Статья "Экологическое воспитание младших школьников в рамках реализации ФГОС"
статья на тему
Данная статья не только теоретически знакомит с аспектами экологического воспитания младших школьников, но и содержит практический материал, разработанный на примере проектов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskoe_vospitanie_mladshih_shkolnikov.docx | 18.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Наш дом, планета Земля, должен стать заботой каждого из нас. Самая большая ценность на Земле - жизнь в её разных проявлениях. Ценно каждое живое существо, независимо от его значения для человека. Ценна любая культура, вера, любой народ.
(Из Хартии Земли)
История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этаᴨе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научаться бережно относиться к природе, они погубят себя. А для этого важно воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание необходимо с младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
Основными задачами экологического образования являются:
- воспитание любви к природе через непосредственное общение с ней, восприятие ее красоты и многообразия;
- формирование знаний о единстве живой и неживой природы, взаимодействии природных объектов, общества и человека;
- воспитание ценностных ориентаций экологического характера, мотивов и потребностей экологически целесообразного поведения, стремления к активной природоохранной деятельности;
- развитие способностей анализа экологических ситуаций, альтернативному мышлению в выборе способов решения экологических проблем, формирование стремления к личному участию в практических делах по защите окружающей среды.
Главной целью экологического образования является формирование экологической культуры-совокупности экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности. А экологическая культура-это часть общей культуры личности.
Компоненты экологической культуры.
- Экологические знания, умения.
- Экологическое мышление.
- Ценностные ориентации.
- Экологически оправданное поведение.
Прежде чем начать путешествие в увлекательный мир экологии напомним, что: окружающая тебя природа сегодня нездорова: её разнообразие - под угрозой. От этого страдают все люди. Природе нужны доктора. Ты можешь стать таким доктором, а лекарством будет твоя экологическая культура. Экологическая культура - это, когда ты дорожишь и бережно пользуешься всем тем, что дается тебе в жизни - вещами, природой, дружбой, здоровьем. В основе экологической культуры - экологическое мышление. Вспомни свой первый шаг к экологическому мышлению - ты учился описывать свойства и качества окружающих тебя объектов, сравнивать их, фантазировать и воображать, находить аналогии и ассоциации; планировать свои дела и оценивать их последствия для здоровья природы и человека.
Каждый человек ежедневно сталкивается с обычным бытовым мусором. Но не каждый, к сожалению, задумывается о его дальнейшей судьбе. Покупая, а затем, выбрасывая очередную пластиковую или пенопластовую тару, думаем ли мы о том, что вскоре она будет лежать в природе и, не разлагаясь, столетиями отравлять окружающую среду?
Что же можно сделать, если мы уже не представляем себе продукты и товары без одноразовой упаковки, а в универсамах каждый день приобретаем новые большие пакеты для покупок? А значит, теперь снова будут произведены все новые и новые километры полиэтилена и пластика… и так по замкнутому кругу?
Решать на уроках данную проблему в масштабах всей страны не реально, но пытаюсь перенаправить сознание школьников, чтобы прежде, чем покупать новые поделочные материалы в магазине канцелярских товаров, они попробовали использовать вторично те, которые предназначены «на выброс», хотя являются такими же красивыми и практичными.
Показатели сформированности экологической культуры ребёнка на первой ступени начальной школы:
- ребёнок проявляет интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни людей, растений, животных;
- с желанием участвует в экологически ориентированной деятельности;
- эмоционально реагируют при встрече с прекрасным;
- стараются выполнять правила поведения на улице, во время прогулок в сад, лес;
- проявляют готовность оказать помощь нуждающимся;
- пытаются контролировать своё поведение, поступки.
Показатели сформированности экологической культуры ребёнка на второй ступени начальной школы дополняются:
- интересом ребёнка к объектам окружающего мира, сопровождающимся попытками ребёнка их анализировать;
- участие в той или иной деятельности вместе со взрослыми с проявлением самостоятельнояти и творчества;
- общение с представителями животного и растительного мира, вызванным в большей степени заботой о них;
- выполнением ряда правил поведения в окружающей среде, ставшим привычным делом.
О показателях сформированности экологической культуры ребёнка на третьей ступени начальной школы можно судить по следующим проявлениям:
- ребёнок контролирует свои действия, соотнося их с окружающей обстановкой и возможными последствиями;
- выражена потребность в заботе о тех или иных представителях животного или растительного мира;
- ребёнок способен самостоятельно выбирать объекты своей экологической деятельности;
- доброта, отзывчивость и внимание к окружающим (людям, природе).
Мини – проекты
«Жалобная книга» природы
Цель проекта – записать в книгу жалобы, поступающие от растений и животных. Предварительно проводится прогулка – путешествие, чтобы понаблюдать за состоянием окружающей среды. Рассказ начинается с описания автора жалобы и пишется далее от имени животного или растения.
Второй этап проекта – обсуждение поступивших жалоб и ответ на них. «Что мы можем сделать, чтобы исправить положение?» - ответ на этот вопрос натолкнёт ребят на новые практические проекты.
Несомненно , «Книга жалоб» должна быть иллюстрирована детскими рисунками, а чтение её будет сопровождаться творческими выступлениями детей.
Окно радости
«Экология, - сказал однажды кто – то из школьников, - это когда люди улыбаются…» А если так, продолжим мы, то подарим людям улыбку – это значит увеличить в окружающем нас мире количчество добра, снять с души что – то тревожное или злое, сделать ещё шажок к гармонии всего живого на Земле.
Окно радости открывается в этих целях – в классе, если проект коллективный, или дома, если проекты индивидуальные. На радость себе и людям участники проекта делают на окне забавные рисунки, аппликации к праздникам. Хорошим началом проекта является рассказ о детстве Ильи Репина, когда будущий великий художник точно так же расписывал окошко в своём доме на удивление прохожих.
Птичья «столовая»
Проект осуществляется в зимнее время. Суть его – в создании и организации регулярной работы птичьей «столовой» на школьной территории. Дети продумывают, где лучше разместить «столовую», какие кормушки, для каких птиц предусмотреть. Подготовительный этап заключается в накоплении корма и изготовлении кормушек.
Открытие птичьей «столовой» проводится торжественно, а далее дети поочередно ведут наблюдение за «столовой» и дежурят в ней: подправляют кормушки, насыпают корм. Ребята замечают, что птицы привыкают к «столовой» и радуются, когда ученики приходят к ним.
Человек познает мир на протяжении всей жизни. Самый важный период этого понимания - учеба в школе, когда закладываются основы наук, на базе которых в сознании человека выстраивается научная картина мира. От этого в дальнейшем будут зависеть характер взглядов и убеждений человека, его миропонимание и поступки. Вот почему учителю отводится ответственная роль-стать проводником нового мышления - экологического.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственное воспитание младших школьников в рамках реализации ФГОС Выступление на пед. совете ОстренкоЛ.П.
Методологической основой реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравст...
Духовно-нравственное воспитание младших школьников в рамках реализации ФГОС
Виды работы и комплекс мероприятий по духовно-нравственному воспитанию младших школьников...
Концепция педагогической деятельности .Художественно-эстетическое воспитание младших школьников в рамках реализации ФГОС и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.
Концепция педагогической деятельности .Художественно-эстетическое воспитание младших школьников в рамках реализации ФГОС и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России...
"ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС"
В концепции модернизации российского образования сформулированы важнейшие задачи воспитания школьников: формирование гражданской ответственности, духовности и культуры, инициати...
Духовно-нравственное воспитание младших школьников в рамках реализации ФГОС
С каждым годом к нам в школу приходит все большее количество детей разных национальностей. Это дети из семей беженцев, вынужденных переселенцев, жертв национальных конфликтов. Изменения в социальной ж...
Сообщение на МО «Новые подходы к организации работы классных руководителей и воспитателей ГПД через реализацию программы воспитания» по теме «Организация внеурочной деятельности «Внеклассное чтение» младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО для де
Краткое описание актуальности внеурочной деятельности "Внеклассное чтение" в школе для детей с ТНР....
"Духовно-нравственное воспитание младших школьников в рамках реализации ФГОС путем применения авторских сказок"
Сказки - это отличный способ воздействия на ребёнка. Они представляют собой одно из самых древних средств нравственного, этического воспитания, а также формируют поведенческие стереотипы. Любая с...