Рабочие программы
рабочая программа (1 класс) на тему
Представлены рабочие программы для 1 класса по системе Л.В. Занкова
Скачать:
Предварительный просмотр:
РАССМОТРЕНО на заседании кафедры начального образования (протокол № от_________ ) | «Утверждаю» Директор МБОУ БГО «Борисоглебская гимназия №1» _______________________Е.О. Агаева (Приказ МБОУ БГО «Борисоглебская гимназия №1» № от 2.09 2014г.) | ||
СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР ___________________Попова А.В.
| |||
ПРИНЯТО на НМС МБОУ БГО «Борисоглебская гимназия №1» (протокол № от г.) |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
по духовно-нравственному развитию личности
«Я познаю ТРИЗ»
I «Б» класс
Составитель: Негадова О.П.,
учитель начальных классов, I КК
Пояснительная записка
Программа по духовно-нравственному развитию личности «Я познаю ТРИЗ» предназначена для учащихся 1 «Б» класса, желающих расширить свои представления об окружающем мире. Представленная программа может изучаться в рамках раздела ФГОС «Внеурочная деятельность в начальной школе» (программа духовно-нравственного развития личности).
Проблема развития и совершенствования творческих способностей, интенсификации возможностей каждого человека занимает важное место в современных условиях изменчивости окружающего мира во всех его сферах: экономической, социальной, научной, технической, коммуникативной, художественной. В этих условиях повышаются требования к качествам личности, которые определяются как креативные: открытость новому опыту, умение находить оригинальное решение в нестандартной ситуации, творческое отношение к действительности.
Одной из основных задач духовно-нравственного развития обучающихся на ступени начального общего образования в области формирования личностной культуры является формирование способности к реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально-ориентированной деятельности. В процессе обучения происходит воспитание творческого отношения к учению, труду, жизни посредством презентации творческих достижений, стимулирования творческого учебного труда, предоставления обучающимся возможностей для проявления творческой инициативы, творческого применения знаний и умений.
Программой духовно-нравственному развитию личности «Я познаю ТРИЗ» предполагает построение занятий на принципах сотрудничества и сотворчества детей и взрослого, обеспечение роста творческого потенциала, познавательных мотивов учащихся, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности, ориентация на привлечение детского опыта в качестве ресурса построения занятия, возможность переноса полученных знаний на другое учебное и внеучебное содержание, разнообразие организационных форм, учёт индивидуальных особенностей каждого ученика.
С целью стимулирования творческого подхода обеспечивается создание установки на оригинальное выполнение задания, осуществляется целенаправленный поиск многовариантности как в формулировке, так и в способах выполнения различных заданий; поощряются нестандартные решения, замечаются проявления самостоятельного творчества учащихся в различных областях; используются приёмы и методы активизации мышления и воображения, разработанные в ТРИЗ (теории решения изобретательских задач).
Цель программы «Я познаю ТРИЗ»:
ознакомление учащихся с объектами и явлениями окружающего мира посредством отгадывания и сочинения загадок.
Программа предусматривает решение следующих основных задач:
развитие восприятия – представления воображения как способности воспроизводить и удерживать известные образы, управляемо менять их, создавать новые образы на базе собственного опыта;
формирование системного мышления путем обучения организации информации на базе инструментов ТРИЗ;
формирование диалектического мышления на базе инструментов ТРИЗ через обучение выявлению, анализу и решению исследовательских и изобретательских проблем:
постановке исследовательских вопросов;
выдвижению и экспериментальной проверке гипотез, формулированию и разрешению противоречий, ориентировке на идеальное решение с использованием ресурсов, оценке полученных идей, рефлексии способов получения решения.
Образовательные компетенции, формируемые в процессе обучения:
ценностно-смысловые:
– способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём;
– умение выбирать смысловые установки для своих действий и поступков;
общекультурные:
– расширение кругозора;
– повышение уровня осведомлённости в бытовой и культурно-досуговой сферах;
учебно-познавательные:
– умения организации учебно-познавательной деятельности;
– овладение приёмами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем;
информационные:
– умение получать, анализировать и отбирать необходимую информацию из различных источников;
коммуникативные:
– овладение навыками работы в группе;
– владение различными социальными ролями в коллективе;
– развитие навыков задать вопрос, вести дискуссию и др.;
социально-трудовые:
– поддержка и стимулирование социальной активности;
личностные:
– освоение способов духовного и интеллектуального саморазвития;
– овладение навыками эмоциональной саморегуляции;
– формирование культуры мышления и поведения.
Место объединения в учебном процессе.
Объединение включает: одно занятие в неделю, 24 занятия за учебный год ( в 1 четверти в 1–х классах внеурочная деятельность не предусмотрена). Эти занятия отличаются тем, что имеют не учебный характер. Так серьезная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает младших школьников.
Формы занятий:
- по количеству детей, участвующих в занятии: коллективная, групповая;
- по особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум, тренинг, семинар, ролевая и деловая игра;
- по дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.
Режим занятий: Продолжительность занятий: 1 класс – 2 четверть по 35 минут, 3-4 четверть по 45 минут.
Виды деятельности: игровая, познавательная.
Формы подведения итогов
обучение предполагает продуктивную творческую деятельность – сочинение загадок и сюжетов сказок, рисование, изготовление аппликаций, поделок и др., что служит показателем уровня освоения учебного содержания.
Требования к уровню подготовки детей
Ожидаемые результаты:
К концу 1 класса учащиеся
будут знать: цвета радуги, признаки отличия шара от круга, квадрата от куба; признаки отличия твёрдого вещества от жидкого, назначение различных органов чувств, о возможности изменения объектов во времени, последовательность описания объекта при помощи системного оператора («многоэкранки»);
будут уметь: описывать объекты ближайшего окружения по признакам «цвет, форма, размер, вещество»; понимать относительность размера («для кого?» «по сравнению с чем?»); описывать объекты и ситуации ближайшего окружения по вопросам: «вижу? слышу? ощущаю запах? пробую на вкус? дотрагиваюсь?»; выделять основные части объекта ближайшего окружения и их назначение; описывать объекты ближайшего окружения при помощи системного оператора («многоэкранки»).
Содержание программы
1. Путешествие в Страну загадок (1 ч)
1.1. Знакомство со Страной загадок
Реальные и сказочные страны. Какая она – Страна загадок? Знакомство с «гидом» (Игрушкой).
2. Город самых простых загадок. Улица «Цвет» (3 ч)
2.1. Улица «Цвет»
Знакомство с Городом самых простых загадок. Как получить радугу из трёх цветов? Как придумывают «цветные» загадки?
2.2. Изменение цвета в природе
Кто, когда и почему изменяет цвет? Решение проблемных ситуаций про осьминожков.
2.3. Цвет в рукотворном мире
Фантазирование: если бы предметы могли менять свой цвет. Необычное рисование. Упражнение «Ниткопись».
3. Город самых простых загадок. Улица «Форма» (4 ч)
3.1. Улица «Форма»
Геометрические фигуры в окружающих предметах. Сравнение плоских и объёмных геометрических фигур.
3.2. Изменение формы
Обсуждение: круглые и квадратные дома: что хорошего, что плохого? Как может изменяться форма предмета?
3.3. Замок похожестей-непохожестей
Фантазирование: что на что похоже? Знакомство с алгоритмом сочинения загадок «по сходству».
3.4. Геометрические головоломки
Как нарисовать конверт? Игры с головоломкой Пифагора. Сочинение сказки.
4. Город самых простых загадок. Улица «Размер» (3 ч)
4.1. Улица «Размер»
Знакомимся с рекордами природы. Что и как можно измерить? Зачем нужны измерительные приборы?
4.2. Относительность размера
Как один предмет может быть сразу и большим и маленьким?
4.3. Противоречия в размере
Приёмы разрешения противоречия: «часть – большая, часть – маленькая», «то – большая, то – маленькая», «одно – маленькое, вместе – большое». Сказка про человека, который может изменять свой рост.
5. Город самых простых загадок. Улица «Вещество» (4 ч)
5.1. Улица «Вещество»
Вещества вокруг нас. Практическая работа: свойства материалов.
5.2. Агрегатное состояние вещества
Сравнение жидких и твёрдых веществ. Газообразные вещества. Объяснение «метода маленьких человечков». Инсценирование физических явлений.
5.3. Вещества в изобретательских ситуациях
Решение изобретательских задач. Составление загадок с помощью «метода маленьких человечков». Сказка про человека, который может становиться твёрдым, жидким, газообразным.
5.4. Сочинение загадок
Правила составления загадок по признакам «цвет», «форма», «размер», «вещество». Игра «Да-нетка».
6. Город пяти чувств (5 ч)
6.1. Улица «Зрение»
Какую работу выполняют различные органы чувств? Знакомство с алгоритмом сочинения загадок «по признакам». Упражнение «Портрет Невидимки».
6.2. Улица «Слух»
Способы «происхождения» звука. Упражнение «Соноскоп событий».
6.3. Улица «Осязание»
Упражнение «Узнай на ощупь». Свойства предметов: видимые и «невидимые» (ощущаемые). Знакомство с алгоритмом сочинения загадок «с противоречиями».
6.4. Улица «Обоняние». Улица «Вкус»
Какие бывают запахи? Упражнение «Узнай по запаху». Решение «вкусных» загадок. Разрешение противоречия «съедобное – несъедобное»: во времени, в пространстве, в отношениях. Обсуждение «На вкус и цвет…».
6.5. Решение изобретательских задач «на обнаружение»
Рассказ по сюжетной картинке с «включением» различных органов чувств. Как органы чувств помогают решать изобретательские задачи.
7. Город загадочных частей (2ч)
7.1. Знакомство с Городом загадочных частей. Сочинение загадок
Игра «Узнай по части». Упражнение по варьированию подсистем.
Знакомство с алгоритмом сочинения загадок «про части» объекта.
7.2. Игры и упражнения со словами. Придумывание необычных предметов
Игры и упражнения со словами. Приём «Кит и Кот». Упражнение «Конструктор из букв».
Практическая работа: фантастическое животное, необычный портрет.
8. Город загадочных мест (1 ч)
8.1. Знакомство с Городом загадочных мест. Сочинение загадок
Упражнение «Необыкновенное путешествие».
Знакомство с алгоритмом сочинения загадок-«матрёшек». Придумывание метафор.
9. Путешествие на машине времени (1ч)
9.1. Путешествие в прошлое , будущее и Город загадочных дел
Настоящее, прошлое и будущее предмета. История предмета. Технология изготовления предмета.
Фантазирование: какими будут объекты в будущем?
Системный оператор («многоэкранка»). Описание объектов при помощи системного оператора.
Учебно-методические средства обучения
1. Винокурова, Н. К. Лучшие тесты на развитие творческих способностей: книга для детей, учителей и родителей/Н. К. Винокурова. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.
2. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте/Л. С. Выготский. – М.: Просвещение, 1991.
3. Гин, С. И. Первые дни в школе/С. И. Гин, И. Е. Прокопенко. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2008.
4. Литература и фантазия / сост. Л. Е. Стрельцова. – М.: Просвещение, 1991.
5. Межиева, М. В. Развитие творческих способностей у детей 5–9 лет/М. В. Межиева. – Ярославль: Академия развития, 2002.
6. Нестеренко, А. А. Страна загадок/А. А. Нестеренко. – Ростов н/Д.: РГУ, 1995.
7. Родари, Д. Грамматика фантазии: Введение в искусство придумывания историй/Д. Родари. – М.: Самокат, 2011.
8. Симановский, А. Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов/А. Э. Симановский. – Ярославль: Гринго, 1996.
9. Тамберг, Ю. Г. Развитие творческого мышления ребенка/ Ю. Г. Тамберг. – СПб.: Речь, 2002.
10. Шустерман, М. Н. Новые приключения Колобка/М. Н. Шустерман. – М.: Педагогика, 1993.
Календарно-тематический план внеурочной деятельности
по духовно-нравственному развитию личности «Я познаю ТРИЗ» в I «Б» классе (24 часа)
№ | Наименование разделов, тем | Количество часов | Характеристика основных видов деятельности обучающихся | Планируемые результаты (УУД) | Формы контроля | Учебная неделя | Дата проведения | Примечание |
Путешествие в страну загадок ( 1 ч) | ||||||||
1 | Знакомство со Страной загадок | 1 | Реальные и сказочные страны. Какая она – Страна загадок? Знакомство с «гидом» (Игрушкой). Фантазирование, беседа, игра | отзыв | 9.11-13.11 | |||
Город самых простых загадок. Улица «Цвет» (3 ч) | ||||||||
2 | Улица «Цвет» | Знакомство с Городом самых простых загадок. Как получить радугу из трёх цветов? Как придумывают «цветные» загадки? Практическая работа, создание творческих продуктов | Личностные: иметь свою точку зрения, отстаивать ее при необходимости; активно сотрудничать со взрослыми, совместно с другими учащимися; решать учебные и неучебные задачи; давать оценку своим поступкам и поведению других людей. | загадка | 16.11-20.11 | |||
3 | Изменение цвета в природе | Кто, когда и почему изменяет цвет? Решение проблемных ситуаций про осьминожков. Игра, проблемный диалог | обсуждение | 23.11-27.11 | ||||
4 | Цвет в рукотворном мире | Фантазирование: если бы предметы могли менять свой цвет. Необычное рисование. Упражнение «Ниткопись». Фантазирование, беседа, практическая работа
| рисунок | 30.11-4.12 | ||||
Город самых простых загадок. Улица «Форма» (4 ч) | ||||||||
5 | Улица «Форма» | Геометрические фигуры в окружающих предметах. Сравнение плоских и объёмных геометрических фигур. Беседа, сравнение | Регулятивные: самоопределение, самопознание, самореализация обеспечивают способность обучающегося к непрерывному образованию и самообразованию на протяжении всей жизни; овладение учебной деятельностью –осмысленное целеполагание (понять, принять, самому ставить цель); планирование (действий, объема работы, темпа ее выполнения), осуществление задуманного плана, самоконтроль (коррекцию), самооценку. | игра | 7.12-11.12 | |||
6 | Изменение формы | Обсуждение: круглые и квадратные дома: что хорошего, что плохого? Как может изменяться форма предмета? Проблемный диалог | поделка | 14.12-18.12 | ||||
7 | Замок похожестей-непохожестей | Фантазирование: что на что похоже? Знакомство с алгоритмом сочинения загадок «по сходству». Создание творческих продуктов | загадка | 21.12-25.12 | ||||
8 | Геометрические головоломки | Как нарисовать конверт? Игры с головоломкой Пифагора. Сочинение сказки. Практическая работа , фантазирование | рисунок | 11.01-15.01 | ||||
Город самых простых загадок. Улица «Размер» (3 ч) | ||||||||
9 | Улица «Размер» | Знакомимся с рекордами природы. Что и как можно измерить? Зачем нужны измерительные приборы? Беседа, проблемный диалог | Познавательные: целостное восприятие образов; анализ, выделение свойств, существенных признаков, осуществление сравнения, классификации; самостоятельный поиск необходимой информации | обсуждение | 18.01-22.01 | |||
10 | Относительность размера | Как один предмет может быть сразу и большим и маленьким? Проблемный диалог | рисунок | 25.01-29.01 | ||||
11 | Противоречия в размере | Приёмы разрешения противоречия: «часть – большая, часть – маленькая», «то – большая, то – маленькая», «одно – маленькое, вместе – большое». Сказка про человека, который может изменять свой рост. Проблемный диалог, фантазирование | сказка | 1.02-5.02 | ||||
Город самых простых загадок. Улица «Вещество» (4 ч) | ||||||||
12 | Улица «Вещество» | Вещества вокруг нас. Практическая работа: свойства материалов. Практичекая работа | Коммуникативные: деловое (учебное) сотрудничество; освоение культуры общения (слушать речь учителя, адресованную всему классу, слушать товарища, не перебивать высказывания других людей, задавать вопросы на понимание и уточнение); овладение письменной речью – передача информации в знаковой форме (схемы, таблицы, рисунки). | обсуждение | 8.02-12.02 | |||
13 | Агрегатное состояние вещества | Сравнение жидких и твёрдых веществ. Газообразные вещества. Объяснение «метода маленьких человечков». Инсценирование физических явлений. Игра беседа, инсценировка
| загадка | 15.02-19.02 | ||||
14 | Вещества в изобретательских ситуациях | Решение изобретательских задач. Составление загадок с помощью «метода маленьких человечков». Сказка про человека, который может становиться твёрдым, жидким, газообразным. Решение изобретательских задач | загадка | 29.02-4.03 | ||||
15 | Сочинение загадок | Правила составления загадок по признакам «цвет», «форма», «размер», «вещество». Игра «Да-нетка». Создание творческих продуктов | рисунок | 7.03-11.03 | ||||
Город пяти чувств (5 ч) | ||||||||
16 | Улица «Зрение» | Какую работу выполняют различные органы чувств? Знакомство с алгоритмом сочинения загадок «по признакам». Упражнение «Портрет Невидимки». Игра, беседа, решение изобретательских задач | Личностные: иметь свою точку зрения, отстаивать ее при необходимости; активно сотрудничать со взрослыми, совместно с другими учащимися; решать учебные и неучебные задачи; давать оценку своим поступкам и поведению других людей. Регулятивные: самоопределение, самопознание, самореализация обеспечивают способность обучающегося к непрерывному образованию и самообразованию на протяжении всей жизни; овладение учебной деятельностью –осмысленное целеполагание (понять, принять, самому ставить цель); планирование (действий, объема работы, темпа ее выполнения), осуществление задуманного плана, самоконтроль (коррекцию), самооценку | обсуждение | 14.03-18.03 | |||
17 | Улица «Слух» | Способы «происхождения» звука. Упражнение «Соноскоп событий». Беседа, игра, практическая работа | описание | 21.03-25.03 | ||||
18 | Улица «Осязание» | Упражнение «Узнай на ощупь». Свойства предметов: видимые и «невидимые» (ощущаемые). Знакомство с алгоритмом сочинения загадок «с противоречиями». Игра, практическая работа, создание творческих продуктов | рассказ | 4.04-8.04 | ||||
19 | Улица «Обоняние». Улица «Вкус» | Какие бывают запахи? Упражнение «Узнай по запаху». Решение «вкусных» загадок. Разрешение противоречия «съедобное – несъедобное»: во времени, в пространстве, в отношениях. Обсуждение «На вкус и цвет…». Проблемный диалог,йфантазирование | сказка | 11.04-15.04 | ||||
20 | Решение изобретательских задач «на обнаружение» | Рассказ по сюжетной картинке с «включением» различных органов чувств. Как органы чувств помогают решать изобретательские задачи. Игра, анализ, решение изобретательских задач | обсуждение | 18.04-22.04 | ||||
Город загадочных частей (2 ч) | ||||||||
21 | Знакомство с Городом загадочных частей. Сочинение загадок | Игра «Узнай по части». Упражнение по варьированию подсистем. Знакомство с алгоритмом сочинения загадок «про части» объекта. Игра, обсуждение | рисунки | 25.04-29.04 | ||||
22 | Игры и упражнения со словами. Придумывание необычных предметов | Игры и упражнения со словами. Приём «Кит и Кот». Упражнение «Конструктор из букв». Практическая работа: фантастическое животное, необычный портрет. Проблемный диалог, игра | рассказ | 3.05-6.05 | ||||
Город загадочных мест (1 ч) | ||||||||
23 | Знакомство с Городом загадочных мест. Сочинение загадок | Упражнение «Необыкновенное путешествие». Знакомство с алгоритмом сочинения загадок-«матрёшек». Придумывание метафор. Практическая работа | Рисунок, буклет | 10.05-13.05 | ||||
Путешествие на машине времени ( 1 ч) | ||||||||
24 | Путешествие в прошлое , будущее и Город загадочных дел | Настоящее, прошлое и будущее предмета. История предмета. Технология изготовления предмета. Фантазирование: какими будут объекты в будущем? Системный оператор («многоэкранка»). Описание объектов при помощи системного оператора. Проблемный диалог | Обсуждение, описание | 16.05-20.05 |
Итого : 24 часа ( 1 час в неделю)
Предварительный просмотр:
РАССМОТРЕНО на заседании кафедры начального образования (протокол № от_________ ) | «Утверждаю» Директор МБОУ БГО «Борисоглебская гимназия №1» _______________________Е.О. Агаева (Приказ МБОУ БГО «Борисоглебская гимназия №1» № от 01.09 2014г.) |
СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР ___________________А.В. Попова
| |
ПРИНЯТО на НМС МБОУ БГО «Борисоглебская гимназия №1» (протокол № от г.) |
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
( духовно-нравственное направление)
объединение « Уроки - милосердия»
I «А», «Б» классы
Составитель: Негадова О.П.,
учитель начальных классов, I КК
Гребенникова Л.В.,
учитель начальных классов
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
Актуальность.
Программа объединения «Уроки милосердия» в 1х классах на начальной ступени образования гармонично дополняет содержание образовательной области ФГОС « Основы духовно-нравственной культуры народов России».
Культура России исторически формировалась под воздействием православия, и все её сферы глубоко связаны с ним, поэтому православная культура – одна из важнейших областей социально-гуманитарного знания. Являясь исторически ядром традиционной российской культуры, православие тесно связано с национальными культурами не только русского, но и многих других народов России в их историческом развитии и современном состоянии. Без знания основ православной культуры адекватное освоение ценностей российской культуры, особенно гуманитарных, невозможно, а приобщение к ним затруднено. Это обусловливает познавательную значимость православной культуры для всех учащихся российской школы вне зависимости от их отношения к православной религии и Церкви, мировоззренческого, этнического или конфессионального самоопределения их самих или их родителей.
Духовно-нравственный компонент необходим для развития личности, воспитания нравственных качеств и создаёт реальные психологические условия для формирования социальной адаптации: развития социальных умений и навыков поведения, устойчивых позитивных межличностных отношений и нравственных качеств личности ребёнка, которые в полной мере определяют внутренний мир ребёнка. Общеизвестно, что нельзя воспитывать нравственность без включения в деятельность. Только через личный опыт человек может постигать суть человеческих ценностей, взаимоотношений, норм и правил. Программа «Уроки милосердия» воздействует на личность ребёнка посредством православной литературы. Православная художественная литература – богатый источник переживаний, позволяет детям, в процессе анализа ситуации, приобретать знания о нормах поведения православного человека, о вариантах решения нравственных задач, способствует мыслительно-эмоциональному «переносу» ребёнка в ситуацию, описываемую в произведении, помогает идентифицировать себя со святым или героем произведения. Как правильно указывал А. Н. Толстой, положительный герой детской книги призван оказывать большое воспитывающее воздействие на детей: «поведение героя... должно возбуждать одобрение, восхищение, подражание».
Сопоставление положительных и отрицательных образов, моральная оценка их поведения помогает глубже осмыслить раскрываемую ими нравственную идею и, следовательно, усиливает их воспитательное воздействие на детей. Художественные образы заставляют одних ребят почувствовать отрицательные стороны своего поведения, других - укрепиться на своих правильных нравственных позициях. Важно связывать художественные образы с различными моментами детской жизни, к случаю напомнить их детям, подсказать иногда правильное решение вопроса, связанного с моральными проявлениями детей, опираясь на аналогичные факты из литературного произведения.
В программе «Уроков милосердия» предусмотрено знакомство с главными православными праздниками на материале произведений Шмелёва, Салтыкова - Щедрина, Пушкина, Плещеева и других писателей и поэтов
«Уроки милосердия» - это интегрированный курс, который включает в себя не только литературное, но и художественно-эстетическое творчество и музыкальное искусство. Поэтому виды деятельности на уроках самые разнообразные. Это: работа с произведением, репродукциями картин, прикладное творчество, лепка, рисование, раскрашивание рисунков. Там, где целесообразно и вытекает из хода занятия - применяется проектная деятельность и коллективное творческое дело.
Очень важно при знакомстве детей с произведениями литературы и изобразительного искусства, вводящими детей в мир высоких духовно-нравственных образов, делать это в эмоционально привлекательной, понятной форме. Поэтому важную роль на занятиях играет её музыкальная часть. Во время выполнения ручного труда и рисования фрагменты музыкальных произведений могут служить музыкальным фоном.
При изучении программы «Уроки милосердия» очень важно помочь ребёнку ощутить глубокую личную причастность к великим ценностям православия, которые были созданы нашим народом и его государством, предками, законными наследниками которых и являются современные дети: на них лежит ответственность за сохранение и развитие этой величайшей в истории человечества культуры. В связи с чем, очевидно, что в деле духовно-нравственного воспитания ребёнка большое значение имеет взаимодействие педагога с семьей, которая рассматривается как малая Церковь. Постепенное включение родителей в активное воспитание своих детей на «Уроках милосердия» идёт от принятия детских работ в виде подарков до подготовки общих детско-родительских спектаклей, праздников и участия в семейных поездках и экскурсиях, активного участия в благотворительных акциях, концертах, оказании помощи детским домам, ветеранам и участникам Великой Отечественной войны, вдовам погибших.
Особенности и целесообразность программы.
Программа «Уроки милосердия» рассчитана на детей 7 –8 лет. Количество обучающихся в группе 15 человек.
Место объединения в учебном плане
Программа рассчитана на 24 часа . На занятия отводится один час в неделю ( в 1 четверти внеурочная деятельность в 1 -х классах не предусмотрена)
Цель: формирование на основе знакомства с православной культурой высоких ценностных отношений к духовному историческому и культурному национальному наследию и воспитания качеств, отличавших русский характер: доброту, открытость, трудолюбие, патриотизм, сострадание, милосердие, благородство.
Задачи программа:
- Способствовать осознанию младшими школьниками понятий совести, душе, нравственности, благодарности, роде, семье, Родине, прощении; обогащению и наполнению реальным содержанием представлений о благе (добре), истине, красоте, служении людям и Отечеству, духовности.
- Сформировать нравственное отношение к действительности, способность духовно-нравственного осмысления окружающего мира.
- Научить оценивать поведение человека с духовно-нравственных позиций.
- Сформировать потребность в построении собственной поведенческой модели в соответствии с законами духовности.
- Содействовать развитию волевой сферы ребенка – осознанности поведения, самоконтроля.
- Развивать интерес к чтению православной и художественной литературы.
- Способствовать развитию речи, живого образного мышления, самостоятельности суждений, творческих способностей учащихся.
- Воспитывать ответственность за свою жизнь, за жизнь близких, окружающий мир.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного нравственного сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира, частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, еѐ совершенства, сохранение и приумножение еѐ богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и
самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребѐнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма одно из проявлений духовной зрелости человека,
выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Требования к уровню подготовки
Планируемые результаты освоения программы «Уроков милосердия» обучающимися 1-х классов представлены на двух уровнях –личностном и метапредметном.
В результате освоения предметного содержания по «Урокам милосердия» у обучающихся, оканчивающих 1 год обучения, формируются учебные действия:
ЛИЧНОСТНЫЕ
У обучающихся будут сформированы:
чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
У обучающихся могут быть сформированы:
уважительное отношение к созидательной деятельности человека на благо семьи, окружающего мира;
установка на здоровый образ жизни и её реализация в своём поведении.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Обучающиеся научатся:
составлять план выполнения задач, решения проблем творческого характера, выполнения проекта совместно с учителем;
в ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов;
осваивать способы решения проблем творческого характера.
Обучающиеся получат возможность научиться:
оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Познавательные
Обучающиеся научатся:
ориентироваться в учебных пособиях (система обозначений, структура текста, словарь, содержание);
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя материалы учебника (под руководством учителя);
понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков;
сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие;
группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.
получат возможность научиться:
сопоставлять информацию, представленную в разных видах;
выбирать задание из предложенных, основываясь на своих интересах.
Коммуникативные
Обучающиеся научатся:
осознавать ценность семьи, человеческой жизни
анализировать и оценивать поведение и поступки людей
соблюдать правила нравственных взаимоотношений в коллективе, свободно общаться в типовых ситуациях повседневности
Средства контроля
Контроль и оценка деятельности обучающихся осуществляется с помощью творческих заданий, проектов и проверочных работ обучающего или контролирующего характера. Характер заданий для проверки умений, навыков, знаний терминов, доступен для учащихся и построен на пройденном и отработанном материале. Предлагаемые задания имеют целью обеспечить необходимый уровень обратной связи для учителя, а также необходимый уровень мотивации дальнейшего изучения «Уроков милосердия» для учащихся, показывая им реальный уровень их достижений и определяя проблемные области.
Содержание программы ( 24 часа, 2-4 четверть)
Блок 1. Милосердие в семье
Родители и дети. Семья-это остров любви, послушания. Жадность – причина разлада в семье. Лучше папы друга нет. Дедушки, бабушки и внуки. Общие дела у дедушек и бабушек с внуками. Братья и сёстры. Друзья. Причины ссор. Способы предотвращения ссор. Братская любовь крепче каменных стен. Утешение друга в болезни. Добрые и некрасивые слова.
Блок 2. Милосердие к ближним
Рождество Христово. События праздника. Традиции праздника. Светлая Пасха. Традиции праздника. Милосердие к больным, сиротам.
Блок 3. Доброе отношение к природе
Наши маленькие друзья. Отношение к домашним животным. Бездомные животные. Доброе отношение к птицам.
Учебно-методические средства обучения
Литература
1. Г.Д. Зубова. Уроки милосердия. Учебное пособие для учащихся 1-х классов, Тамбов. 2014
2. Г.Д.Зубова. Методические рекомендации по реализации образовательного курса «Уроки милосердия», Тамбов. 2014
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету
Технические средства обучения (ТСО)
Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц.
Экспозиционный экран.
Аудиопроигрыватель.
Персональный компьютер.
Мультимедийный проектор
Экранно-звуковые пособия
Видеофильмы по предмету (в том числе в цифровой форме).
Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения (в том числе в цифровой форме)
Календарно-тематический план внеурочной деятельности
объединение «Уроки милосердия» (24 часа)
№ | Наименование разделов, тем | Количество часов | Характеристика основных видов деятельности обучающихся | Планируемые результаты (УУД) | Формы контроля | Учебная неделя | Дата проведения | Примечание |
1 | Родители и дети. Семья-это остров любви, послушания, остров доверия и помощи друг другу | 1 | Устный журнал. Чтение и анализ стихотворений: К.Лукашевич «Колыбельная песенка» | Личностные УУД: сформировать чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Регулятивные УУД: Научатся составлять план выполнения задач, решения проблем творческого характера, выполнения проекта совместно с учителем; в ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов; осваивать способы решения проблем творческого характера. оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. Познавательные УУД: Научатся ориентироваться в учебных пособиях (система обозначений, структура текста, словарь, содержание); осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя материалы учебника (под руководством учителя); понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков; сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие; группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям. Коммуникативные УУД: Научатся осознавать ценность семьи, человеческой жизни анализировать и оценивать поведение и поступки людей соблюдать правила нравственных взаимоотношений в коллективе, свободно общаться в типовых ситуациях повседневности | 9.11-13.11 | |||
2 | Родители и дети. Семья-это остров заботы, а жадность – причина разлада в семье. | 1 | Чтение и анализ стихотворений: Т.Дашкевич «Послушники» Рассмотрение иллюстраций | 16.11-20.11 | ||||
3 | Родители и дети. Творческая работа: «Солнышко для мамы». | 1 | Рассмотрение иллюстраций. Чтение рассказа | Творческие работы | 23.11-27.11 | |||
4 | Родители и дети. Лучше папы друга нет. Проект: «Подарок для папы». | 1 | Работа над проектом | Творческие работы | 30.11-4.12 | |||
5 | Дедушки, бабушки и внуки. Общие дела у дедушек и бабушек с внуками. | 1 | Рассмотрение иллюстраций, чтение и анализ стихотворений | 7.12-11.12 | ||||
6 | Дедушки, бабушки и внуки. Проект: «Панно из ткани: «Дача для дедушки и бабушки»». | 1 | Сравнительная беседа | Творческие работы | 14.12-18.12 | |||
7 | Рождество Христово. События праздника. | 1 | Слушание записи | 21.12-25.12 | ||||
8 | Рождество Христово. Традиции праздника. Проект: «Рождественская мастерская». | 1 | Чтение пословиц и анализ. | 11.01-15.01 | ||||
9 | Братья и сёстры. Друзья. Причины ссор. Способы предотвращения ссор. | 1 | Работа с картинами | Анализ ситуаций: как погасить вспыхнувшую ссору | 18.01-22.01 | |||
10 | Братья и сёстры. Друзья. Братская любовь крепче каменных стен. | 1 | Составление вопросов по тексту | 25.01-29.01 | ||||
11 | Братья и сёстры. Друзья. Утешение друга в болезни. Добрые и некрасивые слова. | 1 | Копилка добрых слов | 1.02-5.02 | ||||
12 | Братья и сёстры. Друзья. Спортивные и веселые игры. | 1 | Составление игры- упражнения | Игровая карусель | 8.02-12.02 | |||
13 | Братья и сёстры. Друзья. Проект: «Подарок другу». | 1 | Изготовление подарков | Творческие работы | 15.02-19.02 | |||
14 | Милосердие к больным, сиротам. Групповой проект: «Спешите делать добро». Подготовка благотворительного концерта. | 1 | Проигрывание и анализ ситуаций | Творческие работы | 29.02-4.03 | |||
15 | Наши маленькие друзья. Отношение к домашним животным. | 1 | 7.03-11.03 | |||||
16 | Наши маленькие друзья. Бездомные животные. | 1 | 14.03-18.03 | |||||
17 | Наши маленькие друзья. Проект: «Домик для моих питомцев». | 1 | Изготовление домиков | Презентация кормушек | 21.03-25.03 | |||
18 | Наши маленькие друзья. Доброе отношение к птицам. Проект: «Кормушка». | 1 | Изготовление домиков | Презентация кормушек | 4.04-8.04 | |||
19 | Наши маленькие друзья. Проект: «Домик для птиц». | 1 | Изготовление домиков | Выставка скворечников | 11.04-15.04 | |||
20 | Светлая Пасха. Традиции праздника. | 1 | Просмотр фильма | 18.04-22.04 | ||||
21 | Проект: «Пасхальная радость». | 1 | Изготовление поделок | Творческие работы | 25.04-29.04 | |||
22 | Наши маленькие друзья. | 1 | 3.05-6.05 | |||||
23 | Наши маленькие друзья | 1 | 10.05-13.05 | |||||
24 | Наши маленькие друзья. Проект: «Я люблю природу». Забота о природе. | 1 | Изготовление поделок | Творческие работы | 16.05-20.05 | |||
ИТОГО : 24 часа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...