Нравственно-этическое воспитание младших школьников
статья (1 класс) на тему
Каждое поколение имеет свои ценности, свои взгляды на жизнь. Но есть вневременные ценности и правила личного и общественного поведения, которые одно поколение передает другому. К сожалению, сегодня в нашем обществе упал уровень поведенческой культуры, отсутствует элементарная вежливость, доброжелательность. Дети перенимают отрицательный опыт взрослых людей. Нередко в детской среде встречаются грубость, насилие, жестокость. Не случайно все выдающиеся педагоги и мыслители (К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой, А.А Ухтомский, В.А.Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили и другие) придавали первостепенное значение проблеме нравственного воспитания подрастающего поколения. Сегодня эта проблема звучит все острее.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gmo_2.docx | 395.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7
с углубленным изучением отдельных предметов»
Нравственно-этическое воспитание
младших школьников
Выступление на ГМО
учителя начальных классов
Каревой Е.В.
г.Серпухов
2015г
Нравственно-этическое воспитание младших школьников.
Проблема нравственного воспитания подрастающего поколения.
Каждое поколение имеет свои ценности, свои взгляды на жизнь. Но есть вневременные ценности и правила личного и общественного поведения, которые одно поколение передает другому. К сожалению, сегодня в нашем обществе упал уровень поведенческой культуры, отсутствует элементарная вежливость, доброжелательность. Дети перенимают отрицательный опыт взрослых людей. Нередко в детской среде встречаются грубость, насилие, жестокость. Не случайно все выдающиеся педагоги и мыслители (К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой, А.А Ухтомский, В.А.Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили и другие) придавали первостепенное значение проблеме нравственного воспитания подрастающего поколения. Сегодня эта проблема звучит все острее. Слайд 2
Актуальность этического образования школьников.
Этика - наука о нравственной жизни человека, вобравшая в себя исторический опыт моральных основ жизнедеятельности и культуры человека. Иными словами, это наука о том, что такое хорошо и что такое плохо в поведении людей, в их отношении к самим себе, друг другу, к окружающему миру, природе. Особое значение этики состоит в том, что именно в ней философское размышление переходит непосредственно в практику повседневного человеческого поведения, когда элементы мировоззрения становятся мотивами поступков. При недостатке этической информации воспитание идет ложными путями, учащиеся усваивают не лучшие образцы поведения и отношений. Они вынуждены заниматься как бы ложным самообразованием в рамках нравственно-этической сферы. При деморализации общества и регрессе гуманности, которые наблюдаются в российском обществе, проблема этического воспитания подрастающего поколения становится чрезвычайно актуальной. Слайд 3
Роль школы в решении проблемы этического воспитания школьников.
Слайд 4
Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная, нравственная жизнь школьника. Ребёнок младшего школьного возраста наиболее восприимчив к нравственно-этическому развитию и воспитанию. А вот недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детские годы отличается большой психологической устойчивостью.
Слайд 6.
Школьное детство начинается с начальной школы
Младший возраст имеет ряд преимуществ:
Природная активность, эмоциональность;
Особая приверженность к усвоению нового, любознательность, подражательность;
Дети осознают свой новый статус в обществе (ученик, школьник);
Жажда познать окружающий мир
Слайд 7
Цель нравственно – этического направления воспитательной работы
- формирование у учащихся младших классов культуры человеческих отношений:
- культуры поведения, общения,
- приобщение учащихся к нравственным ценностям, накопление знаний о нормах и требованиях морали.
Слайд 8.
Нравственное воспитание является важнейшей стороной формирования и развития личности ребёнка и предполагает становление его отношений
к родителям, к коллективу, окружающим, Родине, обществу, труду, своим обязанностям, к самому себе.
Слайд 9.
В процессе нравственно-этического воспитания у детей формируются чувства товарищества, коллективизма, патриотизма, глубокое уважение к людям, активная жизненная позиция.
Слайд 10, 11.
Наша школа уже не первый год работает по программе «Основы этической грамматики», разработанной проф. А. И. Шемшуриной. В мае 2007 года на базе нашей школы проходил семинар, где учителя знакомились с содержанием и программой курса «Этическая грамматика».
Школа выбрала для себя приоритетное направление и стала работать над темой «Нравственно – этическое воспитание школьников».
Сегодня наши учителя в системе проводят этические занятия. С подборкой материалов можно ознакомиться на сайте школы.
В 4 классе по курсу ОРКС наши учителя выбрали учебник А.И.Шемшуриной «Основы светской этики».
Учебник соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Что такое хорошо и что такое плохо? Почему добрым жить на свете веселей? Что такое этикет? В чём проявляется патриотизм? В чём заключается золотое правило этики? Над этими и многими другими "взрослыми" вопросами приглашает вас поразмышлять автор этой книги. Учебник подскажет решение многих проблем, которые возникают в вашей жизни, поможет стать добрее, отзывчивее, доброжелательнее, более чутко и бережно относиться к людям и природе, т. е. стать нравственными людьми.
В учебник вошли серии практических и творческих заданий, вопросы для повторения и размышления, изречения мыслителей, философов, пословицы, много сказок, рассказов.
Опиши глаза мамы в моменты грусти и моменты радости.
Напиши письмо маме о своих чувствах к ней.
Нарисуй, как ты представляешь добро, зло.
Нарисуй своё Дерево мудрости и плоды своих нравственных достижений.
Продолжи фразу:
Я могу быть терпеливым во имя…
Лучшим в себе я считаю…
Мне приятно, когда мои друзья…
А.И. Шемшурина предлагает авторскую программу курса «Этическая грамматика» для I–VIII классов с поурочной методической разработкой . Каждое из занятий данного курса направлено на усвоение и присвоение детьми социальных норм и ценностей, что способствует процессу их социализации и социальной адаптации. Данная программа рассчитана на постепенное «расширение и углубление знаний и опыта поведения детей от класса к классу» . Оно состоит из четырех разделов первый раздел посвящен этике общения, второй – этикету, третий – этическим нормам отношений с окружающими, четвертый – этике отношений в коллективе. Слайд 12, 13.
Слайд 14.
Система воспитания этической культуры школьников.
1.Этический курс теоретико-практических занятий с детьми
2. Методика «этического заряда»
3. Общеколлективная внеклассная деятельность с этической направленностью
Курс этических занятий с учащимися - он может быть включен в сетку учебных часов, как специальный предмет, проводиться как факультативный курс, использоваться в качестве программы классных часов; педагог проводит их один раз в неделю.
В процессе этических занятий происходит постепенное и последовательное развитие знаний, навыков и умений учащихся от правил культурного поведения, воспитанности – к осознанию и усвоению норм нравственности. Структурными компонентами занятий являются разнообразные формы нравственного просвещения в сочетании с игрой, деятельностью, творчеством ,инсценирование, театрализация, психологическими экспериментами, тестами, практикумы, тренинги, включающими учащихся в анализ и осмысление нравственных норм человеческой жизни.
Дети читают, вспоминают сказки, произносят ласковые слова, слушают отрывки из произведений, отвечают на вопросы, оценивают поступки героев, попавших в различные ситуации, играют в игры, решают кроссворды
Практика показала, что этические занятия способствуют естественному проникновению педагога в мир отношений и общения детей, классного коллектива.
Методика «этического заряда». Этический заряд – в доброжелательно начатом учебном дне (у младших школьников), учебной неделе (у подростков). Учителя начинают каждый учебный день с эмоционального заряда доброты. Это специальный методический прием: начиная день, высказать детям свою уверенность, что они будут доброжелательны друг к другу, внимательны и уступчивы, постараются не обижать друг друга, что в классе не возникнет конфликтных ситуаций.
Высказывая свое напутствие, учитель и сам настраивается на доброжелательную волну понимания и расположенности к детям, что само по себе чрезвычайно важно и является основой построения нравственных отношений педагога с детьми.
В таком же ключе заканчивается день. Перед тем как учитель отпускает детей домой, организуется этическая пятиминутка, посвященная анализу происшедших конфликтов. Но не с целью морализирования, наказания или приклеивания ярлыков. Учитель учит детей на этой ежедневной пятиминутке поиску путей выхода из конфликта, предотвращения его.
Дети с его помощью пытаются разобраться, как можно было избежать возникшего конфликта, а если он уже произошел, как сделать так, чтобы конфликтующие стороны помирились и никто не ушел домой обиженным. Что очень важно, дети с удовольствием участвуют в подобном анализе, находят способ разрешить конфликт и испытывают глубокое удовлетворение от результатов своих моральных усилий.
Внеурочная деятельность с этической направленностью – организация разностороннего общения, взаимодействия, взаимовлияния учащихся, в основе которого педагогом определена нравственная перспектива, предусмотрена возможность ситуации успеха каждому, созданы условия для этической рефлексии.
Работа с родителями. В процесс эмоционального отклика на занятия и внеурочную деятельность ребенок включает, как правило, и родителей. Он стремится приобщить их к данному процессу через рассказы, обсуждая происходящее в школе. Поэтому на родительских собраниях, в индивидуальных беседах педагогу рекомендуется пополнять знания родителей об их роли в нравственном воспитании детей в семье.
Родители, как правило, принимают активное участие в организации и проведении экскурсий, походов, различных праздников, посещении музеев, театров, кинотеатров.
Слайды 15 – 22. Примеры этических занятий.
Слайд 19. Этическое занятие «Доброе слово что ясный день». Раздел «Этика общения». 1 класс.
– А вы всегда в общении с людьми пользуетесь волшебными словами?
- Поиграем в игру «Волшебный цветик-семицветик».
Так с помощью игры учитель прививает детям этические нормы в отношении к окружающим. Учитель обращает внимание ребят на такой нюанс, что «волшебные слова» произносятся вежливо, с улыбкой. И в заключении дети поют песню Шаинского «Улыбка».
Слайд 20. Этическое занятие «Подумай о других». Раздел «Этика общения».
Используется приём свитка, когда на листе бумаги каждый ребёнок записывает своё соображение и, закрыв написанное заворачиванием листа, передаёт его следующему.
Все вместе выявляют то главное, что мешает в классе добрым отношениям и общению.
Слайд 21, 22.
Этическое занятие «Подарок коллективу». Раздел «Этика общения».
Детям предлагается приготовить свой сюрприз. Подарок может быть любой. Можно объединиться в пары, группы. Каждый держит свой замысел в тайне. Это может быть песня, танец, рисунок, поделка, фотография, газета, устное творчество, что-то вкусненькое.
Слайд 23, 24
Этическое занятие «Жизнь священна». Раздел «Простые нравственные истины». 4 класс
На лепестках цветика-семицветика написать, что бы каждый хотел исправить в себе. Цветок будет напоминать вам об этом и поможет осуществить это стремление. Золотое правило этики: Поступайте так, как хотите, чтобы поступали с вами другие люди.
Детям раздаются карточки: пять столбиков надписей. Подчеркнуть в каждом столбике те обозначения, которые наиболее приятны вашей душе, что наполняет жизнь радостью, смыслом, украшает её.
Затем выписать в строчку семь самых важных обозначений.
Семья – 83% Друзья, человек – 58% Школа – 42%
Родители – 38% Увлечения – 25 -30%
Вывод: наивысшей ценностью является жизнь, человек, семья. А жизнь человека направлена на добро.
Слайд 25. Притча
Этическое занятие «Притчи о любви и дружбе». Раздел «Простые нравственные истины». 4 класс.
Люди неизменно любят притчи, эти короткие иносказательные и поучительные рассказы, ненавязчиво разъясняющие некие религиозные мысли или житейскую мораль и смысл жизни и помогающие находить ответы на разные вопросы нашего бытия. В притчах обычно нет описаний и развернутого сюжета. Важно то, что мы сердцем принимаем скрытую между строк мудрость, задумываемся о исправлении жизни и учимся быть лучше и добрее. Притча о дружбе.
Жили – были два друга. В один момент они поссорились, и один из них дал пощёчину другому. Последний, чувствуя боль, но ничего не говоря, написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину». Они продолжали идти и нашли оазис, в котором решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, едва не утонул и его друг спас его. Когда он пришёл в себя, он написал на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь». Тот, кто дал пощёчину и который спас жизнь своему другу спросил его: - Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему? Друг ответил: - Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает нам что-то хорошее, мы должны выгравировать это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это из нашей памяти. Научись писать обиды на песке и гравировать радости на камне.
Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит ребят к вступлению во “взрослую” жизнь, с ее нормами и требованиями, привьёт им оптимистическое восприятие жизни, сделает их коллективистами, стремящимися сделать нашу землю еще лучше.
Слайд 27. Заключение
Закончить выступление мне бы хотелось словами Анатолия Маркуши
Русский советский писатель, лётчик –истребитель, участник Великой Отечественной войны. А. Маркуша — автор 106 книг. Книги переведены на 18 языков мира. Это книги о лётчиках, книги для детей.
«Человек должен слышать человека. Может быть, это и есть самое главное в жизни? Может быть, это та самая ось, вокруг которой вертится все наше существование?
Человек должен нести человеку не только доброе слово, но и, прежде всего, дело. Спешить на выручку, спешить на помощь…
Человек должен жить для человека. Именно к этому сводится в конечном счете смысл всех законов общества»
А.Маркуша «Слава ветру»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нравственно-этическое воспитание младших школьников
Каждое поколение имеет свои ценности, свои взгляды на жизнь. Но есть вневременные ценности и правила личного и общественного поведения, которые одно поколение пере...
Игра как метод экологического воспитания младших школьников воспитания младших школьников
Младший школьный возраст - это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающей среде, мире, в котором мы живём, формирование многогранных отношений к природе и людям. Осо...
ИНТЕГРИРОВАННОЕ МЕРОПРИЯТИЕ "ДРУЖБА", В РАМКАХ НРАВСТВЕННО - ЭТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Мероприятие может проводиться в рамках классного часа, или, как открытое мероприятие в ГПД. Я успешно проводила это занятие в 1 - х и во 2- х классах.Цели: - Развитие умений вести рассуждения.- Ф...
Нравственно-этическое воспитание младших школьников
Темы и основное содержание этических бесед и классных часов + разработка классного часа "Дружба-чудесное слово"...
Формирование нравственно-этической ориентации у младших школьников
Формирование нравственно-этической ориентации у младшего школьника...
Организационно - педагогическое сопровождение формирования нравственно-этических норм у младших школьников в образовательной организации (магистерская диссертация)
laquo;Организационно - педагогическое сопровождение формирования нравственно-этических норм у младших школьников в образовательной организации». Объект исследования: образовательный ...
Смысловое чтение как фактор развития и обогащения нравственно-этических ориентаций детей младшего школьного возраста
На уроке литературного чтения дети читают книги с огромным нравственным потенциалом. Для того чтобы дети воспринимали эстетические и нравственные ценности, необходимые знания, обогощать свой читательс...