Внеклассное занятие на тему: "О товариществе и дружбе"
план-конспект на тему

Воронович Роза Владимировна

В занятии раскрывается сущность товарищества и дружбы, как высших человеческих чувств. В чем их различие. Даются советы как преобрести настоящего друга. Занятие будет полезно всем, кто работает с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_tovarishchestve_i_druzhbe.docx25.64 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: О товариществе и дружбе.

 Цель:-раскрыть личностную и социальную значимость дружбы и товарищества как высших человеческих чувств;-формировать у воспитанников  умение различать дружбу и товарищество, коррекция логического мышления на основе упражнения в анализе.

Ход :

1.Организационный момент

Эмоциональный настрой

-Тому в жизни все удается,

Кто улыбается и смеется.

Тот болезням не поддается,

Кто улыбается и смеется.

На того дождик счастья льется,

Кто улыбается и смеется.

-Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и приготовьтесь к увлекательному занятию.

 

2. Подготовительная часть.

Ребята, послушайте вот такой  рассказ:  

Высоко-высоко в горах жил пастух. Однажды в ненастную ночь к нему постучали трое.

-Хижина у меня маленькая, войдет только один. А кто вы? – спросил пастух.

- Мы – дружба, счастье и богатство. Кому открыть дверь – выбирай сам!

Пастух выбрал дружбу. Вошла дружба, пришло счастье, появилось и богатство.

- Какой выбор стоял перед пастухом? (Кому открыть дверь)

- Какое решение он принял?  

- Как вы думаете, почему у нас с вами возникла необходимость поговорить о дружбе? (возникают конфликты).

3. Сообщение темы.

 Сегодня мы будем говорить о дружбе. Дружба – это великая ценность, подарок судьбы. Дружба помогает нам учиться, работать, жить. Она делает нас лучше, добрее, сильнее. Без друзей человеку просто не прожить. Иметь друга великое благо. 

- Итак, сегодня мы постараемся выяснить:

 1. Что такое дружба?

2. Кого можно назвать настоящим другом? А кого товарищем?

3. Какими качествами должен обладать настоящий друг? Каких друзей нам хотелось бы иметь?

4. Определим правила дружбы.

5. Постараемся помочь тем, у кого еще не очень хорошо получается дружить.

 

4.Основная часть.

 - Некоторые плохо понимают смысл слова «друг». И употребляют его там, где нужно бы употребить слова «товарищ», «знакомый», «приятель». Как вы считаете, можно ли назвать синонимами эти слова?

- И как бы вы их расположили по степени возрастания? (Знакомый, приятель, товарищ, друг).

На доске карточки.

Раздаются карточки со словами «знакомый», «приятель», «товарищ», «друг».( Воспитанники  раскладывают карточки со словами по степени значимости.)

 - А теперь вы можете совершенно уверенно различать, когда и какое слово употребить. (Читает начало предложения,  угадывают последнее слово и громко его произносят).

- О человеке, с которым вы просто здороваетесь во дворе, вы можете сказать… (знакомый).

- О человек, с которым время от времени обсуждаете детали матча, фильм, какие-то события, вы скажите…(приятель).

-  Об однокласснике, с которым за 8 лет съеден пуд соли, скажите…(товарищ).

- О человеке, которому доверяете свои тайны, с которым делите радости и печали, скажите… (друг).

 

- Мы связаны в жизни с разными людьми: с одними учимся в классе, с другими проводим свободное время, с третьими встречаемся в кружке, в секции. Можно ли всех этих людей по отношению к нам назвать друзьями? (Нет).

- Как мы можем их назвать? (Приятели)

- Если мы связаны совместной деятельностью (занятием), у нас общие интересы, симпатия, мы близки по деятельности, то нас можно назвать приятелями.

(Приятель  - человек, близкий кому-либо по взглядам, занятиям, по условиям жизни, дружески расположенный к кому-нибудь.)

- А могут ли среди одноклассников, ребят, с которыми занимаетесь в кружке быть ваши друзья? (Да)

- Почему?

- А кто такой «друг», как вы понимаете?

Просмотр и анализ к.фильма «Всё лучшее подруге»

-Можно ли назвать девочку настоящей подругой? Почему?

. Незаконченные предложения «Друг – это тот …»

   - Предлагаю вам закончить предложение: «Друг – это тот…»

 - С кем можно поплакать и помолчать.

- Кто может выслушать в трудную минуту.

- Кто остается верным тебе, даже если от тебя отвернутся все.

- Кто понимает тебя даже тогда, когда никто не понимает.

-  Кто принимает тебя таким, какой ты есть, со всеми твоими недостатками.

- Кто всегда первым говорит тебе правду, даже если она тебе не нравится.

- Кто может простить даже то, что никогда не простит другой.

- Кто не ждет от тебя никакой выгоды.

- Кто может пожертвовать ради тебя самым дорогим: временем, интересами  и даже жизнью.

 - Поднимите руки, кто хотел бы найти такого друга?

- Друг – это человек, который тревожится, волнуется, переживает и радуется за своего друга, т.е. несет ответственность за другого.

- Друг – это человек, который связан с кем-нибудь дружбой. С друзьями не скучно!

- А что такое дружба?

 - Дружба – это отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общих интересах. (Словарь С.И.Ожегова)

Дружба – это высшая степень товарищества.  

  Пословицы и поговорки

Люди сложили о дружбе много пословиц и поговорок.

Я предлагаю вам несколько пословиц и поговорок. Но их надо собрать. 
(Работа в группах). На столах лежат части пословиц и поговорок. Воспитанники и родители должны найти и соединить начало и конец.

Для начала доскажите:

-  Не имей сто рублей, (а имей сто друзей).

-  Старый друг (лучше новых двух).

-  Один в поле (не воин).

 

Старый друг лучше новых двух.

Друг познается в беде.

Нет друга – ищи, а найдешь – береги.

Вместе тесно, а врозь скучно.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Все за одного, а один за всех.

Без беды друга не узнаешь.

Нет друга, так ищи, а нашел так береги.

Дружба – как стекло: сломаешь – не починишь.

Хороший друг – отрада для души.

Дружбу помни, а злобу забывай.

С другом веселее при удаче, легче в беде. 

 6. Физкультминутка

- Настоящий друг должен обладать определенными качествами характера.  Я буду называть различные качества человека, а вы  встаете, если по-вашему мнению такие должны быть у настоящего друга, а если не согласны, то хлопнули в ладоши. (обидчивый, драчливый, ответственный, честный, справедливый, жадный, завистливый, готов выручить в любое время, справедливый, дорожит дружбой, помогает в случае необходимости).

           6.Заключительная часть.

 - Дружба – это не только великий дар, но и великий труд. Можно найти друга, но очень легко потерять. Во многих русских пословицах  содержатся мудрые наставления о том, как сохранить дружбу.

Я буду описывать ситуации, а вы попробуйте подобрать пословицу, которая подсказывает, как вести себя в этой ситуации, и опишите свои действия.

 Ситуация №1

   Вы пришли с тренировки и буквально валитесь с ног от усталости. Но тут звонит ваш друг и просит помочь: ему нужно отнести в мастерскую тяжелый монитор. (Помогу и скажу: «Друга иметь, себя не жалеть».)

Ситуация №2

 Вы играли в футбол. Ваш друг сломал руку. (Доведу его до дома, вызову «скорую» и скажу: «Друг познается в беде».)

Ситуация №3

 Ваш друг поступил с вами подло, но потом решил вернуть вашу дружбу, предложив дорогой подарок. ( Подарок не приму и скажу: «Друга на деньги не купишь».)  

Тест: Куда бы я пошел с …………..

другом

товарищем

приятелем

знакомым

В разведку

В гости

На концерт

В магазин

всюду

На дискотеку

В кино

На прогулку

Чем бы я поделился с……………..

другом

товарищем

приятелем

знакомым

всем

радостью

новостью

хлебом

  В жизни, однако, встречаюся люди, у которых нет друзей. По сути, они одиноки, от этого они обижаются на других и страдают сами. А ведь очень многое зависит от самого человека.

   Вы никогда не задумывались над тем, что нужно сделать, чтобы завоевать друзей, понравиться людям? Я даю вам 3 минуты на размышления.

-Предлагаю вам послушать правила общения, сформулированные известным психологом Д.Карнеги.

Правила общения:

-искренне интересуйтесь другими людьми;

-улыбайтесь;

-помните, что имя человека-это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке;

-будьте хорошим слушателем;

-говорите о том, что интересует вашего собеседника;

-внушайте вашему собеседнику сознание его значимости.

  Как научиться дружить?

 Люди часто задают вопрос: «Как научиться дружить?»

    « Если хочешь иметь хорошего,  друга, старайся сам стать лучше. Будь добрым, справедливым, смелым, честным. Стремись больше узнать, больше  уметь, чтобы другим было интересно с тобой дружить».

    «Настоящими друзьями могут быть люди, которые имеют много общего в мыслях, помогают друг другу и дорожат дружбой. Друзья должны понимать друг друга».

    «Дружбу надо заслужить. Надо, чтобы люди поняли, что ты тот человек, на которого можно положиться в трудную минуту, и в радостную. Тогда у тебя обязательно будут друзья»

 

Итак, если ты хочешь иметь настоящего друга - будь им.

7. Итог :

 - Итак, что же такое дружба? Кого мы можем назвать настоящим другом? А кого товарищем? Каким должен быть настоящий друг?  

- «Дружба – бескорыстная стойкая приязнь» - так определяет дружбу В. Даль в своем знаменитом словаре. И не случайно на первое место знаменитый ученый ставит бескорыстие. Ты дружишь с человеком не потому, что это выгодно, а потому, что он близок тебе. Близки его интересы, его взгляды, его внутренний мир. Сейчас, правда, некоторые ребята выбирают себе друга по одежке: кто модно и богато одевается, с тем и дружат. Но настоящих друзей так и не находят. А без друзей человек не может быть счастлив. Дружбу нужно заслужить. Для этого нужно самому быть порядочным человеком. Заступиться за слабого, помочь старику, уступить место пожилому человеку – все это проявление порядочности. Лишь у порядочного человека могут быть настоящие, верные, надежные друзья. Друзья на всю жизнь.

 Если мы хотим иметь друзей, мы должны знать,  что дружба – это всегда серьезно. Тот, кто хочет дружить должен посмотреть на себя, в себе найти ответ на вопрос: «Готов ли он встретить друга?»

Многие не хотят понять, что друзей у них нет, потому что они сами не готовы стать настоящим другом, требуют от друга много, ничего не давая взамен.

Дружбу надо ценить. Ведь не зря говорят: «Нет друга – ищи, а нашел – береги!»

-Хочется верить, что это занятие заставило вас еще раз задуматься о значимости дружбы, о том, каким надо быть человеком, чтобы рядом всегда были друзья.

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект тематического занятия во II классе Групповое внеклассное занятие на тему «Таблица умножения».

Цель занятия - через занимательные упражнения содействовать поднятию интереса детей к математике, усвоению ими таблицы умножения, расширению их кругозора....

Внеклассное занятие во 2 классе "Поговорим о дружбе"

Занятие предназначено для детей с умеренной умственной отсталостью. Главная цель которой-объяснить обучающимся значение дружбы в жизни человека....

Внеклассное занятие на тему: "Дружба - чудесное слово!"

Внеклассное занятие на тему: "Дружба - чудесное слово!"...

внеклассное занятие на тему "Дружбой нужно дорожить"

Беседа с детьми об основных человеческиих ценностях, в частности, о дружбе. Цель - разъяснить детям понятия взаимных понимания, поддержки и уважения на основе примеров из литературных произведений и р...

КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ: «1 СЕНТЯБРЯ - УРОК МИРА И ДРУЖБЫ.» 2 КЛАСС

Цель: - продолжить работу по формированию сплоченного, дружного классного коллектива. ...

Методическая разработка урока - занятия по теме "Санкт - Петербург - город дружбы!"

ДАННАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРЕДНАЗНАЧЕНА ДЛЯ ШИРОКОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. ОНА МОЖЕТ БЫТЬ ИСПОЛЬЗОВАНА, КАК ОТДЕЛЬНЫЙ УРОК ПО ИСТОРИИ ГОРОДА, КАК ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ, КАК КЛАССНЫЙ ЧАС.....