ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ И ЕГО РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ
статья (1 класс) на тему

 В этом материале описываются виды деятельности в группе продленного дня, методы и приемы духовно-нравственного воспитания школьников. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

     ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ И ЕГО РОЛЬ

В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ

Воспитывать человека интеллектуально,

не воспитав его нравственно,

- значит, вырастить угрозу для общества.

 Ф. Рузвельт.

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

Актуальность проблемы воспитания школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениям:

-наше общество нуждается в подготовке широко образованных, духовно-нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности;

-современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности;

-само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку;

-вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Перед современной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника. Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед семьей, школой и обществом в целом. В соответствии с требованиями Закона «Об образовании» и Федеральным государственным образовательным стандартом разработана Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников, которая определяет основные ориентиры духовно-нравственного развития ребенка. В Концепции определен современный национальный воспитательный идеал - высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа. Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России - это, по сути дела, весь уклад школьной жизни в единстве учебной и внеурочной деятельностью. «Система образования,  - подчеркивает Д.А. Медведев,- в прямом смысле слова образует личность, формирует сам образ жизни народа, передает новым поколениям ценности нации».

Школа - главный помощник в становлении личности ребёнка. Человек попадает в новый мир, его окружают педагоги, одноклассники, дети из других классов, формируются новые отношения. В школе закладываются навыки культурного поведения и духовно- нравственного воспитания, которые потом ребёнок пронесёт через всю жизнь. Ученики моего класса  находятся в школе в течение всего дня. Здесь они учатся, отдыхают, участвуют в различных мероприятиях. Именно на уроках, занятиях группы продлённого дня (самоподготовка, клубные часы, во внеурочной деятельности) закладываются основы духовно-нравственного воспитания, культуры поведения. Быть культурным и духовно-нравственным не является достоянием избранного круга людей. Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке - право и обязанность каждого человека.

Одной из целей работы нашей школы является создание педагогических условий для духовно–нравственного воспитания школьников в образовательном процессе. Приведу пример некоторых  видов деятельности в группе продленного дня,  потому что она является логическим продолжением начатой на уроке работы.

Самоподготовка. К методам и приемам, содействующим нравственному воспитанию обучающихся на самоподготовке в группе продленного дня, могут быть отнесены коллективные формы взаимодействия (групповая и парная) работы. Именно в группах и парах проходит обсуждение той или иной проблемы. Причем работа не заканчивается одним лишь обсуждением. Решение, принятое в ходе обсуждения, какой-то проблемы, презентуется всему классу, в то время как класс выбирает лучшее решение и обосновывает свой выбор. При решении домашних заданий по математике и физике.  Воспитывается мыслящая личность. Даже выполнение скучных  и рутинных преобразований способствует выработке таких качеств, как собранность и систематичность, принимать решения, проверять действия, исправлять ошибки. Решение задач требует от учащихся добросовестной и серьезной работы над приобретением и укреплением знаний полученных на уроке, что приводит к систематическому напряжению умственных усилий, настойчивости в преодолении трудностей. При этом у обучающегося воспитываются такие черты характера, как трудолюбие, усидчивость, упорство в преследовании намеченной цели, умение не останавливаться перед трудностями и не впадать в уныние при неудачах.

Беседы. На занятиях в группе продленного дня проводятся занятия, где сопоставляются нравственные понятия: сострадание, уважение, память, стыд, тщеславие и т.д. Мы говорим на морально-этические темы «Семейные реликвии», «Самый дорогой человек»,

«Ничего нет на свете страшнее равнодушия».

Час книги. Дискуссия на этих занятиях способствует тому, что обучающиеся учатся выражать свою нравственную позицию и обсуждают различные проблемные вопросы. В произведениях о Великой Отечественной войне сходятся волнующие современного читателя вопросы долга и личной ответственности, проблема нравственного выбора и патриотической памяти. Поэтому так важны такие занятия по произведениям о войне («Живые и мертвые», «У войны не женское лицо») и др.

Экскурсия. Знакомство с памятниками культуры города тоже носит духовно-нравственное воспитание   ребят. Они знакомятся с историей своего города, обсуждают нравственные нормы в разные периоды истории, дают свою оценку историческим событиям.

Внеклассные мероприятия. При проведении внеклассных мероприятий, большое внимание уделяется пониманию жизни, как величайшей ценности, воспитывает нравственность, которая  определяет поведение человека в обществе, его духовные и душевные качества, его отношение к природе, частью которой он является сам. Ежегодно организуются внеклассные мероприятия: «Экологическая тропа», «Вредные привычки» и другие.  Патриотическое воспитание является частью духовного воспитания. Классные часы, праздники посвященные «Дню Победы», акции

«Подарок солдату», «Письмо ветерану», литературные вечера, предполагают встречи с интересными людьми.

И, конечно, участие в спортивных мероприятиях обязательно уделяется внимание духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся. Недаром существует такое высказывание «В здоровом теле – здоровый дух» и поэтому каждую четверть в нашей школе проводятся «День здоровья», «Веселые старты», разнообразные соревнования,  футбольные и волейбольные матчи.

Привычное поведение формируют многократно повторенные действия. Оно стабильно позволяет человеку в одинаковых, похожих условиях действовать всегда так, как нужно. Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения. Учебный процесс тесно связан с нравственно-духовным воспитанием. Именно через образование можно возродить в обществе нравственно–духовные ценности, чтобы каждый человек мог в полной мере реализовать заложенные в нем от рождения способности и тем самым принести пользу не только своей Родине, но и всем людям на Земле.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся.

ФГОС. Содержательный раздел ООП НОО. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования....

Система деятельности по программе духовно- нравственного развития, воспитания обучающихся « Путешествие к успеху и мечте» : проблемы и пути решения».

Современная педагогика не может существовать без концептуальной идеи инновационного мышления, определяющей направления развития духовности, нравственности и базовых ценностей в условиях образовательно...

ПРОГРАММА ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

СОДЕРЖАНИЕПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ………………………………………………..3 I.ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ,ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ……………………………………………6  II. СОДЕРЖАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГ...

Программа духовно – нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Программа духовно – нравственного  развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.Цель программы: воспитание  ответственного, инициативного и компетентного граждан...

Духовно - нравственное развитие, воспитание, гражданское становление личности ребенка.

Развитие «способности жить в современном обществе и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека» составляет сущность воспитательного процесса. ...

Обобщение опыта по теме "Духовно-нравственное воспитание как основа гармоничного развития личности обучающегося"

Материал к научно-практической конференции "Формирование будущего гражданина России и система духовно-нравственнного воспитания школьников"...

Духовно-нравственное воспитание учащихся как основа формирования личности.

Огромную роль в воспитании личности играют средства массовой информации....