Доклад на тему: Профилактика девиантного поведения среди младших школьников.
материал

Бабичева Ирина Александровна

           

 Доклад на тему: Профилактика  девиантного  поведения  среди  младших  школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx25.3 КБ

Предварительный просмотр:

           

 Доклад на тему: Профилактика  девиантного  поведения  среди  младших  школьников.

Подготовила:Бабичева И.А.

           В  последнее  время  о  школьниках  девиантного  поведения  пишется  и  говорится  не  мало.  Как  правила  так  называют  неуспевающих,  недисциплинированных  школьников,  дезорганизаторов,  не  секрет,  что правонарушения  и  преступления  совершаются  именно  этими  детьми  и  подростками.   И  именно  тогда  возникает  вопрос,   в  чем  причина  такого  не адекватного  поведения.     Причиной  же  такого  поведения  может  стать  дезадаптация  ребенка,  так  как   поступление в школу, смена ведущей деятельности, освоение новых ролей, обязанностей, смена обстановки предъявляют повышенные требования к психике ребенка и требуют активного приспособления к новой  общественной организации.  Ни  все  дети  могут    быстро  и  безболезненно  адаптируются,  не  каждый  ребенок  может  преодолеть   этот  этап  в  своей  жизни,    в  результате   возникает  ситуация,   которая в  дальнейшем  приводит  к отклонениям  в  поведении  (девиации).  Также  одной  из  причин  девиации  детей   можно  назвать    не  складывающиеся  отношения  со сверстниками, положение изгоя в классе, отвержение со стороны учителей, «приклеенные»  к  ребенку  ярлыки,  а  также  низкая  самооценка  ребенка  и  неуверенность  в  себе. Ребенок, лишенный внимания и контроля со стороны родителей, более подвержен отрицательному влиянию асоциальной среды, еще одна из причин развития у ребенка девиантного поведения,

         Поэтому  преодоление  отклонений  в  поведении  младших  школьников  целесообразно  начинать  в  первый  год  их  обучения  в  школе.  Для  этого  необходимо  создать  систему коррекционно-профилактической  работы.  

Можно выделить основные методы работы по профилактике девиантного поведения младших школьников:

  • - сказкотерапия (анализ сказок, групповое сочинение историй, драматизация сказок);
  • - арттерапия (свободное и тематическое рисование, аппликация, лепка из глины, конструирование из бумаги и картона);
  • - визуализация;
  • - психогимнастика (этюды на выражение различных эмоций); телесно - ориентированные техники (психомышечная релаксация, танцы));
  • - игровые методы (подвижные, сюжетно - ролевые игры(ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ), игры - драматизации);
  • - моделирование и анализ проблемных ситуаций;
  • - этические беседы; «Хорошие и плохие черты характера», Подумай о других.
  • - диагностические методы;
  • - тренинг;
  • - консультирование.

Сказкотерапия. Само название метода указывает на то, что его основой является использование сказочной формы. Перспективность использования этого метода в работе по предупреждению приобщения детей к психоактивным веществам обусловлена следующим: форма метафоры, в которой созданы сказки, истории, наиболее доступна для восприятия ребенка, и в то же время воздействие с помощью метафоры является глубинным и удивительно стойким, так далее «затрагивает не только поведенческие пласты психики, но и ее ценностную структуру». Таким образом, возможна практическая реализация работы по формированию внутриличностных «антинаркотических» установок, наличие которых и признается главным защитным личностным фактором по отношению к возможной наркотизации.

Анализ сказок в доступной и привлекательной форме позволяет осознать и «примерить на себя» различные типы поведения в той или иной ситуации и при этом оценить его последствия. Примером использования такого приема в работе по предупреждению приобщения детей к ПАВ, в частности в целях предотвращения непреднамеренной пробы наркотического вещества, может служить анализ фрагментов таких сказок, как «Сказка о спящей красавице и семи богатырях», «Маленький Мук», «Алиса в Стране чудес».

Сказка закладывает у ребенка нравственные ценности и способна значительно повлиять на поведение ребенка. как известно, поведение любого человека - это следствие его моральных представлений.

Следующие методы профилактики отклоняющегося поведения младших школьников занимают особое место в реализации программ обучения жизненным навыкам: ролевую игру, групповую дискуссию и мозговой штурм.

Ролевая игра - это метод обучения через практические действия. Фактически ребенку предлагается проиграть какую-то жизненную ситуацию в зависимости от роли, которую он получил в соответствии с сюжетом. Использование ролевых игр позволяет обучить необходимым жизненным навыкам, в частности, навыкам поведения в ситуациях, связанных с возможностью вовлечения в наркотизацию или негативного влияния этих веществ на здоровье ребенка (например, в случае пассивного курения), а также защиты от лиц их употребляющих (навыки безопасного взаимодействия с людьми, находящимися в состоянии опьянения).

Мозговой штурм - метод используется для стимуляции высказываний детей по определенным вопросам. Педагог предлагает детям высказывать идеи и мнения без какой-либо оценки или обсуждения этих идей и мнений и фиксирует все высказывания детей на доске до тех пор, пока не истощатся идеи или не кончится отведенное для этого время. Затем организуется обсуждение высказанных идей в группах.

Групповая дискуссия - способ организации совместной деятельности учащихся под руководством педагога с целью решения групповых задач или воздействия на мнения и установки участников в процессе обсуждения.

Важнейшая задача учителя начальных классов - осуществлять первичную профилактику девиантного поведения, которая позволит избежать проблем в будущем. Наибольшей эффективностью профилактическая работа обладает при воздействии на условия и причины девиантного поведения на ранних этапах проявления проблемы. Исходя из выше изложенного, профилактика отклоняющегося поведения - это система комплексных мероприятий на предупреждения отклонений в поведении во всех сферах жизнедеятельности ребенка. Система тактических действий, направленных на блокировку отрицательных влияний, разрыв нежелательных связей, создают благоприятные условия по формированию социально ценных отношений школьника в наиболее значимых сферах его общения и тем самым выступают профилактикой отклоняющегося поведения.

Культура общения  (беседа)

Цель: привлечь внимание учащихся к правилам этикета, заинтересовать нормами этикета.

В  ходе  этого  занятия  нужно  рассказать  о  правилах   ведения беседы, которые помогут школьнику быть приятным собеседником не только за столом, но и в любой ситуации.

1. Определим для начала, о чем говорить не следует. Старайся не говорить о вещах, которые могут неприятно задеть собеседника. Не говори пренебрежительно, например, об  актере маленького роста «метр с кепкой», если тот, с кем ты его обсуждаешь, и сам невысок.  Не унижай других. Не задевай чувств своего собеседника, не старайся его  обидеть.

2. Не сплетничай. Об отсутствующих говори только хорошо.  Сплетничать  не  красиво.

3. Не обсуждай вопросы, которые интересны  только  тебе. Каждому собеседнику - свою тему.

4. На улице и в общественном месте не надо разговаривать слишком громко, чтобы это слышали посторонние. Не думайте, что незнакомые люди обратят на вас восторженное внимание: «Ах, какие они смелые!» или «Ах, какие остроумные». Скорее всего, они  подумают: «Какая невоспитанность!»

5. Вообще не следует говорить слишком громко. Если на твои слова не обращают внимания, то это, скорей всего, не потому, что ты говоришь слишком тихо, а потому, что ты говоришь неинтересно . А может быть, твой собеседник не умеет слушать. Тогда не стоит тратить на него голосовые связки.

6. Не говори также и слишком тихо, чтобы люди не были вынуждены изо всех сил напрягать слух. Не бормочи под нос. Не говори слишком быстро, но и не растягивай фразы.

7. Если ты чего-то недопонял или недослышал, то не переспрашивай, как на базаре, "Что?" (а тем более "Шо?") Скажи: "Извините, я не расслышал".

8. Если к двум беседующим присоединился третий, подыщите тему, которая будет интересна, всем троим.

9. Очень дурная манера отвечать на вопрос вопросом. Это всегда звучит так, будто ты считаешь своего товарища круглым дураком. Например, тебя спрашивают: «Ты уже обедал?», а ты отвечаешь: «А что ж мне, без обеда сидеть, что ли?» Это бессмысленно и невежливо.

10. Расширять запас слов, которым ты пользуешься необходимо, но следует делать это с умом. Услышав какое-нибудь новое слово, попроси старшего объяснить тебе его смысл. А еще лучше - загляни в словарь! И только хорошо поняв значение нового слова, начинай его употреблять.

Если   ты  воспользуешься  этими  правилами,   ты станешь приятным собеседником и за столом, и в жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспекты уроков, доклады на темы самообразования

Открытые уроки по русскому языку и математике, доклады на темы самообразования ...

Доклад на тему:"Организация внеурочной деятельности. Преемственность начальной школы и дополнительного образования."

Выступление на круглом столе в МОУ школа № 8 г.о. Жуковский. Тема круглого стола:  "Функционирование воспитательной системы в ОУ в процессе реализации основных направлений образовательной програм...

Доклад доклад на тему: «Формирование культуры семейных отношений».

                                           Семья - один из шедевров природы                                                                           (Дж. Сантаяна,  философ)Семья - основанная на брак...

Педагогический совет по теме: "Современный урок - как основа эффективного и качественного образования". Доклад по теме: "Современный учитель"

В своей педагогической практике учителя начальной школы используют разнообразные формы, средства и методы обучения, направленные на формирование активности учащихся и способствующие повышению качества...