Развитие речи. 1 класс. Изложение по готовому плану " Прилёт птиц".
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Рыбакова Мария Андреевна

На эту  тему два урока : чтение и русский язык ( подготовка к письму и письмо изложения ). Работу проводить в конце года ( в апреле ), когда первоклассники  уже научились писать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_klass_izlozhenie.docx68.36 КБ
Файл slaydy_k_izlozheniyu.pptx940.2 КБ

Предварительный просмотр:

   Ф.И.О.                  Рыбакова Мария Андреевна

   Предмет :           Литературное чтение.

   Класс:                 1 класс

 

1 класс.  Развитие речи.  Изложение  по готовому  плану « Прилёт  птиц ».

На  данную  тему  проводится  2 урока  по  40 минут. ( Уроки  проводятся

 в апреле, когда  у  уч – ся  накоплен  определённый  опыт ).

    Урок   1 : Чтение. Устная  подготовка к  письму  изложения.

    Урок  2 :  Русский  язык. Письмо  изложения.

                                                               Урок   1.  Чтение.

 

  Тип  урока :   Урок  первичного  предъявления  новых  знаний.

  Цель  урока :  Подготовить уч  ся к письму  изложения.

Задачи :  • обучающая -  учить  детей  правильно  выражать  свои  мысли  , грамотно  строить  предложения;     обогащать  словарный  запас  уч  ся;

                                                расширить  представления уч  ся  о  перелётных  птицах;

                       • развивающая – постижение  красоты  природы  посредством  музыки, живописи, художественного     

                       слова;

                  • воспитательная – создание  на  уроке  доброжелательной  атмосферы ;   формировать    направленность  личности  ученика  на  созидание  и  развитие  культурных  ценностей;

Оборудование к уроку : ЭОР - презентация  из 10  слайдов ;   заранее  подготовленная  доска ;  заранее подготовленные  сообщения  уч - ся .

   

Технологическая  карта  урока.

Этап  урока

Виды  работы,формы, методы, приёмы.

Содержание  педагогического  взаимодействия.

Формируемые  УУД

Планируемые  результаты.

Деятельность  учителя.

Деятельность  обучающихся.

 1.Организаци -онный  момент

Уч  ся  входят на  урок  под музыку И. Дунаевского , сл. М.Матусовского  «Скворцы  прилетели!»

Оформление  доски  перед  уроком.

Организация  внимания  всех  уч  ся.                                                     

Организовывают  рабочее  место. Здороваются  с учителем.

Личностные : управление  своим  настроением, умение  выражать  эмоции.

Организовать  детей. Проверить  готовность  к уроку.

2. Мотивация  к учебной  деятельности.

Словесное  приветствие.

Напомнить уч –ся о правильной  посадке во время урока.

Учитель  приветствует  детей, проверяет  их  готовность  к уроку,  настраивает  уч  ся  на  активную  работу.

Выполнение  опережающего  домашнего  задания.

 Включение  в  деловой  ритм.

Метапредметные :

организовывать рабочее место,  настраиваться  на познавательную  деятельность.

Формирование  внутренней  потребности включения  в  деятельность ( « хочу « ).

3. Подготовка  уч – ся  к 

активному

усвоению   

материала.

Подведение  учеников к  

формулировке

 темы урока.   

Слайд № 1.

- Сегодня  вам  предстоит  писать  изложение  текста.

- Что  значит  « изложение »?

-

-- Прослушав  такую  радостную  

мелодию  композитора, вы  уже, наверное, догадались  о чём будет  наш  текст ( текст  на  доске  закрыт ).

На основе  вступительного

 слова  учителя  и  

результатов.

 опережающего  

домашнего  задания  уч – ся  сами  формулируют  тему  урока.

Личностные:

вызвать  интерес к новому  учебному материалу, формировать чувство  прекрасного.

 

Первичные  навыки  работы с информацией.

№ 1

4. Овладение  содержанием  учебного  материала.

Беседа, в ходе которой учитель слушает  и  выясняет  знания  и  представления  детей  о  перелётных  птицах,

 обобщает  ответы  детей

Слайды   № 3  и № 4.

 ) - Какие  птицы  прилетают  к  нам  первыми ?

  Слайд № 2.

- Опишите  словами  грача.

- Где  селятся  грачи ?

- Как  и  чем  кормятся ?

- Грач – вредная  или  полезная  птица ?

- Грачи  милы  сердцу  любителей  природы. На  картине  какого  художника  мы  видели  грачей ?

 

- Грачи  открывают  весну. Они

стаями  летают  на  пашни, поля  и  луга, где  в  огромном  количестве  истребляют майских  жуков, улиток, червей, куколок  насекомых,

мышей  и  полёвок. Грачи  приносят  большую  пользу.

- Отвечают  на  вопросы  учителя.

Двое  уч- ся  рассказывают  заранее  подготовленное  сообщение о граче.

Познавательные:

Уч – ся  учатся строить  речевое  высказывание в устной  форме устанавливать  причинно – следственные  связи,  выделять существенные признаки  и делать выводы.

Коммуникативные:

Учаться  допускать  возможность  существования  у  людей  различных точек  зрения;

Формулировать собственное мнение  и  позицию, доносить свою позицию до других.

Учатся  правильно  выражать  свои  мысли в устной  форме.

Приобретают умение  правильно  строить  предложения.

№ 2

Слайд № 5.

Обобщение  ответов  детей.

- А  о  какой  птице  эта  загадка ? –« На  колу  дворец, во  дворце  певец.»

- Верно, следом  за  грачами  прилетают  скворцы. Скворец  по  праву  заслужил  любовь  населения  России  за  свои  задорные  песни, в  которых  он  подражает  другим  птицам, даже  лаю  собак  и  кваканью  лягушек. Скворцы  могут  подражать  и  человеческому  голосу.

- За  что  ещё  люди  любят  скворцов ?

-Где  скворцы  устраивают  гнёзда ?

- Гнёзда  скворцы  устраивают  в  дуплах  или  в  скворечниках, сделанных  человеком. Скворечники  люди  вешают  на  деревьях  или  устанавливают  на    высоких  шестах. Оперение скворца  очень  чёрное  в золотую  крапинку. Стаи  скворцов  порой  напоминают  огромные  чёрные  тучи. Также  как  и  грач, скворец – птица  полезная. Весной  скворцы  тоже  ходят  за  плугами  тракторов,  склёвывая  оказавшихся  при  вспашке  на  поверхности  дождевых  червей  и  личинок  насекомых.

Ответы  детей.

Регулятивные:

Учатся  выдвигать  свои  версии, извлекать  информацию  из услышанного, ориентироваться в своей  системе знаний и осознавать необходимость нового знания.

Принятие  важности  бережного  отношения  к природе, красоты  природы.

5. Динамическая  пауза.

Физкультурная минутка.

Выполняют упражнения  , проговаривая стихотворение.

Поддержание физического здоровья снятие напряжения.

№ 3

4. Овладение содержанием  учебного материала.

Слайд № 6 – а ( жаворонок  в  полёте )

- А  кто  знает  эту  птицу ?

- Выйдя  в  поле  весенним  утром, всмотрись   попристальнее в вышину, и  ты    вскоре  увидишь  как  бы  висящую  в  воздухе  и  слегка  колеблющуюся  тёмную  точку. Песня  жаворонка – светлая, серебристая,  непрерывно  переливающаяся  на  всевозможные  лады.

- В отличии  от  грача  и  скворца  жаворонок  гнездо  располагает  на  земле, где – нибудь  в  ямке: свито  оно  из  соломинок  и  стеблей  трав.

Сообщение  ученика о жаворонке.

Ученик  читает  наизусть  заранее  подготовленное  стихотворение В.Жуковского.

Личностные :

Формирование  целостного, социально  ориентированного взгляда  на  мир в его органичном  единстве  и разнообразии  природы.

Формирование  представлений  об эстетических  идеалах  и ценностях.

Слайд № 6 – б ( жа-воронок  в гнезде ).

6. Завершение  урока.

Рефлексия  учебной  деятельности.

-Перечислите о каких перелётных птицах  мы  сегодня беседовали.

- Для  чего  нам  нужны  эти знания ?

Отвечают  на  вопросы учителя.

Учатся  строить монологическое  высказывание.

Регулятивные:

учатся соотносить  результат  своей деятельности  с целью  урока. Включение  новых  знаний  в систему знаний.

Самооценка  учащимися результатов  своей  работы.

Приложение

Д О С К А

/ заранее  подготовлена  ко  второму  уроку /

( число )

Изложение.

Прилёт  птиц.

 1.   Пришла  весна. Из  тёплых  стран  прилетели  грачи, скворцы, жаворонки.

 2.  Птички  хлопочут  около  гнёзд. Они  тащат  в  свои  домики  веточки  и  сухую  траву.

 3.    Скоро  в  гнёздах  запищат  птенцы.  

                                                      (     29 слов.)

П Л А Н

1

1. Вступление.

 2. Какие  птицы  прилетели  из  тёплых  стран ?

2

 3, 4. Что  делают  птички ?                            

3

 5. Заключение.

около

хлопочут

тащат

Сообщения  учащихся :

    1 – ый ученик :  - Есть  русская  пословица: « Увидел  грача – весну  встречай !». С  прилётом  грачей  начинается  весна.

                                     Грач – крупная  птица,  примерно  с ворону, с  иссиня – чёрным  оперением  с  фиолетовым  отливом. У  взрослых    

                              Грачей  голова  у  основания  клюва  белая  и  без  перьев,  а  у  молодых  птиц  она  сплошь  покрыта  перьями.

 

   2 – ой  ученик :  - На  картине Алексея  Кондратьевича  Саврасова  « Грачи  прилетели   »  мы  видим,  что  грачи  селятся  на  

                                  деревьях   целыми  колониями  ( грачевниками ). Натуралисты  описали  случай,  когда  на  одном  дереве ( ясене )  

                              грачи  свили  96  гнёзд. Из  года  в  год  грачи  гнездятся  в  одних  и  тех  же  местах.

 

       3 – ий  ученик :   - Жаворонок – обитатель  поля. Это  небольшая, величиной  с  воробья  птичка  с  землисто – бурым  верхом, на  

                                       котором  заметны  чёрные  продольные  чёрточки  и  пятнышки,  и  беловатым  низом  с  тёмными  пестринами  

                               на груди. Окраска  с  полным  правом  может  быть  названа  покровительственной : она  сливается  с  окружающим  

                              фоном – комьями  земли  и  прошлогодней  порыжелой  травой.

 

Ф И З К У Л Ь Т У Р Н А Я    М И Н У Т К А :

Руки  подняли  и  покачали – это  деревья  в  лесу.

Локти  согнули,  кисти  встряхнули – ветер  сдувает  росу.

В  стороны  руки,  плавно  помашем – это  к  нам  птицы  летят.

А  как  они  сядут  мы  вам  покажем – руки  сложим  вот  так.

К слайду № 6:

 В.А. Жуковский :…И песню  раннюю запел

                              В лазури  жаворонок звонкий.

                               Он голосисто  с  вышины

                              Поёт,  на  солнышке  сверкая:

                              « Весна  идёт  к  нам  молодая,

                              Я здесь  пою  приход  весны …»

 


  Ф.И.О.               Рыбакова Мария  Андреевна

   Предмет:          Русский  язык

  Класс:                 1 класс

Урок  № 2. Русский  язык.

Тема  урока :  Письмо  изложения  по  готовому  плану.

  Тип  урока:  Урок  формирования  первоначальных  предметных  навыков,  овладения  предметными  умениями.

  Цель  урока :  формирование  речевых  умений,  связанных  с  воспроизведением  и  созданием  текста.

  Задачи  урока :

 Образовательные:

                                • учить  анализировать текст  по  содержанию, построению  и языку;

                                • учить пересказу текста  по  плану;

                                • провести  орфографическую  подготовку  к записи  текста;

                                • учиться  записывать  текст  в  процессе  коллективной  работы;

                               Развивающие :  • стремление  к  познанию;  

                                                             • эстетическое  развитие;

                                                              • развитие  связной  письменной  речи;  

                            Воспитательные : • воспитание   трудолюбия,  

                                                              •  становление  ученика – субъекта  учебной  деятельности;

   Оборудование  к  уроку :  презентация,

                                                     заранее  подготовленная  доска;

                                                             

                             

                                        

 

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

изложение Прилёт птиц

Слайд 2

« Увидел грача – весну встречай!

Слайд 8

Прилёт птиц. Пришла весна. Из тёплых стран прилетели грачи, скворцы, жаворонки. Птички хлопочут около гнёзд. Они тащат в свои домики веточки и сухую траву. Скоро в гнёздах запищат птенцы.

Слайд 9

П Л А Н 1 1. Вступление. 2. Какие птицы прилетели из тёплых стран ? 2 3, 4. Что делают птички ? 3 5. Заключение. около хлопочут тащат


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление по теме :"Роль изложений в развитии речи. Творческие изложения". Презентация к выступлению.

Выступление посвящено важной проблеме совершенствования обучения школьников связной речи....

Развитие речи. Подробное изложение повествовательного характера во 2 классе. ФГОС "Школа России"

Это  обучение  написанию подробного изложения  повествовательного текста по  вопросам....

Урок развития речи. Сочинение сказки по готовому началу. 4 класс

ТЕМА УРОКА: СОЧИНЕНИЕ СКАЗКИ ПО ГОТОВОМУ НАЧАЛУ. ТИП УРОКА: Развитие речи ЦЕЛИ УРОКА:  закрепление знаний о сказке как особом жанре устного народного творчества;  знакомство с приемами сюжето...

Урок русского языка, развитие речи, подробное изложение по коллективно составленному плану "Умная галка" Л.Н. Толстой

Урок русского языка, развитие речи, подробное изложение по коллективно составленному плану "Умная галка" Л.Н. Толстой.Картинный план, тема и идея произведения.Главный вопрос урока - как составить план...

Презентация к уроку Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану. (Упр.180). 4 класс УМК "Школа России"

Презентация к уроку развития речи в 4 классе по УМК "Школа России" составлена по  методическому пособию с поурочными разработками В.П.Канакина «Русский язык» с иллюстрациями...

Презентация к уроку развития речи.Обучающее изложение по готовому плану

Презентация предназначена для обучения учащихся 2 класса написанию изложения. УМК "Школа России", Русский язык Канакина В.П., Горецкий В.Г. Используется в конце изучения темы "Буквосоче...

Обучающее изложение по готовому плану, 2 класс

Обучающее  изложение  по готовому плану....