Здоровьесберегающая деятельность педагога в учебно – воспитательном процессе
план-конспект занятия по зож (3 класс) на тему
Здоровье – не всё,
но всё без здоровья – ничто
Сократ
В условиях современной природной и социально-экономической ситуации проблема здоровья детей приобретает глобальный характер.
Сохранение укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач страны.
Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у учащихся, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в их социальном поведении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_zdorovesbereg._deyat.doc | 101.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа г.Новочеркасск
Здоровьесберегающая деятельность педагога в учебно – воспитательном процессе
Выполнила: Ковалева
Светлана Васильевна
2014год
|
Здоровье – не всё,
но всё без здоровья – ничто
Сократ
В условиях современной природной и социально-экономической ситуации проблема здоровья детей приобретает глобальный характер.
Сохранение укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач страны.
Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у учащихся, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в их социальном поведении.
Наблюдается неуклонное снижение числа здоровых детей, поступающих в 1 класс, и возрастание числа тех, кто страдает хронической либо функциональной патологией. Многие научные исследования доказывают, а практика подтверждает, что эффективно начинать учебу в школе могут только здоровые дети.
На сохранение здоровья влияет комплекс различных факторов: биологических, экологических, экономических, социальных и т.п.
Бесспорно, что успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребенок поступил в школу. В дальнейшем сохранение и укрепление здоровья школьников будет зависеть от правильной организации учебного процесса.
В создавшейся обстановке естественным стало активное использование педагогических технологий, нацеленных на охрану здоровья школьников.
Таким образом, целью современной школы можно считать создание такой среды обучающей, воспитывающей, развивающей, которая способствует наиболее полному раскрытию задатков ребенка, обеспечивает ему условия для формирования интереса к учению, максимальной творческой самостоятельности, активности.
Использование здоровьесберегающих технологий в обучении помогает предупреждению социальных отклонений в образе жизни школьников, в профилактике девиантного поведения, в предупреждении вредных и формировании полезных привычек, повышению качества образовательных услуг.
Если заниматься здоровьесбережением младших школьников в урочное и внеурочное время то:
- повысится качество знаний по предметам;
- уменьшиться количество пропусков учебных занятий;
- повыситься мотивация учения;
- повысится участие во внешкольных и внеклассных мероприятиях;
- изменятся взаимоотношения учитель-ученик, ученик-ученик.
Условия реализации:
- Компетентность учителя.
- Использование здоровьесберегающих технологий, активизи-рующих образовательную деятельность на уроках и внеурочное время.
Теоретические и методологические основы здоровьесберегающего подхода
Становление здоровьесберегающего подхода.
Эффективность воспитания и обучения детей и подростков зависит от здоровья. Здоровье – важный фактор работоспособности и гармонического развития детского организма.
Проблема здоровья интересовала многих педагогов. В.А.Сухомлинский утверждал, что забота о здоровье ребенка – это комплекс санитарно-гигиенических норм и правил, а не свод требований к режиму,
питанию, труду и отдыху. Это, прежде всего, забота в гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества.
И.И. Брехман, основоположник науки о здоровье – валеологии, определяет здоровье как способность человека сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого потока сенсорной, вербальной и структурной информации. Таким образом, из приведенных определений видно, что понятие здоровья отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания; само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов.
Здоровье человека, в первую очередь, зависит от стиля жизни.
Здоровый образ жизни
Под здоровым образом жизни следует понимать типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма.
Отсюда понятно, насколько важно, начиная с самого раннего возраста, воспитывать у детей активное отношение к собственному здоровью, понимание того, что здоровье – самая величайшая ценность, дарованная человеку природой
По современным представлениям в понятие здорового образа жизни входят следующие составляющие:
- оптимальный двигательный режим (культура движений);
- закаливание организма;
- рациональное питание;
- личная гигиена;
- отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков, наркотических веществ);
- положительные эмоции.
Приведенные характеристики позволяют сделать вывод, что культура здорового образа жизни личности - это часть общей культуры человека, которая отражает его системное и динамическое состояние, обусловленное определенным уровнем специальных знаний, физической культуры, социально-духовных ценностей, приобретенных в результате воспитания и самовоспитания, образования, мотивационно-ценностной ориентации и самообразования, воплощенных в практической жизнедеятельности.
Следующий фактор здорового образа жизни двигательный режим.
Жизнь современного человека, особенно в городах, характеризуется высоким удельным весом гиподинамии. Особенно страдают от гиподинамии школьники. Большую часть своего бодрствования они вынуждены проводить сидя за рабочим столом, просмотр телепередач, компьютерные игры усугубили обездвиженность детей.
Перейдем к следующей составляющей здорового образа жизни – проблеме питания.
В последнее десятилетие возрос интерес к проблеме питания, так как правильное питание обеспечивает нормальное течение процессов роста и развития организма, а также сохранения здоровья.
Рассмотрим следующий фактор здорового образа жизни – закаливание. Использование естественных сил природы (солнце, воздух, вода), причем использование разумное, рациональное, приводит к тому, что человек делается закаленным, успешно противостоит неблагоприятным факторам внешней среды – в первую очередь переохлаждению и перегреву.
Закаливание – эффективное средство укрепления здоровья человека. Особенно велика его роль в профилактике простудных заболеваний: закаленные люди, как правило, не простужаются.
Личная гигиена также является одной из важной составляющей здорового образа жизни. Сохранение и укрепление здоровья невозможны без соблюдения правил личной гигиены.
Положительные эмоции являются неотъемлемой частью здорового образа жизни. Для поддержания физического здоровья необходимо психологическое закаливание, суть которого - в радости к жизни.
Характеристика здоровьесберегающих технологий в обучении школьников
Под здоровьесберегающими технологиями будем понимать систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействие на здоровье.
Здоровьесбережение может выступать как одна из задач некоего образовательного процесса. Это может быть образовательный процесс медико-гигиенической направленности (осуществляется при тесном контакте педагог - медицинский работник - ученик); физкультурно-оздоровительной (отдается приоритет занятиям физкультурной направленности).
Здоровьесберегающие образовательные технологии - это многие из знакомых большинству педагогов психолого-педагогических приемов и методов работы, технологий, подходов к реализации возможных проблем плюс постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию.
Только тогда можно сказать, что учебно-образовательный процесс осуществляется по здоровьесберегающих образовательным технологиям, если при реализации используемой педагогической системы решается задача сохранения здоровья учащихся и педагогов.
Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать.
Здоровьесберегающие педагогические технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.
Здоровьесберегающая технология, по мнению российского педагога В.Д. Сонькина, - это:
- условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
- рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
- соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;
- необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
- Под здоровьесберегающей образовательной технологией О.В.Петров понимает систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.).
Основными компонентами здоровьесберегающей технологии выступют:
- аксиологический, проявляющийся в осознании учащимися высшей ценности своего здоровья, убежденности в необходимости вести здоровый образ жизни.
- гносеологический, связанный с приобретением необходимых для процесса здоровьесбережения знаний и умений, познанием себя, своих потенциальных способностей и возможностей, интересом к вопросам собственного здоровья, к изучению литературы по данному вопросу, различных методик по оздоровлению и укреплению организма;
- здоровьесберегающий, включающий систему ценностей и установок, которые формируют систему гигиенических навыков и умений, необходимых для нормального функционирования организма, а также систему упражнений, направленных на совершенствование навыков и умений по уходу за самим собой, одеждой, местом проживания, окружающей средой. Особая роль в этом компоненте отводится соблюдению режима дня, режима питания, чередования труда и отдыха
- эмоционально-волевой, включает в себя проявление психологических механизмов, эмоциональных и волевых. Необходимым условием сохранения здоровья являются положительные эмоции; переживания, благодаря которым у человека закрепляется желание вести здоровый образ жизни;
- экологический, учитывающий то, что человек как биологический вид существует в природной среде, которая обеспечивает человеческую личность определёнными биологическими, экономическими и производственными ресурсами.
- Представленные выше компоненты здоровьесберегающей технологии позволяют перейти к рассмотрению ее функциональной составляющей.
В связи с этим можно выделить следующие типы здоровьесберегающих технологий:
- Здоровьесберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания)
- Оздоровительные (физическая подготовка, закаливание, гимнастика,)
- Технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла)
- Воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по развитию личности учащихся, внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы и т.д.)
Здоровьесберегающие технологии по формированию здорового образа жизни.
Разработка проблемы укрепления здоровья школьников имеет исключительное значение для современного образования не только в теоретическом, но и в практическом плане: установление гармонической связи между обучением и здоровьем обеспечивает качественные и количественные сдвиги в становлении будущих поколений граждан России.
Реализация комплексных подходов в деле школьного здравоохранения рассматривает в качестве основы разработку учебно-воспитательных методов культивирования гармоничного развития, позволяющих обоснованно и целенаправленно оптимизировать деятельность организма в целом.
Обеспечение здоровьесберегающей организации учебного процесса дает возможность не только повысить его образовательный эффект, но и сформировать устойчивые потребности и ценностные ориентации на сохранение, и укрепление здоровья.
Для решения поставленных задач я определила содержательные линии своей деятельности:
- осуществление личностно-ориентированного подхода к обучению учащихся, в основе которого лежит учет здоровья, уровня учебной работа способности детей, уровня учебных возможностей;
- продумывание межпредметных логических связей учебного материала с здоровьесберегающими факторами;
- соблюдение санитарно-гигиенических норм, правил, касающихся охраны здоровья и сохранения работоспособности в течение урока;
- организация двигательной активности детей, борьбы с гиподинамией;
- умение устанавливать благоприятный психологический микроклимат в работе с детьми;
- создание комфортных условий для саморазвития ребенка, сохранения здоровья;
- формирование мотивации к здоровому образу жизни;
Определила структуру здоровьесберегающих мероприятий:
- В ходе учебного процесса.
- В ходе внеклассной и внеурочной деятельности.
Организовала учебную деятельность с учетом динамики работоспособности в течение дня, недели. Составила расписание уроков учетом работоспособности детей и трудности предметов.
Для себя решила так построить учебный процесс, чтобы можно было предупредить соматические и эмоциональные перегрузки младших школьников. Если дети будут меньше болеть, то повлияет на успешность обучения.
Исследовала и оценила состояние здоровья детей и резервов здоровья в процессе учебной деятельности; формировала установку на здоровый образ жизни; Стараюсь сохранить и укрепить здоровье детей через приобщение к здоровому образу жизни; провожу уроки с учетом здоровьесберегающих технологий. При планировании и проведении любого урока придерживаюсь заповеди «Не навреди». Чтобы у детей в начале урока установился положительный эмоциональный настрой, мотив на успешное обучение, использую различные психологические установки, в виде стихотворений словесных формулировок по методу психофизических тренировок.
Например: Свежесть и бодрость во мне.
Я заряжен энергией.
Я владею своим временем.
Работа на уроке.
Приносит успех.
Впереди плодотворный день.
Огромное значение в ходе учебного процесса имеет валеологическая работа.
На уроках русского языка и чтения знакомлю учащихся с правилами культуры чтения и письма, формирую гигиенические умения и навыки чтения и письма (правильная осанка, положение тетради, учебника) в ходе урока использую стихи, пословицы, поговорки валеологической направленности.
На уроках математики решается много задач с валеологической направленностью. Предлагаю задачи, условие которых позволяет осознать ценность здоровья. Например: 2класс «Когда Тане было 9 лет, она весила 28 кг, а в 12 лет она стала весить 36 кг. На сколько измениться вес Тани? Почему изменяется масса тела с возрастом? Как здоровье человека зависит от его веса?»
На уроках окружающего мира даю практические задания: измерить температуру воздуха в классе с помощью термометра и соотнести с нормами, правильно организовать свой режим дня.
На уроках технологии знакомилю с правилами безопасности на уроках.
Во время уроков провожу физкультминутки, игровые двигательные упражнения с ватой, карандашом, газетой, ластиком, эрг-упражнения в ходе которых учащиеся выполняют различные упражнения на снятие усталости, укрепление опорно - двигательной системы и мышц глаз, осанки.
Физминутки провожу на начальном этапе утомления, выполнение упражнений при сильном утомлении не дает желаемого результата. Обеспечиваю позитивный эмоциональный настрой.
На уроках русского языка школьник, как правило, пишет не рукой, а всем «телом». Мышцы ребенка, поддерживающие позу и принимающие участие в письме, находятся в состоянии напряжения. Организовала:
- Упражнения на снятие общего локального утомления. («Скульптура)
- Упражнения для кистей рук. ( «Рубим капусту», «Разотру ладошки», самомассаж пальцев рук)
Преобладающий вид деятельности на уроке – чтение. Нагрузка на глаза у современного ребенка огромная, а отдыхают они только во время сна, поэтому расширю зрительно – пространственную активность в режиме урока и использую:
- Гимнастику для глаз («Буратино», «Часики», рисование носом, раскрашивание).
На уроке ученики также много слушают и говорят. Работа со слухом благотворно воздействует на органы зрения, поэтому на данном этапе урока использую
- Гимнастику для слуха («Послушай ветерок», «Массируем уши»)
- Дыхательную гимнастику («Ладошки», «Насос», «Кошка»)
- Для проведения оздоровительных минуток использую различные предметы и подручные средства, которые позволяют сделать их интересными и разнообразными. Оздоровительные минутки на уроке способствуют не только сохранению физического здоровья учащихся, но и сохранению их психического здоровья. Ребята стали больше общаться друг с другом, помогать и поддерживать друг друга, что влияет на изменение их коммуникативной культуры.
Очень хорошо использовать зрительные тренажеры, упражнения сочетают в себе движения глазами, головой и туловищем, стоя в свободной позе. В различных местах класса устанавливаются зрительные метки - яркие объекты, привлекающие внимание: игрушки, буквы, слова в 1 классе; картинки, геометрические фигуры во 2 классе; Использовать разного рода траектории, по которым дети «бегают глазами. Например, на листе ватмана изобразить какие-либо цветные фигуры (овалы, восьмерки, зигзаги, спирали), толщина линии 1см.
Данные формы работы снимают чувство усталости, тонизируют нервную систему, улучшают эмоциональное состояние и повышают работоспособность. На переменах рекомендую детям такие игры: «Плетень», «Море волнуется», «Делай наоборот», «Светофор» и другие)
Очень важны и родительские собрания на темы: «Восемь способов сохранить здоровье школьника», «Второклассник и режим дня», «Вредные привычки»
По формированию культуры здоровья учащихся использую такие формы работы: классные часы («Береги глаз как алмаз»), беседы («Крепкие зубы - здоровью любы»), викторины («Клуб Магистра Любознайкина»), выставки рисунков, соревнования-выступления агитбригад («Мы за здоровый образ жизни»), изготовление буклетов.
В 1классе классе проводилась внеурочная деятельность по теме «Доктор Здоровейкин». Где содержалась полезная информация, в виде презентаций по темам «Правильное питание», «Режим дня», «Рецепты здоровья»…
Родители являются нашими первыми помощниками. Принимают участие в конкурсах, соревнованиях. Проведенная методика уровня удовлетворенности родителей показала высокий уровень.
Диагностику формирования знаний, умений, навыков по культуре здоровья проводила в виде тестов, анкет. Параметры по культуре поведения, отношения к людям, к своим обязанностям, к нравственным ценностям заложены в мониторинг уровня воспитанности. Уровень воспитанности повысился. Благодаря индивидуальной и системной работе с учащимися удалось сохранить положительную психологическую атмосферу в классе, наличие дружного коллектива. Класс находится на среднем уровне сплочения, отверженных и пренебрегаемых детей в классе нет.
Заметно повысилась способность к самостоятельной работе, любознательность. Ребята учатся ставить перед собой цель и находить способы ее достижения.
В процессе здоровьесбережения в начальной школе можно отметить следующие положительные тенденции в урочной и внеурочной деятельности:
- Повышение познавательного интереса к предметам.
- Повышение качества знаний;
- Повышение уровня организации учащихся;
Таким образом, можно сделать вывод, что использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения и воспитания младших школьников формирует у них представление о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему, важнейшие коммуникативные навыки, способствуют успешной социальной адаптации, помогают сделать осознанный выбор здорового стиля жизни, повышает качество образовательных результатов.
В заключение вслед за великим гуманистом и педагогом Ж.-Ж. Руссо хочется сказать: «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».
Памятка учителю по здоровьесбережению
младших школьников.
- формировать базу данных о состоянии здоровья учащихся, в системе ее пополнять;
- целенаправленно, системно вести оздоровительную, физкультурно-массовую, профилактическую, коррекционную деятельность с учащимися;
- осуществлять просветительскую, валеологическую деятельность с педагогами родителями учащихся;
- разрабатывать и реализовывать индивидуальные и коллективные программы, направленные на оздоровление детей;
- использовать на уроках оздоровительные двигательные минутки, упражнения для глаз, дыхательную гимнастику;
- применять зрительные тренажеры, зрительно-поисковые стимулы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающая деятельность педагога в учебно воспитательном процессе
Здоровье и укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических задач страны...
Практико-значимый проект «Слагаемые профессионального имиджа педагога в учебно-воспитательном процессе современной школы»
Профессия педагог – особенная. Учителя – это те люди, которые всегда на виду, рядом с ними всегда находятся родители, ученики, коллеги. Однако многие убеждены, что педагогические вузы должны, пр...
Традиционные и нетрадиционные формы организации учебно-воспитательного процесса как главный фактор решения проблем сотрудничества педагога и ребенка на первой ступени обучения
Урок - это не только основная форма организации учебного процесса, но и место встречи с личностью ребенка....
Справка об использовании ИКТ в учебно-воспитательном процессе педагогом Никовской Н.Д
Справка об использовании ИКТ в учебно-воспитательном процессе педагогом Никовской Н.Д...
Создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса: педагогов, родителей, детей, социальных партнёров.
Особую актуальность в настоящее время имеет проблема преемственности между уровнями образования. Ещё в 70-е годы прошлого столетия выдающийся детский психолог Д.Б.Эльконин указывал на внутреннюю ...
Педсовет. 2. 04.2018г. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ. Творческая деятельность педагога на занятиях кружков и внеурочной деятельности по созданию благоприятных условий личностного роста обучающихся.
Воспитывает ребенка каждая минута жизни и каждый уголок земли, каждый человек, с которым формирующаяся личность соприкасается. В.А. Сухомлинский...