" Маленький россиянин"- 4 класс
рабочая программа (4 класс) на тему

Катасонова Ольга Анатольевна

Рабочая программа по внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mal.ros_.-katasonovao.a.-4_klass.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Приоритетным направлением идеологического сопровождения воспитательной работы является патриотическое воспитание школьников, которое предполагает создание условий для формирования у подрастающего поколения гражданско-патриотических качеств личности.

На современном этапе развития общества изучение родного края выступает как ведущий фактор воспитания патриотизма и становится особенно актуальным. Краеведение имеет большое значение в воспитании патриотических чувств школьников, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала.

Программа призвана обогатить знания об историческом прошлом нашего города, культурных традициях прошлого и настоящего, воспитывать школьников на примерах героизма и мужества горожан, развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, воспитывать чувство гражданственности и патриотизма.

Цель программы: формирование патриотического сознания младших школьников на основе изучения истории и культуры родного края.

Задачи:

1. Развивать познавательный интерес к своей малой родине.

2.Освоить историко-обществоведческие знания об окружающем мире, распределённых во времени и пространстве (история улиц, площадей, зданий, города, рода).

3.  Формировать культуру общения и поведения в социуме.

4. Воспитывать бережное отношение к этнокультурному наследию родного края.

Настоящая программа учебного курса предназначена для учащихся 4 классов образовательных учреждений. Занятия проводятся в группах, 1 раз в неделю по 35 минут. Реализуется через изучение адреса своего проживания, названия улиц микрорайона, города, изучение профессий своих родителей, экскурсий по улицам, в музеи, к памятным местам и памятникам города. В процессе занятий используются, беседы, встречи, целевые прогулки, соревнования, игры.

Ценностные ориентиры внеурочных занятий «Маленький россиянин»:

1. Ценность семьи - понимание важности семьи в жизни человека, взаимоотношение и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.

 2. Ценность труда и творчества - признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.

  3. Ценность гражданственности - осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу;  чувства ответственности за настоящее и будущее нашего города, области, страны; любовь к природе своего края, страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.

4.  Ценность патриотизма – любовь к России, краю, городу, активный интерес к прошлому и настоящему.  

5. Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

6. Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ РАЗДЕЛОВ ПРОГРАММЫ

«МАЛЕНЬКИЙ РОССИЯНИН»:

4 КЛАСС

1.Я – россиянин -1час

Права и обязанности. Конвенция о правах ребенка.

2. История города в памятниках и памятных местах – 13 часов.

Определение местонахождение памятников и памятных мест. История создания памятников.

3. Город, в котором я живу – 9 часов.

Знакомство с музеями города. Название новых улиц. Почетные граждане города. История учреждений культуры.

4.Професии моих родителей – 11 часа.

Предприятия нашего города. Сообщение детей о работе их родителей. Экскурсии на предприятия города. Конкурс рисунков.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ:

Личностный блок включает в себя:

-развитие интереса;

-формирование понятий о малой родине, осознание ответственности за судьбу своего микрорайона, воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу;

-формирование личностного отношения к окружающему миру (когда ребенок задает вопросы);

Реализуется через  знакомство детей с окружением – семья, дом, улицы, город, природа.

Метапредметный блок включает в себя:

регулятивные

-введение правил;

-разучивание игр;

Реализуется через ориентирование учащихся на правила поведения дома, в школе, на улице, в общественном транспорте, рассказ о своих интересах, увлечениях;

Познавательные

-формирование практических умений ориентирования в окружающей среде;

-формирование знаний о современных профессиях;

-формирование знаний об истории города;

Реализуется через изучение адреса своего проживания, названия улиц микрорайона, города, изучение профессий своих родителей, экскурсий по улицам, в музей города, к памятным местам.

Коммуникативные

-формирование умений слушать и вступать в диалог;

-формирование умений в постановке вопросов;

-формирование умений строить устный рассказ;

Реализуется через беседы с родителями, рассказы о своей улице, в письме сочинений,  в рассказе по фотографиям о памятниках, которые они видели  на экскурсиях в городе, где они находятся.

Результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое осознание обучающихся, как основа личности  гражданина России.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

4 КЛАСС(34 часа)

п/п

Тема

Кол-во

часов

Содержание занятий

Введение.

1

Беседа « Я – гражданин России».

1

Я – россиянин. Права и обязанности. Конвенция о правах ребенка.

1

Права ребенка.  Книга Ю. Яковлева «Ваши права, дети». Из истории появления законов. Путешествие в страну Законию. Основной закон жизни нашего государства.

История города в памятниках и памятных местах.

13

2

Памятники и памятные места 1900-1940 года.

4

Определение местонахождение памятников и памятных мест. Экскурсия к памятнику « Героя Советского Союза А. П.  Шилина».

3

Великая Отечественная война в памятниках города.

3

 Экскурсия  в краеведческий музей. Посещение выставки, посвященной Героям Великой Отечественной войны. 

4

Памятные места города.

2

Показ видеофрагмента, экскурсия в сквер к памятнику З.Туснолобовой. Беседа о подвигах женщин в военное время. Оформление фотовыставки.

5

Почетные граждане г. Ленинск-кузнецкого.

2

Экскурсия в сквер шахтерской славы Кольчугинского рудника. Оформление фотовыставки.

6

«Генерал» по должности, труженик, по сути. (В.П. Мазикин, зам. Губернатора Кем. обл.).

2

Экскурсия на площадь В.П. Мазикина, беседа о зам. Губернаторе Кем. Обл.

Город, в котором я живу.

9

7

Я и моя школа.

2

Экскурсия по школе. Мини- проекты. Оформление фотовыставки.

8

Музей познавательных наук. Лицей №4.

2

Экскурсия. Викторина. Оформление фотовыставки.

9

Город, в котором я живу.

2

Обзорная экскурсия «Мой город». Игра-путешествие.

10

Здесь растут чемпионы.

3

Экскурсия в СДЮСШОР по спортивной гимнастики им. И.И. Маметьева. Создание презентаций.

Профессии моих родителей

11

11

ПТП  №1-автотранспортное предприятие города.

3

Экскурсия. Конкурс рисунков. Оформление фотовыставки.

12

Его величество Уголь.

3

Экскурсия на шахту им. А. Д.  Рубана. Мини – проекты, презентации.

13

Где живут книги.

2

Экскурсия в  библиотеку им. Крупской. Оформление фотовыставки.

14

Профессии моих родителей.

2

Конкурс рисунков. Мини – проекты.

15

Итоговое занятие.

1

Викторина. Оформление фотовыставки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий внеклассного занятия «Азбука маленького россиянина»

На этом внеклассном занятии с помощью русского алфавита обучающиеся знакомятся с главными символами государства, со страницами истории своей страны: великими, известными людьми, которыми гордится Росс...

Презентация к уроку литературного чтения по теме Е. Чарушин "Большие и маленькие" 1 класс

Презентация к уроку литературного чтения  для 1 класса по программе " Начальная школа 21 века" ....

«По больших и маленьких» 1 класс ПНШ

Появление потомства на примере лягушек....

Урок по предмету "Математические представления и конструирование" на тему: Величина (большой – маленький) (2 класс "особый ребёнок")

Предмет: Математические представления и конструирование.Тема: Величина (большой – маленький).Класс: 2 «Г» «особый ребёнок» (F -72).Тип урока: комбинированный.Цель:  1. Продолжать учить детей разл...

Гражданское образование и патриотическое воспитание обучающихся начальной школы через кружок «Маленький Россиянин».

Актуальность данной темы прописана в ФГОС«…Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»):} любящий свой народ, свой край и свою Родину...

План воспитательной работы во 2 классе(3 четверть, тема четверти "ТЫ - РОССИЯНИН")

План воспитательной работы во 2 классе(3 четверть, тема четверти "ТЫ - РОССИЯНИН")...

конспект урока \'\'Самый маленький\'\',3 класс, УМК \'\'ПНШ\'\'

конспект урока ''Самый маленький'',3 класс, УМК ''ПНШ''...