Классный час "Толерантность - путь к миру"
классный час (3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Класс: 3 «Б»
Тема: «Толерантность – путь к миру»
Цель: Развивать стремление быть терпимым в обществе людей.
Задачи:
Углублять знания детей о национальной культуре якутов, киргизов, бурятов, русских.
Развивать умения формулировать и высказывать своё мнение, владеть собой, уважать чужое мнение. Способствовать сплочению коллектива.
Воспитывать положительное отношение учащихся к себе, друзьям, одноклассникам, к обычаям, традициям и культуре разных народов. Воспитывать интернационализм.
Оборудование: изображение планеты – Земля, раздаточный материал (лист бумаги, ножницы), мультимедийное оборудование.
Ход занятия.
1.Организационный момент. (Слайд 1)
2. Введение в тему.
Учитель: Сегодня мы начнём наше занятие с китайской притчи, которая поможет нам сформулировать тему занятия. Притча называется «Ладная семья».
Слушайте внимательно. (Слайд 2)
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьёй и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете, но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.
Дошёл слух об этой семье до самого владыки страны. И решил он узнать правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришёл к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго. Видно, не силён был в грамоте.
Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Прочитал и удивился. Три слова были написаны на бумаге: ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ. И в конце листа: “100 раз ЛЮБОВЬ, 100 раз ПРОЩЕНИЕ, 100 раз ТЕРПЕНИЕ”.
Прочёл владыка, почесал, как водится за ухом и спросил:
- И всё?
- Да, - ответил старик, - это и есть основа всякой хорошей семьи.
И, подумав, добавил:
- И мира тоже”.
Учитель: Какие три слова стали законом в семье, где царили мир и согласие? (любовь, терпение, прощение). (Слайд 3)
Учитель: Как вы думаете, о чём будем беседовать на занятии? (дружба, доброта, терпение, любовь, уважение.)
Учитель: Всё то, о чём вы сейчас говорили, предполагали, можно объединить, назвать одним словом «толерантность». Тема сегодняшнего занятия: «Толерантность – путь к миру». Мы будем говорить о том, что значит быть толерантным. (Слайд 4)
3. Знакомство с новым понятием.
Учитель: Смысл, который заложен в это слово, важен для существования человеческого общества.
Итак, вам, ребята, было дано домашнее задание: из различных источников узнать значение этого слова. Давайте послушаем, как вы справились с домашним заданием (высказывание детей).
Учитель: В разных языках значение слова объясняется по-разному.
Дети: В русском языке слово «толерантность» обозначает терпимость – способность и умение терпеть, быть терпеливым, мириться с чужим мнением.
В переводе с французского языка: отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, чем ты сам.
В английском языке это слово означает готовность быть терпимым, снисходительным.
А в арабском языке слово «толерантность» обозначает прощение, снисходительность, милосердие, расположенность к другим людям.
Учитель: Что общего в этих определениях?
Дети: Умение жить в мире и согласии со всем миром.
Учитель: Следовательно, толерантность – это способность принимать существование иного, кого-то не похожего на нас, считаться с мнением других, быть снисходительным к чему-либо или к кому-либо. (Слайд 5)
Учитель: В последнее время проблема толерантности очень актуальна. Как вы думаете, почему?
Дети: Происходит активный рост агрессивности, конфликтов, преступности.
Учитель: Что значит быть толерантным? Постараемся ответить на этот вопрос.
4. Стихотворение С. Маршака «Всемирный хоровод». (Слайд 6)
Стихи для ребят Всех народов и стран: Для абиссинцев И англичан, Для испанских детей И для русских, Шведских, Турецких, немецких, Французских. Негров, чья родина — Африки берег; Для краснокожих Обеих Америк. Для желтокожих, Которым вставать Надо, Когда мы ложимся в кровать, Для эскимосов, Что в стужу и снег | Лезут В мешок меховой На ночлег; Для детворы Из тропических стран, Где на деревьях Не счесть обезьян; Для ребятишек Одетых и голых — Тех, что живут В городах или селах... Весь этот шумный, Задорный народ Пусть соберется В один хоровод. Север планеты Пусть встретится с Югом, Запад — с Востоком, А дети — друг с другом! |
Учитель: О чем это стихотворение?
Дети: О том, что дети всех цветов кожи должны дружить друг с другом. Все люди разные.
Учитель: А что было бы, если все люди были похожи и ничем не отличались?
Учитель: Хорошо или плохо, что все мы разные? (Слайд 7)
Дети: Люди своими отличительными чертами дополняют друг друга. Непохожесть людей совсем не означает, что кто-то из них лучше или хуже другого. Важно в любом человеке видеть что-то хорошее.
Учитель: Каждый народ, даже самый малочисленный, индивидуален, интересен обществу. У каждой народности свои обычаи, и представители этих народностей вносят в коллектив что-то своё, интересное и неповторимое.
5. Знакомство с обычаями других народов. (Слайд 8)
1 ученик: Мы - жители планеты Земля. Наша планета огромна и красива.
На нашей планете великое множество государств.
2 ученик: Наша Родина - Россия. (Слайд 9)
3 ученик: Мы живем дружно.
4 ученик: Мы терпимы друг к другу.
5 ученик: Я человек, живу среди людей,
Тех, у которых множество идей.
И все должны мы понимать друг друга
И в этом состоит общественного бытия наука.
Я человек. И ты. И он ведь человек.
Давайте в мире пониманья жить во век!
Учитель: В нашем классе учатся дети разных национальностей. И сегодня мы лучше узнаем друг друга. (Слайд 10)
Обычаи киргизов
1) Киргизские семьи обычно очень большие, так как родственники проживают совместно. Отношения в доме строятся на основе безусловного подчинения главе семьи и уважении старших. Если семья испытывает острую нужду, то вся родня и соседи приходят к ней на помощь.
Одна из традиций киргизов - гостеприимство. Киргизы говорят: "Гость - благодать дома". Уважаемых гостей хозяева встречают у ворот, здороваются, интересуются делами и жизнью, приглашают зайти в дом. У киргизов не принято с ходу задавать вопросы или расспрашивать о цели приезда - сначала беседа и стол, а потом все остальное.
Значительное место в киргизской жизни и быту занимает чай и чайная церемония. Заваривать этот по-настоящему главный напиток страны, как и разливать чай гостям, в первую очередь имеет право мужчина - хозяина дома.
Понедельник считается у киргизов наиболее счастливым днем - все мероприятия, начатые в этот день, как считается, будут наиболее удачны.
2) Разучивание киргизской игры «Тополь».
Выбирается водящий – это тополь. Он стоит в центре круга. Играющие встают в круг, приседают. Игра начинается после произнесения слова «Тополь!» Находящиеся в кругу дети договариваются между собой условными знаками (кивком, подмигиванием, взмахом руки) и быстро меняются местами. Водящий в это время стремится занять освободившееся место. Оставшийся без места становится водящим-тополем. Выигрывает тот, кто ни разу не был водящим.
Правила игры: меняться местами могут дети, находящиеся через одного, двух т.д. игроков. Одновременно меняться местами могут несколько пар.
Обычаи якутов
1) Якуты - один из самых многочисленных народов Сибири. (Слайд 11)
По данным переписи 1989 г., их более 380 тыс. человек. Живут они в Эвенкии, в Иркутской области, в Красноярском и Хабаровском краях, но главным образом в Якутии (Республика Саха), на территории которой находится полюс холода нашей планеты. Якуты привычны к жесточайшему холоду, особенно когда путешествуют.
Традиционными занятиями якутов являются коневодство, разведение крупного рогатого скота, охота и рыболовство.
Главное богатство республики — алмазы.
2) У якутов много национальных праздников. Одним из них является «Праздник кумыса» (Ысыах). (Слайд 12)
Этот праздник отмечают в конце весны или в начале лета. Устраивают его под открытым небом. Люди поют, танцуют, следят за поединками борцов и, конечно же, пьют вкусный напиток, приготовленный из кобыльего молока - кумыс.
3) Танец в честь солнца.
Как бы долго ни длился кумысный праздник, но подходит к концу и он, и тогда все участники Ысыаха, взявшись за руки, исполняют заключительный танец — «осуохай». Посвящен этот танец солнцу, поэтому исполнители осуохая обязательно должны образовать круг. В разных районах Якутии танцуют «солнечный танец» по-разному: где-то берутся за руки, где-то держат друг друга под руки, кто-то быстро бежит по кругу, кто-то движется медленной, величественной поступью, но суть всегда остается одна. Образовав хоровод, символ солнца, якуты благодарят светило за свет и тепло, подаренное людям.
4) Разучивание игры «Соколиный бой».
Играют парами. Играющие становятся на правую ногу, напротив друг друга, левая нога согнута. Руки скрещены перед грудью. Игроки прыгают на правой ноге и стараются правым плечом оттолкнуть один другого так, чтобы другой встал на обе ноги. Если при грубом толчке один из играющих упадёт, толкнувший выходит из игры.
Правила игры: Победившим считается тот, кто заставит другого встать на обе ноги. Отталкивать партнёра можно только плечом.
Обычаи бурятов
Гостеприимство у бурятов очень широко развито. (Слайд 13)
Всегда помогут путешественникам. Буряты почитают белый цвет с древних времен, он ассоциировался с нечто чистым, благородным, священным. Гостей сажали на белый войлок. Буряты приглашали ближайших соседей на обед, когда резали быка, барана. Если сосед не мог придти, ему отправляли кусок мяса.
Детей с малых лет учили знанию родного края, знанию обычаев и традиций отцов и дедов. Им старались привить трудовые навыки. Мальчиков приучали ездить на лошади верхом, стрелять из лука, а девочек – мять ремни, овчины, носить воду, разжигать огонь, нянчиться с малышами. Дети с ранних лет становились пастухами, учились переносить холод, спать под открытым небом, сутками находиться при стаде, ходить на охоту.
Русский народ
Россия – самая большая страна на всём белом свете. (Слайд 14)
Страна большая, добрая и сильная. И очень красивая. Люди сложили о ней много песен и сказок. Много народов проживает в России, но основное население России – это русские. У русских весёлый характер и открытая душа. Русские - это миролюбивый народ. Наш русский характер закалялся веками. Русский национальный характер – это, прежде всего героический характер.
Хлебосольный наш народ, гуманный, терпеливый. Русская пословица гласит: “Все самое дорогое - гостю”. Во все времена каждому, кто переступал порог дома с чистыми намерениями и добрым сердцем, русские были искренне рады всегда.
Русская культура признана одной из самых богатых и многогранных культур мира.
Русская литература — одна из самых богатых и красочных в мире.
А ведь как русским не гордиться такими учеными, как Лобачевский, Менделеев, Павлов; такими поэтами и писателями, как Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Лев Толстой;
такими композиторами, как Мусоргский, Бородин, Чайковский, Рахманинов.
Большинство русских по вероисповеданию - православные христиане.
Заповеди православных христиан учат нас: (Слайд 15)
- возлюби ближнего своего
- не убий
- не делай другому того, от чего больно тебе
- не лги
- почитай отца своего и матерь свою
- не кради
Учитель: Мы видим, что намного интересней жить вместе, нежели отдельной группой. Я желаю, чтобы вы были толерантны друг к другу
6. Определение качеств толерантной личности.
Учитель: Сейчас мы все вместе определим, какими качествами обладает толерантная личность. У каждого из вас на столах лежат карточки, на которых записаны качества характера человека. Выберите те, которые присущи толерантной личности. А что, по вашему мнению, не относится, зачеркните. (Слайд 16)
Качества:
- Терпимость
- Бессердечность
- Конфликт
- Сострадание
- Прощение
- Вспыльчивость
- Желание что-либо делать вместе
- Милосердие
- Злорадство
- Ложь
- Уважение прав других
- Раздражение
- Принятие другого таким, какой он есть
- Зависть
Учитель: Итак, толерантная личность обладает следующими качествами…
(Слайд 17)
7. Изготовление символа мира.
Учитель: И в заключении я хотела бы, чтобы на память о сегодняшнем классном часе мы сделали с вами символ мира, добра, любви и понимания. Символ нашего классного часа. Все мы разные, но мы вместе! (Слайд 18)
На столе у вас лежат лист бумаги и фломастеры. Обведите аккуратно вашу ладонь и вырежьте. А теперь давайте закрепим ваши ладошки вокруг нашей планеты (прикрепить магнитами вокруг планеты в виде лучиков).
- У нас получилось изображение солнышка.
- Посмотрите у нас на первый взгляд одинаковые ладошки, но все они разные и по размеру и по цвету. Что это символизирует?
- Всё мы разные, все достойны уважения, но в тоже время каждый из нас личность и особен по-своему.
Учитель: Солнце обогревает весь мир, так и толерантная личность, совершая добрые поступки, становится лучше, чище, светлее. От неё исходит добро, тепло. Вокруг толерантного человека всегда есть друзья, царит счастье.
8. Вручение памятки толерантной личности.
Учитель: Подумайте, а все ли мы обладаем качествами толерантной личности?
Дети: Нет, ссоримся…
Учитель: Все ли можем спокойно выслушать друг друга? Поддержать в трудную минуту?
Учитель: Я хочу вам предложить памятку, которая научит вас, как правильно
вести себя в конфликтной ситуации. (Слайд 19)
Памятка.
- Сохраняй спокойствие, когда сердишься.
- Владей собой, имей выдержку и хладнокровие.
- Имей терпение выслушать собеседника.
- Спокойно объясни свою точку зрения.
- Подумай, из-за чего возник спор.
9. Итог занятия.
Учитель: Итак, что значит – быть толерантным?
Дети:
- Уважать другого.
- Любить ближнего своего.
- Не злиться.
- Быть добрым, терпимым.
- Сострадать.
Учитель: Мои пожелания:
- Ребята, поступайте с другими так же, как хотите, чтобы они поступали с вами.
- Будьте добрыми: любящими, внимательными, терпеливыми, заботливыми, милосердными, прощайте.
- Будьте надёжными: честными, правдивыми, имейте чистое сердце, выполняйте свои обещания.
- Будьте заботливыми: вежливыми, внимательными, любезными.
- Будьте щедрыми: не жадными, бескорыстными, великодушными, готовыми помочь.
- И всё это вам поможет жить в мире.
Учитель: Ребята, я очень надеюсь, что наша встреча и разговор не пройдут для вас даром. Старайтесь быть добрее и внимательнее к любому человеку, с которым вы вступаете во взаимоотношения, будь то одноклассник или просто случайный прохожий. Ведь сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Старайтесь принимать других людей с их идеями, деятельностью и образом жизни. Это значит, что вы будете признавать, что все люди разные, но вы уважаете тех, кто не похож на вас.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час на тему: "Толерантность - путь к миру".
Данный классный час построен с учётом технологии развивающего критического мышления....
Презентация к классному часу: "Толерантность - путь к миру"
Данная презентация помогает учащимся сформировать представление о толерантности....
Классный час "Я в мире...мир во мне... Толерантность-путь к миру"
выбор качеств толерантного человека;изучение качества «Милосердие», выявление этого качества у себя;поиск новых шагов, путей выработки в себе данного качества. ...
классный час на тему: «ТОЛЕРАНТНОСТЬ – ПУТЬ К МИРУ!»
Открытый классный час на тему:«ТОЛЕРАНТНОСТЬ – ПУТЬ К МИРУ!»Кузнецова Мария Владимировна, учитель МОУ «Волосовская НОШ» г. ВолосовоЦели:сформировать у учащихся представление о толерантности (воз...
Классный час на тему: "Толерантность - путь к миру"
Классный час...
Классный час на тему: "Толерантность - путь к миру" 4 класс
Ребята знакомятся с определением толерантность, определяют качества толерантного человека....
Классный час по теме: "Толерантность-путь к миру!"
ДАННЫЙ МАТЕРИАЛ ИЗ РАЗДЕЛА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ...