Рабочая программа внеурочной деятельности для 3 класса "Мир фантазий".
рабочая программа (3 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности. Методологическую основу курса составляют приёмы развития творческого воображения из теории решения изобретательских задач (ТРИЗ).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
триз | 45.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № __
«Принято» Руководитель МО _________/ _________/ Протокол №__ от ____________
| «Согласовано» Заместитель директора по учебной работе МОУ СОШ № _____________/_________/
| «Утверждено» Директор МОУ СОШ №____ _____________/__________/ Приказ № ____________
|
«Рассмотрено»
на заседании педагогического совета
протокол № __ от _____________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Мир фантазии
название внеурочной деятельности
3
Класс_______________________________
Барановская Олеся Андреевна
Учитель:______________________________________
2021/ 2022 учебный год
г. Комсомольск - на –Амуре
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в рамках раздела ФГОС «Внеурочная деятельность в начальной школе» (программа общеинтеллектуального развития личности) для овладения навыками творческого мышления и управляемого воображения и разработана на основе пособия «Мир фантазии. Программа и методические рекомендации по внеурочной деятельности в начальной школе. Пособие для учителя. 3 класс» С.И. Гин, «ВИТА-ПРЕСС», 2012г. – Школа креативного мышления.
Методологическую основу курса составляют приёмы развития творческого воображения из теории решения изобретательских задач (ТРИЗ).
Место курса «Мир фантазии» в учебном плане
На изучение курса внеурочной деятельности «Мир фантазии» отводится 34 часа (1 час в неделю).
Планируемые результаты освоения содержания курса
Программа позволяет добиваться следующих результатов:
Личностные результаты:
- усвоение способов интеллектуального и творческого саморазвития;
- освоение способов деятельности в собственных интересах и возможностях;
- развитие нравственных качеств, творческих способностей;
- адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении;
- уважать себя и верить в успех;
- стремление к совершенствованию своих способностей;
- установка на творческую и активную жизненную позицию;
- стремиться к совершенствованию собственного интеллекта;
- создание творческих альбомов, авторских книг;
- заинтересованность изобретательской деятельностью;
- интерес к изучению ТРИЗ.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск, анализ, отбор, передачу информации;
- строить причинно-следственные цепи событий;
- обнаруживать и преодолевать психологическую инерцию мышления;
- выдвигать версии решения проблемы (противоречие), осознавать конечный результат, выбирать из изученных приёмов разрешения противоречий нужный и самостоятельно использовать средства достижения разрешения противоречия;
- составлять план решения изобретательских задач, решения проблем творческого характера совестно с учителем;
Обучающийся получит возможность научиться:
- обнаруживать и формулировать проблему, определять цель учебной деятельности, проекта с помощью учителя и самостоятельно;
- выдвигать версии решения проблемы, прогнозировать результат, самостоятельно искать средства достижения цели;
- планировать решение проблемы, учебной задачи, осуществление проекта совместно с учителем;
- работая по составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительными средствами информации (справочная литература, приборы, средства ИКТ);
- сверять свои действия с целью, находить и исправлять ошибки по ходу работы с помощью учителя и самостоятельно;
- определять степень успешности решения учебной задачи, проблемы, осуществление проекта, исходя из цели и имеющихся критериев;
- самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации.
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
- самостоятельно или с помощью учителя предполагать, какая информация нужна для решения изобретательской задачи;
- извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и т.д.);
- сравнивать, классифицировать, объединять факты и явления, относить объекты к известным понятиям ТРИЗ;
- определять причины явлений, событий, делать выводы на основе обобщения знаний;
Обучающийся получит возможность научиться:
- самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения изобретательской задачи;
- использовать полученную информацию на занятиях ТРИЗ в проектной деятельности под руководством учителя.
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
- высказывать своё мнение (в монологе или диалоге) и обосновывать его, приводя аргументы (разные средства, в том числе ИКТ);
- вести диалог с собеседником, вступая в функции «автора» и «понимающего»;
- принимать другую, не похожую на свою, точку зрения;
- интерпретировать (понимать и оценивать) текст творческого характера;
- распределять и выполнять различные роли (лидер, исполнитель, критик, и др) в коллективном решении проблемы, задачи;
- вырабатывать и принимать коллективные решения;
- предотвращать и преодолевать конфликты, в том числе уважительно относится к позиции другого человека, идти на взаимные уступки, влиять на поведение друг друга через взаимный контроль и оценку действий;
Обучающийся получит возможность научиться:
- высказывать и при необходимости отстаивать своё мнение, подтверждая его аргументами, и фактами (учитывая ситуацию, задачу, используя разные средства, в т.ч. ИКТ);
- организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д);
- предвидеть (прогнозировать), последствия коллективных решений;
- смотреть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
К концу 3 класса обучающиеся научатся:
- методам и приёмам активизации творчества («морфологический анализ», «метод фокальных объектов» и другие);
- типовым приёмам фантазирования
Получит возможность научиться:
- применять перечисленные выше методы и приёмы фантазирования;
- активизации творчества для создания собственных сюжетов;
- использовать эти методы для придумывания объектов, не существующих ранее;
- строить фантастические гипотезы к предложенным ситуациям;
- предугадывать содержание текста по его части;
- устанавливать ассоциативные связи между объектами;
- находить несколько вариантов ответов на поставленные неоднозначные вопросы;
- анализировать предложенные ситуации с помощь системного подхода;
- вести диалог, высказывать свою точку зрения, отстаивать свою позицию и находить мужество изменить её, изменить её, если она оказалась неправильной;
- осуществлять самоконтроль и самооценку.
Формы организации:
индивидуально-групповая, деловая игра, олимпиада, интеллектуальное соревнование, познавательная беседа, круглый стол, выставка работ учащихся.
Виды деятельности:
активное слушание, отгадывание загадок-ловушек, создание иллюстраций к сказке, составление сюжета рассказа с помощью приёма фантазирование, сочинение фантастического рассказа, изготовление наглядных пособий и схем, выполнение олимпиадных заданий, театрализованная игра.
Формы подведения итогов реализации программы:
самооценка и самоконтроль: определение учеником границ своего «знания-незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности;
содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми;
главным накопления информации о результатах ученика становится портфель достижений ().
Виды и формы контроля:
- К концу 3 класса учащиеся:
- будут знать критерии оценки творческих работ (адаптированные к данному возрасту); о приёмах фантазирования «Морфологический анализ», «Метод фокальных объектов»; о приёмах фантазирования Джанни Родари, о типовых приёмах фантазирования;
- будут уметь сочинять загадки про объекты ближайшего окружения при помощи алгоритма; сочинять метафоры про объекты ближайшего окружения при помощи алгоритма; использовать приёмы «Увеличение-уменьшение», «Ускорение-замедление», «Оживление», «Наоборот» для сочинения сюжета сказки.
Учебный план курса (34 часа, 1 ч в неделю)
№ | Тема | Всего часов на тему, ч | Форма контроля |
1 | Знакомство с фантазированием | 3 | Обсуждение, придумывание |
2 | Развитие ассоциативности | 4 | Загадки. Обсуждение, презентация. |
3 | Приём фантазирования «Морфологический анализ» | 6 | Обсуждение, анализ, презентация |
4 | Приём фантазирования «Метод фокальных объектов» | 3 | Фантазирование, обсуждение |
5 | Приём фантазирования Джанни Родари | 5 | Игра, обсуждение, фантазирование, презентация |
6 | Типовые приёмы фантазирования | 7 | Фантазирование, рефлексия, обсуждение, презентация |
7 | Изобретательские ресурсы | 2 | Рефлексия, обсуждение |
8 | Фантазирование и прогнозирование | 3 | Фантазирование, обсуждение, рефлексия |
9 | Подведение итогов обучения | 1 | Рефлексия |
Итого | 34 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (34 часа)
1. Знакомство с фантазированием (3ч)
1.1Понятие о фантазировании
Чтение рассказа. Обсуждение «Легко ли выдумывать?». Чем различаются фантазия и ложь? Чем отличается от реальности? Входная контрольная работа. Представление курса «Мир фантазии».
1.2 Что мешает придумывать?
Понятие о психологической инерции. Упражнение «Боремся с психологической инерцией». Решение задач «да-неток».
1.3 Критерии оценки творчески работ
Игра «Теремок». Понятие об уровнях новины. Упражнение «Кляксы». Практическая работа по приёму «Думай о другом!»
2. Развитие ассоциативности (4ч)
2.1 Сочинение загадок
Игра «Отгадай-ка». Ознакомление с алгоритмом сочинения загадок. Практическая работа по сочинению загадок. Анализ применимости алгоритма.
2.2 Придумывание метафор
Игра «Море волнуется…». Упражнение «Превращения». Ознакомление с алгоритмом по придумыванию метафор.
2.3 Правила запоминания
Игра «Пол-потолок». Упражнение «Проверка памяти». Тренинг «Цепочка ассоциаций». Практическая работа «Как запомнить словарные слова?»
2.4 Обобщение изученного
Содержание занятия – по выбору учителя.
3. Приём фантазирования «Морфологический анализ» (6ч)
3.1 Приём «Объединение»
Упражнение «Кто больше знает?». Игра «да-нетка». Беседа «Сказочные животные». Фантазирование «Необычные животные». Рисование.
3.2 Морфологический анализ
Упражнение «домики». Ознакомление с приёмом «Морфологический анализ». Упражнение «Фоторобот охотника». Игра-рисование «Превращалки».
3.3 Игры со словами
Игра «Мальчики или девочки?». Упражнения «Имена и числа в словах». Игра «Почему не говорят?». Отгадывание шарад. Инсценирование.
3.4 Конструктор игр
Упражнение «Игра слонов». Практическая работа «Синтез учебных игр». Игра «Смешная история»
3.5 Придумывание сказок
Игра «Герои сказок». Беседа «Из чего состоит сказка?». Практическая работа по сочинению сказочных сюжетов.
3.6 Обобщение изученного
Содержание занятия по выбору учителя.
4. Приём фантазирования «Метод фокальных объектов» (3ч)
4.1 Признаки объектов
Игра «Аукцион». Игра «Цепочка». Практическая работа по сочинению загадок. Упражнение «Если бы…»
4.2 Метод фокальных объектов
Игра «Невпопад». Упражнение «необычные предметы». Объяснение метода фокальных объектов. Практическая работа по усовершенствованию объектов.
5. Приёмы фантазирования Дж.Родари (5)
5.1 Приём «Круги по воде»
Игра «Поле Чудес». Объяснение приёма «Круги по воде». Сочинение историй.
5.2 Приёмы «Бином фантазии», «Произвольная приставка»
Игра «Кто? Что?». Объяснение приёма «Произвольная приставка». Фантазирование приёма «Произвольная приставка». Фантазирование по приёмам.
5.3 Приём «Что потом?»
Загадки-шутки. Практическая работа «Что потом?». Фантазирование «Сказки с тремя концами». Упражнение «Фантастическое продолжение».
5.4 Приём «Творческая ошибка»
Игра «Запрещённое движение. Упражнение «Объясни ошибку». Сочинение сказки по приёму «Кит и Кот».
5.5 Обобщение изученного
Содержание занятия – по выбору учителя.
6. Типовые приёмы фантазирования (7ч)
6.1 приём «Оживление»
Игра «Одушевлённое - неодушевлённое». Беседа о приёме «Оживление». Упражнение «Что думают предметы?». Фантазирование по приёму.
6.2 Приём «Увеличение-уменьшение»
Игра «Карлики и великаны». Беседа о приём «Увеличение-уменьшение». Упражнение по изменению свойств и признаков объектов.
6.3 Приём «Ускорение-замедление»
Игра «Быстро-медленно». Беседа о приёме «Ускорение-замедление». Упражнение «Времена года». Фантазирование «Если бы время могло измениться…»
6.4 Приём «Дробление – объединение»
Игра «В одном-много». Объяснение приёма «Дробление-объединение». Фантазирование по приёму. Отгадывание загадок.
6.5 Приём «Наоборот»
Проблемная ситуация. Беседа приёме «Наоборот». Упражнение «Что делают не – предметы». Рисунки с противоречиями. Загадки-ловушки. Игра «Шифровки».
6.6 Приём «Бином антонимов»
Игра «Чёрное-белое». Объяснение приёма «Бином антонимов». Фантазирование по приёму. Отгадывание загадок.
6.7 Обобщение изученного
Содержание занятия – по выбору учителя.
7. Изобретательские ресурсы (2ч)
7.1 Метод Робинзона
Игра «Необитаемый остров». Обсуждение «Как прожить на необитаемом острове?». Упражнение «Робинзоны». Упражнение «Путаница». Фантазирование «Обмен телами».
7.2 Использование ресурсов
Игра «Маша-растеряша». Упражнение «Ищем замену». Упражнение «Кружок». Решение проблем ситуаций. Упражнение «Поиск объяснений»
8. Фантазирование и прогнозирование (3ч)
8.1 Сказки про животных
Игра «Зоопарк». Беседа «Сказки про животных». Упражнение «Сказки с «объяснениями». Рисование «Сказочные места». Упражнение «А почему?»
8.2 Сказки от слова «Почему?»
Игра «Обмен причинами». Беседа «Почемучки». Фантазирование «Мировые загадки». Упражнение «Найди причину».
8.3 Правила прогнозирования
Игра «Чего раньше не было?». Беседа о правилах прогнозирования. Практическая работа по прогнозированию.
9. Подведение итогов обучения (1ч).
9.1 Обобщающее занятие
Презентация творческих работ. Итоговая контрольная работа. Анкетирование. Беседа о творчестве.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
- Богоявленская Д.Б. пути к творчеству/ Д.Б. Богоявленская. – М.: Знание, 1981.
- Винокурова Н. Лучшие тесты на развитие творческих способностей: кн. для детей, учителей и родителей/ Н.Винокурова. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.
- Выготский Л.С. воображение и творчество в детском возрасте/ Л.С. Выготский – М.: Просвещение, 1991.
- Злотин Б. Месяц под звёздами фантазии/ Б.Злотин, А.Зусан. – Кишинёв: Лумина, 1988.
- Иванов Г.И. Денис-изобретатель: рассказы и задачи для развития творческого мышления/ Г.И .Иванов. – СПб.: Речь, 2010.
- Межиева М.В. Развитие творческих способностей у детей 5-9 лет/М.В.Межиева.- Ярославль: Академия развития, 1996.
- Нестеренко А.А. Страна загадок. – Ростов н/Д.: РГУ, 1995.
- Родари Дж. Грамматика фантазии/Дж.Родари. – М.: Самокат, 2011.
- Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов/А.Э. Симановский. – Ярославль: Гринго, 1996.
- Субботина Л.Ю. Развитие творческого мышления детей/ Л.Ю. Субботина. – Ярославль: Академия развития, 1997.
- Тамбер Ю.Г. Развитие творческого мышления детей/ Ю.Г. Тамбер. – Екатеринбург: У-Фактория, 2004.
- Хуторский А.В. Развитие одарённости школьников: Методика продуктивного обучения/ А.В. Хуторский. – М.: Владос, 2000.
- Шустерман М. Новые приключения Колобка/ М.Шустерна. – М.: Педагогика – Пресс, 1993.
- Юркевич В.С. Одарённый ребёнок6 иллюзии и реальность: кН. Для учителей и родителей/ В.С. Юркевич. – М.: просвещение, 199
Календарно-тематическое планирование
№ | Дата | Тема урока | Тип урока | Формы деятельности | Формы контроля | Количество часов |
1. Знакомство с фантазированием | 3 | |||||
1.1 | 07.09 | Понятие о фантазировании | Изучение нового материала | Анализ рассказа, беседа, контрольная работа | Обсуждение | 1 |
1.2 | 14.09 | Что мешает придумывать? | Изучение нового материала | Беседа, упражнение, решение задач, игра «да-нетка» | Придумывание правил | 1 |
1.3 | 21.09 | Критерии оценки творческих работ | Изучение нового материала | Игра, классификация, фантазирование, практическая работа | Придумывание сравнений | 1 |
2. Развитие ассоциативности | 4 | |||||
2.1 | 28.09 | Сочинение загадок | Практическое применение знаний | Игра, практическая работа, фантазирование, анализ | Загадка | 1 |
2.2 | 05.10 | Придумывание метафор | Практическое применение знаний | Игра, практическая работа, фантазирование | Обсуждение | 1 |
2.3 | 12.10 | Правила запоминания | Практическое применение знаний | Игра, тестирование, практическая работа, фантазирование | Обсуждение | 1 |
2.4 | 19.10 | Обобщение изученного | Закрепление знаний и умений | Игры, тренинг, практическая работа, театрализация | Презентация | 1 |
3. Приёмы фантазирования «Морфологический анализ» | 6 | |||||
3.1 | 02.11 | Приём «Объединение» | Практическое применение знаний | Упражнение, игра, беседа, практическая работа, рисование | Обсуждение | 1 |
3.2 | 09.11 | Морфологический анализ | Изучение нового материала | Упражнение, практическая работа, рисование | Анализ ситуации | 1 |
3.3 | 16.11 | Игры со словами | Практическое применение знаний | Игра, упражнение, практическая работа, отгадывание шарад | Обсуждение | 1 |
3.4 | 23.11 | Конструктор игр | Практическое применение знаний | Упражнение, практическая работа, игра | Ответы, вопросы | 1 |
3.5 | 30.11 | Придумывание сказок | Практическое применение знаний | Игра, беседа, фантазирование, упражнение | Рефлексия | 1 |
3.6 | 07.12 | Обобщение изученного материала | Закрепление знаний и умений | Практическая работа, рисование, сочинение, конструирование | Презентация | 1 |
4. Приём фантазирования «Метод фокальных объектов» | 3 | |||||
4.1 | 14.12 | Признаки объектов | Комбинированное | Игра, сочинение загадок, практическая работа, упражнение | Фантазирование | 1 |
4.2 | 21.12 | Действия объектов | Комбинированное | Игра, театрализация, сочинение загадок, упражнение | Обсуждение | 1 |
4.3 | 11.01 | Метод фокальных объектов | Комбинированное | Игра, упражнение, практическая работа | Фантазирование | 1 |
5. Приём фантазирования Джанни Родари | 5 | |||||
5.1 | 18.01 | Приём «Круги по воде» | Изучение нового материала | Игра, беседа, фантазирование, практическая работа | Игра | 1 |
5.2 | 25.01 | Приёмы «Бином фантазии», «Произвольная приставка» | Комбинированное | Игра, беседа, фантазирование, практическая работа | Фантазирование | 1 |
5.3 | 01.02 | Приём «Что потом?» | Комбинированное | Загадки, шутки, практическая работа, фантазирование | Обсуждение | 1 |
5.4 | 08.02 | Приём «Творческая ошибка» | Комбинированное | Игра, практическая работа, фантазирование | Обсуждение | 1 |
5.5 | 15.02 | Обобщение изученного | Закрепление знаний и умений | Фантазирование, инсценирование | Презентация | 1 |
6. Типовые приёмы фантазирования | 7 | |||||
6.1 | 22.02 | Приём «Оживление» | Комбинированное | Игра, беседа, описание, фантазирование | Фантазирование | 1 |
6.2 | 01.03 | Приём «Увеличение-уменьшение» | Комбинированное | Игра, беседа, упражнение, фантазирование | Обсуждение | 1 |
6.3 | 15.03 | Приём «Ускорение-замедление» | Комбинированное | Игра, беседа, упражнение, фантазирование | Фантазирование | 1 |
6.4 | 22.03 | Приём «Дробление» | Комбинированное | Игра, беседа, фантазирование, отгадывание загадок | Обсуждение | 1 |
6.5 | 05.04 | Приём «Наоборот» | Комбинированное | Проблемная ситуация, беседа, практическая работа, рисование, загадки-ловушки, игра | Рефлексия | 1 |
6.6 | 12.04 | Приём «Бином антонимов» | Комбинированное | Игра, беседа, фантазирование, загадки | Обсуждение | 1 |
6.7 | 19.04 | Обобщение изученного | Закрепление знаний и умений | Фантазирование. Рисование, конструирование | Презентация | 1 |
7. Изобретательские ресурсы | 2 | |||||
7.1 | 26.04 | Метод Робинзона | Комбинированное | Игра, обсуждение, упражнение, фантазирование | Рефлексия | 1 |
7.2 | 03.05 | Использование ресурсов | Комбинированное | Игра, упражнение, рисование, решение проблемных ситуаций | Обсуждение | 1 |
8. Фантазирование и прогнозирование | 3 | |||||
8.1 | 10.05 | Сказки про животных | Комбинированное | Игра, беседа, упражнение, рисование, фантазирование | Фантазирование | 1 |
8.2 | 17.05 | Сказки от слова «Почему?» | Комбинированное | Игра, беседа, фантазирование, упражнение | Обсуждение | 1 |
8.3 | 24.05 | Правила прогнозирования | Комбинированное | Игра, беседа, практическая работа | Рефлексия | 1 |
9. Подведение итогов обучения | 1 | |||||
9.1 | 31.05 | Обобщающее занятие | Контроль закрепления знаний и умений | Презентация, контрольная работа, анкетирование | Рефлексия | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Страна Фантазия"
Основной целью программы «Страна Фантазия» в начальной школе является формирование у обучающихся основ ИКТ-компетентности....
рабочая программа внеурочной деятельности "Природа и фантазия"
Программа для учащихся 1-4 классов...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Пластилиновая фантазия"
Цель программы:всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами лепки из пластилина....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Песочная фантазия" 1 класс ОВЗ
Рабочая программа внеурочной деятельности "Песочная фантазия" 1 класс ОВЗ...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Песочная фантазия" 2-4 класс ОВЗ
Рабочая программа внеурочной деятельности "Песочная фантазия" 2-4 класс ОВЗ...
Рабочая программа внеурочной деятельности художественно-эстетического направления «Фантазия»
Рабочая программа внеурочной деятельности художественно-эстетического направления «Фантазия» для начальной школы...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ФАНТАЗИЯ» (
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ФАНТАЗИЯ»...