рабочая программа "Школа чтения"
рабочая программа (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Школа чтения»
3 класс
Срок реализации – 1 год
Возраст обучающихся – 8-9 лет
.
2015 -2016 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, программы внеурочной деятельности Л. А. Ефросининой «В мире книг».
Факультатив «В мире книг» способствует расширению читательского пространства, реализация дифференцированного обучения и индивидуальных возможностей каждого ребенка, воспитание ученика-читателя. Занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, читательского развития ребенка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребенка и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
Цель программы состоит в том, чтобы способствовать развитию интереса к чтению и книге; формированию читательского кругозора и приобретению опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
Задачи занятий факультатива:
- создание на практике условий для реализации читательских умений;
- расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов;
- формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.
Общая характеристика факультатива.
Факультатив «В мире книг» способствует расширению читательского пространства, реализация дифференцированного обучения и индивидуальных возможностей каждого ребенка, воспитание ученика-читателя. Занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, читательского развития ребенка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребенка и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
Преемственность занятий с основным курсом литературного чтения позволяет от класса к классу проводить в системе работу по обогащению читательского опыта младшего школьника и его интеллектуального развития. Программа направлена на овладение детьми универсальными читательскими умениями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными).
Формы организации занятий носят практико-ориентированный характер: литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты, встречи с писателями своего края, уроки - читальный зал и т.д.
Содержание занятий создает условия для применения и углубления полученных знаний на уроках литературного чтения. Занятия имеют практико-ориентированную направленность, для учащихся создаются условия для практической работы с разными типами и видами книг, детскими периодическими и электронными изданиями.
Место факультатива в учебном плане
Программа рассчитана на 33 часа в год с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятия 45 минут.
Ценностные ориентиры содержания факультатива «В мире книг»
Содержание программы занятий курса «В мире книг» создает возможность для воспитания грамотного читателя. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности, в процессе общения с книгой у него развиваются память, внимание, воображение и, что особенно важно, воспитывается человек, познающий литературу своей страны, овладевающий русской литературной речью, готовый к восприятию литературы народов других стран, овладевающий читательскими умениями.
Программа занятий - это создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами, рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге из ее аппарата и других книг (справочных, энциклопедических).
Интересный блок составляют занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят читательский опыт, послужат развитию интеллекта и эрудиции читателя-школьника.
Планируемые результаты изучения факультатива.
В результате освоения программы курса «В мире книг» формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям ФГОС НОО:
- осознавать значимость чтения для личного развития;
- формировать потребность в систематическом чтении;
- использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
- уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
- пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Регулятивные учебные умения:
- уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
- уметь самостоятельно работать с новым произведением;
- уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
- уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения:
- прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
- отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
- ориентироваться в мире книг (работа с открытым библиотечным фондом);
- составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
- пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:
- выражать свое мнение о прочитанной книге, аргументировать свою точку зрения;
- высказывать свои суждения об этических и нравственных ценностях книги, о ее оформлении и структуре;
- участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков подготовленных произведений;
- пользоваться культурой общения и поведения в библиотеке, читальном зале;
- вести диалог о прочитанной книге.
Календарно - тематическое планирование
1 год обучения
№ | Дата | Тема занятия | Содержание деятельности | Воспитательная работа | |
Теоретические занятия | Практические занятия | ||||
1. | Книги-сборники былин, легенд, сказов. | Беседа | Практическое занятие работы с книгой. | Способствовать развитию интереса к чтению и книге | |
2. | П. Бажов Медной горы хозяйка | Диалог | Рассматривание книг, чтение, тест, цифровой диктант | Способствовать развитию интереса к чтению и книге | |
3. | Серебряное копытце | Познавательная беседа | Рассматривание книг, тест, цифровой диктант, деформированный текст | Способствовать развитию интереса к чтению и книге | |
4. | Огневушка-поскакушка. | Познавательная беседа | Сравнивание книг, тест, цифровой диктант, кроссворд | Способствовать развитию интереса к чтению и книге | |
5. | Расказы М. Пришвина о животных | Диалог-игра | Рассматривание книг, тест, цифровой диктант, деформированный текст | Способствовать развитию интереса к чтению и книге | |
6. | Пиковая дама | Викторина | Рассматривание книг, Рассматривание книг, тест, цифровой диктант, деформированный текст | Формирование читательского кругозора и приобретению опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности. | |
7. | Лисичкин хлеб | Диалог-игра | Знакомство с книгами Рассматривание книг, тест, цифровой диктант, деформированный текст | Способствовать развитию интереса к чтению и книге | |
8. | Редьярд киплинг Откуда взялись броненосцы | Познавательная беседа | Рассматривание книг, тест, цифровой диктант, деформированный текст | Способствовать развитию интереса к чтению и книге. | |
9. | Слонёнок | Диалог-игра | Рассматривание книг, тест, цифровой диктант, деформированный текст, игра «Ко сказал» | Способствовать развитию интереса к чтению и книге | |
10. | Сказки братьев Гримм Бременские музыканты | Познавательная беседа | Слушание и работа с книгами братьев Гримм, викторина, кроссворд, тест | Способствовать развитию интереса к чтению и книге | |
11. | Золотой гусь | Диалог | Рассматривание книг, тест, цифровой диктант, деформированный текст | Способствовать развитию интереса к чтению и книге | |
12. | Принц- Лягушонок, или Генрих Железное сердце. | Игра - викторина | . Рассматривание книг, тест, цифровой диктант, деформированный текст | Способствовать развитию интереса к чтению и книге | |
13. | Д. Мамин-Сибиряк «Медведко». | Игра - викторина | Рассматривание книг, тест, цифровой диктант, деформированный текст, кроссворд | Способствовать развитию интереса к чтению и книге | |
14. | Приёмыш | Слушание сказок | Формирование человечности, доброты, гражданственности и патриотизма. | ||
15. | Ю.Дмитриев « Сказки про Мушонка». | Игра - викторина | Рассматривание книг, тест, цифровой диктант, деформированный текст | Формирование человечности, доброты, гражданственности и патриотизма. | |
16. | Д.Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про комара Комаровича» . | Познавательная беседа | Слушание сказки Рассматривание книг, тест, цифровой диктант, деформированный текст, | Формирование читательского кругозора. | |
17. | В.В. «Как Воробьёнок придумал голосами меняться». | Диалог-игра | Чтение понравившихся отрывков | Формирование читательского кругозора | |
18. | А.С.Пушкин Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» | Игра - викторина | Рассматривание книг, игры «Вставь слово», «Угадай, кто сказал?» | Формирование читательского кругозора | |
19. | Сказка о Балде и его работнике Балде | Диалог-игра | Выставка книг Чтение произведений Рассматривание книг, тест, цифровой диктант, деформированный текст | Формирование читательского кругозора | |
20. | Художники-иллюстраторы книг о животных. | Игра - викторина | Выставка книг Чтение произведений | Способствовать развитию интереса к чтению и книге | |
21. | Сказка о рыбаке и рыбке | Чтение книг | Иллюстрирование книг | Способствовать развитию интереса к чтению и книге | |
22. | Крылов И.А. Басни | Познавательная беседа | Собери пословицу, найди лишнее, игра «Узнай басню», «Сложи название» | Способствовать развитию интереса к чтению и книге | |
23. | Шварц Е.Л. Сказка о потерянном времени | Познавательная беседа | Чтение сказок | Способствовать развитию интереса к чтению и книге | |
24. | Два брата | Познавательная беседа | Праздник сказки | Способствовать развитию интереса к чтению и книге | |
25. | Рассеянный волшебник | Познавательная беседа | Рассматривание книг, тест, цифровой диктант, деформированный текст в, | Способствовать развитию интереса к чтению и книге | |
26. | .Л. Пантелеев Большая стирка | Чтение книг | Конкурс | Формирование читательского кругозора | |
27. | Трус | Чтение книг | Работа с книгами | Формирование читательского кругозора | |
28. | Честное слово | Познавательная беседа | Рассматривание книг, тест, цифровой диктант, деформированный текст | Формирование читательского кругозора. | |
29. | Две лягушки | . Чтение книг | Игра, Рассматривание книг, тест, цифровой диктант, деформированный текст в, | Формирование читательского кругозора | |
30. | Э. Успенский Дядя Фёдор | чтение | Рассматривание книг, тест, цифровой диктант, деформированный текст в, | Формирование читательского кругозора. | |
31. | А. Митяев «Землянка» | Сообщения детей | Работа с книгой | Формирование читательского кругозора, развитие чувства любви к Родине | |
32. | Создание классной газеты «Книгочей». | Сообщения детей | Проект «Наша классная газета » | Формирование читательского кругозора | |
33. | 21.05 | Книги бывают разные. Библиотечная мозаика «Что я знаю о книге?». Словарь книгочея. | .Диалог-игра | Игра-викторина | Формирование читательского кругозора |
Литература
- Агапова И., Давыдова М. Литературные игры для детей. – «Лада», Москва, 2006
Л.А. Ефросинина «В мире книг». / Л.А. Ефросинина. - «Вентана Граф», 2011
- Гостимская Е.С., Мишина М. И. Внеклассное чтение. – Москва, «5 за знания», 2006
- Ксензова Г.Ю. Педагогические алгоритмы анализа воспитательного мероприятия. – Калинин, 2008
- Ксензова Г.Ю. Внеурочное воспитание в развивающейся школе. – Тверь, 2007
- Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. – Москва, 2008
6. Сборник программ внеурочной деятельности. Редактор М.В. Киселёва «Вентана Граф», 2011
7. Занимательные литературные кроссворд-тесты. – Ярославль, «Академия развития», 2006
8. Щуркова Н.Е. Собрание пестрых дел. – Москва, «ВАКО», 2006
9.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации.- М.: Просвещение, 2011
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа чтение 3 класс
Рабочая программа чтение 3 класс индвивидуальное обучение.УМК Школа России....
Рабочая программа чтение 1 класс ФГОС Школа России
Структура рабочей программы:– пояснительная записка;– содержание программы учебного курса;– учебно-тематический план;– календарно-тематическое планирование;– требования к уровню подготовки обучающихся...
Рабочая программа чтение 2 класс 8 вид
Программа составлена на основе программы под ред. И. М. Бгажноковой. Надомное обучение. 1 час в неделю...
рабочая программа чтение 4 кл перспектива
Рабочая программа составлена подробно по плану минобра...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЧТЕНИЕ» 3 КЛАСС (по адаптивной основной общеобразовательной программе для детей с ограниченными возможностями здоровья)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЧТЕНИЕ» 3 КЛАСС (по адаптивной основной общеобразовательной программе для детей с ограниченными возможностями здоровья)...
Рабочая программа. Чтение и развитие речи. СКОУ 8 вида. 4 класс
Программа составлена с учетом уровня обученности воспитанников, максимального развития познавательных интересов, индивидуально-дифференцированного к ним подхода. Поэтому в целях максимал...
Рабочая программа "Чтение и развитие речи",3 класс 8 вид
Данная программа составлена на основе программы для специальных ( коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой....