Праздник прилёта птиц
учебно-методический материал (3 класс) на тему
Праздник посвящён Международному Дню Птиц. Была проведена большая работа. Дети изучали птиц родного края. Сочиняли стихи и считалки. Составляли кроссворд с вопросами-загадками о птицах. Декорировали скворечники. Рисовали птиц. Разучивали песни, танцы и музыкальные произведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Праздник прилёта птиц | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Праздник прилёта птиц
1 апреля - Международный день птиц. На нашем уроке – празднике мы хотим рассказать вам об этих уникальных созданиях природы.
Музыкальное произведение
Вандельт «Вальс»
Птицы издавна привлекали внимание человека. Людей восхищали яркое оперение, мелодичное пение, их смелые, стремительные полеты. Первые мысли о воздухоплавании, стремление научиться летать, несомненно, зародились у людей при взгляде на птиц.
Птицы приносят большую пользу. Они уничтожают вредных насекомых, сохраняя культурные и дикорастущие растения, помогают в их опылении. Они способствуют распространению плодов и семян.
Известно, что семья скворцов уничтожает за месяц до 24000 насекомых и их личинок. Пара синиц, поселившихся в саду вместе со своим потомством, могут очистить от насекомых-вредителей 40 больших яблонь. Для человека полезны и хищные птицы, уничтожающие мелких грызунов-вредителей полевых культур и распространителей заболеваний.
Птицы – вестники радости. Птицы – это красота и тайна. Они – источник вдохновения для писателей, поэтов, музыкантов. Моцарт слова Родионова «Вы птички каждый год»
Сегодня мы попробуем рассказать о птицах, при помощи различных видов искусства. Но сначала познакомимся с некоторыми из них.
Ученик 1
От рассвета до заката – вот рабочий день пернатых!
Рано солнышко встаёт за собою в путь зовёт:
Если вырубить леса. Пыль пойдёт под небеса,
Высохнут озёра, обмелеют реки
И не станут птицы в пустыне гнездиться.
Это очень грустно, когда вокруг пусто.
Р.Шуман слова Родионова «Весенний привет»
Ученик 4:
Очень ловко ловят мух наши мухоловки
Лишь мелькают тут и там серые головки.
Ученик 5:
Вихрем ласточки летают. Что захватывает дух,
Мошек на лету хватают, очищают воздух.
Ученик 6:
Трясогузка в огороде на пружинке будто ходит.
Вся изящна и стройна в тёмной шапке голова.
Очень ловко вправо, влево всё шныряет то и дело,
Достаёт из-под комков и жуков, и червяков,
И никто не скроется от такой работницы.
Ученик 7:
Кто-то там вверху на ёлке виден чуть из-за иголки,
Это птичка королёк – золотистый хохолок.
Весит он всего 5 грамм, но известен по делам,
Потому что круглый год работать он не устаёт:
Насекомых достаёт из хвоинок ёлок
И зимой он на "посту" несмотря на холод.
Ученик 8:
Соловей, соловей, спой нам песню поскорей
Ты свой голос не жалей, станет всем нам веселей.
Соловей, соловей, песней душу нам согрей.
Хоть не виден сквозь ветвей, голос твой нам всех милей.
Ученик 9:
Оляпка – птичка-водолаз и этим удивляет нас,
По дну реки заправски ходит и много корма там находит.
Оляпка очень осторожна, и подойти к ней невозможно.
Чуть звук какой-то раздаётся, птичка тотчас окунётся.
Ученик 10:
Над рекой на ветке лазурный огонёк,
Это птичка зимородок добычу стережёт.
Сидит долго, долго, свесив длинный клюв,
Кажется, уснула нет... рыбок обманула,
Стремительный бросок – попалась рыбка на "крючок".
Ученик 11:
А это птичка – ремез-синичка у неё гнездо – рукавичка,
Она сама "вяжет" и на ветку прилаживает.
И висит она, как гамачок для синичьих "деточек".
Ученик 12:
Дятел – лесу приятель как заправский лекарь
Он деревья лечит. Клювом по стволу стучит
Тут же хворь определит. Если дерево больное,
То звучание глухое, если звонко звук стучит –
Дятел дальше полетит.
Ученик 13:
На берёзовом стволе выросла вдруг шишка,
Берестой опутана серая кубышка
Это зяблик трудится, он большая умница,
Смастерил себе гнездо и замаскировал его.
И никто не поймёт, что зяблик в нём живёт.
Ученик 14:
А гнездо у славки только одна травка
Всё оно, как сито, паутинкой свито
И в кустарник вплетено, прочно держится оно.
И никакие ветры его не растреплют.
Славки славно трудятся, собирают гусениц в огороде и в саду,
Урожай нам берегут.
Ученик 15:
А щегол – настоящий "щеголь".
Оперение просто диво, всё подобрано красиво,
Где он только пролетит, всякий в след ему глядит.
Стайками щеглы посещают пустыри, будто бабочки порхают,
Сорняки уничтожают.
Ученик 16:
Удивительная птичка – ну, а кто скажите нам,
Ловко ходит по стволам: вверх и вниз и тут и там?
Кто мелькает целый день? Это птица – поползень.
Настоящий акробат, чистит все стволы подряд.
Ученик 17:
Голос у иволги, как у флейты и одета она, как фрейлина;
Золотистый сарафан и чёрный бархатный кафтан.
Ученик18:
Где у тетерева дом?
В тёплой ямке под кустом.
Любит тетерев покой,
Брови красные дугой.
Ученик 19:
Всё вокруг белым-бело, Красногрудому тепло.
С красной грудкой снегирёк
Прыгнул с ветки на снежок.
Ищет зёрнышки в сугробах. Не богаты их корма,
Горсть зерна нужна всегда. Наша помощь им нужна!
Ученик 20:
С птичками-певуньями веселей живётся,
Потому и надо нам о них позаботиться.
Сделать домик для скворца, для синиц – синичник,
А когда придёт зима – подготовить им корма:
Мячики репейные. Веники крапивные,
Букетики лебеды – и не будет им беды.
(песня «Хорошо быть птицей»)
Ученик 21:
Растаял снег, пригрело солнце,
Запели птицы у оконца.
Щебечут, каркают, снуют,
Природы перемены ждут.
А громче всех поёт скворец:
«Пришла весна! Зиме конец!»
Р. Фюш «Пьеса»
С приходом весны домой возвращаются перелетные птицы, которые боятся холодов и на зиму улетали в теплые края. По русскому обычаю весну встречают трижды. Первый раз 15февраля – сретенье, второй раз – на Сороки 22 марта в день весеннего равноденствия, третий раз - 7 апреля на Благовещенье. Эта третья встреча –один из главных праздников весны. В этот день закликали птиц. (Заклички). Выступление фольклорного ансамбля «Семечки»
Говорят, как Благовещенье встретишь, так весь год и проведешь.
В этот день женщины пекли особое ритуальное печенье, называемое «птушками», «жаворонками», «куликами». Такое печенье было в форме птичек. Ребятишки забирались на крышу и подкидывали птичек или прикрепляли их на нитку к шесту, чтобы они летали по ветру. Это символизировало приход весны, весеннее возрождение земли, да и угощались этим лакомством. И мы хотим вас угостить таким печеньем (угощение для первоклассников) «Благовещенское солнышко» исполняет фольклорный ансамбль «Семечки»
А еще в этот ребята играли.
Насиделась детвора, поиграть пришла пора.
Игра с колокольчиком
Считалка:
Раз-два, три- четыре- я люблю всех птичек в мире.
Пять- шесть –их не счесть. Семь-восемь-песню спеть попросим.
Девять-будем наблюдать. Десять станем их считать.
Считалка:
Среди серых журавлей
Скачет трясогузка.
Ты своим хвостом качай
И водить-ка начинай!
Игра Гори-гори ясно
Дети становятся в круг. Один ребенок за кругом с колокольчиком. Дети идут по кругу.
Гори-гори ясно, чтобы не погасло.
Глянь на небо, птички летят,
Колокольчики звенят.
Остановились, водящий протягивает руку с колокольчиком, дети встают спиной друг к другу.
Раз два не воронь беги как огонь.
Водящий стоит. Кто первый добежит, звонит в колокольчик и становится водящим.
Игра со зрителями
Музыкальное произведение - Кирнбергер «Контабеле»
Поиграли, угостились. Я вам загадаю загадку, а вы отгадайте.
Кто такой весенним днём
Сплёл рукавичку под окном,
Вывел в нём новых жильцов-
Маленьких таких птенцов? (Ласточка)
Песня «Ласточка»
Ежегодно в нашей стране выбирают птицу года. Какая птица стала главной в этом году вам и предстоит отгадать при помощи кроссворда.
1. Белый, как снег, надутый, как мех,
Лопатами ходит, а рогами ест. Г усь
2.На дереве сидела я
И сыр во рту держала,
А мимо дерева лиса
Близёхонько бежала.
Кто я? Знаете?
А ну отгадайте! В о рона
3. Непоседливый, болтливый
Серый, юркий, словно мышь
Прыгай, прыгай, я не трону.
Ближе, ну ещё немножко
Я насыплю тебе крошек.
Ты чирикай веселей
Мой хороший… Во р обей
4. По ночам летает на охоту.
Днём не видит да и спать охота Ф и лин
5. Не княжеской породы, а ходит с короной,
Не ратный ездок, а с ремнём на ноге,
Не сторожем стоит, а всех рано будит Пету х
6.В синем небе голосок, будто крохотный звонок Жа в оронок
7. Певчая птица, клюв длинный и острый,
Короткие крылья, хвост тоже короткий.
Когда прилетишь к нам из тёплого края?
Милый поёт отвечая:
«В марте в конце, в начале апреля»
Что за пташка? Ответь поскорее. Скв о рец
8.Жить без дела не люблю я,
В пятом я встаю часу,
То сажаю кедры клювом, то дубы в глухом лесу. С ойка
9. Кто там прыгает, шуршит, клювом шишки потрошит?
Голоском речистым, чистым – Кле! Кле! Кле! – поет со свистом.
Тем ещё известна птица, что морозов не боится:
Может в холод самый злой деток вывести зимой Клёс т
10. Мать отца не знаю, но часто называю,
Детей знать не буду, чужим сбуду. Кукуш к а
11.Эта птичка-
Птичка-невеличка
Жёлтенький жилетик,
Синенький беретик. Синиц а
Молодцы, все загадки отгадали.
Главная птица года горихвостка, посмотрите, какая она красивая.
Хвостик рыженький – тут - там, часто кланяется нам…
Приседает, вертится, если люди встретятся.
Съест вредителей садов и споет про пауков
По такому случаю песенку скрипучую.
Послушайте ее голосок (звучит фонограмма). Для этой птички мы приготовили подарок. Многие композиторы музыкой передавали весенние настроение, прилет птиц, их голоса. Послушайте фортепианное произведение Лауменскене «Минуэт»
Как-то шла я по лесу, услышала, как зимующие птицы вели разговор с перелетными. Очень интересный разговор…
Инсценировка.
Скворец:
Здравствуй, птичка – невеличка,
Здравствуй, добрая синичка!
Грач:
Здравствуй, дятел, наш приятель,
Здравствуй, голубь и снегирь!
Дятел:
Расскажите птицы, где вы побывали?
Расскажите птицы, что вы повидали?
Скворец:
В жарких странах – жаркое лето.
Ни зимы, ни снега там нету.
Грач:
Бродят там слоны – великаны,
Целый день кричат обезьяны,
Под деревьями вьются лианы,
Там кокосы растут и бананы.
Дятел:
Хорошо ли жили вдалеке от дома?
С кем вы там дружили, в странах незнакомых.
Скворец:
Мы скучали по деревне, по звенящему ручью,
По скворечне, по деревьям, по соседу воробью.
Синичка:
Вы б для нас потанцевали, мы вас очень, очень ждали!
Грач:
Чтобы было интересней, мы танцуем с вами вместе.
Общий танец. хореографы
Синичка:
Дети, гнезд не разоряйте, птичий дом не трогайте,
Яичек теплых не берите, нас, друзья вы берегите!
Э. Григ С. Гинзбург «Лесная песня»
В русском фольклоре существует немало пословиц и поговорок о птицах. Давайте вспомним их. Нужно соединить первую часть пословицы с другой.
• НА ЧУЖОЙ СТОРОНУШКЕ… РАД СВОЕЙ ВОРОНУШКЕ.
• ЛУЧШЕ СИНИЦА В РУКАХ… СЧИТАЮТ. •ЦЫПЛЯТ ПО ОСЕНИ… СВОЁ БОЛОТО ХВАЛИТ.
• СЛОВО НЕ ВОРОБЕЙ… ЧЕМ ЖУРАВЛЬ В НЕБЕ.
• ВСЯКИЙ КУЛИК… ВЫЛЕТИТ, НЕ ПОЙМАЕШЬ.
Музыкальное произведение М. Сидрер «Полька»
Попробуйте хоть на минутку представить себе наш мир без птиц. Без жаворонка над пашней, и соловья в роще, и кулика на болоте, и дятла на сосне, без воробьиных стай. Как бы обеднела наша жизнь!
Не пугайте резвых птичек! Пусть они вокруг порхают,
Крылья их при ярком свете, словно радуга сверкают.
Вы послушайте их песни, что поют они на воле!
Пусть певуньи украшают нам леса, сады и поле.
И в работе очень важной нам полезны эти крошки:
Истребляя на растеньях червяков и вредных мошек,
И сады, и нивы наши нам они оберегают,
Не пугайте резвых птичек! Пусть они вокруг летают!
Музыка Ю. Чичкова слова Синявского «Родная песенка»
С каждым годом все больше видов птиц исчезает с лица планеты. Помните об этом, не обижайте братьев наших меньших. Берегите птиц, и мир станет еще прекрасней!
Исполняется песня "Раненая птица" сл. Р. Рождественского, муз. А. Пахмутовой
Самые редкие птицы занесены в Красную книгу России. Охраняет их государство. Для этого создаются заповедники и заказники. Один из них находится в нашем крае. Это заказник «Журавлиная родина» и к нам сегодня приехали гости. Это люди, которые свою жизнь посвятили охране природы. Им слово. (выступление гостей).
Мы часто бываем на Журавлиной родине и хотим поделиться своими впечатлениями об этих поездках.
Танец журавлей в исполнении учащихся отделения хореографического искусства
Сочинения детей
«На свой родимый русский берег» сл. Е. Евтушенко. Исполняет фольклорный ансамбль «Семечки»
Необходимо всегда помнить, что птицы – друзья леса, сада, и огорода! Птицам нужна наша помощь, а именно мы можем построить скворечники и развешать их весной. Нам в этом году были подарены скворечники. Обучаясь на уроках ИЗО и ДПИ ребята смогли сделать настоящее произведение искусства. Какие они интересные, разные и сейчас мы отправимся дарить птицам новые домики. Наш урок-праздник закончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация " Праздник день птиц"
1 апреля- международный день птиц.В презентации дана информация о редких птицах....
Классный час-праздник "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!"
В работе с детьми младшего и среднего школьного возраста большое внимание уделяется воспитанию любви к природе, бережному отношению к ее обитателям. Использование при этом яркого, интересного ма...
Классный час "Прилёт птиц"
Материал классного часа даёт возможность учащимся познакомиться с особенностями птиц, раскрывает связь между живой и неживой природой, а также даёт возможность развивать умения находить взаимосвязь в ...
Сочинение с элементами описания "Прилёт птиц"
Система обучения связной письменной речи в начальной школе по системе Г.С. Щёголевой...
Развитие речи. 1 класс. Изложение по готовому плану " Прилёт птиц".
На эту тему два урока : чтение и русский язык ( подготовка к письму и письмо изложения ). Работу проводить в конце года ( в апреле ), когда первоклассники уже научились писать....
Проект "Прилёт птиц"
Данный проект будет полезен учителям начальных классов. Ребята не только уточняют и расширяют представления о перелётных птицах, об их жизни в весенний период, но и как результат готовят панно, просчи...
«Изменение долготы дня с наступлением весны. Прилёт птиц»
Цель: Закрепить и расширить знания об изменениях в природе весной, прилетом птиц....