Собрание родителей будущих первоклассников.
материал (1 класс) по теме

Выступление на родительском собрании перед началом курсов по подготовке к школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_budushchie_pervoklassniki.docx24.61 КБ

Предварительный просмотр:

             Итак, до одного из самых важных событий в жизни ваших малышей, до их первого учебного дня остался год. В жизни ребенка, пожалуй, нет больше ни одного момента, когда бы так резко и кардинально менялась его жизнь, как при поступлении в школу.

          Провожая малыша в первый класс, родители  часто думают, что он автоматически переходит в другую возрастную категорию.  В одной известной песенке поется «называли тебя дошколенком, а теперь первоклашкой зовут». Зовут-то, конечно, зовут, но потребуется не один день и даже не одна неделя, прежде чем ребенок поймет, что такое быть школьником. И связано это прежде всего с особенностями развития детей 6-7 лет. По исследованиям психологов в этот период развитие ребенка происходит очень активно: буквально каждая пара месяцев приносит что-то новое в жизнь малыша.

Перед вами встает вопрос: как определить, готов ли ваш малыш учиться?   Ведь то, насколько ребенок будет готов к ней и определит его успешность в учебе. То есть, дошкольник при поступлении должен обладать определенным уровнем психического развития, который необходим для обучения. И дело не в том, умеет ли он читать, считать и писать. Хотя, это тоже очень важно.

Понятие готовности включает в себя несколько характеристик. Я остановлюсь на основных  особенностях личности старших дошкольников, поясню, чем они важны и как вы можете повлиять на их развитие.

Психологическая готовность к школе - это комплексный показатель, позволяющий прогнозировать успешность или неуспешность обучения первоклассника. Психологическая готовность к школе включает в себя следующие параметры психического развития:

- определенный уровень интеллектуального развития, подразумевающий владение ребенком простыми операциями обобщения;

-мотивационная готовность к учению в школе, или наличие учебной мотивации;

- определенный уровень развития произвольного поведения, позволяющий ученику выполнять требования учителя;

-хорошее развитие фонематического слуха.

Остановимся подробнее на каждом из этих показателей

Во-первых, определенный интеллектуальный уровень развития.

              Часто родители понимают под интеллектуальным развитием своего малыша  загрузку его мозга как можно большим количеством информации: учат читать и считать  чуть только малютка начнет говорить, пытаются до школы пройти программу первого класса. Да, такому  ребенку будет легко в первый год обучения, а потом  этот запас закончится и в решении задач его легко обгонит одноклассник, который  не считал в 6 лет до тысячи, но зато  играл в шахматы с дедушкой.

Богатый словарный запас дошкольника-это не показатель его умственного развития. Условия современной жизни предоставляют огромное количество источников информации. Детский мозг буквально впитывает новые слова и выражения. Словарь ребенка резко увеличивается, а вот уровень мышления остается прежним. И в результате детям (А ИНОГДА И ИХ РОДИТЕЛЯМ) кажется, что они все знают. Фактически же у дошкольников нет ясных представлений о тех вещах, о которых они говорят. Дети должны не только знать, но и уметь применять эти знания, устанавливать элементарную зависимость между причиной и следствием.

Хотя логические формы мышления доступны старшим дошкольникам, они не характерны для них. Их мышление в основном образное, опирающееся на реальные действия с предметами и замещающими их схемами, чертежами, моделями.

         Логическое мышление еще только формируются, равно как и становление различных видов памяти.

           Существует память произвольная и непроизвольная.  При непроизвольном запоминании объекты запечатлеваются в памяти без приложения со стороны человека каких-то волевых усилий. Мы сами собой запоминаем что-нибудь интересное, захватывающее, важное для нас. При произвольном запоминании человеку необходимо специальное сознательное усилие, чтобы что-то запомнить. Поэтому малыши расскажут много подробностей нового мультика,но тяжело запоминают стихи.

Для тренировки внимания существует много методик. Некоторые мы используем в нашей работе.

На шестом году жизни ребенок сам начинает управлять собственным вниманием, заставляя себя сосредоточиваться на чем-либо важном и нужном, жертвуя занимательным и интересным..

          У будущих первоклашек преобладает внимание  произвольное, а непроизвольное только формируется. Например ,он способен  час внимательно следить за жизнью героев любимогомультфильма, а вот 15 минут писать ровные палочки  не в состоянии. Ругать его и бесполезно ,и вредно . Учеба,да и вся наша жизнь  требует умения сосредоточиться  на вещах необходимых ,а они не всегда занимательны. Если сестренка в соседней комнате смотрит мультфильм, а ваш сынок выполняет творческую работу для детского сада- это необходимо особо отметить, подчеркнув и важность задания и усилия малыша.

Тренировать внимание ребенка надо постепенно. Сегодня читали ,писали, рассматривали картинки, беседовали 5 минут ,а завтра 7,а через неделю 10. Максимально, по мнению психологов ,дети 6 лет могут быть  внимательны 20-25 минут. Даже ваше внимание, взрослых людей, сейчас уже заметно ослабело. Этот параметр учтен нами при планировании занятий на курсах. В рамках этих 25 минут  также будут предлагаться задания, требующие переключения внимания.

                   Интеллектуальное развитие предполагает также, что у малыша сформированы определенные умения. Он может услышать, выделить задачу, которую ставит перед ним взрослый и заниматься ей. Понаблюдайте за своим сыном или дочкой: доводит ли он начатые дела до конца, как долго способен заниматься монотонной работой. Очень важно, чтобы ребенок умел удерживать в голове поставленную педагогом задачу, умел анализировать и давать ответ (результат), и к тому же мог самого себя проверить.

             Кроме того, ребенок должен хотеть идти в школу. Так называемая мотивация у шестилеток развита по-разному. И здесь мы, взрослые должны уметь разграничивать внутреннюю и внешнюю мотивацию. То есть, дошкольник должен идти в школу потому, что хочет много знать, ожидает, что там будет интересно, а не потому, что мы купим ему новый ранец.

Еще один известный вариант ответа малыша- За пятерками!!!

К сожалению, неверная мотивация принесет первокласснику много проблем.

В первом классе уже много лет нет отметок. Не путайте оценивание и цифровые отметки. Похвала, подбадривание, или слова старайся!з, будь аккуратнее!- это все оценивание.

А наши ученики упорно просят пятерки. Дома им говорят –Пойдешь в школу- будешь отличником!

-Отправляйся за пятерками!

А пятерок все нет и нет. А иногда и в дальнейшем их немного. Ребенок чувствует себя обманутым с одной стороны и неоправдавшим надежды родителей с другой. И вот он стресс и нежелание учиться!

Бывает и другой вариант-

Бабушка вздыхает на детской площадке:

-   Играй,играй пока можешь, в сентябре пойдешь в школу- там тебе покажут… Как вы думаете, какая мотивация будет у такого первоклассника?

Не нужно впадать в крайности. Объясните : в школе бывает весело, но иногда необходимо выполнять скучную работу; бывают успехи, но бывают и огорчения. Вспомните свою школу, одноклассников, учителей, смешные случаи из школьной жизни, пролистайте фотоальбомы. Расскажите о том, как вы пошли в первый класс. Почитайте рассказы о школе Носова или Драгунского.

             Физическая готовность . На самом деле самая тяжелая нагрузка в школе – это необходимость сидеть 40 минут урока. Это требует значительных усилий и напряжения всего организма. Если ребенок здоров, хорошо развит физически, находится в основной группе здоровья, у него нет отклонений в развитии, тогда он выдержит любую программу. Ослабленный, больной ребенок быстро устает, не выдерживает нагрузку, становится не работоспособным.

Ребенок, у которого в дошкольном детстве развиты все психические процессы - внимание, память, воображение, мышление, речь, моторика, физическое здоровье, - успешен в школе.

         В сенсорном развитии дети должны овладеть эталонами и способами обследования предметов. Отсутствие этого приводит к неудачам в учении. Например, ученики не ориентируются в тетради; допускают ошибки при написании букв Р, Я, Ь; не различают геометрическую форму, если она в другом положении; отсчитывают предметы справа налево, а не слева направо; читают справа налево.

В дошкольный период у ребенка должна быть развита звуковая культура речи. Сюда входит звукопроизношение и эмоциональная культура речи. Должен быть развит фонематический слух, иначе ребенок произносит вместо слова рыба - лыба, будут возникать ошибки в грамотности, ребенок будет пропускать слова. Невыразительная речь ведет к плохому усвоению знаков препинания, ребенок будет плохо читать стихи.

           Социальный интеллект (социальная зрелость) – умение ребенка строить отношения со своими сверстниками и умение с ними общаться, а также он должен понимать и исполнять особую роль ученика. Эти умения должны быть уже сформированы. Когда ребенок социально не зрел, то у него и доска плохая, и Петя помешал, то есть, виноваты все, только не он. Он боится, что его будут ругать, оценивать в негативной форме. И ребенок вынужден защищаться. Такому ребенку нужна помощь – принятие таким, какой он есть. Уважение и доверие к ребенку должны определять позицию родителей. Это создаст ребенку ощущение психологического комфорта, защищенности, уверенности в своих силах, поможет пережить самый стрессовый класс. Ведь каждый день нужно быть готовым к урокам, внимательным, выдерживать нагрузку, смену деятельности.

К 6-7 годам ребенок должен знать свой адрес, название города, где он живет; знать имена и отчества своих родных и близких, кем и где они работают; хорошо ориентироваться во временах года, их последовательности и основных признаках; знать месяцы, дни недели; различать основные виды деревьев, цветов, животных. Он должен ориентироваться во времени, пространстве и ближайшем социальном окружении.

Наблюдая природу, события окружающей жизни, дети учатся находить пространственно-временные и причинно-следственные отношения, обобщать, делать выводы.

•        дети 6 лет уже умеют общаться со сверстниками и взрослыми, знают основные правила общения;

•        хорошо ориентируются не только в знакомой, но и в незнакомой обстановке;

•        способны управлять своим поведением (знают границы дозволенного, но нередко экспериментируют, проверяя, нельзя ли расширить эти границы);

•        стремятся быть хорошими, первыми, очень огорчаются при неудаче:

•        тонко реагируют на изменение отношения, настроения взрослых.

          Кроме того, к моменту поступления в школу ребенок должен обладать известной долей самостоятельности. Если он умеет бегло читать, но не способен завязать шнурки и сложить портфель, пребывание в школе будет осложняться множеством неприятностей.

Школа начинается с раздевалки. На дверях большинства наших учебных заведений красуются таблички "Посторонним вход воспрещен!". Это требования нашей современной, к несчастью, небезопасной жизни. К числу посторонних, между прочим, относятся и родители. Значит, справляться с пуговицами, завязками от шапки, мешком для сменной обуви малышу предстоит самому, да еще и в коллективной сутолоке. А ведь важно не опоздать на урок, правильно приготовить вещи на парте, ничего не забыть! Конечно, этому учатся "в процессе". Но стартовыми навыками в виде завязывания шнурков и расстегивания пуговиц надо обладать.

        Существует и еще одна проблема, о которой почему-то не принято говорить, - это проблема школьного туалета.

Многие родители знают, что посещение туалета даже в детском саду может быть связано с определенными сложностями. Что же говорить о школе! К счастью, в большинстве школ существуют отдельные туалеты для малышей. Старшеклассники их не посещают. Но ведь этим (не всегда чистым) общественным туалетом надо уметь пользоваться! Надо, между прочим, уметь справляться со штанишками, попадать куда надо, спускать за собой и помнить, что в наших школьных уборных почти никогда не бывает туалетной бумаги. Это "жалкая проза", крайне далекая от высоких мотивов обучения чтению или иностранному языку, но она является важной составляющей готовности к школе.

     Как мы видим, различные сферы шестилетки развиты неодинаково и требовать от ребенка соответствовать тем или иным собственным представлениям, по меньшей мере, неосмотрительно. Кроме того, у каждого ребенка свой собственный индивидуальный темп деятельности и развития и то, что удается у сына друзей, совсем не обязательно будет получаться у вашей дочери. Тем более,что в 6-7 лет девочки опережают мальчиков в развитии примерно на два года.

     Почти все родители уверены, что их ребенок в школе будет отличником. Когда оказывается, что их умненький, раскованный, сообразительный малыш почему-то не справляется со школьными требованиями, многие папы и мамы чувствуют себя разочарованными и обманутыми в своих ожиданиях. На детскую головку обрушивается град упреков: неусидчивый, не стараешься, грязнуля, растяпа... Но ведь не только родители, но и сам малыш предполагал, что будет хорошо учиться. Он и сам недоумевает, почему у него ничего не получается, а тут самые близкие люди, на поддержку которых он рассчитывает, ругают и наказывают. У ребенка может сложиться впечатление, что его перестали любить. То есть не совсем перестали, но, если раньше его любили, безусловно, просто за то, что он есть, то теперь он должен любовь заслужить. Отношение родителей ни в коей мере не должно изменяться в связи с успехами или неудачами ребенка, более того, родители должны пытаться подчеркнуть временный характер этих неудач и показать ребенку, что он по-прежнему, несмотря ни на что, остается любимым.

В ваших силах внушить малышу волю к победе. Не обзывайте малыша смешным прозвищем, если он что-то плохо делает, чтобы избежать вашей насмешки ребенок вообще перестанет писать или смирится со своими неудачами и не захочет боле стараться. Почаще хвалите малыша за любую победу и не акцентируйте внимание на неудачах.

Уделяйте чуть больше внимания своим деткам и этот важный период в жизни вашей семьи вы пройдете легко и без особых проблем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на собрании родителей будущих первоклассников

Материал предназначен для родителей. Он может помочь им определиться с готовностью своего ребёнка к обучению в 1 классе. Содержит различные тесты....

Выступление на собрании родителей будущих первоклассников.

Материал содержит практические советы и рекомендации для родителей по подготовке ребёнка к школе....

материал к собранию родителей будущих первоклассников

материал к собранию родителей будущих первоклассников...

Собрание родителей будущих первоклассников

Наверное, каждый ребенок идет в первый класс с надеждой, что в школе все у него будет хорошо. И учительница будет красивая и добрая, и одноклассники будут с ним дружить, и учиться он будет на пятерки....

Первое собрание родителей будущих первоклассников

             Не исказите веру ребенка в себя как в будущего школьника ни страхом, ни «розовой» водичкой облегченных ожиданий. Пусть он войдет в школу ка...

Первое собрание родителей будущих первоклассников.

План выступления на родительском собрании....

Ребенок идет в 1 класс (собрание родителей будущих первоклассников)

Подготовка к школе. Материал к родительскому собранию 1 класс: Ребенок идет в 1 класс: Психологическая готовность ребенка к школе. Как помочь в овладении навыками чтения, письма, счета....