Образовательная программа "Юный патриот"
рабочая программа (1 класс) на тему
Рабочая образовательная программа "Юный патриот" для обучающихся 1 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kruzhka.doc | 62.5 КБ |
tematicheskiy_yunyy_patriot.doc | 122.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа с. Красный Яр»
Энгельсского муниципального района
Саратовской области
Рекомендовано Утверждено
Педагогическим советом Директор МОУ «СОШ с. Красный Яр»
протокол № от ________ /М.М. Долматова/
Образовательная программа
«Юный патриот»
(адаптированная)
Уровень программы ознакомительный
Срок реализации 1 год
Программа ориентирована на обучающихся
1 класса (6 - 7 лет)
Программу составила
учитель начальных классов
первой категории
Л.В. Коваленко
2014-2015 учебный год
с. Красный Яр
Энгельсского муниципального района
Саратовской области
Пояснительная записка
Программа клуба “Юный патриот” составлена для работы с первоклассниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности.
Главное назначение начальной школы – воспитательное. Оно состоит в целенаправленном формировании высоконравственной, гармонично развивающейся личности младшего школьника. Начальная школа призвана, средствами учебного предмета, воспитывать лучшие нравственные качества, любовь к Отечеству, своему народу, его языку, духовным ценностям, уважительное отношение к другим народам и их национальным культурам, способствовать разностороннему и гармоничному развитию младших школьников, раскрытию их творческих способностей.
Программа «Юный патриот» носит личностно ориентированный характер. Её цель – воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, с уважением относящегося к культурному достоянию человечества.
Ведущей задачей курса является воспитание патриотических чувств: любви к своему городу (селу), к своей Родине, её историческому прошлому и традициям; формирование обоснованного поведения в социальной среде и потребности участвовать в разнообразной поисковой, творческой созидательной деятельности в социуме.
На этой основе у ребенка развивается чувство сопричастности к жизни общества, формируются личностные качества культурного человека – доброта, терпимость, ответственность, патриотизм.
При этом средствами программы целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы и творческих способностей, формирования учебной деятельности. Данная программа развивает у обучающихся чувства любви к Родине через осознание основных ценностей — семья, родной город, край, страна.
Целью программы является формирование основ этнического самосознания школьника и расширение собственного культурного опыта, интерес к истории России.
Задачи программы:
образовательные: позволит познакомить ребят с многонациональным составом населения поселка, с историей его возникновения и развития;
развивающие: развивать в детях наблюдательность, самостоятельность и инициативу; развивать у детей способности проявлять свои теоретические, практические умения и навыки;
воспитательные: воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь; воспитывать у детей культуру труда и этику общения; бережное отношение к природе, родному краю.
Основные принципы, положенные в основу программы:
принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;
принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;
научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;
систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.
Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость в жизни района, актуальность, воспитательная ценность.
Методы работы:
словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы.
Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей. Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса “Улицы нашего поселка” необходимо использовать такие формы проведения занятий как экскурсии, занятия-встречи с интересными людьми, практические работы. Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям.
При разработке рабочей программы учитывается необходимость использования межпредметных связей с предметами окружающий мир, изобразительное искусство, технология.
Особенностью организации кружка является динамичность ее форм. Принципиальное изменение форм организации занятия заключается в том, что занятие из класса, по возможности, переносится в ту среду, которая изучается ( лес, водоем, пришкольный участок, музей, улица). Как можно больше экскурсий, целевых прогулок, походов, тематических актов, игр и праздников на воздухе, то есть необходимо расширение образовательного пространства.
Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровье сберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, проектные технологии.
Программа “Юный патриот ” рассчитана на 1 год. Годовой курс программы рассчитан на 37 часа, по 1 часу в неделю.
Программа предусматривает следующие формы контроля знаний, умений и навыков: разноуровневые тестовые работы, отчеты по экскурсиям, практическим работам, защиту проектов.
Ожидаемый результат
Развитие у обучающихся чувства ответственности за будущее своей семьи, города, края, страны. Формирование нравственного качества — патриотизма, любви к родному краю, Родине. Выработка устойчивого интереса к активному образу жизни, творческое развитие учащихся. Расширение кругозора, развитие интеллектуальных способностей учащихся на основе проведения исследовательской деятельности.
Позитивные результаты по формированию гражданских, нравственных и общекультурных качеств;
№ п/п | Тема. Раздел. | Количество занятий |
1 | Я – гражданин | 8 |
2 | Живые страницы прошлого. | 9 |
3 | Прошлое рядом. | 20 |
Всего | 37 |
Планируемые результаты
Обучащийся научится:
понимать значение ключевых слов: человек, общество, гражданин страны; родина, столица, народы России (на отдельных примерах), наши праздники; международное сотрудничество; история, предыстория;
- определять на карте границы и крупные города России;
- рассказывать о родной стране, своем городе (селе);
- различать символы государства _ флаг, герб России
- и флаг, герб субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;
- уважительно относиться к русскому языку как языку
- межнационального общения;
- уважительно относиться к защитникам Родины;
- читать и воспринимать тексты обществоведческого содержания;
- различать художественную и научно-популярную литературу;
- анализировать ответы товарищей;
- осваивать коммуникативные навыки дома, в школе, в обществе.
Обучащиеся получат возможность научиться:
- понимать значение ключевых слов курса: личность, гражданин мира; народы России, международные праздники; общечеловеческие проблемы и ценности; достоверное
- и версии в истории;
- приводить примеры исторических и культурных памятников страны (не менее трех), ряда других стран, родного края (не менее трех);
- различать и сравнивать элементарные этические и эстетические понятия (добро и зло, трудолюбие и леность, красиво и некрасиво);
- анализировать литературные источники для приобретения первоначальных историко-обществоведческих знаний;
- на основе анализа текстов делать умозаключения, выводы, устанавливать причинно-следственные связи;
- уважительно относиться к своему селу, городу, людям своего села (города), народу, России.
Методическое обеспечение образовательной программы
Используемые технологии
- Развивающего обучения
- Проектные
- Здоровьесберегающие
Методы обучения
- Словесный
- Наглядный
- Работа под руководством педагога
- Проектный
Оснащение учебного кабинета
Рабочее место ученика, достаточная освещенность.
Средства обучения
Презентации по темам, видеофильмы, аудиофайлы.
Список литературы
В.Степанов. Учебник для малышей «Моя родина – Россия. ООО «Издательство «Фламинго», 2007.
О.Е.Жиренко, Е.В.Лапина, Т.В.Кисилёва. «Я - гражданин России!» классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию: 1-4 классы.- М.: ВАКО, 2006.- 160с.- (Педагогика. Психология. Управление).
Предварительный просмотр:
Тематический план
№ п\п | Дата план | Дата факт | Тема занятия | Цель занятия | Содержание занятия | Форма проведения | ||||
Раздел I. Я – гражданин (8ч) | ||||||||||
1 | 02.09 | Россия - Родина моя. Символы государства – герб и флаг. Гимн России. | развивать познавательный интерес к своей стране; дать понятия о символах государства, о происхождении и истории российского герба и флага, об их функциональном предназначении, о символическом значении цветов и образов; воспитывать у учащихся уважительное отношение к символам своего государства; формировать чувство гордости за свою Родину. | Россия - наша Родина. Москва – столица Российского государства. Символы государства (герб, флаг, гимн). История появления символов. | беседа по презентации | |||||
2 | 09.09 | Родной край – частица России. Символика края. | вызвать у детей интерес к познанию родного края; познакомить с символикой края, правами и обязанностями граждан; воспитывать любовь к родному краю, чувство патриотизма. | Саратовская область, Энгельс-Покровск. Символика края. Достопримечательности края. Люди и их занятия. | беседа по презентации | |||||
3 | 16.09 | Село моё родное. | познакомить с историей основания родного села, его достопримечательностями. | Основание села Красный Яр Село в наши дни. Достопримечательности села. | экскурсия | |||||
4 | 23.09 | Экскурсия в школьный Музей Хлеба | познакомить с историей образования улиц родного села, развивать логическое мышление. | Знакомство с улицами родного села. Правила поведения на улице. | экскурсия | |||||
5 | 30.09. | Улицы нашего села. | экскурсия | |||||||
6 | 07.10 | Я - ученик. Правила и традиции нашей школы. | познакомить с традициями школы, её символикой, правилами поведения и обязанностями школьников; воспитывать чувство причастности к коллективу школы, её традициям; развивать желание поддерживать традиции школы и приумножать их. | Я – ученик. Традиции школы. Символика школы. Правила поведения и обязанности школьника. | беседа по презентации | |||||
7 | 14.10 | Родной дом и семья. | формирование понятия «я – сын (дочь)»; учить быть внимательными к близким людям, помогать им, поддерживать в трудную минуту; воспитывать чувство ответственности за честь семьи. | Родной дом и семья. Члены семьи. Родословная. Внимательные и заботливые отношения в семье. Труд и отдых в семье. | проект | |||||
8 | 21.10 | Традиции семьи. Примечай будни, а праздники сами придут. | познакомить с традиционными народными праздниками России, формировать понятия «семейный праздник» и «семейная традиция»; развивать речевые умения. | Народные праздники России (Рождество, Масленница, Троица). Русские народные песни и игры. Государственные праздники. Праздники в моей семье. | беседа по презентации | |||||
Раздел II. Живые страницы прошлого (9ч) | ||||||||||
9 | 28.10 | Как жили наши предки | познакомить с происхождением народов нашего края; дать характеристику их личностных качеств, поведения, внешнего вида и быта, традициями на основе народных песен и игр; формировать личностные компетентности – открытость, доброжелательность. | Кто такие жители Поволжья. Быт, нравы и культура народов. | беседа по презентации | |||||
10 | 04.11 | Богатырская наша сила. | познакомить с народными сказаниями о русских богатырях и их воинской доблести; воспитывать чувство ответственности за свою Родину, чести и бескорыстия на примере исторических героев; развивать речевые умения. | Сказания и былины о богатырях. Оружие богатырей. Что такое богатырская сила. Знакомство с творчеством художника В. Васнецова «Богатыри», «Витязь на распутье». | библиотечное занятие | |||||
11 | 11.11 | Русские героические сказки. | развивать интерес к историческому прошлому своей страны через приобщение к устному народному творчеству; на примере героев сказок воспитывать патриотические чувства долга, чести и любви к Родине. | Устное народное творчество. Русские героические сказки. Кого называют героем. Какими качествами обладает патриот. | библиотечное занятие | |||||
12 | 18.11 | Русский солдат сам черт ему не брат. | рассказать о непобедимости русского солдата, познакомить с понятием «дисциплина»; воспитывать потребность в самовоспитании. | Доблесть русского солдата. Солдаты прошлого и настоящего. Что такое сила воли и духа. Образ русского солдата в устном народном творчестве (сказки, песни, пословицы и поговорки). | беседа по презентации | |||||
13 | 25.11 | Русские полководцы. Дмитрий Донской и Александр Невский. | создать у детей целостный образ Дмитрия Донского и Александра Невского как великих полководцев, почитаемых народом; | Кто такой полководец. Русские полководцы Дмитрий Донской и Александр Невский и их деяния. Почитание героев народом. | беседа по презентации | |||||
14 | 02.12 | Русские полководцы. А.В. Суворов. | создать целостный, но противоречивый образ А.В. Суворова | Образ полководца А.В. Суворова. Суворов и русский солдат. Наука побеждать. Суворовские училища. | беседа по презентации | |||||
15 | 09.12 | Военные забавы юного Петра. | познакомить с ролью царя Петра Алексеевича в основании русской армии и флота; развивать логическое мышление. | Царь Петр I. Потешные бои. Основание русской армии и флота. Россия – морская держава. Нахимовские училища. | беседа по презентации | |||||
16 | 16.12 | История военной символики и формы (мундира) | Познакомить с военной символикой и формой, историей ее образования. | Обмундирование в России. История мундира. | беседа по презентации | |||||
17 | 23.12 | Виды воиск в России | Познакомить с родами войск в России. | Виды войск и назначение. | беседа по презентации | |||||
Раздел III. Прошлое рядом (18ч) | ||||||||||
18 | 06.01 | Путешествие по городам – героям. | пополнить знания школьников об отдельных страницах истории и культуры городов – героев; людях, оставивших след в памяти народа; воспитывать чувство гордости за героическое прошлое нашей страны и благодарности защитникам Отечества; развивать умение работать в группах. | Город – герой Москва. Блокада Ленинграда. Дорога жизни. Сталинградская битва. Курская дуга. Город-герой Волгоград. | видеофильм | |||||
19 | 13.01 | видкофильм | ||||||||
20 | 20.01 | видеофильм | ||||||||
21 | 27.01 | Наш край в годы Великой Отечественной войны. | расширить знания учащихся об истории родного края в годы Великой Отечественной войны, земляках - Героях Советского Союза. | Край в годы Великой Отечественной войны. Земляки – герои. | беседа по презентации | |||||
22 | 03.02 | |||||||||
23 | 10.02 | История одного памятника. «Родина Мать зовет!» | познакомить с историей основания памятника. | История памятника. | беседа по презентации | |||||
24 | 17.02 | День защитника Отечества. | познакомить с понятием «государственный праздник», историей праздника День защитника Отечества; формировать осознанную необходимость защищать Отечество, воспитывать уважительное отношение к армии, военной профессии; развивать смекалку и наблюдательность. | Государственный праздник День защитника Отечества. История праздника. Есть профессия Родину защищать. | проект | |||||
25 | 24.02. | «Герои Советского Союза – наши земляки». | беседа по презентации | |||||||
26 | 03.03 | Маршал победы Г.К. Жуков | создать целостный образ Маршала Победы Г.К.Жукова | Образ полководца Г.К.Жукова. | беседа по презентации | |||||
27 | 10.03 | Дети войны. | расширять знания детей о героических подвигах их сверстников в годы Великой Отечественной войны; воспитывать патриотические чувства; формировать чувства сострадания и милосердия к участникам военных событий; развивать умения работать с различными источниками информации и анализировать их, формулировать свою точку зрения. | Дети в годы Великой Отечественной войны. Дети герои. Дневник Тани Савичевой. Современные войны и судьбы детей. Дети Беслана. | библиотечное занятие | |||||
28 | 17.03 | |||||||||
29 | 24.03 | |||||||||
30 | 31.03 | Парк Победы г. Саратов | познакомить с экспонатами парка, памятника Журавли. | История памятника. | виртуальная экскурсия | |||||
31 | 07.04 | Заочное путешествие «Звёздное небо!», посвящённое Всемирному Дню авиации и космонавтики. | дать представление об освоении космического пространства; познакомить с первыми покорителями космоса С.П. Королёвым и Ю.А. Гагариным; воспитывать чувство гордости за достижения русских ученых и испытателей в освоении космического пространства. | Ученые - покорители космоса К.Э. Циолковский и С.П. Королев. Первый космонавт Юрий Гагарин. Современный космос на благо людей. | виртуальная экскурсия | |||||
32 | 14.04. | Школьный конкурс рисунков «Весна 45-го года» | конкурс рисунков | |||||||
33 | 21.04 | Акция «Милосердие» | формировать стремление быть похожими на героев войны и участников боевых действий; развитие интереса к судьбам односельчан. | Помощь престарелым людям, труженикам тыла | акция | |||||
34 | 28.04 | Музей Боевой Славы в нашей школе | экскурсия | |||||||
35 | 05.05 | 70 лет Великой Победы. | познакомить с историей праздника, дать представление о величии духа людей военного поколения, их веру в торжество справедливости, воспитывать уважительное отношение к ветеранам войны; развивать эмоциональную отзывчивость учащихся. | День Победы. История праздника. Ветераны войны. Памятники и память. | беседа по презентации, видеофильмы | |||||
36 | 12.05 | «Твои гражданские права и обязанности» | Закрепить права и обязанности гражданина; воспитывать любовь к родному краю, чувство патриотизма. | беседа по презентации | ||||||
37 | 16.05 | Что мы узнали и чему научились за год. | подвести итоги работы за весь курс. | Подведение итогов работы, обзор курса. Рефлексия. Отзывы и пожелания. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Растим патриотов
Статья о нравственно-патриотическом воспитании младших школьников...
"Реформатор и патриот. Столыпин П.А."
Презентация к классному часу "Великие земляки. Столыпин Пётр Аркадьевич"...
рабочая программа "Юный патриот"
Через работу по программе «Юный патриот» реализуется духовно-нравственное направление образования школьников посредством различных форм организации, таких, как классные часы, экскурсии в музеи, ...
Патриот. Понятие патриотизма.
Данный урок посвящён знакомству с главными символами страны, области (Амурской), района и школы. Можно использовать на уроках окружающего мира....
" Мы - патриоты Кубани" воспитательно-образовательная программа для родителей учащихся начальных классов
Воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения. Грамотный гражданин - это человек, любящий Родину, умеющий реаг...
Роль образовательного учреждения в становлении патриота и гражданина
Давно ведутся споры между семьёй и школой: "Кто чаще видит детей?", "Кто должен заниматься воспитанием подрастающего поколения?" Я попыталась разобраться в этом вопросе на основе гражданско - патриоти...
Дополнительная образовательная программа военно-патриотического кружка "Патриот"
Дополнительная образовательная программа "Патриот"...