Классный час Трудом славен человек
классный час (4 класс) на тему
Тема: «Трудом славен человек».
Цель: Создание условий для осознания обучающимися ценности труда, его созидательной роли в жизни человека..
Ход классного часа
.
1. Целеполагание.
- Тема нашего классного часа: «Трудом славен человек».
- Сегодня мы с вами поговорим о труде, о его назначении в жизни человека, о качествах человека труда, и, конечно о ценностях труда земного.
2. Проблемная ситуация.
- А начать разговор я хочу с чтения притчи К.Д. Ушинского «Два плуга». Послушайте её очень внимательно.
Из одного и того же куска железа в одной и той же мастерской были сделаны два плуга. Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошел в работу, а другой долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца.
Случилось через несколько времени, что оба земляка опять встретились. Плуг, бывший у земледельца, блестел, как серебро, и был еще лучше, чем в то время, как он только вышел из мастерской; плуг же, пролежавший без всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной.
-Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь?- спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца.
-От труда, мой милый,- отвечал тот. - А если ты заржавел и сделался хуже, чем был, то потому, что все это время ты пролежал на боку, ничего не делая.
3. Беседа по притче.
-Каким вы увидели плуг, который попал к земледельцу?
-Почему плуг, блестел, как серебро?
(Потому что он трудился, а труд украшает)
-Что случилось с плугом, который пролежал без дела?
(Потемнел и покрылся ржавчиной.)
- Кого подразумевает К.Д. Ушинский, говоря о плугах?
(Труженика и ленивого человека)
- Какой вывод можно сделать, прослушав притчу?
- Чему хотел научить вас автор?
(Нужно трудиться)
- Не зря говорят: «Пока железо в работе, его и ржа (ржавчина) не берёт».
- Значит, для чего нужно трудиться?
(Чтобы стать краше.)
4. Актуальность темы классного часа.
- Назовите хором тему нашего классного часа.
( Они много трудились.)
5. Беседа о труде в семье.
- А что такое труд?
(Работа на благо.)
- У каждого человека врождённая потребность в действии, в активности. И эта активность должна приносить пользу.
- В Толковом словаре С.И. Ожегова такое объяснение: «Труд – целесообразная деятельность человека, направленная на создание материальных и духовных ценностей». (На доске)
- А когда нужно начинать трудиться?
- А как вас в вашей семье приучали к труду?
- Дети, я знаю, что ваш основной труд – это учёба.
- А есть ли у вас дома какие – то обязанности?
- Помогаете ли вы своим родителям, бабушкам, дедушкам?
- Дети, а как трудятся в дружной семье?
- Как легче построить дом: одному или сообща?
(Один в поле не воин)
- В коллективном труде человек мужает как физически, так и нравственно. От труда зависит его благополучие.
6. «Кто не работает, тот и не ест».
- Счастливы те люди, которые многое умеют делать своими руками, и как несчастны и беспомощны те, которые ничему не научились.
Труду следует учиться всю жизнь.
Наши предки – люди, жившие до нас, - умели трудиться по совести, в ладу с окружающей природой и друг с другом.
- Вы, наверное, слышали выражение «Кто не работает, тот не ест».
- Что оно значит?
( Значит, трудиться должны все.)
- Многие из нас и не подозревали, что знаменитые слова, «Если кто не работает, тот и не ешь», принадлежат ученику Иисуса Христа апостолу Павлу.
- Например, на Руси был всем известный царь Пётр Первый
Он трудился вместе с работниками. Сначала сам осваивал разные ремёсла, а потом обучал им других. А больше всего он любил токарное дело и занимался им по нескольку часов в день.
7. О профессиях родителей.
- А что нужно для того, чтобы хорошо трудится?
(Научиться хорошо выполнять свою работу.)
- А что для этого нужно?
(Получить профессию)
- А что такое профессия?
(Определённый вид деятельности.)
- «Основной род занятий, трудовой деятельности», - сказано в Толковом словаре С.И. Ожегова. (На доске)
- Дети, а что вы знаете о профессиях своих родителей?
(Несколько ответов.)
8. О будущих профессиях.
- Незаметно пролетят годы, и вы будете выбирать профессию.
Учитель:
- Кем хотите стать вы, дети?
Поскорее нам ответьте!
1 уч. | 5 уч. — Вы со мной, друзья, не спорьте, |
- Дети, какая же профессия самая важная?
(Все важны.)
- Правильно!
«Все работы - хороши!
Выбирай на вкус!»
( В.В. Маяковский.)
- Л.Н. Толстой писал, что «стыдиться можно и должно не какой-либо работы, хотя бы самой нечистой, а только одного: праздной жизни». (Слайд )
- Я верю в то, что ваш труд будет приносить добро и радость.
II. Основной этап.
1. Подготовительный этап.
О труде земном
- Ребята, прежде, чем задать следующий вопрос, я предлагаю вам отгадать загадки.
Ой, ты добрый молодец, Захромал мой жеребец. Ты подкуй его опять! - Отчего ж не подковать? Вот гвоздь, вот подкова. Раз – два и готово. (Кузнец)
Занят важной он работой: Урожай – его забота, Чтоб сумели уродиться Рожь, овёс или пшеница. (Агроном) | Он бревно отешет ловко, У него смолой спецовка, (Плотник.) Коз, коров зовет, скликает, (Пастух.) | Летают пальцы птицами – Поток струится ситцевый. Летают пальцы пчёлками – Поток струится шёлковый. (Ткачиха.) Её давно бурёнки знают, Всегда мычанием встречают И за её нелёгкий труд Всё молоко ей отдают. (Доярка.) |
- Чей труд стал основой многих профессий?
- Как же называется труд этих людей?
( Труд земной)
- Перечислите, пожалуйста, ещё раз основных представителей труда земного. (Слайд )
- Посмотрите на картины.
Они вам помогут увидеть, как трудились эти люди.
- Обратите внимание на нашу выставку.
- Расскажите, изделия каких мастеров вы увидели?
- В наше время эти замечательные ремёсла, которые стояли у истоков российской цивилизации, продолжают развиваться.
Строятся, как и много веков назад, красивые деревянные дома, изготавливается лёгкая фарфоровая и металлическая посуда, радует глаз удобная нарядная одежда.
Вот это – плоды труда земного. (Слайд )
2. Активное занятие « Качества человека труда». Работа в группах.
- Дети, каковы основные качества человека труда?
- Каким он должен быть?
- Подумайте сначала самостоятельно, потом посоветуйтесь друг с другом.
- Отметьте только те слова в карточках, которые отражают сущность человека труда.
Трудолюбие, честность, взаимопомощь, лень, добросовестность, сила, порядок, ловкость, равнодушие, терпение |
Отвечают представители групп.
3. Благодарность родителям.
- Дети, а как вы считаете, обладают ли такими качествами ваши родители?
- А вы благодарны родителям за их труд?
- Скажите им слова благодарности.
(Я благодарен своим родителям за то, что они трудятся, чтобы у меня было всё необходимое для жизни.)
4. Активное занятие «Семена Добра». Работа в группах.
- Дети, чтобы получилась хорошо любая работа, каким человеком нужно быть?
(Трудолюбивым)
- Если вы хотите воспитать в себе это качество, возьмите на вооружение лозунг: «Ни дня без доброго дела!»
- Предлагаю вам «Перечень добрых дел»
• Помощь старикам в хозяйственных делах (покупка продуктов, уборка жилища и др.) • Защита и помощь младшим. • Забота о родителях, помощь по дому. • Работа в библиотеке по «лечению» книг. • Посадка и охрана деревьев, кустарников, цветов. • Помощь одноклассникам в учении. • Забота о заболевшем товарище. • Помощь учителям на уроках. • Уборка класса и т. д. |
5. Ресурсный круг «Что ценили прадеды и что ценим мы в труде земном?»
- Дети, прошло много с тех пор, как человек научился трудиться. Но ценности труда не изменились.
- Что же ценили прадеды и что ценим мы в труде земном?
(Взаимопонимание, взаимовыручку, доброту, ловкость, умение, терпение, наблюдательность)
- Да, это есть основные ценности труда земного. И как отметил замечательный баснописец И.А. Крылов, от труда должна быть польза.
III. Заключительная часть.
- Ребята, какова тема нашего классного часа?
(Трудом славен человек)
- Почему так говорят?
- Что бы вы хотели посоветовать своим товарищам после нашего классного часа?
- Мне хочется вам пожелать, чтобы ваши руки были умелыми, трудолюбивыми, а сердце – добрым и умным.
Нитку вдеть для пальца – непосильный труд,
Но зато два пальца платьице сошьют,
Три в тетрадке нашей пишут хоть куда,
Десять – поле вспашут,
Строят города!
- А родителям хочется напомнить слова К. Д. Ушинского:
«Воспитывать детей надо не для счастья, а для труда – это и принесет им счастье».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kl.chas_trudom_slaven_chelovek.docx | 23.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Трудом славен человек».
Цель: Создание условий для осознания обучающимися ценности труда, его созидательной роли в жизни человека..
Ход классного часа
.
1. Целеполагание.
- Тема нашего классного часа: «Трудом славен человек».
- Сегодня мы с вами поговорим о труде, о его назначении в жизни человека, о качествах человека труда, и, конечно о ценностях труда земного.
2. Проблемная ситуация.
- А начать разговор я хочу с чтения притчи К.Д. Ушинского «Два плуга». Послушайте её очень внимательно.
Из одного и того же куска железа в одной и той же мастерской были сделаны два плуга. Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошел в работу, а другой долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца.
Случилось через несколько времени, что оба земляка опять встретились. Плуг, бывший у земледельца, блестел, как серебро, и был еще лучше, чем в то время, как он только вышел из мастерской; плуг же, пролежавший без всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной.
-Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь?- спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца.
-От труда, мой милый,- отвечал тот. - А если ты заржавел и сделался хуже, чем был, то потому, что все это время ты пролежал на боку, ничего не делая.
3. Беседа по притче.
-Каким вы увидели плуг, который попал к земледельцу?
-Почему плуг, блестел, как серебро?
(Потому что он трудился, а труд украшает)
-Что случилось с плугом, который пролежал без дела?
(Потемнел и покрылся ржавчиной.)
- Кого подразумевает К.Д. Ушинский, говоря о плугах?
(Труженика и ленивого человека)
- Какой вывод можно сделать, прослушав притчу?
- Чему хотел научить вас автор?
(Нужно трудиться)
- Не зря говорят: «Пока железо в работе, его и ржа (ржавчина) не берёт».
- Значит, для чего нужно трудиться?
(Чтобы стать краше.)
4. Актуальность темы классного часа.
- Назовите хором тему нашего классного часа.
( Они много трудились.)
5. Беседа о труде в семье.
- А что такое труд?
(Работа на благо.)
- У каждого человека врождённая потребность в действии, в активности. И эта активность должна приносить пользу.
- В Толковом словаре С.И. Ожегова такое объяснение: «Труд – целесообразная деятельность человека, направленная на создание материальных и духовных ценностей». (На доске)
- А когда нужно начинать трудиться?
- А как вас в вашей семье приучали к труду?
- Дети, я знаю, что ваш основной труд – это учёба.
- А есть ли у вас дома какие – то обязанности?
- Помогаете ли вы своим родителям, бабушкам, дедушкам?
- Дети, а как трудятся в дружной семье?
- Как легче построить дом: одному или сообща?
(Один в поле не воин)
- В коллективном труде человек мужает как физически, так и нравственно. От труда зависит его благополучие.
6. «Кто не работает, тот и не ест».
- Счастливы те люди, которые многое умеют делать своими руками, и как несчастны и беспомощны те, которые ничему не научились.
Труду следует учиться всю жизнь.
Наши предки – люди, жившие до нас, - умели трудиться по совести, в ладу с окружающей природой и друг с другом.
- Вы, наверное, слышали выражение «Кто не работает, тот не ест».
- Что оно значит?
( Значит, трудиться должны все.)
- Многие из нас и не подозревали, что знаменитые слова, «Если кто не работает, тот и не ешь», принадлежат ученику Иисуса Христа апостолу Павлу.
- Например, на Руси был всем известный царь Пётр Первый
Он трудился вместе с работниками. Сначала сам осваивал разные ремёсла, а потом обучал им других. А больше всего он любил токарное дело и занимался им по нескольку часов в день.
7. О профессиях родителей.
- А что нужно для того, чтобы хорошо трудится?
(Научиться хорошо выполнять свою работу.)
- А что для этого нужно?
(Получить профессию)
- А что такое профессия?
(Определённый вид деятельности.)
- «Основной род занятий, трудовой деятельности», - сказано в Толковом словаре С.И. Ожегова. (На доске)
- Дети, а что вы знаете о профессиях своих родителей?
(Несколько ответов.)
8. О будущих профессиях.
- Незаметно пролетят годы, и вы будете выбирать профессию.
Учитель:
- Кем хотите стать вы, дети?
Поскорее нам ответьте!
- Дети, какая же профессия самая важная?
(Все важны.)
- Правильно!
«Все работы - хороши!
Выбирай на вкус!»
( В.В. Маяковский.)
- Л.Н. Толстой писал, что «стыдиться можно и должно не какой-либо работы, хотя бы самой нечистой, а только одного: праздной жизни». (Слайд )
- Я верю в то, что ваш труд будет приносить добро и радость.
II. Основной этап.
1. Подготовительный этап.
О труде земном
- Ребята, прежде, чем задать следующий вопрос, я предлагаю вам отгадать загадки.
Захромал мой жеребец. Ты подкуй его опять! - Отчего ж не подковать? Вот гвоздь, вот подкова. Раз – два и готово. (Кузнец)
Занят важной он работой: Урожай – его забота, Чтоб сумели уродиться Рожь, овёс или пшеница. (Агроном) | Он бревно отешет ловко, У него смолой спецовка, (Плотник.) Коз, коров зовет, скликает, (Пастух.) | Летают пальцы птицами – Поток струится ситцевый. Летают пальцы пчёлками – Поток струится шёлковый. (Ткачиха.) Её давно бурёнки знают, Всегда мычанием встречают И за её нелёгкий труд Всё молоко ей отдают. (Доярка.) |
- Чей труд стал основой многих профессий?
- Как же называется труд этих людей?
( Труд земной)
- Перечислите, пожалуйста, ещё раз основных представителей труда земного. (Слайд )
- Посмотрите на картины.
Они вам помогут увидеть, как трудились эти люди.
- Обратите внимание на нашу выставку.
- Расскажите, изделия каких мастеров вы увидели?
- В наше время эти замечательные ремёсла, которые стояли у истоков российской цивилизации, продолжают развиваться.
Строятся, как и много веков назад, красивые деревянные дома, изготавливается лёгкая фарфоровая и металлическая посуда, радует глаз удобная нарядная одежда.
Вот это – плоды труда земного. (Слайд )
2. Активное занятие « Качества человека труда». Работа в группах.
- Дети, каковы основные качества человека труда?
- Каким он должен быть?
- Подумайте сначала самостоятельно, потом посоветуйтесь друг с другом.
- Отметьте только те слова в карточках, которые отражают сущность человека труда.
Трудолюбие, честность, взаимопомощь, лень, добросовестность, сила, порядок, ловкость, равнодушие, терпение |
Отвечают представители групп.
3. Благодарность родителям.
- Дети, а как вы считаете, обладают ли такими качествами ваши родители?
- А вы благодарны родителям за их труд?
- Скажите им слова благодарности.
(Я благодарен своим родителям за то, что они трудятся, чтобы у меня было всё необходимое для жизни.)
4. Активное занятие «Семена Добра». Работа в группах.
- Дети, чтобы получилась хорошо любая работа, каким человеком нужно быть?
(Трудолюбивым)
- Если вы хотите воспитать в себе это качество, возьмите на вооружение лозунг: «Ни дня без доброго дела!»
- Предлагаю вам «Перечень добрых дел»
5. Ресурсный круг «Что ценили прадеды и что ценим мы в труде земном?»
- Дети, прошло много с тех пор, как человек научился трудиться. Но ценности труда не изменились.
- Что же ценили прадеды и что ценим мы в труде земном?
(Взаимопонимание, взаимовыручку, доброту, ловкость, умение, терпение, наблюдательность)
- Да, это есть основные ценности труда земного. И как отметил замечательный баснописец И.А. Крылов, от труда должна быть польза.
III. Заключительная часть.
- Ребята, какова тема нашего классного часа?
(Трудом славен человек)
- Почему так говорят?
- Что бы вы хотели посоветовать своим товарищам после нашего классного часа?
- Мне хочется вам пожелать, чтобы ваши руки были умелыми, трудолюбивыми, а сердце – добрым и умным.
Нитку вдеть для пальца – непосильный труд,
Но зато два пальца платьице сошьют,
Три в тетрадке нашей пишут хоть куда,
Десять – поле вспашут,
Строят города!
- А родителям хочется напомнить слова К. Д. Ушинского:
«Воспитывать детей надо не для счастья, а для труда – это и принесет им счастье».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого классного часа по программе "Социокультурные истоки" "Трудом славен человек". 2 класс
Подробный конспект классного часа по программе "Социокультурные истоки". Тема: " Трудом славен человек" . Речь шла о знаменитостях, о значении труда простых людей, о помощи родителям. В классе б...
Трудом красив и славен человек
Очерк о людях труда...
Классный час "Труд украшает человека"
Разработка классного часа ....
Классный час "Трудом славен человек"
Классный час...
Час общения «Трудом красивым славен человек»
Создание условий для осознания обучающимися ценности труда, его созидательной роли в жизни человека; стимулировать интерес детей к различным видам трудовой деятельности, начальная профориентация...
Классный час "Труд красит человека"
Классный час по профориентациив 9 классе...
Классный час "Труд украшает человека"
Цель: расширить представление детей о значении труда в жизни общества.Задачи:привить уважение и любовь к труду и людям труда;показать необходимость труда в жизни человека;убедить учащ...