Программа по внеурочной деятельности. "Волшебный квадрат" (Оригами)
рабочая программа на тему
Программа по внеурочной деятельности "Волшебный квадрат" предусматривает овладенияовладение искусством складывания из квадрата бумаги различных фигур и декоративных композиций. Направлена на развитие детской фантазии и творчества. Предполагает организацию полноценного досуга детей младшего школьного возраста. Программа расчитана на 4 года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
origami.doc | 143 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Тальянская» СОШ №17
Программа по внеурочной деятельности
«Волшебный квадрат»
(Оригами)
(4 года.)
Составила: учитель
начальных классов
Горбунова
Светлана Петровна
Пояснительная записка.
В настоящее время у детей падает интерес к знаниям и творчеству. Они предпочитают пассивные способы отдыха: видео, игры готовыми (часто некачественными) игрушками. Эта программа предусматривает организацию полноценного досуга, дать толчок детской фантазии, показать детям, какие возможности таятся в самом простом материале - бумаге, какие красивые и интересные вещи из них можно сделать.
Программа кружка «Волшебный квадрат» предусматривает овладение искусством складывания из квадрата бумаги различных фигурок и декоративных композиций и рассчитана на 4 года. Формы занятий групповые и индивидуальные
Цель: о Воспитание творческой, социально активной личности.
Задачи:
Развитие познавательных интересов.
Развитие творческих способностей и детского воображения
Развитие внимания, образного и пространственного мышления
Воспитание аккуратности, усидчивости, терпения.
Развитие мышечной активности рук и пальцев.
Основные направления содержания деятельности.
Основными направлениями содержания деятельности является:
- привитие художественного вкуса
- развитие творческих способностей
- детского воображения
- воспитание любви к природе
- воспитание патриотических чувств
Новизна этой программы в том, что содержание по годам разделено по компонентам деятельности. Структурно программа устроена по этапам. Первый этап определяет содержание и характер совместной работы руководителя и ребёнка по осознанию предстоящей практической деятельности: это анализ конструкции изделий, анализ технологии его изготовления, сведения о правилах безопасной работы инструментами, свойств используемых материалов, подлежащих целенаправленному наблюдению и опытному исследованию.
Второй этап предусматривает перечень самостоятельных и коллективных действий по анализу изделия, чтению инструкционной карты, обеспечивающей возможность обойтись без помощи руководителя при изготовлении моделей. Третий этап - повышение уровня выполняемых операций и ознакомление с новыми операциями.
От года к году изменяется уровень самостоятельности детей в мыслительных действиях.
Методы:
- словесный
- наглядный
- практического выполнения
Формы проведения занятий:
- беседы
- коллективная деятельность
- игры и соревнования
- инсценировки
- выставки
Условия реализации программы.
Занятия проводятся в кабинете за рабочими столами. Детям предоставляются образцы, инструкционные карты коллективные и индивидуальные. Занимаются дети один раз в неделю по 1 часу.
Оценка эффективности программы.
Программа оценивается качеством получаемых знаний и умением применять на практике. Итогом работы является выставка работ.
Первый год.
Календарно- тематическое планирование.
№ п/п | Тема | Количество часов | Дата | ||
Всего | Теория | Практ. | |||
1. | Школа оригами | 1 | 1 | 0 | |
2. | Аппликация и мозаика | 2 | 1 | 1 | 1 |
3. | Техника безопасности. | 1 | 1 | 0 | |
4. | Техника складывания | 2 | 1 | 1 | |
5. | Классические модели | 2 | 0 | 2 | |
6. | Закладки | 2 | 1 | 1 | |
7. | Аппликации | 7 | 1 | 6 | |
8. | Мозаика | 1 | 1 | 0 | |
10. | Итого: | 34 | 9 | 25 |
Содержание тем программы 1 года.
- Школа оригами
Виды изделий оригами. Одностороннее оригами.
- Аппликация и мозаика
Понятия «аппликация», «мозаика». Варианты оригамской аппликации по мотивам народной росписи, вышивки.
- Техника безопасности.
Правила техники безопасности с ножницами. Правила работы с клеем.
- Техника складывания
Квадрат из прямоугольника. Базовая форма «треугольник»
- Классические модели
Домашние животные. Щенок. Котёнок
- Закладки
Изготовление книг. Бережное отношение к учебникам. Изготовление закладок.
- Аппликации
Виды аппликаций. Оригами в аппликациях. Объёмная аппликация «Цыплята»
- Мозаика
Мозаика из геометрических фигур. Мозаика из модулей: «уголки», «тройной блинчик», «цветок», «звёздочка»
Основные требования к знаниям и умениям.
К концу 1 года дети должны знать:
♦ название и назначение материалов.
- правила безопасности труда и личной гигиены.
- виды изделий оригами. Одностороннее оригами.
- понятия «аппликация», «мозаика». Варианты оригамской аппликации по мотивам народной росписи, вышивки
Уметь:
♦ делать квадрат из прямоугольника.
- выполнять сгибы
- точно совмещать углы
- выполнять базовую форму «треугольник»
- выполнять объёмные аппликации.
- самостоятельно складывать мозаику из модулей.
Второй год.
Календарно- тематическое планирование.
№ п/п | Тема | Количество часов | Дата | ||
Всего | Теория | Практ. | |||
1. | История оригами | 1 | 1 | 0 | |
2. | Виды бумаги. | 2 | 1 | 1 | 1 |
3. | Техника безопасности. | 1 | 1 | 0 | |
4. | Техника складывания | 2 | 1 | 1 | |
5. | Складывание простых моделей. 1) Хлопушки 2) Вертушки 3) Самолётики | 2 | 0 | 2 | |
6. | Бумажная сказка | 2 | 1 | 1 | |
7. | Новогодние украшения. 1 )Рождественская звезда 2)Орнамент 3)3везда Джексона 4)Твистер 5)3везда Арлекин 6)Ажурные шары 7)Новогодняя композиция | 7 | 1 | 6 | |
8. | Сочетание оригами с другими материалами | 1 | 1 | 0 | |
9. | Зверюшки на пальчик. | 3 | 1 | 2 | ... |
10. | ^ Насадки на карандаш | 1 | 0 | 1 | |
11. | Зоопарк в кармане. | 12 | 1 | 11 | |
12. | Итого: | 34 | 9 | 25 |
Содержание тем программы 2 года.
I. История оригами.
Происхождение искусства складывания бумаги. Использование оригами в определённых японских церемониях и ритуалах (Каташиро, Кукольный фестиваль).
П. Виды бумаги.
Газетная, писчая, чертёжная, ватман, картон, и др. Свойства
бумаги.
III. Техника складывания.
Сгиб. Острота сгиба. Сгиб «горой» и «долинкой». Совмещение углов. Складывание внутрь (карман). Складывание наружу (капюшон). Гофрирование. Способы складывания (лапы, ноги, клю^ы, хвосты). Практическая работа: лиса, зайчонок, пингвин, цыплёнок.
IV. Аппликация.
V. Складывание простых моделей.
Складывание на лицевую сторону. Складывание внутрь. Выгнуть, вогнуть. Практическая работа: хлопушки, вертушки, самолётики, коробочки.
VI. Бумажная сказка.
Сказочная история о мальчике. Практическая работа: персонажи сказки из квадрата бумаги.
VII. Новогодние украшения.
Легенда о рождественской ёлке. Понятия: модуль, модульные конструкции. Способы соединения модулей. Деление квадрата на 9 равных частей. Практическая работа: ёлочные украшения и новогодние композиции.
VIЦ. Пальчиковый театр. Понятия: театр, пьеса. Сочинение пьесы для пальчикового театра. Инсценирование. Практическая работа: персонажи пьесы.
IX. Зоопарк в кармане. Домашние и дикие животные. Условия обитания. Охрана животных. Практическая работа: белый медведь, лиса, волчок, пеликан, попугай, кобра, тюлень, голубь, кролик, страус, слон, носорог.
Основные требования к знаниям и умениям.
К концу 2 года дети должны знать:
♦ название и назначение материалов.
- правила безопасности труда и личной гигиены.
- где впервые появилось оригами и с чем это связано. Уметь:
♦ делать квадрат из прямоугольника.
- выполнять сгибы
- точно совмещать углы
- складывать на лицевую и изнаночную сторону
- выполнять «карман, капюшон, гофрирование».
- самостоятельно складывать лёгкие модели.
Третий год.
Тематическое планирование.
№ п/п | Тема | Количество часов | Дата | ||
Всего | Теория | Практ. | |||
1.. | История оригами. | 3 | 3 | 0 | |
2. | Бумага в Японии. | 1 | 1 | 0 | |
3. | Техника складывания. | 2 | 0 | 2 | |
4. | Базовые формы. | 2 | 0 | 2 | |
5. | Условные обозначения. | 2 | 2 | 0 | |
6. | Карнавал | 6 | 1 | 5 | |
7. | Цветущий сад. | 6 | 1 | 5 | |
8. | Цветочные композиции. | 3 | 0 | 3 | |
9. | Собаки и коты - бумажные 'хвосты. | 6 | 1 | 5 | |
10. | Насекомые. | 3 | 0 | 3 | |
Итого: | 34 | 9 | 25 |
Содержание тем программы 3 года.
I. История оригами.
Происхождение искусства складывания бумаги (Гохей).
Использование оригами в этикете (Ноши). Оригами в
украшениях, костюмах, мебели.
II. Бумага в Японии.
Появление и распространение бумаги. Изготовление
бумаги. Сорта и свойства бумаги.
III. Техника складывания.
Квадрат из треугольника. Треугольник из квадрата.
Трапеция из квадрата. Ромб из квадрата.
IV. Базовые формы.
«Верблюд», «пони», «рыба», «подушка», «шляпа», «катамаран», «лягушка», «журавлик», «динозавр», «бумажный змей», «черепаха».
V. Условные обозначения.
Линии видимого и невидимого контура. Линия перегиба. Линия надреза. Согнуть. Совместить. Расправить. Надуть. Соединить. Перевернуть и др. Упражнения в чтении технологических карт.
VI. Карнавал.
Карнавалы. Практическая работа: шляпы для карнавала, .элементы костюмов. Поздравительная открытка.
VII. Собаки и коты - бумажные хвосты.
Породы кошек и собак. Уход за домашними животными. Практическая работа: Грустный щенок, Кошка Тоши Тахакамы, Щенок Бигля, Кот с белыми чулками, Бультерьер, Ангорский кот, Нубийская кошка, Котёнок, Скоч-терьер.
VIII. Цветущий сад.
Дикорастущие и декоративные растения.
Практическая работа: крокус с листом, кувшинка с листом, фуксия, подсолнух, цветы на ветке, лилия, мак, гладиолус.
IX. Насекомые. Бабочки, муха.
Основные требования к знаниям и умениям.
К концу 3 года дети должны знать:
- историю оригами
- историю происхождения бумаги в Японии и России. Уметь:
- складывать базовые формы
- читать условные обозначения
♦ складывать модели с помощью схем
♦ составлять композиции из моделей оригами.
Четвёртый год.
Тематическое планирование.
№ п/п | Тема | Количество часов | Дата | ||
Всего | Теория | Практ. | |||
1. | История оригами. | 3 | 3 | 0 | |
2. | Техника складывания | 3 | 0 | 3 | |
3. | Типы и формы оригами | 2 | 1 | 1 | |
4. | Вазы и цветочные композиции | 5 | 1 | 4 | |
5. | Авиационные термины | 1 | 1 | 0 | |
6. | Летающие модели | 6 | 1 | 5 | |
7. | Плавающие модели | 6 | 1 | 5 | |
8. | Животные | 8 | 0 | 8 | |
9. | Итого: | 34 | 8 | 26 |
Содержание тем программы 4 года.
I. История оригами.
Оригами в России и Европе.
II Техника складывания.
Даление отрезка пополам. Деление угла 45° на три равные части. Изготовление правильного треугольника. Изготовление правильного пятиугольника. Изготовление правильного шестиугольника.
Ш. Типы и формы оригами.
Аише-и. Нишики-и. Касакеори. Кавари-и.
IV. Вазы и цветочные композиции.
Японская ваза. Китайская ваза. Цветочные композиции в сочетании с природным материалом.
V. Летающие модели.
Первоначальные сведения о летательных аппаратах. Практическая работа: «Стрела», «планер», «Кондор», .«истребитель Мираж-5», «Сингапурский глайдер», «летающее блюдце», «Птеролёт».
VI. Плавающие модели.
Практическая работа: «Плоскодонка», «Бразильская барка», «Гондола», «моторка», «Американский парусник», «океанский лайнер», «яхта», «парусник», «Джонка».
VII. Животные.
Практическая работа: свинка, панда, лось, олень, бычок, лошадка, тюлень, белочка, ласточка на гнезде.
Основные требования к знаниям и умениям.
К концу 4 года дети должны знать:
- историю проникновения оригами в Россию и Европу.
- различать виды оригами
- виды летательных и плавательных аппаратов. Уметь:
♦ самостоятельно делить отрезок пополам
♦ самостоятельно делить угол 45 на три равные части
♦ из квадрата делать правильный треугольник, пятиугольник, шестиугольник
♦ складывать сложные модели с помощью схем и руководителя.
Литература для учителя:
Афонькин С. Ю. «Цветущий сад оригами». – СПб: «Химия», 1995 г. Афонькин С. Ю. «Оригами. Зоопарк в кармане». – СПб: «Химия», 1995 г.
Афонькин С. Ю. «Собаки и коты – бумажные хвосты». - СПб: «Химия», 1995 г.
Афонькин С. Ю. «Оригами. Волшебный квадрат». Санкт-Петербург. «Литера», 2005 г.
Афонькин С. Ю. «Оригами. Бумажный зоопарк». Санкт-Петербург. «Литера», 2005 г.
Большая энциклопедия поделок. М. «Росмен-пресс», 2001 г.
Гарматин А. «Оригами для начинающих». Ростов-на-Дону:»Владис», 2004 г.
Иванов И. А. «Из простой бумаги мастерим как маги». Ярославль. «Академия», 2001 г.
Выгонов В. В. «Практикум по трудовому обучению». М. «Академия», 1999 г.
Выгонов В. В. «Я иду на урок». Трудовое обучение. М. «Первое сентября», 2002 г.
Соколова С. «Школа оригами». М.:Эксмо,2008 г.
Литература для учеников.
Афонькин С. Ю. «Цветущий сад оригами». - СПб: «Химия», 1995 г.
Афонькин С. Ю. «Оригами. Зоопарк в кармане». - СПб: «Химия»,
1995 г.
Афонькин С. Ю. «Собаки и коты - бумажные хвосты». - СПб:
«Химия», 1995 г.
Афонькин С. Ю. «Оригами. Волшебный квадрат». Санкт-
ПетерсЗург. «Литера», 2005 г.
Афонькин С. Ю. «Оригами. Бумажный зоопарк». Санкт-Петербург.
«Литера», 2005 г.
Большая энциклопедия поделок. М. «Росмен-пресс», 2001 г.
Иванов И. А. «Из простой бумаги мастерим как маги». Ярославль.
«Академия», 2001 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по внеурочной деятельности "Волшебный карандаш" 1 класс
Пояснительная записка к программе по внеурочной деятельности "Волшебный карандаш" (1-4 класс) Тематическое планирование внеурочного курса "Волшебный карандаш" (для 1 класса)...
программа по внеурочной деятельности "Волшебный мир бумаги"
Рабочая программа кружка «Волшебный мир бумаги» составлена на основе авторской программы Т.Н. Просняковой «Художественное...
ПРОГРАММА Курса ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ОРИГАМИ»
Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников 1 класса и предназначена для реализации в одном отдельно взятом классе. Программа «...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебный карандаш" ".
Рабочая программа разработана для учащихся 1 класса. Данная программа дает вожможность увидеть и раскрыть талантливых детей в области рисования. На занятиях применяются нетрадиционные методики, ...
Программа по внеурочной деятельности « Волшебный карандаш»
программа для 1 класса...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебный клубок" 1 класс
Рабочая программа создана для организации внеурочной деятельности младших школьников первого года обучения и рассчитана на 34 часа в год...
Программа курса внеурочной деятельности "Волшебная паутинка"
Актуальность данной программы заключается в том, что занятия по программе «Волшебная паутинка» помогают личности открыть в себе творческие способности, почувствовать постоянное желание заниматься руко...