Образовательная программа "Юный патриот"
рабочая программа (1 класс) на тему

Коваленко Людмила Владимировна

Рабочая образовательная программа "Юный патриот" для обучающихся 1 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_kruzhka.doc62.5 КБ
Microsoft Office document icon tematicheskiy_yunyy_patriot.doc122.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа с. Красный Яр»

Энгельсского муниципального района

Саратовской области

Рекомендовано                                                                                                                 Утверждено

Педагогическим советом                                                   Директор МОУ «СОШ с. Красный Яр»

протокол №    от ________                                                                                    /М.М. Долматова/

Образовательная программа

«Юный патриот»

(адаптированная)

    Уровень программы ознакомительный

Срок реализации 1 год

Программа ориентирована на обучающихся

1 класса (6 - 7 лет)

Программу составила

учитель начальных классов

первой категории

Л.В. Коваленко

2014-2015 учебный год

с. Красный Яр

Энгельсского муниципального района

Саратовской области

Пояснительная записка

Программа  клуба  “Юный патриот” составлена для работы с первоклассниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности.

Главное назначение начальной школы – воспитательное. Оно состоит в целенаправленном формировании высоконравственной, гармонично развивающейся личности младшего школьника. Начальная школа призвана, средствами учебного предмета, воспитывать лучшие нравственные качества, любовь к Отечеству, своему народу, его языку, духовным ценностям, уважительное отношение к другим народам и их национальным культурам, способствовать разностороннему и гармоничному развитию младших школьников, раскрытию их творческих способностей.

Программа «Юный патриот» носит личностно ориентированный характер. Её цель – воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, с уважением относящегося к культурному достоянию человечества.

Ведущей задачей курса является воспитание патриотических чувств: любви к своему городу (селу), к своей Родине, её историческому прошлому и традициям; формирование обоснованного поведения в социальной среде и потребности участвовать в разнообразной поисковой, творческой созидательной деятельности в социуме.

На этой основе у ребенка развивается чувство сопричастности к  жизни общества, формируются личностные качества культурного человека – доброта, терпимость, ответственность, патриотизм.

При этом средствами программы целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы и творческих способностей, формирования учебной деятельности. Данная программа развивает у обучающихся чувства любви к Родине через осознание основных ценностей — семья, родной город, край, страна.

Целью программы является формирование основ этнического самосознания школьника и расширение собственного культурного опыта, интерес к истории России.

Задачи программы:

образовательные:  позволит познакомить ребят с многонациональным составом населения поселка,  с историей его возникновения и развития;

развивающие: развивать в детях наблюдательность, самостоятельность и инициативу; развивать у детей способности проявлять свои теоретические, практические умения и навыки;

воспитательные: воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь; воспитывать у детей культуру труда и этику общения; бережное отношение к природе, родному краю.

Основные принципы, положенные в основу программы:

принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;

принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;

научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;

систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.

Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость в жизни района, актуальность, воспитательная ценность.

Методы работы:

словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.

наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;

практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы.

Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей. Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса “Улицы нашего поселка” необходимо использовать такие формы проведения занятий как экскурсии, занятия-встречи с интересными людьми, практические работы. Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям.

При разработке рабочей программы учитывается необходимость использования межпредметных связей с предметами  окружающий мир,  изобразительное искусство, технология.

Особенностью организации  кружка является динамичность ее форм. Принципиальное изменение форм организации занятия заключается в том, что занятие из класса, по возможности, переносится в ту среду, которая изучается ( лес, водоем, пришкольный участок, музей, улица). Как можно больше экскурсий, целевых прогулок, походов, тематических актов, игр и праздников на воздухе, то есть необходимо расширение образовательного пространства.

Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровье сберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, проектные технологии.  

Программа “Юный патриот ” рассчитана на 1 год. Годовой курс программы рассчитан на 37 часа, по 1 часу в неделю.  

Программа предусматривает следующие формы контроля знаний, умений и навыков: разноуровневые тестовые  работы, отчеты по экскурсиям, практическим работам, защиту проектов.

Ожидаемый результат

Развитие у обучающихся чувства ответственности за будущее своей семьи, города, края, страны. Формирование нравственного качества — патриотизма, любви к родному краю, Родине. Выработка устойчивого интереса к активному образу жизни, творческое развитие учащихся. Расширение кругозора, развитие интеллектуальных способностей учащихся на основе проведения исследовательской деятельности.

Позитивные результаты по формированию гражданских, нравственных и общекультурных качеств;

Содержание программы

№ п/п

Тема. Раздел.

Количество занятий

1

Я – гражданин

8

2

Живые страницы прошлого.

9

3

Прошлое рядом.

20

Всего

37

Планируемые результаты

Обучащийся научится:

 понимать значение ключевых слов: человек, общество, гражданин страны; родина, столица, народы России (на отдельных примерах), наши праздники; международное сотрудничество; история, предыстория;

  • определять на карте границы и крупные города России;
  • рассказывать о родной стране, своем городе (селе);
  • различать символы государства _ флаг, герб России
  • и флаг, герб субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;
  • уважительно относиться к русскому языку как языку
  • межнационального общения;
  • уважительно относиться к защитникам Родины;
  • читать и воспринимать тексты обществоведческого содержания;
  • различать художественную и научно-популярную литературу;
  • анализировать ответы товарищей;
  • осваивать коммуникативные навыки дома, в школе, в обществе.

Обучащиеся получат возможность научиться:

  • понимать значение ключевых слов курса: личность, гражданин мира; народы России, международные праздники; общечеловеческие проблемы и ценности; достоверное
  • и версии в истории;
  • приводить примеры исторических и культурных памятников страны (не менее трех), ряда других стран, родного края (не менее трех);
  • различать и сравнивать элементарные этические и эстетические понятия (добро и зло, трудолюбие и леность, красиво и некрасиво);
  • анализировать литературные источники для приобретения первоначальных историко-обществоведческих знаний;
  • на основе анализа текстов делать умозаключения, выводы, устанавливать причинно-следственные связи;
  • уважительно относиться к своему селу, городу, людям своего села (города), народу, России.

Методическое обеспечение образовательной программы

Используемые технологии

  • Развивающего обучения
  • Проектные
  • Здоровьесберегающие

Методы обучения

  • Словесный
  • Наглядный
  • Работа под руководством педагога
  • Проектный

Оснащение учебного кабинета

Рабочее место ученика, достаточная освещенность.

Средства обучения

Презентации по темам, видеофильмы, аудиофайлы.

Список литературы

В.Степанов. Учебник для малышей «Моя родина – Россия. ООО «Издательство «Фламинго», 2007.

О.Е.Жиренко, Е.В.Лапина, Т.В.Кисилёва. «Я - гражданин России!» классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию: 1-4 классы.- М.: ВАКО, 2006.- 160с.- (Педагогика. Психология. Управление).



Предварительный просмотр:

Тематический план

п\п

Дата

план

Дата

факт

Тема занятия

Цель занятия

Содержание занятия

Форма

проведения

Раздел I. Я – гражданин (8ч)

1

02.09

Россия - Родина моя. Символы государства – герб и флаг. Гимн России.

развивать познавательный интерес к своей стране; дать понятия о символах государства, о происхождении и истории российского герба и флага, об их функциональном предназначении, о символическом значении цветов и образов; воспитывать у учащихся уважительное отношение к символам своего государства; формировать чувство гордости за свою Родину.

Россия -  наша Родина. Москва – столица Российского государства. Символы государства (герб, флаг, гимн). История появления символов.  

беседа по презентации

2

09.09

Родной край – частица России. Символика края.

вызвать у детей интерес к познанию родного края; познакомить с символикой края, правами и обязанностями граждан; воспитывать любовь к родному краю, чувство патриотизма.

Саратовская область, Энгельс-Покровск. Символика края.  Достопримечательности края. Люди и их занятия.

беседа по презентации

3

16.09

Село моё родное.

познакомить с историей основания родного села, его достопримечательностями.

Основание села Красный Яр Село  в наши дни. Достопримечательности села.

экскурсия

4

23.09

Экскурсия в школьный Музей Хлеба

познакомить с историей образования улиц родного села, развивать логическое мышление.

Знакомство с улицами родного села.  Правила поведения на улице.

экскурсия

5

30.09.

Улицы нашего села.

экскурсия

6

07.10

Я - ученик. Правила и традиции нашей школы.

познакомить с традициями школы, её символикой, правилами поведения и обязанностями школьников; воспитывать чувство причастности к коллективу школы, её традициям; развивать желание поддерживать традиции школы и приумножать их.

Я – ученик. Традиции школы. Символика школы. Правила поведения и обязанности школьника.

беседа по презентации

7

14.10

Родной дом и семья.

 формирование понятия «я – сын (дочь)»; учить быть внимательными к близким людям, помогать им, поддерживать в трудную минуту; воспитывать чувство ответственности за честь семьи.

Родной дом и семья. Члены семьи. Родословная. Внимательные и заботливые отношения в семье. Труд и отдых в семье.

проект

8

21.10

Традиции семьи. Примечай будни, а праздники сами придут.

познакомить с традиционными народными праздниками России, формировать понятия «семейный праздник» и «семейная традиция»; развивать речевые умения.

Народные праздники России (Рождество, Масленница, Троица). Русские народные песни и игры. Государственные праздники. Праздники в моей семье.

беседа по презентации

Раздел II. Живые страницы прошлого (9ч)

9

28.10

Как жили наши предки

познакомить с происхождением народов нашего края; дать характеристику их личностных качеств, поведения, внешнего вида и быта, традициями на основе народных песен и игр; формировать личностные компетентности – открытость, доброжелательность.

Кто такие жители Поволжья. Быт, нравы и культура народов.

беседа по презентации

10

04.11

Богатырская наша сила.  

познакомить с народными сказаниями о русских богатырях и их воинской доблести; воспитывать чувство ответственности за свою Родину, чести и бескорыстия на примере исторических героев; развивать речевые умения.

Сказания и былины о богатырях. Оружие богатырей. Что такое богатырская сила. Знакомство с творчеством художника В. Васнецова «Богатыри», «Витязь на распутье».

библиотечное занятие

11

11.11

Русские героические сказки.

 развивать интерес к историческому прошлому своей страны через приобщение к устному народному творчеству; на примере героев сказок воспитывать патриотические чувства долга, чести и любви к Родине.

Устное народное творчество. Русские героические сказки. Кого называют героем. Какими качествами обладает патриот.

библиотечное занятие

12

18.11

Русский солдат сам черт ему не брат.

рассказать о непобедимости русского солдата, познакомить с понятием «дисциплина»; воспитывать потребность в самовоспитании.

Доблесть русского солдата. Солдаты прошлого и настоящего. Что такое сила воли и духа. Образ русского солдата в устном народном творчестве (сказки, песни, пословицы и поговорки).

беседа по презентации

13

25.11

Русские полководцы. Дмитрий Донской и Александр Невский.

создать у детей целостный образ Дмитрия Донского и Александра Невского как великих полководцев, почитаемых народом;

Кто такой полководец. Русские полководцы Дмитрий Донской и Александр Невский и их деяния. Почитание героев народом.

беседа по презентации

14

02.12

Русские полководцы. А.В. Суворов.

создать целостный, но противоречивый образ А.В. Суворова

Образ полководца А.В. Суворова. Суворов и русский солдат. Наука побеждать. Суворовские училища.

беседа по презентации

15

09.12

Военные забавы юного Петра.

познакомить с ролью царя Петра Алексеевича в основании русской армии и флота; развивать логическое мышление.

Царь Петр I. Потешные бои. Основание русской армии и флота. Россия – морская держава. Нахимовские училища.

беседа по презентации

16

16.12

История   военной  символики  и  формы (мундира)

Познакомить с военной символикой и формой,  историей ее образования.

Обмундирование в России. История мундира.

беседа по презентации

17

23.12

Виды воиск в России

Познакомить с родами войск в России.

Виды войск и назначение.

беседа по презентации

Раздел III. Прошлое рядом (18ч)

18

06.01

Путешествие по городам – героям.

пополнить знания школьников об отдельных страницах истории и культуры городов – героев; людях, оставивших след в памяти народа; воспитывать чувство гордости за героическое прошлое нашей страны  и благодарности защитникам Отечества; развивать умение работать в группах.

Город – герой Москва. Блокада Ленинграда. Дорога жизни. Сталинградская битва.  Курская дуга.

Город-герой Волгоград.

видеофильм

19

13.01

видкофильм

20

20.01

видеофильм

21

27.01

Наш край в годы Великой Отечественной войны.

 расширить знания учащихся об истории родного края в годы Великой Отечественной войны, земляках - Героях Советского Союза.

Край в годы Великой Отечественной войны. Земляки – герои.

беседа по презентации

22

03.02

23

10.02

История одного памятника. «Родина Мать зовет!»

познакомить с историей основания памятника.

История  памятника.

беседа по презентации

24

17.02

День защитника Отечества.

познакомить с понятием «государственный праздник», историей праздника День защитника Отечества; формировать осознанную необходимость защищать Отечество, воспитывать уважительное отношение к армии, военной профессии; развивать смекалку и наблюдательность.

Государственный праздник День защитника Отечества. История праздника. Есть профессия Родину защищать.

проект

25

24.02.

«Герои Советского Союза – наши земляки».

беседа по презентации

26

03.03

Маршал победы Г.К. Жуков

создать целостный образ Маршала Победы Г.К.Жукова

Образ полководца Г.К.Жукова.

беседа по презентации

27

10.03

Дети войны.

расширять знания детей о героических подвигах их сверстников в годы Великой Отечественной войны; воспитывать патриотические чувства; формировать чувства сострадания и милосердия к участникам военных событий; развивать умения работать с различными источниками информации и анализировать их, формулировать свою точку зрения.

Дети в годы Великой Отечественной войны. Дети герои. Дневник Тани Савичевой. Современные войны и судьбы детей. Дети Беслана.

библиотечное занятие

28

17.03

29

24.03

30

31.03

Парк Победы г. Саратов

познакомить с экспонатами парка, памятника Журавли.

История  памятника.

виртуальная экскурсия

31

07.04

Заочное путешествие «Звёздное небо!», посвящённое Всемирному Дню авиации и космонавтики.

дать представление об освоении космического пространства; познакомить с первыми покорителями космоса С.П. Королёвым и Ю.А. Гагариным; воспитывать чувство гордости за достижения русских ученых и испытателей в освоении космического пространства.

Ученые - покорители космоса К.Э. Циолковский и С.П. Королев. Первый космонавт Юрий Гагарин. Современный космос на благо людей.

виртуальная экскурсия

32

14.04.

Школьный конкурс рисунков

«Весна 45-го года»

конкурс рисунков

33

21.04

Акция «Милосердие»

формировать стремление быть похожими на героев войны и участников боевых действий; развитие интереса к судьбам односельчан.

Помощь престарелым людям, труженикам тыла

акция

34

28.04

Музей Боевой Славы в нашей школе

экскурсия

35

05.05

70 лет Великой Победы.

познакомить с историей праздника, дать представление о величии духа людей военного поколения, их веру в торжество справедливости, воспитывать уважительное отношение к ветеранам войны; развивать эмоциональную отзывчивость учащихся.

День Победы. История праздника. Ветераны войны. Памятники и память.

беседа по презентации, видеофильмы

36

12.05

«Твои гражданские права и обязанности»

Закрепить права и обязанности гражданина; воспитывать любовь к родному краю, чувство патриотизма.

беседа по презентации

37

16.05

Что мы узнали и чему научились за год.

подвести итоги работы за весь курс.

Подведение итогов работы, обзор курса. Рефлексия. Отзывы и пожелания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Растим патриотов

Статья о нравственно-патриотическом воспитании младших школьников...

"Реформатор и патриот. Столыпин П.А."

Презентация к классному часу "Великие земляки. Столыпин Пётр Аркадьевич"...

рабочая программа "Юный патриот"

Через работу по программе «Юный патриот» реализуется духовно-нравственное направление образования школьников посредством различных форм организации, таких, как  классные часы, экскурсии в музеи, ...

Патриот. Понятие патриотизма.

Данный урок посвящён знакомству с главными символами страны, области (Амурской), района и школы. Можно использовать на уроках окружающего мира....

" Мы - патриоты Кубани" воспитательно-образовательная программа для родителей учащихся начальных классов

Воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения. Грамотный гражданин - это человек, любящий Родину, умеющий реаг...

Роль образовательного учреждения в становлении патриота и гражданина

Давно ведутся споры между семьёй и школой: "Кто чаще видит детей?", "Кто должен заниматься воспитанием подрастающего поколения?" Я попыталась разобраться в этом вопросе на основе гражданско - патриоти...