Статья «Взаимодействие школы, библиотеки и семьи, как фактор способствующий повышению интереса детей к чтению»
тест (1, 2, 3, 4 класс)

Токмурзина Светлана Минивалиевна

обмен опытом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeystvie_shkoly_biblioteki_i_semi.docx17.83 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Взаимодействие школы, библиотеки и семьи как фактор, способствующий повышению интереса детей к чтению».

Учитель начальных классов МОАУ СОШ№7 г.Нефтекамска  Токмурзина С.М.

На Земле есть три главные ценности – это хлеб, чтобы народ всегда был сыт и силен, женщина, чтобы не обрывалась нить жизни, и книга, чтобы не заканчивалась связь времен.

Во все времена книга оставалась одним из лучших средств воспитания человека. Сегодня мир становится иным. В нём меняется способ приобщения людей к культуре: идёт вытеснение чтения электронными средствами массовой коммуникации.

Начну с того факта, с которым я столкнулась в своей практике. 8 лет назад меня попросили позаниматься с шестилетней девочкой-подготовить её к обучению в школе. Решила поиграть с ней в игру «Я начну, а ты продолжи…». Начинаю читать строки из стихотворений А. Л. Барто «Наша Таня…», «Уронили мишку на пол…», а продолжения не слышу… И беда не в том, что ребёнок, доживший до 6 лет, не знает строк А.Л. Барто, а в том, что он не пережил вместе с этими четверостишиями жалости к Зайке или к упавшему Мишке, у ребёнка не возникло нравственного импульса вылечить, прижать к себе, утешить. А это как раз то, чему учат нас книги.

Сегодня много говорят о чтении. Заставить читать нельзя, чтением надо увлечь! Пробудить интерес к чтению лучших книг– задача взрослых. Своё участие в этом процессе я, как учитель, вижу в создании благоприятных условий для духовного становления юного читателя. Это создание единого читательского пространства при продуктивном взаимодействии школы, библиотеки, семьи. Роль семьи - в решении данной проблемы неоспорима и велика. От того как познакомится ребенок с книгой, будет зависит его отношение к чтению, в целом. Прививать любовь к книгам нужно начинать ещё в самом раннем детстве.  Как только ребёнок научился сидеть (6-7 месяцев), нужно знакомить его с первыми книгами.

Давно доказанным фактом является стремление детей наследовать привычки своих родителей. Получается, что недостаточно рассказывать своему ребенку о пользе чтения, нужно еще подавать наглядный пример. Поэтому важно вести беседы с родителями о том, что им необходимо читать самим и читать детям. Многие родители перестают читать детям книги с того момента, как те начинают читать самостоятельно. Это совершенно неправильно, ведь совместное чтение решает много задач: во-первых, духовное единение ребёнка и родителя, их сближение, во-вторых, читая с родителем, ребёнок может уточнить значение непонятных слов, лучше понять смысл произведения, перенять средства выразительности.

В своей практике я стараюсь приглашать заинтересованных родителей на уроки литературного чтения или классные часы, где они принимают самое активное участие (читают новые произведения детям, помогают организовать работу в группах и т.д.).

Также стараюсь тесно сотрудничать со школьным библиотекарем, с сотрудниками городских библиотек. Хочу поделиться опытом работы.

Со своими учениками мы часто бываем в городских библиотеках: это не только обзорные экскурсии, но и громкие чтения, участие в мастер-классах, встречи с писателями и поэтами нашего города, республики, изготовление тактильных книг и книг-малышек, которые пополнили книжный фонд библиотек и детского сада №3. Хочу выразить благодарность всем сотрудникам детской и юношеской библиотек Нефтекамского Библиоцентра, они всегда идут навстречу, поддерживают и помогают даже в проведении уроков. Например, в прошлом году для конкурсного урока совместно с сотрудником Библиоцентра  Исматуллиной Гузель Рамилевной подготовили видеообзор по творчеству и биографии В. Осеевой.

Также стараюсь поддерживать тесную связь со школьным библиотекарем Гульнарой Маратовной, она тоже никогда не отказывает. Например, при проведении обобщающих уроков по изученному разделу учебника по литературному чтению, я использую свой авторский приём «Лайк». На доску вывешивается список изученных авторов и их произведений. Есть специальные кармашки. Дети вкладывают карточки «лайки» в кармашки под теми произведениями, которые им понравились больше всего при изучении данного раздела. Затем подсчитывается количество карточек в каждом кармашке. Так мы узнаём имя автора, чьё произведение набрало больше всего «лайков». На следующем уроке или классном часе я прошу школьного библиотекаря подготовить либо выставку книг этого писателя, либо рассказать интересные факты из его биографии, творчества, познакомить ещё с каким-нибудь произведением.

Кроме этого в классе самостоятельно организую выставки книг: «Мои любимые книжки», «Книги по наследству», «Коллекция книг из домашней библиотеки» и т.д. Дети с удовольствием принимают участие в выставках, которые создают сами. Не всякий читатель удостоится персональной выставки! Поэтому выставка – бенефис является наградой и поощрением для  самых активных детей, которых отличают разносторонние читательские интересы и широта кругозора. Они рассказывают о своих любимых книгах, рекламируют их, делятся ими друг с другом. Такие выставки – хорошая реклама для всех остальных – ведь дети скорее прислушаются к рекомендации сверстников.

 На уроках литературного чтения устраиваются «Минутки свободного чтения», где дети читают дополнительные книги и кратко рассказывают о прочитанном.

Также с детьми мы стараемся заниматься словотворчеством: пытаемся сочинять стихи, рассказы, сказки, а потом либо издаём книжки-малышки, снимаем мультфильмы, разыгрываем сценки из них.

Всё это помогает пробудить и поддерживать интерес детей к книге.

 Ну и, конечно же, использование различных приёмов работы с книгой на уроках также способствует поддержанию интереса к книге, но не только…Грамотно поставленная работа с книгой, учит детей ясно и связно излагать свои мысли, а это важное метапредметное умение, которое проверяется во время проведения комплексных работ и ВПР. Этому способствуют такие приёмы как «Выборочное чтение», «Чтение с пометками», «Синквейн», «Ромашка Блума» или видоизменённый вариант «Цветик-семицветик», которые учат правильно понимать и анализировать прочитанное, составлять различные вопросы и отвечать на них. Я подготовила Памятки по использованию приёма «Цветик-семицветик», которым активно пользуюсь в своей работе.

Приведённые формы совместной работы библиотеки, школы, семьи способствует развитию личности детей, обеспечивает поддержку их духовной жизни.

 В наш век полноценным читателем надо успеть стать в детстве, иначе жизнь может не оставить для этого времени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие школы, библиотеки и семьи в воспитании Читателя.

 В статье рассматривается чтение как один из способов работы с информацией и средство воспитания и развития учащегося.раскрыт опыт организации взаимодействия школы, библиотеки, семьи для развития инте...

Взаимодействие школы, библиотеки и семьи в воспитании Читателя.

 В статье рассматривается чтение как один из способов работы с информацией и средство воспитания и развития учащегося.раскрыт опыт организации взаимодействия школы, библиотеки, семьи для развития инте...

Статья "Взаимодействие педагога и членов семьи учеников коррекционной школы 7 вида в рамках воспитательного процесса"

Рассматриваются вопросы взаимодействия педагогов школы с родителями детей с проблемами в развитии....

Статья: "Взаимодействие классного руководителя и семьи школьника"

Взаимодействие классного руководителя и семьи школьника...

Основные факторы, способствующие укреплению здоровья детей в школе

«Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее»....

статья «Взаимодействие школы и семьи как условие и гарантия на успех каждого ребенка»

статья «Взаимодействие школы и  семьи как условие и гарантия на успех каждого ребенка»...

Презентация Семья как фактор укрепления социального здоровья детей с ОВЗ

Главное условие для благоприятного развития ребёнка с нарушением интеллекта – правильная организация его семейного воспитания.Роль родителей детей с нарушениями интеллекта трудно переоценить....