ИНТЕГРИРОВАННОЕ МЕРОПРИЯТИЕ "ДРУЖБА", В РАМКАХ НРАВСТВЕННО - ЭТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
классный час (1 класс) по теме

Ратманская Юлия Леонидовна

Мероприятие может проводиться в рамках классного часа, или, как открытое мероприятие в ГПД. Я успешно проводила это занятие в 1 - х и во 2- х классах.

Цели:

 - Развитие умений вести рассуждения.

- Формирование нравственных качеств учащихся: умение дружить, беречь дружбу.

-На примерах литературных героев показать важность и ценность дружеских отнощений в коллективе.

В ходе занятия отрабатываются навыки работы с русским алфавитом, оттачивается умение детей работать в группах, развивается способность слышать и прислушиваться к мнению товарищей. Дети, путём определённого настроя (музыка + слайды),  погружаются в эмоциональную среду сочувствия и сопереживания, открыто обсуждают и выссказывают своё мнение, раскрывают свою душу.

Планомерно через всё занятие дети знакомятся с основными понятиями, терминами, принимают "Законы дружбы", делают выводы. По итогам занятия оформляется уголок дружбы, где вывешиваются законы дружбы и цветики с пожеланиями.

Желательно зараннее раздать детям стихотворения, порепетировать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_druzhba.docx29.06 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного открытого мероприятия по теме «Дружба».

Цели: 

  • развитие умений вести рассуждения;
  • формирование нравственных качеств учащихся: умение дружить, беречь дружбу;
  • на примерах литературных героев показать важность и ценность дружеских отношений в коллективе.

Оборудование: компьютер; проектор; карточки с заданиями для групп; компьютерная презентация; толковый словарь С.И.Ожегова.

  1. Организация класса. Эмоциональный настрой.

 Сегодня у нас с вами необычное занятие. Мы начнём его с интеллектуальной разминки. Для начала, мы разделимся на 2 группы.  Посмотрите, пожалуйста, на экран. Здесь зашифровано слово. Используя алфавит (цифра соответствует порядку номера буквы), разгадайте его, и вы узнаете тему занятия. У вас есть 3-5 минут. (Во  время выполнения задания фоном звучит настраивающая музыка, на слайде изображение песочных часов.)

         5

       18

     21

      8

        2

         1

(Дружба).

  1. Сообщение темы и цели занятия.

Молодцы, сегодня мы выясним, что такое дружба, кого можно назвать настоящим другом, определим законы дружбы и станем ещё дружнее!

  1. Знакомство с понятием «дружба».

Вы, ребята, слышали и знаете, что в пословицах заключается народная мудрость. Но чтобы познакомиться с ними нам снова нужно будет поработать в группах.

У вас на столах лежат конверты, вам из отдельных слов нужно собрать правильно пословицу, объяснить её смысл и выбрать того, кто ответит за всех. Увас снова 3-5 минут. (Во  время выполнения задания фоном звучит настраивающая музыка, на слайде изображение песочных часов.)

Каждая группа после составления читает и объясняет пословицу. На доске появляются слайды с пословицами.

-Молодцы! Прочитайте хором ещё раз пословицы и скажите: какая общая тема пословиц? (дружба).

-А как вы понимаете слово «дружба?». (ответы детей)

Учитель со слайда зачитывает определения:

Дружба - близкие отношения, основанные на взаимном доверии.

Друг – человек, который связан с кем-нибудь дружбой.
Товарищ – человек, близкий кому-нибудь по взглядам, деятельности, по условиям жизни; дружески расположенный к кому-нибудь.

(С.И. Ожегов «Словарь русского языка»)

-Ребята, поднимите руки те, у кого есть друг или подруга.

-Хорошо! Я и не сомневалась, что у вас у всех есть друзья!

  1. Чтение и обсуждение стихотворений.

1. Учитель. С чего же всё началось? Как возникло само слово «друг?». Давайте послушаем стихотворение, которое так и называется «Слово  «друг».

«Слово  «друг».

 

Когда ещё никто не знал ни слова – 
Ни «здравствуйте», ни «солнце», ни «корова» - 
Соседям древний человек привык 
Показывать кулак или язык 
И корчить рожи (что одно и тоже), 
Но, словом стал гортанный резкий звук, 
Осмысленней лицо, умнее руки 
И человек придумал слово «друг» 
Стал друга ждать и тосковать в разлуке. 
Ему спокойно за друзей моих. 
Как жил бы я, что делал бы без них? 
Друзей – людей, которых я люблю, 
Я никогда ничем не оскорблю 
Не для того наш предок шёл сквозь мрак, 
Чтоб, встретив друга, я кричал: «Дурак!» 
Показывал язык или кулак 
И корчил рожи (что одно и тоже) 
А злое слово я приберегу, 
Пускай оно достанется врагу!

2. Учитель - К сожалению, грубые слова иногда приходится слышать и в нашем классе, а иногда бывает и так, как в стихотворении «Два козла». Может быть, прослушав это стихотворение, кто-то узнает себя, а узнав, постарается не быть похожим на этих персонажей.

 

(Ученик на фоне слайда читает стихотворение «Два козла»)

Однажды на лужайке подрались два козла. 
Подрались для забавы, не то, чтобы со зла 
Один из них тихонько приятеля  лягнул, 
Другой из них  легонько приятеля боднул. 
Один лягнул приятеля немножко посильней 
Один разгорячился, лягнул что было сил! 
Другой его рогами под брюхо подцепил 
Кто прав, а кто виновен – запутанный вопрос, 
Но уж козлы дерутся не в шутку,  а всерьез.

Я вспомнил эту драку, когда передо мной 
На школьной переменке такой же вспыхнул бой.

 

Учитель - Да, такие отношения дружескими не назовёшь.

Давайте посмотрим одну поучительную историю, которая научит вас управлять своим гневом, и многое объяснит.

Смотрим притчу «О вспыльчивом сыне».  Учитель – я уверена, многим стало ясно, почему надо держать себя в руках. Как называются такие истории? Даю определение понятия притча. (Притча — короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение (премудрость).

  1. Учитель. В.И.Даль  в своём знаменитом «Толковом словаре» приводит такое определение слову «дружба»: «бескорыстная стойкая приязнь». На первом месте знаменитый учёный и писатель  ставит  бескорыстие.

Послушайте рассказ «Ни за то и ни за это».

Костя сделал скворечник и позвал Вову. 
-Посмотри, какой птичий домик я сделал 
Вова присел на корточки. 
-Ой, какой. Совсем настоящий!  С крылечком! Знаешь что, Костя, сделай и мне такой. А я тебе за это планер сделаю. 
-Ладно, только давай ни за то и ни за это, а просто так: ты сделаешь планер, а я скворечник. 

Учитель. Что же такое бескорыстная дружба? 


(Ответы учащихся)

4.Учитель – Можно ли дружить с героями этих стихов? 
(Учащиеся читают стихи «Сонечка» и «Жадина»)

. А. Барто

«Сонечка»

Тронь ее нечаянно —

Сразу: — Караул!

Ольга Николаевна,

Он меня толкнул!

— Ой, я укололась! —

Слышен Сонин голос.—

Мне попало что-то в глаз,

Я пожалуюсь на вас!

Дома снова жалобы:

— Голова болит...

Я бы полежала бы —

Мама не велит.

Сговорились мальчики:

— Мы откроем счет,

Сосчитаем жалобы —

Сколько будет в год?

Испугалась Сонечка

И сидит тихонечко.

Я. Аким

Жадина

Кто держит
Конфету свою
В кулаке,
Чтоб съесть её
Тайно от всех
В уголке;

Кто, выйдя во двор,
Никому из соседей
Не даст
Прокатиться
На велосипеде;

Кто мелом,
Резинкой,
Любою безделицей
В классе
Ни за что
Не поделится,—

Имя тому
Подходящее дадено,
Даже не имя,
А прозвище
 — ЖАДИНА!

Жадину
Я ни о чём не прошу.
В гости я
Жадину
Не приглашу.

Не выйдет из жадины
Друга хорошего,
Даже приятелем
Не назовёшь его.

Поэтому —
Честно, ребята, скажу —
С жадинами
Я никогда
Не дружу!

  1. Притча о дружбе...(Рассказывает ученик)

(Слайды презентации под музыку)

Умер человек. Его пес рядом лег и тоже умер.
И вот душа человека стоит перед вратами с надписью "Рай" и рядом душа собаки. На вратах надпись: "с собаками вход воспрещен!". Не вошел человек в эти врата, прошел мимо.
Идут они по дороге, вторые врата, на которых ничего не написано, только рядом старец сидит.
— Простите, уважаемый...
— Петр я.
— А что за этими воротами?
— Рай.
— А с собакой можно?
— Конечно!
— А там, раньше, что за врата?
— В Ад. До Рая доходят только те, кто не бросают друзей.

На вопрос, что такое дружба, Аристотель ответил:
- Одна душа в двух телах.
А с друзьями он рекомендовал вести себя так:
- Так, как хотите, чтобы они вели себя с вами.

Учитель – Так, каким же должен  быть настоящий друг? Ответы ребят.

 ( бескорыстный, честный, не завистливый, не ябеда, преданный).

Игра – разминка «Кто с кем дружит?» (показ слайдов презентации)

1. Зелёный крокодил Гена и … (Чебурашка)
2. Доверчивый Буратино и … (Мальвина)
3. Смешной мишка Винни-Пух и … (Пятачок)
4. Мальчик по имени Малыш и … (Карлсон

V. Продолжение беседы. Кто может быть другом. (Просмотр слайдов презентации).

VI. Игра “Цветик-семицветик”.

Цель: учить делать правильный нравственный выбор, прислушиваться к мнению товарищей. Дети работают в группах по семь человек.

- В начале учебного года вы познакомились с книгой В. Катаева “Цветик-семицветик”.

- Помните о чём эта книга?

Ответы ребят.

-У каждой группы есть такой цветок. Представьте, что каждому из вас сейчас придется сорвать последний лепесток. Обсудите и запишите каждый на своем лепестке только одно желание.

Ребята выполняют работу в группах, кому трудно “сильные” помогают.

- Какое желание загадала Женя?

Давайте посмотрим фрагмент.- В конце концов, Женя встретила больного мальчика Витю, который не мог бегать, у него были больные ноги. И она выбрала друга – возможность ему помочь.

- А теперь узнаем, что выбрали вы.

Оторвите каждый свой лепесток, давайте все вместе произнесем волшебные слова, и покружимся вместе с лепестками.

Лети, лети лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли –
Быть по-моему вели.

Вели, чтобы … Дети по очереди читают свои желания. Учитель проходит и собирает лепестки в две коробочки - красную (желания для себя) и желтую (для других).

Учитель для себя определяет уровень нравственности детей.

Выясняется, какие желания понравились всем детям и почему. Поощряются желания связанные со стремлением позаботиться о товарищах, родителях, старых людях, больных, тех, кто слабее.

Учитель заверяет детей, что искреннее желание обязательно сбудется.

VII. Сейчас вы только учитесь дружить. А чтобы дружба была крепкой, нужно соблюдать законы. Существует много законов дружбы. Вот некоторые из них.

Законы дружбы

1. Один за всех и все за одного.
2. Уважайте друг друга и помогайте друг другу.
3. Радуйтесь вместе с друзьями.
4. Не обижайте друзей и всех, кто вас окружает.
5. Не оставляйте друзей в беде, не подводите их, не предавайте, не обманывайте, не нарушайте своих обещаний.
6. Берегите друзей, ведь друга потерять легко

-Вы согласны с этими законами? (ответы детей)

- Принимаем? (Да.)

– Если вы будете выполнять эти правила, то станете настоящими друзьями.

VIII.            Звучит музыка.        

Учитель. Послушайте последнюю притчу.

Эта история произошла давным – давно в старинном городе,

 в котором жил великий мудрец.

Слава о его мудрости разнеслась далеко за пределы его родного города.

Но был в городе человек, который завидовал его славе.

И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить.

И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней

 и подумал:

 «Спрошу-ка я у него: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках –

 живая или мертвая?

 Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет –

 мертвая,  я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут,

 кто из нас умнее».

                Так всё и случилось. Завистник поймал бабочку и отправился к мудрецу.

                                 Он   спросил у того:    

- Какая бабочка у меня в руках, живая или мертвая? И тогда мудрец,

который, действительно, был очень умным человеком сказал:

 «Все в твоих руках».

        Действительно, все было в руках завистника:

 оставить бабочку живой или мертвой.

Всё в наших с вами руках: быть добрыми или злыми, отзывчивыми или

 равнодушными, дружелюбными или одинокими.

Заключение – сюрприз.

Детям предлагается под клип Барбариков «Дружба» потанцевать,

 обменяться воздушными шариками,  пожелать друзьям всего хорошего!...                                

По итогам занятия оформляется уголок дружбы, где вывешиваются законы дружбы и цветики с пожеланиями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственно-этическое воспитание младших школьников

Каждое поколение имеет свои ценности, свои взгляды на жизнь. Но есть вневременные ценности и правила личного и общественного поведения, которые одно поколение пере...

ЭТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В современный период жизни нашей страны наблюдается разрушение нравственных устоев. Все это приводит к нетерпимости и ожесточен...

Рабочая программа по этическому воспитанию младших школьников "В царстве вежливости и добра"

Школа, решая сегодня социальные задачи воспитания, должна опереться на разумное и нравственное в человеке и помочь каждому воспитаннику определить ценностные основания собственной жизнедеятельности, о...

Этическое воспитание младших школьников

Этическое воспитание младших школьников...

Нравственно-этическое воспитание младших школьников

Темы и основное содержание этических бесед и классных часов + разработка классного часа "Дружба-чудесное слово"...

Нравственно-этическое воспитание младших школьников

   Каждое поколение имеет свои ценности, свои взгляды на жизнь. Но есть вневременные ценности и правила личного и общественного поведения, которые одно поколение передает другому. К с...

Воспитание нравственности, этического сознания младших школьников во внеурочной работе.

Воспитание нравственности, этического сознания младших школьников во внеурочной работе....