Собрание родителей будущих первоклассников
методическая разработка (1 класс) по теме

Иванова Ольга Николаевна

Собрание родителей будущих первоклассников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Собрание родителей будущих первоклассников

Иванова Ольга Николаевнаучитель начальных классов

Цель: создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе.

Задачи:

  • Познакомить родителей с проблемами первоклассников (в период адаптации к школе) их причинами и способами коррекции.
  • Вовлечь родителей в процесс анализа возможных трудностей их детей.
  • Вооружить практическими советами и рекомендациями по подготовке ребенка к школе.

Оборудование: рабочие тетради, учебники, контрольные и проверочные работы, тесты по программе, по которой будут обучаться дети; портфолио педагога, портфолио учащихся 4 класса, бланки анкет, мультимедийный проектор, экран.

Присутствуют:

– родители будущих первоклассников;
– воспитатель детского сада;
– заместитель директора по учебно – воспитательной работе.

ХОД СОБРАНИЯ

На экране появляются слова:

«Два человеческих изобретения можно считать самыми трудными, а именно: искусство управлять и искусство воспитывать». И. Кант

«Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому». Народная мудрость

I. В начале собрания учитель представляется: Ф.И.О., образование, стаж работы, квалификационная категория, контактный телефон и др.

II. Учитель: Зачем мы сегодня собрались? (Ответы родителей)

– Чтобы подготовить как можно лучше детей к школе и подготовиться самим.
Планируется учителем:

  • Посещение учителем занятий, игр, прогулок в детском саду.
  • Посещение семей, дети которых не посещают детский сад.
  • Проведение ещё одного либо двух родительских собраний перед началом занятий в «Школе будущего первоклассника».

III. Учитель: Теперь давайте поговорим о:

– Что же должен знать, уметь ребёнок, идущий в школу?
– Зачем он туда идёт? (Мотивация)
(Ответы родителей)
– Чтобы больше узнать об окружающем нас мире, стать самостоятельными, развитыми, в дальнейшем принести пользу себе, родным и близким, Родине.
– Как он должен быть подготовлен?

На экране появляется схема:

http://festival.1september.ru/articles/599462/img1.gif

В ходе беседы обговариваются все четыре аспекта.
Беседа продолжается в русле обсуждения программ обучения, учебников, тетрадей. Родители знакомятся с предложенными экземплярами на выставке. Педагог сообщает адреса магазинов, в том числе с интернет – магазинов, где можно приобрести всё необходимое для обучения.

IV. Следующим этапом собрания является анкетирование родителей.

Анкета «Ваш ребёнок»

Родителям предлагается отметить один или несколько пунктов.

  • Агрессивен.
  • Тревожен и испытывает страхи.
  • Застенчив.
  • Рассеян.
  • Плохо запоминает.
  • Лжёт.
  • Гипердинамичен (очень подвижен, суетлив).

Затем педагог анализирует результаты анкетирования, даёт рекомендации (см. приложение 1) каким образом можно преодолеть имеющиеся проблемы. Также вниманию родителей учитель предоставляет общие рекомендации:

– Чётко придерживайтесь режима дня;
– Строго разграничьте целенаправленную и бесцельную подвижность;
– Организуйте целенаправленную активность через игру, игра обязательно должна быть со смыслом.
– Приобщайте ребёнка к организованным играм, в которых он может расходовать избыточную энергию;
– Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания;
– Ограничьте просмотр остросюжетных телепередач;
– Ограничьте количество встреч с беспокойными и шумными приятелями;
– Не принимайте у себя большое количество гостей и не ходите с ребёнком в шумные компании;
– Хвалите ребёнка в каждом случае, если он этого заслуживает, подчеркните его успехи. Это даёт ребёнку уверенность в своих силах;
– Говорите с ребёнком сдержанно, спокойно, мягко;
– Учитесь сдерживать «бурлящие» эмоции и постарайтесь не выплёскивать их;
– Старайтесь гасить конфликты, в которых замешан ваш ребёнок, в зародыше;
– Будьте последовательны в наказаниях и поощрениях ребёнка. Если возникла необходимость отчитать, «проработать» – делайте это не грубо, а взволнованно и эмоционально.
– Наказывать гиперактивного ребёнка можно только неподвижностью.

V. Воспитатель детского сада даёт советы, рекомендации для подготовки к школе.

VI. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе рассказывает о предстоящем периоде адаптации в первом классе.

VII. Учитель обращает внимание на то, что необходимо развивать у ребёнка:

  • Внимание.
  • Память.
  • Моторику (мелкие мышцы рук).
  • Речь (обогащать словарный запас).
  •  Умение ориентироваться на листе линованной и нелинованной бумаги.
  • Умение считать до 10 и обратно.
  • Умение определять состав чисел 2, 3, 4, 5.
  • Умение решать простые задачи и отвечать на вопросы.

VIII. Учитель посоветовал приобрести всё необходимое к школе заранее, в том числе папку для портфолио ребёнка. При этом демонстрируются портфолио учащихся 4 класса, родители определяются с назначением данной папки.

IX. Завершающим этапом собрания является подведение итогов (обсуждение крылатых выражений, прозвучавших в начале собрания), родители задают вопросы, происходит обмен контактами.

Используемая литература:

  1. Критерии готовности к школе. http://bcetyt.ru
  2. Иванова Е. Готовим ребенка к школе: практические советы родителям http://www.lychik.ru
  3. Шульгина А. 10 заповедей для родителей первоклассников. // Здоровье женщины. – 2007.– № 10.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Собрание родителей будущих первоклассников

Слайд 2

«Два человеческих изобретения можно считать самыми трудными, а именно: искусство управлять и искусство воспитывать». И. Кант

Слайд 3

«Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому». Народная мудрость

Слайд 4

Подготовка Психологическая Материальная, бытовая (для родителей) Физическая Умственная ( интеллектуальная)

Слайд 5

В добрый путь!



Предварительный просмотр:

Если ребёнок тревожен и испытывает страхи…

- Принимайте ребёнка таким, какой он есть, давая ему возможность измениться.

- Ваш ребёнок должен чувствовать стабильность, спокойствие, доброжелательность.

- Насыщайте ребенка позитивными эмоциями: чаще смотрите «добрыми глазами», осуществляйте тактильный контакт в соответствии с возрастом ребёнка, оказывайте пристальное внимание ему и его проблемам, слушайте ребёнка «активно».

- Относитесь к страхам и тревогам ребёнка с пониманием: не смеётесь, не пытайтесь насильно преодолеть страх.

- Запаситесь терпением. Если ничего не помогает, нужно общаться с ребёнком так, как если бы он был на несколько лет младше(уровень защиты для ребёнка тогда был больше).

- Удалите из окружения ребёнка тревожных и истеричных людей.

- Не рассказывайте ребёнку страшные истории не только на ночь, но и днём. Не читайте газетную хронику происшествий. Не смотрите страшные кинофильмы.

- Занимайте ребёнка какой – либо деятельностью в течении дня. Если нечем заняться, он может вновь возвращаться к своим переживаниям.

- Заранее проиграйте с ребёнком ситуацию, вызывающую тревогу. Разберите её во всех подробностях, с трудными моментами, тщательно продумайте и прорепетируйте его собственное поведение.

- Объясните ребёнку, что собой представляет пугающий объект, как он устроен, «откуда берётся».

- Запасайтесь терпением, так как мгновенных результатов добиться трудно.

- Если страхи у ребёнка не проходят и имеют навязчивый характер, прибегните к помощи специалиста.

Если ребёнок агрессивен…

- Любите и принимайте ребёнка таким, каков он есть.

- Ликвидируйте все агрессивные формы поведения среди близких, помня, что ребёнок всегда подражает тому, за чем привык наблюдать.

- Предъявляя ребёнку свои требования, учитывайте не свои желания, а его возможности.

- Гасите конфликт ещё в зародыше, направляя интерес ребёнка в другое русло.

- Учите ребёнка правильному общению со сверстниками и взрослыми.

- Расширяйте кругозор ребёнка.

- Включайте ребёнка в совместную деятельность, подчёркивая его значимость в выполняемом.

Игнорируйте лёгкие проявления агрессивности ребёнка, не фиксируйте на этом внимание окружающих.

- Установите строгий запрет на агрессивные действия ребёнка. Пытайтесь понять причины протеста и сопротивления ребёнка и исключите их.

- Включите агрессивные действия в контекст игры и придумайте им новый социально приемлемый и эмоционально – наполненный смысл.

Бороться с агрессивностью нужно:

- Терпением. Это самая большая добродетель, какая только может быть у родителей.

- Объяснением. Объясните ребёнку, почему его поведение неправильно, но будьте предельно краткими.

- Отвлечением. Постарайтесь предложить вашему ребёнку что – нибудь более привлекательное, чем то, что он пытается делать.

- Неторопливостью. Не спешите наказывать ребёнка – подождите, пока поступок повторится.

- Наградами. Если вы похвалили ребёнка за хорошее поведение, вместо того, чтобы считать его обычным, то одно это пробудит в нём желание ещё раз услышать вашу похвалу.

Если ребёнок гипердинамичен…

- Любите и принимайте ребёнка таким, каков он есть.

- Чётко придерживайтесь режима дня.

- Строго разграничьте целенаправленную и бесцельную подвижность.

- Организуйте целенаправленную активность через игру. Игра обязательно должна быть со смыслом.

- Приобщайте ребёнка к организованным играм, в которых он может расходовать избыточную энергию.

- Приобщайте ребёнка к командным играм, где ребёнок может подчиняться определённым требованиям, ставить перед собой цель и стремиться выполнить её.

- Поощряйте ребёнка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания.

- Ограничьте просмотр остросюжетных телепередач.

- Ограничьте количество беспокойных и шумных приятелей.

- Не принимайте у себя большое количество гостей и не ходите с ребёнком в шумные компании.

- Хвалите ребёнка в каждом случае, если он этого заслуживает, подчёркивайте его успехи. Это даст ребёнку уверенность в своих силах.

- Говорите с ним сдержанно, спокойно, мягко.

- Учите сдерживать «бурлящие» эмоции и постарайтесь не выплёскивать своих.

- Старайтесь гасить конфликты, в которых замешан ваш ребёнок, в зародыше.

- Будьте последовательны в наказаниях и поощрениях ребёнка. Если возникла необходимость отчитать, проработать – делайте это не грубо, а взволнованно и эмоционально.

- Наказывать гипердинамичного ребёнка можно только неподвижностью.

Если ребёнок лжёт…

- Любите и принимайте ребёнка, какой он есть, со всеми его недостатками и достоинствами.

- Уча ребёнка честности, будьте честны сами. Ребёнок должен понимать, что вы не можете смириться с ложью, и всякая неправда вам чужда. Даже умолчание  для вас – тоже ложь.

- Чем лучше ребёнок будет чувствовать себя в вашем обществе, тем более хорошее представление у него сложится о себе самом, и тем реже у него будет возникать желание солгать.

- Чаще хвалите, ободряйте ребёнка, поощряйте за хорошие поступки.

- Если вы уверены, что ребёнок лжёт, постарайтесь вызвать его на откровенность и выяснить причину лжи.

- Причинами лжи могут служить следующие проблемы: нужда в похвале или проявление любви взрослого, попытка скрыть свою вину, попытка избежать наказания, желание выразить свою враждебность тому, кому лжет.

- Найдя возможную причину лжи, постарайтесь действовать и помочь ребёнку так, чтобы разрешить его проблему.

- Не наказывайте ребёнка, если он сам сознаётся во лжи, дав оценку собственному поступку.

- Сделайте всё от вас зависящее, чтобы у ребёнка не было заниженной самооценки.

Если ребёнок плохо запоминает…

- Учите ребёнка ставить цель запомнить надолго.

- При подготовке уроков следует чередовать способы работы: конспектирование, запоминание со слуха, использование схем, диаграмм, графиков, рисунков, и т.д.

- Для того чтобы лучше запомнить текст, нужно прочитать его вслух.

- Ребёнок лучше запоминает тогда, когда перескажет прочитанное.

- Во время заучивания ребёнок должен понять то, что нужно запомнить.

- Для осмысления запоминаемого текста можно использовать следующую схему: 1. О чём или о ком говорится в тексте. 2. Что об этом говорится.

- При запоминании пользуйтесь смысловыми опорами, смысловым соотнесением и смысловой группировкой – кто хорошо осмысливает, хорошо запоминает и долго помнит.

- Готовить уроки следует сразу же в день объяснения готового материала, так как забывание активнее всего происходит в первые 24 часа. После математики учите историю, после физики – литературу: память любит разнообразие.

- При подготовке материала день в день следует разделять во времени понимание и запоминание.

- Лучше учить по одному часу семь дней, чем семь часов подряд в один день.

- Учить материал нужно в определённое время, чтобы выработать режим. Вечером, перед сном нужно повторить выученное.

-Не учите стихи по столбикам. Короткие заучивайте целиком, длинные разбивайте на порции.

Если ваш ребёнок рассеян…

- Принимайте ребёнка таким, какой он есть.

- Не ругайте за то, что он рассеян.

- Не ставьте рабочий стол ребёнка рядом с окном. Уберите с него посторонние предметы. Устраните шумы, способные отвлечь его от интеллектуальной деятельности.

- Научите ребёнка планировать свою деятельность. При выполнении учебных заданий научите пользоваться алгоритмами / программой действий/ и на первых порах помогайте их составить.

- Поддерживайте чёткий распорядок дня.

-Используйте зрительные опоры для укрепления устных инструкций, заданий.

- Давайте ребёнку только одно задание и достаточное количество времени  для его выполнения. Во время работы не отвлекайте его.

- Учите ребёнка ставить цель, планировать действия в соответствии с целью, выполнять действия, сличать результат с запланированным.

- Научите рассеянного ребёнка вязать, шить, вышивать, фотографировать, выжигать и т.п., так эти виды деятельности способствуют развитию усидчивости и сосредоточенности.

- Поручайте рассеянному ребёнку ответственные задания, требующие поэтапного достижения цели. В случае необходимости осторожно     направляйте его.

- Чаще просите проверить ошибки в чьей-либо тетради, выполнить кропотливую работу/ перебрать пшено и т.д./

- Поощряйте и хвалите за все виды деятельности, требующие концентрации внимания, усидчивости и сосредоточенности.

Если ребёнок застенчив…

- Выражайте безусловное расположение к ребёнку.

- Общайтесь с застенчивым ребёнком доброжелательным тоном. Только такое общение не спровоцирует повышения уровня тревожности.

-Чаще поощряйте застенчивых. Поощряйте не только проявление способностей и знаний, но также эмоций и чувств.

- Всегда сами предлагайте помощь ребёнку, так как он сам не способен её попросить.

- Заранее разъясните ребёнку новую ситуацию и что от него требуется, так как застенчивые дети тревожны в непредсказуемых положениях.

- Позвольте ребёнку делать ошибки. Учите их идти на разумный риск и переносить поражения. Учите тому, что неудача – это либо неправильно выбранная цель, либо неправильно выбранные средства.

- Помогите застенчивым найти и оценить в себе все то, что есть в них хорошего, приучая принимать похвалу без излишнего смущения.

- Не предъявляйте ребёнку требований, неадекватных его возможностям.

- Помните, что застенчивому ребёнку необходима стабильность во всем, ибо любые изменения для них крайне болезненны.

- Чаще прикасайтесь к ребёнку, гладьте его, обнимайте. Прикосновение успокаивает, лечит и стабилизирует ребёнка.

- Поощряйте совместную игру застенчивого ребёнка с другими детьми.

- Учите ребёнка умению общаться с другими людьми. Чаще посылайте его в магазины или с каким-либо поручением и вашим друзьям, соседям.

- Общайтесь с застенчивым ребёнком на уровне его роста, «глаз-в-глаз», т.е. в буквальном смысле склоняйтесь к нему, чтобы ваши глаза встретились в процессе разговора.

- Всегда сами предлагайте помощь ребёнку, так как он сам не способен её попросить.

- Создайте атмосферу доверия в своём доме: пусть дети имеют возможность говорить о своих проблемах открыто и безбоязно.

- Будьте открыты и искренне. Не давайте обещаний, которые не можете выполнить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собрание родителей будущих первоклассников.

Выступление на родительском собрании перед началом курсов по подготовке к школе....

Выступление на собрании родителей будущих первоклассников

Материал предназначен для родителей. Он может помочь им определиться с готовностью своего ребёнка к обучению в 1 классе. Содержит различные тесты....

Выступление на собрании родителей будущих первоклассников.

Материал содержит практические советы и рекомендации для родителей по подготовке ребёнка к школе....

материал к собранию родителей будущих первоклассников

материал к собранию родителей будущих первоклассников...

Собрание родителей будущих первоклассников

Наверное, каждый ребенок идет в первый класс с надеждой, что в школе все у него будет хорошо. И учительница будет красивая и добрая, и одноклассники будут с ним дружить, и учиться он будет на пятерки....

Первое собрание родителей будущих первоклассников

             Не исказите веру ребенка в себя как в будущего школьника ни страхом, ни «розовой» водичкой облегченных ожиданий. Пусть он войдет в школу ка...

Первое собрание родителей будущих первоклассников.

План выступления на родительском собрании....