Классный час Трудом славен человек
классный час (4 класс) на тему

Семёнова Любовь Александровна

 Тема: «Трудом славен человек».

Цель: Создание условий для осознания обучающимися ценности труда, его созидательной роли в жизни человека..

                                                                     Ход классного часа

.

1. Целеполагание.

  -  Тема нашего классного часа: «Трудом славен человек».                                

  - Сегодня мы с вами поговорим  о труде, о его назначении в жизни человека, о  качествах человека труда, и, конечно о ценностях труда земного.

2. Проблемная ситуация.

  - А начать разговор я хочу с чтения притчи  К.Д. Ушинского «Два плуга». Послушайте её очень внимательно.

      Из одного и того же куска железа в одной и той же мастерской были сделаны два плуга. Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошел в работу, а другой долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца.

    Случилось через несколько времени, что оба земляка опять встретились. Плуг, бывший у земледельца, блестел, как серебро, и был еще лучше, чем в то время, как он только вышел из мастерской; плуг же, пролежавший без всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной.

  -Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь?- спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца.

  -От труда, мой милый,- отвечал тот. - А если ты заржавел и сделался хуже, чем был, то потому, что все это время ты пролежал на боку, ничего не делая.

 3. Беседа по притче.

-Каким вы увидели плуг, который попал к земледельцу?

-Почему плуг, блестел, как серебро?                                                         

 (Потому что он трудился, а труд украшает)

-Что случилось с плугом, который пролежал без дела?

  (Потемнел и покрылся ржавчиной.)

- Кого подразумевает К.Д. Ушинский, говоря о плугах?

 (Труженика и ленивого человека)

- Какой вывод можно сделать, прослушав притчу?

- Чему хотел научить вас автор?

 (Нужно трудиться)

- Не зря говорят: «Пока железо в работе, его и ржа (ржавчина) не берёт».

- Значит, для чего нужно трудиться?

(Чтобы стать краше.)

4. Актуальность темы классного часа.

- Назовите хором тему нашего классного часа.

 ( Они много трудились.)

5. Беседа о труде в семье.

-  А что такое труд?

(Работа на благо.)

-  У каждого человека врождённая потребность в действии, в активности. И эта активность должна приносить пользу.

- В Толковом словаре С.И. Ожегова такое объяснение: «Труд – целесообразная деятельность человека, направленная на создание материальных и духовных ценностей».   (На доске)

 - А когда нужно начинать трудиться?

- А как вас  в вашей семье приучали к труду?

- Дети, я знаю, что ваш основной труд – это учёба.

- А есть ли у вас дома какие – то обязанности?

-  Помогаете ли вы своим родителям, бабушкам, дедушкам?

- Дети, а как трудятся в дружной семье?

- Как легче построить дом: одному или сообща?

(Один в поле не воин)

- В  коллективном  труде человек мужает как физически, так и нравственно. От труда зависит его благополучие.

6.  «Кто не работает, тот и не ест».

 - Счастливы те люди, которые многое умеют делать своими руками, и как несчастны и беспомощны те, которые ничему не научились.

    Труду следует учиться всю жизнь.

Наши предки – люди, жившие до нас, - умели трудиться по совести, в ладу с окружающей природой и друг с другом.

- Вы, наверное, слышали выражение «Кто не работает, тот не ест».

- Что оно значит?

( Значит, трудиться должны все.)

- Многие из нас и не подозревали, что знаменитые слова, «Если кто не работает, тот и не ешь», принадлежат ученику Иисуса Христа апостолу Павлу.            

   - Например, на Руси был всем известный царь Пётр Первый                                          

     Он трудился вместе с работниками. Сначала сам осваивал разные ремёсла, а потом  обучал им других. А больше всего он любил токарное дело и занимался им по нескольку часов в день.

7.  О профессиях родителей.

- А что нужно для того, чтобы хорошо трудится?

 (Научиться хорошо выполнять свою работу.)

- А что для этого нужно?

(Получить профессию)

- А что такое профессия?

(Определённый вид деятельности.)

- «Основной род занятий, трудовой деятельности», - сказано в Толковом словаре   С.И. Ожегова.                                                                                                                (На доске)

- Дети, а что вы знаете о профессиях своих родителей?

(Несколько ответов.)

8. О будущих профессиях.

Незаметно пролетят годы, и вы будете выбирать профессию.  

 Учитель:

- Кем хотите стать вы, дети?
 Поскорее нам ответьте!

                1 уч.
— Я хочу шофёром быть.
Грузы разные возить.
                 2 уч.
— Я мечтаю о балете. 
Лучше нет его на свете.
                3 уч.
— Я хочу врачом стать классным. 
Буду всех лечить лекарством. 
Очень вкусным, как конфета. 
Съел его - болезней нету!
                 4 уч.
— В красках я души не чаю. 
Стать художником мечтаю. 
Закажите мне портрет. 
Справлюсь я, сомнений нет!

                         5 уч.

— Вы со мной, друзья, не спорьте, 
Я хочу стать первым в спорте. 
Шайбу мне забить - пустяк,
Я играю за "Спартак"!
                        6 уч.
— Я хочу стать пианисткой. 
Замечательной артисткой. 
Музыка со мною с детства, 
Я люблю её всем сердцем.
                       7 уч.
— Я мечтаю стать скорей 
Воспитателем детей.
С ними петь, гулять, играть. 
Дни рожденья отмечать.
                     8 уч.
Все профессии прекрасны.
Все профессии важны.
Знаем мы, что наши руки
Будут Родине нужны!

- Дети,  какая же профессия самая важная?

(Все важны.)

- Правильно!

«Все работы - хороши!

  Выбирай на вкус!»

             ( В.В. Маяковский.)                                                                            

  - Л.Н. Толстой писал, что «стыдиться можно и должно не какой-либо работы, хотя бы самой нечистой, а только одного: праздной жизни».                            (Слайд    )

- Я верю в то, что ваш труд будет приносить добро и радость.

II. Основной этап.

1. Подготовительный этап.  

О труде земном

- Ребята, прежде, чем задать следующий вопрос, я предлагаю вам отгадать загадки.

Ой, ты добрый молодец,

Захромал мой жеребец.

Ты подкуй его опять!

- Отчего ж не подковать?

 Вот гвоздь, вот подкова.

 Раз – два и готово.

                           (Кузнец)        

               

 Занят важной он работой:

 Урожай – его забота,

 Чтоб сумели уродиться

Рожь, овёс или пшеница.

                   (Агроном)                                                 

Он бревно отешет ловко,
Стены сделает, навес.

 У него смолой спецовка,
 Как сосновый пахнет лес.  

                              (Плотник.)  

         Коз, коров зовет, скликает, 
       В свой витой рожок играет.  

                                (Пастух.)                                                              

  Летают пальцы птицами –

 Поток струится ситцевый.

 Летают пальцы пчёлками –

 Поток струится шёлковый.                              

                               (Ткачиха.)

  Её давно бурёнки знают,

  Всегда мычанием встречают

   И за её нелёгкий труд

  Всё молоко ей отдают.

                          (Доярка.)                                          

 

- Чей труд стал основой многих профессий?                              

- Как же называется труд этих людей?

( Труд земной)

- Перечислите, пожалуйста, ещё раз основных представителей труда земного.     (Слайд   )

 - Посмотрите на  картины.

Они вам помогут увидеть, как трудились эти люди.

- Обратите внимание на нашу выставку.

- Расскажите, изделия каких мастеров вы увидели?

- В наше время эти замечательные ремёсла, которые стояли у истоков российской цивилизации, продолжают развиваться.

  Строятся, как и много веков назад, красивые деревянные дома, изготавливается лёгкая фарфоровая и металлическая посуда, радует глаз удобная нарядная одежда.

    Вот это – плоды труда земного.                                                                                (Слайд   )    

    2. Активное занятие « Качества человека труда». Работа в группах.

 - Дети, каковы основные качества человека труда?

-  Каким он должен быть?

- Подумайте сначала самостоятельно, потом посоветуйтесь друг с другом.

-  Отметьте  только те слова в карточках, которые отражают сущность человека труда.

Трудолюбие, честность,  взаимопомощь, лень, добросовестность, сила, порядок,

  ловкость, равнодушие, терпение

 

 Отвечают представители групп.

  3. Благодарность родителям.

 - Дети, а как вы считаете, обладают ли такими  качествами ваши родители?

- А вы благодарны родителям за их труд?

- Скажите им слова благодарности.

(Я благодарен своим родителям за то, что они трудятся, чтобы у меня было всё необходимое для жизни.)                                                                                                  

4. Активное занятие «Семена  Добра». Работа в группах.

-  Дети, чтобы получилась хорошо любая работа, каким человеком нужно быть?

 (Трудолюбивым)

- Если вы хотите воспитать в себе это качество, возьмите на вооружение  лозунг: «Ни дня без доброго дела!»

- Предлагаю вам «Перечень добрых дел»

• Помощь старикам в хозяйственных делах

(покупка  продуктов, уборка жилища и др.)

• Защита и помощь младшим.

• Забота о родителях, помощь по дому.

• Работа в библиотеке по «лечению» книг.

• Посадка и охрана деревьев, кустарников,

 цветов.

• Помощь одноклассникам в учении.

• Забота о заболевшем товарище.

• Помощь учителям на уроках.

• Уборка класса и т. д.

5. Ресурсный круг «Что ценили прадеды и что ценим мы в труде земном?»

- Дети, прошло много с тех пор, как человек научился трудиться. Но ценности труда не изменились.

- Что же ценили прадеды и что ценим мы в труде земном?

(Взаимопонимание, взаимовыручку, доброту, ловкость, умение, терпение, наблюдательность)

- Да, это есть основные ценности труда земного. И как отметил замечательный баснописец И.А. Крылов, от труда должна быть польза.

III. Заключительная часть.

- Ребята, какова тема нашего классного часа?

(Трудом славен человек)

- Почему  так говорят?

- Что бы вы хотели посоветовать своим товарищам после нашего классного часа?

- Мне хочется вам пожелать, чтобы ваши руки были умелыми, трудолюбивыми, а сердце – добрым и умным.

 Нитку вдеть для пальца – непосильный труд,

Но зато два пальца платьице сошьют,

Три в тетрадке нашей пишут хоть куда,

Десять – поле вспашут,

Строят города!

- А родителям хочется напомнить слова К. Д. Ушинского:

«Воспитывать детей надо не для счастья, а для труда – это и принесет им счастье».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kl.chas_trudom_slaven_chelovek.docx23.9 КБ

Предварительный просмотр:

 Тема: «Трудом славен человек».

Цель: Создание условий для осознания обучающимися ценности труда, его созидательной роли в жизни человека..

                                                                     Ход классного часа

.

1. Целеполагание.

  -  Тема нашего классного часа: «Трудом славен человек».                                

  - Сегодня мы с вами поговорим  о труде, о его назначении в жизни человека, о  качествах человека труда, и, конечно о ценностях труда земного.

2. Проблемная ситуация.

  - А начать разговор я хочу с чтения притчи  К.Д. Ушинского «Два плуга». Послушайте её очень внимательно.

      Из одного и того же куска железа в одной и той же мастерской были сделаны два плуга. Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошел в работу, а другой долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца.

    Случилось через несколько времени, что оба земляка опять встретились. Плуг, бывший у земледельца, блестел, как серебро, и был еще лучше, чем в то время, как он только вышел из мастерской; плуг же, пролежавший без всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной.

  -Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь?- спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца.

  -От труда, мой милый,- отвечал тот. - А если ты заржавел и сделался хуже, чем был, то потому, что все это время ты пролежал на боку, ничего не делая.

 3. Беседа по притче.

-Каким вы увидели плуг, который попал к земледельцу?

-Почему плуг, блестел, как серебро?                                                         

 (Потому что он трудился, а труд украшает)

-Что случилось с плугом, который пролежал без дела?

  (Потемнел и покрылся ржавчиной.)

- Кого подразумевает К.Д. Ушинский, говоря о плугах?

 (Труженика и ленивого человека)

- Какой вывод можно сделать, прослушав притчу?

- Чему хотел научить вас автор?

 (Нужно трудиться)

- Не зря говорят: «Пока железо в работе, его и ржа (ржавчина) не берёт».

- Значит, для чего нужно трудиться?

(Чтобы стать краше.)

4. Актуальность темы классного часа.

- Назовите хором тему нашего классного часа.

 ( Они много трудились.)

5. Беседа о труде в семье.

-  А что такое труд?

(Работа на благо.)

-  У каждого человека врождённая потребность в действии, в активности. И эта активность должна приносить пользу.

- В Толковом словаре С.И. Ожегова такое объяснение: «Труд – целесообразная деятельность человека, направленная на создание материальных и духовных ценностей».   (На доске)

 - А когда нужно начинать трудиться?

- А как вас  в вашей семье приучали к труду?

- Дети, я знаю, что ваш основной труд – это учёба.

- А есть ли у вас дома какие – то обязанности?

-  Помогаете ли вы своим родителям, бабушкам, дедушкам?

- Дети, а как трудятся в дружной семье?

- Как легче построить дом: одному или сообща?

(Один в поле не воин)

- В  коллективном  труде человек мужает как физически, так и нравственно. От труда зависит его благополучие.

6.  «Кто не работает, тот и не ест».

 - Счастливы те люди, которые многое умеют делать своими руками, и как несчастны и беспомощны те, которые ничему не научились.

    Труду следует учиться всю жизнь.

Наши предки – люди, жившие до нас, - умели трудиться по совести, в ладу с окружающей природой и друг с другом.

- Вы, наверное, слышали выражение «Кто не работает, тот не ест».

- Что оно значит?

( Значит, трудиться должны все.)

- Многие из нас и не подозревали, что знаменитые слова, «Если кто не работает, тот и не ешь», принадлежат ученику Иисуса Христа апостолу Павлу.            

   - Например, на Руси был всем известный царь Пётр Первый                                          

     Он трудился вместе с работниками. Сначала сам осваивал разные ремёсла, а потом  обучал им других. А больше всего он любил токарное дело и занимался им по нескольку часов в день.

7.  О профессиях родителей.

- А что нужно для того, чтобы хорошо трудится?

 (Научиться хорошо выполнять свою работу.)

- А что для этого нужно?

(Получить профессию)

- А что такое профессия?

(Определённый вид деятельности.)

- «Основной род занятий, трудовой деятельности», - сказано в Толковом словаре   С.И. Ожегова.                                                                                                                (На доске)

- Дети, а что вы знаете о профессиях своих родителей?

(Несколько ответов.)

8. О будущих профессиях.

Незаметно пролетят годы, и вы будете выбирать профессию.  

 Учитель:

- Кем хотите стать вы, дети?
 Поскорее нам ответьте!

                1 уч.
— Я хочу шофёром быть.
Грузы разные возить.
                 2 уч.
— Я мечтаю о балете. 
Лучше нет его на свете.
                
3 уч.
— Я хочу врачом стать классным. 
Буду всех лечить лекарством. 
Очень вкусным, как конфета. 
Съел его - болезней нету!
                 4 уч.
— В красках я души не чаю. 
Стать художником мечтаю. 
Закажите мне портрет. 
Справлюсь я, сомнений нет!

                         5 уч.

— Вы со мной, друзья, не спорьте, 
Я хочу стать первым в спорте. 
Шайбу мне забить - пустяк,
Я играю за "Спартак"!
                        
6 уч.
— Я хочу стать пианисткой. 
Замечательной артисткой. 
Музыка со мною с детства, 
Я люблю её всем сердцем.
                       7 уч.
— Я мечтаю стать скорей 
Воспитателем детей.
С ними петь, гулять, играть. 
Дни рожденья отмечать.
                     
8 уч.
Все профессии прекрасны.
Все профессии важны.
Знаем мы, что наши руки
Будут Родине нужны!

- Дети,  какая же профессия самая важная?

(Все важны.)

- Правильно!

«Все работы - хороши!

  Выбирай на вкус!»

             ( В.В. Маяковский.)                                                                            

  - Л.Н. Толстой писал, что «стыдиться можно и должно не какой-либо работы, хотя бы самой нечистой, а только одного: праздной жизни».                            (Слайд    )

- Я верю в то, что ваш труд будет приносить добро и радость.

II. Основной этап.

1. Подготовительный этап.  

О труде земном

- Ребята, прежде, чем задать следующий вопрос, я предлагаю вам отгадать загадки.

Ой, ты добрый молодец,

Захромал мой жеребец.

Ты подкуй его опять!

- Отчего ж не подковать?

 Вот гвоздь, вот подкова.

 Раз – два и готово.

                           (Кузнец)        

               

 Занят важной он работой:

 Урожай – его забота,

 Чтоб сумели уродиться

Рожь, овёс или пшеница.

                   (Агроном)                                                 

Он бревно отешет ловко,
Стены сделает, навес.

 У него смолой спецовка,
 Как сосновый пахнет лес.  

                              (Плотник.)  

         Коз, коров зовет, скликает, 
       В свой витой рожок играет.
  

                                (Пастух.)                                                              

  Летают пальцы птицами –

 Поток струится ситцевый.

 Летают пальцы пчёлками –

 Поток струится шёлковый.                              

                               (Ткачиха.)

  Её давно бурёнки знают,

  Всегда мычанием встречают

   И за её нелёгкий труд

  Всё молоко ей отдают.

                          (Доярка.)                                          

 

- Чей труд стал основой многих профессий?                              

- Как же называется труд этих людей?

( Труд земной)

- Перечислите, пожалуйста, ещё раз основных представителей труда земного.     (Слайд   )

 - Посмотрите на  картины.

Они вам помогут увидеть, как трудились эти люди.

- Обратите внимание на нашу выставку.

- Расскажите, изделия каких мастеров вы увидели?

- В наше время эти замечательные ремёсла, которые стояли у истоков российской цивилизации, продолжают развиваться.

  Строятся, как и много веков назад, красивые деревянные дома, изготавливается лёгкая фарфоровая и металлическая посуда, радует глаз удобная нарядная одежда.

    Вот это – плоды труда земного.                                                                                (Слайд   )    

    2. Активное занятие « Качества человека труда». Работа в группах.

 - Дети, каковы основные качества человека труда?

-  Каким он должен быть?

- Подумайте сначала самостоятельно, потом посоветуйтесь друг с другом.

-  Отметьте  только те слова в карточках, которые отражают сущность человека труда.

Трудолюбие, честность,  взаимопомощь, лень, добросовестность, сила, порядок,

  ловкость, равнодушие, терпение

 

 Отвечают представители групп.

  3. Благодарность родителям.

 - Дети, а как вы считаете, обладают ли такими  качествами ваши родители?

- А вы благодарны родителям за их труд?

- Скажите им слова благодарности.

(Я благодарен своим родителям за то, что они трудятся, чтобы у меня было всё необходимое для жизни.)                                                                                                  

4. Активное занятие «Семена  Добра». Работа в группах.

-  Дети, чтобы получилась хорошо любая работа, каким человеком нужно быть?

 (Трудолюбивым)

- Если вы хотите воспитать в себе это качество, возьмите на вооружение  лозунг: «Ни дня без доброго дела!»

- Предлагаю вам «Перечень добрых дел»

• Помощь старикам в хозяйственных делах

(покупка  продуктов, уборка жилища и др.)

• Защита и помощь младшим.

• Забота о родителях, помощь по дому.

• Работа в библиотеке по «лечению» книг.

• Посадка и охрана деревьев, кустарников,

 цветов.

• Помощь одноклассникам в учении.

• Забота о заболевшем товарище.

• Помощь учителям на уроках.

• Уборка класса и т. д.

5. Ресурсный круг «Что ценили прадеды и что ценим мы в труде земном?»

- Дети, прошло много с тех пор, как человек научился трудиться. Но ценности труда не изменились.

- Что же ценили прадеды и что ценим мы в труде земном?

(Взаимопонимание, взаимовыручку, доброту, ловкость, умение, терпение, наблюдательность)

- Да, это есть основные ценности труда земного. И как отметил замечательный баснописец И.А. Крылов, от труда должна быть польза.

III. Заключительная часть.

- Ребята, какова тема нашего классного часа?

(Трудом славен человек)

- Почему  так говорят?

- Что бы вы хотели посоветовать своим товарищам после нашего классного часа?

- Мне хочется вам пожелать, чтобы ваши руки были умелыми, трудолюбивыми, а сердце – добрым и умным.

 Нитку вдеть для пальца – непосильный труд,

Но зато два пальца платьице сошьют,

Три в тетрадке нашей пишут хоть куда,

Десять – поле вспашут,

Строят города!

- А родителям хочется напомнить слова К. Д. Ушинского:

«Воспитывать детей надо не для счастья, а для труда – это и принесет им счастье».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого классного часа по программе "Социокультурные истоки" "Трудом славен человек". 2 класс

Подробный конспект классного часа по программе "Социокультурные истоки". Тема: " Трудом славен человек" .  Речь шла о знаменитостях, о значении труда простых людей, о помощи родителям. В классе б...

Трудом красив и славен человек

Очерк о людях труда...

Классный час "Труд украшает человека"

Разработка классного часа ....

Час общения «Трудом красивым славен человек»

Создание условий для осознания обучающимися ценности труда, его созидательной роли в жизни человека; стимулировать интерес детей к различным видам трудовой деятельности, начальная профориентация...

Классный час "Труд красит человека"

Классный час по профориентациив 9 классе...

Классный час "Труд украшает человека"

Цель:  расширить представление детей о значении труда  в жизни общества.Задачи:привить уважение и любовь к труду и людям труда;показать необходимость труда в жизни человека;убедить учащ...