: наглядный метод, словесный метод, метод формирования интереса.
Способы контроля: устный опрос учителя, во время закрепления материала.
Краткий план урока:
- Организационный момент.
- Упражнения на развитие внимания.
- Новая тема с последующим закреплением.
- Физминутка.
- Подведение итогов урока. Домашнее задание.
Материально – техническое обеспечение и дидактические материалы: АРМ учителя, мультимедийная презентация, аудиозапись музыки П.И.Чайковского из цикла «Времена года», стихотворение Е.Благинина «Улетают, улетел», наглядный материал (иллюстрации начала, середины и конца осени), листья: березовые, осиновые, дубовые, рябиновые
Этапы урока | Содержание и деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Техническое сопровождение (см. презентацию в приложении) |
1.Организационный момент | 1. Приветствие. Проверка готовности обучающихся к уроку. - Давайте проверим готовность к уроку. 2. Работа с Календарем природы. - Какое сейчас время года? - Какие месяцы осени Вы знаете? - Какая сейчас погода? (дождливая, солнечная, пасмурная) - Как мы одеваемся сейчас? | Приветствие учителя - Сейчас время года осень. - Осенние месяцы сентябрь, октябрь, ноябрь - Погода пасмурная, дождливая. - Одеваемся тепло (куртка, шапка) | |
2.Упражнения на развитие внимания | 1. Ребята, назовите с каких деревьев опали листья? (показываются листья березы, клена, осины, дуба, рябины). 2. Ребята, сейчас мы с вами будем выполнять упражнение на развитие внимания (по методу корректурная проба) пока играет музыка. - Артем найдет лист березы и закрасит его - Толя – лист дуба - Андрей - лист рябины - Коля – лист осины. 3. Рефлексия упражнения. - Что мы развивали с помощью этого упражнения? | - Листья с деревьев: березы, дуба, осины, рябины. - Мы развивали внимание. | Включается музыка П.И.Чайковского из цикла «Времена года» Картинка (приложение №1) |
3.Новая тема с последующим закреплением | 1. - Ребята, рассмотрите эти рисунки. - Что нарисовано, чем они отличаются друг от друга? - Какое время года изображено на этих рисунках? - Каким осенним месяцам они соответствуют? - Назовите, пожалуйста, характерные признаки осени: что происходит с листвой на деревьях; какая погода осенью? 2. Упражнение в словообразовании. - Сейчас мы будем играть. Мы будем придумывать слова, вот так: Лист березы – березовый лист; Лист осины -… Лист дуба - … Лист рябины - … Лист клена - … | - На рисунках нарисована осень. - Сентябрь, октябрь, ноябрь - Желтеет листва на деревьях, идут дожди, становится холодно. - осиновый лист - дубовый лист - рябиновый лист - кленовый лист | Картины: сентябрь, октябрь, ноябрь (приложение №2) |
4.Физминутка | Ветер северный подул: «С-с-с-сс», все листья С липы сдул… Полетели, закружились И на землю опустились. Дождик стал по ним стучать: «Кап-кап-кап, кап-кап-кап!» Град по ним заколотил, Листья все насквозь пробил. Снег потом припорошил, Одеялом их накрыл. | (Пошевелить пальцами и подуть на них.) (Постучать пальцами по столу.) (Постучать кулаками по столу.) (Плавные движения кистями рук вперед - назад.) (Ладони крепко прижать к столу.) | |
5.Новая тема с последующим закреплением | 1. Ребята, что происходит с птицами с приходом осени? Все ли птицы остаются на зиму? - Птицы, которые питаются насекомыми, улетают в теплые края. - Послушайте стихотворение о птицах, которые улетают на зиму в теплые края: Скоро белые метели Снег поднимут от земли Улетают, улетели, улетели журавли. Не слыхать кукушки в роще, Лист качается узорный, Осыпаясь, пожелтели - Какие птицы улетают на юг? - Птицы, которые улетают осенью в теплые края, называются перелетными, а те которые остаются зимой – называются зимующие. - Дорога перелетных птиц далека и полна опасностей. Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок – в полете им подкрепиться негде. Вы обращали внимание, что некоторые птицы улетают «стайками», все вместе; некоторые, например, журавли, выстраиваются «клином» в виде треугольника; другие выстраиваются «цепочкой», в одну линию. Наверное, это зависит от повадок птиц: некоторым птицам нужны вожаки, которые показывают дорогу. 2. Упражнение «Отгадай и присядь» - Ребята, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте; а если название перелетной, то машите руками. Ворона, соловей, дятел, сорока, голубь, ласточка, синица, грач, скворец, снегирь, аист, журавль, воробей, цапля и др. | - Не все птицы остаются на зиму. - На юг улетают: журавли, грачи, скворцы, аисты. Выполняют задание | Слайд № 1 Слайд № 2 Слайд № 3 Слайд № 4 Слайд № 5 Слайд № 6 Слайд № 7 |
6.Подведение итогов урока. Домашнее задание | - Ребята, о каких птицах вы сегодня узнали? - В какое время года перелетные птицы улетают на юг? - Какие изменения в природе начинаются с приходом осени? - Дома вам нужно раскрасить картинку «Осень пришла». | - Мы узнали о перелетных птицах. - Перелетные птицы улетают на юг осенью. - Желтеет листва на деревьях, идут дожди, становится холодно. | (приложение №3) |
Предварительный просмотр:
3.1.3. КОНСПЕКТ УРОКА «ПТИЦЫ ЗИМОЙ, ПОДКОРМКА ПТИЦ»
Цель урока: расширение и уточнение представлений детей о зимующих птицах.
Задачи:
- Коррекционно-обучающие:
познакомить детей с материалом о зимующих птицах; формировать умение согласовывать слова в предложении; отрабатывать навык рассказа-описания;
- Коррекционно-развивающие:
корригировать зрительную память и развитие мыслительных операций (обобщение, классификация).
- Коррекционно-воспитательные:
воспитывать доброе отношение к зимующим птицам, к природе родного края.
Место занятия в учебном процессе: урок по рабочей программе
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом
Вид занятия: урок с использованием мультимедийной презентации
Используемые методы обучения: наглядный метод, словесный метод, практический метод, метод формирование интереса
Способы контроля: устный опрос учителя, во время выполнения практической работы
Краткий план урока:
- Организационный момент.
- Упражнения на коррекцию зрительной памяти и развитие мыслительных операций (обобщение, классификация)
- Переход к теме урока, объявление темы урока
- Новая тема с последующим закреплением.
- Физминутка.
- Практическая работа
- Подведение итогов урока. Домашнее задание.
Материально – техническое обеспечение и дидактические материалы: АРМ учителя, мультимедийная презентация, наглядный материал (картинки птиц, корм для птиц), стихотворение А.Яшина «Покормите птиц!», загадки про птиц
Этапы урока | Содержание и деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Техническое сопровождение (см. презентацию в приложении) |
1.Организационный момент | 1. Приветствие. Проверка готовности обучающихся к уроку. - Давайте проверим готовность к уроку. - Сегодня на урок к нам пришли гости, учителя нашей школы, сейчас мы на них посмотрим, и больше не будем отвлекаться. 2. Посмотрите-ка на нас, Вот какой хороший класс, Приготовились учиться Ни минутки не лениться, Не стучать, не отвлекаться, А стараться и стараться. | Приветствие учителя и гостей. | |
2. Упражнения на коррекцию зрительной памяти | - Ребята, сейчас мы с вами будем тренировать память. Упражнение на коррекцию зрительной памяти. (Игра «День, ночь») - Мы с вами сейчас поиграем в игру «День, ночь». Ночью будут происходить изменения. - Посмотрите и запомните, в каком порядке расположены птицы. - Ночь (дети кладут голову на парту и закрывают глаза). - Что изменилось? (игра проходит 2 раза) 3. Рефлексия упражнения. - Что мы тренировали во время этой игры? | - Последняя птица перелетела и стала первой. - Мы тренировали память | (картинки приложение) |
3. Переход к теме урока | - Ребята, кто это? - Назовите знакомых вам птиц. Кто это? - Чем птицы отличаются от всех остальных животных? - А что у них для этого есть? - Скажите, а все ли птицы остаются зимовать в родных краях? - Правильно. Некоторые птицы остаются зимовать в родных краях, и мы называем их – зимующие. - Ребята, сегодня на уроке мы узнаем о зимующих птицах, которые живут рядом с нами. | - Это птицы. - Это дятел, это синица, воробей, снегирь. - Они умеют летать. - У них есть крылья. - Нет. (полный ответ) - Не все птицы остаются зимовать. | |
4. Новая тема с последующим закреплением | Ребята, сейчас я вам буду загадывать загадки, а вы должны отгадать о какой птице загадка. Чик-чирик! К зернышкам прыг! Клюй, не робей, Кто это? - Как ласково можно назвать воробья? - Давайте хором. - Посмотрите, какого цвета у него перышки: - на грудке? - на спинке и крыльях? - на головке? - Закройте глаза и послушайте, как поет воробей. - Голос, какой птицы вы сейчас услышали? - Как называется пение воробья? - Покажите на доске птицу, голос которой мы сейчас с вами услышали? - Чем же можно подкормить воробья зимой? Воробьи любят семечки подсолнечника, семечки тыквы, пшено. - Чем мы можем подкормить воробья. - О какой птичке мы говорили? 2. Следующая загадка: Все тропинки занесло Снег блестит, искриться Клювиком в мое стекло Стукнула ……….. - Как ласково мы можем назвать синицу. - Давайте хором назовем синицу ласково. - Какого цвета у нее грудка? - Какого цвета крылья? - Какого цвета головка? - Чем можно подкармливать синичку зимой? Синичка любит семена подсолнечника, семена арбуза, семена тыквы и очень любит сало. - Закройте глаза и послушайте, как поет синица. - Голос, какой птицы вы сейчас услышали? - Покажите на доске птицу, голос которой мы сейчас с вами услышали? - Чем мы можем подкормить синицу? - О какой птичке мы говорили? | - Воробей - Воробушек. (хором отвечают) - На грудке перышки серые. - На спинке и крыльях перышки коричневого цвета. - Головка у воробья коричневого цвета. (Дети слушают пение воробья) - Воробья. - Чириканье. (показывают воробья) - Воробья мы можем подкормить семенами подсолнечника, тыквы, пшеном. - О воробье. - Синица - Синичка. (хором отвечают) - Грудка желтого цвета. - Крылья серого цвета. - Головка черного цвета. (Дети слушают пение синицы) (показывают) - Синичка любит семена подсолнечника, семена арбуза, семена тыквы и очень любит сало. - О синице. | Слайд № 1 (включается чириканье воробья) Детям демонстрируются семена, которыми питается воробей. Слайд № 2 Детям демонстрируются семена, которыми питается синица. (включается пение синицы) |
5. Физминутка для глаз | Разотрем свои ладошки, | Дети выполняют движение со словами. | |
4. Новая тема с последующим закреплением | 3.- Следующая загадка Я по дереву стучу Червячков добыть хочу. Хоть и скрылся под корой Все равно ты будешь мой. - Кто это? - Какого цвета у него грудка? - Какого цвета головка? - Какого цвета крылья? - Чем можно подкармливать дятла зимой? Дятел любит семена подсолнечника, кедровые орешки. - Закройте глаза и послушайте, как стучит дятел. - Закройте глаза и послушайте, как поет синица. - Голос, какой птицы вы сейчас услышали? - Покажите на доске птицу, голос которой мы сейчас с вами услышали? - Чем мы можем подкормить дятла? - О какой птичке мы говорили? Красногрудый, чернокрылый, Любит зернышки клевать. С первым снегом на рябине Он появится опять. - О какой птице загадка? Снегирь прилетает к нам, когда наступают холода. - Какого цвета у него грудка? - Какого цвета головка? - Какого цвета крылья? Питается снегирь семенами растений, ягодами, почками деревьев. - Закройте глаза и послушайте, как поет снегирь. - Голос, какой птицы вы сейчас услышали? - Покажите на доске птицу, голос которой мы сейчас с вами услышали? - Чем питается снегирь? - О какой птичке мы говорили? А сейчас мы с вами составим рассказ о птичке, с которой познакомились на уроке. Послушайте мой рассказ о воробье. У воробья грудка серая, спинка и крылья коричневого цвета. Он прилетел на ветку и зачирикал. Зимой воробья можно покармливать, семечками подсолнечника, тыквы, пшеном. (Толя, Коля) расскажите о птичке, с которой познакомились сегодня. | - Это дятел. - Грудка у него серая. - Головка у него красная. - Крылья у него пестрые. (дети слушают стук и пение дятла) -Голос дятла. (показывают) - Дятел любит семена подсолнечника, кедровые орешки. - О дятле. - О снегире. - Грудка у него красная. - Головка черная. - Крылья серые с черными полосками. -Голос снегиря. (показывают) - Питается снегирь семенами растений, ягодами, почками деревьев. - О снегире. (дети по образцу составляют рассказ) | Слайд № 3 (включается стук и пение дятла) Слайд № 4 (включается пение снегиря) |
6.Практическая работа. | А.Яшина «Покормите птиц!» Покормите птиц зимой! Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо. Сколько гибнет их – не счесть, Видеть тяжело. А ведь в нашем сердце есть И для птиц тепло. Приучите птиц в мороз К своему окну, Чтоб без песен не пришлось Нам встречать весну. - Как вы думаете, что мы будем с вами делать? Детям раздаются шапочки с изображением птицы (синица, воробей, дятел, снегирь) и предлагается выбрать корм для каждой птицы. - Каждый из вас будет птичкой. Вспомните, какой корм любит каждая птичка. - Я вам даю блюдечки, на которые вы сейчас положите тот корм, который любит ваша птичка. - А теперь, слетайтесь птички к нашей кормушке. - Какой корм ты выбрал? - На следующем уроке этими семенами мы пойдем подкармливать птиц. | - Мы будем подкармливать птиц. Дети выбирают из предложенного корма тот, которым питается выбранная ими птица. Каждый из ребят рассказывает, какой корм выбрал для своей птички. Рассказывают о корме, который выбрал. | Слайд № 5 (включается голоса птиц в зимнем лесу) На столе разложены тарелочки с кормом (семена подсолнечника, семена тыквы, семена арбуза, кедровые орешки, пшено) |
7. Подведение итогов урока. Домашнее задание. | 1.- Ребята, я очень довольна вами, вы молодцы. - О каких птицах мы говорили на уроке? - Кто вспомнит, как их называют? - Кто из вас может сказать: Теперь я знаю, что… Я понял, что … Я буду…. 2. Дома разукрасьте птицу, которую кормили сегодня на уроке. | …птиц надо подкармливать зимой. …. нужно каждой птичке для подкормки. …. подкармливать птиц. | (приложение) |
Предварительный просмотр:
3.1.1. КОНСПЕКТ КЛАССНОГО ЧАСА «ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ»
Цель: уточнение и расширение представлений детей о домашних птицах и их пользе для человека
Задачи:
- Коррекционно-обучающие:
закрепить знания о знакомых домашних птицах, познакомить с перепелкой;
- Коррекционно-развивающие:
развивать словообразовательные умения и навыки согласования слов в словосочетании; корригировать внимание, память, мышление на
основе упражнений в установлении логических связей;
- Коррекционно-воспитательные:
воспитывать правильное эмоциональное отношение к домашним птицам
Вид занятия: классный час с использованием мультимедийной презентации
Используемые методы обучения: наглядный метод, словесный метод, метод формирования интереса.
Способы контроля: устный опрос учителя, во время закрепления материала.
Краткий план классного часа:
- Организационный момент
- Основная часть
- Физминутка.
- Новый материал
- Подведение итогов классного часа
Материально – техническое обеспечение и дидактические материалы: АРМ учителя, мультимедийная презентация, загадки про птиц, рассказ Е.Чарушина «Перепелка»
Этапы классного часа | Содержание и деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Техническое сопровождение (см. презентацию в приложении) |
1. Организационный момент | - Послушайте стихотворение. Птицы. Есть фламинго, воробьи, Дятел, сокол и сова Знаешь, их так много есть, - О ком это стихотворение? - А где живут все эти птицы? - Сегодня мы с Вами вспомним, а какие же птицы живут рядом с человеком и познакомимся еще с одной удивительной птичкой, которая живет рядом с человеком и приносит много пользы. | Слушают стихотворение - Это стихотворение о птицах. - Все эти птицы живут в лесах. | |
2. Основная часть | 1. Отгадайте загадки. Важно ходит по двору, -Как называют ласково петуха? - А кто в семье петуха еще есть? (мама, ребенок) - Как зовут их ребенка? Она так плавает, ныряет! - Как называю ласково утку? - Кто знает, как зовут папу утки? Селезень - Как зовут ее ребенка? Шипеть я умею, как будто змея - Один гусь, а много…? -Как зовут маму? Гусыня - Как зовут их детей? Распускает хвост павлином, - Как зовут маму? Индюшка. - Как зовут ребенка? Индюшонок. 2. Дидактическая игра "Кто как разговаривает?". – Ребята, а как же птицы разговаривают друг с другом? Образец: петух – кукарекает, цыпленок-…… утка – ……… гусь – ……… индюк – болбочет 3. Дидактическая игра "У кого кто в семье?". – А теперь давайте вспомним членов семьи каждой домашней птицы. Образец: У петуха кто? У гуся кто? У утки кто? У индюка? | - Петух - Петушок - Курица - Цыпленок - Утка - Уточка - Утенок - Гусь - Гуси - Гусята - Индюк -Курица кудахчет - пищит, - крякает, курица – цыпленок. гусыня – гусенок; селезень – утенок; | Слайд №1 Слайд №2 Слайд №3 Слайд №4 |
3. Физминутка | Индюк. Ходит по двору индюк Среди уток и подруг. Вдруг увидел он грача Рассердился сгоряча. Сгоряча затопал Крыльями захлопал Весь раздулся, словно шар Или медный самовар Затряс бородою Помотать головой, приговаривая «бала – бала – бала», как индюк Понесся стрелою. | Шаги на месте Остановиться, удивленно посмотреть вниз Потопать ногами Руками, словно крыльям, похлопать себя по бокам Руки на поясе Сцепить округленные руки перед грудью Бег на месте | |
4. Новый материал | Сейчас я расскажу Вам о птичке, которая не всем знакома. Перепелка всегда привлекала человека своей вечерней песней. Поет самец, дело самки - выводить птенцов, поэтому она ведет себя тихо, не выдавая своего гнезда. Во все времена его пение любили и держали птицу дома в клетках. "Птичку-невеличку" теперь чаще держат ради ее мелких, но необычайно полезных яиц. Самки могут откладывать за год 250-300 яиц. - Как ласково можно назвать перепелку? - Послушайте рассказ о перепелке, который написал Евгений Чарушин. У нас в клетке жила ручная перепёлка. Такая маленькая дикая курочка. Вся коричневая, в светлых полосках. И на горле у неё нагрудничек из пёрышек, будто ребячий слюнявник. Перепёлочка ходит по клетке и тихонько насвистывает – вот так: — Тюрр-тюрр! тюрр-тюрр! А то ляжет на бочок и купается в песке, как настоящая курица, чистит пёрышки, крыльями похлопывает. Мы ей покажем червячка, она подойдёт и клюнет из рук. Мы её даже на руки брали, как игрушку. Сидит она на ладошке и не улетает. Совсем ручная. Но самое удивительное вот что. Как только зажжём мы вечером электричество, перепёлочка сразу начинает высвистывать – кричать: — Фить-пирю! Фить-пирю! — Что такое она говорит? – спрашивает Никита. — Это она тебя спать укладывает. Слышишь, кричит: «Спать пора! Спать пора!» Прислушался Никита – вправду похоже: — Фить-пирю! Спать пора! Фить-пирю! Спать пора! А Никите и в самом деле спать пора. Но только уложить его трудно. — Рано ещё! – говорит Никита. Перепёлка опять: — Спать пора! — Да не хочу я! — Спать пора! — Ну, да я ещё немножко поиграю! Тут как раскричится перепёлка, что терпеть больше нельзя: — Спать пора! Спать пора! Спать пора! — Да уж умываюсь! — Спать пора! Спать пора! — Да я уж штанишки снимаю! — Спать пора! Спать пора! — Да что ты кричишь, глупая? Ведь я уже лёг. Потушат свет в доме – тут и перепёлка замолчит, и Никита уснёт. Так у нас повелось. Стала перепёлка укладывать Никиту спать. Чуть засвистит она своё «фить-пирю», Никита зевать начинает. Позевает-позевает, а потом умоется, разденется и ложится спать. Правда, перепёлочка не только по вечерам, но и в другое время кричала «спать пора», но я сразу же накину на клетку какое-нибудь полотенце или платок, она и замолчит. В темноте перепёлки кричать не любят. Летом мы переехали жить на дачу. В саду устроили перепёлочке большую клетку-загородку. Посадили её туда и ушли в поле собирать цветы на новоселье. А в клетке оказалась щель – перепёлка-то и убежала. Пришли мы обратно, а её нет. Вот жалко-то нам было! Стали мы её искать. Целый день ищем, целый вечер. В траве роемся, кусты раздвигает. Нет и нет нашей перепёлочки. Устали мы, из сил выбились. Никите давно спать пора. — Как же я спать буду? – плачет он. – Никто меня не укладывает. И вот взошла луна. Яркая-яркая, всё кругом осветила: и траву, и дорогу. Вдруг мы слышим из куста, что у самой дороги: — Фить-пирю! Фить-пирю! — Она! – говорит Никита. А перепёлка ещё громче: — Фить-пирю! Спать пора! Мы в кусты – и сразу поймали нашу перепёлку. Она была вся холодная, мокрая от росы. Вернулись мы с ней домой, заделали крепко щёлку в клетке и посадили перепёлку туда обратно. А Никита пошёл спать. | -Перепелочка. Слушают рассказ | Слайд №5 Слайд №6 |
5.Подведение итогов классного часа | - О каких птицах мы сегодня говорили? - Где живут все эти птицы? | - Петух, курица, утка, гуси, индюк, перепелка -Все эти птицы живут рядом с человеком. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок безопасности (классный час для 1-4 классов)
Разработка урока по безопасному поведению ребёнка дома, когда он остаётся один....
Урок толерантности. Классный час
Классный час по данной теме является одним из серии занятий, посвящённых воспитанию и формированию в детях качеств, помогающих им строить доброжелательные отношения внутри социума, умения мирно ...
Урок гражданина ( классный час)
Классный час "Урок гражданина" посвящен знакомству с государственными символами - герб,гимн,флаг....
Урок вежливости "Классный час для четвероклассников"
Классный час для четвероклассников.Цель: этическое воспитание школьников....
Урок милосердия_классный час
Классный час по теме "Милосердие": разработка и презентация...
Конспекты уроков и классные часы
Конспекты уроков и классные часы...
урок мира. классный час "Мир детям мира"
Урок мира...