Классный час « Хлеб - всему голова»
классный час (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Хлеб- особый продукт на нашем столе. Без него невозможна жизнь человека. Испокон веков хлеб добывался в поте лица. Хлебом- солью встречали дорогих гостей. За хлеб бились насмерть с врагом. Хлебом, как именем Матери и Родиной, клялись. Это мероприятие способствует расширению представлений учащихся о значении хлеба в нашей жизни, воспитанию бережного отношения к нему, уважению к труду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_o_hlebe.docx | 25.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа №12
Сценарий классного часа
«Хлеб – всему голова»
Учитель Марина Елена Романовна
Г. АРЗАМАС
2012г.
Классный час « Хлеб - всему голова»
Цель:
- расширение представлений учащихся о значении хлеба в нашей жизни;
- воспитание у учащихся бережного отношения к хлебу и уважение к труду;
- формирование нравственных ориентиров на примерах уважительного отношения наших предков к хлебу и его роли в жизни.
Задачи:
- расширять кругозор учащихся, знания о профессиях;
- расширять знания о процессе создания хлеба;
- продолжать знакомство с народными традициями;
Оборудование:
- презентация «Хлеб – всему голова»;
- плакаты с цитатами о хлебе, рисунки детей.
- выставка хлебобулочных изделий;
- репродукции картин И.И. Шишкина “Рожь”, А.Н. Герасимова “Весенний дождь”;
- компьютер.
Ход классного часа
Учитель:
Хлеб – особый продукт на нашем столе. Без него не обходится ни завтрак, ни обед, ни праздничный ужин. Но испокон веков хлеб не был простой едой. Хлебом - солью встречали дорогих гостей. За хлеб бились насмерть с врагом. Хлебом, как именем матери и Родиной, клялись. Это слово мы произносим с особой теплотой и любовью, как все главные слова нашего языка: мама, мир, семья.
1 ученик: Вон - он хлебушко душистый,
С хрустом, корочкой витой.
Вот он теплый, золотистый
Словно солнцем залитой.
В нем здоровье, наша сила,
В нем - чудесное тепло,
В нем - земли родимой соки,
Солнца свет весенний в нем.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
Не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе,
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
Учитель:
У разных людей есть различные ценности: золото, деньги, меха, книги. Но есть одинаковые ценности у всех людей. Это - отчий дом, отец, мать и ещё хлеб. О нём мы говорим: «Хлеб – всему голова!» Сегодня мы будем говорить о хлебе. Мы славим труд землепашца и комбайнёра, водителя, мукомола и хлебопёка. Это их честный и нелёгкий труд даёт нам возможность жить, видеть каждый день на столе вкусный и ничем незаменимый хлеб.
Хлеб - это рожь, ячмень, овес, просо, гречиха, рис, кукуруза, горох, соя. Но пшеница, рожь и ячмень называют еще жито. Их общее название сходно со словом жить не случайно. Они основные наши кормильцы. Есть еще слово, которое тоже близко к слову жить. Это слово – жилье. Не зря в народе говорят: «Был бы кусок хлеба, да крыша над головой, и жить можно». Каким только не бывает хлеб: белым и чёрным, честным и горьким, жарким, горячим, холодным. Он редко бывает лёгким, а чаще тяжёлым.
(карточки на доске)
Восстановите пословицы, найдите у каждой вторую половину.
Хлеб – батюшка, |
Хлеб да вода- |
Худ обед, |
Без соли, без хлеба |
Палата бела, |
Хлеба ни куска, |
когда хлеба нет |
худая беседа |
вода – матушка |
а без хлеба в ней беда |
мужицкая еда |
так и в горнице тоска |
Учитель.
Какое коротенькое, но емкое слово «хлеб». Ребята, почему хлеб занимает такое важное место в жизни каждого из нас?
Хлеб люди едят каждый день, и он никогда не надоедает. Долго люди не могли дать ответ, почему хлеб не надоедает им. Оказывается потому, что в хлебе много питательных веществ - белков, жиров, углеводов, минеральных солей, витаминов.
Ученые - медики подсчитали, что взрослый человек съедает в день обычно около 500 граммов хлеба, а при тяжелой работе - 800 граммов. Почти половину энергетических ресурсов, необходимых для жизнедеятельности, человек получает от хлеба.
«Хлеб - всему он голова!»
Учитель.
Хлеб – это дар Земли! Людям в голодные годы приходилось беречь каждую крошку, потому что они в день получали небольшой кусочек хлеба, 125г и еще 3 макаронины, длиною в тетрадь, глинистые, но желанные для каждого человека. И эти крохи помогали выжить в суровое время войны и испытаний.
Учитель. В Ленинградском музее истории хранится дневник
Тани Савичевой.
«Женя умерла 28 декабря в 12 часов утра 1941 г. Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 г. Лена умерла 17 марта в 5 часов утра 1942 г. Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942 г. Дядя Леша умер 10 мая в 4 часа дня 1942 г. Мама - 13 мая в 7 часов 30 минут утра 1942 г.»
Савичевы умерли. Умерли все. Осталась только Таня, которую увезли в поселок Шатки Горьковской области, но истощенная голодом девочка умерла.
Мы с вами не знаем, что такое голод. Нам должно быть стыдно, когда несъеденные кусочки мы просто выбрасываем. Так поступать нельзя. Хлеб нужно обязательно доедать, а крошками кормить птиц.
6 ученик. «Военный хлеб», А. Морозов
Я помню хлеб, военный, горький
Он весть почти из лебеды,
В нем в каждой крошке,
В каждой корке
Был горький вкус людской беды.
На той беде замешан круто
Нелегкий хлеб нелегких дней
Но как сладка была минута,
Когда кусок в руке моей
Посыпан был щепоткой соли,
Приправлен маминой слезой
Я есть хотел, а мама с болью
Взгляд отводила стороной.
Как горе было гостем частым
Им были детства дни полны
Особо помню я, что счастью
Был равен горький хлеб войны.
В годы тягот и лишений
Новый мир мужал и креп
Шел народ в огне сражений
За свободу и за хлеб.
Учитель.
Никто из нас не остается равнодушным к историческим документам, говорящим о судьбах людей, которым не хватало крошечки хлеба, и они умирали. Мы проведём подсчет: если каждый человек за один день недоест и выбросит 50 граммов хлеба (показывает кусочек хлеба в 50 граммов), получится, что около 20 буханок хлеба окажутся выброшенными, которыми можно накормить 20 человек за день, 600-за месяц, 7 200-за год.
Учитель. А ведь черствому хлебу можно продлить жизнь. Каким образом?
Пятая группа:
1. Положить в целлофановый пакет на батарею,
2. Приготовить панировочные сухари.
3. Посушить гренки для супа.
4. Поджарить гренки к чаю.
5. Испечь пирог с яблоками, сварить суп.
Учитель.
Человек любит отца и мать, любит жизнь и хлеб. По отношению к земле и хлебу можно определить порядочность человека. Нравственное отношение к хлебу – отношение бережное. Следует помнить о том, что хлеб на нашем столе появляется благодаря нелегкому труду людей 120 профессий.
Издавна у славян существовал обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. Хлеб – посол мира и дружбы между народами, остается им и ныне. Изменяется жизнь, переоцениваются ценности, а хлеб-батюшка, хлеб-кормилец остается самой большой ценностью. С хлебом провожали на фронт. С хлебом встречали вернувшихся с войны. Хлебом поминали тех, кто уже никогда не вернется. У каждого свой хлеб. Каждый по-своему помнит, воспринимает и ценит его. Но есть для всех без исключения одно общее: хлеб – это жизнь. Наш народ хлебосолен. Хлеб, калиной перевитый, на праздничном столе всегда стоит на почетном месте. Дорогих гостей встречают хлебом-солью. Однако не каждый гость знает, что каравай нужно разломить, самому отведать и людям раздать, как велит обычай. Не каждый знает, что, принимая хлеб-соль на рушнике, хлеб следует поцеловать.
А вы можете рассказать мне какие-нибудь заповеди связанные с хлебом?
Третья группа:
- Бери хлеба столько, сколько съешь.
-Не оставляй недоеденных кусков хлеба на столе!
-Жалеть надо хлебную крошку!
- Никогда не бери хлеб грязными руками.
- Не заворачивай хлеб в газету.
- Не клади хлеб в сумку с овощами, подвергая себя опасности заболеть.
-Если же случилось так, что хлеб зачерствел – попробуйте освежить его. Заверните его в слегка увлажненную салфетку, положите в кастрюлю, закройте крышкой и поставьте на несколько минут в духовку.
- Учись готовить из чёрствого хлеба различные блюда.
Учитель.
- Ребята, посмотрите на стол. Сколько разных мучных изделий из муки выпекли руки пекаря. Здесь и каравай и булочки, сдобные калачи. Оказывается, как много всего можно испечь из муки. Скажите, ребята, какие пословицы и поговорки о хлебе вы знаете?
Вторая группа:
- Много снега – много хлеба.
- Хлеб – всей жизни голова.
- Будет хлеб – будет и песня.
- Хлеба ни куска – и в доме тоска.
- У кого хлеб, у того счастье.
- Не будет хлеба – не будет и обеда.
- Слава миру на земле!
Слава хлебу на столе!
Мы знаем загадки на «хлебную» тему, отгадать их легко и быстро:
1. Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый. (Хлеб)
2. На соломине дом.
Сто ребяток в нем. (Колосок.)
3. Что на сковородку наливают
Да вчетверо сгибают? (Блины.)
4. Вырос в поле колоском,
На столе лежу куском. (Хлеб.)
5. За трактором по полю ходит она.
Отборного ей насыпают зерна.
А где ее след чуть заметней ложится,
Там буйно потом урожай колосится. (Сеялка.)
6. Птица Юрица на ветер глядит,
Крыльями машет, сама ни с места. (Ветряная мельница)
7. У лепешки, каравая, сушки, плюшки, пирожка
От рождения седая мать по имени... (Мука)
8. Корабль-великан по земле идет.
Поле пройдет — урожай соберет. (Комбайн)
10. Слово, обозначающее печеное изделие с сахаром и маслом. (Плюшка)
11. Витая булочка. (Крендель)
Учитель. Все загадки отгадали!!!
Прекрасные слова прозвучали сегодня: «Берегите хлеб!» Так давайте же будем беречь и уважать и хлеб, и людей, которые его растят. Научимся уважать любой труд людей. Иногда у людей, живущих рядом с вами, случается беда, поделитесь с ними куском хлеба, помогите им. Будьте чуткими и добрыми. Пусть хлеб объединяет людей. Пусть он помогает вам в ваших светлых помыслах, делах и поступках.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час Хлеб-всему голова
Откуда хлеб пришел на стол, свойства хлеба, цена хлеба. Хлеб блокадного Ленинграда....
Классный час "Хлеб - всему голова"
Классный час для 3 класса "Хлеб - всему голова" воспитывает у детей бережное отношение к хлебу и уважение к труду людей. Предварительно, перед классным часом, была организована экскурсия на Хлебозавод...
Классный час "Хлеб - всему голова"
Классный час для 3 класса по теме "Хлеб - всему голова"....
Классный час "Хлеб - всему голова"
Классный час для 3 класса по теме "Хлеб - всему голова"....
Классный час "Хлеб - всему голова"
Сценарий классного часа для учащихся 2 класса....
Классный час "Хлеб - всему голова"
На этом классном часе рассказывается об истории хлеба, о людях, благодаря которым "хлеб приходит " к нам в дом. Ребятам предлагается посмотреть мультфильм "О девочке, которая н...
Классный час "Хлеб-всему голова".
Классный час "Хлеб-всему голова"...