Творческое развитие ребенка через проектную деятельность
проект (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Казаева Анна Витальевна

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Немаловажным является развитие творческого мышления у младших школьников. Творческое мышление продуктивно развивать через проектную деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost_i_tvorcheskoe_razvitie_rebenka_2.docx23.06 КБ

Предварительный просмотр:

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Немаловажным является развитие творческого мышления у младших школьников. Чтобы раскрыть творческий потенциал школьников, за основу была взята методика «Тест дивергентного (творческого) мышления,

Автор: Вильямс Ф.Е. (адаптация Туник Е.Е.), предназначенная для комплексной диагностики креативности у детей и подростков.  Тест состоит из серии рисуночных тестов, выявляющих способности к творческому

самовыражению ребенка по пяти показателям: беглость мышления (продуктивность),

гибкость мышления (подвижность), оригинальность, разработанность, название

(богатство словарного запаса и образность речи). После обработки данных, я пришла к выводу, что творческое мышление как нельзя лучше можно развивать при помощи проектной деятельности.

А.В. Хуторской пишет: «Проектную форму обучения широко используют на отдельных уроках, в дополнительном образовании, имеются попытки распространения метода проектов на базовый учебный процесс. Занятия в проектной форме уже не отрицают систематического освоения знаний, такая деятельность включается в содержание проекта. Основная ценность проектной системы обучения состоит в том, что она ориентирует учеников на создание образовательного продукта, а не на простое изучение определенной темы. Школьники индивидуально или по группам за определенное время выполняют познавательную, исследовательскую, конструкторскую или иную работу на заданную тему. Их задача – получить новый продукт, решить научную, техническую или иную проблему» .

Особенность проектного обучения в том, что младшие школьники открывают субъективно новые для них факты и выводят новые для себя понятия, а не получают от учителя в готовом виде. Они каждый раз ощущают себя первооткрывателями, и обучение при этом приобретает для них большой личностный смысл, что заметно повышает мотивацию к обучению. Метод проектного обучения помогает мне решать многие воспитательные задачи и развивать личностные качества: деловитость, предприимчивость, ответственность. Проектная деятельность учащихся позволяет реализовывать их интересы и способности, приучает к ответственности за результат своего труда. Формирует убеждение, что результат дела зависит от личного вклада каждого.

Использование проектов в образовательном процессе ведет к переориентации учебного процесса на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера. Наибольшую эффективность имеют такие учебные предметы как изобразительная деятельность и технология т.к. специфика образовательной области этих предметов позволяет успешно решать поставленные цели и формировать универсальные учебные действия младших школьников.

Поставив цель разработать методику организации проектной деятельности на уроках изобразительного искусства и технологии, для формирования регулятивных универсальных учебных действий младших школьников.

Объектом исследования я взяла проектную деятельность младших школьников. Базой исследования стали учащиеся 3 класса МОУ СОШ № 12 г.Новоалександровска.

Мною был разработан проект «Создание игрушек»

Тип проекта: групповой.

Цель проекта (практическая и педагогическая) – создание игрушек, буклетов и постановка спектакля.

Задачи проекта:

1. Расширить знания учащихся о появлении и развитии кукольного мастерства в стране.

2. Формировать навыки наблюдения в процессе поисково-познавательной деятельности.

3. Формировать навыки умения действовать самостоятельно и работать сообща в команде.

4. Развивать способности эффективно включаться во взаимодействие с различными людьми.

5. Совершенствовать познавательные способности, развивая умение реалистически оценивать свою работу, контролировать свою деятельность.

Практическая часть проекта представляет собой изготовление продукта (игрушек, буклетов, театральная постановка).

Этапы работы над проектом:

1. Формирование групп по интересам.

2. Сбор и изучение литературы в соответствии с поставленными задачами каждой группой.

3. Иллюстрирование проделанной работы исследовательской группой. Подготовка к представлению своих результатов классу.

Проект «Художник и зрелище»

Тип проекта: творческий.

Цель: дать представление о том, что изобразительное искусство является необходимой составной частью зрелища, о деятельности художника в театре; развивать интерес к предмету, расширять кругозор, умение предъявить свою работу другим, развитие эстетического вкуса и творческих способностей

Планируемый результат:

 целеполагание

как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё не известно;

 планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

 прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

контроль в форме сличения способа действий и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

 оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

Информационно-техническое обеспечение: учащиеся использовали домашний и школьный компьютеры с доступом в Интернет, сканер, учебную и учебно-методическую литературу.

Разработка проекта

Актуализация проблемы. Значимость обращения к этой теме вполне объяснима, если учесть, какое место в жизни детей занимает зрелище и праздники. Я не вправе отторгнуть от детской души, от детского восприятия это искусство, ибо оно постоянно влечет к себе детей и является у них самым популярным. Овладеть самыми элементарными представлениями о театре как искусстве невозможно за один – два урока. Решить эту проблему можно, применив метод проектного обучения.

Работа над проектом состоит из 7 этапов

- этап: подготовительный (1 урок, 15 мин.)

На первом уроке учитель в доступной для этого возраста форме дает начальные представления о жанрово-видовом разнообразии зрелищных искусств. Урок сопровождается просмотром слайдов.

Учащимся предлагается подготовить совместными усилиями презентацию по данной теме и организовать выставку работ. Для этого необходимо подобрать иллюстративный материал, стихотворения и загадки, рассказы о театрах нашей и зарубежных стран.

Детям предлагается несколько тем для исследования:

- Что такое театр?

- История театрального искусства

- История театрального искусства.

- Театры прошлого и настоящего.

- Театральные маски

- История создания маски

- Разновидности масок.

- Образ театрального героя.

- Театральные куклы и их разновидности.

- Процесс изготовления кукол.

- Костюм театрального персонажа.

- Декорации. Макет.

- Театральный занавес.

- Театральная афиша.

По окончании работы учащиеся должны ответить на основополагающий вопрос: «Какова роль художника в театре?»

организационный этап (1): (1 урок, 30 мин.)

Учащиеся разделились на группы, выбрали темы своего исследования, определили задачи и спланировали свою деятельность.

Учитель обсуждает со школьниками возможные источники информации.

Совместно с учениками обсуждаются критерии оценки качества проекта:

1) полнота раскрытия темы;

2) ответ на основополагающий вопрос;

3) грамотность изложения, наличие иллюстраций;

4) самостоятельность выполнения;

5) степень активности каждого участника команды.

- 2-ой этап: поисково-исследовательский (внеурочная деятельность)

Собирается и обсуждается информация по теме во внеурочное время (факультативные занятия).

Учитель наблюдает за деятельностью учащихся и консультирует их.

- 3-ий этап: анализ и обобщение полученной информации (в течении шести уроков по 15 мин.)

В течение последующих пяти уроков каждая творческая группа представляет отчет о проделанной работе. Они сообщают краткую информацию по теме, сопровождают рассказ иллюстративным материалом. Учащимся предлагается выделить главные моменты в собранной информации.

4 этап: оформление материала для презентации (внеурочная деятельность)

Учитель вместе с учениками, во внеурочное время, составляют презентацию из накопленного материала.

- 5 этап: защита проекта и выставка рисунков учащихся(8-ой урок)

На заключительном уроке результаты представляются на обсуждение всего класса. Пример результатов проекта «Художник и зрелище» представлен на фото.

- 6 этап: рефлексия (8-ой урок)

Участники проекта делятся мнениями. Группы оценивают работу каждого участника. Учитель оценивает работу групп в целом.

Подводя итоги проделанной работы, следует отметить, что только при систематической и целенаправленной использовании методики организации проектной деятельности, у младших школьников будут сформированы

регулятивные универсальные учебные действия.

В ходе работы над школьным спектаклем был проведён анализ теоретических основ проектной деятельности в начальной школе, особенности организации проектной деятельности в начальной школе, формирование универсальных учебных действий на уроках технологии и изобразительного искусства в начальной школе .Анализируя полученный результат можно сделать вывод о том что методика организации проектной деятельности младших школьников на уроках изобразительного искусства  и технологии действительно способствует формированию регулятивных универсальных учебных действий учащихся начальных классов, помогает проявить свою креативность и побудить к творчеству.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие компетенций через проектную деятельность

Разработка методических рекомендаций (условий успешности) для введения проектной деятельности как основы развития ключевых компетенций учащихся младшего школьного возраста....

Мастер-класс "Развитие творческих способностей младших школьников через проектную деятельность"

Японская мудрость издревле гласит:"Великий квадрат не имеет пределов".Попробуй простую фигурку сложить,И вмиг увлечёт интересное дело.И в сказочном царстве фигурок бумажныхНаучишься добрым, уверенным ...

Развитие речи через проектную деятельность посредством использования ИКТ.

Актуальность:  На современном этапе одной из острых проблем обучения младших школьников является их низкая речевая активность и как следствие этого снижается коммуникативное общение. Для младшего...

Духовно-нравственное развитие обучающихся через проектную деятельность на уроках ОРКСЭ (И опыта работы)

Наиболее целесообразной формой для решения задач гражданско – патриотического воспитания в сельской малокомплектной школе является проектная деятельность. В - первых, она позволит ребёнку почувс...