Конспект внеклассного занятия по окружающему миру для начальной школы на тему: "В подводном царстве"
план-конспект на тему
Цель: актуализировать знания о морских обитателях и расширить представления детей о мире под водой.
Планируемые результаты
Предметные:
1. продолжить формирование представлений о подводном мире и его обитателях.
Метапредметные:
1. обогащать словарный запас детей;
2. развивать изобразительные способности.
Личностные:
1. формирование бережного отношения к воде, как природному материалу;
2. совершенствование речи ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4vnekl.zan_._podv.docx | 37.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект внеклассного занятия по окружающему миру для начальной школы
Тема: «В подводном царстве»
Цель: актуализировать знания о морских обитателях и расширить представления детей о мире под водой.
Планируемые результаты
Предметные:
- продолжить формирование представлений о подводном мире и его обитателях.
Метапредметные:
- обогащать словарный запас детей;
- развивать изобразительные способности.
Личностные:
- формирование бережного отношения к воде, как природному материалу;
- совершенствование речи ребёнка.
Современные образовательные технологии: игровая, информационно-коммуникационная, развития критического мышления, проблемного обучения, парного обучения.
Межпредметные связи: литературное чтение, изобразительное искусство.
Форма: путешествие.
Оборудование: мультимедийный проектор, ватман, скотч, вырезанные морские обитатели, смайлики, листочки, цветные карандаши.
Ход занятия
- Орг. момент.
- Актуализация опорных знаний.
- Ребята, как называется планета, на которой мы живём? (Земля)
- А вы знаете, что Земля - это единственная планета солнечной системы, на которой есть суша и вода.
- Посмотрите внимательно на изображение. Согласны ли вы, что зеленого цвета больше всего на карте нашей планеты? (Голубой, синий) Слайд (С.) 1
- Почему? Что изображено голубым цветом? ( Моря, океаны, реки, озёра).
Моря и океаны занимают 2/3 части всей поверхности нашей планеты, это больше половины. Вода - это очень ценный материал, она нам много даёт, и поэтому её нужно беречь и не загрязнять. А вы знаете, что человек, больше чем на половину своего тела, состоит из воды. Без воды мы просто не сможем жить.
И сегодня мы узнаем, какие же тайны хранит водное пространство.
- Как вы думаете, какая же тема нашего сегодняшнего занятия?
Тема нашего занятия: «В подводном царстве». С.2
Сейчас мы будем подробно изучать подводный мир и много узнаем о жизни его обитателей.
Сядьте поудобнее, расслабьтесь. Закройте глазки. Глубоко, глубоко вдохните и выдохните. Мы погружаемся. Можно зажать нос и «погружаться».
- Изучение нового материала.
А отправляемся мы путешествовать в подводный мир, вместе со сказочным героем Садко. А знаете ли вы кто это? (Садко — сказочный герой новгородской былины.) С.3
В славном городе Новгороде жил-был гусляр Садко. Он играл на гуслях и пел былины. Слава о нем лилась по Новгороду. Обратите внимание, как выглядит этот инструмент на картинке. Задумал Садко плыть в далекие края. Так попал наш герой на берег Ильмень-озера и ударил в струны, да так, что услышал гусляра царь морской – бог Нептун. С.4
- А кто знает, кто такой бог Нептун? ( Бог морей и потоков.)
- Знаете ли вы, какой праздник связан с этим богом? (День Нептуна, праздник, который весело отмечают в лагерях на берегу морей, озер. Все наряжаются в костюмы подводных жителей, устраивают праздник на берегу, соревнуются, купаются, обливают друг друга водой и веселятся.) С.5
Плывём дальше.
И захотел Царь Морской наградить купца, отдав ему в жёны одну из тридцати своих дочерей. Чтобы выбрать себе жену опустился Садко на дно морское. Эту сцену изобразил на картине русский художник-живописец – Илья Ефимович Репин, которую назвал «Садко в подводном царстве».
- А как вы думаете, где может храниться эта картина в Санкт-Петербурге? (В русском музее)
Портрет Репина. Картина на С.6
Вот какое море-
Без конца и края.
На песчаный берег волны набегают.
Перестанет ветер
На море сердиться,
Станет видно, кто там
В глубине таится.
А теперь, давайте посмотрим. Что же мы вместе с Садко можем увидеть в морской глубине. - Ребята, а скажите, что растёт на дне морском? (Водоросли – морские растения). С.7
- А как вы думаете, почему их назвали водорослями? (Потому, что они растут в воде).
- Какого цвета они бывают? (Окраска водорослей многообразна: зеленая, розовая, красная, оранжевая, почти черная, фиолетовая, голубая и др.).
Именно окраска водорослей может придать основной цвет всему водоёму.
Их длинные стебли могут достигать 200 метров. Кстати, не все водоросли держатся корнями за дно. Некоторые из них просто плавают в воде.
Существуют такие водоросли как Морская капуста, по-другому называются-ламинария. С.8
- А как вы думаете. Можно ее есть?
Ламинария богата йодом и очень полезная, она выводит вредные бактерии из нашего организма. Поэтому надо кушать морскую капусту.
На морском дне очень красиво. Даже цветы растут с длинными лепестками, но на самом деле это не цветы, а животные - актинии. С.9 Лепестки их жгучие, как крапива и называются они щупальца. В середине этой красивой «чашечки» рот. Зазевается рыбка, заденет случайно «лепесток» и тот час попадёт на обед актинии. Неподвижно стоят актинии на морском дне, только своими щупальцами шевелят.
- А что еще мы можем увидеть на само самом дне?
Поплыли дальше.
А каких там обитателей только нет, кто-то проплывает мимо нас.
Как плывут они красиво –
Очень быстро и игриво!
Нам показывают спины
Из морской воды… (дельфины). С.10
- Скажите дельфин это рыба или… Кто знает?
Дельфины вовсе не рыбы, а водные млекопитающие, а назвали потому, что детеныши дельфина питаются молоком матери, как человеческий детеныш.
- Как вы думаете, как дельфины узнают друг друга?
Оказывается, у дельфинов есть имена, по которым их различают собратья. Причём каждый дельфиненок получает своё имя при рождении. Это доказали эксперименты: на записанный свист-сигнал, означающий имя, откликался один и тот же дельфин. Рыбы дышат через жабры растворенным в воде кислородом, а чем дышит дельфин?
Дельфины, дышат воздухом, периодически всплывая на поверхность, чтобы сделать вдох.
Это очень умные млекопитающие. Дельфины понимают человека, легко и дружелюбно общаются с другими животными.
Видеоролик.
Ребята, смотрите кто нас дальше встречает.
Ты со мною не знаком?
Я живу на дне морском,
Голова и восемь ног –
Вот и весь я - … (осьминог). С.11
У осьминогов три сердца. Осьминоги способны отбрасывать щупальце, ломая его самостоятельно в случае опасности, как ящерицы отбрасывают хвост. Для того, чтобы скрываться от врагов, все осьминоги могут подстраиваться под цвет воды или грунта, изменяя цвет кожи.
- А кто также умеет делать на земле?
Смотрите-ка, какое длинное плывёт животное.
Этот котик не мурчит,
Не шипит и не рычит.
В море он купается,
Рыбкой там питается (морской котик). С.12
Морские котики – это вид ушастых тюленей. Появляются они на лежбищах только в сезон размножения - с мая по конец ноября. Под водой морские котики могут оставаться почти 10 минут. Котики спят на воде на боку, вытянув три ласта и постоянно загребая четвертым.
Где мороз и холодина,
В океане ходит льдина.
У него дружков не счесть,
Брюшко беленькое есть:
Он на льдине не один
И зовут его (пингвин).
Самым крупным видом пингвина является императорский пингвин. С.13
- А что вы можете сказать о пингвинах?
Пингвин — единственная птица, которая может плавать, но не может летать. Они могут ходить, только держа тело вертикально, короткими шажками. Если необходимо двигаться быстрее, они ложатся на брюхо и скользят, как на санях, отталкиваясь от снега ластовидными крыльями и ногами. Эти птицы изумительные пловцы, но воздушные просторы им недоступны. А еще пингвины прекрасно ныряют. И если птичка по-настоящему проголодалась, она способна добыть себе корм на глубине до 200 м.
- Физкультминутка.
- Продолжение работы по теме.
Плывём дальше.
Треугольником плавник,
Океаны бороздит.
Пасть от злости распахнула,
Рыба-хищница … (акула) С.14
А вы знали, что почти все акулы двигаются всю свою жизнь. Движение для акул это жизнь, вода проходит через их жабры, поставляя кислород в кровь. Если акула остановится, то она задохнется и умрет. У акул очень хороший слух. Они могут слышать шум рыбы на расстоянии 500 метров.
Что за дивная лошадка?
Очень странные повадки:
Конь не сеет и не пашет,
Под водой с рыбешкой пляшет.
Назови его, дружок.
Рыбок друг .... (морской конек) С.15
Принимает окраску того места, где находится. Своё название они получили, благодаря внешней схожести с лошадью и решили назвать морской конёк. При помощи закрученного хвоста он цепляется за водоросли, чтобы уберечься от опасности. Об этих рыбках говорят «Рыба с головой лошади, телом, заключенным в панцирь, хвостом, цепким как у обезьяны, и сумочкой для потомства, как у кенгуру».
На партах у вас лежат листочки. На них вы должны нарисовать в паре со своим соседом своё подводное царство, в котором будут плавать только ваши обитатели. Придумайте сказочных, необычных животных и нарисуйте их. Придумайте им имена.
Музыкальная заставка.
Обсуждение работ.
- Подведение итогов.
- Сколько интересного вместе с Садко мы узнали и увидели?
- На каких планетах солнечной системы есть суша и вода.(Земля)
- Что занимает большую поверхность Земли: вода или суша?
- Как зовут бога морей морей, океанов, рек и озер?
- Назовите фамилию художника и название картины, рассмотренной нами сегодня.
- Правда ли, что водоросли очень короткие морские растения?
- Как ещё называют морскую капусту?
- Дельфины-это рыбы?
- Какую породу дельфинов мы узнали?
- Сколько сердец есть у осьминога?
- Самый крупный вид пингвина?
- О какой породе акул мы сегодня узнали?
- Что будет если на Земле исчезнет вся вода?
А теперь нам нужно подниматься на поверхность. Закрыли глазки. Глубоко вдохнули и выдохнули. Открыли глазки.
- Рефлексия
У вас на партах лежат жёлтые кружочки. В них вы должны нарисовать смайлики. Если вам понравилось путешествие рисуете весёлый смайлик, а если нет, то грустный. Смайлики вы оставляете себе на память.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по окружающему миру в начальной школе. Игра «Поле чудес» (тема «Лекарственные растения»)
Цели занятия:-расширить знания учащихся о лекарственных растениях;-развивать внимание, память, любознательность, самостоятельность суждений;-воспитывать бережное отношение к своему здоровью, люб...
План - конспект учебного занятия по окружающему миру. Тема "Введение. Царства живой природы"
Представлен план - конспект учебного занятия по окружающему миру по теме "Введение. царства живой природы", вкл. дидактические карточки...
Конспект интегрированного занятия по окружающему миру для подготовительной группы на тему: "Мир, в котором я живу"
Конспект занятия в рамках темы: "Моя семья"...
Конспект внеклассного занятия по окружающему миру «Как животные исследуют мир».(декада по окружающему миру)
занятие к декаде по окружающему миру для 1-4 классов...
Конспект внеклассного занятия по окружающему миру "Растения леса"
Игровое занятие в форме викторины с элементами беседы....
Внеклассное мероприятие по окружающему миру в начальной школе "Защитим природу"
Цели:формировать представление об экологии и её роли в жизни людей,развивать интерес учащихся к изучению природы родного края,воспитывать бережное отношение к природе....
Внеклассное мероприятие по окружающему миру в начальной школе "Традиции русского чаепития"
Внеклассное мероприятие по окружающему миру в начальной школе "Традиции русского чаепития"...