Учебный модуль Школа самоуправления
рабочая программа (2 класс) на тему
Учебный модуль предназначен для обучающихся 2 класса и направлен на развитие организаторских способностей ребят, их лидерских качеств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 99.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 262
КРАСНОСЕЛЬСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
ГБОУ СОШ № 262
УТВЕРЖДЕНА Приказом № 329-ОД Директор ГБОУ СОШ № 262 ____________ /Ю.В.Некрасова «31» августа 2015 г. | РЕКОМЕНДОВАНА для апробации Педагогическим советом Протокол № 14 от «31» августа 2015 г. |
РАССМОТРЕНА на заседании МО учителей начальной школы Протокол № 1 от «_____» августа 2015 г. Руководитель МО _____________ / Е.М.Антонова | СОГЛАСОВАНА Зам. директора по УР ______________ /Л.А.Курушкина «31» августа 2015 г. |
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Школа самоуправления»
Возраст детей 8-9 лет
Класс 2 «б»
Количество часов _______17________
Срок реализации программы: 1-е полугодие 2015-2016 учебного года
Направленность программы социальная
Учитель: Бриченко Л.В.
Высшая категория
Санкт-Петербург
2015
Основной идеей программы «Школа самоуправления» является создание среды сотрудничества, инициирующей и стимулирующей сознательную деятельность учеников, направленную на формирование организационной компетентности, лидерских качеств, навыков самостоятельности, чувства ответственности за порученное дело.
Миссия программы - предоставление каждому участнику образовательного процесса сферы деятельности, необходимой для развития организаторских и творческих способностей. Во 2 классе устанавливаются более тесные контакты между учениками. В этот период важно создать благоприятные условия для самореализации, саморазвития личности всех участников образовательного процесса, способной к индивидуальной ответственной творческой деятельности .
Цель программы – смоделировать и построить систему самоуправления, направленную на развитие и раскрытие индивидуальности ребенка, умеющего жить в классном коллективе, работать в команде как постоянной, так и команде сменного состава, однополой и разнополой, и строить со своими сверстниками отношения дружбы и взаимопомощи, продуктивного сотрудничества и конструктивного творчества.
Ценности пропагандируемые программой :
Наиболее значимые ценности программы - самоактуализация, сотрудничество, индивидуальность, субъектность, выбор, творчество, успех, доверие, ответственность. Эти ценности служат принципам воспитательной системы школы:
Принцип самоактуализации
В каждом ребенке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Важно создать такие условия, чтобы побудить его стремление к проявлению и развитию природных и приобретенных возможностей.
Принцип индивидуальности.
Индивидуальность - неповторимое своеобразие человека или группы, уникальное сочетание в них единичных, особенных и общих черт, отличающее их от других индивидуумов и человеческих общностей.Создание условий для формирования индивидуальности учащегося и педагога, уникальности классного коллектива - главная задача развития программы «Смешарики». Каждый член коллектива должен быть или стать самим собой, обрести свой образ.
Принцип субъектности.
Субъектность - качество отдельного человека или группы, отражающее способность быть индивидуальным или групповым субъектом и выражающееся мерой обладания активностью свободой в выборе и осуществлении деятельности.
Принцип выбора.
Педагогически целесообразно, чтобы ребенок жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно- воспитательного процесса и жизнедеятельности в классе и школе.
Принцип творчества и успеха.
Благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о сильных сторонах своей личности. Достижение успеха стимулирует ребенка на дальнейшее самосовершенствование и самостроительство.
Принцип доверия и поддержки.
Каждый имеет право предлагать идеи, совершенствовать чужие идеи, пользоваться поддержкой коллектива затейников. Все умеют все. Взаимовыручка и взаимозаменяемость реализуются на практике в условиях форс-мажёра. Особая похвала за умение и желание подставить плечо.
Механизм реализации программы
Главным системообразующим фактором служит коллективная деятельность, характеризующаяся высоко – ценностным отношением к личности, диалоговым характером общения, возможностью выбора способов жизни, свободной для творчества и саморазвития. Ключевая роль в реализации программы отведена игре, создаваемой и реализуемой ребятами, при поддержке учителя. Разбор полетов с негативным результатом ведется индивидуально, доброжелательно.
Организация самоуправления.
В построении воспитательной системы и формировании классного коллектива важную роль играет самоуправление. Основа его – разработанная система поручений, благодаря которой каждый ученик в соответствии со своими индивидуальными особенностями может избрать и выполнить какую-либо деятельность самостоятельно или совместно с членами классного сообщества, направленную на создание благоприятных условий для общения, развития себя, одноклассников, сотоварищей по группе продленного дня. Такая работа помогает детям сдружиться, учит взаимодействию и сотрудничеству. Ведущей идеей является развитие самодеятельных и самоуправленческих начал в коллективе класса, способствующих становлению самостоятельной и творческой личности младшего школьника. Основу организации классного самоуправления составляет игра – путешествие «Затея»
Главные герои – группа затейников «Солнце» (название группы, ее девиз и эмблему ребята подбирают сами на одном из первых занятий). Они пока ничего не умеют делать сами. Поэтому путешествуют не одни, а вместе и учителем. В пути они встречают препятствия, которые помогают детям получить важные для жизни знания, умения и навыки самоорганизации, проведения мероприятий и игр. Дети учатся постепенно руководить коллективом, инструктировать сверстников, создавать сценарии игровых мероприятий, знакомятся с технологией проведения веселых стартов, игры по станциям, викторины, дня кроссворда, тематических дней.
Структура самоуправления
Для организации коллективного мероприятия формируется группа затейников по его подготовке и проведению, что способствует развитию самодеятельных и самоуправленческих начал. Группа выбирает своего капитана, организует мини-конкурс на создание эмблемы и выбор названия. Подбирает девиз.
В игре – путешествии действует система чередования поручений, чтобы каждый ребенок примерил на себя разные роли, попробовал свои силы и возможности в различных видах деятельности: участник, организатор, инструктор, член жюри.
В ходе познавательной и практической деятельности дети постигают смысл формулы самостоятельности: Чтобы стать самостоятельнее, я должен видеть свою цель, планировать ее достижение, выполнять задуманное, делать выводы.
Ключевым принципом является идея сотрудничества детей не только в классе, но и в сборной группе продленного дня.
Правила жизни группы «Солнце»:
Хотим все знать и все уметь
И везде во всем успеть!
Старших всех мы уважаем
И в труде им помогаем!
Будем вместе мы везде:
В игре, учебе и в труде!
Всегда мы вместе отдыхаем,
Скуку сами прогоняем
Совершенству нет предела –
Лень долой, берись за дело!
Любим петь и танцевать
И культуру соблюдать!
Фирменные дела класса:
- День здоровья для детей из ГПД («Веселые старты»)
- Фестиваль «Восходящие звездочки» - проявление своих творческих способностей в рисовании, сочинении стихотворений, сказок, пении, техническом творчестве.
- День Сюрпризов
- «Праздник, который придумали мы»
- «Своя игра» - интеллектуальные игры, викторины, кроссворды, загадки.
- «Родное слово»
- «День кроссворда» (Спорт в нашей жизни)
Критерии и способы изучения эффективности
Эффективность «Школы самоуправления» определяется по следующим критериям:
- Сформированности нравственного, познавательного, коммуникативного, художественного и физического потенциалов личности младшего школьника;
- Развитие креативных способностей учащихся;
- Проявление индивидуальности каждого ученика и классного сообщества в целом;
- Пробуждение лидерских качеств.
В соответствии с данными критериями могут быть использованы такие традиционные и нетрадиционные методики изучения результативности учебно – воспитательного процесса:
- Исследование развития познавательных процессов личности младшего школьника;
- Модифицированный тест Н.Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте»;
- Социометрические методы;
- Анкета «Я и моя школа»;
- Краткий тест творческого мышления П. Торренса;
- Тест «Цветок настроения»;
- Сочинение - рассуждение «Каким я стал за этот год и почему»;
Перечисленные методики позволяют получить необходимую и достоверную информацию о развитии личности учащихся и сформированности коллектива классного сообщества, использовать ее при планировании и организации воспитательного процесса и жизнедеятельности класса.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Школа самоуправления», 2б класс, учитель Бриченко Л.В.
17 часов (1-е полугодие)
№ п/п | Дата | Тема занятия | Количество часов | Форма занятия, деятельность обучающихся | Информационное обеспечение, наглядность | |
Теория | Практика | |||||
1-я четверть – 9 часов | ||||||
1 | 01.09 | Введение. Что такое самоуправление. | 1 | Игра «Сказочники» | ||
08.09 | Выборы – механизм самоуправления | 1 | Игра «Выборы»: выбор командира, названия, эмблемы, девиза путем голосования | |||
15.09 | Секрет сплоченности – общее дело | 1 | Работа в парах: | |||
22.09 | Создание сценария будущей игры «Веселые старты» | 1 | Алгоритм | |||
29.09 | Правила игры и учета результатов | 1 | Практикум | |||
06.10 | Подготовка игрового реквизита, репетиция игры | 1 | ||||
13.10 | Проведение игры «Веселые старты» для группы ГПД | 1 | Игра, анализ результатов | |||
20.10 | Интеллектуальное состязание (игра по станциям) | 1 | Объяснение специфики интеллектуальных игр | |||
27.10 | Создание сценария будущей игры. Определение станций | 1 | Круглый стол, дискуссия | |||
2-я четверть – 8 часов | ||||||
10.11 | Выбор интеллектуальных заданий для игры по станциям | 1 | Работа в парах | |||
17.11 | Подготовка игрового реквизита, репетиция игры | 1 | Практикум | |||
24.11 | Проведение игры «Пусть сияет знанья свет» для группы ГПД | 1 | Игра | |||
01.12 | Конкурс «Родилась ёлочка, но не в лесу» | 1 | Разработка положения | |||
08.12 | Генераторы идей | 1 | Мозговой штурм: материалы б/у | |||
15.12 | Творческие мастерские участников конкурса | 1 | ||||
22.12 | Экспозиция лучших работ | 1 | ||||
Резерв | 1 |
Список литературы
- Внеклассные мероприятия в начальной школе: игры, викторины, классные часы, праздники/ автор-составитель Я.Ю.Мартынова. – Волгоград: Учитель, 2007
- Веселая переменка/ составитель С.Ивлев. – М.: Мой мир, 2008
- Подвижные игры/ составитель И.А.Гирченко. - М.: Мой мир, 2008
- Никитина В.В. 300 лучших игр доля детских праздников - М.: РИПОЛ классик, 2006
- Математическая смекалка, М.: Мой мир, 2007
- Занимательная арифметика, М.: 1996
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информатика /учебный модуль предмета «Технология»/авт. А.В.Горячев, К.И.Горина, Н.И.Суворова/ 3-4 кл
Тематическое планирование разработано на основе программы и учебно-методического комплекта (УМК) «Инфор...
![](/sites/default/files/pictures/2012/01/30/picture-53672.jpg)
Класс: 4 Учебный модуль «Основы светской этики». Тема: «Дружба»
На материалах литературных произведений раскрыть значения дружбы, доброты и отзывчивости в жизни людей; воспитывать честность, доброту, чувство дружбы, товарищества....
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/19/picture-127720-1374237846.png)
Урок в 4-ом классе по учебному модулю "Основы светской этики" по теме "Этикет"
Технологическая карта урока по учебному модулю "Основы светской этики" по теме "Этикет".Цель урока: раскрыть роль этикета в жизни человека, формировать культуру поведения учащихся....
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/25/picture-270453-1416932349.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО МОДУЛЯ «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»
Проблема воспитания толерантности и нравственной позиции подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всем мир. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/08/picture-434128-1396978198.jpg)
Рабочая программа по учебному модулю"Основы светской этики"
Рабочая программа по модулю "Основы светской этики"по учебнику М.Т.Студеникина "Основы духовно-нравственной культуры народов России.Основы светской этики".Программа рассчитана на 34 часа.Модуль изучае...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/01/picture-115520-1349112849.jpg)
Рабочая программа по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» учебному модулю «Основы православной культуры»
Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и р...
Рабочая программа Учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» Учебный модуль «Светская этика»
«Уважение к минувшему — вот черта, отличающая образованность от дикости…», — эти слова А.С. Пушкина могут стать эпиграфом к курсу «Основы религиозных культур и светской этики»...В этой работе собраны ...