"Сказка мудростью богата" - заключительный урок
методическая разработка по чтению (2 класс) на тему

Овчинникова Тамара Борисовна

Урок построен в виде викторины по пройденному разделу. Класс делится на три команды, названия - сказочные, за правильные  содержательные ответы детям вручаются жетоны.Урок проходит весело, задорно. Проиграющих не бывает.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literaturnogo_chteniya_vo_2.klasse.docx27.74 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-викторина по литературному чтению во 2 классе. УМК «Школа 2100».

Урок составила учительница начальных классов МОУ «Средняя школа №35 Овчинникова Т. Б.

         Тема: « Сказка мудростью богата». Заключительный урок по разделу.

Задачи:

1.Обучающая: закрепить знания обучающихся о видах сказок, проверить полученные знания через самостоятельную работу;

            2.Развивающая: развивать творческие способности, воображение, фантазию, смекалку, речь, эмоциональную сферу;

            3.Воспитательная: формирование ответственности, умения работать в группе и самостоятельно.

Оборудование:  жетоны; таблички с надписями: сказка, народная, авторская, волшебная, богатырская, бытовая, о животных; 3 колокольчика, 3 альбомных листа, записи с детскими песнями, индивидуальные тетради по литературному чтению к учебнику «Маленькая дверь в большой мир»    (2 класс).

                                               Ход урока:

       I. Организационный момент. (Жеребьевка, распределение по командам, выбор капитанов. 3 стола по 8 человек. На каждом столике - колокольчик, табличка с названием команды).

                             Красный жетон - команда «Красная Шапочка»

                             Жёлтый жетон - команда «Золотая рыбка»

                             Синий жетон - команда «Серебряное копытце »

     II.Вступительное слово:

                              Я знаю, вы любите игры,

                              Песни, загадки и пляски,

                              Но нет ничего интереснее,

                              Чем наши любимые сказки.

-Сегодня мы с вами приглашены в гости. Да, да! Именно она, Сказка, (на доске табличка «сказка») будет гостеприимной хозяйкой нашего праздника. Но для начала сделаем несколько комплиментов хозяйке. Скажите, какие бывают сказки? (появляется запись на доске):

                             

                                                             сказка
  народная   авторская   волшебная   богатырская   бытовая    о животных

 

-Назовите сказочные приметы.

-Это была разминка. Я представляю наши команды, капитанов и правила. За победу в конкурсах будут вручаться жетоны. Право ответа определяет колокольчик, чья команда позвонит первой, та и отвечает.

    III. Основная часть урока.

- Итак, друзья, вперёд. Но для начала не мешало бы переобуться, ведь нам предстоит преодолеть сотни игровых км. Вспомните и назовите сказочную обувь. Аукцион – названий: Кто больше? ( Сапоги-скороходы, семимильные сапоги, башмачки Элли, хрустальные туфельки Золушки и т.д.)

- Путь бывает не всегда лёгким и простым. Назовите сказочные средства передвижения, которые помогали герою совершать путешествие по воздуху. ( Ядро, ковёр- самолёт, ступа, метла и т.д.)

- Мы переобулись, запаслись  сказочными средствами передвижения и сейчас отправляемся в гости к сказочным героям. А вы знаете их точный адрес? Назовите места  проживания сказочных персонажей? Кто быстрее? Баба-Яга (избушка на курьих ножках); Богатыри, к которым прискакал Елисей (терем); Чиполлино (лачуга); Кролик, друг Винни-Пуха (нора); Графини Вишенки (замок); Пятачок (домик); Карлсон (крыша); Дюймовочка (цветок тюльпана); старуха и старик-рыбак (землянка).

- А что делают в гостях? Например, играют в игры.

                          Ну, что, ребята, проиграем

                          Я начну, вы продолжайте,

                          Только в рифму отвечайте!

(отвечают хором ребята за тем столиком, кто первым позвонит в колокольчик)

1)В сказке лошадь не простая: чудо грива золотая ,по горам парнишку носит, да никак его не сбросит. Есть у лошади сынок – удивительный конёк, по прозванью …(Горбунок)

2)В реках Африки давно злое плавает бревно. Кто б навстречу ни поплыл, всех проглотит…(крокодил).

3)Всех на свете он добрей, лечит он больных зверей. А однажды бегемота вынимал он из  болота, добротой знаменит это доктор…(Айболит).

4)Его хозяин мальчик Робин, его приятель – Пятачок, он раз был облаку подобен ;он прост ,но он не дурачок. Для него прогулка - праздник, и на мёд особый нюх. Это плюшевый проказник, медвежонок… (Винни-Пух).

5)Скорее бы близился вечер, и час долгожданный настал, чтоб мне в золочёной карете поехать на сказочный бал. Никто во дворце не узнает, откуда я, как я зовусь. Но только лишь полночь настанет, к себе на чердак я вернусь…     (Золушка)

6)Перед волком он дрожал, от медведя убежал, а лисице на зубок всё ж попался …(Колобок)

-Настала пора отдохнуть. Игра «Писатель – или не писатель». Я буду называть фамилии известных людей, вы, если услышите среди них фамилии писателя или поэта хлопаете в ладоши. Внимание будьте -  главное условие игры! (Газманов, Репин, Чуковский, Чехов, Пушкин, Моцарт, Глинка, Носов, Мичурин, Басков, Барто, Есенин, Чайковский, Андерсен, Крылов.)

 -В гостях любят рисовать. Проведём конкурс художников. У А. С. Пушкина в стихотворении есть такая строка: «Там на неведомых дорожках следы неведомых зверей…». Никто, никогда не видел ни этих зверей, ни этих следов. Попробуйте их нарисовать -1чел. от команды. Пока художники колдуют над своими шедеврами, мы проведём «Сказочную викторину». Отгадать сказку по фрагменту.

1) Ещё в давние времена жил один падишах. Был он жестокий, особенно не любил стариков и  приказывал убивать всех, кому исполнилось 70 лет. «Всё равно от них нет никакой пользы»- говорил при этом безжалостный падишах. («Мудрый старик» татарская сказка)

2) Ехали 2 брата: один бедный, другой именитый, у обоих по лошади. У бедного кобыла принесла ночью жеребёнка, жеребёнок подкатился под телегу богатого. Будит он наутро бедного:- Вставай, брат! У меня телега ночью жеребёнка родила.(«Мудрая дева» РНС)

3) Давным-давно жил в одном горном селении мальчик. Отец его умер, мать с утра до ночи на чужих работала, а мальчик рубил в лесу дрова и продавал те дрова на рынке. Около горного озера росло большое дерево. Только стал он рубить дерево, как вдруг выскользнул у него из рук топор и упал в озеро. Сел мальчик на берегу и заплакал: для него ведь топор дороже денег. («Честный мальчик» - корейская сказка)

4) - Оставь мой дворец и мой город - уезжай! Можешь взять с собой всё, что ты больше всего любишь. («Мудрая девушка»- киргизская сказка)

5) –Экой я  дурак! Что ж напрасно съел столько калачей. Мне надо было сначала съесть одну баранку. («Три калача и одна баранка» РНС)

6) В награду за науку лететь ты мне велел,

    А сам через минуту об этом пожалел.

    Ещё я не успела пуститься в дальний путь,

    А ты уже задумал прошедшее вернуть.          («Сказка о глупости»  И. Франко)

Следующее испытание для капитанов. Закончи пословицу.

  1. Хочешь, есть калачи - …(не сиди на печи).
  2. Цыплят по осени – …(считают).
  3. Ум хорошо ,а – …(два лучше того).
  4. У ленивой пряхи нет – …(для себя рубахи).
  5. Не надейся ,дед, -…(на чужой обед).
  6. Других не суди - …(на себя погляди).
  7. Дело наспех сделано -…(на смех).

 

Блиц - турнир для команд. (Дать как можно больше правильных ответов и заработать жетоны). Это быстрая игра: вопрос и быстрый ответ!

 

1 команда

2 команда

3 команда

1.Исполнительница желаний в сказке А.С.Пушкина. (Золотая рыбка)

2.Птица, которая была посажена на спицу для охраны границы. (Петушок)

3. Средство передвижения Гвидона и его матери по морю. (Бочка)

4. Что всего в свете сильней и быстрей. ( Ветер)

5.Сколько лет Илья Муромец не мог двигаться?(30)

1.Любимый предмет злой мачехи, на который она  разозлилась. (Зеркальце)

2.Сколько раз ходил старик к морю?(5 раз)

3. Как величали инвалида,  выбегавшего из маминой из спальни? (Мойдодыр)

4.Что всего жирнее. (Земля)

5. Какое расстояние между правдой и ложью?(4 пальца: между ухом и глазом)

1.Лесной зверёк, живший в хрустальном дворце. (Белка)

2.Как звали девочку, которая сидела в тюльпане, совсем крошечная, такая нежная и хорошенькая. (Дюймовочка)

3.По какой дорожке шла Красная Шапочка к своей бабушке? ( По самой длинной)

4. Что всего милее? (Сон)

5.Что получил мальчик за честность? (Три топора)

 

IV. Самостоятельная работа. Пока будут подводиться итоги, обучающиеся выполняют самостоятельную работу в тетрадях по литературному чтению по IV разделу.

 

V. Заключительная часть. Итог урока.

- Наше пребывание в гостях у сказочных героев заканчивается. Команд - победительница получает за урок «5»; за II место- оценка «4»; за III место – объявляется благодарность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения.Обобщение по разделу " Сказка мудростью богата

Учитель:Горобец Елена ЕвгеньевнаОбразовательное учреждение:Муниципальное общеобразовательное учреждение  средняя общеобразовательная школа № 13Предмет: литературное чтение....

Обобщающий урок литературного чтения по разделу "Сказка мудростью богата"

Мои ученики очень любят проводить обобщающие уроки в форме игры "Умники и умницы". Сегодня закончили раздел "Сказка мудростью богата" (книга для чтения "Маленькая дверь в большой мир" Р.Н. и Е.в. Буне...

Урок по чтению на тему:«Сказка мудростью богата»

Урок разработан для 2 класса.Цели урока:  Формировать навыки правильного, выразительного чтения, умения обобщать и делать выводы; совершенствовать звуковую культуру речи; развивать и обогаща...

Фрагмент интегрированного урока "Сказка мудростью богата..."

Интегрированный урок литературного чтения и рисования....