Классный час "Толерантность - путь к миру"
классный час (3 класс) по теме

Томских Ирина Михайловна

Классный час "Толерантность - путь к миру"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_b_klassnyy_chas.rar19.85 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 3 «Б»

Тема: «Толерантность – путь к миру»

Цель: Развивать стремление быть терпимым в обществе людей.

Задачи:

Углублять знания детей о национальной культуре якутов, киргизов, бурятов, русских.

Развивать умения формулировать и высказывать своё мнение, владеть собой, уважать чужое мнение. Способствовать сплочению коллектива.

Воспитывать положительное отношение учащихся к себе, друзьям, одноклассникам, к обычаям, традициям и культуре разных народов. Воспитывать интернационализм.

Оборудование: изображение планеты – Земля, раздаточный материал (лист бумаги, ножницы), мультимедийное оборудование.

Ход занятия.

1.Организационный момент.                                                 (Слайд 1)

2. Введение в тему.                                                                 

Учитель: Сегодня мы начнём наше занятие с китайской притчи, которая поможет нам сформулировать тему занятия. Притча называется «Ладная семья».
Слушайте внимательно.                                                                (Слайд 2)

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она  целое село. Так и жили всей семьёй и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете, но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.

Дошёл слух об этой семье до самого владыки страны. И решил он узнать правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришёл к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго. Видно, не силён был в грамоте.

Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Прочитал и удивился. Три слова были написаны на бумаге: ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ. И в конце листа: “100 раз ЛЮБОВЬ, 100 раз ПРОЩЕНИЕ, 100 раз ТЕРПЕНИЕ”.

Прочёл владыка, почесал, как водится за ухом и спросил:

- И всё?

- Да, - ответил старик, - это и есть основа всякой хорошей семьи.

И, подумав, добавил:

 - И мира тоже”.

Учитель: Какие три слова стали законом в семье, где царили мир и согласие? (любовь, терпение, прощение).                                                         (Слайд 3)

Учитель: Как вы думаете, о чём будем беседовать на занятии? (дружба, доброта, терпение, любовь, уважение.)

Учитель: Всё то, о чём вы сейчас говорили, предполагали, можно объединить, назвать одним словом «толерантность». Тема сегодняшнего занятия: «Толерантность – путь к миру». Мы будем говорить о том, что значит быть толерантным.                                                                                 (Слайд 4)

3. Знакомство с новым понятием.

Учитель: Смысл, который заложен в это слово, важен для существования человеческого общества.

Итак, вам, ребята,  было дано домашнее задание: из различных источников узнать значение этого слова. Давайте послушаем, как вы справились с домашним заданием (высказывание детей).

Учитель:  В разных языках значение слова  объясняется по-разному.

Дети: В русском языке слово «толерантность» обозначает терпимость – способность и умение терпеть, быть терпеливым, мириться  с чужим мнением.

В переводе с французского языка: отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, чем ты сам.

В английском языке это слово означает готовность быть терпимым, снисходительным.

А в арабском языке слово «толерантность» обозначает прощение, снисходительность, милосердие, расположенность к другим людям.

Учитель: Что общего в этих определениях?

Дети: Умение жить в мире и согласии со всем миром.

Учитель: Следовательно, толерантность – это способность принимать существование иного, кого-то не похожего на нас, считаться с мнением других, быть снисходительным к чему-либо или к кому-либо.                         (Слайд 5)

Учитель: В последнее время проблема толерантности очень актуальна. Как вы думаете, почему?

Дети: Происходит активный рост агрессивности, конфликтов, преступности.

Учитель: Что значит быть толерантным? Постараемся ответить на этот вопрос.

4. Стихотворение С. Маршака «Всемирный хоровод».                 (Слайд 6)

Стихи для ребят

Всех народов и стран:

Для абиссинцев

И англичан,

Для испанских детей

И для русских,

Шведских,

Турецких, немецких,

Французских.

Негров, чья родина —

Африки берег;

Для краснокожих

Обеих Америк.

Для желтокожих,

Которым вставать

Надо,

Когда мы ложимся в кровать,

Для эскимосов,

Что в стужу и снег

Лезут

В мешок меховой

На ночлег;

Для детворы

Из тропических стран,

Где на деревьях

Не счесть обезьян;

Для ребятишек

Одетых и голых —

Тех, что живут

В городах или селах...

Весь этот шумный,

Задорный народ

Пусть соберется

В один хоровод.

Север планеты

Пусть встретится с Югом,

Запад — с Востоком,

А дети — друг с другом!

Учитель:  О чем это стихотворение?                                         

ДетиО том, что дети всех цветов кожи должны дружить друг с другом. Все люди разные.

Учитель: А что было бы, если все люди были похожи и ничем не отличались?

Учитель: Хорошо или плохо, что все мы разные?                         (Слайд 7)

ДетиЛюди своими отличительными чертами дополняют друг друга. Непохожесть людей совсем не означает, что кто-то из них лучше или хуже другого. Важно в любом человеке видеть что-то хорошее.

Учитель: Каждый народ, даже самый малочисленный, индивидуален, интересен обществу. У каждой народности свои обычаи, и представители этих народностей вносят в коллектив что-то своё, интересное и неповторимое.

5. Знакомство с обычаями других народов.                                 (Слайд 8)

1 ученик:  Мы - жители планеты Земля. Наша планета огромна и красива.

На нашей планете великое множество государств.

2 ученик:  Наша Родина - Россия.                                                 (Слайд 9)

3 ученик:  Мы живем дружно.

4 ученик:  Мы терпимы друг к другу.

5 ученик:  Я  человек, живу среди людей,

Тех, у которых множество идей.

И все должны мы понимать друг друга

И в этом состоит общественного бытия наука.

Я человек. И ты. И он ведь человек.

Давайте в мире пониманья жить во век!

Учитель: В нашем классе учатся дети разных национальностей. И сегодня мы лучше узнаем друг друга.                                                                 (Слайд 10)

 Обычаи киргизов

1) Киргизские  семьи обычно очень большие, так как  родственники проживают совместно. Отношения в доме строятся на основе безусловного подчинения главе семьи и уважении старших. Если семья испытывает острую нужду, то вся родня и соседи приходят к ней на помощь.

Одна из традиций киргизов - гостеприимство. Киргизы говорят: "Гость - благодать дома". Уважаемых гостей хозяева встречают у ворот, здороваются, интересуются делами и жизнью, приглашают зайти в дом. У киргизов не принято с ходу задавать вопросы или расспрашивать о цели приезда - сначала беседа и стол, а потом все остальное.

Значительное место в киргизской жизни и быту занимает чай и чайная церемония. Заваривать этот по-настоящему главный  напиток страны, как и разливать чай гостям, в первую очередь имеет право мужчина - хозяина дома. 

Понедельник считается у киргизов наиболее счастливым днем - все мероприятия, начатые в этот день, как считается, будут наиболее удачны.

2) Разучивание киргизской игры «Тополь».

Выбирается водящий – это тополь. Он стоит в центре круга. Играющие встают в круг, приседают. Игра начинается после произнесения слова «Тополь!» Находящиеся в кругу дети договариваются между собой условными знаками (кивком, подмигиванием, взмахом руки) и быстро меняются местами. Водящий в это время стремится занять освободившееся место. Оставшийся без места становится водящим-тополем.  Выигрывает тот, кто ни разу не был водящим.

Правила игры: меняться местами могут дети, находящиеся через одного, двух т.д. игроков. Одновременно меняться местами могут несколько пар.

Обычаи якутов

1) Якуты - один из самых многочисленных народов Сибири.         (Слайд 11)

По данным переписи 1989 г., их более 380 тыс. человек. Живут они в Эвенкии, в Иркутской области, в Красноярском и Хабаровском краях, но главным образом в Якутии (Республика Саха), на территории которой находится полюс холода нашей планеты. Якуты привычны к жесточайшему холоду, особенно когда путешествуют.

Традиционными занятиями якутов являются коневодство, разведение крупного рогатого скота, охота и рыболовство.

Главное богатство республики — алмазы.

2) У якутов много национальных праздников. Одним из них является «Праздник кумыса» (Ысыах).                                                         (Слайд 12)

Этот праздник отмечают в конце весны или в начале лета. Устраивают его под открытым небом. Люди поют, танцуют, следят за поединками борцов и, конечно же, пьют вкусный напиток, приготовленный из кобыльего молока - кумыс.

3) Танец в честь солнца.

Как бы долго ни длился кумысный праздник, но подходит к концу и он, и тогда все участники Ысыаха, взявшись за руки, исполняют заключительный танец — «осуохай». Посвящен этот танец солнцу, поэтому исполнители осуохая обязательно должны образовать круг. В разных районах Якутии танцуют «солнечный танец» по-разному: где-то берутся за руки, где-то держат друг друга под руки, кто-то быстро бежит по кругу, кто-то движется медленной, величественной поступью, но суть всегда остается одна. Образовав хоровод, символ солнца, якуты благодарят светило за свет и тепло, подаренное людям.

4) Разучивание игры «Соколиный бой».

Играют парами. Играющие становятся на правую ногу, напротив друг друга, левая нога согнута. Руки скрещены перед грудью. Игроки прыгают на правой ноге и стараются правым плечом оттолкнуть один другого так, чтобы другой встал на обе ноги. Если при грубом толчке один из играющих упадёт, толкнувший выходит из игры.

Правила игры: Победившим считается тот, кто заставит другого встать на обе ноги. Отталкивать партнёра можно только плечом.

Обычаи бурятов

Гостеприимство у бурятов очень широко развито.                         (Слайд 13)

Всегда помогут путешественникам. Буряты почитают белый цвет с древних времен, он ассоциировался с нечто чистым, благородным, священным. Гостей сажали на белый войлок. Буряты приглашали ближайших соседей на обед, когда резали быка, барана. Если сосед не мог придти, ему отправляли кусок мяса.

Детей с малых лет учили знанию родного края, знанию обычаев и традиций отцов и дедов. Им старались привить трудовые навыки. Мальчиков приучали ездить на лошади верхом, стрелять из лука, а девочек – мять ремни, овчины, носить воду, разжигать огонь, нянчиться с малышами. Дети с ранних лет становились пастухами, учились переносить холод, спать под открытым небом, сутками находиться при стаде, ходить на охоту.

Русский народ

Россия – самая большая страна на всём белом свете.                         (Слайд 14)

Страна большая, добрая и сильная. И очень красивая. Люди сложили о ней много песен и сказок. Много народов проживает в России, но основное население  России – это русские. У русских весёлый характер и открытая душа.  Русские - это миролюбивый народ. Наш русский характер закалялся веками. Русский национальный характер – это, прежде всего героический характер. 

Хлебосольный наш народ, гуманный, терпеливый. Русская пословица гласит: “Все самое дорогое - гостю”. Во все времена каждому, кто переступал порог дома с чистыми намерениями и добрым сердцем, русские были искренне рады всегда.

Русская культура признана одной из самых богатых и многогранных культур мира.

Русская литература — одна из самых богатых и красочных в мире.

А ведь как русским не гордиться такими учеными, как Лобачевский, Менделеев, Павлов; такими поэтами и писателями, как Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Лев Толстой;

такими композиторами, как Мусоргский, Бородин, Чайковский, Рахманинов.

Большинство русских по вероисповеданию -  православные христиане. 

Заповеди православных христиан учат нас:                                 (Слайд 15)

  •  возлюби ближнего своего
  •  не убий
  • не делай другому того, от чего больно тебе              
  •  не лги
  •  почитай отца своего и матерь свою
  •  не кради

Учитель: Мы видим, что намного интересней жить вместе, нежели отдельной группой.  Я желаю, чтобы вы были толерантны друг к другу

6. Определение качеств толерантной личности.

Учитель: Сейчас мы все вместе определим, какими качествами обладает толерантная личность. У каждого из вас на столах лежат карточки, на которых записаны качества характера человека. Выберите те, которые присущи толерантной личности. А что, по вашему мнению, не относится, зачеркните.                 (Слайд 16)

Качества:

  • Терпимость
  • Бессердечность
  • Конфликт
  • Сострадание
  • Прощение
  • Вспыльчивость
  • Желание что-либо делать вместе
  • Милосердие
  • Злорадство
  • Ложь
  • Уважение прав других
  • Раздражение
  • Принятие другого таким, какой он есть
  • Зависть

                                                                                

Учитель: Итак, толерантная личность обладает следующими качествами…

(Слайд 17)

7. Изготовление символа мира.

Учитель: И в заключении я хотела бы, чтобы на память о сегодняшнем классном часе мы сделали с вами символ мира, добра, любви и понимания. Символ нашего классного часа. Все мы разные, но мы вместе!                         (Слайд 18)

На столе у вас лежат лист бумаги и фломастеры. Обведите аккуратно вашу ладонь и вырежьте. А теперь давайте закрепим ваши ладошки вокруг нашей планеты (прикрепить магнитами вокруг планеты в виде лучиков).

- У нас получилось изображение солнышка.

- Посмотрите у нас на первый взгляд одинаковые ладошки, но все они разные и по размеру и по цвету. Что это символизирует?

- Всё мы разные, все достойны уважения, но в тоже время каждый из нас личность и особен по-своему.

Учитель: Солнце обогревает весь мир, так и толерантная личность, совершая добрые поступки, становится лучше, чище, светлее. От неё исходит добро, тепло. Вокруг толерантного человека  всегда есть друзья, царит счастье.

8. Вручение памятки толерантной личности.                         

Учитель: Подумайте, а все ли мы обладаем качествами толерантной личности? 

Дети: Нет, ссоримся…

Учитель: Все ли можем спокойно выслушать друг друга? Поддержать в трудную минуту?

Учитель: Я хочу вам предложить памятку, которая научит вас, как правильно

вести себя в конфликтной ситуации.                                                 (Слайд 19)

Памятка.

  • Сохраняй спокойствие, когда сердишься.
  • Владей собой, имей выдержку и хладнокровие.
  • Имей терпение выслушать собеседника.
  • Спокойно объясни свою точку зрения.
  • Подумай, из-за чего возник спор.

9. Итог занятия.

Учитель:  Итак, что значит – быть толерантным?

Дети: 

  • Уважать другого.
  • Любить ближнего своего.
  • Не злиться.
  • Быть добрым, терпимым.
  • Сострадать.

Учитель:  Мои пожелания:

  • Ребята, поступайте с другими так же, как хотите, чтобы они поступали с вами.
  • Будьте добрыми: любящими, внимательными, терпеливыми, заботливыми, милосердными, прощайте.
  • Будьте надёжными: честными, правдивыми, имейте чистое сердце, выполняйте свои обещания.
  • Будьте заботливыми: вежливыми, внимательными, любезными.
  • Будьте щедрыми: не жадными, бескорыстными, великодушными, готовыми помочь.

- И всё это вам поможет жить в мире.

Учитель: Ребята, я очень надеюсь, что наша встреча и разговор не пройдут для вас даром. Старайтесь быть добрее и внимательнее к любому человеку, с которым вы вступаете во взаимоотношения, будь то одноклассник или просто случайный прохожий. Ведь сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Старайтесь принимать других людей с их идеями, деятельностью и образом жизни. Это значит, что вы будете признавать, что все люди разные, но вы уважаете тех, кто не похож на вас.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему: "Толерантность - путь к миру".

Данный классный час построен с учётом технологии развивающего критического мышления....

Презентация к классному часу: "Толерантность - путь к миру"

Данная презентация помогает учащимся сформировать представление о толерантности....

Классный час "Я в мире...мир во мне... Толерантность-путь к миру"

 выбор качеств толерантного человека;изучение качества «Милосердие», выявление этого качества у себя;поиск новых шагов, путей выработки в себе данного качества. ...

классный час на тему: «ТОЛЕРАНТНОСТЬ – ПУТЬ К МИРУ!»

Открытый классный час на тему:«ТОЛЕРАНТНОСТЬ – ПУТЬ К МИРУ!»Кузнецова Мария Владимировна, учитель МОУ «Волосовская НОШ» г. ВолосовоЦели:сформировать у учащихся представление о толерантности (воз...

Классный час на тему: "Толерантность - путь к миру" 4 класс

Ребята знакомятся с определением толерантность, определяют качества толерантного человека....

Классный час по теме: "Толерантность-путь к миру!"

ДАННЫЙ МАТЕРИАЛ ИЗ РАЗДЕЛА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ  ШКОЛЬНИКОВ...