Классный час « Хлеб - всему голова»
классный час (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Марина Елена Романовна

Хлеб- особый продукт на нашем столе. Без него невозможна жизнь человека. Испокон веков хлеб добывался в поте лица. Хлебом- солью встречали дорогих гостей.  За хлеб бились насмерть с врагом.  Хлебом, как именем Матери и Родиной, клялись. Это мероприятие способствует расширению представлений учащихся о значении хлеба в нашей жизни, воспитанию бережного отношения к нему, уважению к труду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_o_hlebe.docx25.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение –

                         средняя общеобразовательная школа №12

                              Сценарий классного часа

«Хлеб – всему голова»

                                                Учитель Марина Елена Романовна

                                                  Г. АРЗАМАС

                                                           2012г.

Классный час « Хлеб - всему голова»

Цель: 

- расширение представлений учащихся о значении  хлеба в нашей жизни;

 - воспитание у учащихся бережного отношения к хлебу и уважение к труду;

- формирование нравственных ориентиров на примерах уважительного отношения наших предков к хлебу и его роли в жизни.

Задачи:

  • расширять кругозор учащихся, знания о профессиях;
  • расширять знания о процессе создания хлеба;
  • продолжать знакомство с народными традициями;

Оборудование:

  • презентация «Хлеб – всему голова»;
  • плакаты с цитатами о хлебе, рисунки  детей.
  • выставка хлебобулочных изделий;
  • репродукции картин И.И. Шишкина “Рожь”, А.Н. Герасимова “Весенний дождь”;
  • компьютер.

 


Ход классного часа

Учитель:

Хлеб – особый продукт на нашем столе. Без него не обходится ни завтрак, ни обед, ни праздничный ужин. Но испокон веков хлеб не был простой едой.  Хлебом  - солью встречали дорогих гостей. За хлеб бились насмерть с врагом. Хлебом, как именем матери и Родиной, клялись.  Это слово  мы произносим с особой теплотой и любовью, как все главные слова нашего языка: мама, мир, семья.

1 ученик:                         Вон - он хлебушко душистый,

                                         С хрустом, корочкой витой.

                                         Вот он теплый, золотистый

                                         Словно солнцем залитой.

                                         В нем здоровье, наша сила,

                                         В нем - чудесное тепло,

                                         В нем - земли родимой соки,

                                         Солнца свет весенний в нем.

                                         Сколько рук его растило,

                                         Охраняло, берегло!

                                         Не сразу стали зерна

                                         Хлебом тем, что на столе,

                                         Люди долго и упорно

                                         Потрудились на земле.

Учитель:

У разных людей есть различные ценности: золото, деньги, меха, книги. Но есть одинаковые ценности у всех людей. Это - отчий дом, отец, мать и ещё хлеб. О нём мы говорим: «Хлеб – всему голова!» Сегодня мы будем говорить о хлебе. Мы славим труд землепашца и комбайнёра, водителя, мукомола и хлебопёка. Это их честный и нелёгкий труд даёт нам возможность жить, видеть каждый день на столе вкусный и ничем незаменимый хлеб.

Хлеб - это рожь, ячмень, овес, просо, гречиха, рис, кукуруза, горох, соя. Но пшеница, рожь и ячмень называют еще жито. Их общее название сходно со словом жить не случайно. Они основные наши кормильцы. Есть еще слово, которое тоже близко к слову жить. Это слово – жилье. Не зря в народе говорят: «Был бы кусок хлеба, да крыша над головой, и жить можно». Каким только не бывает хлеб: белым и чёрным, честным и горьким, жарким, горячим, холодным. Он редко бывает лёгким, а чаще тяжёлым.

 (карточки на доске)

          Восстановите пословицы, найдите у каждой вторую половину.

Хлеб – батюшка,

Хлеб да вода-

Худ обед,

Без соли, без хлеба

Палата бела,

Хлеба ни куска,

когда хлеба нет

худая беседа

вода – матушка

а без хлеба в ней беда

мужицкая еда

так и в горнице тоска

Учитель. 

 Какое коротенькое, но емкое слово «хлеб». Ребята, почему хлеб занимает такое важное место в жизни каждого из нас?

Хлеб люди едят каждый день, и он никогда не надоедает. Долго люди не могли дать ответ, почему хлеб не надоедает им. Оказывается потому, что в хлебе много питательных веществ - белков, жиров, углеводов, минеральных солей, витаминов.     

 Ученые - медики подсчитали, что взрослый человек съедает в день обычно около 500 граммов хлеба, а при тяжелой работе - 800 граммов. Почти половину энергетических ресурсов, необходимых для жизнедеятельности, человек получает от хлеба.


                 «Хлеб - всему он голова!»

Учитель.

Хлеб – это дар Земли! Людям в голодные годы приходилось беречь каждую крошку, потому что они в день получали небольшой кусочек хлеба, 125г и еще 3 макаронины, длиною в тетрадь, глинистые, но желанные для каждого человека. И эти крохи помогали выжить в суровое время войны и испытаний.

 Учитель. В Ленинградском музее истории хранится дневник

Тани Савичевой.

«Женя умерла 28 декабря в 12 часов утра 1941 г. Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 г. Лена умерла 17 марта в 5 часов утра 1942 г. Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942 г. Дядя Леша умер 10 мая в 4 часа дня 1942 г. Мама - 13 мая в 7 часов 30 минут утра 1942 г.»

Савичевы умерли. Умерли все. Осталась только Таня, которую увезли в поселок Шатки Горьковской области, но истощенная голодом девочка умерла.

Мы с вами не знаем, что такое голод. Нам должно быть стыдно, когда несъеденные кусочки мы просто выбрасываем. Так поступать нельзя. Хлеб нужно обязательно доедать, а крошками кормить птиц.

6 ученик. «Военный хлеб», А. Морозов

Я помню хлеб, военный, горький

Он весть почти из лебеды,

В нем в каждой крошке,

В каждой корке

Был горький вкус людской беды.

На той беде замешан круто

Нелегкий хлеб нелегких дней

Но как сладка была минута,

Когда кусок в руке моей

Посыпан был щепоткой соли,

Приправлен маминой слезой

Я есть хотел, а мама с болью

Взгляд отводила стороной.

Как горе было гостем частым

Им были детства дни полны

Особо помню я, что счастью

Был равен горький хлеб войны.

В годы тягот и лишений

Новый мир мужал и креп

Шел народ в огне сражений

За свободу и за хлеб.

Учитель.

Никто из нас не остается равнодушным к историческим документам, говорящим о судьбах людей, которым не хватало крошечки хлеба, и они умирали. Мы  проведём подсчет: если каждый человек за один день недоест и выбросит 50 граммов хлеба (показывает кусочек хлеба в 50 граммов), получится, что около 20 буханок хлеба окажутся выброшенными, которыми можно накормить 20 человек за день, 600-за месяц, 7 200-за год.

Учитель.    А ведь черствому хлебу можно продлить жизнь. Каким образом?

Пятая группа:

1. Положить в целлофановый пакет на батарею,

2. Приготовить панировочные сухари.

3. Посушить гренки для супа.

4. Поджарить гренки к чаю.

5. Испечь пирог с яблоками, сварить суп.

Учитель.

         Человек любит отца и мать, любит жизнь и хлеб. По отношению к земле и хлебу можно определить порядочность человека. Нравственное отношение к хлебу – отношение бережное. Следует помнить о том, что хлеб на нашем столе появляется благодаря нелегкому труду людей 120 профессий.

Издавна у славян существовал обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. Хлеб – посол мира и дружбы между народами, остается им и ныне. Изменяется жизнь, переоцениваются ценности, а хлеб-батюшка, хлеб-кормилец остается самой большой ценностью. С хлебом провожали на фронт. С хлебом встречали вернувшихся с войны. Хлебом поминали тех, кто уже никогда не вернется. У каждого свой хлеб. Каждый по-своему помнит, воспринимает и ценит его. Но есть для всех без исключения одно общее: хлеб – это жизнь. Наш народ хлебосолен. Хлеб, калиной перевитый, на праздничном столе всегда стоит на почетном месте. Дорогих гостей встречают хлебом-солью. Однако не каждый гость знает, что каравай нужно разломить, самому отведать и людям раздать, как велит обычай. Не каждый знает, что, принимая хлеб-соль на рушнике, хлеб следует поцеловать.

А вы можете рассказать мне какие-нибудь заповеди связанные с хлебом?

Третья группа:

- Бери хлеба столько, сколько съешь.

-Не оставляй недоеденных кусков хлеба на столе!

-Жалеть надо хлебную крошку!

- Никогда не бери хлеб грязными руками.
- Не заворачивай хлеб в газету.
- Не клади хлеб в сумку с овощами, подвергая себя опасности заболеть.

-Если же случилось так, что хлеб зачерствел – попробуйте освежить его. Заверните его в слегка увлажненную салфетку, положите в кастрюлю, закройте крышкой и поставьте на несколько минут в духовку.

- Учись готовить из чёрствого хлеба различные блюда.

Учитель.  

        - Ребята, посмотрите на стол. Сколько разных мучных изделий из муки выпекли руки пекаря. Здесь и каравай и булочки, сдобные калачи. Оказывается, как много всего можно испечь из муки. Скажите, ребята, какие пословицы и поговорки о хлебе вы знаете?

Вторая группа:

- Много снега – много хлеба.

- Хлеб – всей жизни голова.

- Будет хлеб – будет и песня.

- Хлеба ни куска – и в доме тоска.

- У кого хлеб, у того счастье.

- Не будет хлеба – не будет и обеда.

   - Слава миру на земле!

     Слава хлебу на столе!

Мы знаем загадки на «хлебную» тему, отгадать их легко и быстро:

1.  Мягкий, пышный и душистый, 
    Он и черный, он и белый, 
    А бывает подгорелый.   (Хлеб) 
2.  На соломине дом.

     Сто ребяток в нем.         (Колосок.)

3.  Что на сковородку наливают

     Да вчетверо сгибают?    (Блины.)

4.  Вырос в поле колоском,

     На столе лежу куском.    (Хлеб.)

5.  За трактором по полю ходит она.

    Отборного ей насыпают зерна.

     А где ее след чуть заметней ложится,

     Там буйно потом урожай колосится. (Сеялка.)

6.   Птица Юрица на ветер глядит, 
     Крыльями машет, сама ни с места.   (Ветряная мельница) 
7.   У лепешки, каравая, сушки, плюшки, пирожка
     От рождения седая мать по имени...   (Мука) 
8.    Корабль-великан по земле идет. 
      Поле пройдет — урожай соберет.  (Комбайн) 
10.  Слово, обозначающее печеное изделие с сахаром и маслом. (Плюшка)

11.  Витая булочка.         (Крендель)

Учитель.  Все загадки отгадали!!!

     Прекрасные слова прозвучали сегодня: «Берегите хлеб!» Так давайте же будем беречь и уважать и хлеб, и людей, которые его растят. Научимся уважать любой труд людей. Иногда у людей, живущих рядом с вами, случается беда, поделитесь с ними куском хлеба, помогите им. Будьте чуткими и добрыми. Пусть хлеб объединяет людей. Пусть он помогает вам в ваших светлых помыслах, делах и поступках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час Хлеб-всему голова

Откуда хлеб пришел на стол, свойства хлеба, цена хлеба. Хлеб блокадного Ленинграда....

Классный час "Хлеб - всему голова"

Классный час для 3 класса "Хлеб - всему голова" воспитывает у детей бережное отношение к хлебу и уважение к труду людей. Предварительно, перед классным часом, была организована экскурсия на Хлебозавод...

Классный час "Хлеб - всему голова"

Классный час для 3 класса по теме "Хлеб - всему голова"....

Классный час "Хлеб - всему голова"

Классный час для 3 класса по теме "Хлеб - всему голова"....

Классный час "Хлеб - всему голова"

Сценарий  классного часа для учащихся 2 класса....

Классный час "Хлеб - всему голова"

На этом классном  часе  рассказывается  об истории хлеба,  о людях, благодаря которым "хлеб приходит " к нам в дом. Ребятам предлагается посмотреть мультфильм "О девочке, которая н...

Классный час "Хлеб-всему голова".

Классный час "Хлеб-всему голова"...