"ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС"
статья (4 класс) на тему
В концепции модернизации российского образования сформулированы важнейшие задачи воспитания школьников: формирование гражданской ответственности, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.
В младшем школьном возрасте повышена восприимчивость к усвоению нравственных правил и норм. Именно в начальной школе мы можем вложить в душу ребенка истинные ценности, помочь принять правильный нравственный выбор. Воспитание и социализация требуют внимательного отношения к каждому ученику.
В наше время, когда смешиваются представления о добре и зле, утрачиваются многие духовные ценности и теряются связи с вековыми традициями, задача духовно–нравственного воспитания представляет собой одно из важнейших условий существования нашего государства. Ведь наши ученики – это наше будущее, нашей страны и планеты в целом. От того, кого мы воспитаем, зависит в каком мире нам предстоит встретить будущее.
Реорганизация образования сегодня дает свои положительные всходы, но помимо знаний мы не должны забывать о духовно-нравственном состоянии учащихся.
Процесс становления духовно-нравственного сознания ребёнка, реализуется через систему уроков, внеклассных мероприятий, а также на внеурочных занятиях духовно – нравственной направленности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
grishchenko_a.e._2_noyabrya.docx | 24.52 КБ |
Предварительный просмотр:
"ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС"
Грищенко Анжела Эдуардовна
первой квалификационной категории
МАОУ «СОШ № 19»
В концепции модернизации российского образования сформулированы важнейшие задачи воспитания школьников: формирование гражданской ответственности, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.
В младшем школьном возрасте повышена восприимчивость к усвоению нравственных правил и норм. Именно в начальной школе мы можем вложить в душу ребенка истинные ценности, помочь принять правильный нравственный выбор. Воспитание и социализация требуют внимательного отношения к каждому ученику.
В наше время, когда смешиваются представления о добре и зле, утрачиваются многие духовные ценности и теряются связи с вековыми традициями, задача духовно–нравственного воспитания представляет собой одно из важнейших условий существования нашего государства. Ведь наши ученики – это наше будущее, нашей страны и планеты в целом. От того, кого мы воспитаем, зависит в каком мире нам предстоит встретить будущее.
Реорганизация образования сегодня дает свои положительные всходы, но помимо знаний мы не должны забывать о духовно-нравственном состоянии учащихся.
Процесс становления духовно-нравственного сознания ребёнка, реализуется через систему уроков, внеклассных мероприятий, а также на внеурочных занятиях духовно – нравственной направленности.
Задача учителя, сегодня, заключается не только в том, чтобы вооружать учащихся глубокими и прочными знаниями, но и сформировать у школьников духовно-нравственные качества, приобщать обучающихся к нравственным и духовным ценностям православной культуры, воспитать патриотизм, развивать творческое мышление, познавательную активность, умение самостоятельно пользоваться различными источниками информации, ориентироваться в событиях сегодняшнего дня.
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым из нас. Именно от нашего отношения к происходящему зависит, как и с кем нам жить в будущем.
Много разговоров идет в обществе и между учителями о новых стандартах образования, ведь не каждый может быстро перестроиться и идти в ногу со временем, применяя современные технологии. Лично мне очень импонирует, что все чаще стали говорить о нравственности и духовности человечества, а в школе введен замечательный курс ОРКСЭ.
Благодаря курсу ОРКСЭ ученики не только теоретически усваивают полученные знания, а активно применяют их на практике. Что позволяет продолжать формирование:
– основ российской гражданской идентичности;
– чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю своей страны;
– осознание своей этнической и национальной принадлежности;
– формирование ценностей многонационального общества;
– гуманистические и демократические ценностные ориентации.
На мой взгляд, данный предмет, помогает не только развиваться личности школьника многосторонне и способствует укреплению нравственности, но и дает повод лишний раз задуматься нам взрослым и пересмотреть свои жизненные стереотипы. Диалоги, которые возникают у нас в ходе урока, раскрывают души детей, делая их более открытыми и отзывчивыми.
В моем классе учатся дети 5 национальностей и трех конфессий, каждая из которой несет свой духовный мир и свои правила поведения. Но на уроках ОРКСЭ мы учимся открывать для себя единые ценности свойственные всем религиям и нациям, духовные и нравственные понятия добра.
В начальной школе закладывается фундамент духовно-нравственных представлений об окружающей среде на основе патриотических, культурно-исторических и православных традиций России. И этот фундамент состоит не только из умения получать и применять знания, но и развиваться творчески.
В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. Очень важно научить детей не только читать, писать и считать, важно научить детей чувствовать, думать и творить. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, умение фантазировать, творить. Всё это может дать театрализованная деятельность.
Театр – это не только средство эмоционально - эстетического воспитания детей, но и база для духовно-нравственного развития и воспитания. Благодаря театру ребёнок познаёт мир и учится выражать своё собственное отношение к добру и злу. Сегодня мне хочется представить вам свой опыт работы в этом направлении. На протяжении последних 2 лет мы с ребятами занимаемся театральными постановками. Сначала это были маленькие инсценировки к произведениям на уроках чтения, выступления перед дошколятами, а потом постановка полноценных спектаклей с декорациями и костюмами.
Приобщение ребят к театральной деятельности позволила многим из них раскрыть свои талант, перешагнув через страх выступления перед зрителями со сцены. Некоторые из учеников даже на уроках боялись ответить у доски, а со сцены проявляли свои лучшие актерские способности. Участие в спектаклях было испытанием перед детьми, ведь по началу участвовать желающих было очень мало, но попробовав однажды уйти уже никто не хотел.
Выступление ребят вызывало всегда большой интерес, актеров потом узнавали по школе, а некоторые фразы стали крылатыми фразами среди школьников.
Следующим направлением внеурочной деятельности, активно используемой мною в работе, является занятия в клубе «Моя Родина». Работа клуба направлена на становление гражданской позиции ребёнка, чувства сопричастности и личной ответственности за Отечество, свой народ.
Программа клуба прививает положительное отношение к окружающему миру, другим людям и самому себе, формирует потребность и готовность ребёнка проявлять сострадание и разделять радость других.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников происходит понимание сущности нравственных поступков, поведения и отношений между людьми.
С 1 класса ребята знакомятся с традициями и преданиями русского народа, основными нравственными правилами, узнают особенности окружающего мира родного края, поселка. В 4 классе ребята создают свои проекты, по различной тематике: «Народные промыслы», «Если хочешь быть здоров», «Что такое хорошо, что такое плохо», «Юный патриот».
Используя метод проектов на занятиях внеурочной деятельности «Моя Родина», ребята расширяют свой кругозор о родном крае и поселке, о стране в целом. Для этого курса я создала рабочую тетрадь проектов, в которой структурирована работа над каждым из проектов. Рассмотрим один из них
Первым в 4 классе стал проект «Народные промыслы», так как эта тема более знакома и проста в работе для начала обучения и использования метода проектов.
Каждый из ребят определяет тему проекта, это могла быть индивидуальная работа или коллективная. Затем совместно мы определяли этапы работы передвигаясь по островам проекта. Составляли план выполнения проекта, затем исходя из плана выполняли его. И сегодня мы можем видеть первые результаты этой работы.
Целенаправленная работа по воспитанию у детей стремления к сохранению и приумножению нравственных, культурных и научных ценностей общества приносит свои плоды. Напрямую соприкасались с культурой русского народа это еще очень важное погружение в саму атмосферу быта своего народа, в частности русского, соблюдение определенных обрядов и традиций, передача истоков русской духовности.
Как отследить эффективность своей работы? Мониторинг – как способ проверки эффективности любого процесса, мне наиболее близок и знаком. Используя различные способы проверки
Перед вами представлены некоторые методики, используемые мною при проведении мониторинга. Это данные мониторинга моих выпускников прошлого года из данных полученных в результате анкетирования, опроса и тестирования, показали, что большая часть учащихся класса обладает высоким уровнем нравственности и толерантности, а оставшаяся часть сомневающихся, все же больше приближена к ним нежели удалена. Таким образом я могу судить об эффективности своей работы в плане духовно-нравственного воспитания своих детей.
В заключении мне хотелось бы сказать об очень важном моменте в воспитании духовно-нравственной личности. Начальная школа, это как основа здания, и чем крепче будет фундамент, тем дольше и основательней будет стоять дом. Поэтому, для меня как для учителя, очень важно в первую очередь воспитать настоящего человека, достойного гражданина своей страны. Никакие развивающие программы и занятия не смогут раскрыть ребенка, так как это может сделать достойный пример учителя перед глазами. Быть честным, добрым, чистым – зажечь вокруг себя этими искрами, вот наиглавнейшая моя задача и условие успешного воспитания подрастающего поколения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственное воспитание младших школьников в рамках реализации ФГОС Выступление на пед. совете ОстренкоЛ.П.
Методологической основой реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравст...
Духовно-нравственное воспитание младших школьников в рамках реализации ФГОС
Виды работы и комплекс мероприятий по духовно-нравственному воспитанию младших школьников...
Концепция педагогической деятельности .Художественно-эстетическое воспитание младших школьников в рамках реализации ФГОС и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.
Концепция педагогической деятельности .Художественно-эстетическое воспитание младших школьников в рамках реализации ФГОС и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России...
Статья "Экологическое воспитание младших школьников в рамках реализации ФГОС"
Данная статья не только теоретически знакомит с аспектами экологического воспитания младших школьников, но и содержит практический материал, разработанный на примере проектов....
Духовно-нравственное воспитание младших школьников в рамках реализации ФГОС
С каждым годом к нам в школу приходит все большее количество детей разных национальностей. Это дети из семей беженцев, вынужденных переселенцев, жертв национальных конфликтов. Изменения в социальной ж...
«Формирование духовно-нравственных основ у младшего школьника в рамках требования ФГОС»
Обобщение опыта «Формирование духовно-нравственных основ у младшего школьника в рамках требования ФГОС»....
"Духовно-нравственное воспитание младших школьников в рамках реализации ФГОС путем применения авторских сказок"
Сказки - это отличный способ воздействия на ребёнка. Они представляют собой одно из самых древних средств нравственного, этического воспитания, а также формируют поведенческие стереотипы. Любая с...