Программа "Путь к успеху"
план-конспект занятия (3 класс) на тему

Сулейманова Венера Ривгатовна

В книге представлена Концепция позитивной профилактики, теоретические подходы в работе с родителями детей с 1-го по 11-й класс. Содержит восемь профилактических программ для работы с родителями. Пять программ предназначены для реализации педагогами, три - педагогами-психологами. К каждой программе имеются рекомендации по адаптации программы к учебному заведению, проведению и организации занятий с родителями. В книге прилагается методический материал для подготовки к занятиям, памятки для родителей, анкеты, методический инструментарий по определению эффективности работы с родителями. Издание предназначено для специалистов, работающих в области профилактики наркомании, педагогов, психологов, родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анкета

«Знание родителя о характере ребенка»

Родителям предлагается 10 качеств характера. Необходимо отметить те качества, которые у ребенка наиболее выражены, и проанализировать их по степени выраженности в поведении ребенка.

По моим наблюдениям, в характере моего ребенка чаще всего проявляются:

 Доброта                                   Безразличие

 Сочувствие                              Упрямство

 Покладистость                        Агрессивность

Терпение                                   Нетерпимость

Сопереживание                         Эгоизм

Считаю, что следующие качества характера моего ребенка выражены наиболее ярко:

 1._____________________________________

 2._____________________________________

 3.________________________________________

 4.________________________________________

 5.________________________________________

 6._________________________________________

 7._________________________________________

 8._________________________________________

 9._________________________________________

10._________________________________________

Рекомендации

«Как установить контакт с семьей?»

Поиск контактов.

Поиск общей темы контакта.

Установление общих требований к воспитанию ребенка.

Упрочение сотрудничества семьи и ОУ.

Реализация индивидуального подхода.

Совершенствование педагогического сотрудничества.

Рекомендации

«При работе с семьей нужно изучать»

1.Уровень педагогической культуры.

2.Методы и приемы семейного воспитания.

3.Взаимоотношения в семье. Иерархия семьи.

4.Отношение родителей к ребенку.

5.Материальную обеспеченность.

6.Отношение родителей: к ОУ, к педагогам, к администрации.

7. Есть ли потребность родителей в обучении?

Памятка

(Десять заповедей для родителей)

Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.

Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот — третьему, и это необратимый закон благодарности.

Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.

Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам и, будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть и больше, поскольку у него нет опыта.

Не унижай!

Не забывай, что самые важные встречи человека — это его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них — мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.

Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Мучь, если можешь — но не делаешь. Помни, для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.

Ребенок — это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребенок, но душа, данная на хранение.

Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.

Люби своего ребенка любым — неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним — радуйся, потому что ребенок — это праздник, который пока с тобой.

Памятка

(памятка родителям от ребенка)

Эта «Памятка» не только своеобразный монолог ребенка, отстаивающего свои права, свой суверенитет, но и открытое приглашение взрослых к диалогу и взаимопониманию.

Прислушаемся к советам своих детей!

1. Не балуйте меня, вы меня этим портите. Я очень хорошо знаю, что не обязательно предоставлять мне все, что я запрашиваю. Я просто испытываю вас.

2. Не бойтесь быть твердыми со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет мне определить свое место.

3. Не отвечайте на глупые и бессмысленные вопросы. Если вы будете это делать, то вскоре обнаружите, что я просто хочу, чтобы вы постоянно мной занимались.

4. Не обращайте слишком много внимания на мои маленькие хвори. Я могу получать удовольствие от плохого самочувствия, если это привлекает ко мне чересчур много внимания.

5. Не позволяйте моим дурным привычкам привлекать ко мне чрезмерную долю вашего внимания. Это только вдохновит меня на их продолжение.

6. Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь на вас за это, став «плаксой» и «нытиком».

7. Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать для себя сам. Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.

8. Не поддавайтесь на мои провокации, когда я говорю или делаю что-то только затем, чтобы просто расстроить вас. А то затем я попытаюсь достичь еще больших «побед».

9. Не требуйте от меня немедленных объяснений, зачем я сделал то или иное. Я иногда и сам не знаю, почему поступаю так, а не иначе.

10. Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность. Будучи запуган, я легко превращаюсь в лжеца.

11. Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойство. Иначе я буду бояться еще больше. Покажите мне, что такое мужество.

12. Не давайте обещаний, которых вы не можете выполнить — это поколеблет мою веру в вас.

13. Не будьте непоследовательными. Это сбивает меня с толку и заставляет упорнее пытаться во всех случаях оставить последнее слово за собой.

14. Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если вы будете это делать, то я буду вынужден защищаться, притворяясь глухим.

15. Не пытайтесь читать мне наставления и нотации. Вы будете удивлены, открыв, как великолепно я знаю, что такое хорошо и что такое плохо.

16. Никогда даже не намекайте, что вы совершенны и непогрешимы. Это дает мне ощущение тщетности попыток сравняться с вами.

17. Не расстраивайтесь слишком сильно, когда я говорю: «Я вас ненавижу». Я не имею буквально это в виду. Я просто хочу, чтобы вы пожалели о том, что сделали мне.

18. Если вы мне говорите, что любите меня, а потом просите что-то сделать для вас, я думаю, что нахожусь на рынке. Но тогда я с вами буду торговаться и, поверьте — я окажусь с прибылью.

19. Не заставляйте меня чувствовать, что мои проступки — смертный грех. Я имею право делать ошибки, исправлять их и извлекать из них уроки. Но если вы будете меня убеждать, что я ни на что не годен, то в будущем я, вообще, буду бояться что-то делать, даже зная, что это правильно.

20. Не защищайте меня от последствий собственных ошибок. Я, как и вы, учусь на собственном опыте.

21. Не забывайте, я люблю экспериментировать. Таким образом я познаю мир, поэтому, пожалуйста, смиритесь с этим.

22. Не пытайтесь обсуждать мое поведение в самый разгар конфликта. По некоторым объективным причинам мой слух притупляется в это время, а мое желание сотрудничать с вами становится намного слабее. Будет нормально, если вы предпримете определенные шаги, но поговорите со мной об этом.

23. Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. Я обращу гораздо большее внимание на ваше замечание, если вы скажете мне все спокойно с глазу на глаз.

24. Не забывайте, что я не могу успешно развиваться без понимания и одобрения, но похвала, когда она честно заслужена, иногда все же забывается. А нагоняй, кажется, никогда.

25. Я хочу быть уверенным, что родился от вашей любви друг к другу, а не только от сексуального удовольствия. Ссоры между вами подтверждают мои самые страшные опасения.

26. Если я вижу, что вы любите больше брата или сестру я вам не буду жаловаться. Я буду просто нападать на того, кому вы больше уделяете внимание и любви. В этом я вижу справедливость.

27. Мне уже сейчас интересен противоположный пол. Если вы это будете игнорировать и не объясните, как мне поступать, и что мне делать со своими чувствами, то мне об этом расскажут мои сверстники и старшие ребята. Будет ли вам от этого спокойно?

28. Объясните, почему я должен ценить свое тело как великую ценность. Но если при этом я не пойму, почему я должен слушать и следовать голосу своей совести, то свое тело я буду использовать только для наслаждения без каких-либо ограничений.

29. Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю откровенные вопросы. Если вы не будете на них отвечать, я, вообще, перестану задавать их

30. Я чувствую, когда вам трудно и тяжело. Не прячьтесь от меня. Дайте мне возможность пережить это вместе с вами. Когда вы доверяете мне — я буду доверять вам.

31. Не беспокойтесь, что мы проводим вместе слишком мало времени. Для меня важнее то, как мы его проводим.

32. Не полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой. Я откликнусь с большей готовностью на ваши инициативы.

33. Будьте внимательны, когда в моей жизни наступает время большей ориентации на сверстников и старших ребят. В это время их мнение для меня может быть важнее вашего. В этот период я отношусь к вам более критически и сравниваю ваши слова с вашими поступками.

34. Относитесь ко мне так же, как вы относитесь к своим друзьям. Тогда я стану вашим другом. Запомните, что я учусь, больше подражая примерам, а не словам.

35. Мне важно знать от вас что правильно, а что нет. Но более всего мне важно увидеть в ваших поступках подтверждение того, понимаете ли вы сами что правильно, а что нет.

Памятка  для родителей

Уважаемые папы и мамы!

Внимательно прочтите эту памятку! Для этого вооружитесь карандашом и вычеркните те пункты, которые воспитательной системы вашей семьи не касаются. Мысленно представьте лицо своего ребенка, будьте честны перед ним и перед собой!

После анализа подумайте над тем, что можно еще изменить.

Агрессивность ребенка проявляется, если:

- ребенка бьют;

-над ребенком издеваются;

-над ребенком зло шутят;

-ребенка заставляют испытывать чувство незаслуженного стыда;

-родители заведомо лгут;

-родители пьют и устраивают дебоши;

-родители воспитывают ребенка двойной моралью;

-родители нетребовательны и неавторитетны для своего ребенка;

-родители не умеют любить одинаково своих детей;

-родители ребенку не доверяют;

-родители настраивают ребенка друг против друга;

-родители не общаются со своим ребенком;

-вход в дом закрыт для друзей ребенка;

-родители проявляют по отношению к ребенку мелочную опеку и заботу;

-родители живут своей жизнью, и в этой жизни нет места их ребенку;

-ребенок чувствует, что его не любят.

Для преодоления детской агрессии в своем педагогическом арсенале родители должны иметь:

Внимание, сочувствие, сопереживание, терпение, требовательность, честность, откровенность, открытость, обязательность, доброту, ласку, заботу, доверие, сердечность, понимание, чувство юмора, ответственность, такт, дружелюбие, умение удивляться, надежду и любовь.

Рекомендации

по воспитанию в ребенке доброты

Из всех способов воспитания самый эффективный - самовоспитание.

Учить детей не жалеть для людей тепла и света своей души, проявлять к людям сердечный интерес.

Искренняя похвала за выполненное доброе дело поможет ребенку ощутить собственную значимость и не останавливаться на достигнутом; не следует скупиться на похвалу.

•Если вы хотите воспитать ребенка добрым, постарайтесь сделать так, чтобы он сам захотел этого, а задача, которую вы ставите перед ним, казалась ему интересной и нетрудной.

Систематически напоминайте детям, что нужно чаще ставить себя на место других.

Напоминайте детям, что в сочувствии нуждается не только ребенок, но и взрослый человек.

Учите детей признавать собственную неправоту, так как именно это быстро снимает напряжение и не вызывает у окружающих отрицательной реакции.

Учите детей быть снисходительными к чужим недостаткам.

Не воспринимайте людей исключительно с функциональной точки зрения. Каждый из них - прежде всего человек со своими чувствами, достоинствами и недостатками.

Поступайте с другими так, как хотели бы, чтобы поступали с вами.

Доставляйте  радость  другим людям.

Как считали наши предки, поздно быть бережливым, когда осталось на донышке, поэтому, не упуская ни часу, надо совершать добрые дела.

«Величайшая цель образования - не знание, а действие» (Герберт Спенсер). Поэтому следует попробовать применить знания по воспитанию «доброты» на практике.

Тематический план

№№

п/п

Тема занятий

Кол.

Час.

1

Особенности развития мальчиков и девочек 9-10 лет

2

2

Права и обязанности детей. Права и ответственность родителей.

2

3

Воспитательный потенциал семьи

2

4

Социально-ролевые функции членов семьи

2

5

Любовь в семье как моральная ценность

2

6

Воспитание доброты и трудолюбия в условиях семьи

2

7

Общение как основной фактор воспитания в семье

2

8

Детско – родительские конфликты в семье

2

9

Развитие способностей ребёнка в семье

2

10

Семейные традиции в воспитании детей

2

Содержание программы

1.Особенности развития мальчиков и девочек 9-10 лет

Особенности социализации девочек и мальчиков. Психологические различия мальчиков и девочек. Половозрастные особенности трудностей обучения. Различия мотивационно – волевой сферы. Различия в учебной деятельности. Особенности совместной деятельности девочек и мальчиков. Психологические особенности взаимоотношений мальчиков и девочек. Особенности полового воспитания девочек и мальчиков. Дифференцированный подход к половому воспитанию мальчиков и девочек. Факторы риска. Факторы защиты.

Форма проведения занятия: мини-лекция, групповая дискуссия.

2. Права и обязанности детей. Права и ответственность родителей.

Мировые проблемы социальной политики в области охраны детства. Проблемы защиты детства в нашей стране. Конвенция о правах ребенка. Права и ответственность родителей. Факторы риска. Факторы защиты.

Форма проведения занятия: консультация со специалистом, беседа.

1. « Конвенция о правах ребенка»

2. Никитин А.Ф., Суворова Н.Г. Школьникам о праве. Полный сборник кодексов РФ.-М.

Видеофильмы:

1.«Курение и дети»

2.«Уголовная ответственность несовершеннолетних»

3.«Наркоманы о вреде наркотиков»

3. Воспитательный потенциал семьи.

Эмоциональные отношения родителей к ребенку. Семья для ребенка является одновременно и средой общения, и воспитательной средой. Типы воспитания в воспитательном потенциале родителей. Родительские позиции и родительские установки. Адекватная родительская позиция. Гибкость и прогностичность родительской позиции. Типы семей. Методы семейного воспитания. Факторы семейного воспитания. Тактики семейного воспитания. Факторы риска. Факторы защиты.

Форма проведения занятия: групповая дискуссия.

Рекомендуемая литература по теме:

4. Социально – ролевые функции членов семьи.

Сущность материнства и отцовства в полоролевой социализации ребёнка. Биологические и социальные функции материнства и отцовства. Социально – психологические причины материнских установок. Типы матерей. Роль отца в воспитании детей. Типология отцов. Слагающие родительского авторитета, методы и условия его формирования. Причины снижения авторитета отца или матери. Авторитет и авторитарность. Факторы риска. Факторы защиты.

Форма проведения занятия: групповая дискуссия.

5. Любовь в семье как моральная ценность.

Виды любви: братская; материнская; эротическая; любовь человека к самому себе; любовь к Богу и др. Формы проявления любви. Особенности родительской любви. Формирование чувств ребенка под воздействием родительской любви. Способы выражения любви к ребенку. Искаженные формы родительской любви. Последствия равнодушного отношения родителей к детям. Факторы риска. Факторы защиты.

Форма проведения занятия: круглый стол.

6. Воспитание доброты и трудолюбия в условиях семьи.

Понятия Добро и зло. Формы проявления добра: доброта, добродеяние (благодеяния), добродетель, справедливость, милосердие, сострадание и др. Средства воспитания доброты у детей. Трудовое воспитание. Средства воспитания трудолюбия. Главная развивающая функция труда – переход от самооценки к самопознанию. Подготовка ребенка к труду. Воспитательные средства трудового воспитания. Пример родителей. Факторы риска. Факторы защиты.

Форма проведения занятия: полипозиционная дискуссия.

7. Общение как основной фактор воспитания в семье.

Эффективное общение в семье. Функции общения. Родительские барьеры общения: барьер занятости, барьер возраста, барьер старого стереотипа, барьер воспитательных традиций, барьер дидактизма. Влияние родительского общения на ребёнка. Семейное общение как основа семейных отношений и атмосферы в семье. Факторы риска. Факторы защиты.

Форма проведения занятия: дискуссия.

8. Детско – родительские конфликты в семье.

Понятие конфликта, его источники. Особенности семейного конфликта. Дисгармония семьи. Деструктивность семьи. Возрастной кризис ребенка как фактор повышенной конфликтности. Личностный фактор родителей как причина семёйного конфликта. Внешние проявления детско-родительских конфликтов. Особенности проявления и протекания детско-родительских конфликтов. Пути выхода из конфликта. Предупреждение детско-родительских конфликтов. Правила конструктивного поведения родителей в конфликтах с детьми. Факторы риска. Факторы защиты.

Форма проведения занятия: обмен опытом.

9. Развитие способностей ребёнка в семье.

Понятие способностей. Индивидуальность и многогранность способностей. Качественные и количественные параметры способностей, мера их выраженности. Диагностика детских способностей. Виды способностей. Критерии проявления способностей. Создание в семье развивающей среды для раскрытия творческого потенциала детей. Условия активного развития творчества ребенка. Выявление способностей – как фактор успеха. Факторы риска. Факторы защиты.

Форма проведения занятия: круглый стол.

10. Семейные традиции в воспитании детей.

Традиции и обычаи – два канала социализации ребенка. Их сходства и различия. Многофункциональность, специфичность, эмоциональная насыщенность традиций и обычаев. Семейные традиции как средство трансляции социально-культурных ценностей, норм семьи. Созидательные и разрушительные, конструктивные и неконструктивные, истинные и мнимые традиции. Семейные традиции как традиции гостеприимства. Родословная семьи. Факторы риска. Факторы защиты.

Форма проведения занятия: ток-шоу.

2.4.2. Рекомендации по ведению занятий

Первое занятие «Особенности развития мальчиков и девочек 9-10 лет» необходимо провести в форме групповой дискуссии с использованием мини-лекции. На дискуссию можно предложить следующие вопросы: «В чем особенности мотивации мальчиков и девочек?», «В чем особенности социализации мальчиков и девочек?», «Имеется ли разница в воспитании мальчиков и девочек?».

Для активизации родителей желательно обсудить ведущие потребности этого возраста в процессе игрового упражнения «Когда я был(а) маленьким (кой)», цель которого актуализировать в памяти родителей их представления о детских потребностях и желаниях. Или использовать вариант игры «Закончи предложение». Например: «Когда мне было 9 – 10 лет, мне недоставало….». В младшем школьном возрасте основными потребностями являются: потребности в общении с людьми, во взаимопонимании и сопереживании, порождающие целую группу личностных мотивов. Например, мотивы, рассчитанные на сопереживание взрослого: обращение за одобрением, сообщение о чувствах симпатии, расположения и антипатии, желание получить знания о себе самом. Они выступают критериями эмоционального состояния ребёнка. Общая тенденция развития мотивов у младших школьников проявляется в их перемещении: нарастает доминирование духовных потребностей над материальными, а социальных – над личностными.

Обсуждая с родителями информацию об особенностях социализации девочек и мальчиков, следует обратить внимание на том, что в этом возрасте складываются психологические механизмы личности – единство личности «Я». А фактором развития человеческого «Я» является общение с окружающими людьми. Можно использовать анкету из Приложения, определяющую круг общения ребенка.

Различия в воспитании мальчиков и девочек лучше всего представить в виде минилекции, в содержании которой, необходимо отразить следующие аспекты: для поведения мальчиков характерны более сложные, чем у девочек, отношения с людьми. В этом возрасте мальчики менее зрелые, чем девочки. Регуляция сердечной деятельности во время учебных нагрузок и показатели памяти у мальчиков значительно ниже, чем у девочек. В результате у них ниже и учебные успехи, что, в свою очередь, сказывается на формировании взаимоотношений с учителями, родителями и сверстниками. Мальчики хуже ориентируются в сфере человеческих отношений, т.к. для них более важным является конкретное содержание деятельности, а не человеческие отношения, которые наиболее ценны для девочек.

Особенности воспитания можно рассмотреть, расспрашивая родителей о требованиях, предъявляемых к мальчикам и девочкам в семье. Следует подчеркнуть, что во взаимоотношениях в семье в более благоприятном положении находятся девочки, т.к. в конфликтных ситуациях они склонны ориентироваться на требования матери, подчиняться им. Поэтому матери склонны давать девочкам больше свободы, стремятся развивать их самостоятельность и ответственность. Взаимоотношения мальчиков с родителями складываются труднее: в 9 – 10 лет они предпочитают общение с мужчинами, прежде всего с отцом, который становится для них наибольшим авторитетом. Мать продолжает оставаться доверенным лицом, от которого ждут помощи и поддержки в сложных ситуациях. Неудовлетворенность отношениями с отцом побуждает мальчиков ориентироваться на общение со сверстниками, в результате они уходят из общения в кругу семьи и начинают искать общения с другими, более взрослыми, чем они сами людьми мужского пола.

В неполных семьях роль отца начинает играть мать, а ее роль – бабушка. Мать предъявляет повышенные требования к сыну, строго контролирует его, часто лишает возможности принимать самостоятельно важные решения. Поэтому между ней и сыном возникает эмоциональная холодность, которая может спровоцировать развитие асоциального и деликвентного поведения.

Далее можно организовать обмен опытом по вопросу воспитания детей разного пола. В заключительной части занятия необходимо выделить факторы риска ошибок в воспитании детей и факторы защиты.

На второе занятие «Права и обязанности детей. Права и ответственность родителей» желательно пригласить специалиста для консультации родителей по этому вопросу.

Начать занятие можно с краткой исторической справки об основных документах, регламентирующих правовые вопросы семьи, о том какие в данный момент существуют мировые проблемы социальной политики в области охраны детства, какие общественно-государственные институты и организации занимаются проблемами защиты детства в нашей стране. Необходимо представить информацию родителям о Конвенции. Конвенция - это договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал. 20 ноября 1989 г она была единогласно принята Генеральной Ассамблеей ООН. «Конвенция…» - наиболее полный документ, в котором права ребенка приобретают силу норм международного права. Ее нормы служат ориентиром для правительств, партий, организаций и движений в их попытках внести положительные изменения в жизнь детей, мобилизовать для этого необходимые ресурсы.

Права личности определяют степень свободы, обязанности – степень ответственности. Единство прав и обязанностей является условием для самореализации человека, его творческой самодеятельности. К наиболее существенным правам относятся: право на собственность; заниматься предпринимательской и любой не запрещенной законом деятельностью; становиться юридическими лицами; оказывать любые, не противоречащие закону, услуги; иметь иные имущественные и личные неимущественные права.

Далее следует обсудить проблему прав ребенка, предложив родителям стать разработчиками этого документа, каждое положение которого, они должны доказательно представить. Затем предложить права, определенные Конвенцией и распределить их по группам прав ребенка. Например:

Группы прав ребёнка:

I группа прав - базисные, основные: на жизнь, на имя, на равенство в осуществлении прав;

II группа прав обеспечивает семейное благополучие ребенка (обязывает родителей заботиться о детях, а государство - помогать детям, оставшимся без родителей);

III группа прав обеспечивает свободное развитие личности ребенка (права свободно выражать свое мнение, объединяться в ассоциации, иметь свободу мысли, совести и религии);

IV группа прав обеспечивает здоровье детей (право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения);

V группа прав способствует образованию детей и их культурному развитию (право на бесплатное образование, на пользование культурой);

VI группа прав призвана защитить ребенка от экономической и другой эксплуатации, от привлечения к производству и распространению наркотиков, от античеловеческого содержания и обращения в местах лишения свободы.

При обсуждении понятий «свобода и ответственность» предложить родителям составить их определение. Свобода – это возможность выбора личностью всех составляющих своего существования, возможность целеполагания, совершения действий и поступков. Свобода – социально ограничена: личная свобода кончается там, где начинается свобода других. Особое внимание обратить на различия между внешней и внутренней свободой.

Внешняя свобода – это свобода от внешних обстоятельств. Неправильное понимание свободы - это свобода от внешних ограничений (политическая борьба, бегство от обязанностей, уход из дома, от долга).

Внутренняя свобода – это свобода не «ОТ», а «ДЛЯ» - свобода человека для его самоосуществления, это - чувство независимости от внешних обстоятельств, страха, чужого мнения, предубеждений, стереотипов, корысти, зависти, собственных агрессивных устремлений. На страже свободы человека стоят законы общества, духовные законы (моральная ответственность человека).

Права и ответственность родителей. Целесообразно эту проблему рассмотреть в ходе дискуссии на эту тему по следующим вопросам: перед кем человек несет ответственность? Перед собой (совесть), перед родными людьми, перед обществом, перед природой (нравственный долг); ответственность за дела исполненные и неисполненные. Достоинство и честь как нравственно-этические категории. Достоинство – осознание человеком своих высоких моральных качеств и уважение этих качеств в самом себе. Честь – как внутренне нравственное достоинство.

В заключение занятия необходимо выделить факторы риска и факторы защиты.

Третье занятие «Воспитательный потенциал семьи» желательно провести в форме групповой дискуссии. В кратком вступительном слове педагог сообщает тему встречи и рассказывает о роли (функциях) отца и матери в воспитании детей. Функция матери – обеспечить ребёнку безопасность в жизни. Функция отца – научить ребенка справляться с проблемами, которые ставит перед ребёнком общество. В идеале материнская любовь не должна задерживать развитие ребенка, не должна поощрять его беспомощность. Далее можно предложить родителям анкету «Хороший ли Вы отец (мать)?» из Приложения. Необходимо обсудить результаты анкетирования и воспитательные приемы, используемые родителями по отношению к ребенку.

Далее организуется дискуссия родителей по вопросу: «Какие педагогические методы являются конструктивными и эффективными при воспитании ребенка?». В результате обсуждения итогов дискуссии подводится резюме: «Фундаментальная потребность ребенка – чувствовать к себе внимание близких, быть принятым всерьез, быть центром своей деятельности. Это – законная потребность растущего ребенка, удовлетворение которой крайне важно для развития у него собственного положительного образа. Поэтому любое воздействие на ребенка, дающее подпитку для его ощущения самоценности, чувства собственной значимости, укрепляющее его самопринятие, можно считать удачным».

Далее необходимо провести обмен опытом родителей. Для этого им можно раздать карточки с написанными неконструктивными методами воздействия. Родители читают текст на карточке и приводят, иллюстрирующий указанный на ней метод воздействия.

Далее можно предложить родителям упражнение «Найди нужное». Задача: поиск варианта замены фразы с негативной модальностью на позитивную. Родители получают карточки, на которых написаны фразы. Одна из них негативная. А на другой представлено позитивное высказывание. «Не будешь слушаться – заболеешь». «Ты всегда будешь здоров». «Не твоего ума дело». «Твое мнение мне интересно». «Если будешь так поступать, с тобой никто не будет дружить». «Как ты относишься к людям, так и они относятся к тебе». «Сильные люди не плачут». «Поплачь, легче будет». Родители сравнивают высказывания и оценивают их педагогический эффект.

В заключение занятия необходимо выделить факторы риска и факторы защиты родительского воспитания.

Четвертое занятие «Социально-ролевые функции членов семьи» можно начать с заполнения анкеты из Приложения и затем провести групповую дискуссию. Можно предложить следующие вопросы для обсуждения: «Согласны ли вы с утверждением Жан-Жака Руссо о том, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньшее влияние, чем предыдущий?», «Чем трудна социальная роль отца?», «В чем особенность роли матери?», «Как вы думаете, каким должен быть отец, чтобы его дети были счастливы?», «Какой должна быть мать, чтобы ребенок был успешным в жизни?», «Каким качествам, умениям и навыкам может научить детей только отец?», «Каким качествам, умениям и навыкам может научить детей только мать?», «Что такое родительский авторитет?».

Далее необходимо обсудить родительские роли, типы отцов и типы матерей, используя материал из Приложения.

В ходе дискуссии следует акцентировать внимание родителей на то, что с помощью матери ребенок прикасается к духовному миру, духовной реальности, мать духовно воздействует на ребенка, создает благодатную атмосферу для творческого роста. Мать вместе с отцом охраняет и оберегает жизнь своих детей, создает условия для полноценного развития. Роль отца в воспитании детей следует рассматривать с позиций социокультурного подхода, подчеркнув их различия и сходство в традициях разных народов. Роль отца в семье неодинакова в различных культурах и зависит от ряда факторов:

- количества детей;

- степени власти над ними;

- количества и качества контактов с женой и детьми;

- степени участия в процессе воспитания и обучения ребенка;

- меры включенности в порядок обрядовых действий, связанных с детьми;

- степени участия в жизнеобеспечении и защите семьи.

При обсуждении родительского авторитета можно организовать обмен мнениями. Важно выяснить какие родители пользуются авторитетом у детей, какими качествами должны обладать отец и мать. Авторитет родителей в широком смысле - это влияние родителей на своих детей. В узком - один из видов осуществления власти, воздействия старших на младших членов семьи. Можно сказать, что это духовное воздействие родителей на формирование сознания и поведения детей, которое основано на уважительно-доверительных отношениях ребенка к суждению отца и матери.

При подведении итогов необходимо обратить внимание родителей на причины снижения авторитета отца или матери. Например - занятость отца трудовой деятельностью, неумение правильно строить общение с детьми, низкая педагогическая культура, снижение ответственности за воспитание детей. Авторитет отца в семье во многом зависит от позиции матери, «тактика» которой, при создании и укреплении его авторитета для детей включает:

- отношение к мужу как к любимому и уважаемому человеку;

- отношение к мужу, как к главе семьи и воспитателю детей;

- поддержку его взглядов, мыслей и советов в сложных экстремальных ситуациях.

Особое внимание следует уделить проблеме родительской авторитарности, показав, что достаточно большая категория родителей допускает типичную ошибку, когда видит свою задачу в том, чтобы дети беспрекословно им подчинялись. Такие авторитарные отношения приводят к отрицательным результатам в семейном воспитании: у детей формируется комплекс отрицательных качеств (безынициативность, слабоволие, безответственность, неумение принимать самостоятельные решения, активно действовать в сложных жизненных ситуациях и др.).

Обобщая итоги занятия, следует подчеркнуть, что специальных «методов» создания родительского авторитета в семье нет. Он является результатом естественного постоянного образа жизнедеятельности матери и отца.

В заключение занятия необходимо выделить факторы риска, связанные с нарушением ролевых функций родителей и факторы защиты.

Шестое занятие «Воспитание доброты и трудолюбия в условиях семьи» желательно провести в форме полипозиционной дискуссии. Сначала необходимо обсудить воспитание доброты. Можно предложить на дискуссию следующие вопросы: «Что такое доброта?», «Что такое добрый человек?», «В чем проявляется доброта?», «Хорошо ли быть добрым?», «Востребована ли сегодня доброта?», «Какие условия необходимы для воспитания доброты?», «Связан ли успех в жизни с добротой человека?», «Что мешает проявлению доброты?».

Следует подвести итоги обсуждения к следующему пониманию.

Доброта - главный показатель развитости человеческого в человеке. Необходимо учить детей делать приятное людям. Добро - то, что способствует моральному совершенствованию человека и спасению его души. В педагогике «добро» - одно из наиболее общих понятий морального сознания и одна из важнейших категорий этики. Оно позволяет поступать ребенку положительным образом, т. е. по-доброму. Вместе со своей противоположностью – злом, добро является наиболее обобщенной формой разграничения и противопоставления нравственного и безнравственного, имеющего положительное и отрицательное моральное значение, того, что отвечает содержанию требований нравственности, и того, что противоречит им. Понятием «добро» люди выражают свои наиболее общие интересы, устремления, пожелания и надежды на будущее, которые выступают в виде абстрактной моральной идеи о том, что заслуживает одобрения. С помощью добра люди оценивают все происходящее вокруг, общественные явления и действия отдельных лиц. В зависимости от того, что именно подвергается оценке (поступок, моральное качество личности, взаимоотношения людей или состояние общества в целом), понятие «добро» приобретает форму более конкретных понятий - добродеяния (благодеяния), добродетели, справедливости.

В семье ребенок должен уяснить смысл понятия «добрый человек», знать, что данное понятие включает самые различные неразрывные ценностные качества. С позиций добра осуществляется переоценка перспектив общественной и личной жизни. Добро - это то, что хорошо, полезно, нужно человеку, с чем связаны надежды и чаяния людей, представления о прогрессе, свободе и счастье. Оно может выступать как цель человеческой деятельности, как идеал, к которому следует стремиться. Что мешает проявлению доброты? Одна их помех – зло. Добро по своему содержанию противоположно злу. Содержание понятия «добро» всегда соотносится с высшим благом, идеалом, это то, что приближает к идеалу, содействует гуманизации человеческих отношений, позволяет преодолевать разобщенность, отчуждение между людьми. В рамках морального сознания оно связывается с отношением к жизни как высшей ценности, с утверждением самоценности личности. В идее добра отражается стремление человека к совершенству, устранению тех причин, которые противоречат гуманистической линии развития общества. Добро выступает и как высшая регулятивная идея, оказывающая влияние на ценностные ориентации поведения людей. В этом случае оно воплощается в долженствовании, в системе социальных требований. В качестве морального понятия добрыми воспринимаются поступки, направленные на благо другого человека, на счастье и возвышение людей. Среди человеческих качеств - доброта, милосердие, любовь. Позитивно оцениваются гуманные идеи, благородные помыслы, движения души, но еще выше - деяние добра (добродетель). Существуют и общечеловеческие представления о добре: здоровье личности и общества, мир, благосостояние и обеспеченность людей, добрососедство, альтруизм и др. Добро чаще всего ассоциируется с полезностью, практической целесообразностью, когда оно отождествляется с благом. Если в семье не научить ребенка быть добрым, то он никогда им не будет. Злу учить не надо – его и так хватает в жизни, поэтому само «прилипает» к незрелой личности ребенка.

Подводя итоги дискуссии, можно предложить родителям ознакомиться с рекомендациями из Приложения по воспитанию у ребенка доброты.

Вторую часть обсуждения необходимо посвятить трудовому воспитанию ребенка. Можно предложить на дискуссию следующие вопросы: «Что значит труд в нашей жизни?», «Труд – это обязанность или потребность?», «Как помочь ребенку полюбить трудиться?», «Зависит ли успех в жизни от трудолюбия?». При обсуждении важно акцентировать внимание родителей на том, что в семье закладывается любовь к труду. Первым примером в этом для ребенка являются родители. Если родители любят и уважают свой и чужой труд, то ребенку легко будет его полюбить и получать от него удовольствие. Далее можно познакомить родителей со средствами трудового воспитания детей из Приложения.

Обобщая итоги занятия, необходимо выделить факторы риска от отсутствия целенаправленного воспитания у ребенка доброты и трудолюбия и факторы защиты. В заключение можно дать домашнее задание родителям: написать на листочке используемые в семье средства воспитания доброты и трудолюбия у ребенка, написать неиспользованные и подумать, как их реализовать в воспитании.

Седьмое занятие «Общение как основной фактор воспитания в семье» необходимо провести в форме дискуссии. Можно предложить следующие вопросы для обсуждения: «В чем заключаются особенности семейного общения?», «В чем ценность семейного общения?», «Как влияет семейное общение на развитие личности ребенка?», «Почему возникают трудности при общении родителя с ребенком?»,

Во вступительном слове необходимо обратить внимание родителей на две основные семейные функции по отношению к детям. Это воспитательная функция и функция эмоциональной поддержки. Они реализуются средствами взаимодействия членов семьи между собой. Семейное общение - это интимные, эмоциональные, доверительные отношения. Ценность его заключается в ликвидации психологической напряженности, эффективном восстановлении работоспособности, в создании предпосылок для полноценной духовной жизни. Общение родителей с детьми является одной из сложнейших проблем семейного воспитания. Общение является внутренней человеческой потребностью и выполняет определенные функции:

- общение является действенным инструментом воспитания;

- именно через верно выстроенную систему общения с ребенком можно сформировать высоконравственную мотивацию его поступков, включить ребенка в общественно полезную деятельность;

- в процессе непосредственного общения с детьми складывается неповторимый опыт детских переживаний, влияющих на все сферы развития личности;

- общение обеспечивает познание собственного ребенка.

Можно предложить родителям тест «Ваше общение с ребенком» из Приложения. Далее – обсудить результаты.

В процессе дискуссии важно акцентировать внимание на том, что разговор с ребенком - это тоже форма общения. Общительность ребенка поддается развитию, поэтому нужно учить детей общению с другими людьми. Родительские отношения - это часть жизни ребенка, они влияют на него, формируют эмоциональное благополучие или, наоборот, создают дискомфорт или тревожность. Взаимоотношения в семье являются педагогическими, потому что они влияют на детей, формируя их психологический семейный микроклимат. Каждое родительское слово должно нести определенную смысловую нагрузку, т. е. быть нужным и «полезным» ребенку. Вежливые слова создают в семье тот незаменимый микроклимат вежливости, который формирует характер. Важно индивидуальное общение родителей с детьми. При умелом управлении родителями общением в семье происходит целенаправленное влияние на нравственное развитие детей. При этом общение родителей с детьми выполняет такие взаимосвязанные функции, как информационная, эмоциональная, регулятивная, корректирующая. В кругу семейного общения дети находятся в поле постоянного воздействия. Ребенок, прислушиваясь к родителям и всматриваясь в них, критически оценивает себя, а это положительно влияет на его нравственное воспитание. Родителям необходимо обогащать детей моральными понятиями, установками, опытом. Общение с детьми выполняет многие задачи:

1. Эмоциональная функция общения проявляется во взаимовлиянии, взаимопереживании и взаимообогащении людей.

2. Регулятивная функция общения заключается в регулировании и выборе способов одобрения или осуждения, в установлении самых различных средств и форм морального контроля родителей за детьми.

3. Корректировочная функция общения состоит в предупреждении или устранении негативных явлений в сфере общения и отношений детей с другими людьми. Для корректировки общения своих детей родителям необходимо изучать сферу (круг) их общения, т. е. знать, с кем они общаются чаще всего.

Корректировку общения родители осуществляют двумя способами - прямым и косвенным. Прямой способ корректировки - когда родители, объясняя причину, советуют своему ребенку прекратить контакты с кем-то из сверстников или, наоборот, наладить их. Наиболее распространен косвенный способ корректировки общения и отношений, когда родители переориентируют интересы своего ребенка.

Далее следует выделить вместе с родителями психолого-педагогические условия, при соблюдении которых общение родителей с детьми наиболее эффективно в целях их нравственного воспитания:

- общение всегда строится на основе доброжелательного отношения родителей к детям;

- в общении с детьми учитываются их возрастные и индивидуальные особенности.

В заключительной части занятия необходимо выделить факторы риска от неэффективного общения с ребенком и факторы защиты. Можно дать домашнее задание: дома обсудить с взрослыми членами семьи общение с ребенком, его влияние на развитие личности и наметить пути для повышения эффективности общения.

Восьмое занятие «Детско–родительские конфликты в семье» желательно провести в форме практического занятия, на котором родители обмениваются опытом бесконфликтного взаимодействия с детьми и способами разрешения конфликтных ситуаций. Можно предложить родителям следующие вопросы для обсуждения: «Какими способами Вы предупреждаете семейные конфликты?», «Почему возникают детско-родительские конфликты?», «Как можно предупредить конфликты с ребенком?», «Как вы реагируете на конфликтную ситуацию с ребенком?», «Зависит ли успех в жизни от умения справляться с конфликтной ситуацией?».

Что такое конфликт, по каким поводам он может возникать в семье. Между кем он проявляется? С обсуждения этих вопросов можно начать занятие по этой проблеме. Конфликт - возникновение трудноразрешимых противоречий, столкновение противоположных интересов на почве соперничества, отсутствия взаимопонимания по различным вопросам, связанным с острыми эмоциональными переживаниями. В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоположные позиции сторон по какому-то вопросу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов, желаний, влечений участников конфликта. Семейный конфликт - конфликтные взаимоотношения внутри семьи (между родителями, родителями и детьми, братьями и сестрами), порожденные противоречиями ее развития и функционирования как системы, расхождением интересов, оценок, взглядов и целей индивидов, входящих в состав семьи.

Отношения между родителями и детьми во многом определяются стилем воспитания, который выбирают взрослые, чтобы воздействовать на своих детей. Выбор этот предопределяется личным опытом родителей, их педагогической компетентностью. Во многих ситуациях не только дети могут являться виновниками конфликтов, но и родители. Существуют ошибки и со стороны родителей, приводящие к конфликтам: противоречивость, непоследовательность; опека и запреты во многих сферах жизни детей; повышенные требования к детям; частое применение угроз, осуждений и наказаний; разногласия членов семьи по вопросам воспитания. Возрастные кризисы детей являются факторами повышенной конфликтности.

В процессе обмена опытом желательно рассматривать каждый приведенный родителями пример в качестве педагогической ситуации. При ее анализе важно выделить источник конфликта, противоречия интересов, способы разрешения, эффективность действий родителя. Следует также спрогнозировать влияние этой ситуации на дальнейшее развитие качеств личности ребенка (положительное или отрицательное). Можно предложить родителю описать поведение детей в момент конфликта, обратив внимание на то, что наиболее часто оно проявляется состояниями гнева и агрессивным поведением.

Обобщая итоги занятия важно акцентировать внимание родителей на том, что от собственного умения конструктивно разрешать конфликты зависят умения ребенка. Задача родителей - научить ребенка конструктивно разрешать конфликты. В заключение занятия необходимо выделить факторы риска неумения конструктивно разрешать детско-родительские конфликты и факторы защиты. Можно предложить родителям обсудить дома с взрослыми членами семьи проведенное занятие.

Девятое занятие «Развитие способностей ребёнка в семье» можно провести в форме круглого стола, пригласив на него педагогов дополнительного образования, педагога-психолога. На обсуждение можно предложить следующие вопросы: «Какие особенности ребенка важно учитывать и использовать для развития его потенциала?», «Почему в раскрытии дарований ребенка родителям нужно начинать с себя?», «Связан ли успех в жизни с развитием способностей?», «Как помочь ребенку раскрыть свои способности?»,

В начале занятия можно познакомить родителей с понятиями способности, одаренность, талант. Важно обсудить критерии проявления способностей:

- умения видеть проблемы;

- умения ставить вопросы;

- умения выдвигать гипотезы;

- умения давать определения понятиям;

- умения классифицировать;

- умения наблюдать;

- умения проводить эксперимент;

- умения делать выводы и умозаключения;

- умения структурировать материал;

- умения объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

При рассмотрении вопроса об условиях активного развития творчества ребенка можно предложить родителям выбрать среди различных видов деятельности и методов воспитания оптимальные: игровую, художественную, познавательно-практическую деятельность, а также экспериментирование в разных сферах. Далее необходимо обсудить диагностику способностей ребенка. Оценка одаренности не основывается только на тестировании: ее степень и своеобразие обнаруживаются в ходе обучения и воспитания, при выполнении содержательной деятельности. Ранняя специализация не должна быть преждевременной или чрезмерной. Практически выявлению и развитию способностей у детей содействуют:

- специальные школы (например, музыкальные, математические);

- факультативные занятия;

- разнообразные кружки;

- студии;

- проведение школьных олимпиад, конкурсов художественной самодеятельности.

Так как дети проявляют повышенную активность в поиске новых знаний и ощущений, то родителям и другим членам семьи следует оказывать им в этом помощь, т. е. способствовать и умственному, и личностному развитию. Создание в семье развивающей среды будет способствовать раскрытию творческого потенциала детей. В микросоциуме нужны условия для развития способностей, т.е. организация деятельности ребенка. Активному развитию творчества способствует включение ребенка в игровую, художественную, познавательно-практическую деятельность, а также экспериментирование в разных сферах. Родителям необходимо увидеть в своем ребенке личность, распознать его индивидуальность, оказать помощь в саморазвитии. Важно сделать все возможное, чтобы сформировать у детей «умение жить», развить способности, помочь им совершенствоваться и состояться в жизни.

В качестве рекомендаций родителям по созданию условий для развития детского творчества можно предложить следующие правила:

1. Недопустимо задерживать развитие детей. Их учебная нагрузка, формы обучения и воспитания должны соответствовать их возможностям.

2. Забота о способностях детей предполагает сочетание развития способностей с общеобразовательной подготовкой и совершенствованием личности.

В заключение занятия необходимо выделить факторы риска несвоевременной помощи детям в развитии способностей и факторы защиты.

Десятое занятие «Семейные традиции в воспитании детей» можно провести в форме ток-шоу. На него необходимо пригласить людей, имеющих прочные семейные традиции, национальные традиции, родословные. Важно также пригласить специалистов, знающих проблему, журналистов, историков, этнографов. На обсуждение можно предложить следующие вопросы: «Какую роль играют традиции в нашей жизни?», «Какие семейные традиции имеются у Вас?», «Традиции и обычаи: в чем сходство и в чем различие?», «Какая взаимосвязь между ценностями семьи и ее традициями?», «Всегда ли семейные традиции конструктивны и созидательны?».

Для начала разговора можно предложить следующие вопросы: «Какие традиции в семейной культуре присущи разным народам, назовите национальные традиции, которые соблюдаются в Вашей семье». При подведении итогов обсуждения важно подчеркнуть многофункциональность, специфичность, эмоциональную насыщенность традиций и обычаев. Следует обратить внимание родителей на то, что семья существует, воспроизводя традиции, следуя определенным образцам деятельности, без которых немыслимо ее развитие. Семейные ценности представляют собой порождение культуры, поэтому практически любой образец материальной и духовной деятельности может служить основой для возникновения традиций в семье. Передаваясь из поколения в поколение, традиции, адаптируясь к условиям современной жизни, постоянно меняются. Неизменным остается их назначение в человеческом обществе: они призваны служить упрочению семейно-родственных связей и отношений, которые функционируют в качестве механизмов передачи таких личностно и социально ценных качеств человека, как любовь, доброта, сострадание, взаимопонимание, готовность прийти на помощь близкому человеку. «Родство» традиций и обычаев заключается в том, что у них общие социальные функции, согласно которым они служат средством стабилизации утвердившихся отношений в обществе и осуществляют воспроизводство этих отношений в жизни новых поколений. Далее необходимо продолжить обсуждение в процессе уточнения смыслового аспекта традиций, их роли в нравственно – гражданском воспитании личности.

Краткая информация, представляемая родителям, может быть следующей: обычаи непосредственно, путем детальных предписаний определенных действий в конкретных ситуациях, стабилизируют те или иные звенья в конкретных ситуациях, те или иные звенья семейных отношений и воспроизводят их в жизнедеятельности новых поколений. Каждый обычай имеет свой смысл. Обычай весьма подробно предписывает то, что следует или не следует делать в данной обстановке, и указывает, каким нужно быть. Обычаи формируют простые привычки, регулируют те социальные отношения, которые уже прочно утвердились, повторяясь из поколения в поколение.

В основе традиций всегда лежит ценность семьи, которая определяет смысл традиционного поведения. Поэтому в традиции не дается детальная регламентация поступка, она не имеет конкретной «привязки» к определенной ситуации. Традиции быстрее реагируют на требования современной жизни, чем обычаи. Традиции ориентируют поведение ребенка не только в утвердившихся отношениях, но и в тех новых вариантах, которые возникают неожиданно, отличаются от тех ситуаций, которые были в его опыте. Семейные традиции выступают основным средством трансляции социально-культурных ценностей, норм семьи, установления ее связей с объектами, которые включены в сферу ее жизнедеятельности

В традициях и обычаях отражаются этнические, культурные, религиозные особенности семьи, профессиональная принадлежность ее членов. В основе традиции всегда лежит какая-либо идея, ценность, норма, опыт семьи. В зависимости от ценностей, норм семьи, которые реализуются в той или иной традиции, можно говорить о созидательных и разрушительных, конструктивных и неконструктивных, стереотипных и нестереотипных, истинных и мнимых традициях. Семейные традиции - ценное средство воспитания. С помощью семейных традиций укрепляются семейные отношения, утверждаются нравственные нормы поведения. Добрые традиции сплачивают семью.

Отличительные особенности традиций:

- выступают в качестве своеобразного переходного звена между прошлым и современным, которое обеспечивает преемственность, развитие культуры;

- функционируют на определенной территории; являются региональными и семейными;

- передаются посредством воспитания, обучения и социализации, которые осуществляются в семье и регулярной общности;

- порождают правила и нормы, которых придерживаются родители и дети как жители деревни, поселка, города и как члены семьи.

Следующей частью занятия может быть организован мозговой штурм по придумыванию семейных традиций (их назначения, смысла, содержания). К таким традициям, например, можно отнести:

- традиции гостеприимства;

- празднование дней рождения членов семьи (праздники Родственных Сердец);

- празднование знаменательных событий в жизни семьи: день рождения семьи, юбилей, особые успехи в работе и учебе (окончание школы, института, награждение родных);

- Дни Памяти родных и близких, ушедших из жизни;

- передача семейных реликвий подрастающему поколению;

- знакомство подрастающего поколения с историей, родословной семьи, передача эстафеты в продолжение этой истории и др.

Подводя итоги необходимо выделить факторы риска от отсутствия семейных традиций и факторы защиты. В заключение занятия можно взять отзывы родителей о проведенных занятиях.

Анкета

(«Ваше общение с ребенком» Г.Леонов)

Отметьте те фразы, которые вы чаще всего употребляете в общении с детьми. Отец может отметить фразы матери, а мать - фразы отца.

  1. Сколько раз тебе повторять!
  2. Посоветуй мне, пожалуйста.
  3. Не знаю, что бы я без тебя делал(а).
  4. И в кого ты только уродился.
  5. Какие у тебя замечательные друзья.
  6. Ну на кого ты похож(а)!
  7. Я в твое время.….
  8. Ты моя опора и помощник(ца).
  9. Ну что за друзья у тебя!
  1. О чем ты только думаешь!
  2. Какая ты у меня умница!
  3. А как ты считаешь, сынок (доченька)?
  4. У всех дети как дети, а ты.….
  5. Какой ты у меня сообразительный(ая)!

Результаты определите по следующей схеме.

Поставьте по 2 балла за отмеченные вами фразы 1, 4, 6, 7, 9, 10, 13 и по 1 баллу - за фразы 2, 3, 5, 8, 9, 12, 14. Подсчитайте общее число баллов.

5-9 баллов. Вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас. Ваши отношения способствуют становлению его личности.

10-13 баллов. (Если преобладают оценки с одним баллом.)

Вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает вас, хотя и не всегда с вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.

6-12 баллов. (Если преобладают оценки с двумя баллами.)

Вам необходимо быть к ребенку внимательнее. Вы пользуетесь у него авторитетом, но, согласитесь, авторитет не заменит любви. Развитие вашего ребенка зависит от случая в большей степени, чем от вас.

13-18 баллов. (Если преобладают оценки с двумя баллами.) Вы и сами чувствуете, что идете по неверному пути. Между вами и ребенком существует недоверие. Пока не поздно, постарайтесь уделить ему больше внимания, прислушайтесь к его словам.

Анкета

Создание безопасного климата в семье

Ответьте на вопросы: да, нет, иногда.

Следите ли вы за статьями в журналах, программах по TV и радио на тему о воспитании? Читаете ли вы время от времени книги на эту тему?

Ваш ребенок совершил проступок. Задумаетесь ли вы в таком случае, не является ли его поведение результатом вашего воспитания?

Единодушны ли вы с супругом в воспитании детей?

Если ребенок предлагает вам свою помощь, примите ли вы ее, даже если при этом дело может задержаться, а то и вовсе остановиться?

Используете ли вы форму запрета или приказа только тогда, когда это действительно необходимо?

Считаете ли вы, что последовательность есть один из основных педагогических принципов?

Сознаете ли вы, что среда, окружающая ребенка, оказывает на него существенное влияние?

Признаете ли вы, что спорт и физкультура имеют большое значение для гармоничного развития ребенка?

Сумеете ли вы не приказать, а попросить о чем-либо своего ребенка?

Неприятно ли вам «отделываться» от ребенка фразой типа «У меня нет времени» или «Подожди, пока я закончу работу»?

А теперь подсчитайте очки:

Да – 2 очка

Иногда – 1 очко

Нет - 0

Менее 6 очков: О настоящем воспитании вы имеете весьма смутное представление. И хотя говорят, что начать никогда не поздно, советуем вам не уповать на эту поговорку и, не мешкая, заняться повышением своего образования в этой области.

От 7 до 14 очков: Вы не делаете крупных ошибок в воспитании, но все же кое в чем над собой и своими итогами в этой области вам следовало бы задуматься. А начать можно с того, что ближайший выходной полностью посвятить детям, забыв на время приятелей и производственные, а также домашние проблемы. И, будьте уверены, дети вас полностью за это вознаградят.

Более 15 очков: Вы вполне справляетесь со своими родительскими обязанностями. И, тем не менее, вам еще необходимо кое-что улучшить.

Анкета

Родителям предлагается 10 качеств характера. Необходимо отметить те качества, которые у ребенка наиболее выражены, и проанализировать их по степени выраженности в поведении ребенка.

По моим наблюдениям, в характере моего ребенка чае всего проявляются:

Доброта Безразличие

Сочувствие Упрямство

Покладистость Агрессивность

Терпение Нетерпимость

Сопереживание Эгоизм

Считаю, что следующие качества характера моего ребенка выражены наиболее ярко:

1._____________________________________

2._____________________________________

3.________________________________________

4.________________________________________

5.________________________________________

6._________________________________________

7._________________________________________

8._________________________________________

9._________________________________________

Тест

«Каков Ваш ребенок?»

  1. Может ли ребенок необычным способом использовать знакомый предмет?
  2. Меняет ли он свои увлечения?
  3. Любит ли он рисовать абстрактные картинки?
  4. Любит ли рисовать воображаемые предметы?
  5. Любит ли фантастические истории?
  6. Сочиняет ли рассказы или стихи?
  7. Любит ли вырезать затейливые фигуры из бумаги?
  8. Возникает у ребенка желание переделать что-либо на свой вкус?
  9. Боится ли он темноты?
  10. Переставлял ли вещи в своей комнате? (в отведенном для него месте в доме)?
  11. Предпочитает ли в выборе одежды свой вкус?
  12. Ищет ли объяснения тому, что не понимает?
  13. Задает ли вопросы относительно школьных проблем?
  14. Проявляет ли интерес к школьной жизни?
  15. Каково его отношение к учебе?

Оценка результатов:

За каждый положительный ответ насчитывается 1 балл.

13 – 15 баллов - ребёнок сообразителен, способен иметь свою точку зрения на окружающее. Обладает творческим потенциалом и направленностью на достижение успеха.

10 – 13 баллов - ребенок не всегда обнаруживает творческие способности, он находчив и сообразителен, лишь тогда, когда чем-то заинтересован, достигает успеха только в интересном для него виде деятельности. Помощь - в расширении кругозора.

7 – 9 баллов – у ребенка проявляются творческие качества только в ситуации важной для него деятельности, он более склонен к практической деятельности. Необходимо развивать мыслительные качества.

Менее 6 баллов – ребёнку не хватает изобретательности, ему трудно достичь успеха даже как исполнителю. Ребенок нуждается в развитии волевых, эмоциональных и познавательных процессов.

Тест

Анкета для родителей

(поддержка ребёнка в семье)

  1. Перечислите состав Вашей семьи.
  2. С кем из членов семьи ребёнок имеет возможность каждодневного общения? Перечислите их , пожалуйста, расположив по степени интенсивности общения с ребёнком.
  3. С кем кроме членов семьи любит общаться Ваш ребёнок?
  4. Кто из членов семьи пользуется у ребёнка наибольшим авторитетом?
  5. К кому, прежде всего, обращается ребёнок в том случае, если он нуждается:

- в совете

- в сочувствии

- в помощи.

6. Часто ли Вы играете со своим ребёнком? Кто, как правило, является инициатором совместных игр?

7. С кем Ваш ребёнок предпочитает проводить свободное время

Тест

«Проверьте свои нервы»

Хлопаете ли Вы дверью, выходя из квартиры.

Раздражают ли Вас расставленные в комнате вещи. Задеваете ли Вы их, когда ходите.

Теряете ли Вы самообладание в споре.

Прерываете ли собеседника.

Разговаривая, размахиваете ли руками.

Не можете удержать кончиками пальцев лист бумаги, чтобы он не дрожал.

Говорите ли иногда сами с собой.

Обижаетесь ли по пустякам.

Долго ли не можете уснуть.

0 -2 балла – у Вас крепкие нервы, достаточный самоконтроль.

3 – 5 балла - нервы у Вас напряжены по причине личностной тревоги.

6 -8 баллов – у Вас возможен нервный срыв, необходима помощь.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программапо русскомуязыку УМК "Перспективная начальная школа"

Рабочая программа по русскому языку УМК "Перспективная начальная школа"  включает в себя предметн...

Рабочая программапо окружаещему миру 4 класс.УМК"Школа России"

УМК "Школа России".Рабочая программа ,календарно-тематическое планирование....

Рабочая программапо обучению грамоте (чтение)

Рабочая программа по курсу "Обучение граммоте" разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, с учётом авторской программы Н.В.Нечаевой. Программа охватывает добукварный и букварный пери...

рабочая программапо физической культуре

рабочая программа по физической культуре 1 класс...

рабочая программапо физической культуре 3

рабочая программа по физической культуре...

Программапо спортивно – оздоровительному направлению «Чудо-ритм»

Программа внеурочной деятельности по спортивно - оздоровительному направлению "Чудо - ритм"...

Рабочая программапо курсу «В гостях у сказки» 3 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению  «В гостях у сказки» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного станд...