Классный час " Тема Родины на полотне художника"
план-конспект занятия (1 класс) по теме

Холявкова Елена Викторовна

-Образ Родины многие поэты, писатели, композиторы, а также художники воплощали в своих произведениях .В этом конспекте рассматривается данная тема на примере картины Дубовского " На Волге"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Сценарий классного часа104.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«средняя школа №101 Дзержинского района  Волгограда»

                                             Занятие  в 1  «А» классе

                   

                                      Дубовской Н.Н. «На Волге»

                                                                                      Выполнил: Холявкова Е.В.

                                                 

                                                      Волгоград 2016г.

                                         Занятие «Дубовской Н.Н. «На Волге»

                                                           1 класс

Цель: способствовать развитию чувства  любви к родному краю на примере картины Н.Н.Дубовского «На Волге»

Форма проведения: занятие - беседа.

Оборудование: мультимедийное, звуко-техническое и экранное оборудование, репродукция Н.Н.Дубовского "На Волге"

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный момент

Приветствует учеников

Приветствуют учителя

Вступительное слово. Беседа на тему "Что такое Родина?"

 Велика наша Родина! Привольно раскинулась она от снегов и льдов Крайнего Севера до южных морей. Это огромное государство! Есть в России высокие горы, полноводные реки, глубокие озера, густые леса и бескрайние степи.

Есть и маленькие речки, светлые березовые рощицы, солнечные полянки, овражки, болота и поля.

Мы гордимся нашей великой Россией, ее разнообразной природой, богатыми недрами, а в особенности — трудолюбивыми и талантливыми людьми, ее населяющими.

 У каждого из нас есть и своя малая родина — тот уголок земли, где мы родились, где прошло наше детство, где живут наши родители, где находится наш родной дом.

Для кого-то малая родина — небольшой поселок или деревушка, для других —

городская улица и зеленый дворик с качелями, песочницей и деревянной горкой.

Словом, малая родина у каждого своя!

Послушайте стихотворение.

 

Ребята, можете ли вы назвать свою малую Родину?

Вспомните как называется река, которая дала имя нашему городу?

Малая родина

Малая родина —

Островок земли.

Под окном смородина,

Вишни расцвели.

Яблоня кудрявая,

А под ней скамья.

Ласковая, малая

Родина моя!

Беседа на тему «Образ Родины в искусстве»

 

-Образ Родины многие поэты, писатели, композиторы, а также художники воплощали в своих произведениях.

  Волга – это одна из достопримечательностей нашего города. Великая река, стержень земли русской. Говорят « Матушка- Волга и широка, и долга»  А почему   так говорят?  

 Река Волга появилась очень давно, в древние времена. Сейчас она одна из самых крупнейших рек в мире, воды ее тянутся далеко – далеко. Наша Волга местами так широка, что с трудом виден другой берег.

 

 

А как мягко и плавно течет наша Волга.

-Какие чувства пробуждаются в душе человека, когда он смотрит на поля, леса, реку – тревожно ему или спокойно? Печально или радостно?  

Послушайте, как в русской народной сказке в обработке С.Я. Маршака говориться о начале Волги:

 

 - Почему в народе так называют  Волгу - матушкой, кормилицей?

 В той же сказке говориться:

"Волга - рекам Родины Царица  Ни одна не может с ней сравниться  ."

-Почему с Волгой не может сравниться ни одна река?

 

Сегодня вашему вниманию я предлагаю рассмотреть репродукцию картины Николая  Дубовского “На Волге”.

Почти все его живописные работы посвящены скромной красоте русской природы.  

 

А потому что она большая, полноводная.

(размышления детей)

Меж болот из мелкого колодца

Ручеек, не умолкая, льется.

Неприметен чистый ручеек

Не широк, не звонок, не глубок.

Перейдешь его через дощечку,

А глядишь - ручей разлился в реку.

.

Перед нею путь большой и долгий

Из лесного края в край степной.

И зовут ее рекою Волгой-

Матушкой, кормилицей родной. "

Знакомство с фрагментами из жизни и творчества Н.Н. Дубовского

 

 Рассматривая эту картину, мы попытаемся понять, какие чувства хотел передать художник.

Дубовской Николай Никанорович (1859-1918) — русский художник-пейзажист.

Рисовать начал в детстве, копируя иллюстрации в журналах  . Его дядя, художник А. В. Пышкин, научил мальчика рисовать по памяти.   Художник любил изображать природу в светлые и солнечные дни. Радостным настроением отмечены его полные воздуха морские пейзажи.

  Впечатления, полученные во время путешествия художника по Волге еще в 1882 г., воплотились в замечательном пейзаже «На Волге» (1892г ). Живописец изобразил широкие волжские просторы, напоминающие бескрайнее море, рыбацкие лодки, величественное и высокое небо .

 

                       

                    C:\Users\Alex\Desktop\На Волге\1849344cc90c39bf644067dd527e41865f19fc162675202.jpg

Знакомство с произведением через восприятие художника.

  - Ребята, я вам даю время для того, чтобы вы самостоятельно рассмотрели картину. Рассматривайте внимательно, обращая внимание на то, кого изобразил художник, какие краски он использовал в работе. (2-3 минуты под музыку)

-Что увидели вы на переднем плане?

-На заднем плане?

Какие цвета использовал художник для неба,воды?

Рассказ учителя

  Художник  изображает только водную гладь и небо, создавая пейзаж, напоенный светом и воздухом, сияющий тонкими переливами красок. Фигурки тянущих сети рыбаков на узкой полоске отмели, да маленькие пятнышки лодок, застывших на воде со спущенными парусами. Теплый день и водная гладь до самого горизонта.  Там вдали, у этой почти ровной черты вода   сливается с небом, которое занимает большую часть картины.   Серебристо-голубоватые   легкие облака ,   рассеянный свет  солнца, льющийся откуда-то сверху. Небо постепенно темнеет к верхнему краю картины, затянутое тучами. Гладь воды голубовато-стальная на переднем плане от    туч,  которые отражаются в реке, постепенно светлеет к горизонту, приобретая от отсветов солнца сиреневые-  тона.

 

 

Сочинение по картине: Дубовской - "На Волге"

Подведение итогов занятия. Рефлексия.

 Давайте встанем в круг, я предлагаю построить пирамиду любви из ваших рук. Я кладу свою руку и произношу: «Я люблю даже эту маленькую травинку, которая растет у воды».  

 

Вы чувствуете тепло рук? Посмотрите, какая высокая у нас получилась пирамида. Эта пирамида любви и заботливого отношения к миру, в котором мы живем.

 

 

«Какой мы увидели сегодня Родину?»

  (Под тихую музыку каждый ребенок называет что-то свое любимое и кладет руку).

 

C:\Users\Alex\Desktop\На Волге\1849344cc90c39bf644067dd527e41865f19fc162675202.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бородинское сражение в полотнах художников

Видеоролик "Бородинское сражение в полотнах художников"  можно использовать на уроках истории, ИЗО. МХК  как в начальной школе, так и в среднем звене....

Классный час. Тема: Россия – Родина моя!

Классный час для 1-3 классов....

Классный час. Тема: «Россия – родина моя»

Цель:-способствовать воспитанию патриотического духа школьника;-способствовать формированию основ гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордост...

«Материнство в художественной литературе, на полотнах художников, в традициях и обычаях народов Кавказа».

Цель:  Формирование и развитие  художественной культуры личности на основе высших гуманистических ценностей отношения человечества к материнству.Задачи:    1.  Прочитать ...

Классный часна тему "Моя Родина - Россия. Моя Родина - Кубань"

 Цель урока: - показать красоту природы Краснодарского края;                 формировать нравственно-эстетиче...

Классный час. Тема «Родина - это часть тебя».

Родина - это часть тебя. Цель: прививать учащимся чувство  патриотизма и гордости  за свою Родину;          дать представление  о...

Исследовательская работа по теме "Судьбы цветное полотно" на научно-практическую конференцию учащихся начальной школы

Исследовательская работа по теме "Судьбы цветное полотно" на научно-практическую конференцию учащихся начальной школы...