«Материнство в художественной литературе, на полотнах художников, в традициях и обычаях народов Кавказа».
классный час (2, 3, 4 класс) на тему
Цель: Формирование и развитие художественной культуры личности на основе высших гуманистических ценностей отношения человечества к материнству.
Задачи: 1. Прочитать художественную литературу.
2. Развивать художественной восприятие, творческий потенциал личности в процессе изучения темы материнство.
3. Пробуждать интерес к традициям и обычаям своего народа.
4. Воспитывать осознанное чувство уважения к матери, внимательное и заботливое отношение в семье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
materinstvo_-_otkrytyy_klassnyy_chas.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Материнство в художественной литературе, на полотнах художников, в традициях и обычаях народов Кавказа».
Цель: Формирование и развитие художественной культуры личности на основе высших гуманистических ценностей отношения человечества к материнству.
Задачи: 1. Прочитать художественную литературу.
2. Развивать художественной восприятие, творческий потенциал личности в процессе изучения темы материнство.
3. Пробуждать интерес к традициям и обычаям своего народа.
4. воспитывать осознанное чувство уважения к матери, внимательное и заботливое отношение в семье.
План мероприятия:
- история праздника
- работа со сборником детских художественных произведений.
- Защита детских проектов «Материнство на полотнах художников» и «Материнство в традициях и обычаях моего народа ».
- Новый памятник в нашем городе «Сердце матери».
- Поговорим о маме. Представление своей семьи, традиций.
- Вручение подарков – самодельная книжечка «Дорогой маме посвящается».
Предполагаемый результат: формирование у детей религиозного воспитания, художественного вкуса, творческого воображения, основанное на межпредметных связях урока музыки с изобразительным искусством и литературным словом; формирование лучших качеств (доброта, любовь к близким, забота).
Ход мероприятия:
1. Вступительная часть. - Пусть сегодня эпиграфом нашей встречи станет стихотворение Александра Евгеньевича Гаврюшкина «Любому, кто живёт на белом свете» (Стихотворения на уроке читают победители конкурса Чтецов).
Любому, кто живет на белом свете,
Любить, кто может, думать и дышать,
На нашей грешной голубой планете
Родней и ближе слова нет, чем мать.
Нам наши мамы, мамочки родные
Сердца и жизни отдадут без слов.
Для нас они воистину святые,
Неважно, что нет нимбов у голов.
Мы маму вспоминаем, словно Бога,
Коль с нами вдруг случается беда.
Ухабиста порой судьбы дорога,
Но матери поймут детей всегда.
Поймут детей и в радости и в горе,
Уберегут родных детей от бед.
С родной лишь мамой по колено море,
Лишь мамин нужен в трудный миг совет.
Мы разными дорогами шагали
Неважно, сколько зим и сколько лет,
Но истину мы эту все познали:
Родней, чем мама, человека нет.
- Указом президента Российской Федерации от 30 января 1998 года было решено: «В целях повышения социальной значимости материнства установить праздник День матери и отмечать его в последнее воскресение ноября». И теперь каждый год в этот день мы поздравляем своих дорогих мам.
- Сегодня урок- обобщение, о проделанной работе по теме. Над чем мы работали, что нам удалось сделать? (прочитанные книги, конкурс Чтецов, пословицы и поговорки, сочинение, колыбельные,
, записанный сборник песен о маме, подарок маме – книжка – малышка, подготовка к защите проектов, рисунки «Мамин портрет», видео – ролик из семейных фотографий).
2. Работа с книгой.
- Благодарим Республиканскую детскую библиотеку им. Дабе Мамсурова за предоставленные книги.
- Почему эта книга называется «Мама»?
- Какие представлены литературные жанры? Назовите детских поэтов и писателей?
- Какое произведение или какой герой вам особенно запомнился и почему?
- Прочитанная книга оставляет особое впечатление. Обсудите это в группах и убедите собравшихся, что её нужно прочитать.
3. Защита детских проектов.
- Следующим этапом работы станет защита проектов. Вы сами выбирали направление, готовили материал и общую презентацию. Ваша задача – это ярко продемонстрировать. Объявите ваши темы проектов.
«Материнство на полотнах художников»
(Рафаэль «Сикстинская Мадонна». «Сикстинская мадонна» была написана великим итальянским художником Рафаэлем. Она считается одной из самых прекрасных картин на земле. Имя младенца - Иисус Христос, имя его матери –
2
Мария. Перед ними склонились Святая Варвара и Святой Сикст (отсюда и название картины "Сикстинская мадонна").Мария изображена в центре, ступая мягкой поступью по облакам, как бы паря. Она с большой любовью и нежностью держит младенца на руках. Своего Иисуса.
Н. Рерих «Матерь Мира». Это не просто картина, это своего рода картина-икона, которая посвящена Великому Женскому Началу - Матери рождающей и Матери дающей. Её образ Николай Рерих принёс из древних культов, где она была сравнима с землёй, солнцем, огнём, водой.
В Нечитайло «Материнство». Так же изображена мать и дитя. Яркий солнечный свет заливает комнату, освещает лицо матери,
держащий на коленях малыша. Женщина, не отрываясь смотрит на ребёнка. Её лицо светится нежной улыбкой, полной счастья и радости. Кажется, что её глаза освещают младенца. Рядом с такой матерью вырастет крепкий малыш, который потом станет её опорой.
М. Кассат «Мать и дитя». Картина впервые показана на нью – йорской выставке в 1895году. Склонённая голова матери, её руки, нежно и крепко обхватывают ребёнка. Тёмно – синий тревожный тон подчёркивает беззащитность младенца и материнскую заботу.
И. Хруцкой «Семейный портрет». Мать и трое детей представлена на фоне паркового пейзажа. Как будто остановились посидеть, поговорить, подумать. С мамой всегда рядом тепло и уютно. Она знает ответы на вопросы.
С. Герасимов «Мать партизана». Известный художник Сергей Герасимов изобразил в центральной части картины мать партизана. Женщину не могут запугать немецкие захватчики. За её спиной родная земля. Светлая и сильная, стоит она на фоне дымного пожарища. Её лицо хранит суровую печаль страдания сильного человека. Как выразился сам художник: «Я хотел показать в её образе всех матерей, которые отправили на войну своих сыновей».
Группа детей защищает проект по плану: 1) описание картины, 2) мои впечатления от полотна.
«Традиции и обычаи моего народа по теме Материнство»
(В классе представлены три национальности: осетины, русские, армяне. Каждая группа сообщает о традициях своего народа:
- Славянские традиции. В славянской мифологии мать – сыра земля – начало, несущее жизнь. Мать – символ опеки, заботы. В древности существовал специальный обряд, на котором девушек посвящали в матери.
3
А Баба – Яга – это. как образ умершей матери, праматери всех живых. Баба – Яга покойная родоначальница. Считалось, что уйдя из жизни, она покровительствует своему роду, а взамен требует одного – почитания, уважения.
- Армянские традиции. 7 апреля в Армении празднуется весенний женский праздник- День материнства и красоты. В этот день принято дарить подарки, сувениры. весенние цветы. 7 апреля было выбрано не случайно. Именно в этот день Деве Мари пришла весть о том, что она станет матерью, церковь празднует один из самых важных праздников – Благовещение Пресвятой Богородицы.
- Осетинский традиции. Мады Майрам (Мать Мария) – одно из самых древних божеств, которому поклонялись осетины. Мады Майрам – покровительница женщин. В прошлом практически каждое осетинское село имело святилище Мады Майрам. Через несколько дней после свадьбы невесту приводили к святилищу Мады Майрам. У девушки вырывали с корнем одну из нагрудных пуговиц, развязывали пояс и просили Мады Майрам о том, чтобы она подарила своему роду семь сыновей и одну дочь. Особо поклонялись Мады Майрам бездетные женщины, которые просили потомства. К святилищу также приходили женщины, у которых рождались только дочери. Мады Майрам поклоняются и сегодня. Просят для своих детей, чтобы они росли здоровыми, не знали несчастья. В её праздник, который приходится на последнюю неделю августа, устраивают общесельский кувд. В осетинском доме долгом обязанностью каждого члена семьи, особенности мужчин, было оберегать честь матери, вообще женщины. Осетин не терпел непристойных речей в адрес женщины, и сам никогда не произносил слов, оскорбляющих её честь и достоинство. Ругаться, спорить женщиной. Считалось для мужчин занятием безнравственным и достойным. А дети воспитывались в покорности и уважении к матери. Ребёнок должен был терпеть от матери всё, даже не совсем ласковое обращение. До сих пор услышать «От удара матери больно не бывает», «Материнская брань для ребёнка – радость, а чужая - напасть», «Материнское сердце отходчиво», «Материнское сердце камень рушит», «Материнское сердце – солнечная сторона, всегда греет» и т. д. Значение самих родителей для детей устным творчеством признаётся не одинаковым, поэтому говорят: «Материнское сердце для ребёнка – солнце, отцовское - луна», «Если нет матери – настоящая сирота, если нет отца - полусирота». Ребёнка воспитывали так, что он всегда должен во всём угождать матери, заслужить её похвалу и одобрение своим поступком. Такое отношение осетин сохранял на протяжении всей своей жизни. В связи с этим говорят: «Дети к матери ближе». Даже и сегодня. Если хотят пожелать ребёнку самого большого блага на всю его жизнь, осетин говорят: «Да насладится мать твоим теплом».Осетин в трудный момент жизни говорил себе: «Я не буду сыном для матери, если…» Обычно, кроме того осетин клялся именем матери: «Клянусь матерью», то есть самым дорогим и надежным существом.
Задалески Нана. Нет, наверное, во всей Осетии человека, который бы хоть раз в жизни не слышал трогательную легенду о Задалески матери, не знал о том, что образ этой героической женщины прошёл сквозь века и стал святым в народной памяти. Легенда о «Задалески Нана» восходит к XIV веку, когда среднеазиатский завоеватель Тимур с многотысячным войском пришёл на войну со своим давним врагом Тохтамышем.
4
Аланские сёла, расположенные на берегу Терека, оказались между двумя войсками, и были практически уничтожены. Единственная женщина, избежавшая гибели, ходила по полю брани и кого – то искала. Вдруг она услышала плач детей и поспешила в ту сторону, и увидела кучку детей. Она подняла руки к небу и взмолилась. Женщина собрала детей, приласкала их, увела в горы и спрятала в пещере. Она полностью посвятила себя этим детям, кормила их лесными плодами, защищала от диких животных. Она стала им настоящей матерью. И хоть дети обращались к ней «Нана», она была ещё молода и красива, её чёрные брови были как две дуги, а глаза бездонное море. Дети выросли, обзавелись семьями и стали продолжателями рода аланского. Память о Задалески Нана увековечена в песни, которой уже шесть веков. С её образом осетины связывают лучшие качества в женщине – матери: мудрость, бескорыстие, жертвенность, бесконечная любовь к детям.
- Командное задание: Подумайте, что объединяет ваши описанные картины и традиции разных народов.
5. Разговор о мамах.
- Герой рассказа Сухомлинского говорил: «Моя мама пахнет хлебом», а чем пахнут ваши мамы?
- В рассказа Васильева девочка Юля мечтала. Чтобы мама оставила работу и была с ней дома, но потом поняла, что мамины знания помогают другим людям, маму оставлять дома нельзя. А профессии ваших мам как помогают другим людям?
- Были ли поступки, за которые вам стыдно пред мамой и вы хотели бы в этом признаться?
- Но порой и мамы забывают, что они тоже когда – то были детьми. Придумайте обращение к маме, текст должен начинаться «Если бы я был мамой…»\
- Золотые руки, золотое сердце – и это всё о маме. Пусть эти сделанные книжки – малышки согревают ваши сердца, а услышанные отрывки напомнят вам какое счастье быть мамой!
- Нашим дорогим мама посвящается…..Фильм «Дорогим мамам посвящается»
6. Слово приглашённым гостям.
- Спасибо Всем, кто был сегодня с нами! Кто принимал участие в подготовке этого праздника!
5
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация программы кружка"Традиции и обычаи народов России"
В рамках внедрения ФГОС II поколения мною разработана и реализуется на базе нашей школы программа внеурочной деятельности кружка "Традиции и обычаи народов России". Презентация отражает деятельность э...
Традиции и обычаи казахского народа.
Традиции и обычаи казахского народа. Тема:«Утро на Джайляу»...
Урок математики в 4 классе "Закрепление" (традиции и обычаи казахского народа)
Урок способствует формированию умений делить и умножать на трехзначное число. Каждое задание связывается традициями и обычаями казахского народа. Урок способствует воспитанию патриотических чувств в Р...
конспект урока по кубоновкедению «Семейные традиции и обычаи народов Кубани».
Цели: познакомить с ценностями семьи как первоосновой нашей принадлежности к многонациональному народу России; познакомить детей с основными семейными традиционными праздниками народов Кубани; п...
Рабочая программа внеурочной занятости «Праздники, традиции и обычаи народов России» в 1-4 классе.
Рабочая программа внеурочной занятости «Праздники, традиции и обычаи народов России» в 1-4 классе, составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образов...
Программа внеурочной деятельности "Традиции и обычаи народов России"
Внеурочная деятельность младших школьников происходит во второй половине дня. Внеклассная деятельность организуется в рамках основной образовательной программы начального общего образования....
"Мир моему дому: традиции и обычаи народов Заинского района"
Основные традиции и обычаи народов нашего района...