Рабочая программа курса "Мир фантазии"(1 класс)
рабочая программа (1 класс) на тему
Рабочая программа по внеурочной деятельности – кружок «Мир фантазии» для 1 класса составлена на основе ФГОС НОО, примерной основной образовательной программы спецкурса КОУ (компонента образовательного учреждения), базисного учебного плана МБОУ «Камызякская СОШ №4» и авторской программы Ю.Б. Гатанова «Умное поколение».
Спецкурсы КОУ – это дополнительное образование, связанное, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника.
На изучение кружка по внеурочной деятельности «Мир фантазии» в 1 классе отводится 30 часов в год (количество часов в неделю – 1). При выполнении тех или иных заданий учащимся могут понадобиться цветные карандаши, фломастеры, клей, ножницы.
Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека, личности, которая может творить. Именно средствами развития творческого мышления возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok.doc | 106 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Камызякская СОШ № 4»
Составитель: Аднаева Е.В.
2015 – 2016 уч. год
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности – кружок «Мир фантазии» для 1 класса составлена на основе ФГОС НОО, примерной основной образовательной программы спецкурса КОУ (компонента образовательного учреждения), базисного учебного плана МБОУ «Камызякская СОШ №4» и авторской программы Ю.Б. Гатанова «Умное поколение».
Спецкурсы КОУ – это дополнительное образование, связанное, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника.
На изучение кружка по внеурочной деятельности «Мир фантазии» в 1 классе отводится 30 часов в год (количество часов в неделю – 1). При выполнении тех или иных заданий учащимся могут понадобиться цветные карандаши, фломастеры, клей, ножницы.
Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека, личности, которая может творить. Именно средствами развития творческого мышления возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.
Педагогическая целесообразность данного курса для младших школьников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к. именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность. Психологические исследования показывают, что практически все дети обладают творческим потенциалом, который может быть развит специальными систематическими занятиями. Важно отметить, что способности, навыки и умения, приобретенные на этих занятиях, дети успешно переносят на другие учебные предметы и в повседневную жизнь.
Целевая установка курса.
Целью настоящего курса является развитие творческих способностей детей, позволяющих решать проблемные задачи и создавать творческие продукты. Курс ориентирован на развитие творческого дивергентного мышления у детей младшего школьного возраста, которое характеризуется преодолением мыслительных шаблонов и стереотипов, снятием ограничений и большой свободой в решении проблем.
Основные задачи курса:
- развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать;
- развитие психических познавательных процессов: памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
- развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
- формирование навыков творческого мышления;
- развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся.
Способности, развиваемые данным курсом.
Все упражнения и задания направлены на развитие следующих творческих способностей:
- беглость - это способность быстро генерировать поток идей, возможных решений, подходящих объектов.
- гибкость – это способность применять разнообразные подходы и стратегии при решении проблем; готовность и умение рассматривать имеющуюся информацию с разных точек зрения.
- оригинальность – это способность придумывать нестандартные, необычные, уникальные идеи и решения.
- способность к детальной разработке – это способность расширять, развивать и приукрашивать и подробно разрабатывать какие – либо идеи, сюжеты или рисунки.
Каждое занятие курса описывается по следующей схеме:
1) Описание типа задания (вид информации и способ её организации в упражнении)
2) Представление целей занятия (развиваемые творческие способности)
3) Подробные рекомендации для учителя по проведению занятий, которые состоят из:
а) разминки, в ходе которой учащиеся должны понять, как лучше выполнить задание и на что при этом следует обратить внимание;
б) основного задания, направленного на развитие определённых творческих способностей;
в) дополнительных заданий. Этот раздел содержит задания для учащихся, которым понравился вид творческой деятельности, предложенный в основном задании, и поэтому они хотели бы продолжить деятельность в этом направлении.
Основные подходы и стратегии для работы по данному курсу.
Материалы данного курса сконструированы таким образом, что учителю требуется минимум времени на подготовку, но роль учителя и применяемые им обучающие подходы и стратегии весьма значительны. Наиболее полезными при работе с данным Курсом являются:
1. «Мозговой штурм».
Многие психологические исследования показывают, что мысли и идеи, которые первыми приходят в голову при решении какой – либо проблемы, редко бывают оригинальными. Исследования, проведенные психологами, подтверждают существование зависимости между количеством идей и степенью их оригинальности. Согласно этому методу, учителю необходимо:
а) поставить перед учащимися проблему, которая имеет множество правильных решений;
б) хвалить учащихся, записывать все мысли и идеи, которые приходят им в голову;
в) ценить не качество ответов, а их количество;
г) воздерживаться от критики и оценки идей до тех пор, пока они не перестанут поступать.
2. Принцип мягкого соревнования.
Для детей игровые способы обучения являются наиболее предпочтительными. В играх детей часто присутствуют элементы соревнования. Жесткое соревнование имеет много отрицательных сторон: возрастающие враждебность и агрессивность к членам другой команды, нетерпимость к ошибкам членов собственной команды и т.д. Чтобы избежать этих неприятностей, при проведении мягкого соревнования необходимо соблюдать следующие правила:
а) организовывать групповые соревнования чаще, чем индивидуальные;
б) соревновательная деятельность не должна быть связана с материальными вознаграждениями, оценками в журнал и т.д.
в) составы команд должны постоянно меняться.
3. Сотрудничество и кооперация.
Упражнения, включённые в данный Курс, направлены на развитие творческого потенциала детей. Творческая деятельность предполагает свободу действий ребёнка. Учащиеся могут работать над упражнениями как самостоятельно, так и в паре с кем – либо или даже группой. Групповая деятельность представляет благоприятную возможность для:
а) обучения сотрудничеству и пониманию того, что «Один ум хорошо, а два - лучше»;
б) развития лидерских способностей;
в) достижения успеха менее творческими детьми в результате сотрудничества с более творческими учащимися.
Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения курса.
В результате изучения данного курса обучающиеся получат возможность формирования
Личностных результатов:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметных результатов :
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий.
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с заданием.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Читать и пересказывать текст.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметных результатов:
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
-выделять существенные признаки предметов;
-сравнивать между собой предметы, явления;
-обобщать, делать несложные выводы;
-классифицировать явления, предметы;
-определять последовательность событий;
-судить о противоположных явлениях;
-давать определения тем или иным понятиям;
-выявлять функциональные отношения между понятиями;
-выявлять закономерности и проводить аналогии.
Используемые методы обучения во внеурочной деятельности
Словесные | Наглядные | Практические |
устное изложение | показ видеоматериалов, иллюстраций | тренинг |
беседа, объяснение | показ педагогом приёмов исполнения | игровые упражнения |
анализ работы | наблюдение | тренировочные упражнения |
анализ структуры и др. | работа по образцу и др. | Технологическая карта |
Контроль:
обучение предполагает продуктивную творческую деятельность — сочинение загадок, стихотворений и сюжетов сказок, рисование и др., что служит показателем уровня освоения учебного содержания.
Календарно – тематическое планирование занятий
Курса «Мир фантазии»
1 год обучения
№ | Наименование тем | Количество часов | Основная мысль урока | Образоват. продукт |
1. | Вводный урок | 1 | Создать психологическую атмосферу, свободную от обычных ограничений | |
2. | Размышления о словах | 2 | Люди по-разному реагируют на одну и ту же ситуацию | |
3. | От точки к точке | 2 | Творить можно и в ограниченных условиях | |
4. | Истории и сказки | 2 | У историй и сказок может быть альтернативное окончание | Книга сказок |
5. | Настроение | 2 | Разные ситуации могут создавать одно и то же настроение | |
6. | Праздник | 1 | Объектам можно придать дополнительный смысл | |
7. | Рассказ по картинкам | 2 | Истории можно придумать по любым рисункам | |
8. | Что ты видишь | 2 | Рисунки можно создавать из других изображений | |
9. | Нарисуй лица | 1 | Разрабатываем детали лица, в зависимости от эмоции | |
10. | Одежда | 1 | Любой объект можно усовершенствовать | модели |
11. | О чём ты думаешь? | 2 | Одно и то же событие может иметь разное значение для людей | |
12. | Забавы с геометрическими фигурами | 1 | Можно создать новый смысл из элементов, которые сами по себе не имеют никакого значения | |
13. | Если бы я написал книгу | 2 | Можно трансформировать характеристики знакомых объектов | |
14. | Новая жизнь старых вещей | 2 | Детали можно комбинировать в новое целое | |
15. | Сочинение стихов | 2 | Рифмы могут быть простыми | Сборник |
16. | Активные буквы | 2 | Придумываем глаголы на определенную букву | |
17. | Только для детей | 1 | Предметы и действия можно классифицировать | |
18. | Придумай животное | 1 | Создаем необычные образы | альбом |
19. | Магическая дверь | 1 | Учимся детально разрабатывать выбранную тему |
Перечень учебно-методического обеспечения
Список литературы
1. Альтшуллер Г. С. Краски для фантазии. Прелюдия к теории развития творческого воображения.
2. Гатанов Ю. Б. Курс развития творческого мышления (по методу Дж. Гилфорда и Дж. Рензулли). Первый год обучения (для детей 6-10 лет) – СПб,: Иматон, 1996.
3. Гафитулин М. Уровни новизны: методика оценки творческой деятельности и получения новизны//Адукацыя i выхаванне. – 1994. – № 9.
4. Мурашковска И. Н., Валюмс Н. П. Картинки без запинки. – СПб, 1995.
5. Нестеренко А. А. Программа по курсу «Развитие творческого воображения (РТВ) на базе Теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) для начальных классов базовой школы» (рукопись). – Петрозаводск, 1999.
6. Родари Дж. Грамматика фантазии. – М.: Прогресс, 1978.
7. Рубина Н. В. Школа сказок. Курс развития творческого воображения (РТВ) для 1 класса. – Петрозаводск, 1997.
8. Родари Д. Грамматика фантазии: Введение в искусство придумывания историй/Д- Родари. — М.: Самокат, 2011.
9. Тамберг Ю.Г. Развитие творческого мышления ребенка/ Ю.Г. Тамберг. — СПб.: Речь, 2002.
10. Шустерман М.Н. Новые приключения Колобка/М.Н. Шустерман. — М.: Педагогика, 1993.
Предметные Интернет ресурсы, Цифровые образовательные ресурсы
1. info@metodkabinet.eu
2. http://www.school.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=52
3. http://festival.1september.ru/articles/subjects/15
4. http://www.uroki.net/docnach.htm
5. http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=223
6. http://school-russia.prosv.ru/info.aspx?ob_no=25575
7. http://www.n-shkola.ru/
8. http://russmag.ru/pgroup.php?id=3
9. http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=5025&tmpl=com
10. http://nachalka.info/
11. http://www.uchportal.ru/dir/5
12. http://bobrdobr.ru/group/3213347/
13. http://www.nachalka.com/
14. http://www.journal.edusite.ru/p84aa1.html
15. http://www.prosv.ru/info.aspx?ob_no=12566
16. http://www.solnet.ee/
17. http://pochemu4ka.ru/index/0-402
18. http://viki.rdf.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеурочная деятельность учащихся. Рабочая программа кружка "Фантазия" (нетрадиционные способы рисования), 1 класс.
Нетрадиционные техники рисования – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Рисование нетрадицион...
Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....
Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).
Библиографический список Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...
Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по чтению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа "Мир фантазии"
Аннотация к рабочей программе курса внеурочной деятельности «Мир фантазии» Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Мир фантазии» является частью Основной образовательн...
Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...