Программа внеурочной деятельности "Школа добрых дел"
методическая разработка (2 класс) на тему

Коваленко Людмила Владимировна

Разработка программы внеурочной деятельности "Школа добрых дел"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tv.masterskaya_shkola_dobryh_del_.doc189.5 КБ

Предварительный просмотр:

Согласовано

Зам. директора МБОУ«СОШ с.Красный Яр»

Энгельсского муниципального района

__________/Г.А. Яшина/

Утверждаю

Директор МБОУ «СОШ с. Красный Яр» Энгельсского муниципального района

_________________/М.М.Долматова/

Приказ №                 от

Рабочая программа

внеурочной деятельности

творческая мастерская «Школа добрых дел»

направление: социальное

2 класс

Программу составила

учитель начальных классов

первой категории

Л.В. Коваленко

2015-2016 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности творческая мастерская «Школа добрых дел» является социальным направлением развития личности школьника.

Осознание того, что люди не просто существуют на Земле ради самих себя, а что они должны выполнять определенную биосферную функцию, составляет главную основу экологического образования. Это требует постоянного пополнения знаний о законах функционирования природы, о ее многообразной ценности в жизни человека, о формах и методах деятельности по рациональному природопользованию.

В связи с этим возникает другой проблемный вопрос: какие цели стоят перед современным экологическим образованием?

Можно отметить, что в течение нескольких десятилетий основной целью образовании России предусматривалось формирование разносторонне развитой личности в соответствии с социальным заказом общества. В сфере экологического образования на первый план выдвигалось становление экологического мышления в рамках информативного образования учащихся и формирование ответственного отношения к природе. Однако чувство ответственности, которому присущ характер долженствования, может вступать в острые противоречия с другими свойствами человеческой личности - потребностями, интересами, чувствами любви и т.д.

В настоящее время экологическое образование определяется многими исследователями как непрерывный процесс обучения, воспитания, самообразования, накопления опыта, становления нравственной позиции, развития личности, направленный на формирование экологических знаний, субъектно-непрагматического отношения к объектам природы, норм поведения, реализуемых в экологически грамотной деятельности.

Современные исследователи считают, что конечной целью экологического образования является формирование личности с экологическим (эксцентрическим) типом сознания. Это конкретизируется в задачах: формирование адекватных экологических представлений о взаимосвязях в системе «человек-природа» и  в природе; мировоззренческой позиции и отношения к природе; формирование системы умений, навыков (технологий) и стратегий взаимодействия с природой.

Другие авторы обращают наше внимание на то, что действенность любых мер, принимаемых по защите природы, в конечном итоге определяется поведением людей, которые взаимодействуют с ней. Люди могут обладать необходимыми знаниями, но не владеть ими. Экологическая культура помогает человеку определить ориентиры его

действий в сложном противоречивом мире, осознать себя в качестве субъекта развития природы. Экологическая культура человека включает его экологическое сознание и его экологическое поведение.

Экологическая культура рассматривается как система духовных ценностей, этических императивов, экономических механизмов, правовых норм, которая формирует у общества потребности и способы их реализации, не создающие угрозу жизни на Земле.

Полагаем, что для формирования ценностного отношения к природе важными являются развитие всех структурных компонентов отношения личности к природе (эмоционального, познавательного, поведенческого) с доминирующим типом положительной экологической (природоохранной) установки и выраженной субъектной позицией, обеспечивающей дальнейшую экологическую деятельность. При этом развитие отношения идет не по схеме: стимул - образ — реакция, а по схеме: образ мира — действие - измененная действием стимуляция - измененный образ мира (Ясвин,2000).

Поэтому, организуя экологическое образование в школе, необходимо, с одной стороны, раскрыть перед учениками всю многообразную ценность природы (натуралистическую, эколого-научную, эстетическую, символическую, гуманистическую и др.) в их жизни, а не только прагматическую, утилитарную значимость природы как источника материальных благ, извлекаемых из ее эксплуатации.

С другой стороны, важно, чтобы школьники, проявляющие экологическую активность, реализовали свои собственные познавательные, этические и эстетические потребности, потребности в общении, отдыхе, компетенции, творчестве. В этом случае экологическая компетентность может служить системообразующим элементом образования, которое позволит в полной мере использовать экологические, педагогические и психологические принципы и закономерности формирования качественных изменений в отношениях учащихся, более глубокого осмысления роли субъектов экологообразовательного процесса в моделировании экологической деятельности.

В основу рабочей программы взята авторская программа внеурочной деятельности школьников «Открывая для себя природу» Морозовой Е.Е., Пономаревой О.Н., Федоровой О.А., Золотухиной О.А.

Цель курса: развитие личностных достижений обучающихся начальных классов в осуществлении экологического действия оказания помощи объектам природы.

Задачи курса:

  1. Оценить отношение школьников к природе родного края;
  2. Развивать социальные и экологические знания школьников; формировать позитивные отношения школьников к базовым ценностям нашего общества, к социальной  реальности, к природе родного края; обеспечить школьникам опыт самостоятельного социально-экологического действия;
  3. Создать систему содействия решению локальных и региональных экологических проблем путем включения в экологическую деятельность подрастающего поколения и всех заинтересованных субъектов школьного экологического движения.

Программа адресована обучающимся 2 класса.

Учебная нагрузка программы определена из расчета 1 час в неделю. Общий объем занятий по программе составит 28 - 30 часов в год.

Уровень результатов работы по программе:

Для достижения результатов первого уровня - понимания школьниками социальной реальности и повседневной жизни, приобретения экологического знания, осознание многообразной ценности природы и норм экологического поведения - оптимальной формой являются экологические игры, экологический театр; этические беседы.

Игровое общение в ходе организации экологических игр является мощным средством экологического образования и направлено на развитие сопереживания, сочувствия и содействия живым существам:

Детский экологический театр — одна из самых интересных и ярких форм организации эколого-эстетического образования школьников, где театральная и экологическая деятельность гармонично сочетаются в целях формирования у них целостной картины мира и моделирование природосообразных форм поведения. Театральный спектакль, основанный на действии, совершаемом самими детьми, непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями, где образ, созданный из элементов действительности, воплощается и реализуется. Практика показала, что, благодаря уникальному способу воздействия, театральное искусство значительно увеличивается силу эмоционального воздействия на личность ребенка.

Этическая беседа — это обращенное к слушателям развернутое личное высказывание инициатора беседы, проникнутое неподдельными эмоциями и переживаниями, обязательно нацелена на получение обратной связи от слушателей (в виде вопросов, ответов, реплик). Педагог должен быть готов к разным сценариям продолжения общения с активными участниками беседы. Предметом общения здесь выступают морально - нравственные экологические проблемы реальной жизненной ситуации.

Для достижения результатов второго уровня - формирования позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества, к социальной реальности в целом, к природе родного края - оптимальной формой является работа по экологическим проектам.

Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не на накопление фактических знаний, а на применение на практике уже имеющихся знаний и приобретение новых путем самообразования. Обычно проект состоит из следующих этапов: 1. подготовительный этап (организационный, целеполагание, мотивация, погружение в проект). 2. планирование, разработка проекта. 3. реализация, выполнение проекта. 4. презентация проекта, оценка достижений, рефлексия.

Экологические проекты, которыми занимаются школьники, очень разнообразны. Информационные экологические проекты позволяют получать и распространять экологическую информацию, в том числе проводить анкетирование среди ближайшего окружения учащихся, а также оценивать состояния объектов природы (например, в виде мониторинга зелёных насаждений в микрорайоне школы и по месту жительства). Познавательные экологические проекты способствуют усвоению экологических знаний на уроках в школе, во время бесед, мероприятий, встреч с сотрудниками Общества охраны природы, учеными-экологами, предпринимателями и др. Практические экологические проекты направлены на формирование природосберегающих, природовосстановительных навыков у учащихся, выполнение правил поведения в природе, оказание благотворительной помощи и др.

Задача проекта - переход к практическому действию. Однако на практике не всегда можно понять, готов ребенок к самостоятельной экологической деятельности или нет. Ценит он природу и деятельность в ней или выполняет это, следуя норме. Проект «Школа добрых дел» обеспечивает ценностное самоопределение ребенка в выборе объектов природы для взаимодействия, нацелены на развитие всех структурных компонентов отношения личности к природе (эмоционального, познавательного, поведенческого) с доминирующим типом экологической (природоохранной) установки, что обеспечивает не объективный взгляд на природу (как на окружающую среду), а субъективный - как на ценность, как на одухотворенный личностью «мир природы» и способствует развитию субъектной - этической позиции ребенка по отношению к природе.

Для достижения результатов третьего уровня - получения школьниками самостоятельного социально - экологического действия (действия оказания помощи объекту природы) - оптимальной формой является решение проектных задач экологического содержания,  а также индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных экологических действий (оказание помощи объектам природы).

Проектная задача - это задача, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата (продукта), в ходе решения, которой происходит качественное самоизменение группы детей. В обсуждаемой программе решение проектной задачи «Птицы в нашем городе» направлено на развитие системы действий оказания помощи нуждающемуся объекту природы.

Ориентировочной основой действия оказания помощи нуждающемуся объекту природы является последовательность операций, в которых ребенок оценивает: ситуацию и ее противоречивость (что-то произошло); способность самой жертвы успешно справиться с ситуацией ущерба (дефицита, утраты); затраты на оказание помощи и свои возможные потери; отношения между помогающим и жертвой; реакции других людей; свое состояние; как акт помощи отразится на самооценке; наличие необходимых для оказания помощи навыков, умений, знаний; умение планировать последовательность операций действия оказания помощи; практическое оказание помощи или отказ от нее. Овладение данной процедурой позволит младшим школьникам в ситуации морального выбора ориентироваться на существенные для ее решения условия. Необходимым условием успешности данной деятельности является учет ценностно-смысловой, эмоциональной составляющей морального действия.

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных экологических действий предполагает продолжение взаимодействия детей с объектами природы в рамках выполненных проектов, а также в ходе выполнения индивидуальных проектов, что является способом углубления субъектно-этической позиции ребенка по отношению к природе.

Содержание программы

Этические беседы. В ходе организации этических бесед выясните мнения обучающихся по вопросам:

1)В чем ценность природы родного края?

Можем предположить, что дети младшего школьного возраста способны оценить и освоить непрагматические ценности природы, а именно: эстетические (природа - источник красоты), научно-познавательные (природа- источник познания), экологические или «этические» (природа — источник, требующий охраны и преобразования), практические (природа как объект пользы).

Существует мнение, что человеку свойственно «глубокое стремление к присоединению к природе и дикой жизни». С этим стремлением связаны «девять основных ценностей природы»: утилитарная, натуралистическая, эколого-научная, эстетическая, символическая, доминионистаческая, гуманистическая, моралистическая и негативистическая.

Утилитарная ценность природы обусловлена традиционными представлениями о материальных благах, извлекаемых из эксплуатации природы.

Натуралистическая ценность природы обусловлена удовлетворением, которое человек получает в процессе деятельности, связанной с наблюдением дикой природы, пребыванием в естественно природной среде.

Эколого-научная ценность природы обусловлена представлением о взаимозависимости различных видов живых организмов и естественных сред их обитания.

Эстетическая ценность природы обусловлена удовлетворением, которое человек испытывает, переживая сильные эмоции при восприятии многочисленных проявлений природной красоты.

Символическая ценность природы отражает тенденцию использовать мир природы для человеческой коммуникации и в процессе мышления.

Доминионистическая ценность природы отражает архаическую потребность человека в соревновании с дикой природой, которая создает условия для его физических и умственных испытаний.

Гуманистическая ценность природы заключается в возможности переносить на природные объекты свою привязанность, заботу, достигая, таким образом, чувства эмоциональной близости и единения.

Моралистическая ценность природы заключается в ощущении духовной связанности людей с миром природы и этической ответственности за благополучие этого мира.

Негативистическая ценность природы обусловлена возможностью природных объектов вызывать враждебные чувства со стороны человека.

2)        Что такое экология?

На этот вопрос вообще нет однозначного ответа. Термин «экология» все понимают по-разному. Мне кажется, что разные люди выделяют в этом понятии то, что им ближе. Часто используют термин «плохая экология», подразумевая то, что наносится вред здоровью человека.

Существует и другая трактовка термина «экология» как науки о взаимодействии организмов между собой и с условиями окружающей среды. На уроке мы узнали, что экология как наука возникла в XIX в. Затем как самостоятельные науки появились экология растений и экология животных, популяционная экология, экология видов и т.д.

Сегодня экология в широком смысле - наука о взаимодействии человека, общества и природы. Система человек-общество-природа состоит из двух взаимосвязанных систем человек-общество и общество-природа.

Самый сложный уровень понимания экологии - сохранение планеты не только в интересах человечества, а ради её самой. До недавнего времени человек воспринимал природу исключительно как потребитель, рискуя лишить себя тех внутренних ценностей, которые даёт нам окружающий мир, если воспринимать его как храм, а не только как мастерскую.

3)        Есть ли у учащихся опыт экологической  деятельности?  С какой
целью они участвовали в экологической деятельности?

Занятие   экологической   деятельностью   позволяет школьникам:

  • увидеть красоту природы;
  • получить новые знания о природе, о процессах, в ней происходящих, о местных и региональных экологических проблемах;
  • ознакомиться с правилами и нормами поведения в природе;
  • участвовать в экологических акциях;

•        самим распространять экологическую информацию;

  • освоить новые виды экологической деятельности в школе (организовать экологическую тропу, обустроить живой   уголок, оказать помощь бездомным животным и т.д.);
  • наладить взаимодействие с государственными и общественными организациями;

экологическая деятельность дает возможность раскрыть собственные способности; совершенствовать себя и мир вокруг

Выяснить предпочтения младших школьников помогут вопросы:

Оцени свое отношение к растениям.

  1. Я помог посадить дерево (Да. Нет)
  2. Я ухаживаю за своими комнатными растениями (Да. Нет)
  3. Мне нравится читать книги о растениях и животных (Да. Нет)
  4. Летом моя семья и я работаем в саду (Да. Нет)
  1. Если я собираю цветы весной и летом, я рву только те цветы, которых очень много и которые не охраняются законом (Да. Нет)
  2. Мне нравится любоваться растениями осеннего леса (Да. Нет)
  3. Я знаю много песен, стихов и загадок о растениях (Да. Нет)
  4. Я могу многое рассказать о том, какую роль растения играют в природе (Да. Нет)

В работе по проекту «Школа добрых дел» используется  учебное пособие: Морозова Е.Е., Пономарева О.Н., Федорова О.А., Золотухина О.А. Экологообразовательный проект «Школа добрых дел». Учебное пособие для учащихся начальной школы. Саратов: изд-во: «Научная книга». 2009. 34с.

Содержание проекта «Школа добрых дел» позволяет дать характеристику школы как социокультурного учреждения, выявить отношение обучающихся к образовательной и экологической деятельности, организовать деятельность детей экологической направленности в условиях школы и оценить перспективы создания эколого-развивающей среды на базе образовательного учреждения.

Программа проекта «Школа добрых дел» предусматривает   выполнение 32 заданий и включает разнообразные диагностические приемы.

Календарно - тематический план внеурочной деятельности

п/п

Тема занятия

Количество часов

Дата

проведения

Корректировка даты

Теоретическая часть

Практическая часть

1

Введение в программу. Экологическая игра «Природа в моей жизни»

1

02.09

2

Этическая беседа «Природа родного края»

1

09.09

3

Этическая беседа «Что такое экология?»

1

16.09

4

Этическая беседа «Экологическая деятельность младших школьников»

1

23.09

5

Выставка творческих работ «Мир природы в рисунках»

1

30.09

6

Выставка творческих работ «Мир природы в поделках»

1

07.10

7

Работа по проекту «Школа добрых дел». Введение в проект.

1

14.10

8

Устный журнал «Осень в школьном дворе»

1

21.10

9

Устный журнал «Осень в школьном дворе»

1

28.10

10

Школа – знание и здание

1

11.11

11

Анкетирование «Зачем нужна школа?»

1

18.11

12

Песни, стихи, загадки о школе, учёбе

1

25.11

13

Школа и общение

1

02.12

14

История нашей школы

1

09.12

15

Ветераны-учителя нашей школы

1

16.12

16

Традиции нашей школы

1

23.12

17

Школа твоих родителей

1

06.01

18

Правила поведения в школе

1

13.01

19

Синквейн о школе

1

20.01

20

Эмблема, девиз школы

Встреча выпускников.

1

27.01

21

Сказка о пропавшей школе

1

03.02

22

Сказка о пропавшей школе

1

10.02

23

Твоя дорога в школу: безопасность

1

17.02

24

Твоя дорога в школу: растения - друзья и знакомые

1

24.02

25

Твоя дорога в школу: животные - друзья и знакомые

1

02.03

26

Кормушки и домики для птиц

1

09.03

27

Твоя дорога в школу: культурные объекты

1

16.03

28

Твоя дорога в школу: экологические проблемы

1

23.03

29

Проект «Доброе дело в школьном дворе»

1

30.03

30

Проект «Доброе дело в школьном дворе»

1

06.04

31

Проект «Доброе дело в школьном дворе»

1

13.04

32

Реализация проекта Доброе дело в школьном дворе»

1

20.04

33

Реализация проекта Доброе дело в школьном дворе»

1

27.04

34

Реализация проекта Доброе дело в школьном дворе»

1

04.05

35

Конкурс творческих работ «Мир природы. Новая жизнь вещей»

1

11.05

36

Конкурс творческих работ «Мир природы. Новая жизнь вещей»

1

18.05

Развитие УУД

Познавательные:

умение наблюдать природу, анализировать, задавать вопросы об окружающем мире.

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы под руководством взрослых.

адекватно передавать информацию, моделировать (понимать, читать, воспроизводить) знаковую модель.

осознанно строить речевое высказывание в устной форме; (логические) анализ объектов с целью выделения признаков.

понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем; сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели; сравнивать свои знания с тем, что предстоит узнать, осуществлять поиск существенной информации  (из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти)  при выполнении заданий и подготовке проекта.

Регулятивные: 

принимать и сохранять учебную задачу; оценивать результат своих действий.

в    сотрудничестве с учителем определять последовательность выполнения работы (проекта), принимать и сохранять учебную цель и задачу.

выполнять учебные действия в умственной форме.

коррекция (исправлять ошибки в чужой работе, в своей работе).

Коммуникативные: 

умение работать в группе; использовать речь для регуляции своего действия; ставить вопросы собеседнику с целью более прочного усвоения материала.

слушать и слышать учителя, другого ученика, понимать инструкцию; строить понятные собеседнику высказывания, учитывая его позицию; сотрудничать под руководством учителя.

сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности.

адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

участвовать  в диалоге при выполнении заданий; умение работать в паре.

Личностные:

стремиться к получению новых знаний, проявлять активность в совместной учебной деятельности.

принимать позицию обучающегося, стремиться к получению новых знаний, проявлять активность во внеурочной деятельности.

испытывать мотивацию к внеучебной деятельности, учебные и познавательные мотивы, анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) установление причинно-следственных связей.

ориентироваться на моральные нормы и их выполнение.

Ожидаемые результаты

Результаты работы по проекту:

Выполнение заданий № 1- 24 позволило ученикам высказать мнения об учителях и выпускниках школах, о школьных правилах и традициях, об истории школы пофантазировать, о будущем своей школы, серьезно задуматься, зачем надо учиться.

Выполняя задание №25, ученикам всерьез пришлось оценить, какое место занимает школа в их жизни. Важно, чтобы доминирующими были представления учащихся о школе как школьном доме, который похож на родительский, но только с большими возможностями и выбором, в нем так же хорошо и уютно каждому, как в семье, каждого любят, уважают, ценят, независимо от учебных успехов, за то, что он – человек.

Выполняя задание № 27 «Твоя дорога в школу» ребята рисовали дома, машины, продуктовые ларьки, трубопроводы, кучи мусора, детские площадки, растения, животных, птиц. Обращает внимание, что младшие школьники плохо разбираются в названиях растений и животных. Более 70% учащихся встретили затруднения, выполняя задание, где надо было подписать названия растений. В этом случае можно порекомендовать ученикам посмотреть энциклопедии, провести познавательные конкурсы « С какого дерева листок», «Деревья зимой», «Мой гербарий» и др., выпустить стенгазету о растениях и животных родного края, подготовить индивидуальные проекты «Растения и животные родного края», организовать экскурсии на природу и многое другое.

Чтение сказки о пропавшей школе (задание № 26) вызвало живое обсуждение судьбы собственной школы.

Выполняя задание № 31, к числу важных экологических проблем обучающиеся отнесли загрязнение окружающей среды. При этом основными источникам загрязнений они считают отходы заводов и фабрик, бытовой мусор. Некоторые учащиеся отметили, что важными экологическими проблемами являются «потепление климата, радиация, конец света, сам человек». Мы видим, что у учащихся нет четких понятий о локальных и глобальных проблемам современности, последствий их воздействия на природу и самого человека.

При ответе на вопрос «Мы можем улучшить экологическое состояние нашей школы тем, что...» младшие школьники предложили следующие мероприятия: «ухаживать за школьным двориком; убирать мусор; следить за чистотой пришкольного участка, посадить растения, восстановить фонтан, организовать детскую площадку, построить станцию для наблюдений за погодой и др.». Были предложены и такие варианты решения экологических проблем «создать современное оборудование для переработки отходов, создать службу контроля по надзору за загрязнением школы, помогать учиться детям с ограниченными возможностями и др.».

При выборе проектов, в которых бы школьники хотели участвовать в рамках внеурочной деятельности, большее предпочтение отдавалось практико-ориентированным проектам, что говорит о желании младших школьников участвовать в экологической деятельности.

Конкурс творческих работ «Мир природы». Ученики изготавливают и представляют  поделки из природного материала на экологическую тему.

Экологическое образование и воспитание младших школьников сложно представить без интеграции с декоративно-прикладным творчеством, которое с большой эффективностью закрепляет, расширяет и активизирует экологические знания и понятия. Учащиеся на конкретных примерах имеют возможность общаться с объектами живой природы, развивают наблюдательность, чувство ответственного и бережного отношения к природе. Данная работа направлена на расширение общения с природой, развитие наблюдательности, внимания, на воспитание экологической культуры, любви к живому организму, красоте природы и к людям, создающим и сохраняющим эту красоту. Необходимым условием построения современной системы экологического образования и развития экологической культуры личности является использование народного искусства в педагогической работе с детьми. Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры. Народное искусство в силу своей специфики, заключающейся в образно-эмоциональном отражении мира, оказывает сильное воздействие на ребенка, который, по образному выражению К.Д.Ушинского, мыслит формами, красками, звуками, ощущениями.

Работа ведётся в трёх направлениях:

Работа с природным материалом. Сказочна и богата природа! Какие разнообразные чувства переполняют нас при встрече с ней! Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания заботливого отношения к ней. Экологическое образование, познание окружающего мира в целом невозможно без познания природы. Одним из путей экологического воспитания является непосредственное общение ребенка с природой. Наиболее доступная для восприятия декоративная красота природы. Познавая действительный мир, маленький человек проявляет свое отношение к предметам и явлениям. Переживание предметов и явлений действительности обогащает духовный мир ребенка. Главными задачами в нем можно считать: обучение детей бережному и заботливому отношению к природе и воспитание эмоционально положительного отношения к ней, формирование у детей умения видеть, воспринимать красоту, гармонию форм и красок природы и явлений, происходящих в ней, привитие любви к русской национальной культуре, знакомство детей с различными техниками декоративно-прикладного творчества и использование полученных навыков при изображении природы.

Поделки из разного материала на экологическую тематику. Целью этой работы является привлечение внимания всех жителей планеты к экологическим проблемам. Выполняя работы на экологическую тематику из разных материалов с использованием различных техник, учащиеся учатся распознавать и правильно относиться к проблемам экологии, получают ценные знания по экологии, видят необходимость ценить и беречь родную природу. В результате данной работы увеличивается интерес к глобальным проблемам, таящим серьезную угрозу всему живому на Земле.

Поделки из ненужных вещей. Пластиковые бутылки и металлические банки стали неотъемлемой частью пригородных лесов и берегов рек. И это — признак не очень высокой культуры тех, кто любит «отдыхать» на природе. Проблема отходов сейчас остро стоит во многих странах. И решать се нужно комплексно: не только путем поиска новых технологий переработки мусора, но и с помощью экологического воспитания. Причем чем раньше мы начнем это делать, тем больше шансов сформировать поколение с новой культурой поведения. Однако для этого недостаточно просто призывать детей не сорить и не разводить костры. Поведение даже маленького человечка должно быть осознанным, мотивированным. Пусть будет и польза, и развлечение! Дадим ненужным вещам вторую жизнь! Сырьём для производства послужат уже использованные материалы: ткани, бумага, пластик, стекло. Такой процесс очень важен. Сохраняются природные ресурсы, а старые и уже ненужные вещи получают новую жизнь.

Оценка результатов работы

Так как целью предлагаемого курса явилось развитие личностных достижений учащихся начальных классов   в осуществлении экологического действия оказания помощи объекту природы, то оценка результатов включает следующие составляющие:

1)оценка за итоговую работу по проекту которая характеризует развитие отношения школьника к объектам природы, включая развитие познавательной, эмоциональной и поведенческой сфер его личности и экологической установки этического типа.

Отрицательное отношение к природе на практике встречается редко и обычно связано с проблемой психического здоровья ребенка (Ясвин,1994). Для младшего школьника в целом характерен субъективно-познавательный тип отношения к природе (Ясвин,2000). Статистически выделить ведущий компонент в структуре отношения к природе в возрасте 7-11 лет крайне трудно. Поэтому обратим внимание на развитие у ребенка экологической установки этического типа к взаимодействию с объектами природы, когда явно проявляется предпочтение заниматься экологической деятельностью (заботится о природе и решать экологические проблемы). В этом случае, ребенок не рассматривает природу как средство достижения целей, а животных и растения как объекты, имеет представления о многообразной ценности природы, выявляется познавательный интерес и богатый опыт переживаний по отношению к объектам природы (привязанность, любовь, сочувствие, переживание, радость общения, огорчение от отказа), проявляет инициативу к взаимодействию с объектами природы.

В проекте «Школа добрых дел» предпочтение заниматься экологической деятельностью проявляется в ходе разработки и реализации проекта «Дорога в школу».

2)оценка, характеризующая динамику индивидуальных достижений в осуществлении самостоятельных экологических действий учащегося (оказания помощи объектам природы). Оценивается самостоятельность действий ребенка в ходе решения проектной задачи  и эффективность организации индивидуальной работы учащегося (по планированию и проведению самостоятельных экологических действий), фиксируемых в личном дневнике

3) оценка, характеризующая динамику достижений в осуществлении экологических действий всех учащихся. Необходима для получения данных о достижениях всех учащихся и оценки ситуации в целом - произошло ли качественное самоизменение группы детей в ходе реализации программы? В этом случае учителю необходимо оценить, как происходило распределение работы между учащимися внутри группы, как организовывались дискуссии, каким было взаимодействие учащихся в начале работы, в ходе работы и на завершающем этапе деятельности, как действовали члены группы при работе над конечным результатом проектов, планируется ли дальнейшая совместная работа детей и др.

Ресурсное обеспечение реализации рабочей программы

Информационно-методическое

  1. Морозова Е.Е., Пономарева О.Н., Федорова О.А.  Золотухина О.А. Эколого-образовательный проект «Школа добрых дел». Учебное пособие для учащихся начальной школы. Саратов: изд-во: «Научная книга». 2009.34с.
  2. Дерябо С.Д, Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону. Изд-во «Феникс», 1996. 480 с.
  3. Дзятковская Е.Н. Проект государственного стандарта общего образования и новые возможности школьного экологического образования. Биология в школе № 1.2010. М. С. 48-51.
  4. Ермаков Д. С. Формирование экологической компетентности учащихся. М.: Изд-во РУДН, 2008.162 с.
  5. Коростылева Т.В., Курдюкова Н.А., Диагностика учебных мотивов школьника //Биология в школе. 2005. № 4. С. 23- 27.
  6. Морозова Е.Е., Евдокимова Е.Г., Исаева О.А. Формирование ценностного отношения к объектам природы у дошкольников // Гуманитарные и естественнонаучные факторы решения экологических проблем и устойчивого развития. Материалы седьмой международной научно-практической конференции (Новомосковск, 24-25 сентября 2010 г.). НФ УРАО, 2010.
  7. Морозова Е.Е., Пономарева О.Н., Федорова О.А,, Золотухина О.А. Эколого-образовательный проект «Школа добрых дел». Учебное пособие для учащихся начальной школы. Саратов: изд-во: «Научная книга». 2009.34с.
  8. Морозова Е.Е., Исаева О.А. Экологообразовательный проект «Мир комнатных растений». Серия: начальное естественно-математическое образование. Книга 1. Учебное пособие для учащихся. Саратов: Изд-во: ИЦ «Наука». 2010. 58с. ISBN 978-5-9999-031-9
  9. Морозова Е.Е., Исаева О.А. Федорова О.А., Золотухина О.А. Экологообразовательный проект «Мой зеленый друг». Серия: начальное естественно-математичгское образование. Книга 2. Учебное пособие для учащихся начальной школы. Саратов: Изд-во: ИЦ «Наука». 2010. 48с.
  10. Морозова Е.Е., Евдокимова Е.Г. Исаева О.А., Экологообразовательный проект «Растем вместе». Серия: начальное естественно-математическое образование. Книга 3. Учебное пособие для учащихся начальной школы. Саратов: Изд-во: ИЦ «Наука» .2011.58с.
  11. Морозова Е.Е., Исаева О.А., Ларионов О.И. Экологообразовательный проект «Сохраним природу родного края». Серия: начальное естественно-математическое образование. Книга 4. Учебное пособие для учащихся. Саратов: Изд-во: ИЦ «Наука» .201 1. 78Морозова Е.Е., Исаева О.А., Ларионов О.И. Открывая для себя природу. Серия: начальное естественно-математическое образование. Книга 5. Учебное пособие для учащихся. Саратов, 2011. 22с.
  12. Морозова Е.Е., Евдокимова Е.Г., Исаева О.А., Вестернина Ю.В., Федорова О.А. Экологообразовательный проект «Птицы в нашем городе» / Под ред. Е.Е. Морозовой. Серия начальное естественно-математическое образование. Книга 6. Учебное пособие для учащихся начальной и средней школы. Издательство: ИЦ «Наука». 2012. 36 с.
  13. Степанов П.В. Программа внеурочной деятельности. Туристско-краеведческая деятельность / П.В. Степанов, СВ. Сизяев.Т.Н. Сафронов. М.: Про-свещение,2011.80 с.
  14. Ясвин В.А. Психология отношения к природе. М. Смысл, 2000. 456с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Доброе слово". Духовно-нравственное направление 1 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Доброе слово"...

Программа внеурочной деятельности «Добрая дорога»

Программа курса построена таким образом, что ежегодно дети возвращаются к пройденным ранее темам, но уже на другом, более сложном воспитательном  уровне. В программу включены практические занятия...

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно – нравственное направление «Дорогою добра» 4 года (срок реализации программы) 7-10 лет (возраст обучающихся)

Возрождение России связано, прежде всего, с воспитанием и просвещением человека, формированием у него духовно-нравственных качеств, соответствующих исконной русской ментальности. Духовно-нравственное ...

Программа внеурочной деятельности "Добрые дела детскими руками"

Программа внеурочной деятельности "Добрые дела детскими руками"...