Учимся жить в семье
план-конспект на тему
Комплексное занятие по семейному воспитанию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_meropriyatie_uchimsya_zhit_v_seme.docx | 32.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия "Учимся жить в семье»
1Цель: Воспитание отношения к семье как к базовой ценности общества;
Формирование духовных и нравственных качеств личности;
Воспитание бережного отношение к семейным ценностям, как общенациональной ценности, основе духовности и единства народа;
Воспитание любви и уважения к семье.
Задачи: показать основные обязанности всех членов семьи, формировать навыки толерантного поведения в семье. Познакомить детей с понятием «синквейн» - прием познавательной активности детей (проверка что находится на уровне ассоциаций)
Ход занятия
Вступительное слово воспитателя.
Слайд 1.
Воспитатель. Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости! Сегодня мы продолжаем цикл занятий, посвящённых семье.
Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Семья – это близкие и родные люди. Те, кого мы любим, с кого берём пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Именно в семье мы учимся, любви, ответственности, заботе и уважению.
Семья - это семя. Маленькое семя, посаженное с любовью, дает свои всходы. И для того, чтобы семя взошло, нужно жить в любви и согласии. Я хочу, чтобы эти слова заставили вас задуматься о своей семье, которая появится у вас в будущем.
Испокон веков семья помогала человеку появиться на свет, вырасти и жить. На протяжении всей истории человечества вне семьи было невозможно не только нормальное существование, но даже физическое выживание. И в сегодняшнем цивилизованном мире, хотя нет необходимости поддерживать огонь в очаге, защищаться от диких животных или вручную обрабатывать землю, люди всё равно стремятся держаться вместе, уживаться друг с другом, несмотря на связанные с этим трудности. Человека без семьи трудно считать вполне счастливым.
О каждой семье можно написать интересную содержательную книгу. Представьте, что такая книга есть и у нас. Называется она «Учимся жить в семье». Я вам предлагаю полистать страницы нашей книги.
Слайд 2
Первая страница «В кругу семьи»
Воспитатель: Что означает слово семья? Почему именно число 7?
Слайд 3
Воспитанник.
Как появилось слово "семья"?
Когда-то о нём не слыхала Земля:
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
- Сейчас я тебе семь вопросов задам -
Кто деток родит мне, богиня моя?
И Ева тихонько ответила: "Я".
- Кто их воспитает, царица моя?
И Ева покорно ответила: "Я".
- Кто пищу сготовит, о радость моя?
И Ева всё так же ответила: "Я".
- Кто платье сошьёт, постирает бельё,
Меня приласкает, украсит жильё?
"Я, я - тихо молвила Ева, - я, я", -
сказала она чудесных семь "я".
Вот так на Земле появилась Семья.
Семья – словечко странное,
Хотя не иностранное.
– Как слово получилось,
Не ясно нам совсем.
Ну, «Я» – мы понимаем,
А почему их семь?
Не надо думать и гадать,
А надо просто сосчитать:
Два дедушки,
Две бабушки,
Плюс папа, мама, я.
Сложили? Получается семь человек,
Семь «Я»! А если есть собака?
Выходит восемь «Я»?
– Нет, если есть собака,
Выходит - Во! – семья.
Воспитатель. Мы выслушали шутливые версии происхождения слова «семья»-сколько в нем загадок, оно состоит из 2 слов - семь и я. Число 7 не делится, оно считается особенным и на поминает о том, что семья едина и неделима.
Слайд 4,5.
Воспитатель .Обратимся к прошлому. До сих пор никто не знает, как и почему образовалась первая семья. Раскопки, проведенные в пещерах, где разбили свои стоянки древние люди, показали, что они жили небольшими группами. Неясно, правда, подразделялись ли уже в те времена человеческие группы на «семьи» в нынешнем понимании – отец, мать и дети. Но даже в то время, женщины заботились о своем потомстве. Можно ли таких людей, живущих в племени все вместе семьёй?
(Ответы детей).
Слайд 6.
Воспитатель. Так что же всё такое семья? Давайте обратимся к определениям , взятым из словарей.
Воспитанница .
Словарь Ожегова С. И.:
1. Это группа живущих вместе близких родственников;
2. Объединение людей, сплочѐнных общими интересами.
Ушаков Д.Н.:
Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе.
Воспитатель.Какое из этих определений более точно подходит слову семья?
СЕМЬЯ – это группа живущих вместе близких родственников.
У каждого из вас есть желание жить в счастливой семье. А какая семья считается счастливой? Представьте свою позицию.
Семейное счастье – это мир, любовь, доброта, взаимопомощь, уважение, дружба, улыбка, терпение.
Воспитанник.
Семья – это то, что мы делим на всех
Всем понемножку: и слезы и смех
Взлет и падение, радость, печаль,
Дружбу и ссоры, молчанья печать.
Семья-это то, что с тобой навсегда.
Пусть мчатся секунды, недели, года.
Но стены родные, отчий твой дом-
Сердце навеки останется в нем!
Слайд 7.Вторая страница «Мой тёплый дом»
Воспитатель: У каждой семьи есть свой дом . А какой же это дом?
Слайд 8
Воспитанница 1: Дом, в котором мы живем.
Слайд 9.
Воспитанница 2: Дом, где будем я и ты
Воплощать свои мечты.
Слайд 10.
Воспитанник 3: Дом, где вся моя семья
Будет радости полна.
Слайд11.
Воспитанник 4: Но дом, заставленный добром, - еще не дом.
Слайд 12
Воспитанник 5: И даже люстра над столом, - еще не дом.
Слайд 13.
Воспитанница 6: И на окне с живым цветом - еще не дом.
Слайд 14.
Воспитанница 7: Когда вечерняя сгустится темнота,
Так эта истина понятна и проста-
Что от ладоней до окна наполнен дом
Твоим теплом, моим теплом.
Воспитатель. Конечно, в окнах нашего дома, как в песне поется, должен гореть добрый свет. Думаю, что вы согласитесь со справедливостью этих слов. Что может быть важнее уютного дома, где тебя всегда ждут, поймут, посочувствуют, поддержат, где всем будет комфортно? А какой же это дом? Давайте выясним. Сейчас мы с вами будем составлять синквейн . Синквейн — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.
Слайд 15
- Подберите синонимы к слову ДОМ.
Слайд 16
(Дом – изба – квартира – жилище).
Слайд 17.
К слову ДОМ придумайте прилагательные.
Слайд 18.
( Надёжный, любимый, красивый, уютный, тёплый)
Слайд 19.
К слову ДОМ придумайте глаголы.
Слайд 20.
(Охраняет, оберегает, защищает, обогревает, любит)
Слайд 21.
К слову ДОМ придумайте существительные, обозначающие тёплые взаимоотношения между членами семьи.
Слайд 22.
(Доброта, понимание, уют, забота)
Воспитатель . Итак, ребята, что у нас получилось: дом - надежный, любимый, уютный, охраняет, оберегает, любит. В нем царят доброта, понимание, забота, уважение.
Воспитанница .
У каждого дома и то непременно
Должны быть и крыша, и окна, и стены,
Должно быть уютно, тепло и светло,
Но главное – в доме должно быть добро.
К добру прилагается и пониманье,
И к мудрым советам, конечно, вниманье.
В фундамент заложим мы крепкую дружбу,
Чтоб строился дом и стоял бы, как нужно.
Кирпичик труда, красоты и таланта -
И жизнь на события станет богата!
На место поставим улыбки-оконца,
И в доме у нас яркий свет разольется.
Скрепим кирпичи мы здоровья цементом
И можно спокойно жить в домике этом.
И будет у каждого место, где ждут,
Где встретят с любовью, простят и поймут!
Воспитатель .Ребята, так кто же должен жить в этом доме?
Воспитанник . Семья. Это самое главное в жизни для каждого человека. Это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья.
Воспитатель: Значит, в доме будет жить семья. Ребята, а вы знаете, какой уклад был у семей в древние времена?
Слайд 23,24,25.
Воспитанник: Раньше каждая семья жила в своей избе: отец, мать, дети, внуки. Так жить было легче, ведя совместное хозяйство. Самым главным считался старший член семьи – его все почитали, уважали, советовались с ним. Дети тоже помогали родителям по хозяйству. Обычно это была очень большая и дружная семья.
Воспитатель: Ребята, а современная семья - это кто? Ведь эта семья тоже может включать в себя много людей.
Слайд 26.
Воспитанница: Мама, папа, братья, сестры. Самые близкие и родные люди.
Воспитанник: Бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки. Они всегда очень добрые и заботливые.
Воспитанница: А еще есть тети и дяди. Они всегда очень внимательные.
Воспитанник: А кто-то имеет племянников и племянниц. С ними так весело.
Воспитатель: Правильно. И ко всем родственникам нужно относиться с уважением. Каждый из нас в своей семье играет разные социальные роли. Вот, например, я в своей семье - жена, мама. Попробуйте и вы их назвать.(Дети перечисляют возможные роли: сын, дочь, брат, сестра, внук, племянница, бабушка, дедушка и т.д.)
Воспитанник.
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью
И провожают в мир добром.
Любите и цените счастье!
Оно рождается в семье.
Что может быть еще дороже
На этой сказочной земле?
Слайд 27.
Третья страница «Домашний очаг»
Воспитатель: С чего начинается семья? С понимания, доброты, прощения, но главное с заботы друг о друге. В хорошей семье – теплый, гостеприимный, уютный дом. Такой дом называют домашний очаг. Он дает человеку не только кров и крышу, но и хранит душевное тепло, является источником радости. А это зависит и от того, чем и как живет семья, каков семейный уклад и традиции.
Слайд 28.
Оформление плаката«Распределение домашних обязанностей»
Воспитатель. Вам нужно будет создать плакат, иллюстрирующий ваше представление о том, что такое семья, о взаимоотношениях в семье. В создании плаката вам помогут картинки, которые вы найдете в конверте, клей. Нужно не просто выполнить задание, но еще и представить его.
Забота о детях.
Проверка домашнего задания.
Посещение родительских собраний.
Решение проблем, с которыми дети обращаются к родителям.
Помощь взрослым по ведению домашнего хозяйства.
Организация семейных праздников.
Чтение специальной литературы по воспитанию детей.
Выполнение тяжёлой физической работы по дому.
Выполнение домашней работы по предметам.
Покупка продуктов.
Уборка квартиры.
Стирка белья.
Текущий ремонт квартиры.
Мелкий ремонт по дому (электроприборы, мебель и т.п.)
Поддерживание контактов с соседями.
Планирование семейного бюджета.
Оплата коммунальных услуг и электроэнергии.
Покупка одежды и обуви.
Покупка мебели, бытовой техники.
Кормление и уход за домашними животными.
- что делает мама
– что делает папа
– что делают дети
Слайд 29.Как распределены обязанности в среднестатистической российской семье.
Вывод. Есть такая пословица: “Счастье не птица – само не прилетит”.
Если каждый член семьи имеет свой участок работы, тогда в доме уют, тепло, гармония. Там, где все заботы по дому лежат на одних плечах, как правило, царят раздражение, непонимание.
В народных пословицах и поговорках сказано о том, что не так то просто поддерживать семейный очаг, семейное тепло.
“Дом вести – не бородой трясти” Дом построить – не шапку на голову надеть”.
Слайд 30.
Четвёртая страница «Народная мудрость»
Воспитатель .Соединить в единое целое пословицы о семье:
Слайд 31.
Воспитатель: Надеюсь, вы, ребята, с заданием справились. Проверяем.
( ребята дают ответы)
Как вы думаете, в чем смысл этих пословиц?
(ответы воспитанников).Верно. В семье должен быть мир и лад.
Воспитатель: Ребята, а нашу группу можно назвать семьей?
Воспитанница: В какой-то степени можно. Мы должны друг к другу относиться, как в семье, заботливо, по-доброму и с пониманием.
Воспитатель: Что нас объединяет в семью? Нас объединяет многое - мы заботимся друг о друге, помогаем, у нас есть общие увлечения и даже семейные традиции.
Слайд 32.
Пятая страница «Семейные заповеди»
Воспитатель. Нет ничего дороже семейного счастья, тепла на этой земле. Чтобы его сберечь, необходимо придерживаться следующих заповедей.
Слайд 33
Заповеди:
• свято храни честь своей семьи;
• люби свою семью и делай её лучше;
• внимательным и чутким, всегда готовым прийти на помощь членам своей семьи;
• умей найти и выполнить дело на пользу и радость членам своей семьи;
• жизнь-это дорога, полная испытаний, будь готов с честью пройти их.
Воспитанник.
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волненье и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Воспитатель.Я тоже надеюсь, что наша группа так и останется дружной семьей и, как в хорошей семье, в ней будут царить уважение и взаимопонимание. Хочется напомнить вам замечательные слова: «Тот дом хорош, где хороши его обитатели» Каковы же мы? Давайте вспомним эпизоды нашей жизни в семье.
Слайд 34- 55.
Воспитатель. Что интересного вы узнали сегодня ,что осталось в памяти ,о чем можно задуматься.
Желаю всем взаимоуважения и согласия. Пусть в каждом вашем доме и нашем общем большом доме будет тепло , солнечно и уютно.
Слайд 56.
И в завершении нашего занятия слова-напутствия:
«Семья – большое счастье!»
У каждого на свете
Должны быть папа с мамой -
У тех, кто всех послушней,
И непослушных самых.
У каждого на свете
Должны быть братья, сёстры…
Чтоб жизнь была весёлой
И от улыбок пёстрой.
У каждого на свете:
Детишек, птиц, зверья,
Должны быть те, кто дорог -
Любимая семья!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Учимся жить без конфликтов"
Данный классный час предназначен для учащихся 4,5,6 классов. Рассматриваются пути преодоления конфликтных сиитуаций....
Инновационный педагогический проект "Учимся жить вместе"
Цельпроекта: Развитие социальных, коммуникативных, и творческих компетенций младших школьников....
презентация педагогического проекта "Учимся жить вместе"
Создание условий для развития познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей учащихся, определяющих формирование компетентной личности....
Классный час "Учимся жить дружно"
В данном материале представлен вариант классного часа о дружбе, взаимовыручке......
Учить жить!
Научить маленького человечка правильно находить своё место в обществе, общаться со сверстниками, помогать людям, жив...
Учимся жить дружно
для 1 класса. Поможет ребятам научиться общаться...
"Познай себя,учись учиться жить среди людей"
"Познай себя, учись учиться, жить среди людей" Нелегок путь заводов и полей,Но есть работа много тяжелей,Работа эта быть среди людей. Мы живём среди людей. Все они разные по возрасту, по хар...