Урок-викторина по литературному чтению во 2 классе. УМК «Школа 2100». Урок составила учительница начальных классов МОУ «Средняя школа №35 Овчинникова Т. Б. Тема: « Сказка мудростью богата». Заключительный урок по разделу. Задачи: 1.Обучающая: закрепить знания обучающихся о видах сказок, проверить полученные знания через самостоятельную работу; 2.Развивающая: развивать творческие способности, воображение, фантазию, смекалку, речь, эмоциональную сферу; 3.Воспитательная: формирование ответственности, умения работать в группе и самостоятельно. Оборудование: жетоны; таблички с надписями: сказка, народная, авторская, волшебная, богатырская, бытовая, о животных; 3 колокольчика, 3 альбомных листа, записи с детскими песнями, индивидуальные тетради по литературному чтению к учебнику «Маленькая дверь в большой мир» (2 класс). Ход урока: I. Организационный момент. (Жеребьевка, распределение по командам, выбор капитанов. 3 стола по 8 человек. На каждом столике - колокольчик, табличка с названием команды). Красный жетон - команда «Красная Шапочка» Жёлтый жетон - команда «Золотая рыбка» Синий жетон - команда «Серебряное копытце » II.Вступительное слово: Я знаю, вы любите игры, Песни, загадки и пляски, Но нет ничего интереснее, Чем наши любимые сказки. -Сегодня мы с вами приглашены в гости. Да, да! Именно она, Сказка, (на доске табличка «сказка») будет гостеприимной хозяйкой нашего праздника. Но для начала сделаем несколько комплиментов хозяйке. Скажите, какие бывают сказки? (появляется запись на доске): сказка народная авторская волшебная богатырская бытовая о животных -Назовите сказочные приметы. -Это была разминка. Я представляю наши команды, капитанов и правила. За победу в конкурсах будут вручаться жетоны. Право ответа определяет колокольчик, чья команда позвонит первой, та и отвечает. III. Основная часть урока. - Итак, друзья, вперёд. Но для начала не мешало бы переобуться, ведь нам предстоит преодолеть сотни игровых км. Вспомните и назовите сказочную обувь. Аукцион – названий: Кто больше? ( Сапоги-скороходы, семимильные сапоги, башмачки Элли, хрустальные туфельки Золушки и т.д.) - Путь бывает не всегда лёгким и простым. Назовите сказочные средства передвижения, которые помогали герою совершать путешествие по воздуху. ( Ядро, ковёр- самолёт, ступа, метла и т.д.) - Мы переобулись, запаслись сказочными средствами передвижения и сейчас отправляемся в гости к сказочным героям. А вы знаете их точный адрес? Назовите места проживания сказочных персонажей? Кто быстрее? Баба-Яга (избушка на курьих ножках); Богатыри, к которым прискакал Елисей (терем); Чиполлино (лачуга); Кролик, друг Винни-Пуха (нора); Графини Вишенки (замок); Пятачок (домик); Карлсон (крыша); Дюймовочка (цветок тюльпана); старуха и старик-рыбак (землянка). - А что делают в гостях? Например, играют в игры. Ну, что, ребята, проиграем Я начну, вы продолжайте, Только в рифму отвечайте! (отвечают хором ребята за тем столиком, кто первым позвонит в колокольчик) 1)В сказке лошадь не простая: чудо грива золотая ,по горам парнишку носит, да никак его не сбросит. Есть у лошади сынок – удивительный конёк, по прозванью …(Горбунок) 2)В реках Африки давно злое плавает бревно. Кто б навстречу ни поплыл, всех проглотит…(крокодил). 3)Всех на свете он добрей, лечит он больных зверей. А однажды бегемота вынимал он из болота, добротой знаменит это доктор…(Айболит). 4)Его хозяин мальчик Робин, его приятель – Пятачок, он раз был облаку подобен ;он прост ,но он не дурачок. Для него прогулка - праздник, и на мёд особый нюх. Это плюшевый проказник, медвежонок… (Винни-Пух). 5)Скорее бы близился вечер, и час долгожданный настал, чтоб мне в золочёной карете поехать на сказочный бал. Никто во дворце не узнает, откуда я, как я зовусь. Но только лишь полночь настанет, к себе на чердак я вернусь… (Золушка) 6)Перед волком он дрожал, от медведя убежал, а лисице на зубок всё ж попался …(Колобок) -Настала пора отдохнуть. Игра «Писатель – или не писатель». Я буду называть фамилии известных людей, вы, если услышите среди них фамилии писателя или поэта хлопаете в ладоши. Внимание будьте - главное условие игры! (Газманов, Репин, Чуковский, Чехов, Пушкин, Моцарт, Глинка, Носов, Мичурин, Басков, Барто, Есенин, Чайковский, Андерсен, Крылов.) -В гостях любят рисовать. Проведём конкурс художников. У А. С. Пушкина в стихотворении есть такая строка: «Там на неведомых дорожках следы неведомых зверей…». Никто, никогда не видел ни этих зверей, ни этих следов. Попробуйте их нарисовать -1чел. от команды. Пока художники колдуют над своими шедеврами, мы проведём «Сказочную викторину». Отгадать сказку по фрагменту. 1) Ещё в давние времена жил один падишах. Был он жестокий, особенно не любил стариков и приказывал убивать всех, кому исполнилось 70 лет. «Всё равно от них нет никакой пользы»- говорил при этом безжалостный падишах. («Мудрый старик» татарская сказка) 2) Ехали 2 брата: один бедный, другой именитый, у обоих по лошади. У бедного кобыла принесла ночью жеребёнка, жеребёнок подкатился под телегу богатого. Будит он наутро бедного:- Вставай, брат! У меня телега ночью жеребёнка родила.(«Мудрая дева» РНС) 3) Давным-давно жил в одном горном селении мальчик. Отец его умер, мать с утра до ночи на чужих работала, а мальчик рубил в лесу дрова и продавал те дрова на рынке. Около горного озера росло большое дерево. Только стал он рубить дерево, как вдруг выскользнул у него из рук топор и упал в озеро. Сел мальчик на берегу и заплакал: для него ведь топор дороже денег. («Честный мальчик» - корейская сказка) 4) - Оставь мой дворец и мой город - уезжай! Можешь взять с собой всё, что ты больше всего любишь. («Мудрая девушка»- киргизская сказка) 5) –Экой я дурак! Что ж напрасно съел столько калачей. Мне надо было сначала съесть одну баранку. («Три калача и одна баранка» РНС) 6) В награду за науку лететь ты мне велел, А сам через минуту об этом пожалел. Ещё я не успела пуститься в дальний путь, А ты уже задумал прошедшее вернуть. («Сказка о глупости» И. Франко) Следующее испытание для капитанов. Закончи пословицу. - Хочешь, есть калачи - …(не сиди на печи).
- Цыплят по осени – …(считают).
- Ум хорошо ,а – …(два лучше того).
- У ленивой пряхи нет – …(для себя рубахи).
- Не надейся ,дед, -…(на чужой обед).
- Других не суди - …(на себя погляди).
- Дело наспех сделано -…(на смех).
Блиц - турнир для команд. (Дать как можно больше правильных ответов и заработать жетоны). Это быстрая игра: вопрос и быстрый ответ! 1 команда | 2 команда | 3 команда | 1.Исполнительница желаний в сказке А.С.Пушкина. (Золотая рыбка) 2.Птица, которая была посажена на спицу для охраны границы. (Петушок) 3. Средство передвижения Гвидона и его матери по морю. (Бочка) 4. Что всего в свете сильней и быстрей. ( Ветер) 5.Сколько лет Илья Муромец не мог двигаться?(30) | 1.Любимый предмет злой мачехи, на который она разозлилась. (Зеркальце) 2.Сколько раз ходил старик к морю?(5 раз) 3. Как величали инвалида, выбегавшего из маминой из спальни? (Мойдодыр) 4.Что всего жирнее. (Земля) 5. Какое расстояние между правдой и ложью?(4 пальца: между ухом и глазом) | 1.Лесной зверёк, живший в хрустальном дворце. (Белка) 2.Как звали девочку, которая сидела в тюльпане, совсем крошечная, такая нежная и хорошенькая. (Дюймовочка) 3.По какой дорожке шла Красная Шапочка к своей бабушке? ( По самой длинной) 4. Что всего милее? (Сон) 5.Что получил мальчик за честность? (Три топора) |
IV. Самостоятельная работа. Пока будут подводиться итоги, обучающиеся выполняют самостоятельную работу в тетрадях по литературному чтению по IV разделу. V. Заключительная часть. Итог урока. - Наше пребывание в гостях у сказочных героев заканчивается. Команд - победительница получает за урок «5»; за II место- оценка «4»; за III место – объявляется благодарность. |