С учётом требований ФГОС организация внеурочной деятельности на сегодняшний день – одна из важнейших тенденций. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Под внеурочной деятельностью понимается деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО), внеурочная деятельность осуществляется поэтапно. Этапы организации внеурочной деятельности воспитателем ГПД 1. Изучить пакет материалов, разработанных в рамках ФГОС нового поколения; 2. Определить основные направления и ценностные основы воспитания и социализации обучающихся начальных классов обеспечивающий их выбор внеурочных занятий в соответствии с интересами и способностями; 3. Проанализировать научные подходы к организации внеурочной деятельности, определить стратегию её реализации в ОУ; 4. Разработать рабочую программу для реализации данного направления внеурочной деятельности; 5.Овладеть методами и формами организации внеурочной деятельности в соответствии с пакетом документов ФГОС нового поколения; 6. Создать условия для эффективного использования имеющейся в школе учебно-методической и технической базы, информационно - образовательных ресурсов. Из опыта своей работы считаю целесообразным рассмотреть организацию внеурочной деятельности в условиях работы нашей школы в группе продлённого дня с учётом требований ФГОС нового поколения. Внеурочная деятельность в ГПД, как и деятельность обучающихся в урочное время, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы школы и ставит перед собой цель: создание условий, обеспечивающих активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся, развитие здоровой, творчески растущей личности, формирование гражданской ответственности, правового самосознания. Для реализации поставленной цели стараюсь продуктивно и эффективно решить ряд очень важных задач: - обеспечить благоприятный психологический климат пребывания ребенка в школе; - снизить учебную нагрузку обучающихся; - разнообразить виды деятельности для развития творческих способностей ребенка; - учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся воспитанников. Основные направления, виды и формы организации внеурочной деятельности в ГПД Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности: - спортивно- оздоровительное,
- духовно-нравственное,
- социальное,
- общеинтеллектуальное,
- общекультурное
Для успешной реализации перечисленных направлений в ГПД доступны следующие виды внеурочной деятельности: - игровая деятельность;
- познавательная деятельность;
- проблемно-ценностное общение;
- досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
- художественное творчество
- трудовая (производственная) деятельность;
- спортивно-оздоровительная деятельность;
- краеведческая деятельность.
В основе организации внеурочной деятельности используются такие формы как: - экскурсии,
- прогулки
- кружки,
- секции,
- «круглые столы»,
- диспуты,
- олимпиады,
- соревнования,
Неотъемлемой частью организации внеурочной деятельности в ГПД является планирование. Календарно-тематическое планирование – конкретная деятельность воспитателя в выполнении целей и задач школы на новый учебный год. Исходя из календарно - тематического плана в соответствии с недельной циклограммой воспитательной деятельности составляется ежедневный план с учащимися в ГПД с учётом возрастных и индивидуально-личностных особенностей ребёнка. В ежедневном плане отражены режимные моменты, направления и содержание работы с постановкой задач на данном этапе деятельности. Занятия внеурочной деятельностью значительно отличаются от классно-урочных и требуют от воспитателя владения современными технологиями воспитания: технологией диалога (этический диалог), технология «Создание ситуации успеха», технология проектной деятельности. В практике воспитателя ГПД активно используется технология проектной деятельности. Значительную роль при организации проектной деятельности играет координация действий учителя и воспитателя ГПД. Учитель определяет тему, цели, задачи проекта, даёт пошаговые инструкции (памятки) учащимся для качественного выполнения проекта, а воспитатель является наставником . Он включает детей в деятельность, оказывает им педагогическую поддержку в развитии интереса к творчеству. Помогает им планировать свои достижения, добиваться их осуществления. (предлагается рассмотреть проекты учащихся по теме «Деревья нашего города») В заключительной части моего выступления хочется отметить, что организация внеурочной деятельности в ГПД в условиях нашей школы создает для обучающихся воспитанников особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности. У воспитанников формируется правильное отношение к окружающему миру, желание участвовать в разнообразной творческой деятельности. Организация внеурочной деятельности, несомненно, является одним из важнейших направлений развития воспитательной работы в ГПД, показателем сформированности социального опыта детей. |