Выступление на собрании родителей будущих первоклассников.
статья по теме
Материал содержит практические советы и рекомендации для родителей по подготовке ребёнка к школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_sobranii_roditeley_budushchih_pervoklassnikov.docx | 29.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на собрании родителей будущих первоклассников.
Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент, как для самого ребёнка,
так и для его родителей. Естественно, родители озабочены главным вопросом: готов ли их ребёнок к успешному вхождению в учебную деятельность.
Что же входит в понятие готовности к школьному обучению?
Это, прежде всего мотивационная готовность.
Мотивационная готовность – это наличие у детей желания учиться, положительно воспринимать образ школы. Проблема заключается в том, что у многих детей не складывается объективное представление о школе: оно либо чрезмерно идеализированно, либо чрезмерно негативно — школа вызывает опасения как нечто чуждое, тревожное, опасное.
Чаще всего такое отношение к школе формируется в трех случаях:
1. Ребенок в дошкольном детстве не был приучен ограничивать свои желания, преодолевать трудности, и у него сформировалась своеобразная установка на «отказ от усилия». Поскольку школа требует от ребенка постоянных усилий, преодоления трудностей, то у него возникает активное противодействие учению.
2. Ребенка еще в дошкольном детстве запугивали школой, что очень опасно и вредно, особенно по отношению к робким, неуверенным в себе детям («Ты же двух слов связать не умеешь, как ты в школу пойдешь?», «Вот пойдешь в школу, там тебе покажут!»).
3. Ребенку, напротив, рисовали школьную жизнь (и будущие его успехи) в радужных тонах. Столкновение с реальностью в этих случаях может вызвать настолько сильное разочарование, что у ребенка возникает резко отрицательное отношение к школе.
Всё, что говорится в семье о школе, должно вызывать положительное эмоциональное отношение.
Поэтому чаще рассказывайте ребёнку о школе. Дети должны знать, сколько дней и часов будут находиться в школе, кто будет заботиться о них после школы.
Ребенок может волноваться и интересоваться подробностями, чтобы справиться со стрессом.
Выражайте позитивное отношение к школе. Если родители исполнены энтузиазма по поводу школьной жизни, то ребенок, скорее всего, будет ждать ее с оптимизмом. Расскажите детям о своей школьной жизни, о любимых учителях, покажите фотографии. Организуйте семейные торжества по поводу школьных успехов старших детей.
Совет родителям: Не запугивать ребёнка школой!
Наряду с этим должна быть сформирована социальная позиция школьника.
- Ребёнок должен уметь взаимодействовать со своими сверстниками
- Выполнять требования учителя.
- Контролировать своё поведение.
А самое главное - у ребёнка должна быть хорошая интеллектуальная готовность.
Важной стороной интеллектуальной готовности является развитие речи.
Все новые сведения в школе ребёнок усваивает с помощью слов, с помощью слов он выражает свои мысли. Часто речь детей неразборчива, непонятна.
Как этого избежать?
Ребёнок воспринимает родной язык от взрослых, от них во многом, зависит, как он будет говорить.
- Если в доме звучит правильная, чёткая речь, ребёнок быстрее научится говорить правильно.
- Не следует упрощать слова, вещи следует называть своими именами.
- Чаще читайте ребёнку сказки.
- Вместе сочиняйте.
- Пусть составляет рассказы по картинке.
Учите ребёнка ясно выражать свои мысли, иначе у него будут проблемы с устными ответами. Когда спрашиваете его о чем-либо, не довольствуйтесь ответом «да» или «нет», уточняйте, почему он так думает, помогайте довести свою мысль до конца. Приучайте последовательно рассказывать о произошедших событиях и анализировать их. Компании его сверстников предложите поиграть. Например, ребята загадывают какой-нибудь предмет и по очереди описывают его водящему, не называя задуманное слово. Задача водящего отгадать это слово. Те же, кто загадал слово, должны как можно яснее описать загаданный предмет. С мячом можно играть в антонимы. «Черный» — кидаете вы ему мяч, «белый» — бросает ребенок вам в ответ. Точно так же играйте в съедобное - несъедобное, одушевленное - неодушевленное.
Часто родители задают вопросы, связанные с обучением чтению в дошкольном возрасте.
В теории ни читать, ни писать, ни тем более решать задачи ребенок, идущий в школу, не обязан уметь. Ведь по идее задача школы как раз в том и состоит, чтобы всему перечисленному научить. Но на практике оказывается, что не читающему ребёнку гораздо сложнее успевать за темпом обучения и он может чувствовать себя неуютно в среде читающих сверстников, т. к. почти все современные дети в большей или меньшей степени к 1-му классу уже умеют читать.
Несомненно, сформированный навык чтения повышает уровень готовности детей, но только при условии, что само чтение изначально является слоговым. Побуквенное чтение, нередко встречающееся у дошкольников, затруднит работу учителя.
Может возникнуть вопрос: для чего же тогда обучение по букварю (букварный период)?
В букварный период идёт большая работа не только по обучению чтению. Ведётся огромная работа над звуко - буквенным составом слова, развивается фонематический слух ( который определяется по умению выделять звук в начале, середине, конце слова), большое внимание уделяется развитию речи. Вся эта работа направлена на формирование навыка грамотного письма.
Развитие памяти, внимания, воображения – залог успешной учебной деятельности, готовности ребёнка к постоянным умственным нагрузкам.
Развитию этих психических процессов способствуют следующие
упражнения:
- найди несколько отличий между двумя, казалось бы, похожими картинками,
- продолжи начатую закономерность,
- соедини точки по порядку и посмотри, что получилось,
- определи, что лишнее (предметы мебели и 1 предмет одежды или птицы и бабочка),
- упражнение «лабиринт», когда надо найти выход или проследить за движением героя не только прочертив дорожку на бумаге, а, не используя карандаш проследить глазами и найти выход.
- выполни задание по предложенному образцу,
- скопируй в точности узор,
- упражнения на развитие умения классифицировать, обобщать, сравнивать,
- разучивание стихов.
Все эти задания можно найти в сборниках по подготовке детей к школе.
Для развития памяти можно использовать следующие задания:
- произнести набор из 10 известных слов и попросить ребёнка повторить,
- сложить из палочек фигуру, дать ребёнку её рассмотреть, а потом попросить сложить такую же,
- положить 10 предметов, рассмотреть их, потом, когда ребёнок отвернулся, убрать 1. Попросить назвать, какого предмета не хватает.
Очень важен для школы уровень развития мелкой моторики руки: координации движений пальцев, кисти руки, а так же умение правильно видеть фигуры, расположенные на плоскости, соотносить собственные движения с требуемой формой и величиной фигуры, которую нужно скопировать (перерисовать)
Обратите внимание на то, как ваш ребёнок может скопировать фигуру, на точность копирования – величину, соотношение штрихов, ровность линий. Если ребёнок путает верх и низ, правое и левое расположение штрихов, если линии «дрожат», если фигуры сильно увеличены или уменьшены, то необходимы специальные занятия.
Развитию мелкой моторики руки способствуют:
- рисование карандашами,
- штриховка,
- лепка,
- вырезание из бумаги,
- нанизывание бусинок,
- конструирование.
В быту эти навыки хорошо развиваются при:
- застегивании и расстёгивании пуговиц, молний,
- завязывании и развязывании узелков, шнурков.
Уже давно было доказано, что все упражнения, которые способствуют
развитию мелкой моторики, способствуют и развитию речи.
Немаловажное значение имеют навыки самообслуживания, которые приобрёл ребёнок до школы: умеет ли он убрать свои игрушки, привести себя в порядок, завязать шнурки на ботинках, может ли за столом вести себя «как следует». Именно эти умения будут положены в основу самоорганизации при выполнении учебных заданий.
Назову тот минимум, который должны знать дети:
- Ориентироваться в пространстве (справа, слева, сзади, впереди, слева, справа, над, под и т. д.). Соединять понятия «вверху – справа».
- Различать и правильно называть основные геометрические фигуры.
- Называть числа в прямом и обратном порядке до 20.
- Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание.
- Уметь сравнивать самостоятельно предметы между собой, называть несколько существенных признаков сходства и отличия.
- Самостоятельно составлять связный рассказ не менее чем из 6-7 предложений.
- Знать домашний адрес, называть свое имя, фамилию и отчество, имя и отчество своих родителей, где и кем они работают.
- Знать название своего родного города, страны
- Последовательность времен года, частей суток, дней недели, название месяцев.
10.Знать о сезонных изменениях в природе.
11.Отличать животных, птиц, насекомых, рыб.
Процесс подготовки к школе должен быть постепенным, а не авральным.
Бывает так, что в конце лета родители начинают заваливать ребёнка разными подготовительными заданиями. Родители сами сидят с ним по нескольку часов – а в результате получается, что ребёнок просто не в состоянии воспринять такой поток информации и к школе формируется стойкое отвращение.
Чтобы ваши усилия были эффективны, воспользуйтесь следующими советами:
- Не допускайте, чтобы ребёнок скучал во время занятий. Интерес – лучшая из мотиваций, он делает детей по-настоящему творческими личностями и даёт им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий.
- Повторяйте упражнения. Развитие умственных способностей ребёнка определяется временем и практикой. Если какое – то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите более лёгкий вариант.
- Будьте терпеливы, не спешите, не давайте задания, превышающие возможности ребёнка.
- В занятиях с ребёнком нужна мера. Не заставляйте ребёнка делать упражнение, если он без конца вертится, устал, расстроен. Постарайтесь определить пределы выносливости ребёнка и увеличивайте длительность занятий каждый раз на очень небольшой отрезок времени.
- Избегайте неодобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите ребёнка за его терпение, трудолюбие. Никогда не подчёркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах.
- А самое главное, постарайтесь не воспринимать занятия с ребёнком как тяжёлый труд, радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения. Выбирайте единую тактику общения всех взрослых в семье с ребёнком. Свои разногласия по поводу воспитания решайте без него.
Может создаться впечатление, что школа – это что-то очень сложное и требует постоянной помощи. Не совсем так. Школа – это естественный этап в жизни ребенка. А помощь родителей – в понимании ребенка, в умении направить его и поддержать.
У детей впереди долгий путь, трудный путь. Что-то может не получаться и придётся приложить усилия. Но если относиться к этому спокойно, сохранять настойчивость, то любые трудности удастся преодолеть.
Успехов вам, больше веры в себя и своего ребёнка!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Собрание родителей будущих первоклассников.
Выступление на родительском собрании перед началом курсов по подготовке к школе....
Выступление на собрании родителей будущих первоклассников
Материал предназначен для родителей. Он может помочь им определиться с готовностью своего ребёнка к обучению в 1 классе. Содержит различные тесты....
Презентация к выступлению педагога перед родителями будущих первоклассников "Готов ли ваш ребенок к школе?".
Выступление перед родителями о том, готов ли ребенок к школе....
Выступление на собрании родителей будущих первоклассников. Учебный комплект «Гармония
Родителям об УМК "Гармония"...
Выступление на собрании родителей будущих первоклассников.
Материал можно использовать в качестве выступления на родительском собрании. Автор понятным для родителей языком рассказывает об особенностях стандартов нового поколения....
"Готовность ребёнка к обучению в школе"- материал выступления на собрании родителей будущих первоклассников.
Среди разных профессий естьНа земле самая главная:Поднимать и растить детей, Быть людьми настоящими самыми. Быть родителем – это труд, И трудней в мире нет работы, Чем добром...
Презентация к выступлению на собрании родителей будущих первоклассников
В материале представлена информация к выступлению на родительском собрании будущих первоклассников...