Статья. Организация внеурочной деятельности в рамках кружка "М и Ф"( мастерим и фантазируем)
статья (1 класс) по теме
Статья содержит общие сведения о внеурочной деятельности и программу работы кружка "М и Ф"( мастерим и фантазируем)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
внеурочная деятельность на примере работы кружка | 87.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья. Организация внеурочной деятельности на примере кружка «М и Ф»( мастерим и фантазируем).
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.
Программа создает условия для творческой самореализации личности ребёнка.
Программа способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, развитию у детей интереса к различным видам деятельности,особенно к ручному труду.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.
Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, игр, соревнований, концертов, КВНов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, олимпиад, соревнований, поисковых исследований и т.д. Посещая эти занятия, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя, глубже изучается материал. На занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии детей.
Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.
Занятия могут проводиться не только учителями общеобразовательных учреждений, но и педагогами учреждений дополнительного образования.
Часы, отведенные на внеурочную деятельность, не учитываются при определении обязательной допустимой нагрузки учащихся, но являются обязательными для финансирования.
Цель внеурочной деятельности:
Создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время. Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.
Задачи внеурочной деятельности:
- Организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся совместно с общественными организациями, библиотеками, семьями учащихся.
- Включение учащихся в разностороннюю деятельность.
- Формирование навыков позитивного коммуникативного общения.
- Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами,
сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.
- Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата.
- Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура) - для формирования здорового образа жизни.
- Создание условий для эффективной реализации основных целевых образовательных
программ различного уровня, реализуемых во внеурочное время.
- Углубление содержания, форм и методов занятости учащихся в свободное от учёбы время.
Программа кружка «М и Ф».
Основные разделы работы программы работы кружка:
- Духовно-нравственное развитие и воспитание ученика на ступени начального общего образования средствами кружка.
- Основные направления работы кружка.
- Принципы и основы организации занятий в кружке.
- Планируемые результаты духовно-нравственного развития.
- Виды деятельности и формы занятий.
Духовно-нравственное развитие и воспитание ученика на ступени начального общего образования средствами кружка.
Цель: социально-педагогическая поддержка становления и развития творческой, высоконравственной личности, знакомой с духовными и культурными традициями многонационального народа Российской Федерации.
Задачи:
В области формирования личностной культуры:
- Формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, постоянного образования и установки - « становиться лучше».
- Укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установки личности поступать по совести.
- Формирование основ нравственного самосознания личности - способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять самоконтроль, давать оценку своим и чужим поступкам.
- Формирования нравственного смысла учения.
- Формирование основ морали - осознанной необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление самоуважения и жизненного оптимизма.
- Развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата.
В области формирования социальной культуры:
- Воспитание ценностного отношения к своей национальной культуре.
- Формирование навыков организации труда и сотрудничества с педагогами и сверстниками.
- Укрепление доверия к людям.
- Формирование и развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им.
- Становление гуманистических ценностных ориентаций.
- Формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям, к вере и религиозным убеждениям других людей.
- Формирование уважения к культурным традициям, истории и образу жизни народов России.
В области формирования семейной культуры:
- Формирования отношения к семье как основе общества.
- Формирование уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим.
- Формирование представлений о семейных ценностях, уважения к ним.
- Знакомство с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.
Основные направления работы кружка.
- Формирования нравственного смысла учения.
- Формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека.
- Формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте в нем человека.
- Расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях России в мире вещей.
- Формирование представлений о ценности культуры России и понимания необходимости ее сохранения и развития.
- Расширение знаний о материалах и свойствах, развитие практических умений использования различных материалов творческой деятельности.
- Развитие памяти, воображения, мышления и речи.
- Формирование коммуникативной культуры, активности и инициативности
Принципы и основы организации занятий в кружке.
В кружке могут заниматься 10—15 человек, так как при большем количестве детей руководитель не сможет индивидуально работать с каждым кружковцем, а на первых этапах нужен внимательный индивидуальный подход.
Первым и основным условием, необходимым для нормальной работы кружка, является подготовка помещения для занятий, хранения необходимого инвентаря и оборудования. Занятия следует проводить в светлом, просторном помещении. Специфика кружка обязывает к определенной расстановке школьной мебели, так как кружковец должен иногда отрываться от изготовления изделия, для того чтобы оценить работу, увидеть свои ошибки, посоветоваться с товарищем.
Занятие в кружке лучше проводить один раз в неделю по 45 минут с небольшим перерывом. Перерыв лучше устраивать через полчаса после начала работы. Занятия в кружке проводятся в определенный день, чтобы настрой кружковцев на работу не пропадал.
Руководитель должен следит за соблюдением правил, установленных в кружке, за содержанием рабочих мест, учит бережному отношению к материалам и инструментам.
Учебно-воспитательная работа в кружке строится по тематическому плану, разработанному в соответствии с программой для кружков. Тематический план составляется руководителем с поурочным планированием.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность. Творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить.
Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста предоставляет проведение кружковой работы. Занятия кружка позволяют дать детям дополнительные сведения по истории и культуре России. Ребята знакомятся с культурой и историей родного края, с разными видами декоративно - прикладного искусства: вышивка, шитьё, прикладное искусство народа, проживающего в родной местности.
Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением.
На основе предложенных для просмотра изделий происходит ознакомление с профессиями дизайнера, швеи, портнихи, скульптора. Уже в начальной школе учащиеся пробуют себя в роли специалиста той или иной профессии. Ученики фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус.
Кружок « Мастерим и фантазируем» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.
Планируемые результаты духовно-нравственного развития.
Кружок « Мастерим и фантазируем» обеспечивает освоение определенных ценностей, формирует начальные знания и представления, помогает приобретать опыт эмоционально-ценностного постижения действительности. В результате обеспечивается достижение воспитательных результатов- тех духовно-нравственных приобретений, которые получил ученик во время участия в той или иной деятельности.
Воспитательные результаты распределяются по трем уровням.
Первый уровень - приобретение опыта социальных знаний об общественных нормах, социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе.
Второй уровень - получение учащимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества. Особое значение имеет взаимодействие детей между собой на уровне класса, кружка.
Третий уровень - получение начального опыта самостоятельного действия.
Виды деятельности и формы занятий.
№ | Тема | Теоретические занятия | Практические занятия | Воспитательные результаты |
Вводное занятие. | 1 | - | - | |
Работа с пластилином. | 1 | 6 | 1 уровень | |
Работа с бумагой и картоном. | 1 | 6 | 1 уровень | |
Работа с тканью. | 1 | 4 | 1 и 2 уровень | |
Работа с разными материалами. | 1 | 6 | 1 и 2 уровень | |
Работа с нитями. | 1 | 5 | 1 уровень | |
Подведение итогов работы за год. | - | - | - | |
ИТОГО | 6 | 27 |
Программа работы кружка «М и Ф».
1 год (33 ч)
Первый год обучения определяет содержание и характер совместной работы учителя и учащихся по осознанию предстоящей практической деятельности: это анализ конструкции изделия, анализ технологии его изготовления, сведения об устройстве, назначении и правилах безопасной работы инструментами, название используемых материалов и ряда их свойств, подлежащих целенаправленному наблюдению и опытному исследованию.
При обсуждении технологии изготовления изделия первоклассники под руководством учителя составляют словесный план, различая только понятия материал и инструмент, поскольку само изготовление будет вестись подконтрольно.
Вводная беседа (1 час).
- Беседа, ознакомление детей с особенностями занятий в кружке.
- Требования к поведению учащихся во время занятия.
- Соблюдение порядка на рабочем месте.
- Соблюдение правил по технике безопасности.
- Из истории происхождения ножниц. Беседа.
Работа с пластилином (6 часов)
- Рассказ о профессиях и о ведущей роли труда и творчества в жизни человека.
- Изготовление композиций из пластилина под руководством учителя.
- Беседа о бережном отношении к результатам чужого и своего труда.
- Рассказ о культуре народов России на примере гончарного искусства.
- Знакомство при помощи презентации с гончарными изделиями (материалы Музея Этнографии в Санкт-Петербурге).
- Составление композиции (коллективная работа).
Работа с бумагой и картоном (6часов).
- Рассказ «Из истории бумаги», «Оригами».
- Беседа о значении бумаги в жизни человека.
- Рассказ о культуре народов России на примере книгопечатания.
- Работа с выставкой книг « Серии детской литературы».
- Художественное моделирование из бумаги путем складывания.
- Знакомство с аппликацией. Изготовление аппликаций по образцу.
- Изготовление поздравительных открыток (по образцу).
- Конструирование из бумаги.
- Составление композиции (коллективная работа).
- Рассказ о профессиях, связанных с бумагой.
Работа с тканью (4 часа ).
- Знакомство с видами тканей.
- Знакомство при помощи презентации «Русский костюм» (материалы Музея Этнографии в Санкт-Петербурге).
- Рассказ о профессиях, связанных с тканью.
- Знакомство (практическое) с видами швов « через край», «петельный шов».
- Знакомство с аппликацией из ткани.
- Из истории лоскутной техники (беседа с показом иллюстраций).
- Изготовление аппликации из ткани.
- Работа с презентацией « Как рубашка в поле выросла».
- Составление композиции (коллективная работа).
Работа с разными материалами (6 часов).
- Беседа о традициях бережного отношения к природе в культуре народа.
- Беседа о навыках самообслуживания в школе и дома.
- Проведение игры «Город мастеров».
- Изготовление изделий из окрашенной манки.
- Изготовление аппликации из окрашенной манки.
- Рассказ о профессиях, связанных с сельскохозяйственным трудом.
- Составление композиции (коллективная работа).
Работа с нитями (5 часов).
- Беседа о традициях вышивки и вязания.
- Рассказ и просмотр презентации о традиционной вышивке народов России.
- Беседа «Чем красивы люди вокруг нас.
- Беседа «Самовыражение посредством одежды».
- Изготовление сувениров «Осьминог» и «Барышня».
- Работа с нитками и канвой.
Подведение итогов
- Подведение итогов работы, обзор курса.
- Предполагаемые работы на следующий год.
- Отзывы и пожелания.
Список литературы
- Г.Чаянова «Соленое тесто для начинающих». Москва «Дрофа». 2004 год
- И.В. Беринова « Новогодняя энциклопедия «Подарки и украшения своими руками». Москва «Росмэн» 2008 год.
- Н.В. Дубровская «Новый год и Рождество. Веселые поделки своими руками». «Детство-пресс». 2008 год.
- Г.И. Долженко « 100 поделок из бумаги». Ярославль «Академия холдинг». 2001 год.
- О. Леонова «Рисуем нитью. Ажурные картинки». С-Пб «Литера». 2005 год.
- Д.Фиона «Фантазии из бумаги. Техника и приемы». ООО «Аст-пресс книга» .2007 год.
- Журнал «Вышиваю крестиком» 2005-2012 года
- А.Бахметьев, Т.Кизяков. «Очумелые ручки».
- М.А Гукасова «Рукоделие в начальных классах». С-Пб «Литера» 2006 год.
- Н.М. Конышева «Секреты мастеров» С-Пб «Литера» 2007 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья: "Организация внеурочной деятельности в начальной школе в рамках ФГОС".
В работе рассматриваются виды внеурочной деятельности и формы её организации. Даётся краткое описание кружков и факультативов, работающих по разным направлениям....
Модель организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС второго поколения
Модель организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС второго поколения...
Презентация по теме "Организация внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС в 1 классе.
Данная презентация может быть исполбзована для выступления на ШМО или на педсовете....
Модель организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС
Материал предоставит ВАМ возможность пользоваться рабочими программами некоторых клубов , кружков , объединений для организации внеурочной деятельности по нескольким направлени...
Мастер класс по теме: "Творческий подход при организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО"
Творчество - очень важный момент в развитии ребенка. Хорошо, когда ребенок видит красоту и разнообразие окружающего мира. Но еще лучще, если он не только замечает эту красоту, но...
Организация внеурочной деятельности в рамках ФГОС второго поколения статья
Организация внеурочной деятельности в рамках ФГОС второго поколения статья...
Конспект занятия по внеурочной деятельности в рамках кружка «Умники и умницы»
В ходе занятия учащиеся попадают в Школу Шерлока Холмса. Дети осознают, что Шерлок Холмс был гениальным детективом, потому что у него были очень хорошо развиты внимание, память, воображение, мышл...